6. Таланты, дарования и духовные дары

Маленький Джошуа способен в точной тональности спеть и сыграть любую песню, которую слышал всего лишь однажды. Джуди легко производит в уме действия сложения, умножения и деления. Тина несколькими штрихами создает очень похожие портреты. Томас может разобрать любое механическое приспособление и собрать его снова (причем будет лучше, чем прежде). Бобби может составить любую компьютерную программу.

Мы называем таких детей талантливыми или одаренными, потому что они обладают способностями, которые выделяют их среди остальных детей. Словарь представляет слова таланты, дарования и способностикак равнозначные, но в этой книге, для облегчения понимания Божьей системы распределения этих способностей, мы отнесем талантыи дары к разным категориям.

Естественными способностями мы обладаем от рождения. Мы называем их талантами. Их необходимо развивать, «тренировать» и использовать во всей полноте.

В течение жизни, по мере нашего роста, Бог добавляет нам еще способностей, чтобы помочь в нашем стремлении выполнить то, что Он поручил нам сделать. Если мы верны в развитии тех талантов, которые Он нам дал, то Он дает еще больше. Эти способности, растущие на протяжении всей нашей жизни, мы называем дарами. Дары схожи с талантами, но они не даются нам при рождении и в их количестве мы не ограничены. Подобно природным талантам, дары могут быть развиты и натренированы.

А еще существуют духовные дары, которые Господь дает нам время от времени для выполнения конкретных задач. Эти сверхъестественные дары предназначены для непосредственного использования в экстренных ситуациях. Возможно, оказавшись в подобной ситуации во второй раз, вы уже не сможете проявить эти дары снова.

Например, вам необходимо слово мудрости, чтобы найти выход из конкретной ситуации. И оно может прийти вам на помощь. Однако, столкнувшись с проблемой в следующий раз, вы, вероятно, не сможете вновь проявить этот дар, потому что духовные дары нам не принадлежат. Они приходят к нам по воле Святого Духа для определенных целей и в конкретное время.

А сейчас рассмотрим этот вопрос более подробно.

Природные таланты

Природные дарования до определенной степени связаны с наследственностью. Мы часто замечаем, что такие черты, как склонность к музыке, интеллектуальность и математические способности являются семейным достоянием. Мать и сын очень музыкальны, отец и дочь прекрасно разбираются в математике. Создается впечатление, что, соткав каждого человека в материнском чреве и наделив его генетическими талантами, Господь вдыхает в него дух, совершенным образом соответствующий этим талантам. Этот дух также согласуется с индивидуальностью человека, типом личности и всем остальным, делая каждого человека единым целым.

Количество доступных человеку талантов безгранично. Господь будто выбирает чтото из необъятного резервуара и вкладывает в наши «контейнеры», чтобы благословить нас, наши семьи, наши общины и весь мир. Обычно Он дает нам не один талант, мы получаем их целые наборы, и каждый такой набор уникален, как и мы сами.

До определенной степени Библия подтверждает, что таланты наследуются генетически. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа… (Быт. 4:20–22).

Судя по всему, это означает, что упомянутые таланты передавались по семейной линии. Они являлись частью физического строения, которым наделил этих людей Господь: для их блага и для блага мира.

О природных талантах упоминается, например, в Книге Исход (эпизод, в котором рассказывается, как израильтяне строили скинию). И все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками… И все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть (Исх. 35:25,26).

Дальше мы читаем: …смотрите, Господь назначил именно Веселиила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани. И стал работать Веселиил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь (Исх. 35:30–36:1).

Некоторым дается огромный талант, гениальность, которую словарь определяет как «яркое проявление способностей или возможностей индивида». Для того чтобы оставить след в тысячах сердец, изменить мир к лучшему, выполнить конкретные задания, Господь иногда дает сверхъестественный талант, или гениальность.

Например, в настоящее время известен гений-математик, Стивен Хокинг, идущий по стопам Эйнштейна. Существует также физическая гениальность: например, Уэйн Грецки – непревзойденный хоккеист, а Майкл Джордан – гений баскетбола. Эдисон был гениеммехаником, как и братья Райт. Робин Уильямс и Билли Кристал – гениальные артисты. И этот перечень бесконечен.

