Глава 12

1. и о: В этой главе начинается рассмотрение новой темы, которая продолжает обсуждаться вплоть до гл. 14. Данной темой являются духовные дары относительно которых среди многих верующих было неправильное понимание Были также случаи злоупотребления дарами и дух первенства между обладателями различных даров.

дарах:духовных: Слово «дары», здесь добавлено, что вполне отвечает духу контекста. Дары, о которых идёт речь, были даны церкви особым образом, в тот момент, когда Иисус восходил на небо Ефес. 4:8, П. Они были предназначены содействовать единству церкви и её готовности к встрече Господа (см. Ефес. 4:12-15). По-видимому, Коринфские верующие в своем письме спрашивали Павла о том, какие дары больше. Очевидно также, что некоторые Коринфяне хвалились, что их дары имеют, более важное значение, чем лары других членов (см. 1Кор. 12:18-23). Павел воспользовался представившейся ему возможностью дать им наставление о работе духа в теле Христовом, которая есть церковь Его. Святой Дух Божий обитает в церкви с самого начала (см. ДА 37, 53; ПП 593, 594; НУХ218). Следовательно, дары Духа распространяются не только на НЗ время. Это, видно хотя бы из того, — что многие пророки жили в древности. Богу угодно, чтобы Его церковь имела дары до конца времени (Ефес. 4:8, 11-13; ДА 54, 55). Все дары исходят от Бога. Каждый верующий назначен небом, особым образом свидетельствовать о силе Божией для блага всей церкви. Поэтому никто не имеет права хвалиться друг пред другом (см. 1Кор. 12:11).

Следует заметить, что дары Духа и «плод» Духа не одно и то же Гал. 5:22, 23. Первое является Божественной силой, которой наделяются некоторые верующие в церкви с тем, чтобы исполнить намерения Божий, сделать Его церковь совершенной. Плод Духа представляет собой свойства характера, проявляющиеся в тех членах в церкви, которые полностью предаются руководству Святого Духа, и все побуждения, которых основаны на высшем проявлении Духа на любви (см. Лор. 13:13; Гал. 5:22, 23; ДА 388; ПУХ 68, 69; 5СЦ169; 4СЦ355).

в неведении: Павел заботился о том, чтобы Коринфяне не были в заблуждении истинной природы духовных даров, а также правильном использовании этих даров в церкви. Он считал необходимым разъяснить им данный вопрос всего в виду того, что они лишь недавно оставили язычество (см. 2 ст.). еще не имели достаточного познания об откровении истинного Бога и о влиянии Святого Духа. Будучи в таком состоянии, у них не было правильного понятия об этих новых дарах, пока не были тщательно наставлены и не приняли е советы апостола. Когда они приняли Спасителя, то тёмная сила, некогда оказывавшая на них своё пагубное влияние, была сломлена [769] и вместо неё в них утвердилась, посредством даров Святого Духа, — сила Божия.

2. язычниками: Греч, ethne. Это слово ранее обозначало всех не Иудеев. 0 последствии для христиан оно стало означать «язычники». В данном стихе речь идёт о том, что Коринфяне прежде были идолопоклонниками, не имея no-знания об истинном Боге и оставаясь в плену у языческих предрассудков. Сила, которая держала их во тьме заблуждения, были злые духи в виде ложных богов, которым они поклонялись (см. гл. 10:20). Если бы они вполне осознали те преимущества, которые принесло христианство, то они как последователи Иисуса Христа, смогли бы правильно оценить своё настоящее положение. Упоминание Павлом об их прежнем языческом состоянии, направленно к тому, чтобы пробудить в христианах чувство признательности за милость, которую Бог проявил к ним посредством Евангелия (см. Рим. 6:17; Ефес. 2:11, 12; Тит. 3:3).

безгласным: Идолы, чьи жертвенники и капища служили для них местом поклонения, жертвоприношения или получения откровения названы здесь «безгласными» в сравнении с живым Богом, Который явил Себя в Своём Слове и от Которого Его последователи получают духовные дары, делающие их способными говорить от Его Имени. Господь часто обращает внимание на безгласность языческих богов, показывая, таким образом, как неразумно служить им Пс. 113:12, 13; 134:15-17; Аввак. 2:18, 19. Все сверхъестественные проявления и прорицания исходили фактически от дьявольской силы, а не от идолов, которые воплощали в себе языческих богов.

вели вас: Это выражение показывает, что они не были способны владеть собою, они были втянуты в идолопоклонство внешней силой — эта сила оказывала на их плотские вожделения такое влияние, что они были убеждены, что всё их благополучие связано со служением идолам, тогда как в действительности их служение приносило им только вред.

