Глава 10

1. Не хочу: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению в начале стиха «ибо». Такое чтение показывает надлежащую связь между 9 и 10 гл. В предыдущем стихе Павел показал нам, что он лично может быть отвержен Богом. Здесь он обращает наше внимание на то, что подобная опасность угрожает и другим. Хотя Израильтяне, вышедшие из Египта, пользовались великой милостью Божией, тем не менее, им не дано было войти в обетованную землю. Если они, будучи избранным народом, для которого Бог сотворил столько удивительных чудес, не сумели сохранить за собой благословений Божиих, то Коринфяне, учитывая их печальную историю не должны давать в своих сердцах места духовной гордости, чтобы их не постигла та же участь.

в неведении: Несомненно, членам Коринфской церкви, по крайней мере, частично была известна история опытов древних Израильтян. Однако Павел нашёл необходимым напомнить им об этом, чтобы последние могли оказать положительное влияние на их жизнь.

отцы: Коринфская церковь состояла как из обращенных язычников, так и из христиан выходцев из Иудеев. Поэтому ссылка апостола Павла на [740] «отцов», под которыми очевидно имеются в виду Израильтяне времён Моисея, показывает, что христианская церковь есть продолжение народа Божия и что она ведёт свою родословную от истинных служителей Божиих в течение всей многовековой истории Израиля (см. Рим. 2:28, 29; Гал. 3:28, 29).

облаком: Речь идет о видимом присутствии Божием среди Его детей во время их странствования из Египта в Ханаан. Днем пред Израильтянами шло облако, указывая им путь, а ночью оно превращалось в столп огненный (см. № Исх. 13:21).

море: Здесь говорится о том, как Израильтяне перешли Чермное море П пути, который чудным образом был приготовлен для них Господом (см. Исх. 14:21, 22). Это ещё раз свидетельствовало об охране и милости Божией. Павел напоминает Коринфским верующим о всей той заботе, которую проявлял Господь древнем Израиле, и вместе с тем, показывает, что Израильтяне получили столько же верных свидетельств, имеющих целью оградить их от падения, как и Коринфская церковь, которая так полагалась на них.

1. крестились: Опыты, пережитые Израильтянами, можно сравнить с решением. Когда они проходили через море, их осеняло облако, а с обеих сторон окружала вода. В этом смысле они получили крещение. Этот их опыт можно изобразить как освобождение от их привязанности ко греху в мрачный период Египетского рабства и как их залог верности Богу, через Его служителя Моисея.

в Моисея: Облако привело их на берег Чермного моря, и когда Моисей повелел им двигаться вперед, Бог открыл им путь, идя которым они в полной безопасности достигли другого берега. Посредством этого опыта, они были переданы Богом руководству Моисея как своего вождя (см. Исх. 14:13-16, 21, 22). Они признали его авторитет и согласились слушаться его указаний. Как их «видимый вождь», Моисей передавал им законы и требования Божий. Поэтому можно сказать, что посредством своего крещения «в Моисея» они дали обет повиноваться и служить Богу (см. 77 374). Находясь, продолжительное время в Египетском рабстве. Израильтяне до некоторой степени потеряли из виду истинного Бога и забыли, как служить Ему. Для многих Он стал далеким. В виду этого Господь выразил намерение освободить их из рабства с тем, чтобы они могли верно служить Ему (см. Исх. 3:13-15, 18; 5:1; 6:6, 7; 7:16; 8:1, 20; 9:1, 13; ПП 258). Бог поручил Моисею вывести Его детей из Египта и объявить им Его законы и намерения о них (см. Исх. 3:10; ПП 246, 252, 253). Принятие Богом Моисея как Своего представителя было засвидетельствовано израильтянами посредством перехода ими Чермного моря.

3. духовную пищу: Слово «духовную» означает, что пища не была дана естественным образом. Павел, вероятно, имеет здесь в виду также духовное значение манны Ин. 6:32, 33, 35, по аналогии с духовным Камнем, пол которым он изображает Христа I Kop. 10:4. Все Израильтяне питались в пустыне чудесным образом. Пищу, они получали непосредственно от Бога. Это было для них неопровержимым доказательством того, что они находились под охраной Бога. Он заботился о них. В пустыне не было никакой пищи, и они были полностью зависимы от хлеба, который падал с неба (см. Исх. 16:3). Если кто-либо отказывался, есть манну, такой человек погибал. Подобно этому нет другой пищи для христиан, чем та, которая сходит с неба в лице Спасителя. Манна, которая посылалась Богом Израильтянам, могла удовлетворить лишь их земные потребности. Её действие было временным, и те, кто вкушал её, впоследствии умирали, те же, которые вкушают от Слова Божия, от Иисуса Христа, не погибнут, но будут жить вечно (см. Ин. 6:48-51, 53. 54, 58, 63). В этой земной пустыне люди стараются насытить свой разум человеческой философией и изобретениями, но вдали от Христа не может быть ни мира, ни счастья (см. Матф. 11:28, 29; Ин. 5:6; I Kop. 1:21, 25, 30). Подобно тому, как манну нужно было собирать в том количестве, которое необходимо на один день, так и люди должны получать ежедневное питание от Слова Божия для того, чтобы жить полноценной христианской жизнью (см. Исх. 16:16,21; Иов. 23:12; Матф. 6:11). [741]

4. духовное питие: Подобно «духовной пище» в 3 ст. «духовное питание» названо так вследствие своего сверхъестественного происхождения. Господь посылал его Израильтянам, для удовлетворения их насущных потребностей, когда они находились в пустыне и не имели воды (см. Исх. 7:1, 6; 20:2, S). Несмотря на неразумный ропот Своих детей. Бог не оставлял их, заботясь об их нуждах через Своего избранного служителя Моисея (см. 77 294 411).

духовного … камня: Некоторые из толкователей полагают, что Павел здесь намекает на традиционное представление раввинов о том, что источник в скале неизменно сопровождал детей Израиля во время их странствования по пустыне. Если это действительно так. то он отдаёт дань традиционному представлению не больше чем отдавал Иисус учению о сознательном состоянии человека после смерти в Своей притче о богаче и Лазаре (см. на Лук. 16:19). Тосефта (см. V том. 100 стр.) говорит об упомянутой традиции следующее: «Это было также с источником, который был с детьми Израиля в пустыне: [источник] был подобен камню, изобилующий отверстиями подобно ситу, из которого вода струилась и выливалась как из открытой фляги. [Камень-источник] поднимался вместе с ними на вершины гор и опускался в долины; где останавливался Израиль, там останавливался и он. напротив входа в скинию» (Sukkah 3.11 цитировано Штрак и Биллербек. Комментарий на Новый Завет. 3 том. 406 стр.). Сравните ПП 411-421.

