4. Становление личности и формирование характера

Слово характер существует уже несколько тысяч лет. За века оно обрело довольно много различных оттенков значения, особенно в английском языке. Характером наделяется каждый символ, буква на печатной странице, мультипликационный герой, роль в театре и кино. Мы все знаем характерных людей, выделяющихся определенными чертами характера среди остальных.

Но между характерным человеком и человеком с характером существует огромная разница. Когда мы говорим о людях с характером, то имеем в виду тех, кто обладает такими качествами, которыми мы восхищаемся, например, честностью, преданностью, чувством долга, достоинством и так далее. Людям, обладающим плохим характером, недостает положительных моральных качеств, и они могут быть злобными, коварными, безответственными и тому подобное. Вопрос заключается в следующем: в соответствии с какими стандартами мы оцениваем качество характера, плохой он или хороший?

Наше общество представляет характер как социально обусловленное явление. Другими словами, хороший характер – это тот, который соответствует ценностям общества и его стремлению к стабильности. Например, в обществе, которое воспринимает кровную вражду как нечто само собой разумеющееся и почетное, будет ценным такой мужской характер, который позволит мужчине взять на себя защиту чести семьи и отомстить, убив члена другой семьи, нанесшей оскорбление.

В нашем обществе накопительство не считается недостатком. Наоборот, оно кажется нам полезным, поскольку стимулирует развитие экономики. Подумаешь, кто-то пострадает в процессе!

Фактически, мы часто оцениваем успех или признание, которых добился человек, куда как более значительные, нежели его характер. Мы склонны восхищаться богатыми и знаменитыми, невзирая на их характер или отсутствие такового. Мы им завидуем, даже не задумываясь о том, что они добились своего богатства или известности, как говорят, «всеми правдами и (что бывает чаще) неправдами».

В Библии греческое слово характер встречается только однажды, в Послании к Евреям

1:3:Сей [Иисус], будучи сияние славы и образ ипостаси [характер] Его… (выделено нами. – Л. Б., Р. О.).

Это близко к исходному значению слова, которое произошло от глагола «вырезать» (и по сей день в английском языке с помощью этого глагола обозначают букву на печатной странице, ибо в стародавние времена буквы на печатном станке были вырезаны на металле).

Бог создал человечество по Своему подобию. Иисус – это «характер» Божий. Таким Он был и такой Он есть. На примере Христа Бог демонстрирует нам Свой характер. Именно в этом смысле следует понимать и использовать слово «характер» в контексте человеческих качеств.

Характер не определяется сменой ценностей общества, он измеряется абсолютным стандартом самой сущности Бога. Характер – это ассимиляция подобия Божьего и его выражение, это жизнь с проявлением тех черт, которые составляют часть Его характера.

Характер – явление целостное; обстоятельства не в силах навязывать ему перемены. Для истинного характера не существует таких понятий, как «этика ситуации», потому что Божий характер неизменен независимо от ситуации.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:10,12,18,21,25). Так сказал Бог о Своем творении. Создав человечество, увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошовесьма (Быт. 1:31. Выделено нами. – Л. Б., Р. О.). Затем произошло падение человека, и образ Божий потускнел. Грех вышел на мировые просторы.

Иисус сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). Но Благая весть заключается в том, что, когда мы рождаемся свыше, Дух Божий дает нам новую возможность возрасти в подобии Божьем. Вот где заключается характер.

Характер никогда не меняется. Он независим от типа вашей личности, будь вы экстравертом или тихоней. Характер лежит в самой основе вашего существа и, пройдя через фильтр вашей личности, проявляется в вашем поведении.

Аналогией может послужить компьютер. Скажем, ваш ребенок – это жесткий диск, то есть сам компьютер. Его таланты, личность и все остальное – это программное обеспечение, а характер – Божья операционная система. Именно операционная система заставляет компьютер работать так, как было задумано. Самое лучшее программное обеспечение не даст минимально ценного результата без полностью функциональной операционной системы.

Именно характер позволяет нам «выдержать шторм» с помощью Божьих «инструментов». В выборе направления, заданного Богом, самое главное средство управления – это руль.