3. Потому: Чтобы Коринфяне могли иметь правильное понятие о работе Святого Духа на сердца людей, особенно, в связи с Его видимым проявлением, -Павел даёт им в руки правило, с помощью которого они смогут отличать истинное от ложного.

анафемы: Греч, anathema, «преданный истреблению» (см. на Рим. 9:3). Здесь высказано простое правило, посредством которого можно определить, находится ли тот, кто утверждает, что он действует по внушению Святого Духа, под руководством Божиим или же нет, кто движим Духом Святым, тот не произнесёт на Христа никакого проклятия. Немыслимо, чтобы человек, находящийся под влиянием Святого Духа, мог говорить об Иисусе с пренебрежением и тем лее проклинать Его как заслужившего погибели. Такие слова красноречиво свидетельствуют о том, что произносящий их, как бы он себя не называл, Святого Духа. Дух Божий всегда и при всех обстоятельствах чтит Христа и побуждает тех, кто находится под Его влиянием, с любовью и благоговением 0 носится к имени Иисуса (см. 1Ин. 4:1-3).

Иисуса Господом: Кто не находится под влиянием Духа Божия, тот не может признать Иисуса Сыном Божиим. Впрочем, на словах можно признать Иисуса Христа Господом и Спасителем и без всякого побуждения Духа Святого, что нередко делают наглые ругатели. Но сердечное искреннее признание Иисуса Господом, исходит лишь из уст того, кто водим Духом (ср. Мащ 16:16,17). Те, кто по истине чтит Имя и дело Иисуса, этим показывают, что они находятся под влиянием Святого Духа. Ни один человек не способен по настоящему почитать Христа и с благоговением и любовью относиться к Его имени и к Его делам, пока он под влиянием Святого Духа не увидит Божественной природы Спасителя. Никто не может делать этого, следуя побуждениям своего невозрождённого сердца. Всякий человек, когда приходит ко Христу, ощущает на себе возрождающую силу Святого Духа. Напротив, кто говорит пренебрежительно об Иисусе, пренебрегает Его делами и учит не тому, что написано в Его [770] Слове, тот этим доказывает, что действует отнюдь не по внушению Святого Духа (см. ЖВ 412). О присутствии Святого Духа необходимо усердно молиться. Огорчать Святого Духа, отказываясь следовать его руководству, значит удалить из своего сердца всякое истинное познание о Спасителе. Это ведёт к холодности, заблуждению и, наконец, — к духовной смерти (см. Ефес. 4:30; ЖВ 587, 588).

4. Дары: Греч, charismata, буквально, «дары благодати». Здесь это слово выражает необычные дары Святого Духа, проявляющиеся необычным образом в некоторых людях, различие даров перечисляется в 8-11 cm,

Дух один и тот же: Различное проявление даров исходит непосредственно от Святого Духа и Им контролируется. О различных функциях даров говорится в 8-11 ст. Говоря о них, Павел желает показать Коринфянам, что поскольку все эти дары имеют одно и то же происхождение от Духа Святого, то никому не позволено ни презирать, ни умалять их. Никто из получивших какой либо дар Духа, не имеет права унижать того, кто такого преимущества не имеет. Дары Духа от Бога нужно принимать с благодарением и признательностью по отношению к Тому, Кто их распределяет и никоим образом не превозноситься над своими собратьями.

5. служения: Греч, diakoniai, «служение», «забота» (см Рим. 15:31)- В таком же значении «служение» встречается (см. Деян. 1:17, 25; 6:4; 20:24; Рим. 12:7; 1Тим. 1:12). Служения в церкви бывают различные, но все они контролируются Господом.

Господь: В НЗ это слово обыкновенно обозначает Христа. Это одно из имен, которым Его называли ученики Ин. 20:25. В данном стихе выражай мысль о том, что все формы служения в церкви основаны Христом. В виду э! го, а также того, что всякое служение необходимо, никто не должен гордиться своим ответственным назначением в церкви, равно как и никто не должен чувствовать себя разочарованным вследствие скромности своего положения (ср до 23:8; 1Пет. 5:2, 3).

6. действия: Греч, energemata, «работа» от energeo, что, значит, «находиться в действии», «в деятельном состоянии». От этого слова происходит наше слово «энергия». В НЗ Греч, energemata встречаемся только в данном стихе и в 10 cm. Оно по-видимому, выражает Божественное действие, как в церкви так и В0 всей природе.

Бог один и тот же: Говоря о Духе, и Сыне Божием в 4, 5 cm. Павел здесь заканчивает своё упоминание о трёх личностях Божества, — Отцом Небесным, как источником всех даров духовных, которые Он предназначил для успешной работы церкви. Бывают различные дары «служения» и «действия», но все они исходят от одного Бога, Господа Иисуса и Духа, то есть, от Отца, Сына и Святого Духа.