был Христос: Спаситель здесь изображён в виде скалы, к которой могут приникнуть грешные кающиеся люди для получения освежающей, животворной влаги, способной утолить их жажду в Божественной истине (см. Пс. 41:2, 3; 62:2; Ин. 7:37). В приведённом стихе выражена великая истина о том, что Иисус находится со Своими детьми в течение всей их земной жизни и готов всегда им помочь в их нуждах, если они попросят Его об этом. Наш мир представляет собой унылую безжизненную пустыню, в которой нет ни пищи, ни питания для души, жаждущей в духовной истине. Однако наш неизменный Спаситель всегда готов поддержать, укрепить и ободрить Своих немощных детей, если конечно они захотят обратиться к Нему (см. Пс. 45:2; 90:15).

Если Христа рассматривать в историческом плане, то Он был вождем Израильтян не только во время их странствования по пустыне, но и на протяжении всей их истории как нации. Все Свои намерения относительно падшего человечества Бог исполняет через Иисуса Христа (см. ЛП311, 366, 373, 396; ЖВ 52)

5- не о многих: Буквально, «с многими». Хотя Израильтяне имели благ приятную возможность видеть чудное проявление силы Божией. тем не менее лишь немногие из тех, которые вышли из Египта, под водительством Мопс захотели повиноваться Ему. Писание рассказывает нам об их непрерывном ропоте и возмущении даже после того, как они столь чудным образом перешли чермное море (см. Исх. 16:2, 3, 27, 28; 17:3; 32:1, 6; Числ, 11:1, 2, 4, 10, 13;

14-2, 26-30)- Одно непослушание за другим навлекло на народ, наделённый великими преимуществами, — суды Господни, и, в конце концов ему было объявлено, что он умрет в пустыне (см. на Числ. 14:29). Бог положил в Своём намерении, что все, кто отправится в Ханаан найдут свою отчизну в стране, где течёт Молоко и мед (см. Исх, 3:8, 17; 13:5). Он ясно объявил Своим детям о том, что Он будет вести, охранять и наставлять их, а также будет заботиться о всех их нуждах, однако они отказывались верить и повиноваться Ему. Таким образом, они потеряли обещанное им наследие, вместо них это наследие досталось их детям.

поражены были: Греч, katastronnumi, буквально, «чтобы основательно рассеять по [земле]». Это слово в ИЗ встречается лишь в приведённом тексте, и переводе LXX Числ. 14:16. Неверующие, непослушные Израильтяне были поражены Господом, во время своего странствования по пустыне, так как они отказались верить в любовь и руководство своего небесного Отца, и погрязли в удовлетворении своих плотских вожделений (см. Числ. 11:5, 6, 32, 33; 16-31-35,49; 25:1-5, 9).

Павел показывает здесь Коринфским верующим, что их благословения и преимущества сами по себе не ограждают их от искушений, чтобы избежать греха, им необходимо постоянно быть на страже. Все благословения, которые Бог даёт Своим детям, никогда не спасут их от справедливого наказания за их непослушание и отвержение Его ясных повелений.

6. были: Буквально, «стали». [742]

образы для нас: Или, «примеры для нас». То, что произошло с Израильтянами во время их странствования из Египта в Ханаан, является прообразной картиной того, что произойдет с детьми Божьими, которые пользуются на своём пути в небесный Ханаан такими же обильными преимуществами и благословениями, совершают такие же ошибки и проявляют такое же непослушание по отношению к Богу как некогда Израильтяне, блуждая по безотрадной пустыне. Христиане, не повинующиеся Своему Господу, пожнут такое же наказание, что в свое время пожали непокорные Израильтяне. Тот факт, что мы знаем о больше, чем другие, не дает нам никакого права пренебрегать ни одним из велений. Напротив, большее познание возлагает на нас большую ответственность за точное исполнение всех указаний Божиих. Непослушание в таком гораздо больший грех, чем не повиновение тех, кто менее просвещён Лук. 12:47, 48; Иак. 4:17).

Эта часть предложения читается буквально, «чтобы не похотливы на злое». Израильтяне обыкновенно ставили на первое место свои желания- Они Руководствовались не требованиями разума, а побуждениями своих непосвященных страстей (см. Исх. 16:3; Числ. 11:4, 5). Народу Божию ныне угрожает опасность впасть в те же ошибки. Это ясно видно из предостережения в Матф. 24:37-39; Лук. 17:26-30.

похотливы: Греч, epithumeo. «страстно желать», «стремиться к чему-либо», «выходя за рамки принятого, законного».

7. Не будьте также: Повеление может быть переведено, «положите конец [или, прекратить»] идолопоклонству», здесь есть намек на то, что некоторые из Израильтян впали в идолопоклонство.

идолопоклонниками: Здесь, прежде всего намекается па поклонение народа золотому тельцу, в то время когда Моисей находился на горе с Богом (см. Hex. 32:1-5). Это предостережение для Коринфян было особенно уместно поскольку некоторые из них, по-видимому, были склонны участвовать в празднествах. имевших место в языческих капищах (см. на 1 Кор.8:10; ср. гл. 21).

есть и пить: См. на Исx. 32:6.

играть»: Цитата взята из Исх. 32:6. Израильтяне у горы Синай не забыли того, что видели и сами делали в Египте, где идолопоклонство было государственной религией. Они были хорошо знакомы с чувственными оргиями, связанными с поклонением ложным богам и несомненно старались воспроизвести их в своем служении золотому тельцу. Разгульное пиршество затуманило разум людей настолько, что они перестали различать добро и зло, став рабами своих плотских вожделений и таким образом подвергшись утонченным искушениям врага.

8. Не станем блудодействовать: Повеление может быть переведено. «прекратим блудодействовать». Случай блудодеяния имел в то время место в Коринфской церкви гл. 5. Приведённые слова свидетельствуют о позорном событии в Ситтиме. где сатана, посредством женщин Моавитянок соблазнил многих Израильтян, и побудил их поклоняться Моавитским богам (см. Числ 25:1-5). Бог дал Израильтянам указания о том, чтобы они не смешивались с окружающими их народами. Он предостерегал их, говоря, что им угрожает опасность уклониться от Него в сторону ложных богов (см. Втор. 7:1-5). Если бы они постоянно слушались Его повелений, го они были бы ограждены от многих неприятностей.

двадцать три тысячи: См. на Числ. 25:9.

