Глава 8

1. идоложертвенных яствах: — С этого стиха начинает обсуждаться новый вопрос, относительно которого члены Коринфской церкви просили у Павла совета, а именно вопрос о том, позволительно ли употреблять пишу, посвящённую язычниками своим идолам. Когда какое-либо животное в языческом храме приносилось в жертву тому или иному богу, то часть туши животного давалась исполняющим обязанности священникам. Затем эту часть они продавали, и таким образом часто мясо жертвенных животных поступало на рынок. В связи с этим возникало два вопроса: позволительно ли покупать такую пишу на рынке и есть ее; и можно ли при посещении язычника вкушать ее в доме его. Относительно решения принятого советом Иерусалимской церкви по вопросу о пище посвящённой идолам (см. на Деян. 15:20).

По-видимому, Коринфяне хвалились этим в своём письме Павлу (см. на гл. 7:1). Верующие Коринфа хорошо понимали истинную природу идолов, что они ничто гл. 8:4.

надмевает: Т.е., ведёт к гордости и к преувеличенному мнению о своих способностях, и как следствие ведёт к жестокому обращению с другим».

любовь: Греч, agape, «любовь», в ей высшем значении, не чувственная или биологическая любовь, но любовь основанная на принципе, любовь, как действительное проявление интереса к ближнему по причине его ценности перед Богом, ради которого умер Христос (см. на Матф. 5:43). Такая любовь «не надмевает», 1Кор. 13:4. Она скорее созидает, а не разрушает. Поэтому она постоянно старается помочь другим (см. гл. 13). Для жизни христианину одного знания недостаточно. Высокое мудрствование привело, как было показано выше, к распрям и разделениям внутри церкви (см. гл. J:ll, 12; 3:3, 4).

Павел напоминал верующим Коринфянам, о том, что полагаться на человеческий разум не безопасно. Рели сердце человека не вполне предано Богу, тогда его знание наполняет его гордостью и тщеславной уверенностью в свои собственные силы. Оно часто уводит его от истинной религии и затуманивает его разум (см. гл. 1:211, 21). Решение вопроса, относительно пищи, посвящённой идолам, должно основываться не па одном лишь отвлеченном знании, но и на необходимости проявления истинной любви к другим. Эта любовь главным образом будет искать пути мира, чистоты, счастья и спасения ближнему своему. Она есть решение всякой догматической, нравственной и социальной проблемы.

2. знает что-нибудь: Здесь Павел осуждает гордость человека своими умственными достижениями, которая побуждает его пренебрегать интересами других, менее учёных, кто гордится своими познаниями настолько, что презирает и унижает других, тот показывает, что он не усвоил самых элементарных знаний. Истинно учёный человек скромен и внимателен к другим. Он не надмевается и не пренебрегает счастьем других. Если человек не способствует своим знанием счастью и благополучию других, то что значит, что он не знает главной [720] пели познания, которая есть благо всего человечества. Подобно тому, как скупец копит богатство и не использует его во благо и в помощь другим, так и тот, кто не признаёт своей ответственности, которая возлагаете» на него приобретённым знанием, попирает интересы, окружающих его. Свой знание он использует для своего собственного блага, нимало не заботясь о нуждах человечества. В истории нашего мира это явление непрестанно повторяется. Знание, подобно солнечному свету не принесет никакой пользы, пока не будет распространено но земле. Люди должны постоянно помнить о том, что только один Бог дает им способность постоянно приобретать знания, и что их долг как служителей Божиих. использовать их во благо человечества (см. Пр. 2:1-6, Иак. 1:5). Полноценным, истинным знанием обладают лишь только те, кто имеют и проявляют в своей жизни любовь (см. ,1Кор. 13:2). В приведенном стихе мы находим поучение о том, что знание без чувства ничего, поскольку оно оставляет без внимания жизненно важный вопрос, а именно, разумное пользование этого знания во благо ближним.

3. любит Бога: Послушание первой великой заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим», приносит верующему истинную мудрость Матф — 22:37; ср. Пр. 1:7). Где такая любовь существует, там видна бескорыстная любовь к ближнему (см. 1 Ин. 4:19-21).

знание от Него: Т.е., тот, кто любит Бога в особом смысле, познан Им, Иначе, зачем бы Павлу выделять целый класс людей, которых знает Господь? Бог поддерживает тесную связь только с теми, кто любит Его, Он отвечает на их любовь тем, что вступает с ними в близкие отношения и считает их своими друзьями (см. Ин. 10:14; Гал. 4:9; 2 Тим. 2:19). С другой стороны Бог заявляет что Он не знает тех, которые не любят Его и Ему не повинуются (см. Матф. 7:23).

