Природа Божьего Сына

Ошибка адвентистов пионеров состояла в том, что они считали Христа, Сына Божьего, рожденным Богом Отцом, то есть, имеющим начало. Отсюда вытекало следующее заблуждение, что имя hw√ hyà — Яхве (Иегова) – переводимое, как Сущий,

Самосуществующий, Имеющий жизнь в самом Себе, всегда относилось в Библии только к Вечному и Единому Богу Отцу.

 Мы знаем из Св. Писания, что Бог создал ангелов, и слово

«ангел» означает вестник. Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете всей Библии, а также контекста, можно сказать, что этим Ангелом Господним является Сын Божий – Иисус Христос. Адвентисты с самого начала разделяли такую точку зрения, но не придавали особого значения тем стихам, в которых упоминалось об Ангеле Господнем как о равном Богу. Обратим же теперь наше внимание на следующие примеры, в которых действует, Ангел Господень, как мы думаем — Божий Сын.

В 16-й главе книги «Бытие» говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сары.

Быт. 16:7-11,13. «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. …Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. …И нарекла Агарь Господа, ( h√whÃy — Яхве) Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня».

Обратите внимание, что Ангел Господень говорит так, как будто Он — Бог Яхве (Иегова). Разве это не наводит на мысль, что Он – Господь? Можно ли в этом сомневаться, если Агарь прямо называет Его Яхве?

Исх. 3:1-6. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Это место Священного Писания – одно из самых сильных доказательств Божественности Иисуса Христа и Его равенства Богу. Обратите внимание на 2 стих. Кто является Моисею в пламени горящего куста? Ангел Господень. Кто этот Ангел Господень? Единородный Сын.

В 4 и 5 стихах Сын Божий назван Господом и Богом. А в 6 стихе, уже Сам Христос говорит о Себе, что Он является Богом Авраама, Исаака и Иакова, чем, фактически, заявляет, что Ему поклонялись как Богу все патриархи.

Если читать следующие тексты можно увидеть еще большее.

Посмотрите 13 -15 стихи этой же главы: Исх.3:13-15. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь

Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.» Итак, всё это говорит не Кто Иной, как Сын Божий — Иисус Христос. Он есть Сущий. О Нем должны были помнить и поклоняться Ему из рода в род.

Обратите, также внимание на Исх.6:3: «Являлся Я Аврааму, Исааку, и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим Господь, не открылся им».

Таким образом, Ангелу Господню поклонялись все патриархи, так как Он Сам сказал Моисею об этом. Итак, это Сын Божий говорил о Себе.

Как вы думаете, поддерживает ли Е. Уайт такое толкование? Несомненно.

Например, если открыть только первую главу книги «Желание веков», то можно прочитать следующее: «Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый. Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть… Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: «Я есмь Сущий… Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам» (Исх. 3:14). Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился «в образе человеческом». Он назвал Себя Сущим (Я есмь). Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, «явившийся во плоти»» (1 Тим. 3:16)

Обратите внимание на слова, выделенные (мной Е.С.) жирным шрифтом. Проследите мысль, которую передает Е. Уайт. Еще раз загляните в Библию. Это же очевидно: Тот, Кто предстает пред Моисеем в горящем кусте – есть Всемогущий Бог, и это не Кто Иной, как Иисус! Кстати, такое движение мысли в книге «Желание веков» длиной не в одну страницу, в главе посвященной Христу, невозможно подделать или «отредактировать». Это именно ее слова! И они находятся в полной гармонии с Библией!

Продолжим наше исследование.

Если Ангел Господень при встрече с Моисеем сообщает, что это именно Он являлся Аврааму, Иакову, значит, должно было остаться свидетельство их встреч, в которых непременно должен был фигурировать именно Ангел Господень.

Находим ли мы подтверждение наших догадок? Несомненно

Авраам. Авраам Беседовал с Ангелом Господним, когда Тот решил посетить Содом и Гоморру.

Иаков. Ангел Господень явился патриарху Иакову и говорил с ним во сне. Это записано в Быт 31:11-13, Ангел говорит с Иаковом, но говорит, не от имени Бога, а говорит как Бог и называет Себя Богом:«Я вижу все, что делает Лаван с тобою. Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где дал Мне обет». Получается, что этот Ангел — одновременно и вестник от Бога, и Сам Бог. В жизни патриарха Иакова был ещё один случай встречи с Ангелом Божьим, Который на самом деле был Богом. Это описано в книге Бытие: «И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человека одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь об имени Моем? И благословил его там и нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл: ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя»

Теперь обратим внимание на следующие тексты:

Суд.13:17,18.«И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно».

