6. Несколько уроков христианской истории

”Я не решил до конца, является ли папа самим антихристом или только его апостолом, столь жестоко Христос искажен и распят в нем”1.

Так громогласно заявил Мартин Лютер почти пять столетий назад. И протестантские лидеры во всем мире согласились с ним.

”Римский папа со всем своим порядком и царством и есть антихрист”2, — сказал Меланхтон, сподвижник Лютера. Жан Кальвин заявил: ”Мы утверждаем, что глава этого проклятого отвратительного царства в западной церкви — папа”3.

Я не знаю, как вам, но мне эти слова кажутся ужасно фанатичными. Как можно говорить такие чудовищные вещи о религии другого человека?

Прежде чем слишком строго судить протестантских реформаторов, давайте посмотрим на наше с вами время. Те, кто против абортов, называют сторонников абортов убийцами младенцев, те же, в свою очередь, зовут первых фанатиками. Черные ненавидят белых, белые — черных. Израильтяне точат зуб на арабов, арабы — на израильтян. И мы на Западе все осуждали коммунизм последние семьдесят пять лет.

Человеческая природа сегодня та же, что и пять веков назад, когда вспыхнула протестантская Реформация. Изменились лишь предметы разногласий. Не обращая внимании на то, сколь фанатичными кажутся нам слова реформаторов, можно предположить, что если бы мы жили в то время, то испытывали бы те же чувства в их спорах, что мы испытываем сегодня в своих. Пятьсот лет назад у протестантов были причины для такого жесткого осуждения католицизма. Эти причины существуют до сих пор, и нам нужно знать о них, даже если наша реакция и не столь категорична.

Начнем с 12-й главы Откровения. В начале главы мы видим беременную женщину, облеченную в солнце и стоящую на луне. Дракон, собирающийся пожрать младенца, как только он родится, открывает сцену в 3-м стихе. Младенцем, разумеется, был Иисус, и Он был ”восхищен к Богу и Его престолу” (ст. 5). Это очевидное указание на вознесение Христа на небо на сороковой день после Его распятия.

Когда же дракон увидел, что не может уничтожить Христа, ”он начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола” (ст. 13). Жена в библейском пророчестве представляет Божий народ. Так что, когда сатане не удалось уничтожить Христа Самого, он напал на Его Церковь.

Как было замечено в предыдущей главе, в первые три столетия христианской истории сатана использовал Римскую империю для преследования Церкви. Но затем Константин легализовал христианство, и оно заняло место язычества в качестве господствующей религии. К 500 г. Церковь стала влиятельной силой в европейской политике.

В течение трехсот лет преследования со стороны Римской империи христиане возлагали свои надежды на освобождение, согласно библейскому обетованию о том, что Христос установит Свое вечное царство при Втором пришествии. Но поскольку христианство все больше и больше обретало политическую силу, интерпретация пророчества слегка изменилась. Божье царство уже не было делом будущего. Этим царством была Церковь, а существующий мир — сферой, в которой царство Бога проявляло себя. Земные царства были Божьим царством, а Церковь — Божьим посредником для поддержания этих царств на верной нравственной тропе. В результате Церковь оказалась глубоко втянутой в светскую политику.

На протяжении последующего тысячелетия папы соперничали с императорами за политическое главенство в Европе. Поворот в папской политической власти произошел в 1077 г., когда Генрих IV, император ”Священной Римской империи”, глубокой зимой пересек Альпы и три дня стоял босой на снегу, чтобы получить аудиенцию у папы. В Британской энциклопедии читаем:

”Каносса означала перемену. Отлученный от Церкви Генрих признал действия папы законными и отказался от традиционного отношения к королевской власти как равной или даже превосходящей власть Церкви. Отношения между Церковью и государством окончательно изменились”4.

К сожалению, между 1000 и 1500 г. средневековая Церковь широко использовала свою огромную политическую власть для преследования несогласных с ее учениями. Сотни тысяч, а по некоторым подсчетам, миллионы невинных христиан погибли от руки испанской инквизиции. Во Франции тридцать тысяч протестантов были убиты за одну ночь. Эта постыдная резня известна в истории как Варфоломеевская ночь.

Жаль, что я не могу сказать вам о том, что учения, которые защищали гонители, были верными. К сожалению, ”еретики” были. как правило, ближе к истине, чем Церковь, преследовавшая их, Приведенный ниже перечень католических учений, считавшихся протестантами ложными, взят из статьи, появившейся несколько лет назад в ”Кристи нити тудэй”5:

• Христиане спасаются по благодати и на основании добрых дел.

• Спасающая благодать обретается посредством таинств (крещение, месса, рукоположение и т. д.).

• Хлеб и вино во время мессы становятся буквальными плотью и кровью Христа.

• Учения Церкви приравниваются к авторитету Библии.

• Христианам следует почитать Деву Марию и святых, создавать их изображения и молиться им.

• После смерти души христиан отправляются в чистилище для дальнейшего очищения от греха.

