Заключение

В заключении следует отметить следующее:

1- история развития пронимания учения Церкви АСД в вопросах учения о сущности Бога имеет большое значение. Поэтому, чтобы разобраться в этих вопросах нам нужно знать как происходило развитие учения Церкви.

2- адвентистские пионеры имели различные взгляды на сущность Бога. Они их унаследовали будучи в различных протестантских деноминациях до прихода в Адвентистское движение.

3- наличие неполной истины не должно нас удивлять. Бог всегда открывает новый свет. Более того, Адвентистское движение – это начало нового 7-го периода Церкви Божьей по пророчеству. В предыдущем периоде Адвентистские пионеры не имели полноты света и в таком состоянии они пришли в новое движение. Но в новом периоде Бог открыл новый свет через Свою вестницу. Здесь мы можем увидеть важную роль вестницы Божьей.

4- Е. Уайт никогда не поддерживала антитринитарной позиции. Мы не можем найти не одного ее высказывания имеющее арианский смысл.

5- Посредством ее служения Церковь пришла к правильному пониманию учения о сущности Божества.

6- Рассмотрев последовательность высказываний Елены Уайт, мы видим, что в своих высказываниях она была осторожна и последовательна. Она несла своевременные и необходимые вести для Церкви. В результате ее служения Церковь АСД приняла полноту учения о Триедином Боге.

[1] Woodrow Whidden, Jerry Moon, and John W. Reeve, The Trinity (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 2002); Gerald Wheeler, fames White, Innovator and Overcomer (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 2004); George Knight, Joseph Bates: The Real Founder of Seventh-day Adventism (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 2004); Merlin Burt «Demise of Semi-Arianism and Anti-Trinitarianism in Adventist Theology, 1888-1957», unpublished research paper, 1996 AUHR. См также: Russell Holt, «The Doctrine of the Trinity in the Seventh-day Adventist Denomination: Its Rejection and Acceptance», unpublished paper, Andrews University, 1969. Whidden, Moon, and Reeve, 189. Мун ясно показывает, как развивалось понимание Еленой Уайт этого специфического доктринального вопроса. Ее заявления на этот счет определенно показывают развитие «от простого к сложному». Последние ее

[2] LEF to HCL, September 26, 1945.

[3] Maurice F. Wiles, The Making of Christian Doctrine (London:Cambridge University Press, 1967).

[4] Джордж Найт показывает, как это понятие в адвентизме было заложено Джозефом Бейтсом в книге Joseph Bates: The Real Founder of Seventh-day Adventism (Washington D.C.; Review and Herald Pub. Assn., 2004), 83-88.

 

[5] «1919 Bible Conference Transcript», July 13, 1919.

[6] GC Bulletin, February 23, 1893, 350.

 

[7] Author’s interview with former Union College student George S. Hutches, February 11, 1981.

[8] H. M. S. Richards to G. M. Valentine, May 21, 1981.

 

[9] W. C. White to O. A. Olsen, October 24, 1895.

 

[10] W. C. White to Brethren, November 21, 1895.

[11] W. C. White to S. McCullogh, November 5, 1895; W. C. White to A. J. Breed, November 22, 1895.

 

[12] E. G. White to S. N. Haskell, November 6, 1895.

 

[13] A. G. Daniells to O. A. Olsen, November 22, 1895. Даниэльс признавал, что его собственный духовный опыт был фактически изменен под влиянием проповедей Прескотта, и эти духовные мужи вскоре стали друзьями на всю жизнь. 

[14] A. G. Daniells to W. W. Prescott, March 3, 1896.

[15] «The Cooranbong Institute», RE,June 16, 1896, 378.

[16] A. G. Daniells to W. W. Prescott, March 3, 1896; H. Camden Lacey to A. W. Spalding, June 2, 1947.

 

[17] W. C. White to O. A. Olsen, May 1, 1896.

[18] Это была манера написания книг Елены Уайт. Ранее она просила А.Т. Джонса просмотреть ее рукопись с библейской и богословской позиций, чтобы быть уверенной в корректности выраженных ею идей.См. Письмо Е.

Уайт С. Джонсу, 18 мая 1887. (W. C. White to C. H. Jones, May 18, 1887).

[19] Prescott to O. A. Olsen, February 10, 1896; E. G. White «Diary» February 1896 and April 1896. Рукопись книги «Жизнь Христа» была действительно переработана и не публиковалась на протяжении следующих двух лет. 

[20] A. G. Daniells to W. W. Prescott, March 3,1896; H. Camden Lacey to A.W. Spalding, June 2, 1945.