9. искушать: Греч, ekpeirazo. «искушать до крайности», «искушать до предела», «вполне». Ekpeirazo в НЗ встречается ещё в Матф. 4:7; Лук. 4:12, 10:25. а также в тех стихах, где вообще говорится об искушении Христа. Повеление может быть переведено, «прекратим искушать». Словами данного Павел намекает на событие, записанное в Числ. 21:4-6, когда парод, утомившись и поникнув духом вследствие долгого странствования по пустыне, упрекал Моисея за то, что он вывел их из Египта и питает их одной манной. Их злоба на пишу, которую давал им Бог, привела к тому, что их стали жалить «ядовитые змеи», от которых многие умерли (см. Числ. 21:6).

Христа: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что здесь уместнее вариант «Господа». В любом из этих случаев речь идёт о Христе, Который был с Израильтянами в пустыне. Это был Он, Чье терпение они искушали до крайности своей непокорностью и непрерывным ропотом. Христос всегда Д бывает со Своими детьми посредством Святого Духа, Который наставляет, защищает, ведёт и избавляет их от всех неприятностей (см. Матф. 28:20; Ин. A-16-18; 16:13). Верующие должны помнить о том, как неразумно и опасно искушать долготерпение [743] Спасителя, настаивая на своих прежних привычках и желаниях, вместо того, чтобы с радостью оставить всё, что относится с старой не возрожденной жизни ради того, что Господь в Своей любви делает для них.

10. Не ропщите: Или, «перестанем роптать». В ВЗ рассказывается о двух случаях, когда люди роптали и за то были наказаны смертью; первый случай связан с десятью соглядатаями Числ. 13; 14 гл., и второй с восстанием Корея, Дафана и Авирона Числ, 11 гл.

11. образец: Архаическое слово, означающее «примеры». Фактически слово здесь представлено как «образы для примера» 6 ст. Это не значит, конечно, что Израильтяне пережили множество различных опытов для того, чтобы показать пример христианам. Просто пережитое ими служит хорошим примером для церкви наших дней, побуждая её избегать тех ошибок, которые они совершили.

наставление нам: Буквально, «для предостережения», то есть, чтобы предупредить христиан всех веков не полагаться на свою собственную силу и мудрость. Упорное непослушание Израильтян окончилось для многих из них смертью в пустыне, впоследствии, — сделало их Вавилонскими пленниками (см. Иер. 17:23, 27; 25:4-11). Предостережение, призывающее христиан усвоить урок пережитый Израилем в пустыне, особенно уместно для них в виду приближения Второго пришествия Христа. Многие Израильтяне погибли перед самым вступлением в Ханаан (см. Числ. 25:9). Они были народом, который Бог благословил познанием Себя и Своего закона. Их познание превосходило знание всех народов, однако, они не остались верными своему Богу. Христианам, которым дано Евангелие Иисуса Христа и открыто пророчество о Его скором пришествии, нужно остерегаться того, чтобы не поддаться никаким человеческим заблуждениям, могущим помешать им достичь небесного Ханаана (см. Рим-11:20,- 1Кор. 10:12; Евр. 3:12-14).

последних веков: Греч, tele ton aionon. «конец веков». Имеется в виду окончание больших исторических периодов, в течение которых Бог поддерживает Свои отношения с человечеством. В Евр. 9:26 первое пришествие Христа описано как событие, происшедшее в «конце мира» (Греч, suntehia ton aionon буквально, «к. окончанию веков»). Весть, которую возвещал Павел, относилась к его современникам, на что указывает местоимение «нам». Ещё более она относится к людям нашего времени, так как они обладают преимуществом всестороннего познания всех минувших событий священной истории, и живут в те дни, когда вот-вот должно исполниться окончательное намерение Божие, выраженное во Втором пришествии Христа.

12. Посему: Этим словом подытоживается мысль 6-11 cm. Здесь подчёркивается необходимость того, чтобы христиане с особым вниманием вникали ли в историю странствования детей Израильских по пустыне па пути в Ханаан Они должны извлечь урок из печальных последствий, к которым привела Израильтян их самоуверенность, чтобы не полагаться на свои собственные силы.

стоит: Хотя правило, которое здесь выдвигает Павел, относится ко всем, тем не менее, здесь оно в первую очередь касается верующих Коринфа, которые считали себя сильными в отношении употребления идоложертвенного и участия в языческой трапезе (см. гл. 8:2, 4, 7, 9). Такие люди полагали, что им нечего опасаться влияния со стороны идолослужителей. Однако, как указывает Павел такая самоуверенность может предшествовать печальному падению (см. Пр 16:18).

не упасть: Самоуверенность опасна. Это видно па примере Петра, считавшего, что ничего не может заставить его отречься от Христа (см. Марк 14:31, 50, 67, 68, 70-72). Каждый из нас должен внять этому предостережению и быть на страже, чтобы не поддаться внушению, будто мы стали настолько духовно сильными, что уже ничто не может склонить нас ко греху. Наше спасение заключается лишь в признании нашей абсолютной беспомощности вдали от Христа и в сознании нашей нужды в присутствии Святого Духа, могущего избавить нас от всякого греха (см. Ин. 14:26; 15:4-7; 16:7-11,13; 2Кор. 12:9, 10). Мы должны постоянно напоминать себе слова увещевания «берегись», так как человек обычно склонен считать, что он всё может сам. Духовная гордость является [744] опасным заблуждением, посредством которого, искуситель легко вводит самоуверенного верующего человека в тяжкий грех (ср. 2Цар. 11:1-4; Рим. 11:20). Увещевание быть постоянно на страже, чтобы не впасть в духовную гордость, особенно, относится, к тем, кто живёт в данный период истории мира, когда ежедневно встречается множество соблазнов, возбуждающих и них плотские страсти (см. Лук. 21:34-36).

13. человеческое: Греч. anthropinos. «человеческое», «обычное», какое каждый человек в состоянии перенести. Коринфяне не должны были думать, что свою христианскую жизнь им приходится проводить в исключительных условиях, и что на их долю выпали особые трудности. Их испытания и искушения ничем существенно не отличаются от тех трудностей, которые приходится переживать всем окружающим людям. Приведённые слова служат как бы Дополнением предыдущего предостережения, вселяя в верующих дух ободрения и утешения. Коринфянам угрожала опасность падения, и им необходимо было бодрствовать. Но они могли смело встретить любое испытание, зная, что оно не будет сверх сил, и что они его успешно выдержат.