Два других учения католицизма, с которыми были единодушно несогласны протестанты, — это учение о роли Девы Марии как сопосредника вместе с Христом6 и заявление о том, что папа — наместник Христа7.

Важно понимать, что сегодня католическая церковь сожалеет о крайностях инквизиции. Мы не должны современных католиков считать ответственными за то, что сделали их предки. Также мы не должны рассматривать крайние действия их предшественников или учения церкви, которые мы считаем сегодня ложными, как оправдание фанатизма, направленного против католиков. Однако я не нахожу фанатичной фразу: ”Так думают католики, но вот здесь я с ними не согласен”. Сделанное в разумной и беспристрастной форме, такое заявление может быть очень полезным. Самые отчетливые моменты постижения истины пришли ко мне в диалоге с теми, с кем я был категорически не согласен.

Мне кажется чрезвычайно важным тот факт, что за пятнадцать столетий до достижения католической церковью зенита своей политической власти древний пророк Даниил предсказал именно такое развитие событий. Толкование его слов, представленное самой Библией, не оставляет никаких сомнений в том, что это то, о чем говорилось в пророчестве.

Однажды мирно спящий Даниил был разбужен ужасным ночным кошмаром, увиденным во сне. Четыре страшных зверя вышли из бушующего моря. Вот что он увидел:

Льва с двумя крылами.

Медведя с тремя клыками во рту.

Барса с четырьмя крылами.

Драконоподобного зверя с железными зубами и десятью рогами,

Ангел сказал Даниилу, что эти четыре зверя представляют четыре царства, которые должны появиться на земле (см. Дан. 7:17). Разумеется, Даниилу было не трудно узнать первого зверя. В то время он жил в Вавилоне, и крылатые львы были изображены на стенах города. После падения Вавилона Персия, Греция и Рим управляли Средним Востоком и Средиземноморским регионом.

Пророк сказал, что драконоподобный зверь, которого он видел во сне, был ”страшный и ужасный и весьма сильный; у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами” (ст. 7). Это напоминает преследование христиан со стороны Римской империи в первые три столетия христианской истории. Однако центральное место в видении Даниила занимает ”небольшой рог”, что вышел между другими десятью на голове дракона. И этому маленькому рогу пришлось исторгнуть с корнем три прежних, чтобы очистить для себя путь. Так постоянные зубы растут, выталкивая детские молочные.

Вот как пророк описывает этот небольшой рог:

”После сего видел я в ночных видениях, и вот — четвертый… и десять рогов было у него.

Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно” (ст. 7, 8).

Даниил был озадачен этим маленьким рогом, что случилось бы и с нами. И ангел так объяснил ему:

”Зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех тварей. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени” (ст. 23-25).

Очевидно, что небольшой рог был против Бога. Но кого или что являет он собой? В Библии дано несколько характеристик, помогающих нам идентифицировать его:

• Он появляется после десяти других.

• Отличается от этих десяти.

• С корнем исторгает трех из десяти, чтобы освободить для себя место.

• Произносит слова против Всевышнего (Бога).

• Угнетает (преследует) Божьих святых.

• Пытается изменить Божий Закон.

• Это будет продолжаться ”до времени и времен и полувремени”.

Эти подробности привели протестантских реформаторов к заключению, что папа — антихрист. И вот почему.

Он появляется после десяти других. Десять рогов дракона олицетворяют варварские народы, завладевшие Римской империей между 300 и 500 гг. по Р.Х. Библия говорит, что небольшой рог появился после десяти других, и христианская Церковь возникла как главная политическая сила в Европе после 500 г. по Р.Х.

Он отличается от десяти других. Основное отличие варварских племен от Церкви заключалось в том, что Церковь была политической, и религиозной силой, тогда как варварские племена — только политической.

Он с корнем исторгает трех из десяти рогов. Когда языческие племена захватили империю, Церковь христианизировала их. Однако три племени приняли учение, считавшееся Римской церковью еретическим8, и Церковь заставила европейских политических и военных руководителей уничтожить их.

Он произносит слова против Всевышнего. Хороший пример этого — заявление католиков о том, что папа — наместник Христа Его личный представитель на земле. В известном смысле все христиане считают себя представителями Христа. Но папское притязание заключается в том, что люди спасутся лишь тогда, когда объединятся с наместником Христа. С другой стороны. Библия говорит, что христиане спасутся только через одного Христа9.

Он угнетает Божьих святых. Я уже рассматривал преследование католичеством в средние века тех, кого считали еретиками.

Он пытается изменить Божий Закон. В свои катехизисы католическая церковь внесла три принципиальных изменения Десяти Заповедей: 1) вторая заповедь, запрещающая поклонение образам, была полностью устранена; 2) десятая — разделена на две (для того, чтобы заповедей оставалось десять);

3) четвертая, о субботе, существенно сокращена.