Постоянная величина характера по-разному находит свое выражение в каждом из нас. Это происходит по двум причинам. В первую очередь, мы все находимся на разных стадиях роста. В некоторых из нас определенные черты характера как будто вырезаны, и достаточно глубоко (как говорится, раз и навсегда), а некоторым приходится трудиться годами, чтобы создать хотя бы набросок. Самое главное, что все мы идем в одном направлении и находимся на одном пути, только каждый из нас преодолел разные его отрезки. Пункт нашего назначения определен сущностью Бога. Наше положение в пути в большой степени определяется нашим характером.

Вторая причина разнообразия наших характеров связана с тем, как мы выражаем себя. Личность помогает нам выразить свою честность, целостность или щедрость. Поскольку моя личность отличается от вашей, то и эти черты в моей жизни будут проявляться не так, как в вашей. Мы оба можем быть щедры, но проявляться это будет по-разному.

Характер или гены?

Перед тем как перейти к более подробному рассмотрению Божьего характера и обдумыванию того, как помочь детям развить в себе Божий характер, мы должны ненадолго вернуться к вопросу о генетике. В нашем обществе не cоздано последовательного, объективного учения о характере. Мало того, существует определенная тенденция считать, что поведение (в связи с этим и характер) обусловлено генетически.

Мы все помним из школьной программы, что цвет волос и глаз, строение тела и некоторые другие признаки считаются наследственными, то есть определяются генетическим набором. Голубые глаза – рецессивный признак, а карие – доминантный. В Азии самый характерный цвет волос – черный, а в Скандинавии больше распространен светлый.

Раньше вопрос о наследственности решался довольно легко: можно было даже нарисовать схему хромосом с иксами и игреками, чтобы определить с относительной точностью, какой генетический набор унаследует ваш ребенок, примет ли он от своих родителей голубые глаза или раннее облысение.

Но времена изменились. Приблизительные представления о наследственности уступили дорогу генетике. Большинство людей уже знают, что наши гены содержат ДНК – длинную молекулу со спаренными звеньями, которая у каждого человека уникальна. Молекула ДНК несет в себе всю информацию, необходимую для развития человека из оплодотворенной яйцеклетки. Считается, что она определяет далеко не только цвет волос и глаз или длину носа.

Насколько сильно влияние генов? Может быть, не имеет смысла даже говорить о развитии характера и роста в Божьем подобии? Микробиологи пытаются найти связь между отрезками молекулы ДНК и определенными поведенческими тенденциями. Возникает вопрос: как в нас закладывается тот или иной тип поведения? Происходит ли это при рождении? Если так, значит ли это, что мы не отвечаем за свои действия? Может ли служить юридическим оправданием фраза: «Меня толкнули на это мои гены»? И может ли это быть оправданием нашего неприятия Слова Божьего, где говорится об определенном образе жизни и конкретном поведении? Мол, «Ты извини, Господь, все дело в генах! Сам же меня ими наградил!»

Совсем недавно микробиолог Дин Хамер произвел фурор в мире науки, заявив, что нашел «ген гомосексуализма», который находится в икс-хромосоме. Передовицы пестрели заголовками: «Голубой ген!», «Рожден гомосексуалистом» и «Сотворен, чтобы стать геем». С гомосексуалистов сняли всю ответственность за их нетрадиционную ориентацию: у них, оказывается, просто не было выбора. Также было сделано заявление о том, что доктор Хамер нашел гены, отвечающие за насилие и склонность к риску.

Однако в этих выступлениях умалчивается тот факт, что наука поведенческой генетики по-прежнему находится на первой стадии развития. Наука все еще продвигается на ощупь, строя догадки. Сам доктор Хамер подчеркнул, что не гены делают человека стеснительным или беспокойным, гомосексуалистом или сорвиголовой. В отличие от навязанного средствами массовой информации мнения, он утверждает, что не существует такого понятия, как «ген геев». Этот аспект гораздо шире, и включает в себя не только биологию личности.

Важно и то, что никто не смог повторить исследований Хамера. Из этого следует, что те связи, которые он нашел, могут вообще не существовать в реальности. А «ген гениальности», обнаруженный доктором Робертом Пломином из Лондонского института психиатрии, встречается у людей, которые не являются гениями, и отсутствует у некоторых из тех, кто подпадает под эту категорию[5].

