3. Что делает нас похожими друг на друга?

Одна из самых запоминающихся сцен в фильме «Звездные войны» – эпизод, когда Люк Скайуокер и Хан Соло заходят в кафе, наполненное самыми затейливыми существами, сидящими и разговаривающими в зыбкой гармонии с музыкой, исполняемой группой таких же пришельцев. Там были существа с двумя головами, со слоновьими носами, с огромными глазами, со множеством глаз или совсем без них, с различным количеством конечностей, с разными наростами и протуберанцами на головах. Каждый присутствующий говорил на собственном языке, следовал своим традициям и приоритетам и имел свои взгляды как на жизнь, так и на других пришельцев.

На Земле существует только один вид разумной жизни – Homo Sapiens, то есть мы. Хотя иногда мужчины и женщины кажутся настолько отличающимися друг от друга, что вполне могли бы образовать два различных вида. Но представьте себе, что было бы, если бы мы отличались друг от друга еще больше, чем мужчина от женщины! А если бы мы были так же индивидуальны и многообразны, как пришельцы в кафетерии из «Звездных войн»? Что если бы мы были столь различны, что не смогли бы найти взаимопонимания с другими человеческими существами? Хаос. И хотя при создании этой книги мы приложили немало усилий, чтобы показать данную Богом уникальность наших детей, в первую очередь мы должны поговорить о том, что делает нас похожими. Господь сотворил нас в некотором смысле одинаковыми, чтобы мы могли сосуществовать.

Иисус говорил о двух величайших заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим… и …возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39). Бог есть любовь, и поэтому Он совершенно не эгоцентричен. Это дает нам уверенность: все, что Он говорит нам, и все, о чем Он просит, направлено на наше благо. Это также означает, что две величайших заповеди несут в себе и два величайших благословения.

Первая заповедь (любить Бога) помогает нам приобрести отношения с Богом, нашим Отцом, Который любит, ведет, учит и защищает нас, а также дает нам все необходимое. Вторая величайшая заповедь заключается в том, чтобы мы любили ближних как самих себя. Она приносит второе благословение – возможность взаимоотношений с людьми.

В Писании сказано, что мы сотворены для взаимоотношений. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). Бог говорил не только о Еве, но и о том, что Он сотворил человечество не для одиночества. Он создал нас так, чтобы мы могли жить в обществе, начиная с наших семей и заканчивая сообществами любого типа.

Бог одиноких вводит в дом (Пс. 67:7). Вот благословение от Бога. Павел писал Тимофею: И желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости (2 Тим. 1:4). Он знал о преимуществах общения с хорошими друзьями и поддержки с их стороны. Библия полна стихами о том, как нам следует ободрять и укреплять друг друга, помогать друг другу.

Бог поместил нас в сообщество людей. Он дал нам благословение – чувство принадлежности друг другу, дал шанс поближе узнать такие же уникальные, созданные Им индивидуальности, как и мы, и развить отношения любви и дружбы с ними. Сотворив нас, Бог позаботился о том, чтобы мы получали радость от общения друг с другом. Мы все немного похоже выглядим: у нас по две ноги (мы – так называемые прямоходящие), верхнюю часть нашего туловища венчает голова, а нижняя заканчивается ногами и так далее. Мы все можем общаться с себе подобными, правда, не всегда с равным успехом. Нас всех обуревают одни и те же чувства и эмоции: радость, надежда, любовь, печаль, покой и многое другое. Господь наделил нас этим сходством с определенной целью.

Типы личности

Оглянувшись вокруг, мы скоро убедимся, что, независимо от уникальности каждой личности, можно выделить сходные черты, которые объединены в определенную систему. Типы личности являются частью этой системы. В течение всей истории человечества люди старались понять друг друга. Теоретики пытались сгруппировать разнообразные личности по разным признакам в различные категории.

В Древней Греции (за 400 с лишним лет до рождения Христа) блестящий врач Гиппократ впервые представил теорию о четырех типах личностей: холериках, сангвиниках, флегматиках и меланхоликах, в соответствии с четырьмя жидкостями тела, которые, по его убеждению, определяют темперамент человека, или тип личности.