4. Итак об употреблении: Павел отклонился от основной темы начатой им в I ст., чтобы показать, что обсуждаемый вопрос нельзя решить одним знанием, что для этого необходимо еще нечто, а именно любовь (см. 1-3 ст.). Здесь он возвращается к рассмотрению этической стороны вопроса об употреблении христианами пищи, посвящённой идолам.

ничего: В Греческом тексте это слово стоит в положении эмфазы, еще более подчёркивая ничтожество идола. Идол, это лишь безжизненный кусок дерева, камня или металла, и ничего не значит ни на небе, ни на земле. Необходимо помнить, что под словом «идол» подразумевается не только образ языческого бога, но и сам этот бог. Приведенные слова Павла свидетельствуют о полном отрицании им бытия языческих богов. Утверждение о том, что различные божества обитают в идолах, сделанных руками человека — лишь фантазия идолопоклонников. Одно из имён данных языческим богам в ВЗ это имя elilim. то есть, «ничтожество».

кроме Единого: В Священном Писании постоянно подчёркивается о том, что существует только один Бог, Творец и Отец всего человечества (см. веем. 9:6; Ис. 43:10; 44:6, S; Мал. 2:10; Марк 12:29, 30; 1Кор. 8:6; Ефес. 4:6.

так называемые боги: Языческие народы верят воображаемым существам и поклоняются им, называя их богами. Но они не боги. Они даже не существуют (см, на 4 ст.). Не имея Божественного откровения, которое христианин находит в Библии, язычники не знают, что есть только один Бог Творец, и они в своём невежестве приписывают Божественные свойства многим предметам, как реальным, так и воображаемым. Язычники обожествляют солнце, луну, звезды, огонь, воду, некоторых животных, птиц, а также мифологические существа, как например: Аполлона, Юпитера, Венеру и др. Павел говорит о том, что хотя многие предметы на небе и на земле называются языческими богами, тем не менее, они не имеет в себе божественной силы. Верующий христианин отрицает реальное существование этих богов, но в то же время он верит. Существование сверхъестественных существ, которые могут влиять на участь человека. Сатана и его ангелы обладают способностью являться людям в разном виде (см. 2Кор. 11:13-15). Благодаря этой способности диавол может ввести и обман миллионы людей и побудить и поклоняться ложным богам.

богов и господ: Язычники верили, что небо и земля населены бога господами, разными но с поему положению и могуществу. Но они лишь вымышленными существами.

6. у нас:— Чтобы язычники не делали и каковы бы не были их мысли, христиане должны знать что есть только один Бог, и что только Он имеет право управлять ими. Нет и не может быть того, чтобы один бог (или боги) управлял лишь одной частью человечества. в то время, как другие управляли бы другой частью человечества. Единый Бог сосворил всё и в силу этого имеет власть и авторитет над всем на земле.

Отец: Это имя показывает существенное различие между взглядами христиан и язычников. Верующий христианин воспринимает Бога, как Любвеобильного, Милосердного и Сострадательного Отца. Бог создал всех людей. Он посылает им всё необходимое для их счастливой жизни. Он защищает их. как Отец защищает детей своих, сочувствует им в скорбях, помогает им переносить искушения, и во всём открывается им, как любящий друг (см. Пс. 67:6: 11)2:13; с). 31:9]. У язычников нет понятия о Боге, как об Отце. Они представляют Его могущественным существом, которое необходимо умилостивлять.

из Которого: См. на Рим, 1 1:36.

для Него: — Греч, ehauton. «для Него». Бог является целью нашего существования,

для Него:

Которым: Или. «через Которого». Посредством пророческой силы Сына Божия было вызвано к бытию всё существующее ныне в физическом мире см Ин. 1:1-3, 14; Кол. 1:16, 17; Евр. 1:2). Язычники утверждают, что Вселенной управляет много богов и много господ. Христиане отвечают им на это, что есть только один Бог. В приведенном стихе Павел разъясняет великую истину о том, что Единый Бог «все сущее» вызнал к бытию посредством творческой силы Иисуса Христа. Сына Своего, который является второй личностью Божествами

Им: – Или, «через Него». Мы не только созданы силой Иисуса Христа, но и искуплены Им от греха. Всё, что связано с творением и искуплением, исходит от Отца, через посредство Христа, Сына Его.