7. каждому: Т.е., каждому христианину. В первоапостольской церкви дарами были, по-видимому, наделены многие, если не все члены. Выражение «каждому» просто означает; каждому верующему, получившему специальный дар.

проявление Духа: Эти слова можно понимать, либо как проявление дара, полученного от Духа, либо как проявление истинной природы Духа. Оба варианта по своему значению близки друг к другу. Здесь речь идет о духовных дарах, которые являются проявлением или произведением Духа, указывая в то же время на характер и работу Духа.

на пользу: Т.е., на благо всей церкви, в том числе и для личного благополучия (см. гл. 14:4, 12). Дары даются каждой церкви в соответствии с её нуждами. Бог в Своей мудрости наделил Коринфскую церковь различными дарованиями гл. 1:7. Необычные проявления Духа укрепляли веру первых верующих, не имевших исторических данных о прогрессе христианства, какими располагают люди нашего времени. Первым христианам недоставало также опыта и знания Слова Божия. Библии, состоящие лишь из ВЗ были [771] в то время редким экземпляром, чтобы восполнить этот недостаток верующим были даны различные дары.

8- слово мудрости: Т.е., дар слова. Человек, наделённый этим даром, становился не только мудрым, но и способным передавать эту мудрость другим. U мудрости и различии между мудростью и знанием (см. на Пр. 1:2).

слово знания: . т.е., передача знания. Знание, вообще говоря, это способность человека постигать или усваивать факты и события. В отношении Евангелия, это есть способность правильно постигать духовные истины, и располагать их так, чтобы их было удобно представить другим. Такая передача истины возможна либо через исследование Священного Писания, или же прямо от Бога через откровение. Итак «слово знания», — это умение убедительно излагать духовные истины.

9. вера: Вера, о которой здесь говорится, это не та вера, которую имеют все христиане. Это есть особенная вера, побуждающая верующего христианин на чрезвычайные подвиги во имя Бога (см. Матф. 17:20; 21:21; 1 Кор. 13:2)

дары исцелений: Здесь речь идёт о тех особенных дарах, какими обладали апостолы Марк 16:18; Деян. 3:2-8; 14:8-10; и т.д. Преимущество просить об исцелении больных и слышать ответ на свою молитву, разумеется, имели все верующие. Но дары «исцелений», которые здесь упоминаются, есть не что другое. Те, которые имели такой дар, совершали свою работу непосредственно под руководством Божиим. Исцелялись только те, которых Ему угодц0 было исцелить.

10. чудотворения: Как и в случае «даров исцеления» (см. на 9 ст.), эти дары проявлялись непосредственно под руководством Божиим. Не имеющие этих даров, также могут обращаться в своей молитве к Богу, с просьбой проявить сверхъестественную силу, но там, где это действительно необходимо и Бог отвечает на такие молитвы.

пророчество: Т.е., полномочие говорить вместо Бога или от имени Бога, предсказывая будущие события, либо возвещая волю Божию в отношении настоящего времени (см. Иск. 3:10,14, 15; Втор. 18:15, 18; 2Цар. 23:2; Матф. 11:9, 10; 2Пет. 1:21). Пророчество, это одно из средств, с помощью которых Бог поддерживает свои отношения с человеком (см. Числ. 12:6; Ам. 3:7). Через этот дар люди получили всё Священное Писание (см. 2Пет. 1:20, 21; 2Тим. 3:16). Священные Писания свидетельствуют об Иисусе, и потому дар пророчества назван «свидетельство Иисусово» (Откр. 19:10; см. Ин. 5:39; Откр. 12:7). Видения, сны, особое духовное просвещение, — всё это формы проявления дара пророчества (см. Числ. 12:6; Откр. 1:1-3). Таким образом, верующий человек становится орудием Божиим (см. 2Цар. 23:2; Матф. 3:3; 2Пет 1:21). Богу угодно, чтобы этот ценный дар Духа пребывал в церкви до конца времени (см. Иоил. 2:28, 29; Откр. 12:17; 19:10). Фактически это должно быть отличительным признаком, который дал Бог, чтобы отметить Свою истинную церковь в последние дни Откр. 12:17; 19:10. И это вполне разумно, потому что Бог продолжает использовать это средство для возвещения Своей воли всему миру, с тех пор когда произошло грехопадения Адама.