С той поры многие пытались исследовать человека, и нашли другие категории в определении типа личности. Однако большинство систем классификации типов личностей попрежнему используют эти четыре категории, хотя могут называть их по-разному. В дальнейшем их стали подразделять на восемь или шестнадцать типов, поскольку не существует представителей только одного какого-то типа: чаще всего люди представляют собой своеобразную смесь всех четырех.

Организация «Жизненные пути» (которая является частью организации «Христианские финансовые концепции» [руководитель Лэрри Баркет]) провела тщательное изучение типов личности и других факторов, которые влияют на адаптацию человека в избранной им сфере деятельности и на его поведение в различных ситуациях. В результате подробного изучения и предварительных тестов, организация «Жизненные пути» представила обзор, удививший всех. Многие люди, принявшие участие в тестировании, были поражены тем, как точно были описаны их черты.

В течение двадцати с лишним лет я (Лэрри Баркет) консультировал семьи и обратил внимание на то, что часто людям не нравится их работа, они не слишком хорошо с ней справляются, но боятся ее оставить. Результаты специального тестирования, которое я проводил с обращавшимися ко мне парами, показали, что особенности их личности не соответствовали выбранной ими работе. Например, продавец-интроверт не будет особенно результативным в работе.

Мне было непонятно, почему есть тесты, дающие характеристику личности, но нет таких, которые помогли бы человеку выяснить его профессиональную пригодность, интересы, навыки и ценностные установки. Это помогло бы выбрать правильное направление, путь к успешной карьере. Я наблюдал, как дети моих клиентов повторяли ошибки своих родителей. Они получали не то образование, выбирали не ту карьеру и попадали в ловушку деятельности, которая была им ненавистна.

Я нашел несколько тестов, определяющих профессиональную пригодность, но все они оказались слишком сложными и требовали участия психолога, что стоило очень дорого. Затем в 1987 году на одной из наших учебных сессий я повстречался с Ли Эллисом. В прошлом он был пилотом военного истребителя и в тот момент получал научную степень в области консультирования. Я пригласил его на работу в «Христианские финансовые концепции» с просьбой помочь составить тест, который был бы доступен людям и мог бы направить их в выборе карьеры.

Ли начал разработку теста «Профессиональная ориентация». В процессе работы, которая заняла у нас семь лет, мы протестировали более 500 000 человек. По-моему, мы являемся одной из самых крупных в Америке организаций, проводящих тесты на профессиональную пригодность: мы обрабатываем данные 3000 тестов в месяц. Тест на профессиональную пригодность – самый точный и простой из когда-либо созданных. Он не покажет, чем вам стоит заниматься, но зато может точно указать, чего вам делать не стоит.

Вот названия, которые «Жизненные пути» используют для обозначения четырех основных типов личности: доминирующий, влиятельный, устойчивый и сознательный, или иначе – ДВУС. Эти четыре типа отражают четыре основных поведенческих тенденции. Большинство людей, проходящих тестирование, как правило, набирают много очков по двум каким-то категориям, а по остальным результаты скромнее. Встречаются случаи, когда высокие результаты получаются по трем или только по одной характеристике. (Кстати, показа-

тели Лэрри – высокое Д, высокое В; показатели Рика – высокое В, высокое Д.) Вот краткое описание каждого из типов личности.

Доминирующий.Люди с высоким уровнем доминирования (личность с высоким Д) естественным образом мотивированы на управление своим окружением. Обычно они настойчивы, непосредственны, решительны, чаще всего самоуверенны и не боятся решительных действий при достижения желаемого результата. Лучше всего работают в сложных, критических ситуациях.

Влиятельный.Люди, способные оказывать большое влияние на других (личность с высоким В); ими движет природное желание устанавливать связи с людьми. Обычно они разговорчивы, дружелюбны, общительны и оптимистичны. Это энтузиасты-мотиваторы, они стремятся помочь другим в достижении поставленной цели. Лучше всего работают в дружеской обстановке.

Устойчивый.Люди, обладающие постоянством и устойчивостью (личность с высоким У), естественным образом мотивированы на сотрудничество и оказание поддержки другим людям. Обычно они очень терпеливы, последовательны и надежны. Благодаря своему приятному и общительному характеру, становятся прекрасными «командными игроками». Лучше всего работают в гармоничном коллективе, где им оказывают поддержку.

