Глава 16

1. При сборе: Павел содействовал оказанию помощи бедным в Иерусалиме (ср. 2Кор. 8; 9 гл.). Несколько лет назад по поручению братьев доставил их пожертвования для голодающих членов Антиохийской церкви (ср. на Деян. 11:28-30; 12:25). Он искренно заботился о нуждах своих собратьев (ср. Гал. 2:10).

Неблагоприятные экономические условия Палестины в то время были тяжелым бременем, как для Иудеев, так и для христиан. По общему подсчёту как религиозные, так и гражданские налоги вместе достигали 40 процентов от личного дохода. Простому народу угрожала нищета. Кроме того, Иерусалимская церковь переживала гонения. Большинство верующих были бедными людьми, многие вследствие того, что они стали христианами (ср. Деян. 4:34, 35; 6:1; 8:1; 11:28-30). Они нуждались в помощи братьев проживающих в других местах и материально более обеспеченных, чем они (см. Деян. 8:1; ДА 70). Павел взял на себя ответственность об оказании им помощи со стороны других церквей. Так он обратился к Коринфянам с призывом внести свою долю помощи, указывая им в этом отношении на добрый пример церквей в Ахаии и Македонии (см. Рим. 15:25, 26; 2Кор. 8:1-7).

так: Коринфские верующие должны были взять на себя обязательство, подобное тому, как взяли на себя Галатийские собратья. Оказание помощи бедным возложено на церковь во все века с тем, чтобы её члены могли воспитывать в себе сочувствие и любовь к другим и явить им могучую силу Евангелия Иисуса Христа (см. Лук. 14:13, 14; 6СЦ 261, 270, 273, 280; 4СЦ 619, 620; ЖВ 369, 370). Наше отношение к более нуждающимся членам общества играет существенную роль в определении нашей окончательной участи (см. Ис. 58:6-8; Матф. 25:34-36; 5СЦ 612). Иисус сам дал нам пример, как служить страдающему человечеству; Он больше времени проводил в исцелении больных, чем в проповеди Евангелия (см. 4СЦ 225; ЖВ 350).

2. В первый день недели: См. на Матф. 28:1.

отлагает: Построение Греческое глагола свидетельствует о том, что они должны были делать это регулярно, в каждый первый день недели.

у себя: Греч, par heauto, буквально, «сам», равнозначно Английскому слову «дома».

сберегает: Буквально, «хранит», «запасает», «заготавливает», имеется в виду откладывать в особый сосуд или в особое место в доме.

сколько позволит ему состояние: Такая система сборов естественно требовала специального учета. Павел никак не мог назначить решение подобных хозяйственных вопросов в святой день недели.

Некоторые данный стих приводят как доказательство о праздновании воскресения. Однако при внимательном рассмотрении видно, что здесь речь идёт лишь о систематическом участии Коринфян в мероприятии, которое предложил апостол по оказанию помощи нуждающимся в Иерусалиме. В стихе нет даже отдалённого намёка на святость первого дня недели (см. ЗСЦ 413; ср. F. D. Nichol, Ответы на Возражения, 218, 219 стр.). Если бы все верующие ныне усвоили этот принцип благотворительности, то в церкви был бы избыток средств, для успешного возвещения вести спасения всему миру (см. ЗСЦ389).

сборов: Греч, logeiai, «собирать», «денежный сбор». Павел требовал, чтобы дары были приготовлены к тому времени, когда он придёт.

3. с письмами: Мнения толкователей об авторе этих писем несколько расходятся. Приведённое выражение можно связать либо с последующими словами либо с предыдущими. В переводе KJV имеет место первый вариант. Согласно этому варианту письма были написаны руководителям Коринфской церкви, в которых они уполномочивались как полномочные представители всего общества верующих. [816] Согласно второму варианту, Павел предложил верующим составить на избранных им представителей рекомендательные письма, чтобы последние вручили их Иерусалимской церкви. Как бы там ни было, но в числе лиц, сопровождающих Павла в Иерусалим, не упоминается ни одного верующего из Коринфа в Деян. 20:4.

4. прилично: Греч, axios, «достойно», «уместно», «подходяще». Если сумма, которую нужно было вручить, требовала присутствия Павла или же, если было целесообразно ему самому сопровождать посланников, то он готов был отправиться в Иерусалим, чтобы предотвратить среди тамошних собратьев возможные подозрения относительно пожертвований посланных Коринфской церковью. Это показывает его исключительную заботу о том, чтобы никому не давать никакого повода к недоразумению или обиде (ср. Рим. 14:13, 16, 21; 1Кор. 8:9,13).