различение духов: Т.е., способность отличать Божественное от небожественного (см. 1 Ин. 4:1-3; СП 228, 229). Христос предостерегал Свою церковь говоря, что явятся ложные пророки, особенно в последние дни. Поэтому каждый христианин должен бодрствовать, чтобы вовремя распознать и опровергнуть ложных учителей и мнимых сторонников христианства (см, Матф. 24:4, 5, 11, 23-25). Апостолы имели способность отличать истинных благовестников и верующих от ложных (см. Деян. 5:1-10; 13:9-11). Дар различения духов в ранней церкви был необходим, поскольку в то время многие, по-видимому, приписывали себе вышеупомянутые Дары. Сатана всегда готов противодействовать истинным, и, напротив, способствовать всякого рода ложным чудесам 2Фес. 2:9; Откр. 13:13,14.

языки: Более подробно об этом даре говорится в гл. 14, где он сопоставляется с даром пророчества.

толкование языков: Чтобы правильно передать вести Божий, был необходим дар истолкования (см. гл. 14:27, 28; Дополнительное Примечание к гл. 14

11. один и тот же Дух: Все дары церковь получает посредством Святого пуха, который совершает [772] свою работу в каждом верующем. Поскольку Сам Бог управляет дарами Духа, то несомненно они должны быть в полном согласии с Его всеобъемлющим планом завершения спасительной работы на земле. Одна лишь мысль о том, что всякое деяние исходит от Бога, запрещает нам гордиться полученными дарами.

каждому: См. на 7 ст. Все, кто отдал себя в распоряжение Христа и стал членом Его церкви на земле, независимо от того, кто он по национальности, или каково его социальное положение, экономическое или интеллектуальное различие, имеют заверение в том, что Святой Дух даст им способность исполнять христианский долг на высоком уровне (см. ДА 823).

как Ему угодно: Святой Дух распределяет верующим Свои дары соответственно их способностям и насущным нуждам, при этом Он действует непроизвольно, но основываясь на глубоком знании людей. В Своём распределении даров, Он руководствуется великой и возвышенной целью, которая состоит в том, чтобы приготовить церковь без пятна и порока к встрече Господа (см. Ефес. 4:12,13; 5:27; Откр. 14:15). Слова о том, что дары даются Святым Духом каждому в соответствии с его нуждами служит для верующих источником утешения. Они заверяют их в том, что им будет дана необходимая сила и способность жить благочестивой жизнью, и быть ревностными свидетелями в каких бы обстоятельствах они не оказались.

В приведённом стихе Дух Святой открыт как личность, ибо распределять дары верующим, соответственно их потребностям и интересам, — может только личность. Здесь же мы узнаем о Его верховной, суверенной власти, поскольку Он распределяет дары как Ему угодно.

12. тело одно: Тело человека, это единый организм, однако он состоит из различных членов. Каждый исполняет строго свою функцию, все вместе сотрудничая, они образуют гармоничное целое. Хотя различные части тела отличаются друг от друга по своей форме, размерам и функциям, тем не менее, все ни необходимы и вместе взятые составляют единое тело, управляемое головой.

Христос: Павел изображает церковь как единое тело Христово с главой Христом (см. 1 Кор. 12:27; Ефес. 1:22, 23; Кол. 1:18-24). Здесь часть в образном выражении представляет целое, Христос — глава церкви, символизирует всю церковь. Все члены церкви — отдельные личности, каждый из которых несёт свою службу в церкви. Для этой цели они получают дары от Бога соответственно своим потребностям. Но все они ответственны за свои дары перед Христом и Все соединены в Нем.

13. одним Духом крестились: Здесь, несомненно, речь идёт о водном крещении, которое принимает каждое дитя Божие (см. Матф. 3:11). Для того, кто не рожден от Духа Святого, водное крещение бесполезно Ин. 3:5, 6, 8. Люди становятся членами единого тела Христова лишь под действием Святого Духа.

Иудеи или Еллины: Каково бы ни было социальное положение человека, и кем бы он ни был по национальности, его полная отдача себя Христу крещение Святым Духом устраняют все различия между ним и другими верующими, так как в очах Божиих все они равны между собой. Здесь важна не национальность, а принятие в духе кротости Иисуса как Своего Спасителя и желание всегда следовать за Ним.

рабы или свободные: Или, «раб или независимый человек». Сравните Гал. 3:28; Кол. 3:11 и факт, что тело Христа составлено из многих национальностей и социальных слоев общества, ещё более свидетельствует о целесообразности распределения даров, с учетом индивидуальных особенностей, тем не менее, не смотря на различие между людьми и их способностями, между ними существует полное единство.

одним Духом: Здесь речь, по-видимому, идёт о действии Святого Духа во время крещения, а также во время распределения даров. Выражение «напоены», некоторые толкователи связывают с участием верующих в чаше с вином во время вечери Господней, посредством чего они показывают, что все они принадлежат одному телу и все имеют одни стремления. Как бы там ни было, но сама форма глагола «напоены» указывает на совершившееся действие в определённое время в прошлом, [773] что трудно связать с вечерей Господней, которая совершается регулярно.