Мировая история наполнена примерами действенного проявления талантов. Возьмите хотя бы такую простую, казалось бы, вещь, как хлеб. Когда-то давным-давно человеку с определенным талантом пришло в голову разработать весь процесс – от выращивания зерновых до буханки на нашем столе. Легко ли додуматься до того, чтобы взять странную биологическую культуру под названием «дрожжи», добавить муки, замесить, оставить образовавшуюся массу в тепле, чтобы она подошла, снова замесить, а потом еще и испечь? Этот процесс слишком трудоемок, чтобы сложиться случайно. Кто-то, обладающий талантом экспериментатора и знаниями о том, как ведут себя мука и дрожжи, должен был сложить свои знания в процесс, который известен сейчас почти каждому человеку.

Вспомните об одежде. Как люди додумались, что из исходных материалов можно получить то, что мы сейчас носим? Мечтал ли кто-нибудь из вас о шерстяных носках, глядя на мирно пасущиеся стада? Представали ли перед вами рубашки, платья или брюки при виде пушистой коробочки хлопчатника? А кто-то догадался! Кто придумал вязание? Кто (уже в наше время) создал микросхемы, которые теперь являются такой же привычной для каждого дома вещью, как и буханка хлеба на столе?

Не стоит ограничивать себя рамками в понимании таланта. Иногда, замечая, что ребенок не может петь, играть на рояле или заниматься спортом, мы думаем, что у него нет никаких способностей. Совершенно не обязательно. Родители Эйнштейна, наверное, приходили в отчаяние от того, что он прогуливал уроки математики и постоянно терялся по дороге домой. Эми Грант когда-то сказали, что ее способности не имеют никакого отношения к музыке. Многим талантливым писателям говорили, что они не умеют писать. Поэтому следует поощрять детей в исследовании самих себя.

Кстати, не стоит выискивать наиболее эффектные формы талантов. Здесь требуется осторожность. Гениальностью обладают не все люди и не все дети, но Господь призывает и многих «средних» людей с их «средними» способностями. К тому же те таланты, которые более всего ценятся в нашем обществе, могут и не иметь большого значения для Бога. С точки зрения христианства, самые важные таланты могут быть наименее заметны и не слишком почитаемы в мире вокруг нас.

Вспомните, какие действия перечислены в Послании к Римлянам (гл. 12) и в Первом послании к Коринфянам: служение, учение, увещевание, щедрость или участие в нуждах других, начальствование, благотворение, вспоможение и управление. Наше общество может понять ценность учения, начальствования, управления и даже щедрости. А как быть со служением? А с участием в нуждах других? А со вспоможением? Окружающие могут оценить эти качества как приятные, но не практичные, поскольку ни заработать на них, ни впечатлить ими нельзя.

Существуют таланты, которые жизненно важны для построения Царства Божьего, для оказания помощи семьям и церкви, а также для облегчения существования общества. Они важны не менее, чем таланты музыканта, спортсмена, математика, ученого и тому подобное. Мать Тереза явила собой прекрасный пример человека, который использовал свои таланты служения, вспоможения и проявления милости к самым малым из детей Божьих. Ее жизнь стала воплощением стиха: Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми (Прит. 22:29).

Главное – не сравнивать наших детей ни с кем другим, обладающим большими или меньшими способностями. Важно, что Господь дал каждому ребенку таланты, которые соответствуют Его плану и Его целям. Наша задача как родителей – помочь им развить то, чем они уже обладают.

Развитие талантов

Не позволяйте детям зарывать таланты, которые даровал им Господь, как в притче о талантах в Евангелии от Матфея 25:14–28. Они могут развить их. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Прит. 22:6) – этот стих можно перефразировать с несколько иным акцентом: «Наставь юношу в том, к чему он склонен». Важно не только учить детей Божьему характеру, но и делать это в соответствии с тем, как их сотворил Господь, и какими талантами Он их наделил.

Иногда мы впадаем в искушение принять свой талант как должное, как нечто, позволяющее нам делать что-то с легкостью. Если, скажем, нам не нужно прилагать лишних усилий для понимания математики, или латинского языка, или чего-то еще, мы расслабляемся – и в результате оказываемся позади всех остальных. Учиться – полезно и даже, может быть, весело, но мы должны использовать свои природные таланты во всей их полноте и продвигаться дальше, навстречу к совершенству. Для этого потребуется работа по развитию своих талантов, упорные занятия и тренировка.

Дети должны всегда стремиться к совершенству во всех сферах своей жизни, как Даниил и его друзья: И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. ‹…› И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его (Дан. 1:17,20).