Сознательный.Люди с выраженной добросовестностью и честностью (личность с высоким С) сконцентрированы на том, чтобы все делать правильно. Обычно уделяют много внимания деталям и с большой легкостью следуют данным им указаниям. Как правило, стремятся к аккуратности и качеству выполнения задания и, следовательно, устанавливают высокую планку для себя и других. Лучше всего работают в структурированном окружении.

Функционирование в обществе

Действительно ли важно знать, каким типом или комбинацией типов личности мы являемся, или это всего-навсего интересное упражнение? Это очень важно на самом деле. Знание типа своей личности открывает нам, какими качествами наделил нас Господь, чтобы мы несли их людям. Он позволил нам принадлежать к различным типам, чтобы мы могли работать в единстве друг с другом. Поэтому, когда мы собираемся вместе как группа для выполнения тех или иных задач (строительство, составление программы по управлению общиной, выполнение делового поручения или просто на вечеринку), получается, что каждый человек несет на себе выполнение какой-то части общей задачи. Для того чтобы работа была эффективной, нам нужны разные люди, заинтересованные в выполнении разных частей одной задачи и делающие разную работу. Если все будут работать вместе, то дело пойдет гладко и приведет к успеху.

В двух своих посланиях – Первом послании к Коринфянам и Послании к Римлянам (главы 12) – апостол Павел предстает человеком с разными задачами и разной мотивацией. Например, мотивы деятельности вдохновителя явно обращены к человеку. Мотивы лидера – к цели. То же самое и с типами личности. У каждого есть нечто, необходимое для нормального существования общества. Каждый тип определяется своими «почему» и «как» (причина, по которой они поступают определенным образом).

Доминирующий тип. «Почему», которое они приносят в группу, – это стремление двигаться вперед, к новому, жажда достижения цели. Личность доминирующего типа всегда заботится о том, чтобы перед ней была цель и чтобы цель эта была достигнута. Люди такого типа всегда спрашивают себя: «Движемся ли мы вперед? Куда мы направляемся?» То, «как» доминирующий тип делает это, заключается в постановке цели, руководстве и управлении людьми для ее достижения, в побуждении людей двигаться вперед. Они берут на себя ответственность и помогают группе двигаться к цели.

Влиятельный тип. Их «почему» заключается в том, чтобы все были вовлечены в события и получали удовольствие от процесса. Они привносят веселье в любую работу, считая, что если уж заниматься делом, то почему бы не получать от этого удовольствие. Если они планируют вечеринку, то им весело уже в процессе подготовки. Их «как» заключается в постоянной общительности, шутках, некоторой клоунаде, мотивировании и отображении самой сути каждого праздника.

Устойчивый тип. Их «почему» определяется заботой об окружающих. Они заботятся о том, чтобы никого не забыли, чтобы всем уделили внимание. Стремятся коснуться каждого и помочь всякому, нуждающемуся в помощи. Беспокоятся, все ли довольны направлением движения. Они как бы спрашивают: «Все ли здесь? У всех ли была возможность внести свой вклад?» «Как» это делается? Прилагаются усилия, чтобы все почувствовали свою значимость, почувствовали, что их принимают и приветствуют в общем деле. Люди этого типа привносят спокойную, ободряющую атмосферу заботы и сотрудничества.

Сознательный тип. Их «почему» состоит в стремлении проследить за выполнением правил и следованием проверенными путями. Давайте все делать как надо. Они как бы спрашивают: «Это по-библейски? Мы хорошо организованы? Все ли детали продуманы? А план у нас правильный? А оборудование есть? А раньше мы так делали? Почему мы думаем, что это сработает?» Их «как» сводится к организованности и прилежности. Они заботятся о том, чтобы все было рассчитано вплоть до минуты и вся документация была в порядке. Они занимаются деталями.

Когда мы соединим перечисленные типы вместе, то (можете быть уверены) все аспекты выполнения задачи будут продуманы и согласованно исполнены. Без любого из этих четырех типов людей мы легко можем потеряться, застрять, устремиться к неверной цели или прийти к унынию и разочарованию. Каждый из нас играет свою роль в обществе и каждая роль необходима.

Обращаться с осторожностью!

Многих из нас интересует существование различных типов личности, и нам любопытно узнать, к какому из них мы принадлежим. Нам также нравится систематизировать по этим признакам своих родственников и знакомых. Имея лишь общие представления о типах личности, мы начинаем всех раскладывать по полочкам. Часто можно услышать такого рода высказывания: «Ты всегда так делаешь!» или «У тебя это просто не получается!»