7. такое:знание: -:Хотя большинство Коринфских верующих, по-видимому, понимали, что идол ничто, тем не менее, некоторым из них было сразу трудно отбросить все предрассудки и суеверия.

с совестью: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) указывает на два возможных варианта этого выражения «соответственно привычному употреблению», или «и силу привычки». Согласно второму варианту вся первая части стиха может быть переведена таким образом: «Но некоторые ещё ранее привыкли к идолам» (RSV). Среди членов церкви находились такие, которые пищу посвящённую идолам, не могли считать обычной пищей, хотя они уже давно не верили в существование идолов. В силу укоренившегося обычая, они не могли полностью отстать от прошлого. Употребление ими идоложертвенного живо напоминало им об их прошлой жизни, чего они не хотели вспоминать.

будучи немощна:, — Совесть этих людей не была достаточно сильной, чтобы полностью освободить их от всех их прежних предрассудков и суеверий.

оскверняется:. — Она оскверняется потому, что попирается. Всё, что делается не с чистой совестью грех (см. на Рим. 14:23).

8. приближает: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «не приблизит». Мы не располагаем Бога к себе через употребление или воздержание от пиши, которая была посвящена идолам. Бог смотрит на сердце и замечает мысли и желания, двигающие поступки людей. Свою милость Бог не ставит в зависимость от таких незначительных условий, как употребление или неупотребление пищи, посвящённой идолам. Служение, которое принимается Богом, значительно выше этого, оно более духовно,

ничего не приобретаем: Буквально, «делаем изобилие». Важность доказательства самого текста (ср. 10 стр.) свидетельствует за цитирование в обратном порядке это предложение, в котором сначала выражена настоятельная просьба Павла занять позицию, во первых, тех, — кто не ест идоложертвенного.

ничего не теряем: Буквально, «совершаем потерю», или «имеем недостаток», то есть, работаем в долг. Через отказ кушать такую пищу, верующие не увеличат своё моральное достоинство или превосходство. Павел здесь говорит о мясе, принесённом в жертву идолам, и его заявление не должно рассматриваться сверх темы; он не затрагивает вопросов пищи и пития, могущих воздействовать на наши отношения с Богом. Этот принцип не должно применять к случаю, где пища или питьё будут вредными для тела или в случаях, где пища строго воспрещена Богом. [722]

9. Берегитесь: Знание истины о ничтожестве идола, никоим образом не освобождает нас от необходимости быть умеренными в еде и питие и не служить соблазном для других.

чтобы: Нужно следить за тем, чтобы наше поведение не привело других менее сведущих в этом вопросе, к неправедным поступкам. Это общий принцип христианского поведения, практическое исполнение золотого правила относительно вопросов меньшей важности.

свобода: Греч, exousia, «право», или «авторитет», употреблять в пищу принесённое в жертву идолам. Часто справедливо, что христианин имеет право делать то или другое, но с другой стороны, неразумно применять эти право, не принимая во внимание чувства других, при этом используя свою свободу см- на гл. 6:12 ср. гл. 10:23).

соблазном: т.е.. тем, что уводит другого с пути истины и вводит его во грех. Есть определённая опасность в том, что те, которые с чистой совестью употребляют идоложертвенное, могут ввести в грех других, побуждая их последовать собственному примеру и этим вызвать у них угрызения совести (Cм. Матф. 18:6-9; Рим. 14:13, 20).

немощных: См. на Кор, 8;7; ср. па Рам. 14:1. Верующий всегда должен помнить о том, что он сторож брату своему. Его долг спою жизнь проводить так, чтобы ни словом, ни делом не помешать другому жить в полной гармонии с волей Божией. Свои удобства и интересы нельзя ставить на первый план. Нужно думать также о влиянии своих поступков на других,

сидишь за столом: Т.е., участвуешь в трапезе. Возможно, тот случай потребовал какого-либо официального обряда, в соединении с которым была подана какая-либо еда в пределах огражденной территории, прилегающей к идольскому храму.

в капище: Здесь представлено положение, которое можно рассматривать как крайний случай, хотя возможно, что те, которые мало размышляли о влиянии их действий на других, могли вести себя, таким образом, как описано в этом стихе. Тот факт, что Павел приводит здесь этот пример, указывает на ту распущенность, в которую впали некоторые Коринфяне из верующих. Тот, кто получил истинное познание о природе идолопоклонства, могли служить примером достойного христианского поведения, и их поступки могли служить примером для других, менее утверждённых в вере Иисуса, — поступать так же, несмотря на то, что совесть их в этом осуждала (см. на 7 ст.).