14. Тело: В 14-26 ст. Павел показывает, что единство организации скорее включает, а не исключает наличие множества членов, в качестве сравнения он приводит тело человека, которое представляет собой систему, где каждый член исполняет свою функцию. Тело, не может обойтись без какого-либо члена, не нарушая в целом своей жизнедеятельности. Все члены в тот час мобилизуются реже для решения создавшегося критического положения.

одного члена: Тело состоит из многих членов. Каждый, из которых выполняет свою работу. Подобное многообразие должно быть и в церкви. Не следует думать, что все члены будут одинаковы, или какой-либо из них окажется ненужным. Телу необходимо не просто множество членов, и церкви — не просто многочисленность рядов. И в том и другом случае необходим полный состав членов, согласованно исполняющих все необходимые функции для блага всего организма. В теле человека нет места инертным членам, которые не стимулируют его жизнедеятельности. Точно так же дело обстоит и в церкви. Ей необходимы посвященные деятельные члены, которые постоянно способствуют ей в деле приобретения душ для царствия Божия (см. 4СЦ 590; 5СЦ 456, 457; 6СЦ 434, 435).

15. «я не принадлежу к телу: Ни один член не имеет права говорить, что поскольку он, по сравнению с другими членами, занимает более скромное положение, то он не имеет существенного значения, и следовательно, без него вполне можно обойтись. Также обстоит дело и в церкви Божией. Каждый простой член в такой же степени принадлежит телу Христа, как и самый одаренный Матф. 23:8-12; Пак. 3:1; 1 Пет. 5:3). Христу дороги все члены. Он отдал Свою жизнь за всех (см. Лук. 15:4-7; ЖЕ 480; 8СЦ 73).

16. ухо: Мысль та же, что и в 5 ст. (см. соответствующий комментарий).

17. глаз: Если бы все члены обладали одним даром и были способны выполнять одну какую-нибудь работу, то в своём возвещении евангельской вести церковь упустила бы много важных моментов и потеряла бы свою духовность и силу. Каждый член должен в меру своих возможностей способствовать благополучию всего тела, иначе жизнедеятельность всего организма на высоком уровне — не мыслима.

обоняние?: Для достижения нормальной жизнедеятельности организма необходимы все чувства. Некоторые, возможно, считают обоняние по сравнению со слухом и зрением, — второстепенный орган. Однако не трудно понять, что человек, лишенный чувства обоняния, — подвержен многим опасностям, которых вполне могут избежать, другие, обнаруживая их с помощью своего обоняния, как и то, различные вредные болезнетворные инфекции, яды. Бог ничего не желает Своей церкви, кроме того только, что направлено к её благу. В отношении её, Он имеет лишь добрые намерения (см. Мер. 29:11; Ефес. 5:27). Все разнообразные духовные дары, которые Он предназначил для возрастания и созидания Своей церкви, играют важную роль, и ни один из них нельзя устранить, без ущерба для всех. Каждый член должен настолько сознавать свой великий долг, пред Господом и так безраздельно повиноваться Его воле, что какое бы он не занимал место в церкви, он должен радоваться тому, что ему позволено участвовать в служении.

18. Бог расположил: В Своей премудрости Бог определил каждому члену тела свою функцию и место. В устройстве и функционировании тела человек не играет никакой роли, всё это зависит от Бога. Подобным же образом Бог поставил Коринфских верующих выполнять различную работу. Каждый из них был наделён особым даром, что давало им возможность совершить возложенное на них дело (см. 27, 28 ст.). Все дары были посланы Богом. Человек не принимал в их распределении никакого участия (см. на 11 ст.). Проявляя недовольство своим назначением и работой в церкви, верующий рискует оказаться противником Богу.

все … один член: Некоторые в Коринфской церкви, по-видимому, были недовольны тем, как Бог распределил дары. Те, кто не были назначены на высокие посты в церкви, чувствовали себя обиженными; считая, что [774] поскольку они не проповедники и не учителя, то на них не обращают никакого внимания. На примере тела человека Павел старался рассеять в таких верующих ложное понимание, показывая, как нелепо было бы, если бы все части тела уподобились бы одному члену, скажем глазу или уху.

тело?: Руки, ноги, уши, глаза и т.д., способны выполнять предусмотренные для них функции, лишь в том случае, если они занимают согласованное положение в теле. Ни один член не может функционировать нормально, если это согласие нарушено. Если вся способность тела будет сосредоточена в одном члене, например в глазе, то это причинит ущерб всем другим членам, в то время как сам глаз окажется бесполезным. Таким образом, Павел подчеркивает, что всякое вмешательство в план Творца относительно жизнедеятельности организма, приносит телу не пользу, а только вред.