Это будет продолжаться ”до времени и времен и полувремени”. В арамейском языке используется одно и то же слово для передачи таких понятий, как время и год. Таким образом, на самом деле ангел говорил Даниилу о том, что небольшой рог будет существовать ”год, годы и полгода”. Ученые единодушны в том, что это означает три с половиной года. В симолических пророчествах под днем обычно подразумевается год (см. Исз.4:б; Чис. 14:36). Подсчитав количество дней в году (год в пророчествах составляет 360 дней), мы можем сказать, сколько лет это занимает:

1 год

360 дней

2 года

720 дней

1/2 года

180 дней

Всего

1260 дней10

Согласно принципу ”день — год”, 1260 дней — это на самом деле 1260 лет, и приблизительно в течение такого времени средневековая церковь удерживала политическую власть в Европе. Решающий шаг в достижении политической силы церковь предприняла в 538 г., а спустя 1260 лет, в 1798 г., вслед за Французской революцией, папа был заключен в тюрьму, и власть церкви в европейской политике была упразднена. Это — основа обвинения папы со стороны реформаторов в том, что он является антихристо11. А теперь давайте сравним описание небольшого рога у Даниила с тремя стихами Откровения 12:

”И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона |сатаны], и дракон и ангелы его воевали против них” (ст. 7).

”Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола” (ст. 13).

”И паны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол-времени” (ст. 14),

Заметьте, что в каждом из этих стихов есть соответствия небольшому рогу:

Маленький рог у Даниила борется с Богом, и в Откровении дракон, являющийся сатаной, воюет с Богом (Христом).

Маленький рог борется с Божьим народом, и дракон (сатана) воюет с Божьим народом.

Маленький рог удерживал власть 1260 дней, и дракон (сатана) преследовал Церковь 1260 дней.

Ясно, что в некотором смысле Дан. 7 и Откр. 12 говорят об одном и том же. А это приводит нас к потрясающему заключению: сила, стоящая за небольшим рогом у Даниила, была не чем иным, как самим сатаной — антихристом. Таким образом, если пророчество Даниила о небольшом роге было осуществлено через средневековую христианскую Церковь, можно заключить, что сатана проник в Церковь, уничтожил ее учения и превратил ее в инструмент для своих собственных целей. Он был так удачлив, и Церковь действительно преследовала тех, кто придерживался истины Евангелия!

Теперь вы понимаете, почему Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие личности периода Реформации заявляли, что католическая церковь — антихрист в библейских пророчествах? К сожалению, многие использовали эти факты для поддержки резких антикатолических настроений. Я абсолютно не согласен с этим. Когда я высказываюсь в насколько возможно сильных выражениях против инквизиции и выражаю надежду, что мир никогда не забудет этого, я осознаю также, что католическая церковь во многих отношениях изменились по сравнению с тем, какой она была в средние века.

Также мы должны помнить, что действия сатаны против средневековой церкви были те же самые, что и против любой другой группы Божьего народа, когда-либо существовавшей. Израильтяне отступали от Бога до тех пор, пока Ему не пришлось разрешить вавилонянам пленить их.

Каждая церковь должна остерегаться проникновения сатаны и его сподвижников. Я вижу, каким образом ему удалось так глубоко проникнуть в протестантизм. Так что, показывая пальцем на другую церковь, я всегда должен помнить, что три других пальца показывают, соответственно, на меня и мою церковь.

Давид П. Скайер, профессор систематической теологии из Конкордийской теологической семинарии в г. Форт-Уэйн (шт. Индиана) сказал об этом лучше меня: ”При соотнесении взглядов реформаторов с проблемой современного папства нам также нужна честная оценка тех же проблем внутри протестантизма”12.

1Martin Luther. Schriften, vol. 21;i, col. 156.

2Philip Melanchthon, Dispulatitines, no. 56, ”De Maltrimonio”, in Opera (Сorpys Reformatorum), vol. 12, col. 535.

3John Calvin, Institutes vol. 2, 314.

4 Encyclopaedia Britannica, 1978 edition, s. v. ”Henry IV. Emperor”.

5 Christianity Today, 23 октября 1981 r„c. 12-15.

6 Christianity Today. 12 декабря 1986 г., С. 19,

7 Наместник Христа — так католики называют папу. Этот титул означает, что в отсутствие Христа ни земле папа является Его личным представителем и что люди могут обрести спасение, только объединившись с папой.

8Ересью было названо арианство — учение, не допускающее едино-сущности и равенства Бога Отца и Бога Сына.

9Например, в Деян. 4:12 говорится: ”И нет ни в ком ином [кроме Христа] спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”.

10Это заключение подтверждается в Откр. 12. В стихе 14 говорится, что жена питалась в пустыне в продолжение ”времени, времен и пол-времени”. — те же самые слове! использовал и Даниил. Стих 6 говорит, что жена питалась в пустыне ”1260 дней”.

11Реформаторы не могли знать, что влияние католической церкви в европейской политике будет сломлено в 1798 г. Но описания небольшого рога и пророчестве Даниила было достаточно для них, чтобы идентифицировать его как католическую церковь и, таким образом назвать ее антихристом.

12Christianity Today. 23 октября 1981 г.,с.66.