В завершение заметим, что искать гены, ответственные за формы поведения человека, равносильно поискам иголки в стоге сена6. Даже если «игла» и будет найдена, нельзя забывать о том, как именно работают гены. Они совсем не похожи на кнопку выключателя, с помощью которой запускается некий механизм в личности человека, и он становится жестоким, или гомосексуальным, или вечно печальным.

Что же именно делают молекулы ДНК в ваших генах? Генерируют мысли? Нет. Провоцируют эмоции? Нет. Определяют поведение? Гены не заставляют вас реагировать на жизнь определенным образом. Они не управляют вашим поведением.

Предназначение генов – всего лишь производить протеины. А протеины действуют как ферменты, превращая одни химические элементы в другие. Эти элементы влияют на мозг, и, хотя они могут создать тенденцию к определенного рода реакциям, ученые считают, что для получения предрасположенности к какому-либо темпераменту необходимо совместное участие еще не известного количества различных протеинов.

Все гены, нейротрансмиттеры и гормоны действительно влияют на вашу склонность к тому или иному поведению. У вас может быть генетическая предрасположенность к некоторым чертам, например, к вспыльчивости. Но сама ваша реакция на конкретную ситуацию полностью зависит от вашей воли, направляемой вашим сознанием и характером.

Бог сотворил нас в соответствии со Своей сущностью. Наши дети возрастают в Божьем характере, и все их генетические «ахиллесовы пяты», тенденции и предрасположенности будут использованы Господом для их возрастания:…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).

Всегда рискованно делать какие-либо выводы, основываясь на настоящем положении вещей. Что если кто-нибудь, рожденный с генами гения и удачливости, возьмет и докажет, что такие вещи, как гены беспокойства, гомосексуальности и гениальности, существуют на самом деле? Другими словами, что будет, если наука когда-нибудь в будущем найдет доказательства тому, что наше поведение в огромной степени зависит от генетической предрасположенности? Ничего не будет. Это не изменит ровным счетом ничего.

Мы знаем, что Бог благ. Даже учитывая, что через грех наше генетическое наследие было испорчено, мы знаем:…кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17). Да, Бог спрашивает с нас за наши поступки: Что посеет человек, то и пожнет(Гал. 6:7). При этом Он считает, что мы можем следовать за Ним независимо от наших природных склонностей. Именно для этого Он дал нам Духа Святого: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Дух Святой поведет нас к истине Божьего характера, чтобы мы своим характером стали похожи на Него.

Дух Святой может изменить нас, и это выходит за рамки науки. Духа нельзя найти с помощью научного исследования. Иисус сказал в разговоре с Никодимом: Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8).

Дела Духа не являются частью этого смертного трехмерного мира, где мы видим вначале причину, а затем последствия чего-либо. В работе Духа Святого мы наблюдаем только результат: измененные человеческие жизни и характеры, сформированные по подобию Божьего характера.

Воспитание характера

Характер Бога заключается в том, Кто Он есть. Он не меняется. И Он – любовь. Он нас любит всегда. Характер Бога – это краеугольный камень Его образа, цельного и неизменного, как и Сам Он. Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь (Мал. 3:6. Выделено нами. – Л. Б., Р. О.). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17. Выделено нами. – Л. Б., Р. О.).

Более того, Господь создал нас так, что мы можем обрести те же черты характера, что и у Него. (В конце главы вы найдете перечень семи основных черт характера Бога со ссылками на Библию, доказывающими их принадлежность Богу. Также мы поместили там девизы, которым должен следовать ребенок, стремящийся воспитать в себе подобные черты, и стихи для запоминания.) Ключом к успеху будет необходимое «программное обеспечение» (вернемся снова к компьютерной терминологии), совместимое с Божьим характером (операционной системой). Для этого мы должны заложить в детях каждую из этих черт характера.

Например, мы учим детей, что оснований для лжи не должно быть никогда. Никогда не говори неправду. Все просто. Бог честен, и хочет, чтобы мы были такими же. Более того, честность еще и полезна. Объясните им, почему: Бог сотворил этот мир так, что, когда мы честны, люди доверяют нам и хотят с нами дружить. Мы заслуживаем репутацию прямых и открытых людей.