расположит: Греч, aikndnmeo. буквально, «укрепляй.». Здесь это слово, по-видимому, употреблено в ироническом смысле. Некоторые из Коринфян, которые гордились своей христианской свободой, вероятно, испытывали удовлетворение оттого, что их поступки, по их мнению, укрепляли совесть собратьев, немощных в вере. Павел таковым отвечает, что вместо того, чтобы «укреплять» немощных, они губят их (см на 7 ст.)

11 . погибнет: См. на Рим. 14:15. Такое ужасное последствие указывает на то, что вопрос, который рассматривает Павел, имеет серьёзное значение,

немощный брат: См. на Рим. 14:1; 1Кор. 8:9. Немощный — это гот, Я кому нужно проявлять особое внимание и снисходительность. Он такой же брат по вере, как и сильный и соединен с Господом теми же нежными семейными узами, что и брат, сильный в вере. Он имеет право на любовь и нежную помощь всех членов церкви. Нужно делать со своей стороны все возможное, чтобы не дать такому человеку лишиться духовных благ.

умер Христос: Эти слова являются сильнейшим доводом против злоупотребления свободой, когда она подвергает опасности спасение других. Нельзя делать ничего того, что способно обесценить кровь Христа, пролитую за грешника. Мысль об этом должна удерживать нас от злоупотребления своей свободой. Христианин, который живо представляет себе, что сделал ради Него Спаситель, никогда не будет столь бессердечно равнодушным ко благу своих собратьев, чтобы решиться на что-либо, что может вызвать в «немощном» брате угрызения совести.

12. согрешая таким образом — Кто в своем сердце имеет любовь Иисуса не может использовать свою свободу таким образом, чтобы она ввела его братьев в заблуждение. Напротив, он с радостью откажется от всех своих преимуществ и удовольствий, [723] лишь бы только его поступки не послужили поводом для других. Некоторые ошибаются, полагая, что если их поступки ни в чем не противоречат закону, то они имеют право поступать, как им угодно, не взирая на влияние своих поступков на других (ср. 1 Пem, 2:15, 16; Рим. 14:13, 16 21). Христиане, сильные в вере, должны избегать делать то, что может повредить немощным братьям, или быть соблазном на их пути. Оказывая на других отрицательное влияние, мы нарушаем закон, который обязывает нас, как христиан любить своих братьев и способствовать их благополучию (см. Mamф. 22:39; Ни. 15:12, 17; Пак. 2:8; Рим, 13:10; Гал. 5:14).

уязвляя: Греч, tuplii. «поражать», «чтобы биться», «дурно обращаться».

немощную совесть: См. на 7cm,

против Христа?: Христос отождествляет Себя со Своим народом, включая и немощных братьев. Он сказал Савлу на пути в Дамаск, что гонение на святых есть в сущности гонение на Него (Дели, 9:5; ср. Матф. 25:40).

13. пища:Греч. bpота. «пища вообще»; не только мясо, но и всякая другая пища.

мяса: Греч, kreas. «плоть», «мясо». Это слово встречается только в данном стихе и в Рим. 14:21 , В качестве идоложертвенного более всего применялась мясная пища. Павел желал отказаться от той пищи, которую он мог употреблять вполне законно, нежели послужить соблазном на пути немощного брата, Пользование свободой никому не возбраняется, однако, немощь ближних должна побуждать верующих ради их блага жертвовать их свободой. Руководящим принципом в таких случаях должна быть наша любовь к ближнему. Удовлетворение наших желаний, является менее важным, чем спасение немощного брата, для которого пата свобода может послужить соблазном. Этот принцип применим ко многим сферам нашей жизни, как, например, к развлечениям, одежде, музыке — фактически он применим к жизни в целом. Самоотречение ради блага других является выдающейся чертой истинного последователя Иисуса (та. Матф. 16:24; Ин. 3:30; Рим. 12:10; 14:7, 13, 15-17; Фил. 2:3, 4). В этом принципе выражен дух Иисуса Христа, который постоянно проявлялся в Его земной жизни.

вовек: Буквально, «навсегда», здесь в значении на протяжении всей жизни (см. на Матф. 25:41).

Комментарий Е. Г. Уайт к 8 главе 1 Коринфянам.

5 ОХВ409; 9СЦ47.