Роль Елены Уайт в преодолении ложных взглядов о сущности Триединого Бога в ранние годы развития Церкви Адвентистов Седьмого Дня

В.В. Андрусяк, директор Центра исследований трудов Е. Уайт ЕАД (2007 г.)

Актуальность и необходимость темы

В последние годы на страницах независимых изданий появился ряд антитринитарных публикаций. Все они утверждают[58], что на раннем этапе Церковь Адвентистов Седьмого Дня (АСД) придерживалась антитринирарных взглядов в понимании сущности Бога. Оппоненты Церкви АСД утверждают, что якобы у Елены Уайт не было твердой позиции по данному вопросу, и что она не оказала должного влияния на взгляды пионеров Церкви, и только после ее смерти Церковь изменила свою позицию в учении о Троице. Более того, факт принятия церковью учения о Троице наши оппоненты расценивают отступничеством Церкви АСД. Они считают, что для того, чтобы сегодня Церковь АСД была верной и истиной, ей необходимо возвратиться к вере адвентистских пионеров, т.е. принять их арианские взгляды.

В результате распространения подобных еретических взглядов в последние годы в некоторых местах нашим оппонентам удалось совратить членов Церкви АСД, которые, приняв это учение, оставили Церковь.

Полагаю, что эта стаья может стать ответом на данную проблему. Представляется исключительно важным показать, что Елена Уайт никогда не одобряла антитринитарной позиции, и ее высказывания не носили арианский характер. Как следствие Церковь при ее содействии встала на путь принятия учения о Триедином Боге.

Доктрина о Триедином Божестве, которая сегодня ясно изложена в учении Церкви АСД и принята всей Церковью, действительно не однозначно принималась адвентистами на раннем этапе развития Церкви. До полного принятия этого учения Церковь прошла через нелегкий процесс переосмысления непростого для понимания вопроса. Имеющиеся сегодня источники свидетельствуют о том, что это был нелегкий процесс. Сложность этого процесса состояла в том, что взгляды и позиции богословов, служителей и пионеров Адвентистского движения весьма отличались друг от друга. В этом нелегком процессе принятия учения о Триедином Боге неоценимая роль принадлежит Елене Уайт.

Настоящая стаья не ставит перед собой первостепенной задачи изучить учение о Сущности Божества. Эту задачу успешно выполнят ряд книг по данной тематике. Также данная статья не проводит всестороннее изучение позиций и высказываний различных богословов раннего периода Церкви АСД. Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть каким образом Елена Уайт ответила на неверные и ошибочные взгляды Адвентистских пионеров и тем самым отметить ее роль в истории развития учения о Троице в адвентистском богословии.

Чтобы рассмотреть роль Е. Уайт в развитии и принятии учения о Триедином Боге необходимо рассмотреть богословский контекст, в котором вестница Божья совершала свою миссию. Описание взглядов и пониманий ряда адвентистских пионеров позволит нам увидеть как Е. Уайт отвечала на происходящие события, взгляды и позицию, сформировавшуюся на том раннем этапе развития Церкви.

I. Богословский контекст, в котором совершала свое служение Елена Уайт на раннем этапе развития Церкви АСД

Прежде чем рассмотреть роль Елены Уайт в процессе развития и принятия учения о Триедином Боге необходимо обозреть эпоху, в которой совершала свою миссию Елена Уайт.

На данном этапе складывались богословские взгляды адвентистских теологов и служителей, которые оказывали влияние на формирование воззрений Церкви.