   Здесь мы читаем, что Маной (Отец Самсона) спрашивает

Ангела Господня (считаем, что это Сын Божий) о том, какое у Него имя. Что на это отвечает Ангел Господень? Он уклоняется от ответа, говоря, что Его имя «чудно» (то есть, оно – необычное, не такое, как у других существ). Поэтому мы приходим к следующим выводам: 1) Имя у Сына Божьего было особым, не таким, как у других 2) Его имя несло какую-то особую информацию, что не позволило огласить его.

И всё же, какое имя носил Сын Божий в Ветхом завете? Мы близко подходим к ответу, когда читаем Исх.23:20-21. Бог Отец наставляет израильский народ следующими словами:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в

Нем».Обратите внимание, Бог Отец заявляет, что Его имя в Его Ангеле! Ангел Господень – это Божественная Личность. Кроме того, о Нем Отец сказал еще нечто удивительное: Его голоса нужно слушаться и не упорствовать, так как Он может и не простить греха. Разве теперь не становится ясно, что Ангел Господень имеет все полномочия Своего Отца, имея равенство Ему и Оба Они – Божественные Личности?

Вывод: Сын Божий, Который в Писании часто называется Ангелом Господним, является по природе Богом, абсолютно таким же, как и Его Отец. Сын Божий – это тоже Яхве (Иегова)

Еще один очень важный текст: Суд 6:12-14. «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: `из Египта вывел нас Господь’? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Исследуя этот отрывок, мы никак не ошибемся, если скажем, что Ангел Господень – это Сам Господь (h√whÃy).

В отношении некоторых текстов, наши оппоненты, полемизируя с нами, пытаются убедить, что Ангел Господень не Бог, а личность, которая играет роль представителя Иеговы действующего от Его имени. Но этот отрывок не оставляет никаких шансов на подобное толкование. Итак, всё по порядку: Гедеону является Ангел Господень (Сын Божий) и приветствует его. Гедеон отвечая на приветствие, высказывает свои сомнения и печали, не подозревая, Кто в действительности находится перед ним. Но далее происходит нечто незаурядное: «Господь (h√whÃy) воззрев на него» произносит Гедеону Свои повеления. Но заметьте, что это (речь, взор) исходит от одной и той же личности – Ангела Господня. Понимаете, что это значит? Ангел Господень – Сам Иегова, и Он не является Тем, Кто действует от имени Господа. Именно о Самом Ангеле сказано: «Господь воззрел» Иначе и быть не может.

Вывод: Ангел Господень — это Сын Божий, Который является Господом Яхве (Иеговой), точно таким же, как и Его Отец.

Но неужели существуют Две Личности с именем Яхве? Да, существуют. И об этом также говорится в Библии.

Быт.19:24: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба». Здесь мы видим, что происходит наказание Содома и Гоморры, которое осуществляяют два Господа, ибо написано: «Пролил Господь… огонь от Господа» (в обоих случаях — hw√ hyÃ). Итак, один был на земле. Это был Тот, Кто беседовал с Авраамом, скрыв свою божественность как простой путник. Он же руководил всем процессом. Другой действовал как источник. Тот, кто был на земле, вероятно, являлся Сыном Божьим, другой на небесах – Богом Отцом.

То же самое показано у пророка Захария 3:1-2: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь (hw√ hyÃ) сатане: Господь (hw√ hyÃ) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, (h√whÃy) избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» Здесь мы читаем, как Ангел Господень названный Господом (Яхве) запрещает противодействовать сатане именем другого Господа, также названным в Библии (Яхве). (в обоих случаях использован тетраграмматон — h√whÃy)

Кто этот Ангел Господень? Христос. Кто Другой? Его Отец. А как комментирует эти слова Е. Уайт? Аналогично. В своей книге «Пророки и Цари», она пишет: «В пророчестве Захарии ставится на вид обвинительная работа сатаны и работа Христа, оказывающая сопротивление сопернику Его народа»

Для того чтобы поставить точку в этой главе, предлагаем вашему вниманию последний текст Библии, который станет цементирующим элементом наших исследований Ис.6:1-3 «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Читая книгу пророка Исаии, мы видим, что Исаия видел на престоле — Всевышнего Бога, (в оригинале — hw√ hyà Яхве) Которому поклонялись Серафимы. Но когда мы открываем евангелие Иоанна, то в Ин.12:41 читаем: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (о Христе)».

Вывод: Исаия на престоле видел Сына Божьего, Которому поклонялись Серафимы как Богу.

Общий вывод: В Ветхом Завете Иисус и Отец названы одинаково, — Господом (евр. Яхвэ или Иегова). Единородный Сын Божий – это Иегова Ветхого завета, как и Его Отец, что свидетельствует о равной природе как Одного, так и Другого. Христос – Сущий, Он не имеет начала, как и Отец. Именно в этом пункте, к сожалению, заблуждались пионеры адвентизма.