Глава 2

1. когда я приходил: Павел здесь говорит о своём пребывании в Коринфе и своей ранней миссионерской деятельности в этом городе (см. Деян. 18:1-18). С тех пор прошло около трёх лет.

превосходстве слова: Павел не старался увлечь людей ни блестящей логикой суждений, ни изысканным красноречием. Не полагался он также [669] на «мудрость», то есть, человеческую философию, когда открывал людям евангельскую истину (см. на гл. 1:17-19). Коринфяне были людьми мало сведущими в духовных вопросах. Павлу было необходимо наставить новообращённых в самых начальных пунктах Евангелия. Для такого наставления блестящее красноречие было не нужно.

«.свидетельство: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает, что есть также возможно слово «тайно». Относительно определения слова «тайна» (см на Рим. 11:25; ср. Ефес. 6:19; Кол. 2:2; Откр. 10:7). Евангелие нам рассказывает о том, что Бог сделал для спасения человека от греха и приведения его в гармонию с Собой. Оно со своей очевидностью нам открывает великую любовь Божию к человеку, которая проявилась в Иисусе Христа.

2 рассудил: Греч, kri.no, это слово обозначает сознательное проявление воли Здесь оно означает «решить», «принять определённое решение». Решение Павла относительно нового метода миссионерской работы, не было мыслью подсказанной ему создавшейся обстановкой, но глубоко продуманным планом, который он предпринял ещё до того, как отправиться в Коринф. В Афинах, он напротив, использовал учёную логику и философию с тем, чтобы развенчать языческое идолопоклонство Еллинов. Его усилия в этом отношении имели лишь незначительный успех. Взвесив свой опыт в Афинах, он решил в Коринфе проповедовать иначе. Он рассчитывал по возможности, не вступать в учёные споры, и в детальные рассуждения по тому или иному вопросу и надеялся разъяснить людям простое повествование об Иисусе и Его искупительной смерти (см. ДА 244).

кроме Иисуса Христа: Фраза читается буквально, «кроме Иисуса Христа и единственно [как] распят». Павел проповедовал распятого Христа, несмотря на то, что мысль о распятом Спасителе была соблазном, как для Иудеев, так и для Еллинов (см. на гл. 1:23).

3. был я: Буквально, «я стал», в значении, «я пришёл [к вам]».

в страхе: Павел хорошо сознавал свои немощи и недостатки (см. 2Кор. 10:1,10; 11:30; 12:5, 9, 10). Он очень переживал за успех своей миссии в Коринфе, ибо знал, что в этом городе ему встретится много врагов (см. Деян. 18:6). Тем не менее, Бог заверил его, что его работа будет успешна, и что ему нечего бояться (см. Деян. 18:9, 10). Павел также заботился о том, чтобы его работа не оказалась лишь проявлением человеческих способностей. Истинный служитель Божий сознаёт всегда свою немощь и ограниченность своих дарований. Такое сознание побуждает его всё более и более полагаться на Бога, чтобы черпать необходимые силы и мудрость для выполнения своей миссии от Него. «Мы становимся наиболее сильными, когда чувствуем свою немощь» (5СЦ 70). «Холодное самодовольство отнюдь не лучшее условие для проповеди» (Робертсон).

4. проповедь: Греч, kerugma (см. на гл. 1:21).

Убедительных словах: Ни в личных беседах, ни в публичных проповедях Павел не полагался на силу человеческой мудрости. Он не старался пленить своих слушателей утончённой философией, которая так нравилась Еллинам.

человеческой: Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущение этого слова, при этом, не изменяя смысла.

явлении: Греч, apodeixis, «показ», «очевидное доказательство», «демонстрация». Доказательство Божественного происхождения вести, которую про-: поведывал Павел, можно было увидеть не в философских рассуждениях, а в «явлении Духа». Работа Павла в Коринфе, как и в других местах, сопровождалась чудесами (2Кор. 12:12; ср. Деян. 14:3). Дары Святого Духа даны были даны церкви в обильной мере (см. 1Кор. 1:5-7; гл. 14). Присутствие даров Духа в церкви было наглядным доказательством Евангельской истины, которую возвещал Павел. Однако, наибольшим чудом было обращение многих Коринфян от язычества ко Христу (см. Деян. 18:8). Вор становился честным человеком, ленивый — прилежным, развращённый — чистым, пьяница — трезвым, жёсткий -добрым и снисходительным и нечестивый — счастливым. Распри и разделения уступили место миру и согласию. Такое доказательство силы Евангелия Иисуса Христа могли видеть все, и никто не смел этого отрицать. Подобное доказательство своего Божественного происхождения Евангелие продолжает являть людям в течении всех веков. Примером этому служит каждый обращённый грешник и тот мир, радость, надежда и любовь показывают, что Бог является источником этой евангельской вести. [670]