20. Но теперь: Мир и блаженство приходят к тому человеку, который с радостью принимает план Божий относительно Его творения и Его церкви.

тело одно: Единство в многообразии и многообразие в единстве, — таков Божий порядок, который дает наилучшие результаты (см. Иез. 1:28; 10 гл. 5СЦ 751; СЕ 489). Бог заботится обо всех, и христианин может радоваться тому, что он удостоен даже небольшого участия в великом деле славного завершения плана спасения.

21. не нужны»: В этом стихе порицается гордость тех, которые считали себя по сравнению с другими более одарёнными. Таковым Павел показывает, что их мнение о том, будто без меньших даров можно обойтись. — ошибочно. Между различными направлениями церковной деятельности существует взаимозависимость, которая даёт возможность правильно функционировать всей церкви. Самые одарённые члены церкви столь же зависимы от менее одаренных, как и эти последние от первых. В виду этого в церкви нет и не может быть места гордости или недовольству. Каждый член тела выполняет предназначенную для него работу, и болезнь, какого либо члена приносит ущерб всем остальным членам. Так и иная работа в церкви, кажущаяся на первый взгляд незначительной, на самом деле весьма необходима для успешного гармоничного развития для всей организации.

Вместо гордости и недовольства братья должны проявлять друг к другу любовь и сочувствие. Те, кто наделён большими дарами, должен чутко и заботливо относиться к своим братьям, не имеющим таких даров и убедить их в том, что они ценят их участие в той же работе, которая с любовью совершается членами тела Христова (см. 5СЦ279). Пусть все верующие помнят о том, что любовь и единство, проявляемые христианами, избраны Самим Богом, чтобы возвестить миру о том, что Он послал в него Своего Сына (см. Ин. 17:21).

22. кажутся слабейшими: Не ясно, о каких именно членах тела Павел здесь говорит. Возможно, это намёк на те части тела, которые по своему более нежному строению нуждаются в особой защите.

нужнее: Человек может обходиться без руки, ноги, глаза, или уха, но он не может существовать без сердца, легких и мозга. Так что эти члены, кажущиеся сами по себе очень слабыми, и нуждающиеся в защите, действительно имеют важное значение, и следовательно, более полезны, чем скажем руки или ноги.

23. менее благородными: Павел не указывает конкретно, какие члены он имеет здесь в виду. Это, несомненно, те члены, которые мы обычно покрываем. Разница между этими и «не благообразными» состоит, по-видимому, в том, что последние в отличие от первых связаны с половыми функциями, а также с функциями выделения. Лицо так же как и руки принято не покрывать, но есть такие части тела, которые из чувства скромности и приличия следует покрывать. Происхождение обычая покрывать некоторые части тела, мы находим в рассказе о грехопадении человека. До того, как грех вошел в мир, наши первые прародители Адам и Ева носили одежду славы, но грех лишил их этой одежды, и они, увидев себя нагими, постарались прикрыть свою наготу (см. Быт. 2:25; j-7, Ю, И? ПП 45, 57). Бог желает видеть Своих детей прилично и скромно одетыми, как это подобает истинным христианам.

более прилагаем попечения: Лицо, которое не покрывается от природы считается миловидным, тогда как другие части тела мы стараемся покрывать более или менее благовидным образом. Это указывает на то, что членов церкви менее [775] одаренных духовными дарами нельзя ни презирать, ни унижать. На более скромные дары церкви нельзя смотреть с пренебрежением. Напротив, к ним нужно относиться особенно чутко и заботливо, потому что они необходимы всей организации.

24. не имеют … нужды: Первое предложение 24 ст. аналогично 23 ст. в переводе RV, RSV, и т.д. Свое лицо, руки и т.д. мы не покрываем и нисколько этого не стыдимся. Точно также более одарённые члены церкви не нуждаются в столь тщательном наставлении, как те, которые не имеют больших способностей.

соразмерил: Греч, sugkerannumi, буквально, «смешать». Это слово встречается в данном стихе, а также в Евр. 4:2. Здесь оно, по-видимому, означает в RSV «привести в согласие». Бог устроил одну часть тела зависимой от Другой части тела и необходимой для её нормальной жизнедеятельности. Все члены сотрудничают друг с другом в полной гармонии.

большее попечение: Менее совершенные члены требуют большего попечения, труда и заботы, как и менее благообразные члены тела. Человеку приходится работать и производить одежду для прикрывания этих частей тела.