Внимание! Очень важно подходить к использованию типизации личности с осторожностью. Она предназначена не для того, чтобы определять нас. Она служит не для того, чтобы мы говорили: «Вот кто я такой!» или «Вот ты какой!» Она дана нам Богом только для того, чтобы мы могли понять друг друга и сосуществовать в обществе. Типов личности столько же, сколько и самих личностей. Мы все – индивидуумы и можем быть причислены к определенным типам весьма относительно.

Мы не должны использовать типизацию личности в стремлении загнать своего ребенка в определенные рамки. Ни в коем случае не говорите: «Вот твои сильные стороны, а вот – слабости». Ребенок начнет ассоциировать себя с этими определениями и замкнется внутри них. Это может привести к своего рода смирению, когда ребенок как бы говорит:

«Да, это у меня и правда хорошо получается. Но это вот не получается. Что тут поделаешь!»

Существует три основных положения, касающихся типов личности, которые должны знать наши дети: к какому типу они относятся и каковы их сильные стороны; как проявить эти сильные стороны и как наиболее эффективно действовать в коллективе; как узнавать людей, сотрудничать с ними и ценить другие типы личности и их вклад в общее дело.

1. Какой тип?

Очень важно помочь детям понять, в чем заключаются сильные стороны их личности и что они могут предложить людям.

(Впрочем, вы уже могли определить тип их личности по тем описаниям, которые даны выше.) В своей книге мы хотели бы упомянуть об исследовании Джона и Сидни Трент и Гарри и Нормы Смолли. Они проделали замечательную работу, объясняя детям типы личности. Используя ту же классификацию, что и мы, они (для простоты узнавания и запоминания детьми) дали каждому типу личности название животного. Они назвали эти типы лев, выдра, золотая гончая и бобр (вместо доминирующего, влиятельного, устойчивого и сознательного).

Объясните детям, что существуют различные типы личности и помогите им разобраться в том, какие сильные стороны имеет каждый тип. Если вы знаете человека, который знаком вашему ребенку и является ярким представителем какого-то типа, – используйте этот пример для объяснения (но постарайтесь избежать искушения разобрать этого человека «по косточкам»).

Не забудьте объяснить своим детям, что их тип – это далеко не полное определение их сущности. Данная система лишь поможет им занять свое место в группе и определить для себя, какой деятельностью они способны заняться в коллективе. Бог наделил каждого человека чертами, важными для окружающих. Типы личности помогают понять, в чем же эта ценность заключается. Вы наверняка обратите внимание на то, что характер вашего ребенка невозможно ограничить рамками одного типа. Личность каждого ребенка содержит в себе что-то от каждой из категорий, но какая-то определенная черта обозначена более явственно либо проявляются черты одного или более типов личности.

2. Лучше проявляется в группе?

Мы должны объяснить нашим детям, как их тип личности позволяет им функционировать в группе, в чем заключаются их природные преимущества. Дети должны знать, что каждый человек обладает какими-то ценными качествами, не свойственными другим, которые он может им предложить, так как при отсутствии в коллективе человека с подобными качествами деятельность группы будет менее эффективной.

Давайте рассмотрим пример планирования летнего праздника, на котором сможет проявиться каждый из типов личности.

Львыбудут за все ответственны. Они предложат идею. Например, устроить летнюю ярмарку, где у каждого будет свой балаган с несколькими играми. Они внесут предложение, какую плату брать за вход, а также организуют питание, игры и соревнования. Львы зажгут всех энтузиазмом и начнут распределять обязанности. Скорее всего, они станут проводить собрания, чтобы убедиться в том, что работа идет, и к каждому собранию будут стараться добиться конкретного результата. Когда придет время, они проверят, как каждый справился со своим заданием, и могут вызваться открыть и представить ярмарку.

Выдрыбудут шутить и веселиться всякий раз, когда соберутся вместе. Они позаботятся о том, чтобы каждое плановое собрание прошло весело, и станут душой праздника. Они будут вносить всяческие предложения, чтобы превратить ярмарку в искрометное развлечение, и постараются пригласить туда как можно больше участников. Они могут предложить клоунаду, конкурс на самое смешное домашнее животное, аттракцион с воздушными шариками, наполненными водой. Они вызовутся рассказать всем о ярмарке, организуют рекламу и будут помогать самыми разными способами. Выдры могут спланировать представление или парад, чтобы все узнали о готовящемся празднике. Им нравится быть на сцене и у всех на виду.