5. вера ваша: Павел хотел, чтобы Коринфяне полагались на могучую силу Божию, способную изменить их жизнь. Он был далёк от того, чтобы каким-либо образом внушить им мысли о необходимости довериться человеческой силе. Стараясь убедить слушателей в евангельской истине, он избегал всяких философских доказательств. Он стремился сокрыться в Иисусе с тем, чтобы вера людей была исключительно сосредоточенна на Спасителя. Не через силу воли и человеческие усилия каждый человек приходит к Господу, но посредством убедительной силы Святого Духа.

6. же: Или, «но». Это небольшое слово связывает нас со второй частью мысли гл. 2, где Павел показывает, что только вполне предавший себя руководству Духа Святого может уразуметь и оценить Евангелие. Хотя Павел и не достиг Коринфян превосходством человеческой мудрости, тем не менее, он принёс им сокровища истинной мудрости.

совершенными: Греч, teleioi, «полностью выросший», «зрелый» (см. на Матф. 5:48). Здесь Павел описывает зрелых христиан. См. Ефес. 4:13, 14, где он сопоставляет «совершенных» (teleios) людей «младенцам». Сравните Фил. 3:15, где Павел говорит о себе и о других, как о «совершенных» (teleioi). В Евр. 5:14 teleioi переведено как «совершеннолетний». Христианин должен возрастать в познании истины и не должен нуждаться в постоянном кормлении духовным «молоком» Евр. 5:12, 13. Сам Иисус говорил, что представление доктрины должно быть адаптировано к различным стадиям христианского возрастания (см. Ин. 16:12). Павел напоминает верующим в Коринфе, что он обращал свои наставления тем, кто уже усвоил основы христианства и сейчас должен уметь оценить более глубокие истины Евангелия (см. 1Кор. 3:1-3).

.. века сего: См. на гл. 1:21, 22.

ей века сего: О таковых в 8 ст. говорится, как о тех, которые распяли Иисуса.

преходящих — Греческое выражение указывает на то, что процесс заката завершается. Великие мира сего со всей их учёностью и достижениями, постоянно показывают свою неспособность понимания духовной истины. В свете мудрости, исходящей от Христа, они оказываются невежественными и беспомощными людьми.

7. премудрость Божию: Здесь относится исключительно к мудрости Божией, открытой в плане спасения (см. ниже под «тайную»).

тайную: Греч, musterion (см. на Рим. 11:25). План спасения, разработанный ещё до сотворения мира (см. ЖВ 22; 63 стр.) и провозглашённый и воплощённый в действие Отцом и Сыном после грехопадения Адама (см. ПП 64-66), был великой тайной для всей вселенной. Ангелы не могли полностью осознать его (см. Iffem. 1:12; ВБ 415). Пророки, которые писали об этом, понимали только частично те вести, которые они возвещали церкви относительно спасения через Христа 1 Пет. 1:10, 11. Плотской человек совершенно не в состоянии оценить «мудрость» Бога, поскольку, она прямо противоположна философии жизни, принятой человеком. Даже посвящённый верующий человек и тот не может до конца постичь всю глубину плана спасения (см. Рим. 11:33-36).

славе: См. на Рим. 3:23.

8. никто … не познал: Вследствие своего неверного истолкования пророчеств ВЗ относительно Мессии, Иудеи не признали Иисуса из Назарета за обетованного Спасителя. Их традиционная вера в то, что Мессия придет, как земной царь, чтобы поставить Израиль во главе всех народов, побудило их отвергнуть своего Спасителя. Подобные ложные воззрения и традиции в конце закрывают людям глаза на истину о Втором пришествии Христа. Больше того, ложные учения популярной этиологии о природе Бога побуждают многих отвергнуть христианство и стать агностиками и даже неверующими (см. 5СЦ 710).

Господа славы: Сравните Деян. 7:2; Иак. 2:1; Ефес. 1:17. Здесь Павел описал, как «Господь славы», будучи прямым противопоставлением позору креста или позорному кресту. Сравните на Ин. 1:14. Относительно определении славы (см. на Рим. 3:23).