верен: Бог верен Своим обещаниям, верен призыву, с которым Он обращается ко всем людям, приглашая их служить Ему. Если бы Он дал Своему народу впасть в искушение, которое сверх сил. тогда Его обетования оказались бы несостоятельными (см. Пс. 33:20; 2Пет, 2:9; 1Кор. 1:9). Верность Божия вселяет в христианина дух мужества и безопасности при встрече с любым врагом. Если верующий полагается на себя, то он находится на опасном нуги. Но если он полностью доверяет обетованиям Божиим, Который верно хранит завет со Своим народом, — то он будет иметь гарантов безопасности. При этом он должен знать, что Бог не будет вступаться за него, если он сознательно заходит на территорию врага, где ему могут встретиться всевозможные искушения (см. 1й 7:13,14,24,25; 1Кор. 9:25, 27; 10:14; Гал. 5:24; 2Тим. 2:22; РП 124, )25;НПХП8).

Не попустит: Т.е., не дозволит. То, что Бог, Которому верят христиане, допустит врагу искушать их сверх сил, должно быть для них источником великого утешения. Бог не желает, чтобы люди страдали и не искушает их (см. Иак 1:13). Они сами навлекают на себя различные страдания своим непослушанием (см. Быт. 1:27, 31; 3:15-19; Еккл. 7:29; Рим. 6:23). Поскольку это происходит с ними, то Бог использует их переживания, чтобы воспитать в них характер по Своей воле (см. 1 Пет. 4:12, 13; СИ 470, 471, 478). Впадая в искушение, люди должны помнить о том, что искушение приходит не потому, что Бог посылает его, а потому, что Он допускает его. Больше того, если человек преодолевает его силой Божией, то оно становится средством, побуждающим к христианскому возрастанию в благодати. В виду ясного заверения Божия о том, что искушения никогда не бывают сверх сил, человек полностью ответственен зато, что сам впадает в грех.

могли перенести: Буквально, «выход из». Допуская для нас испытания или искушения, Бог в то же время предлагает нам средства, с помощью которых мы можем одержать победу и избежать греха. Этот «выход из» не путь, чтобы избежать искушения, но выход из трагедии падения в грех, победив искушение. В то же самое время, когда Бог разрешает придти испытанию или искушению. Он будет также в готовности дать средства, через которые мы можем достигнуть победы и избавиться от совершения греха. Иисус, образец справедливой христианской жизни, нашёл этот «выход из» в Слове Божием (см. Лук, 4:4, 8, 12). Так и мы. Его последователи, можем найти «выход из» в Иисусе, живом Слове (см. Ян. 1:1-3, 14). Он всегда готов помочь тем, кто взывает к Нему, избежать сетей греха Пс. 9:10; 26:5; 40:2; 90:15; 2Пет. 2:9; Откр. 3:10.

14. Итак: Т.е., учитывая опасности, которым подвергались Коринфяне участвуя в идоложертвенных пирах, а также в виду предостережения, данных каждому верному последователю Бога относительно сатаны — склонить их ко греху, — даётся совет: всячески избегать любого соприкосновения с идолопоклонством, одержав полную победу.

Убегайте: Т.е., воспитайте в себе привычку убегать или избегать. В этих словах Павла звучит настойчивый призыв как можно дальше и без всяких колебаний удалиться от соприкосновения с идолопоклонством. Идолам и всему, что ими связано, нельзя делать никакой уступки и не поддаваться ни на какой компромисс.

идолослужения:. — Совет Павла Коринфянам, [745] которые обсуждали в какой мере можно соприкасаться с идольскими храмами, участвовать в служениях и пище, насколько это было позволительным для последователя Христа, является также добрым советом для христиан везде и во всякое время. Идолослужение может проявляться во многих формах, включая жадность, прибыли, любовь к господству над своим ближним, удовлетворение различно вида плотских желаний и безумная мания к удовольствиям (см. ДА 317). Опасности представленные в общении с теми, которые не любят Бога и непослушны, Ему, являются настолько великими, что Господь призывает Свой народ отделить себя от близкого контакта с таковыми (см. 2Кор. 6:14-17; ср. Откр. 18: 1-4). Но человек не является достаточно сильным, чтобы подвергнусь себя намеренно и без особой нужды контакту с «идолослужением» в любой форме и избежать осквернения.

15. рассудительным: Греч, phronimoi, «разумный», «здравый», кто способен понять сказанное и сделать верные выводы. Павел обращается к здравому смыслу Коринфских верующих, который позволит им правильно судить о том, что он намерен им сообщить. Обращаясь к ним с таким призывом, апостол тем самым показывает, что он сам полностью убежден в том, что стоит на верном пути. Причины, в силу которых он выступает против участия в идоложертвенных яствах, вполне понятны всем рассудительным людям. Разъяснение этих причин занимает всю оставшуюся часть главы. Все повеления и советы Божий, по своей природе таковы, что они направлены к людям рассудительным. Господь приглашает нас рассудить вместе с Ним, хорошо зная, что Его доводы всегда здравы и верны.

сами рассудите: В этих словах, по-видимому, есть некоторый оттенок сарказма, намек на то, что Коринфяне гордились своей мудростью (см. гл. 1:5; 8:1, 2, 10). К каждому члену церкви обращен призыв, своим разумом тщательно проверить все те наставления, которые Господь дал через Своего служителя Павла, и убедиться разумны и справедливы ли они.

16. Чаша благословения: Т.е., чаша, над которой произносился благословение в честь проведения вечери Господней. Устанавливая эту вечерю, по случаю совершения последней Пасхи, которую Христос ел со Своими учениками перед Своим арестом. Он взял чашу, «возблагодарил» и раздавал ученикам пригласил их пить из неё (см. Матф. 26:27; I Kop. 11:25; ЖВ 149, 653). Павел продолжает говорить об опасности, связанной с употреблением идоложертвенного. Своё рассуждение он основывает на том, что, участвуя в совместных служениях, верующие становятся причастниками тела и крови Христа, и таким образом одним телом во Христе (см. Матф. 26:26-28; Ин. 6:51, 53-56;1 Кор. 11:23-26; ЖВ 660, 661). Засвидетельствовав таким образом о своим единстве со Христом, спрашивается, уместно и прилично ли им участвовать в идоложертвенных яствах и вступать в общение со злыми духами, ради которых совершаются жертвоприношения I Kop. 10:21)

которую благословляем: Христос «поблагодарил за чашу» Матф-26:27, что равносильно нашей молитве, которую мы приносим в знак благодарности за пролитую кровь Христа перед принятием чаши с вином во время вечери. Принимая чашу с вином, христиане благодарят Бога в своих сердцах за все благословения, какие Он даровал им в крови Христа, Они молча выражают т свою признательность за спасение от рабства греха и дарование им славной свободы быть сынами и дочерьми Божьими.

приобщение: Греч, koinonia, «совместное участие».