Золотые гончие возьмут за правило открывать собрания новостями о том, кто и как справляется с работой. Они будут проверять, все ли присутствуют, и поджидать опаздывающих; они найдут способ привлечь к работе всех, включая новичков, и будут наблюдать за тем, чтобы все участники ярмарки нашли роль себе по вкусу. Они вызовутся привлечь оставшихся в стороне одиночек и проследят, чтобы у тех все получилось. Они позаботятся, чтобы каждый почувствовал значимость своего вклада. Золотые гончие сделают все возможное, чтобы каждому был предоставлен шанс высказаться, внести свой вклад в общее дело и получить ответы на волнующие вопросы; они постараются смягчить и сгладить возможные разногласия.

Бобрыбудут записывать ход собрания и следить за тем, чтобы все необходимые решения были приняты. Они сделают так, чтобы всем хватило времени высказать свои предложения и чтобы каждый уяснил свои обязанности. Они, скорее всего, будут проверять, готово ли оборудование, каждый ли знает, как расположить свой аттракцион, и всем ли достаточно места на площадке. Бобры будут задавать вопросы по существу: какую плату брать за вход, какие будут призы, когда и где размещать рекламу, кто получит официальное разрешение на использование площади под ярмарку, сколько будет аттракционов, сколько угощения надо приготовить и кто будет потом заниматься уборкой? Бобры склонны прорабатывать мельчайшие детали.

Спросите детей, кем из этих персонажей они себя представляют, и подчеркните, что каждый из четырех типов несет в себе нечто весьма важное для группы. Покажите им, как в результате их совместной деятельности все аспекты общего дела исполняются естественным образом. Они должны осознать, что каждая роль – ключевая и необходимая для целого.

Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно (1 Кор. 12:14–20).

Дети должны научиться наиболее эффективно использовать свои сильные черты в группе. Например, руководить можно по-разному. Можно прийти на собрание с уже готовым планом и просто утвердить его как закон – «вот как это будет», – не прислушиваясь ни к кому, а затем всех «построить», чтобы все было сделано так, как сказано.

Очень важно, чтобы лидерство было призывом к движению вперед, а не подталкиванием сзади, сопровождаемым щелканьем хлыста. Настоящие лидеры прислушиваются к мнению каждого, интересуются вопросами, возникающими у людей, разрабатывают выходы из сложных ситуаций и улаживают разногласия. Хорошие лидеры умеют использовать сильные качества каждого члена своей команды. Общительных детей надо учить задумываться о других даже во время развлечений, сдерживать свои желания и стремления, чтобы не перескакивать с одного занятия на другое, и так далее.

Да, у наших детей есть природная, Богом данная сила, но это не означает, что автоматически они приобретают мудрость и умение использовать ее наиболее эффективным способом, с любовью к людям. Наш долг как родителей – помочь им научиться сдерживать свои силы из любви к другим, соразмерять их с тем, какие черты характера они вырабатывают в себе[3].

3. Узнавание, признание и сотрудничество

Знание о важности нашей роли для группы – это одно, а признание важности роли другого человека – совсем другое, особенно если этот человек сильно от нас отличается. Павел предупреждает нас об этом.

Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12: 21–25).

Мы должны указать детям, как важно понимать значение и роль других людей. Те функции, которые кажутся нам либо странными, либо не слишком важными, обладают такой же ценностью, как и исполняемые нами. Мы должны научиться с благодарностью принимать и ценить способности и вклад каждого человека.

Чтобы выяснить, кто какой вклад вносит, попробуйте вместе с детьми сыграть в какуюнибудь игру, например, в день рождения, в субботний туристический поход, в посещение магазинов или во что-нибудь в этом роде. Затем спросите их: если бы такого-то человека не было с нами, то чего бы нам недоставало? Поясните, что каждый человек представляет собой не один какой-то тип, а вариацию из нескольких типов, поэтому может реализовать более чем одну роль. К тому же несколько человек могут вместе трудиться над ролью бобра или над любой другой. У каждого есть своя доля или часть доли, или доля, состоящая из нескольких частей, и если эти доли соединить, получится одно целое.

