Взгляды адвентистских пионеров о сущности Божества

На основании ряда публикаций[59] можно считать, что с 1844 по 1888 годы большинство адвентистских пионеров не принимали доктрину о Троице, поскольку они считали ее непоследовательной, небиблейской, противоречащей здравому смыслу, папской или просто нехристианской.

Говоря о том были ли адвентистские пионеры антитринитаристами, по крайней мере, необходимо отметить, что их убеждения были основаны на определенных аксиомах: (1) Бог един и не может разделиться на отдельные личности; (2) Было время когда Иисус Христос не существовал; (3) Христос получил свою власть и силу от Бога и поэтому был Ему подчинен; (4) Дух Святой не является третьей Личностью Божества, а только силой или влиянием Бога или Христа.

Ошибка адвентистких пионеров состояла в том, что они пытались постичь Бога на рациональном уровне. А ведь Бог человеческим разумом непостижим. В понимании теологии Троицы им мешал буквалистский подход к Библии, вот почему учение о триедином Боге не имело для них никакого здравого смысла. Также следует отметить, что в эпоху зарождения Адвентистского движения были весьма популярны арианские взгляды на Бога. Очевидно, что ряд адвентистских пионеров был подвержен этому влиянию. К сожалению, потребовались годы, прежде чем Церковь пришла к библейскому пониманию триединого Бога.

На протяжении многих лет влиятельные адвентистские пионеры, такие как Иосиф Бейтс, Урия Смит, Джеймс Уайт и другие придерживались антитринитарной позиции. Несмотря на то, что родители И. Бейтса были конгреционалистами и верили в триединого Бога, он не разделял их кредо и стал приверженцем Христианского союза. О своих убеждениях он писал: «В своей вере они (родители) придерживались таких взглядов, которые я не мог понять, а именно: метод крещения и доктрина о Троице»[60]. Отец И. Бейтса безуспешно пытался убедить его. Тем не менее, несмотря на свои арианские взгляды он стал активным служителем и одним из основателей субботствующего адвентистского движения. Что касается Джеймса Уайт, замечу, что со временем он смягчил свои антитринитарные взгляды; он относил эту доктрину к учению имеющему теоретическую природу и отводил ей второстепенную роль[61]. Можно не согласиться с утверждением Л. Фрума, что Е. Ваггонер оставался полностью антитринитарием.65 Хотя Е. Ваггонер никогда полностью не принял тринитарную позицию, с 1888 года, наблюдается некоторая эволюция в его взглядах, которая, на мой взгляд, приблизила его мировоззрение к ортодоксальной тринитарной позиции. И этим он, безусловно, сколько-то отличается от своих соратников.[62]