Крови: Кровь изображает смерть Сына Божия, и посредством веры вене становятся участниками Его смерти. Таким же образом те, кто участвуя языческом идолослужении, становятся участниками идоложертвенного. Павел упоминает чашу прежде хлеба в противоположность тому, как они упоминаются в Матф. 26:26, 27, и в I Kop. 11:23-25, вероятно потому, что Павел хотел принятие хлеба связать с вопросом об употреблении идоложертвенного. Он здесь не говорит ни о значении вечери Господней, ни о порядке, в котором она должна совершаться.

хлеб: Подобно тому, как хлеб преломляется во время вечери и затем раздаётся верующим, так и тело Спасителя было ломимо, то есть, распято за весь мир, но жертва Христа приносит благословение только тем, кто исповедует свои грехи, [746] и стремится получить прощение (см. Матф. 26:26; 1Ин. 1:9; 2:1,2; I Kop. И :23,24,26,29).

17. Один хлеб: Это выражение образно указывает на то, что подобно тому, как хлеб, будучи, преломляем на части и раздаваем верующим, представляет собой одно целое в Том, Кто предал Себя за них. Принимая участие в вечере, христиане этим показывают, что они принадлежат к великой одной семье, которую возглавляет Христос.

Подобно тому, как насущный хлеб является одним из главных источников существования человечества, так и Христос является духовной пищей, от которой должны вкушать все, желающие сохранить своё духовное здоровье (см. Ин. 6:50, 51, 56, 57). Существует различный хлеб, приготовленный из различного зерна, как например из пшеницы, ячменя, ржи или кукурузы. Однако для духовной жизни существует лишь один духовный хлеб. Есть только один Господь и Спаситель, и человек не может прийти к вечной жизни иным путем, чем через приобщение к Хлебу, сошедшему с небес, в лице Иисуса Христа (см. Матф. 24:5,24; Ин. 6:33, 53, 54; Деян. 4:12; 1Тим. 2:5, 6).

ибо: Греч, hoti, здесь в значении «принимая во внимание, что», «потому что». Это слово начинает новое изречение и это место можно перевести, «Принимая во внимание, что есть только один хлеб, мы многие становимся одним хлебом».

18. посмотри те на Израиля: Здесь Павел напоминает нам о прямом установлении Божием в народе Израильском, согласно которому назначенные Богом люди, должны были определённым образом совершать церемонию богослужения.

До плоти: Это выражение указывает на Израильтян, плотских потомков Авраама. Хотя они и не признали Иисуса Мессией и отвергли многие советы Божии, тем не менее указания Господни, данные им через Моисея во время пребывания их у горя Синай, относительно служения во святилище, можно сматривать достоверным свидетельством о той форме служения которую к требовал от них. Эти указания содержат в себе много принципов истины, относящихся к христианам в такой же степени, как и к Иудеям. Учение о единств которое Бог желает видеть среди Своего народа — один из самых важных принципов, из числа упомянутых.

участники: Священники и народ посредством служения у жертвенника представляли собой единое целое. Их служение было видимым средством общения с Богом, указывало на их равенство пред Ним и на их принадлежность в Его семье. Это совместное участие в церемонии жертвоприношения у жертвенника делало их членами народа Израильского, поклонниками Иеговы истинного Бога.

19, что же я говорю?: Т.е., какой смысл сказанного мною? Можно ли исходя из моих рассуждений сказать, что идол реально существует? Павел дает на это отрицательный ответ. Он вовсе не желает убедить нас в том, что идол имеет какое-либо значение или что пища, посвящённая ему, отличается от другой пищи уже потому, что она стала идоложертвенной.

Убеждение в том, что идолы в мире ничто, естественно приводит нас к заключению о том, что всё идоложертвенное также ничто. Это правильный вывод. Однако для того, чтобы верующие, ошибочно основываясь на этом выводе, — не приобщились к идолослужителям своим участием в их обрядах, Павел высказывает своё предостережение относительно истинной природы идолопоклонства 20cm.

20. но: Каков же смысл всего сказанного об опасности общения с идолами и идолопоклонством? Павел решительно отвергает мысль о том, что ничтожество идолов или идоложертвенного дает нам право свободно принимать участие в языческих празднествах.

бесам: Греч, daimonia, «демоны». В переводе LXX Пс. 95:5 слово daimonia переводится с Евр. elilim означающего «ничтожество», а во Втор. 32:17 оно переведено с Евр. shedim, «злые духи», «демоны». В НЗ daimonia обозначает злых духов (см. Матф. 7:22; Марк 1:34, 39; 1Тим, 4:1; и т.д.; ср. Ефес. 6:12). См. на Марк 1:23; см. Дополнительное Примечание к Марк 1 гл..

в общении с бесами: Понимая истинную природу идолослужения, что оно связано с сатаной и злыми ангелами. Павел [747] настоятельно призывает Коринфян избегать идолопоклонства. Христиане посвящены Христу; они принадлежат Ему как через творение, так и через искупление. Они не могут и не желают участвовать ни в каком служении, где честь воздается не истинному Богу, а какому-либо другому существу (см. Исх. 20:3-5; Матф. 4:9, 10). Точно также они не могут позволить себе, чтобы их время и стремления были посвящены чему-либо или кому-либо в ущерб Богу и Его служению. Он всегда Дл жен быть на первом месте и служение Ему должно занимать все наши мысли (см, Матф. 22:37).

21. Не можете: Здесь речь идет не о физической, а о нравственной неспособности верующих, вследствие познания ими истинной природы идолопоклонства. Спрашивается, как могут те, которые посвятили себя Богу, участвовать в возлияниях в честь сатаны и его сообщников?

Господню: Речь идёт об употреблении вина во время вечери (см. Матф — 26:27, 28). Чаша с вином принадлежит Господу, она посвящена Ему, подставляя собой причастие или приобщение к Его крови. Поэтому она соединяет участвующих в ней в единый союз с Ним.

чашу бесовскую: Чаша бесовская символизирует всякое празднество в честь языческих богов. Сатана и его последователи стремятся к тому, чтобы свергнуть доброе и разумное правление Божие и установить власть греха и всякого беззакония. Между этими двумя образами жизни не может быть ничего общего. Не может быть никакого компромисса между Богом и сатаной, истиной и заблуждением, праведностью и грехом. Каждому человеку предоставлено право выбора, кому служить. Невозможно в одно и то же время служить и Богу и сатане. Одного из них нужно отвергнуть (см. Быт. 35:2-4; Ис. Нов, 24:14-16; З Цар. 18:21; Матф. 6:24).