Какой была бы наша воображаемая ярмарка без участия льва? Вполне может быть, что ярмарка не состоялась бы. Или где-нибудь в ходе работы забыли бы ее основную цель или нарушился план, или участники запутались бы в своих обязанностях. Стройность плана могла уступить желанию повеселиться или стремлению всем получить главные роли, или все могли настолько увлечься деталями, что основных решений так и не приняли бы. Участие льва необходимо, чтобы двигаться вперед и оставаться верными нужному направлению.

Без выдры ярмарка состоялась бы, но была бы скучнейшим из мероприятий. Никто особенно не рвался бы к работе, потому что сам процесс оказался бы неинтересным. А на ярмарке было бы немноголюдно, потому что некому было распространить о ней весть и зажечь всех радостью и энтузиазмом. Без выдры все праздники рискуют превратиться в серые рабочие будни.

Если бы никто не выступил в роли золотой гончей, то ко времени начала ярмарки вокруг было бы много недовольных людей. Среди них оказались бы те, кого что-то заботило, но у них не было шанса высказать это. А если бы даже им удалось высказать свои сомнения, то никто к ним не прислушался бы. Без заботливого, успокаивающего влияния золотых гончих возникали бы споры и разногласия о том, кому чем заниматься. Отдельно стояли бы тихие, стеснительные люди, которые и хотели бы принять участие в празднике, да у них не хватило смелости предложить свою кандидатуру.

А без бобров все пришло бы в полный беспорядок! Некому было бы позаботиться о деталях. К началу ярмарки где-то недоставало бы оборудования, не хватало места или угощений, люди путались бы, кто куда должен идти и тому подобное.

Многое было бы забыто по пути, а многие так и не узнали бы, что они должны делать и где находиться.

Каждый человек привносит что-то ценное в команду. Нередко мы можем предложить нечто большее, чем просто исполнение одной из ролей. Для нас важно научить детей распознавать вклад каждого человека, а также ценить индивидуальность каждого. Если бы львы и бобры работали одни, то праздник был бы организован, но там некому было бы радоваться. Если бы выдры и золотые гончие работали без остальных, то радости было бы достаточно, только вот сама ярмарка могла не состояться.

Для достижения полного конкретного результата необходимо уметь согласовывать интересы и людей, и дела. Именно поэтому Господь дал каждому из нас какое-то важное качество, которым мы поделились бы с другими. Мы все – части одного тела, и каждая часть, нравится нам ее работа или нет, важна. Если мы сумеем привить это понимание своим детям, они научатся успешно сотрудничать с окружающими, где бы они ни находились: в школе, в молодежной группе, среди друзей, на работе или в семье.

Прекрасной возможностью поупражняться в приобретении такого понимания могут стать ситуации, когда конфликты, возникающие у детей, приводят к жалобам: «Она все время всех „строит“!» или «Он все время старается всех развеселить и привлечь к себе внимание!», или «Они такие все скучные! Они могут „запланировать“ тебя насмерть!»

Подобные комментарии звучат, когда ваш ребенок начинает понимать разницу между типами личности, что уже само по себе – прекрасная возможность помочь ему увидеть индивидуальные различия в позитивном свете.

Не слабый, но благословленный

Хотя каждый из типов личности имеет свои сильные и не особенно сильные стороны, было бы серьезной ошибкой называть слабостями те сферы, где сила проявляется наименее ярко. Бог создал нас уникальными личностями и затем стал добавлять каждому дополнительные преимущества. Одному Он дал способность вести за собой, другому – жажду жизни и стремление прожить ее весело, третьему – особое, любящее и заботливое сердце, а еще кому-то – любовь к деталям и способность правильно организовывать даже незначительное мероприятие.

Ну и что, если человек, способный повести за собой, наш знакомый лев, не проявляет той любви к деталям, которая есть у бобра? Это не значит, что лев слаб в этой сфере. Он просто относится к деталям так же, как и любой другой человек. Золотая гончая, c ее заботливым сердцем, не стремится к ведущей роли, не старается увлечь за собой остальных, как это делает лев. И это также не слабость. Просто гончая обладает такими же данными к лидерству, как и все остальные. То же касается всех сильных черт различных типов личности. Бог наделяет нас не слабостью, но силой.

Если ваш ребенок умеет оказывать влияние, как уже знакомая нам выдра, он вполне может проявить нелюбовь к деталям. Это не должно служить для него оправданием: «Такие качества не свойственны моему типу личности. Мне просто не даются детали. Мой дар заключается не в этом».