разделения: Греч, schisma (см. на гл. 1:10). Неодинаковые способности и дарования верующих не должны служить причиной образования в церкви военных группировок. Никому не следует давать повода считать, будто он или она недостойны принадлежать к такому-то кругу верующих вследствие ограниченности своих способностей. Здесь видимо есть намёк на разделения, имевшие место в Коринфской церкви (см. гл. 1:10-12; 11:18). Все части тела человека необходимы и зависимы друг от друга. Ни одну часть тела нельзя считать ненужной для блага всего тела. Так и в церкви. Ни одного члена, каким бы он немощным или неграмотным не был, — нельзя рассматривать бесполезным или лишним. Каждый необходим на своём месте, и нельзя думать, что они принадлежат к другому телу и поэтому с ними нельзя сообщаться.

одинаково заботились: Какой бы член человеческого тела не заболел все защитные силы организма тот час приходят ему на помощь, стараются к легчить боль и вернуть его в прежнее, нормальное состояние. Точно также духовной организации, каждый её член должен быть заинтересован в успехе своих собратьев, не взирая на лица и способности. е

26. страдают: Когда терпит ущерб какой-либо член тела, то вместе с ни, страдает и всё тело, в силу естественной, жизненно важной связи между потерпевшим членом и остальной частью тела. Так и в церкви. Между членами должна на быть тесная связь, живая связь, при которой страдания одного из них, тотчас передаются всей церкви, и все включаются в активную помощь страдающему члену. Если кто-либо, например, испытывает материальную нужду, то долг церкви помочь такому члену материально; если кто-либо гоним за веру, то всё общество верующих должно сочувствовать ему и ободрять своей поддержкой (см. Рим. 12:13,15, 16; Гал. 6:2; 7СЦ 292). Церковь является прочной организацией; в ней должно быть то же единство, что и между личностями Божества Ин. 17:21, 23; Рим. 12:4, 5. Христос отождествляет Себя со Своими детьми, а если кто из них страдает, Он чувствует боль Матф. 25:40, 45; Деян. 9:5. Как в плотском теле укол в палец чувствуется всей рукой и даже всем телом, так и в духовном теле, когда одна из ядовитых стрел сатаны пронзает сердце члена, то боль ощущает вся церковь. Вследствие порочности того, или иного члена пятно ложится на всю организацию.

славится: Здоровье одного члена тела отражается на благополучии всего тела. Так и в церкви. Слава, которая приходит к одному из членов, вследствие его дарования, передаётся всем членам, ибо все от его дарования получают благословения.

27. вы: Это местоимение в Греческом тексте стоит в положении эмфазы (усиления). Здесь Павел обращается к Коринфским верующим, среди которых одни способствовали разделениям в церкви, другие — ещё не порвали окончательно с идолопоклонством, а третьи — вели распущенную жизнь (см. гл. 1:10, 11; 3:3; 5:1, 2; 8:1). Таковых он призывает [776] вести себя здраво и рассудительно, добросовестно выполняя порученную им работу в церкви. Они должны быть верными по отношению ко Христу и друг другу, и никому не завидовать.

тело Христово: Сравните Ефес. 1:22, 23; 4:4, 12, 16; 5:23, 30; Коя-1:18, 24; 2:19; 3:15. Члены церкви должны повиноваться Христу во всём подобно тому, как различные части тела управляются головой. И подобно тому. как все члены тела поддерживают живую связь с головой и друг с другом, так и верующие поддерживают между собой отношения как члены одного тела, все повинуясь голове, — Христу.

порознь: Греч, ek merous. буквально, «частично» здесь в значении «лично» или «в отдельности». Данным выражением Павел подчёркивает мысль о что на каждого члена возложена обязанность, служить Богу на своём месте и в соответствии со своими дарованиями. Об этом более подробно говорится в 28-31 ст., где описывается различие обязанностей членов церкви в соответствии с различными дарами, полученными ими от Духа Святого.

28. иных: Павел указывает на некоторых апостолов, на некоторых пророков и т.д.

Бог поставил: Буквально, «Бог поставил для Себя». В 11 ст. Дух Святой изображён распределителем даров. Здесь эту роль исполняет Бог. Все три личности Божества сотрудничают друг с другом в полном согласии.

во-первых: Это не значит только хронологически (см. Матф. 10:1-8; ЖВ 290,291), но и по положению, как одно из самых ответственных служений в церкви.

Апостолами: Буквально, «те, кто посылаются далеко». Этим словом обозначаются не только апостолы из числа Двенадцати. Апостолами также назывались и другие лица (см. 1Кор. 15:7; Гал. 1:19). Апостолы имели, по-видимому, полномочные права над всеми церквами.

пророками: См. на 10 ст.