22. раздражать: Неужели христиане, наделённые светом Евангелия, видя истинную природу идолопоклонства, могут решиться раздражать Господа своим участием в языческой трапезе? Неужели они позволят плотским страстям омрачать свой разум настолько, чтобы отвергнуть Господа в угоду идоложертвенному? Предостережение, которое содержится во второй заповеди, ясно указывает на отношение Бога к идолопоклонству. Мы видим, что такое служение он рассматривает как бесчестие Его как Бога (см. Исх. 20:5). Наш Бог, есть Бог ревнитель, и Он не желает разделять чести и послушания Своего народа с какой-либо другой силой (см. Исх. 20:4, 5; 34:12-16; Ис. Нав. 24:19; Матф. 6:24). Наше приобщение к идо л ос лужению посредством участия в идоложертвенном. делает нас соучастниками в том, что особенно отвратительно в очах Божиих и что более всего раздражает Бога (см. Лев. 19:4; 26:30; Втор. 18:10-12; 1Кор. 6:9; Ефес. 5:5; Откр. 21:8; 22:15).

То, что человека уводит от любви к Богу и привязывает его к кому-либо или к чему-либо, — есть грех, подобный участию Коринфян в идоложертвенных яствах. Всякая привязанность к друзьям, имуществу, славе, популярности или материальному успеху, побуждающая человека отдавать им своё время и внимание до такой степени, что он пренебрегает служением Богу, — что есть, в сущности, идолопоклонство, — заслуживает лишь порицания и гнева Божьего (см. Матф. 10:37-39; Лук. 14:26).

Чтобы представить Свою любовь к человечеству, Бог использовал символ брака (см. Иер. 6:2; 2Кор. 11:2). Отступление от Бога и поклонение идолам представлено пророками как супружеская измена (см. Ос. 4:12-15; 8:14; 9:1, 5 7). Бог, как муж Своей церкви, желает, чтобы Его невеста принадлежала исключительно Ему и очень ревнив к тому, что умаляет её любовь к Нему. Конечно, христианин, который любит Господа, не разрешит кому или чему-либо возбуждать Его ревность. Поэтому христианин не может даже соприкасаться с чем-либо, что по своей природе является идолопоклонством.

сильнее: Конструкция данного вопроса в Греческом тексте предполагает отрицательный ответ. Один человек не в силах состязаться с Богом. Поэтому крайне не разумно поступать вопреки Его повелениям и в то же время надеяться избежать Его наказания. Это должны иметь в виду тс, кто любит грех и продолжает лелеять его, выражая на словах свою любовь и желание служить Богу. Тем не менее, мысль о наказании не должна побуждать нас к служению, а скорее всего наша признательность [748] Богу за Его чудную любовь и верность к нам (см. Рим. 5:8; 8:35,- 1Кор, 10:13).

23. Все мне позволительно:, — См. на гл. 6:12.

полезно: Греч, sumphero, буквально, «свести вместе». Здесь, «полезно выгодно». Хотя христианину разрешается делать всё, что не противоречит воле Божией, тем не менее, бывают случаи, когда ему лучше не делать то или другое, что может лишь отвратить от истины, а не привлечь к ней тех, кто наблюдает за его поведением. Верующий должен думать о том, как своим поведением помочь встать другим на правильный путь. Если его законные поступки будут камнем преткновения на пути ближнего, тогда он должен отказаться от них (см. Матф. 18:7-10; ]Ин, 2:10; Рим. 14:13, 15; 1Кор. 8:9). Если христианин во всем намерен поступать хорошо, то он должен, прежде всего, иметь в виду не свои удобства, но благо других.

назидает: Греч, oikodomeo, «назидать», «укреплять». С помощью этого слова Павел разъясняет нам значение «полезного». В своем поведении христианин должен руководствоваться упомянутым принципом, а именно, всё делать имея прежде всего в виду славу Божию, и счастье ближних. Те, кто не следуют этому принципу, но исполняют свои желания, исходя из того, что они позволительны, вскоре будут делать то, что принесёт лишь ущерб другим. В силу известных обстоятельств, грехом часто становится то, что само по себе представляет собой невинное занятие.

Хотя следует согласиться с тем, что есть идоложертвенное не грех, тем не менее, бывают веские причины, в силу которых этого делать нельзя. Не всё может назидать церковь и не всё способствует успеху Евангелия. Павел трудился постоянно для благополучия церкви, для спасения душ. Всё, что содействовало ему в этом отношении, было справедливо и похвально, и всего, что ему не содействовало в этом, как бы оно само по себе не было позволительно, — следовало избегать. Любящие своего Господа делают со своей стороны всё возможное, чтобы убедить мужчин и женщин оставить свои грехи и обратиться к Богу. Имея перед собой благородную цель, они ведут себя так, что их влияние на других всегда благотворно. В еде, в одежде, в беседе, дома и т.д. они придерживаются такого образа жизни, чтобы делать как можно больше полезного. Быть может, они не всегда вспомнят то или иное изречение Священного Писания, осуждающее тот или иной поступок, но они хорошо понимают, что данный поступок не способствует благу ближних, следовательно, он не является позволительным (см. Рим, 14:21-23; 1Кор. 6:12).

24 ищи своего: Верующий не должен в первую очередь искать себе удовольствия и стремиться удовлетворить свои желания. Он должен, прежде его думать о благе других. Пусть он задаст себе вопрос: «Будет ли удовлетворение моих желаний и наклонностей полезно или же вредно для других?». Много позволительно, но на практике оно может причинить духовный вред для других. Поэтому долг христианина воздерживаться от подобных поступков. В Г случаях, когда для христианина нет прямого запрета, но его пример может сильно повлиять на других, он должен руководствоваться не своим удовольствием и желанием, а мыслью о том, как его поведение скажется на других.

другого: Греч, to tou heterou, буквально, «что принадлежит другим»- В Английской Библии «богатство другого». Истинный христианин стремится быть подобным Своему Господу, который ходил «благотворя и исцеляя всех» Деян. 10:38. В своих действиях он руководствуется не эгоистичными мотивами, но Духом Иисуса, побуждающим его применять на деле принципы золотого правила (см. Матф. 7:12; Рим. 13:10).

25. на торгу: Греч, makellon. от Латинского macellum, что значит «мясной рынок». В результате раскопок, производившихся в Коринфе, были обнаружены остатки большого рынка с колоннадами и лавочками вдоль вымощенной камнем торговой площадки. У одной из лавок установлена мраморная плита с надписью на латинском языке, обозначающей рыбный рынок, используя слово macellum для «рынка» или «торга». Вероятно, о таком рынке и говорит здесь Павел.

Когда в языческих храмах устраивались жертвоприношения, что части жертвенного животного часто продавались на рынке. Поскольку это мясо продавалось на рынке вместе со всеми другими видами мяса, то христианин мог купить [749] по ошибке идоложертвенное. В таких случаях апостол: советует христианам покупать безбоязненно, без угрызения совести.