Если ваши дети станут так оправдывать себя, это, скорее всего, отразится и на их личной жизни. Они никогда не смогут собраться, сделать уборку в своей комнате, научиться обращаться с деньгами или содержать в порядке малозначительные стороны жизни. И это печально!

Когда Бог дал вашему ребенку сильные стороны влиятельного человека, Он не лишил его возможности развить в себе черты человека сознательного, доминирующего или устойчивого. Просто в этих сферах ребенок обладает обыкновенными, нормальными способностями, которые могут быть развиты.

Нам следует поддерживать детей не только на пути познания своих сильных сторон и того дара, который они могут принести людям. Надо поощрять их рост во всех остальных сферах развития личности, где Бог определил им «нейтральные» способности, чтобы им было куда расти и чтобы они могли ценить таланты других людей. Когда наши дети разовьют в себе эти способности, они смогут внести больший вклад в общее дело и обрести определенную гибкость в отношениях.

Бог мог бы оставить всех нас на «основном» уровне, ничего не добавляя. Тогда нам пришлось бы учиться всему самим, овладевать навыками и умениями всех личностных типов. Однако Он одарил нас в разных сферах и дал начальный толчок, чтобы мы могли существовать в единстве. И, поскольку все мы представляем собой смесь различных личностных типов (никто из нас не является доминирующим или любым другим типом в чистом виде), у нас всегда есть «запас» для развития способностей более чем одного типа. Это потрясающее благословение, но оно не должно бросать тень на основное содержание нашей личности и, конечно, не означает, что у нас не может быть слабостей в определенных сферах.

Еще раз повторим: особенности личности не являются оправданием для плохого воспитания или лени. Мы должны быть готовы работать и совершенствоваться в тех направлениях, где нам (в силу наших природных данных) не так легко справляться.

Вот почему для Иисуса Христа невозможно найти места в каталоге типов человеческих личностей. В Нем все было в прекрасном равновесии, в Нем проявлялись сильные стороны всех типов личности. И к этому должны стремиться мы и наши дети.

Как применять знание о типах личности в воспитании детей

Классификация по типам личности полезна и нам, родителям. Осознав, в чем заключаются сильные стороны наших детей, мы можем выбрать наиболее успешный способ общения с ними. Сильные стороны их личности помогут нам научить их всему, что необходимо знать в жизни.

Например, если ваша дочь принадлежит к сознательному типу, хорошо отслеживает детали, то вы знаете, как лучше всего установить контакт с ней для достижения успеха. Если она чем-то обеспокоена, например, ей кажется, что у нее под кроватью сидит монстр, или она боится темноты, то вы знаете, как лучше всего развеять ее страхи. В первую очередь, объясните ей, что Бог всегда находится с ней рядом и Он не дал ей духа страха. Потом можно поговорить с ней о ее страхах с точки зрения логики: «Посмотри, ни под кроватью, ни в шкафу никого нет, когда горит свет. Никто не может попасть в твою комнату. Получается, что и в темноте тоже никого нет». Логическая цепочка, учитывающая каждую деталь, как раз подходит для ее способа мышления, потому что именно так она воспринимает мир.

Если темноты боится ваш влиятельный сын, то лучшим способом помочь ему будет объяснение, что он в безопасности, потому что вы рядом, в соседней комнате. Поскольку он – социальный тип человека, для него очень важно знать, что вы находитесь в пределах досягаемости. Звуки работающего радио или голосов на кухне убедят его, что он в безопасности.

Для вашей доминирующей дочери лучшим выходом будет тот, который придумает она сама, с вашей помощью. Ее будет непросто разубедить в страхах, поэтому необходимо дать ей возможность самой выбраться из них.

Спросите ее: «Что помогло бы тебе почувствовать себя в безопасности?» Позвольте ей найти собственный выход из ситуации. Если она предложит, например, не выключать свет в коридоре и оставить дверь ее комнаты открытой, – согласитесь с этим. Если она вносит подобное предложение, то, скорее всего, именно это ей и надо.