учителями: Таковые были наделены способностью, изъяснять Писание. Это, по-видимому, те, кому дано «слово знания», кто умеет разъяснить жаждущим тайны царства Божия 8 ст. Проповедование и учение между собой тесно связаны; проповедник возвещает истину таким образом, что она достигает сердца слушающего и побуждает его поступать в соответствии с услышанным; учитель в свою очередь анализирует и обобщает истину настолько ясно и логично, что слушающие в правильном свете воспринимают и понимают возвещаемую им истину. Они, таким образом, укрепляют в них фундамент истины, которая была посеяна в них проповедником.

силы чудодейственные,:Чудотворение — было одним из самых наглядных даров Духа. Чудеса играли известную роль в служении Христа на земле. Этой же чудотворной силой Он наделил и Своих учеников (см. Матф. 10:8; ЖВ 350, 351; РП 189). Его намерением было, чтобы Его последователи имели власть творить чудеса для более успешного продвижения Его работы на земле (см. Марк 16:15-18; ЖЕ 823). См. на 1 Кор. 12:10.

исцелений: См. на 9 ст.

вспоможения: Греч, antilepsis, произошло от глагола означающего, буквально, «схватить», «захватить что-либо». Это слово в НЗ встречается лишь в данном случае, чаще в папирусных рукописях в значении «помощь», «поддержать». Дар вспоможения обычно связывают со служением диакона или диаконисы в церкви, поскольку в их обязанность входит оказание помощи бедным и больным. Этот дар не обладает столь большой гласностью, как другие дары, но и тем не менее, является важным моментом в церковной жизни. Быть способным посещать больных и оказывать им чуткую поддержку, как материалы так и духовную, — это могучее средство обращения человеческих сердец ко Спасителю. Заботиться о бедных, помогая им материально, могут по настоящему лишь те, кто во всём следует руководству Духа. Это наиболее плодотворное служение (см. Ис. 58:7; 5СЦ612, 613; 6СЦ282, 306, 307; СИ 147, 148).

управления: Греч, kuberneseis, происходящий от глагола в знамени «править», «поступать как рулевой» следовательно отсюда «руководить» «управлять». Этот дар kuberneseis видимо, связан с административным управлением в церкви.

языки: Относительно этого дара (см. на гл. 14; см. Дополнительное Примечание к 14 гл.).

29. Все ли Апостолы?: Форма данного вопроса в Греческом тексте пред, полагает отрицательный ответ. Стихи 29, 30 показывают, что упомянутыми дарами Бог наделяет далеко не каждого верующего. Он даёт церкви в соответствии с конкретными нуждами и в определенное время. [777] Следует также помнить о том, что дары предназначены не для прославления и возвышения человека, а для исполнения и планов и намерений Божиих. Бог наделяет дарами Своих детей как Ему угодно, а не в угоду человеческим мнениям (см. 4, 5, Ц ст.). Далеко не все Коринфские верующие получили от Святого Духа способность совершать то или иное служение в церкви, как например, учить или пророчествовать. Но те, кто такую способность получил, должен был совершать только то, для чего их Дух предназначил. В виду этого обстоятельства, получившие дары, никак не должны возвышаться над своими, менее одарёнными собратьями.

30. дары: В этом стихе продолжается мысль 29 ст. (см. соответствующий комментарий).

31. Ревнуйте: Греч, zeloo, «быть ревностным к чему-либо». Павел призывает Коринфских верующих серьезно молить Господа об излитии на них Святого Духа и получения даров для успешного продвижения Его работы. Первичный дар не всегда является окончательным даром. Как видно из притчи о талантах (см. на Матф. 25:14-30). Верное исполнение долга может привести к умножению даров.

больших: Греч, kreittona, «лучше», хотя сравнительная степень прилагательного здесь видимо передаёт превосходную степень «самый лучший». Впрочем, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что в данном случае более уместен вариант «высших». Духовные дары посылаются Святых Духом воспитания церкви до состояния совершенства и единства во Христе (см. 4:12, 13). Несомненно, что те из них, которые преследуют главную цель церкви, а именно — проповедь Евангелия и воспитание членов (см. I Kop. 14:1), — считаются наиболее важными из всех.

путь еще превосходнейший: Т.е., путь любви, описанный в гл. 13.

Комментарий Б. Г. Уайт к 12 главе 1 Коринфянам.

4 4-12 РУУ314; Ев. 98; ЗСЦ446.

6 ДА 92; СП 29.

7 9СЦ 145.

8,9 НУХ 364.

9СЦ 144.

8-11 НУХ 327; МЖС37.

11 РУУ315; ЖВ823.

12 ОХВ413,466.

12-27 7СЦ 174.

13 СИ 25.

13-21 ДА 317.

14-21 4СЦ 128; 5СЦ279; 6СЦ288; СБ 123.

24-27 ДА318.

26 7СЦ 292.

26,27 СБ23.

27 5СЦ731; 7СЦ296; 8СЦ 174.

28 ДА 92; ЗСЦ446.