И, наоборот, если мы не говорим правды, все начинает разваливаться. Люди все равно узнают, что им солгали, и перестанут нам доверять. Они вряд ли захотят общаться с теми, кто их обманывает. Зачем?

Мы учим наших детей, что у них всегда есть выбор: говорить им правду или нет. Они должны решить: хотят ли они быть такими, как Бог. Они должны определить для себя, будут ли они помещать эту «операционную систему» в свой «компьютер», чтобы она управляла их «программным обеспечением». И когда система будет введена, они со временем сами придут к решению никогда не лгать (независимо от их индивидуальности, талантов, призвания и жизненного опыта или сложившихся обстоятельств), потому что честность станет частью их характера. Они смогут сказать с убеждением: «Я – честный человек».

В детях следует воспитывать сильный характер. Расскажите им о тех чертах, которые Господь хочет видеть в нас, а затем помогите выбрать эти черты. Важно, чтобы дети приняли их как свои собственные, то есть не только как желаемый результат, но и как действительноеположение вещей. Прочитайте им фрагменты из Библии, где говорится о том, какими нас хочет видеть Бог.

Дети должны понимать: имея такой характер, они займут свое место в Божьем плане и выполнят предназначение Божьего творения. Обязательно убедитесь, что в детских головках закрепилось представление, что если они хотят прожить прекрасную, счастливую, наполненную жизнь, то должны жить в соответствии со своим предназначением. Все вполне логично.

Попытка работать на компьютере с дефектной операционной системой либо не приведет ни к какому результату, либо приведет к сбою всей системы и последующему дорогостоящему ремонту. Чтобы получить максимальную отдачу от наших компьютеров, мы должны научиться вводить нужные операционные системы и полностью использовать их возможности.

То же самое относится и к характеру. Если мы попытаемся идти наперекор Божьей операционной системе, то рано или поздно переживем серьезный сбой. Правильное же использование того, что нам дано, откроет перед нами ровную дорогу жизни, дающую такие результаты, о которых мы даже и не мечтали. Все работает в гармонии. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:12,13).

Развитие и проявление характера

Иногда мы учим своих детей каким-то правилам, даже не задумываясь, что включились в процесс обучения. Например, мы учим их при переходе дороги смотреть сначала налево, потом направо. Мы четко все объясняем, а затем требуем повторить урок, стремясь убедиться, что они понимают серьезность происходящего. Таким же образом нам следует учить их воспитывать в себе правильный характер, который станет опорой всей их жизни. Он станет для них такой же основой безопасности, как и правило смотреть по сторонам перед переходом.

Как же помочь своим детям воспитать характер? Самое важное здесь – объяснить им, что все зависит от их выбора, выбора в пользу Бога. Расскажите им, что их характер будет развиваться в течение всей жизни, научите их правильно относиться к росту. Каждый день они должны делать выбор в сторону роста, поиска Божьего лица и Его характера и приближения к Его подобию.

Главное, чтобы мы учили детей не только поступать правильно. Это еще не характер. Мооди Д. Л. сказал: «Характер – это то, какой ты в темноте». Дело не в том, что вы делаете, а в том, кто вы такой. Вы не просто должны поступать правильно, вы должны быть правильным.

Фарисеи публично совершали благочестивые поступки, но внутри были исполнены смерти. Поступки должны быть следствием внутреннего содержания. Бог есть любовь, и Его действия, полные любви, проистекают из Его сущности. Необходимо, чтобы столпы Божьего характера стали неотъемлемой частью существа наших детей. Когда перед ними появится возможность солгать, они этого не сделают, потому что будут считать себя честными людьми.

Простой, но очень важной подсказкой вам может послужить следующее: начните соотносить Божьи черты с характером вашего ребенка. Не надо говорить: «Ну вот, Джонни не жадничает!» Вместо этого скажите: «Джонни учится быть щедрым!» Если Джонни вдруг попытается спрятаться за объяснением вроде: «Что-то мне сейчас не очень хочется делиться!», важно не оставить эти слова без ответа. Помогите ребенку понять, что на самом деле он – щедрый человек. Скажите ему: «Ничего страшного! Ты же – человек, который всегда делится с другими. Помнишь, как ты поделился…» Напомните, как он чем-то поделился с другими и сколько радости это доставило и ему, и остальным. Поощряйте такие его поступки. Помогите Джонни сродниться с щедростью и с мыслью о том, что он – щедрый человек.