для спокойствия совести: Буквально, «из-за совести», или «в следствии совести». Христианам необязательно было спрашивать у продавца о мясе; идоложертвенное оно или нет. См. на гл. 8:7.

26. Господня: Цитата взята из Пс. 23:1. Это место Писания в последствии использовалось Иудеями как форма благодарения перед принятием пищи (Талмуд, Shabbath 119a, издания Санкина, 586 стр.). Укоренился ли этот обычай во время Павла повсюду или только в Коринфе неизвестно. Бог даёт всему рост и созревание. Он заботится о всех нуждах Своих детей (см. на 7 Там. 4:4).

27- неверных: Т.е., друзей, родственников, или прочих не христиан.

на обед: Эти слова здесь добавлены, в Синодальной Библии их нет. Из контекста ясно, что речь идёт о приглашении принять участие в трапезе в частном доме, а не в языческом капище. Нередко не христиане оказывают христианам гостеприимство. Последние в таких случаях не должны отказываться. Они должны брать пример с Христа, Который никогда не пренебрегал гостеприимством тех, которые не были Его последователями (см. Лук. 11:37). От верующих христиан не требуется, чтобы они были затворниками, чуждающимися всякого общения с окружающими их людьми (см. Рим. 12:13; Тит. 1:8; Евр. 13:2; 2СЦ 645).

захотите пойти: Буквально, «пожелаете пойти». Пренебрегая гостеприимством неверующих, мы можем упустить много благоприятных возможностей Раздающиеся отовсюду приглашения разделить трапезу, являются знаком радушия и желания отнестись со вниманием ко всему, что скажет гость. Все такие случаи христианин должен использовать для свидетельства о Господе, Его любви и плане спасения. Иисус принимал приглашение неверующих, имея в виду эту цель (см, ЖВ 150,151).

все, предлагаемое вам: Это выражение нужно принимать в рамках контекста. Здесь речь идёт об уместности употребления в пищу идоложертвеиного. Имея в виду именно это обстоятельство, Павел советует приглашенному гостю оставить все угрызения совести и с радостью вкушать поданную ему пищу. Он не должен смущать своего хозяина вопросами относительно пищи, желая знать, не была ли эта пища посвящена ложным богам, которых почитает хозяин. Это заявление не разрешает употреблять пищу, запрещённую в другим местах Священного Писания, Пища имеется в виду такая, какую христианин может сознательно вкушать без нарушения повелений Божиих относительно чистой и нечистой пищи Лее, 11 гл. Если она отвечает требованиям Божиим, то он должен принимать её с благодарением не задавая никаких вопросов (см. на Рим. 14:1). Наставление, которое даёт Павел, касается вопроса об употреблении в пишу идоложертвенного, но не касается вопроса о пригодности пиши с точки зрения питательности и здоровья (см. Рим. 12:1, 2; I Kop. 6:19, 20).

28. если кто: Павел не указывает нам, точно, кого он имеет в виду. Некоторые считают, что здесь говорится о язычнике, другие о христианине из числа «немощных» (см. на Рим. 14:1).R пользу первого толкования, говорит тот факт, что слово «идоложертвенное» означает «посвящение в жертву богам». Так мог понимать лишь язычник, который не считал своих богов идолами. Сторонники второй версии утверждают, что, вряд ли здесь может идти речь о совести язычника (см. I Kop. 10:29).

не ешьте: Основание для отказа отрицательное влияние для других (см. на 23, 24 ст.). Христиане воздерживаются в своем поведении от всего, что может кому-либо причинить ущерб, особенно если он имеет дело с братом.

совести: Нет необходимости кушать то, что под вопросом. Не благоразумно также поощрять язычников употреблением такой пищи и соблазнять других братьев христиан вкушать её, в то время как они сомневаются, позволительно но ли им это делать. Христиане, любящие Бога и знающие закон, не станут умышленно делать то, что способно оскорбить совесть ближних.

Господня: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что в предложении «ибо [750] Господня земля, и что наполняет сё» с этим словом подлиннике отсутствует. Оно уже приводилось выше в 26 ст.

29. другого:; — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что слова Павла основаны на том, что христианин в своей любви, не может оскорблять чувств другого человека, ни скомпрометировать его и таким образом ввести его во грех (см- гл. 13:4-6), Немощный брат, который не имеет глубокого понятия о данном вопросе, вероятно, осудит своего брата за то, что он. по его мнению, вступает в соглашение с язычниками. В таком случае для чего же давать повод к обвинению? Не лучше ли воздержаться от мяса и таким образом избежать недоразумения или лишнего соблазна? Свои собственные права и привилегии нужно отложить в сторону с тем, чтобы твой брат не мог соблазниться через тебя (см. Рим. 15:1, 2; I Kop. 10:24, 33; 13:5; Фил. 2:4). Христиане должны пользоваться своей свободой очень осторожно, чтобы не стать камнем преткновения на пути своего ближнего, и не навлечь на себя нарекание.

моей свободе: В 29 ст. (вторая часть) и в 30 ст. выражен протест сильного брата против ограничений его свободы. В своём лице Павел изображает здесь сильного в вере. См. на 30 ст.

30. с_благддарением: Речь идёт о молитве за пищу. Для правильного понимания 30 ст. (см. на 29 ст.). Если человек благодарит за пищу, которую он есть со спокойной совестью, то спрашивается, зачем же его осуждать?

порицать: Греч, blasphemed, «бранить», «оскорблять», «говорить клевету».

31. Итак: В заключение Павел высказывает правило, которое и просто и понятно и вместе с тем достаточно обширно и справедливо. Сознательно и без всяких сомнений христианин должен поступать в каждом случае так, чтобы был прославлен не человек, а Бог. Такое поведение требует от верующего постоянного посвящения Ему всех своих физических и интеллектуальных сил, а также ежедневной отдачи всего себя руководству Его духа (см. Пр. 18:10; I Kop. 15:31; Жор. 4:10; Код. 3:17).