Если ваш сын принадлежит к устойчивому типу, то, вероятнее всего, для него самое важное – знать, что вы его любите и позаботитесь о нем. Вы понимаете, что он чувствует, потому что сами чувствовали это порой. Расскажите ему, как вы справлялись со своими страхами. Убедите его, что даже если бы чудовища и существовали, то вы никогда не позволили бы им угрожать ему. Ему нужно, чтобы его любили, заботились о нем и о его безопасности.

Это только немного проясняет, как знание типа личности ребенка поможет нам воспитывать его и вести по жизни. Когда мы научимся работать, опираясь на сильные черты характера наших детей, мы облегчим им процесс обучения.

Эти черты могут быть использованы во благо ребенку и навсегда останутся доминирующими в его характере. Да, конечно, следует развивать и остальные, но главное – это то, что Господь дал ему особый дар для использования в обществе. Этот дар навсегда станет частью характера и будет проявляться в поведении.

Когда Господь определил тип личности для вашего ребенка, Он создал его совершенным образом, учитывая его дары, таланты и генетический код. Он постарался, чтобы все соответствовало внутреннему содержанию вашего ребенка и чтобы его личностный тип стал началом его будущей судьбы и карьеры.

Существуют виды деятельности, которые как будто по заказу созданы для определенных типов личности. Например, влиятельные люди прекрасно справляются с работой продавца. Они с удовольствием поболтают с вами за чашкой кофе, пообщаются с самыми различными людьми и кого угодно смогут убедить приобрести что-нибудь новенькое. Другие люди тоже могут справиться с профессией продавца, когда научатся использовать свои сильные стороны, но у представителей влиятельного типа это получается само собой.

Люди сознательного типа становятся прекрасными бухгалтерами, они склонны к такой деятельности, где важно учитывать все детали.

Тип личности ребенка не обязательно определяет какую-то специальность или профессию для него, однако понимание его особенностей очень важно для своевременного и правильного выбора общего направления. Мы должны помочь нашим детям концентрироваться на Боге и доверять Ему, чтобы Он вел их к цели, которую Сам поставил перед ними.

Бог последователен. Он создал нас, дал каждому из нас уникальный и прекрасный дух, который соответствует нашему коду ДНК и тому, что мы унаследовали от своих родителей. Он дал каждому из нас конкретный тип личности, который, в свою очередь, соответствует нашему призванию в Нем. Поэтому, осознав всю последовательность, с какой создавал нас Господь, мы начинаем понимать, каково призвание наших детей. Если мы правильно читаем те знаки, которые оставляет нам Господь, и наши дети растут в общении с Богом, то в скором времени их личности начнут приобретать определенную цельность[4].

Родителям

1. Проведите тестирование, чтобы определить тип вашей личности и вашего ребенка,следуя приложенным указаниям (см. приложение). Запишите сделанные выводы на листе бумаги и обсудите результаты. Насколько эти результаты соответствуют вашим ожиданиям и в чем с ними расходятся? Как вы думаете, почему?

2. Сейчас, когда вы вооружены новой информацией о ваших детях, подробно обсудитес ними сильные черты их личности. Как они могут воспользоваться ими для более успешного достижения своих целей и развития взаимоотношений в коллективе? Какие новые виды деятельности открываются перед вашими детьми в перспективе?

3. Как ребенок может использовать свои сильные стороны в той деятельности, которойон уже занимается? Как эти качества будут проявляться в общении с людьми дома, в школе, в церкви и так далее? Как ваши дети могут оказать помощь людям, чьи сильные стороны относятся к другим сферам?

4. По мере того как ваши дети начнут понимать разницу между четырьмя различнымитипами личности, рассмотрите соответствующие примеры. Поговорите о ком-нибудь, с кем ребенок общается наиболее близко и чьи сильные стороны проявляются в разных сферах. Помогите ему определить, в чем заключаются эти черты, и научите его искренне ценить их.

5. Обязательно объясните ребенку, что никакие тесты не определяют нашу сущностьполностью. Они не могут нас ограничить, и они не абсолютно точны. Дайте ребенку высказаться, чтобы убедиться в том, что он воспринимает тест именно с этой точки зрения.

6. Поскольку тесты не ограничивают наших возможностей, мы можем развиваться ив тех областях, в которых недостаточно сильны. Вместе с ребенком выберите две наиболее слабые стороны его личности и составьте план их развития.

7. Поможет ли вам проведенное тестирование вложить в детей больше мудрости и привить им стремление к упорядочиванию своей повседневной жизни?