5. Македонию: См. на Деян. 16:9.

6. перезимую: Павел намеривался побыть у них продолжительное время, а не только навестить Коринф мимоходом 7 ст. Поэтому он решил сначала закончить своё путешествие по Македонии 5 си. и затем провести зимние месяцы с церковью в Коринфе.

меня проводили: См. на Деян. 15:3; ср. Деян. 20:38; 21:16.

1. надеюсь пробыть у вас несколько времени: Буквально, «остановиться на некоторое время».

если Господь позволит: Сравните на Деян. 18:21; 1Кор. 4:19.

8. Ефесе: См. на Деян. 18:19. Пятидесятницы: См. на Деян. 2:1.

9. отверста: Павел указывает на благоприятные возможности, представившиеся ему в Ефесе для проповеди Евангелия как на причину того, что побудило его остаться там вместо того, чтобы сразу же отправиться в Македонию или Коринф (см. 7, 8 ст.). Ефес был одним из важных центров языческого культа Дианы (или Артемиды) божества, почитаемого во всей Римской провинции Асии (см. на Деян. 19:24). В этом городе, жители которого почти целиком были преданы идолопоклонству предрассудкам и низким порокам, Бог проявил через апостола Павла свою силу к обращению грешников и посрамлению противников (см. Деян. 19:8-12, 18-20).

противников: Когда противники ополчились против Павла, то он не покинул город, но продолжал ещё с большим упорством трудиться для продвижения царства Божия. Враждебность по отношению к Павлу показывает, что сатана боится, как бы его не лишили власти над душами человеческими. Это свидетельствует также об активной работе Духа Божия.

10. Тимофей: Это один из сотрудников Павла в деле Божием, обращенный им в христианство (см. на Деян. 16:1). Павел послал его в Коринф, чтобы помочь братьям в разрешении назревших вопросах (см. на 1Кор. 4:17). Он старался содействовать его приёму, прося их от своего имени оказать молодому Тимофею своё радушие и гостеприимство, чтобы он мог смело давать наставления членам, столь значительной по тому времени церкви, какой была церковь Коринфа.

11. не пренебрегай: Греч, exoutheneo, «не считаться», «обращаться с презрением».

проводите его: Т.е., обеспечьте его всем необходимым для его путешествия.

с миром: Т.е., с чувством благорасположения Павел надеялся, что между Коринфянами и Тимофеем не возникнет никаких недоразумений.

жду его: Павел ожидал сведений о положении в Коринфской церкви (см. на гл. 4:17). Тимофей встретился с Павлом, по всей видимости, в Македонии, так как, когда писалось 2 Коринфянам, он уже был вместе с Павлом (см. на 2Кор. 1:1; ср. ДА 323).

12. Аполлоса: См. на Деян. 18:24; ср. Деян. 19:1; 1Кор. 1:12. не хотел идти: См. на гл. 1:12.

13. Бодрствуйте: Т.е., будьте бдительными подобно часовым на фронте, поднимающим тревогу при появлении малейших признаков опасности. То, что этот призыв встречается в некоторых, местах НЗ, указывает на то, что христианам необходимо быть бдительными в отношении всех попыток врага, направленных к их погибели (см. Матф. 24:42; 25:13; Марк 13:35; Деян. 20:31; 1Фес. 5:5, 6). В данном стихе Павел намекает на опасность, — особую опасность, угрожающую Коринфским верующим. Им следовало следить за тем, чтобы не подвергать своё спасение опасности посредством разделений, ложных учений, ложных учителей, вредных обычаев и остатков в их среде идолопоклонства.

стойте в вере: Подробнее о значении слова «вера» (см. на Деян. 6:7). Иисус предупреждает верующих о появлении лжеучителей и лжепророков, [817] которые постараются отвратить их от чистоты Евангелия и побудят принять учения порождённые сатаной (см. Матф. 24:4, 5, 11, 23, 24, 26), чтобы непоколебимо отстаивать непреложное слово Божие, необходима твёрдая вера, и твёрдая решительность (см. Ис. 8:20; Матф. 24:13; Фил. 1:27; 4:1; 1Фес. 5:21; Откр. 2:10.).