9. Но: Греч, alia, сильное противопоставление. Хотя необращённые люди не понимают «тайной премудрости Божией» 7 ст., всё же Бог даёт чудесное откровение Своей мудрости тем, кто любит Его. Богатство Божией милости не распознаётся необращёнными, но христианин видит красоты этого [671] мира как выражение Божьей любви к человеку и залог будущего совершенного состояния.

Написано: Цитата взята из Ис. 64:4.

«не видел того глаз: Существующая физическая природа воспринимается нашими чувствами, которые способны познавать окружающие нас предметы. Слова, о том, что ни глаз, ни ухо не способны воспринимать сокровенное Божие показывают, что для понимания духовных истин, нам необходимы не; физические, а совсем иные способности 10 ст.

то: Всё что Бог намерен сделать для своего народа, выражено в этом пространном слове. В своём первоначальном значении это слово охватывает всё то, что сделано евангелием для блага и счастья народа Божия во время его временной земной жизни. Это относится к прощению грехов, оправданию и освящению, радости и миру, которые благодать Божия дарует верующим, а также к окончательному избавлению от этого злого мира. В своём широком значении, приведённые выше слова выражают невыразимую радость и красоту Божьего царства славы, вечную обитель спасённых. Такое познание превосходит всё, что человек может постичь без Евангелия Христа. См. на Ис, 64:4.

сердце: Греч, kardia, это слово обозначает центр человеческих способностей (см. на Рим. 1:21). Существование великого царства благодати и славы нельзя понять ни чувством, ни интеллектом. Однако, через познание, которое Бог открывает тем, которые желают научиться от Него, христиане могут развить свои познавательные способности. Сам по себе человек не способен оценить и , постичь благо Евангелия. Жизнь необращённого человека нельзя сравнить с тем внутренним миром, который наполняет радостью сердце грешника, предавшего себя полностью в распоряжение Христу, и получившего от Бога утешительные слова о своём прощении.

приготовил: Сравните Матф. 20:23; 25:34.

10. Бог открыл: Бог предусмотрел для Своего народа непрерывное откровение истины Его народу (см. 5СЦ 703). Понимание тайн Божиих дано тем, кто любит Бога, кто ценит то, кем Он является и всё, что Он сделал для них, кто, готов и желает принять любое предложение, уготованное Им для них, и кто, ищет правды как сокрытого сокровища.

Духом Своим: Третья личность Божества является Тем, через Кого люди получают разумение истины (см. на Ин. 14:26). Непрерывное познание воз- ] можно лишь для тех, которые охотно предлагают себя руководству и просвещению Святого Духа (см. Рим. 8:5,14,16).

проницает: Будучи одной из трёх личностей Божества Дух Святой знает всё. Он проницает не для того, чтобы открыть что-либо, что ранее было сокрыто от Него, а для того, чтобы в ясном свете показать истинное намерение Божие. Дух Святой постоянно занят тем, чтобы напомнить об этих намерениях народу Божию, и руководить ими на пути исследования истины Ин. 16:13,14.

Вышеприведенный стих показывает, что Дух Святой не является безликой силой. Проницание является свойством личности, оно включает в себя как мысль, так и действия. Дух знает и разумеет все глубочайшие планы и намерения Божий. Это ясно свидетельствует о Его всеведении и следовательно и о Его Божественности.

духа человеческого: Личные мысли, желания, намерения и планы человека в полной мере известны и понятны лишь ему одному. В них не может проникнуть ни один смертный до тех пор, пока сам человек не пожелает открыть их кому-либо. Если он решит поделиться своими мыслями и планами с другими людьми, то им они будут известны и понятны лишь в той мере, в какой они будут открыты им.

никто: Сюда относятся и существа подобные ангелам.

12. духа мира: Это выражение очевидно параллельно выражению «мудрость мира сего» 6 ст. Мир здесь изображается, как царство, от которого исходит дух, являющийся по своей природе злом. «Дух мира» враждебен Духу Божию. Имеющие «духа мира» не находят никакой радости в небесных сокровищах; зато они слишком привязаны к временным предметам этой жизни.