Эти молодые люди доверились Богу в обретении мудрости и получении помощи и преуспели во всем, что делали. Так следует поступать и нашим детям, но особенное внимание они должны уделять своим талантам, потому что Господь ничего не делает бесцельно.

Однако это не значит, что те сферы деятельности, в которых ваши дети наделены талантами, обязательно должны стать ориентиром для их карьеры или центром их жизни. Например, если ребенок музыкально одарен, это не означает, что он станет второй Эми Грант, Марвином Хамлишем или Моцартом. Музыка может просто пригодиться ему в жизни: петь в церковном хоре, на венчаниях и семейных праздниках, аккомпанировать своим детям, писать музыку и учить других.

Таланты даруются от Бога, поэтому они должны быть развиты, независимо от того, станут ли они вашей карьерой, или нет. Наличие таланта, разумеется, не приводит к развитию карьеры автоматически. С одной стороны, один и тот же талант можно использовать поразному. Например, способность к письменной речи не гарантирует карьеры писателя или репортера. Она может выразиться в форме театральных пьес, политических речей, проповедей; может пригодиться при составлении брошюр, рекламных материалов и просто прекрасных, ободряющих писем к друзьям.

Однако не таланты, а наши взаимоотношения с Богом должны определять пути, по которым будет двигаться наша жизнь. Наши способности, являясь частью данного нам при сотворении Богом целого, могут быть одним из способов направления нас к нашим целям. В поисках путей Божьих нам также поможет развитие в себе Божьего характера. Мы должны взрастить данные нам таланты, а затем воспользоваться ими, когда они понадобятся.

Способности

Когда-то в моде были сокращения типа ПБТСМБЕНЗСР, что означало: «Пожалуйста, будьте терпеливы со мной, Бог еще не закончил Свою работу». Мы все отправились в путешествие по жизни в стремлении походить на Христа. Также как Бог помогает нам развить в себе богоподобные черты, мы должны стремиться к развитию способностей в течение всей своей жизни. Бог не дает нам все сразу при рождении – некоторые дары Он приберегает на будущее. Если мы оказываемся в ситуациях, когда от нас требуются действия, превышающие наши природные способности, Он дает нам в помощь дары. Нам остается эти дары беречь, развивать, совершенствовать и использовать дальше.

Способности схожи с талантами, только не даются нам при рождении. Они добавляются к нашему персональному коду, но не просто так и не случайно! Напротив, они были заранее запрограммированы как часть нашего существа. Господь знает, что между зачатием и смертью у нас будет много времени. В этом промежутке установятся наши с Ним взаимоотношения и в их контексте нам понадобятся и будут даны определенные дары и способности, чтобы мы могли выполнить предназначенное нам Богом.

Господь помогает нам развить и расширить свои природные таланты наравне с новыми способностями, которыми Он наделяет нас позже. Он хочет, чтобы мы все время росли, и неудивительно, если то, что здесь нам кажется гениальностью, на небесах будет выглядеть как робкие шаги малыша. Нам есть к чему стремиться, не правда ли?

Представьте себе, что родители двухгодовалого ребенка решают уехать на пару недель, оставив его дома одного. Станут ли они тщательно готовить ему питание и одежду на все это время? Нет, конечно! Мы прекрасно осознаем, что ни один двухлетний малыш не сможет воспользоваться всем этим, как бы тщательно родители ни готовились. Поэтому все нужно делать вовремя.

Вы, скорее всего, не стали бы учить семилетнего ребенка водить машину и предоставлять ему возможность для практики. Ребенок просто не готов к этому. Именно так и происходит, когда Господь дает нам что-то при рождении, а что-то приберегает на будущее, когда мы вырастем и будем в этом нуждаться. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29); …в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25:21).

Когда мы используем таланты, которыми наделил нас Господь, и стремимся к совершенству, Он чтит это и дает нам еще больше.

Когда я (Лэрри) начал проводить консультации по финансовым вопросам, мне был дан дар в виде способности говорить перед большой аудиторией и учить так, чтобы все было понятно. Думаю, талант учителя у меня был, но для того, чтобы выйти на сцену, мне понадобился дар от Господа. Я выступал со сцены, полностью полагаясь на Бога. Каждый раз меня потрясало, что я говорил именно то, что людям было важно услышать. Со временем я все больше возрастал в этой способности.