будьте мужественны: Греч, andrizo, «поступать как мужчина». Быть христианином значит иметь бесстрашие, смелость, настойчивость, выносливость — одним словом все качества настоящего человека; христианин не может быть трусливым, нерешительным, или боязливым. Благородный характер способны воспитать в себе лишь те, кто безраздельно полагается на руководство Своего Спасителя (см. Ефес. 6:10).

14. с любовью: Греч, agape, «любовь» как принцип (см. на Шор. 13:1; о глаголе agapao см. Матф. 5:43, 44). Любовь, это всепобеждающее свойство, это решение всех и всяких проблем. В совете, который Павел даёт здесь Коринфским верующим, выражена сущность всех его наставлений не только для Коринфян, но и для всех верующих христиан всех времён. Безраздельная и бескорыстная любовь к Богу и к ближним способна устранить все распри, разделения, всякую гордость и всякое зло (см. Пр. 10:12; Матф. 22:37-40; Рим. 13:10). Это основное свойство характера Божия должно быть движущей силой каждого верующего человека 1 Ин. 4:8, так, чтобы жизнь была свидетельством любви силы и истинности Евангелия Иисуса Христа (ср. Ин. 14:23; 15:9, 10, 12; 1 Ин. 3:14,18, 23, 24; 4:7, 8,11,12,16,18, 20, 21; 5:2).

15. Прошу: Греч, parakaleo, «призывать», «увещевать» (см. на Ин. 14:16).

семейство Стефаново: Это известная семья, члены которой были крещены самим Павлом (см. гл. 1:16).

начаток: Т.е., они положили начаток обильной жатве душ в Ахаии.

Ахаии: Речь идет о Греческой провинции к северу от Македонии. В Ахаию входила часть Греческой территории и Пелопоннес. Столицей Ахаии был город Коринф.

посвятили себя: Т.е., принялись за работу.

16. Будьте … почтительны: Т.е., оказывайте почтение и благорасположение тем, кто добросовестно трудится для церкви. К мнению и совести таковых нужно прислушиваться и относиться с должным уважением. Все, кто содействует великому делу Божию на земле, достойны всяческого уважения и помощи.

17. прибытию: Все три посланника были, по-видимому, Коринфяне. Фортунат и Ахаик более нигде не упоминается. Эти три человека, вероятно, были подателями письма Павлу от Коринфских братьев гл. 7:1 и они же доставили им первое послание к Коринфянам.

восполнили: Буквально, «наполнили». Сравните перевод в RSV, «они восполнили ваше отсутствие».

отсутствие: Греческое выражение означает или «ваша потребность», то есть, ваше отсутствие, или «недостаток вас», то есть, нехватка с вашей стороны. Некоторые предполагают, помимо этого, что это может означать «ваш недостаток в отсутствии меня» также как «мой недостаток, — вас иметь с собой».

18. успокоили: Присутствие и беседа с посланниками из Коринфа утешило и ободрило Павла. Они видимо рассказали ему о положении в Коринфской церкви 17 ст., что помогло ему в правильном свете представить себе сложившуюся там ситуацию (см. Пр. 15:30).

19. Асийские: См. на Деян. 2:9; см. Дополнительное Примечание к Деян. 16 гл.

Акила и Прискилла: См. на Деян. 18:2.

с домашнею их церковью: Первые христиане собирались в частных домах. Специальные церковные здания или церкви не сооружались вплоть до конца 2-го столетия.

20. все братия: Имеются в виду без сомнения Ефесские братья. Они как видно болели за Коринфскую церковь и желали, чтобы тамошние собратья знали об их любви и сочувствии к ним. Такой же дух присущ всем, любящим своего Господа и Его народ. Таковые принимают участие во всех членах великой семьи Божией. Дух братской любви проявляющейся среди христиан, приводит в изумление тех, кто не знает любви Божией, а также свидетельствует об истинности Евангелия (см. Ин. 17:23; ЗСЦ446,447; ПХ115).

целованием: Это обычная форма приветствия на востоке. Святое целование было среди верующих знаком христианской любви (ср. 1 Пет. 5:14; [818] Рим. 16:16; 2Кор. 13:12; 1Фес. 5:26). Павел выражает желание, чтобы Коринфские верующие при получении его письма приветствовали друг друга таким образом, в знак существующей между ними христианской любви и единства. Согласно утвердившемуся обычаю в более поздних Апостольских Конституциях (2:57; 8:11), где мужчинам полагалось приветствовать святым целованием только мужчин, женщинам только женщин. По Палестинскому обычаю целовать можно было только в щеку, лоб. бороду, руки, ноги, но не в губы.