Не говорите детям, что они плохие. Вместо этого обсудите их дурные поступки и напомните о необходимости развивать положительные стороны характера. Затем объясните им, как правильно поступать в конкретной ситуации, чтобы в следующий раз они действовали по Божьему уже без подсказки.

Сосуды чести

Бог любит нас и создает каждого из нас в полном соответствии со Своим потрясающим планом. Мы все можем ходить в Божьей полноте, но для этого нам необходимо возрасти в Его характере. Господь не поведет наших детей туда, куда Он хотел бы их отвести, если они не будут возрастать в воспитании своего характера. Без этого ничего не получится. Для того чтобы находиться на своем месте, служить и помогать людям, трудиться на благо Божьего Царства, они должны обладать Божьим характером. Это тот же принцип, который не позволит вам посадить восьмилетнего ребенка за руль автомобиля. Ребенок просто еще не готов к этому!

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:20,21).

Давайте очистим себя и станем сосудами благородного употребления, а затем научим этому своих детей. Чем больше они будут возрастать в Божьем характере, очищаясь от греховного, стремясь к Богу и стараясь поступать так, как Он велит, тем больше они будут меняться. Чем больше они будут утверждаться в верности Богу, тем больше станет доверять им Господь, все дальше вовлекая в исполнение Своего плана. Они станут полезными для своего Владыки и готовыми к выполнению тех добрых дел, которые Он приготовил для них еще до их рождения. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10).

Невозможно двигаться вперед в соответствии с Божьим планом (индивидуальным для каждого ребенка), не зная своего призвания в нем. Но сначала характер, а затем – план. Это не означает, что дети должны стать совершенными, а только потом входить в план Божий. Просто, по мере того как они будут возрастать в характере, Господь будет продвигать их дальше и дальше по Своему плану. Рост характера должен совпадать с ростом в других сферах жизни ребенка.

Да, Господь приготовил для наших детей прекрасное будущее, но если мы сами попытаемся протолкнуть по нему свое дитя, не посвятившее Ему свою жизнь и не возрастающее в характере, мы можем разрушить не только самого ребенка, но и людей, на которых он будет оказывать влияние. И тогда драгоценное дитя станет бесчестным сосудом, пригодным только для низкого употребления.

Пример бесчестного сосуда – блудный сын. Его образ позволяет нам увидеть, как поступать не стоит. Он был жадным и эгоистичным, не воспитывал характер и стремился только к удовольствиям. Однако, когда он покаялся и полностью изменил свою жизнь, отец вновь принял его в семью. И тогда бывший блудный сын начал расти, становясь сосудом чести, пригодным для почетного употребления. Помогите своим детям стать сосудами, пригодными для почетного употребления и полезными для Властелина.

Семь черт Божьего характера

В обучении детей развитию характера полезно показать им образец – характер Бога. Ниже приведены семь черт Божьего характера, а также стихи, подтверждающие их принадлежность Богу.

Поскольку детям легче следовать конкретным правилам, мы включили сюда девизы, соответствующие каждой черте характера. Они помогут им решить, есть ли у них такая черта. В дополнение мы поместили здесь некоторые стихи, необходимые для заучивания, чтобы в нужный момент дети всегда могли обратиться к ним.

1. Бог честен и правдив

В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины (Пс. 30:6).

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду (Евр. 6:18).

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5:20).

Девиз: «Я честен и правдив, как Бог»

Я всегда буду говорить правду, даже если это нелегко. Я буду честен со всеми, кто повстречается мне на пути. И я постараюсь всегда говорить правду с добротой и любовью.

Стихи для запоминания:

Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп. 4:8).

2. Бог – любящий и сострадательный

И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… (Исх. 34:6).

Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его (Пс. 135:2).

Бог есть любовь (1 Ин. 4:8).

Девиз: «Бог – любящий и сострадательный, и я буду таким же»

Я буду любить людей и обращаться с ними мягко. Буду сострадателен ко всем, кого встречу на своем пути. Если я совершу ошибку, то попрошу прощения и буду претворять любовь в своей жизни. Чем бы я ни занимался, будь то сценический вокал или строительство, – это не повлияет на мой характер. Что бы я ни делал, – я буду делать это с любовью.