Меня также поражало, что, являясь не таким уж хорошим консультантом, я мог предложить людям нечто большее, чем финансовый выход из ситуации. Без Бога я не смог бы этого сделать. Я стал воспринимать свой дар как подтверждение от Бога в том, что поступаю правильно.

Библия приводит нам примеры таких дополнительных способностей. Мы упоминали выше притчу о талантах в Евангелии от Матфея 25:14–28 (слуга, получивший от хозяина пять талантов, преумножил их – и был вознагражден, а слуга, получивший один талант, зарыл его в землю, за что и был наказан).

Павел говорил Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4:14). Совершенно очевидно, что дар, которым обладал Тимофей (скорее всего, учительский дар и пасторский), не был дан ему при рождении. Он был добавлен ему по мере его возрастания в Господе.

Когда Господь говорил с Моисеем из горящего куста, отправляя его на разговор с фараоном, тот воскликнул: …о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен (Исх. 4:10).

Однако позже Стефан сказал: И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах (Деян. 7:22). Получается, что дело было не в способностях Моисея. Если мы обратимся к значению слова «речистый» в древнееврейском языке, то увидим, что язык Моисея был не достаточно выразителен для миссии посредничества между египтянами и иудеями, чтобы убедить и тех, и других. У него не было дара слова.

Моисей указывал на то, что поручение выходит за рамки его естественных способностей. Ответ Бога был более чем ясен:…кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить (Исх. 4:11,12).

Господь говорит, что именно Он сотворил нас со всеми нашими талантами и дарованиями, силой и слабостью. Бог обещал помочь Моисею, и это указывает на то, что и нам Он может дать при необходимости особый талант. Господь добавилМоисею дар, который был необходим ему для достижения цели.

В определенные моменты нам требуются такие дары, как, например, у Даниила:…а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны (Дан. 1:17). Даниилу был дан особый дар, но Святой Дух добавил к нему дополнительную способность (толковать сны царя), которая проявлялась при необходимости. Но даже обладая этими дарами, Даниил сказал:…тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны… (Дан. 2:27,28). Другими словами, толкование давалось ему только Богом.

Веселиил и Аголиав, упомянутые в Книге Исход (гл. 35), были талантливыми мастерами, но Господь дал им также дополнительную способность понимать и организовывать весь процесс труда и обучать ему других мастеров. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу… И стал работать Веселиил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу… как повелел Господь (Исх. 35:35–36:1).

У Бога есть неиссякаемый «мешок подарков», из которого Он достает прекрасные дары, приготовленные для нас: таланты, дополнительные способности и специальные дары, необходимые для выполнения целей, поставленных Им перед нами. Познавая Господа, мы понимаем, что это все – для нас. Но мы получаем дары, лишь когда к этому готовы, когда крепнем характером, сохраняя верность Богу во всем, что Он сделал для нас, и продолжая развивать и использовать те дары, которые Он уже нам дал.

Ободрите своего ребенка, чтобы он не споткнулся о «Моисеев камень», причитая: «Я не могу этого сделать, потому что у меня нет таланта». Господь проведет ваших детей через все необходимые стадии развития, если они будут послушны Ему и пойдут за Ним. Они научатся доверять Ему во всех своих нуждах. Может быть, вскоре они обнаружат, что эти дары стали самыми сильными их сторонами и самыми ясными указателями к исполнению их предназначения.

Апостол Павел сказал: Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе (Флп. 4:13). Еще он говорил: …ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:10).

Духовные дары

Существуют духовные дары, которые Господь дает для выполнения определенных задач. Эти духовные дары не остаются с нами навсегда, поскольку не принадлежат нам так, как таланты и другие способности. Святой Дух дает нам эти духовные дары, чтобы помочь в определенных ситуациях. Но каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12:7).

Греческое слово, обозначающее «духовные дары», здесь переводится как «проявления», и это указывает на то, что на самом деле они являются внешним проявлением работы Духа Святого, а не даром, предназначенным для использования нами. Напротив, эти дары принадлежат Божьему Духу, и Он Сам их использует, когда и где сочтет необходимым, посредством тех людей, которые открыты Ему.

У разных церквей сложились разные представления о том, как эти дары проявляются и как они действуют в современной церкви. В Библии Господь всегда поражал наше воображение Своим могуществом: Он сотворил этот мир и постоянно проявляется в нем. Он делал это, работая с людьми и пользуясь их помощью. Самое важное здесь следующее: Господь не ограничен рамками, которые ограничивают нас. Он способен выполнить задуманное и делает для этого все необходимое.