 

[21] Интересен факт, что когда Даниэльс сообщил Прескотту о той помощи, которую ему оказала книга Эндрю Мюррея в его проповедовании на встрече церковных служителей в Армандейле, он все еще ссылался на Духа Святого, выражаясь безличным местоимением (англ. – it, «оно»). Он говорил: «Мы рассуждали о Духе Святом и молились о Его (англ. — Its) присутствии, мы ясно ощущали, что Он (англ. — It) пришел к нам и воистину благословил нас…»  См. A. G. Daniells to W. W. Prescott, March 3, 1896. Это использование безличного местоимения могло просто указывать на то, что Даниэльс неосознанно использовал это языковое клише, или же на то, что понимание Духа Святого как личности пришло к нам в Курабоне, а не в Мельбурне. Это предположение обнаруживается в переписке Ласи с Фрумом (L. E. Froom to H. Camden Lacey, August 8, 1945).

[22] Сообщение Ласи Фруму было написано в ответ на просьбу Фрума разузнать, была ли в то время какая-то особая ситуация для «ажиотажа или дискуссии» в Австралии по поводу представлений о  вечной Божественной сущности Христа. Могла ли она повлиять на написание книги «Желание веков»? Фрум написал Ласи 8 августа 1947 г. Сохранился ответ Ласи на заданный ранее Артуром Спалдингом вопрос по тому же поводу. Ласи цитирует некоторые изменения, сделанные адвентистами в тексте известных христианских гимнов с тем, чтобы избежать упоминания Троицы и Духа Святого как личности (точно так же, как и ссылки на праведность по вере). Он был рад тому, что в 1941 г. слова в гимнах были возвращены к оригинальным текстам. Изменения в тексты гимнов были внесены музыкантом Англиканской церкви, мать которого первой стала адвентисткой. 

[23] Unpublished chapel talk, November 30, 1948; E. G. White, The Desire of Ages, 530.

[24] Хотя в доктринальном резюме в «Ревью» в 1913 г., его редактор М. Вилькокс мог заявить, что адвентисты верят «в Божественную Троицу», его язык  был настолько несовершенным и туманным, что включал в себя и традиционные полуарианские и тринитарные формулировки. Иисус был просто «Сыном Вечного Бога», в то время как Дух Святой – «третьей личностьюБожества». «The Message for Today»» RH October 9, 1913, 21.

 

[25] See Judson Washburn, «The Trinity», 1939.

 

[26] Bemhard Lohse, A Short History of Christian Doctrine (Philadelphia, Fortress Press, 1985), 22. 

[27] От лат. Trinitas – Троица.

[28] Например, Ориген говорил, что Библия «написана Св. Духом». Ориген, Против Цельса 5.60.

[29] J.N.D Kelly. Early Christian Doctrines (New York: Harper & Row, 1960), 118.

[30] Ириней. Против ересей. 2.30.9.

[31] Афанасий. Послание к епископу Серапиону о Св. Духе. 1.2.20-27.

[32] Григорий Назианзин. Богословские беседы 5: О Святом Духе 5.

[33] Василий. Послания 159.2.

[34] Grudem, Wayne. Systematic Theology (Grand Rapids: Zonderwan, 1994), 232233.

[35] В синодальном переводе paracletos в этом тексте переведено как «Ходатай».

[36] Grudem, Wayne. Systematic Theology (Grand Rapids: Zonderwan, 1994), 230.

[37] Olson, Roger E. The Story of Christian Theology: Twenty Centuries of  Tradition and Reform (Downers Grove, Ill.: Intervarsity Press, 1999): 531-532.

[38] Himes, Joshua V. “Christian Connection” [1833]. In Encyclopedia of Religious Knowledge. Ed. J. Newton Brown (Brattleboro, Vt.: Brattleboro Typographic, 1838): 363. Курсив наш. Джошуа Хаймс, кстати, был вторым по своей значимости лидером после У. Миллера в миллеровском движении 30–40-х гг. ХIХ столетия.

[39] Gane, Erwin R. “The Arian of Anti-Trinitarian Views Presented in Seventh-day Adventist Literature and the Ellen G. White Answer.” M.A. thesis (Andrews University, 1963), 109.

[40] Spear, Samuel T. The Bible Doctrine of the Trinity. Bible Students’ Library, No. 90 (March 1892): 3-14.

[41] White, Ellen G. The Desire of Ages: The Conflict of the Ages Illustrated in the Life of Christ (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), p. 19.

[42] Там же, С. 530.

[43] Там же, С. 671 (курсив наш).

