2. Молясь Духом Святым (ст. 20б)

Здесь Иуда во второй раз упоминает Святого Духа. Он говорил о том, что заблуждающиеся христианские лидеры не имеют духа (ст. 19), а теперь он призывает истинных христиан молиться Духом Святым. Ему могли возразить, что каждый христианин должен иметь Святого Духа, ибо Дух Святой — это дар Бога в день Пятидесятницы, дар Церкви и всякому обращенному в веру. Распространялась ложная весть, что есть христиане «низшей категории», которые спасены, но не обладают Духом, и есть христиане «высшей категории», которые наделены более высоким духовным знанием. Иуда переворачивает этот аргумент с ног на голову — ведь люди, которые учат подобным доктринам, на деле показывают, что они еще не обращены!

Разумеется, Библия учит, что мы должны быть наполнены Духом (Еф. 5:18), но это постоянное требование духовного возрастания для каждого христианина, а вовсе не упрек в адрес какой–то группы, причисляемой к более низкой категории христиан.

Один из аспектов деятельности Святого Духа состоит в том, чтобы убедить нас в следующем: разница между тем, как должно быть и как есть, может быть постигнута только при исследовании Библии. Когда мы убеждаемся в этом лично, то называем этот опыт осуждением греха. Когда мы видим это в другом человеке, то можем осознать, что ему нужно понять конкретную христианскую истину, чтобы стать христианином, или лучшим христианином, и мы называем такой опыт любовью. Когда мы познаем это на уровне церкви или организации, то этот опыт может обретать разные формы (Зах. 12:10; Ин. 4:24; Рим. 8:15,16,26,27; Гал. 4:6; Еф. 6:18). Мы можем предпринимать разные действия, но первый и непременный ответ должен быть через молитву, чтобы сократить этот пробел, особенно когда проблема требует основательной и постоянной молитвы. Кальвин мудро комментирует такую ситуацию: «Наша природа столь холодна, что нам не удается преуспеть в молитве без содействия Святого Духа»[384].

Важно понять, что Иуда не упрекает христиан за то, что они якобы неправильно, бездуховно, молятся, и не призывает их научиться молиться более возвышенно, как если бы это была молитва «вне» Духа, а также «в Духе». Данн (и многие другие), напротив, думает, что Иуда подвергает «суровой критике своих оппонентов за отсутствие у них Духа, за мирские привычки… за то, что они притязают на духовность (pneumatikoi, «духовные»), отрицая это в других». Далее он говорит: «Цель Иуды, по–видимому, заключалась в том, чтобы призвать к достижению того же равновесия даров, к которому побуждает Павел в 1 Кор. 14, поэтому можно полагать, что здесь речь идет о харизматической молитве, включая глоссолалию, т. е. говорение на языках»[385].

Но было бы огромной ошибкой считать, что Иуда призывает здесь к глоссолалии, даже просто предполагать это. Нет никаких оснований считать, что Иуда рассуждал с этих позиций. К такому заключению можно прийти, лишь заранее решив, что молитва в Святом Духе означает непременное использование подобного рода харизматических даров. Но это было бы уже привнесением в текст своего толкования, того, чего в нем не содержится. Иуда же просто хочет, чтобы мы молились.

В контексте рассматриваемой им темы Иуда утверждает, что наши молитвы за себя и за других не должны отклоняться от нашей веры и надежды. Мы должны своими молитвами заложить добрую и здоровую основу веры для новообращенных христиан; должны молиться о том, чтобы наши учителя и сами не впали в заблуждение, и нас не повлекли за собой; должны молиться за тех, кто впал в заблуждение, чтобы они смогли осознать это и вернуться к прежней вере.