Слово знания. Дух дает нам конкретное знание, которое мы не могли бы получить каким-либо иным образом. Например, однажды Иисус посмотрел на дерево и сказал: Закхей! сойди скорее! (Лк. 19:5). Иисус знал имя этого человека, хотя никогда не встречался с ним раньше. Он также знал, что Закхей – одинокий изгой, поэтому и пригласил Сам Себя к нему в гости.

Всезнающий Господь может поделиться Своим знанием, когда это необходимо для оказания помощи и поддержки или когда человека нужно мягко призвать к исполнению его предназначения. Одобрение и дружелюбие Иисуса помогло Закхею изменить жизнь.

Слово мудрости. Иногда Дух дает нам слово мудрости о том, как поступить в той или иной ситуации, причем мы сами этой мудростью обладать не можем. Этот дар часто помогает нам применять истину, сокрытую в Библии, к нашим или к чужим жизненным ситуациям. Когда Петр предстал перед синедрионом за исцеление хромого у Красных дверей храма, он ответил на обвинения словами Псалма 118:2. Духовники знали, что Петр был простым рыбаком, не имевшим никакого формального образования, и были поражены его глубоким знанием Писания (см.: Деян. 4:11–13). Часто этот дар появляется, когда мы консультируем кого-либо или сами попадаем в ситуацию, где мудрость жизненно важна. Совершенно внезапно мы обретаем знание о том, как быть дальше.

Довольно часто во время консультирования людей, описывающих мне свои проблемы, которые слишком сложны для моего понимания, я (Лэрри) предлагаю им остановиться и помолиться. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему (Иак. 1:5).

Я прошу Бога дать мне мудрость, необходимую, чтобы помочь этим людям. И когда внутренне ощущаю ответ и начинаю объяснять его людям, то сам поражаюсь не меньше их. Каждый раз ответ бывает правильным, и это удивительно. Сам бы я никогда не догадался. Это может только Бог, говорящий с людьми через меня, использующий меня как сосуд, передающий Его слова.

Различение духов. Этот дар помогает нам определить, откуда какие-либо знания или способности появляются в человеке: от Бога, от сердца и разума самого человека или от злых духов. Иисус знал, что человек, говорящий …знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. 1:23–28), узнал это не от Господа. Напротив, он говорил так под руководством злого духа.

Петр знал об истинных мотивах просьбы Симона волхва, когда тот попросил: …дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (см.: Деян. 8:19). Симон хотел этого ради денег и по исполненности сердца «горькой желчью». Когда Петр обличил его, сказав, что сердце его не право перед Богом, Симон покаялся:…помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами (Деян. 8:24).

Дары исцеления. Эти дары даются нам ради больных. В библейские времена люди приносили своих больных к дорогам, чтобы на них могла пасть тень проходящего мимо Петра, и, когда это происходило, больные получали исцеление (см.: Деян. 5:12–16). Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак. 5:14,15).

Чудотворение.Чудеса нам неподвластны. Довольно часто они противоречат нашим представлениям о том, как устроен мир. Именно поэтому ученым так трудно поверить в чудеса, даже в те, о которых говорится в Писании. Самым первым чудом Иисуса в начале Его служения было превращение воды в вино на свадьбе в Кане (см.: Ин. 2:1-11).

Апостол Павел призвал слепоту на голову Елима волхва, когда тот пытался отвратить от веры проконсула Кипра (см.: Деян. 13: 4-12). Чудеса часто используются для подтверждения реальности Господа или истинности посланника Божьего.

Вера.В трудные времена Господь дает нам способность доверять Ему. Он дарует нам веру «сверх нормы», чтобы помочь выстоять и не отпасть. Ной поверил Богу, когда Тот сказал о грядущем потопе, хотя до этого никто никогда и не слышал о таком дожде. Благодаря своей вере, Ной работал над строительством ковчега около ста лет. Разумеется, эта вера была вознаграждена (см.: Быт. 6–9).

Одиннадцатая глава Послания к Евреям приводит нам бесчисленные примеры людей веры. Авраам поверил, когда Господь пообещал ему и его наследникам ту землю, на которой он был только гостем. Он также поверил, когда Бог пообещал, что у него будут наследники, хотя его жена была бесплодна. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15:6).