едите ли, пьете ли: Эти слова имеют отношение к вопросу об употребляй в пищу и питие того, что связано с идолослужением. Однако данное наставление Павла имеет и более глубокий смысл, касаясь, пищи и пития вообще. Нам дана способность избирать. Но христиане во всех случаях жизни, должны свой выбор согласовывать с волей Божией. Необходимо следить за состоянием своего здоровья так же, как и за состоянием своего характера (см. 2СЦ 70; Вос 195). Пища и питие имеют для нашего здоровья весьма важное значение, многие болезни, от которых страдают люди, происходят от неправильного питания (см. СИ 295; Пит. 122, 123). Бог требует от людей, чтобы они так заботились о своих телах, чтобы в них мог постоянно обитать Святой Дух (см. 1 Кор. 6: 19,20) Поэтому христиане должны научиться выбирать такую пищу, и питие, которые будут лишь способствовать их умственному и физическому здоровью ( Пит. 118, 119). Древние Израильтяне получили заверение от Бога в том, что Он сохранит их здоровыми, если они будут следовать Его наставлениям (Исх.1526; Втор 7:1215 ср. Втор- 28:58-61). Это же Он обещает и ныне. Если они будут принимать Его советы и употреблять в пищу только то, что не противоречит Его законам (см. Быт. 1:29; 3:18; Лев. 11:2-31; Еккл. 10:17; 1Кор. 10:6; Лит. 121; СИ 113; ЖВ 824; СЗ 168). Иде, альной пищей для христианина является та пища, которую первоначально да Творец в Едеме Быт. 1:29.

или (иное) что делаете: Это наставление распространяется на вес времена и поступки человека. Христиане не имеют права следовать побуждениям плотского необращённого сердца и вожделениям своего невоздержанного тела. Они обязаны каждую свою мысль, слово и поступок согласовать с открытой им волей Божией (см. 1 Пет. 4:11; Кол. 3:17; ДА 482, 483; 2СЦ 590, 591). религия Христа касается всех сфер человеческой деятельности; будь то в физической, умственной или духовной сфере. Искупление, совершённое во Христе имеет для человека всестороннее значение, оно охватывает всё его существо (см. Рим. 8:5-9,13,14; 1Кор. 9:27; Гал. 5:16, 24; 1Фес. 5:23; СЗ 67, 68),

славу: Или, «честь» (см. на Рим. 3:23), чтобы жить в согласии с законом Божиим, христианин в первую очередь заботится о чести Божией. Такое побуждение возникает у него из любви к Богу, и желания угодить Ему (см. Ип. 14:15; [751] 1Ян. 5:3). Все свои силы человек должен употребить для созидания царства Божия и этим прославить своего Бога.

32. Не подавайте соблазна: Христиане не должны поступать так, чтобы их поступки могли послужить для других поводом ко греху (см. Рим. 14:13). Павел упоминает здесь три класса людей, предостерегая нас от соблазнов в отношении каждого из них. Коринфским верующим не следовало подавать повода Иудеям своим общением с идолопоклонством, так как идолы и идолослужение в глазах Иудеев отвратительно. Христиане не должны делать ничего того, что может дать Иудеям повод считать, что они одобрительно относятся к идолопоклонству. Поступать так, значило бы ещё больше настроить их против христианства. Поэтому верующие христиане должны воздерживаться от всех языческих празднеств. Язычники, то есть, все не Иудеи и не христиане были ревностными поклонниками идолов и всеми средствами пытались утвердить свою религию. Христиане никоим образом не должны поощрять их в этом. Многие члены Коринфской церкви не имели достаточно правильного и глубокого понятия об истинной природе идолопоклонства, и в вид этого. Павел призывает более сильных братьев быть осторожными в своем поведении, чтобы не соблазнить в чем-либо немощных братьев. Этот принцип по своему характеру универсален. Никогда христианин не должен делать ничего такого, что может оскорбить или соблазнить, будь то Иудея, язычника или брата. Ему следует убеждать тех, кто не знает Бога, в Его благости, мудрости и любви. Только таким путём он может принять участие в великом плане искупления, который есть премудрость Божия (см. Не. 43:25; Иез. 36:22, 23; Ин. 17:23). Мир ищет душевного мира, но единственно верный путь к настоящему миру в исполнении советов Павла.

33. угождаю всем: Павел поставил своей возвышенной целью — спасая людей и был готов предпринять вей возможное для достижения этой цели.Он решил ставить интересы других людей на первое место, свои на втором, чтобы привести этих людей ко Христу. Он старался не возбуждать никаких слепых подозрений и предрассудков и потому никогда не настаивал на своих правах, царство Христа утверждается на принципах, прямо противоположных тем, на которых основаны царства мира сего. Мысли человеческие враждебны намерениям Божиим, вследствие их греховной природы (см. Пс. 50:7; Рим. 8:6, 7). Человек естественно стремится возвысить самого себя, утвердить свои идеи и Мнения. не взирая на чувства и мнения других, но христианин себя унижает, чтобы возвысить Христа и свою жизнь посвящает спасению других (см Матф 16:25; Марк 8:35; ЖВ 550).

многие: Буквально, «многие», в смысле большинства. Павел не был лицемерным, не искал добра исключительно определённым лицам, которые подходили ему; он был заинтересован, как и все истинные христиане, — в спасении людей всех рас, независимо от их положения в обществе.

Комментарий Е. Г. Уайт к 10 главе

1 Коринфянам.

1,2

ДА315. ПП282. СП 98.

3,4 ДА 315.

4 ПП 366, 411.

5, 6 4СЦ 162.

5-12 1СЦ652; 2СЦ451. 6 ДА 316; Пит. 378.

6, 7 СП 99. 6-15 1СЦ284. 8 ДА 316. 9-11 ЗСЦ355.

11 Пит. 378; РУУ 166; ЖВ 106; Вое. 50; ОХВ 374; СИ 438; ПЦ177; ПП293; СП 101, 420; 1СЦ 527, 533, 609; ЗСЦ 358; 6СЦ410; 8СЦ115,285.

11.12 ПП457; 4СЦ 162.

12 С3585; НУХ 155; РУУ 345, 347; ВМ 73; ПЦ60; СП 98,103, 238; 2СЦ283; ЗСЦ 445; 4СЦ560; 5СЦ 483, 537, 624.

12.13 ДА 316.

13 ХД402; Пит. 154; ЖВ 129; Ев. 237; НПХП8; СИ 24% МЖС94, 313; ВМ81; ПП421; Воз. 105.

14 1СЦ277.

20 ВБ556; ПП 685.

23 9СЦ215.

24 2СЦ 622.

31 ДА 317; ХД369; Пит. 34, 44, 56, 111, 244, 291; ВД 68, 376;

РУУ 299; Ев. 265; ОХВ 75, 425, 427, 514; СЕ 128; МЖС 141, 161; МС 275; ВМ 317, 360, 364; ПП 362: Воз. 29, 62, И?, 148, 162, 185; СП 408; 1СЦ 514; 2СЦ 65, 69, 129, 262, 356, 359,368,405,586; ЗСЦ 84, 163, 412; 6СЦ171; 9СЦ 112, 159; СБ 267.

31-33 2СЦ673.

33 ЖВ 550.