[44] Whidden, Woodrow W. The Trinity: understanding God’s love, His plan of salvation, and Christian relationships (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2002), 199.

[45] Kellog, John. The Living Temple (Battle Creek, MI: Good Health Pub. Co., 1903), 30-32.

[46] См. Trinity, 215.

[47] Special Testimonies, Series B, No. 7, pp. 62, 63 [1905]. Цит. по книге Evangelism, p. 615. См. также Special Testimonies, Series A, No. 10, p. 37. Цит. по книге Evangelism, p. 617.

[48] Ср. также со словами Е. Уайт: «Мы призваны к соработничеству с тремя вышними силами неба – Отцом, Сыном и Св. Духом. Эти три силы будут действовать через нас, делая нас соработниками с Богом». См. Special Testimonies, Series B, No. 7, p. 51. Цит. по книге Evangelism, p. 617.

[49] Manuscript 66, 1899. Цит. по книге Evangelism, p. 616.

[50] Manuscript 20, 1906. Цит. по книге Evangelism, pp. 616, 617.

[51] Дымань А. Церковь христиан адвентистов седьмого дня и реформационные движения. Заокский: «Источник жизни», 1998. С. 149.

[52] Дж. С. Робертсон. История Христианской Церкви. Т. 1, С. 188.

[53] Уайт Е. Евангелизм. С. 616—617.

[54] Уайт Е. Христос – надежда мира: Пер. с англ. Заокский: «Источник жизни», 1993. С. 19.

[55] Там же. С. 530.

[56] Там же. С. 785.

[57] Andreasen M. L. «Дух Пророчества». Лома Линда, Калифорния, 30 ноября, 1948, цитата из Russell Holt, «Доктрина о Троице Церкви адвентистов седьмого дня: отвержение и принятие» (Term Paper, Seventh-Day Adventist Theological Seminary, 1969), 20.

[58] Lynnford Beachy, Did They Believe in the Trinity (1966). Fred Allaback, No new leaders. No new Gods! (Creal Spring, Ill, 1995).

[59] Josef Bates, A Vindication of the Seventh-day Sabbath, and the Commandments of God, New Bedford, Mass., 1848, 69-70. Hiram Bingham, “Bro. White”, RH 16 Sep. 1851, 31, “At length I found a people who, like myself, did not believe our blessed Savior was the Eternal God”. R.F. Cottrell, “The Doctrine of the Trinity”, RH, 1 June 1869, 180-181. C.W. Stone, “The Capitan of our Salvation”, Battle Creek, Mich., 1886, 12-20.

[60] J. White, Review and Herald, September 12, 1854.

[61] J. White, “Christian Union”, Review and Herald, 12 October 12, 1876. 65 L. Froom, Movement of Destiny, Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1971, 188-299.

[62] E. J. Waggoner, Christ and His Righteousness, Oakland, Calif., PPPA, 1892, 9, 12, 21, 22.

[63] Froom, 84. 

[64] J. Moon, J. Reeve, W. Whidden, The Trinity, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 2002, 193.

[65] J. White, Sketches of the Christian Life and Public Labor of William Miller, Battle Creek, Mich., Steam Press of the SDA Publishing Association, 1875, 59.  70 J. Bates, The Autobiography of Elder Josef Bates, Battle Creek, Mich., Steam Press of the Seventh-day Adventist Publishing Association, 1868, 205.

[66] J.N. Loughborough, Review and Herald, November 5, 1861, 184.

[67] J.H. Waggoner, 173-175.

[68] D.M. Canright, “Jesus Christ the Son of God”, Review and Herald,18 Jun. 1867.

[69] U. Smith, Daniel and Revelation, 487; Looking Unto Jesus, 10.

[70] J. M. Stephenson, “The Atonement”, Review and Herald, 14 Nov. 1854.

[71] U. Smith, “The Spirit of Prophecy and Our Relation to It”, The General Conference Bulletin, 18 Mar. 1891.

[72] U. Smith, RH, 23 Mar. 1897.

[73] U. Smith, “In the Question Chair”, Review and Herald, 14 Nov. 1854.

[74] Rolf Pohler, Change in Seventh-day Adventist Theology. A Study of the Problem of Doctrinal Development, Doctoral Dissertation, 170.

[75] Rolf Pohler, 172.

[76] E. White, Early Writings, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1945, 54.

[77] Е. Уайт, Рукопись № 131, 1897 г.

[78] Е. G. White, Review and Herald, 5 July,1887, Комментарий АСД 7, 445.

[79] E. G. White, Youth’s Instructor, 4 Aug. 1898.

[80] Pohler Rolf,  с.458.