Стихи для запоминания:

Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15:17).

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12).

3. Бог щедр и неэгоистичен

…И хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Мал. 3:10).

Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше… (Лк. 6:38).

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8:32).

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17).

Девиз: «Я щедр и неэгоистичен, как Бог»

Я собираюсь служить людям в моей общине. Я буду щедрым дарителем. Я буду внимателен к нуждам окружающих, а не только к собственным.

Стихи для запоминания:

Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6:18).

4. Бог всепрощающ и милостив

Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его (Пс. 102:2).

А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него (Дан. 9:9).

Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать (Мих. 7:18).

Девиз: «Я умею прощать и миловать»

Эта черта является частью моего характера, поэтому, что бы ни случилось, как бы люди ни обращались со мной, – я буду прощать. Если люди захотят получить от меня то, чего они не заслуживают, я буду милостив и дам им это. Я готов на дополнительные усилия ради людей.

Стихи для запоминания:

Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3:13).

5. Бог верен и надежен

Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7:9).

Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! (2 Цар. 7:28).

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых (Пс. 18:8).

Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:9).

Девиз: «Я верен и надежен»

Всякий, кто знает меня, сможет мне доверять. Я буду всегда творить добро, делать правое дело. Я никогда намеренно не причиню вреда. Если я дам слово, то сдержу его. Я верен, и буду хранить верность своему слову. Таков Господь, и таким буду я.

Стихи для запоминания:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22,23).

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса (Отк. 14:12).

6. Бог справедлив и беспристрастен

Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен (Втор. 32:4).

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3:17).

…Cпасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! (Отк. 19:1,2).

Девиз: «Я справедлив и беспристрастен»

Принимая решения, я не стану проявлять лицеприятие. Я справедлив ко всем. Я всегда выслушиваю мнение сторон. Я не буду относиться к людям по-разному из-за того, что они популярны, интересны, богаты или чем-то отличаются от меня. Я отношусь ко всем одинаково. Я люблю то, что благо, и ненавижу зло.

Стихи для запоминания:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23:23).

Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13:4,6).

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак. 3:17).

7. Бог свят

Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Лев. 20:26). Нет столь святого, как Господь… (1 Цар. 2:2). …Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Отк. 4:8).

Девиз: «Я возрастаю в святости Божьей»

Я буду хранить себя от грехов мира. Буду избегать того, что нечисто и недостойно Бога. Не буду произносить нечистых слов и не позволю вовлечь себя в нечистые дела. Это – неизменная часть моего характера. Если же я оступлюсь, то попрошу у Бога прощения и помощи, чтобы очиститься.

Стихи для запоминания:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12:1).

Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7).

Родителям

1. Подумайте о том, как показать детям, что различные культуры по-разному ценили теили иные человеческие качества. Затем расскажите им, что такое характер в Божьем понимании. Попросите ребенка объяснить, почему общество далеко не всегда ценит в характере то, что важно для Бога.

2. Узнайте, что именно ваш ребенок знает об Иисусе. Спросите его, какие качестваИисуса отражают характер Божий и как они были использованы во время Его пребывания на земле.

3. Как вы представляете себе гармоничное слияние характера и личности вашегоребенка? Как, например, в его или ее индивидуальном типе личности проявляется честность? Примените тот же подход относительно остальных черт характера.

4. У большинства людей сформирован менталитет «жертвы»: неправильное поведение представляется результатом воспитания или генетической наследственности. Узнайте, понимает ли ваш ребенок, что все мы ответственны перед Богом и что мы меняемся под воздействием Святого Духа.

5. Выберите две черты характера Бога, которые ребенку сложно понять, и проведитеболее глубокое изучение Библии по этой теме, выучив несколько дополнительных стихов. После этого позвольте ребенку рассказать вам, что нового он узнал.

6. Рассмотрите предложенный подход в обучении честности. Побеседуйте с ребенкоманалогичным образом относительно остальных черт характера.

7. Для достижения Своих целей Бог может использовать только тех людей, которыеобладают характером, подобным Его характеру. Объясните ребенку понятие «сосуды чести» на примере тех талантливых людей, которые покаялись в своих грехах (например, Джон Ньютон) и только после этого были использованы Богом.