Пророчество.Пророчество в Новом Завете – это послание, с помощью которого Господь воодушевляет людей, придает им силы, дарует надежду и утешение (см.: 1 Кор. 14:3). В Притчах сказано: Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично (Прит. 25:11). Дар пророчества проявляется в нужном месте и в нужное время.

Языки.Новый Завет не дает ясного объяснения природы проявления языков и их толкования. По поводу их уместности и использования люди спорят и по сей день. Есть мнение, что, кроме дара языков, существует молитва на языках, которую следует рассматривать как отдельное явление. Однако точно ничего не известно. Если Господь мог говорить через ослицу и использовать большую рыбу для убеждения пророка, то почему бы Ему не воспользоваться иными языками, если это необходимо?

Некоторым людям Дух дает способность говорить на языках, которых они не учили и не понимают (напр., см.: Деян. 2:4).

Толкование языков. Если дар языков используется на публичных собраниях, он должен быть истолкован, чтобы быть полезным для всех. Прочитайте о том, что Павел пишет об этом даре в Первом послании к Коринфянам 14:27,28.

Все эти дары даются для укрепления Тела Христова и распространения Царства Божьего по всему миру. Бог любит нас и с помощью этих даров приближает к Себе. Он также приближает нас друг к другу, когда мы оказываем помощь окружающим.

На самом деле, воспитать детей в этих дарах мы не можем, но можем объяснить им, чем являются дары и для чего служат. И еще мы способны воодушевить их быть открытыми и послушными Господу.

Детям объяснить предназначение даров можно так: Бог знает все; Он – везде; Он стремится помочь нам выполнить наше предназначение. Иногда для этого требуется, чтобы в нас было как можно больше от Бога и как можно меньше от нас самих. Наша задача здесь – быть открытыми и послушными Богу.

Расскажите детям, что Бог снаряжает каждого из нас всем необходимым для исполнения Своего плана в нашей жизни. Господь дает нам таланты и дарования, соответствующие тому, какими Он нас создал, и тому направлению, которое Он для нас приготовил. Мы ответственны за развитие и правильное использование всего, что Он дал нам.

Господь объединил наши черты в единое целое, совершенным образом соответствующее нашему предназначению.

Для того чтобы мы заняли свое место в обществе, нам дан уникальный, удивительный дух, нам даны прекрасная, неповторимая личность и определенный тип нервной деятельности.

В течение жизни Бог добавляет нам особенные таланты и способности, соответствующие нашим ролям в обществе. Научившись пользоваться ими, мы становимся на путь, который для нас приготовил Господь.

Родители должны помочь ребенку узнать и развить данные Богом таланты, настроить его на постоянное возрастание в Господе. Воспитав в себе подобное отношение, он сможет выполнить любое поручение Господа и сказать, как апостол Павел: Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе (Флп. 4:13).

Родителям

1. Опишите различия между природными талантами, способностями и духовнымидарами. Как они могут переплестись в определенных обстоятельствах? Почему они не принадлежат нам?

2. В каких сферах жизни вашим детям приходится сложнее всего? Не повлияли линеудачи ребенка на ваше мнение о его способностях? Может быть, вы уже опустили руки?

3. Назовите некоторые из талантов, которые ценятся Господом, но не признаны внашем обществе. Как мы можем их развить и отдать им ведущую роль по сравнению с теми, которые почитаются в миру?

4. Возьмите для примера любой талант, которым обладает ваш ребенок (например, способность к рисованию). Для достижения каких еще целей, помимо очевидных, может быть использован этот талант?

5. Поскольку духовные дары не даются человеку при рождении, выберите те из них,которые, по вашему мнению, добавляет вашему ребенку Господь. Как бы вы могли в процессе воспитания утвердить его в необходимости их истинного развития?

6. Если вы замечаете, что духовные дары вашего ребенка не развиваются, рассмотритеих вместе с ним (или с ней), тщательно все объясняя и отвечая на вопросы. Спросите у ребенка, какие дары ему наиболее близки, и попытайтесь развить их.

7. Понимает ли ваш ребенок, что человек, прилагающий недостаточно усилий к развитию своих сверхъестественных даров, достоин меньшего признания, чем тот, кто владеет немногими дарами, но прилагает все усилия к их развитию и применению? Объясните ему, почему так происходит.