21. собственноручно: По-видимому, свои послания церквам Павел писал не сам, а поручал это дело писцу или своему секретарю. Достоверность послания он подтверждал подписью своего имени и выражением приветствий братьям (ср. Кол. 4:18; 2Фес. 3:17). Его собственноручная подпись указывала на то, что послание составлено лично им, а также это было выражением его уважение и любви к церкви. Немало неприятностей ему доставляли те, кто подделывал его послания, распространяя их от его имени (см. на 2Фес. 2:2), но его личная подпись, которую он ставил в конце послания, помогала ему расстроить планы таких людей.

22. не любит: Греч, phtted, «любить по человечески», «человеческой любовью». Относительно сравнения этого слова со словом agapao (см. на Матф. 5:43, 44). Смысл приведённых слов таков «Если кто не имеет даже человеческой любви к Господу Иисусу Христу».

анафема: Это транслитерация Греч, anathema, что значит «проклятый», «предназначенный к истреблению». Те, которые не верят в Иисуса Христа и не любят Его, не могут иметь надежду на спасение. Добровольно отвергая единственное для них средство спасения, они тем самым обрекают себя на вечную погибель (см. Марк 16:16; Ин. 12:48; Деян. 16:30-32; 1 Ин. 5:11-13; ср. Гал. 1:8, 9).

маранафа: Это является транслитерацией Греч, шагая at ha, что в свою очередь представляет собой транслитерацию Арамейского шагал athah. Оба слова, по-видимому, следует читать marana tha. Приведённый стих единственный, во всём Писании, где употребляется данное выражение. С Арамейского наречия это выражение можно передать словами «пока придёт наш Господь» или «до пришествия Господа». Послание к Коринфянам было написано на Греческом языке, как впрочем, и другие послания. Но здесь нужно заметить, что Павел владел не только Греческим языком, но и был хорошо знаком с Арамейским, на котором разговаривал народ Палестины. Оканчивая свой настойчивый призыв к Коринфянам оставить свои разделения, лжеучения, вредные обычаи и полностью отдать себя на служение Господу, он, в заключении всех своих рассуждений, напоминает им о пришествии Господа.

Выражение «маранафа» первые христиане употребляли, по-видимому, как приветствие (см. Didache 10:6). Пришествие Иисуса должно быть содержанием и стремлением жизни каждого христианина (см. 6СЦ 406; 7СЦ237; РП58).

23. Благодать: Своё послание Павел оканчивает обычными в то время словами благословения (см. Рим. 16:24; 2Кор. 13:14; Гал. 6:18).

24. любовь: Какое прекрасное благословение следует за открытым и суровым обличением тех, кто отвергает любовь Божию! Много в этом послании прямых и резких порицаний, направленных на имеющиеся в церкви злоупотребления, но оканчивается оно выражением любви и доброжелательной заинтересованности в вечном благополучии тех, к кому было оно направлено.

Постскриптум, приписка после 24 ст. отсутствует в ранних рукописях, и изложенные в ней сведения ошибочны, поскольку они указывают на место написания послания «Филиппы», принимая во внимание, что само послание указывает место своего происхождения как Ефес гл. 16:8, хотя постскриптум найденный в одной из уникальных рукописей (П) 9-го столетия читается «из Ефеса» вместо «из Филипп», поскольку сообщение относительно места написания неверное, тогда возникает вопрос относительно того, были ли Стефан, Фортунат, и Ахаик теми, кто доставил письмо в Коринф (см. на 17 ст.). Постскриптум был добавлен более поздними переписчиками, и не является частью вдохновенного оригинала.

Комментарий Е. Г. Уайт к 16 главе 1 Коринфянам.

1,2 ССШ 129; ЗСЦ398.

2 ХД 368, 389; СУ 80, 81,85; ССШ 130; 1СЦ 191, 206, 325; ЗСЦ

389,411,412; 5СЦ382. 9 ДА 286. 13 ССШ 180; Вое. 295; СЕ 127; СИ 136; МЖС 69, 319; ВМ 24;

1СЦ370; 5СЦ584; 7СЦ236.