Духа от Бога: Скорее, «Дух исходящий от Бога». Эта ссылка подразумевает Святого Духа. [672]

дабы знать: Бог дарует нам Духа Своего для того, чтобы мы разумели благословение, предлагаемые нам благодатью Божией. Дух Божий не только открывает человеку благо Евангелия, но и исполняет через него волю Божию. Результат принятия Святого Духа будет виден в жизни верующего, которая будет согласована с волей Божией. В такой жизни видны плоды духа (см. Гал. 5:22, 23). Отвращающиеся от «духа мира» освобождаются от своего «я», возрождаются и облагораживаются посредством Святого Духа, Который побуждает их стремиться к Царствию Божию. Таковые пригодны стать гражданами неба.

13. от человеческой мудрости: Эта фраза звучит буквально, «не изысканные слова человеческой мудрости». Никакие тонкие построения Греческой философии не могли правильно передать истину Божию.

от Духа Святого: Буквально, «в передаваемых [словах] от Духа Святого». Павел лично получал наставление от сущего Духа Божьего. Он сознавал, что находится под руководством Святого Духа и что его мысли подсказаны ему Духом (см. ДА 251; Дополнительный Комментарий ЕГУ на 2Пет. 1:21). Поскольку небесная мудрость так отличается от всякого земного познания, то и выражена она должна быть неземными средствами. Тот, в ком обитает Дух Божий и через кого он действует, живёт в совершенно иной атмосфере, чем тот, в котором пребывает мирской дух; ясно, что и говорить он будет по иному. Математик выражает математическую истину на специальном языке математике, музыковед рассказывает музыкальную тему музыкальным языком. Духовные мысли соответственно выражаются духовным языком и т.д.

соображая: Греч, sugkrino. Это слово в НЗ встречается лишь в данном месте, а также и во 2Кор. 10:12, где оно переведено «сравнивать». В переводе LXX sugkrino употреблено в значении «изъяснить», «истолковать» (см. Быт. 40:8,16, 22; 41:12, 13,15; Дан. 5:12,16). В классическом Греческом языке это слово обозначает «подходить» друг ко другу, «удачно сочетаться». Его значение в папирусных рукописях к приведенному стиху не подходит. Там оно означает «решать [особенно в юридическом смысле]».

Истолкование рассматриваемого стиха зависит, во-первых, от значения слова (pneumatikois), во-вторых от грамматического рода слова в выражении с «духовным» pneumatikois. В данном случае pneumatikois можно рассматривать, как слово мужеского или среднего рода. Если оно мужского рода, оно относится к духовным личностям, либо к духовным словам; если среднего то к духовным предметам. Неопределенность термина pneumatikois, в соединении с различными значениями слова sugkrino, делает возможным несколько вариантов перевода выражений в целом: 1) «сочетание духовных истин с духовными словами», 2) «Изъяснения духовного духовными словами», 3) «Изъяснения духовного духовным людям», 4) «Сравнение духовного с духовным, то есть с раннее данными духовными откровениями», 5) «Приведение духовного содержания в соответствии с духовной формой». Трудно определить, какой из этих толкований более всего соответствует мысли Павла. Все они подходят к контексту, и все выражают важную духовную истину.

14. Душевный человек: Буквально, «душевный человек», то есть человек, не мыслящий духовно, не возрождённый духовно, чьи интересы находятся в пределах вещей этой жизни. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего не-возрождённого сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога. План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом.

судить: Греч, anakrino, «проверять», «исследовать», здесь постичь истину в результате суждений и испытания. Сравните употребление anakrino в Лук. 23:14; Деян. 4:9; 1Кор. 2:15; 10:25; и т.д.

духовно: Без помощи из вне, человек не способен достичь духовной истины (см. на 9,10 ст.).

15. духовный: Т.е., возрождённый человек, просвещённый Духом Святым в противоположность человеку непросвещенному.

судить: Греч, anakrino, слово переведено «судить» в 14 ст. (см. [673] соответствующий комментарий). Anakrino выражает мысль о том, что духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы.

о нем судить никто не может: Хотя люди стараются это делать, тем не менее, плотской иди «душевный» 14 ст. человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо невозрождённое сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия.

16. ум Господень: Первая часть этого стиха представляет собой цитату из Ис. 40:13. Ни один не возрождённый человек не способен понять действий Божиих. Поэтому он не сможет судить духовного человека, находящегося под руководством Самого Святого Духа. Те, которые духовны, имеют Духа Святого в самих себе, и Он открывает им сокровенные тайны Божий.

Ум:христов: Мы посредством Духа соединены со Христом, так, как присутствие Святого Духа то же, что и присутствие Иисуса (см. Ян. 14:16-19); поэтому мы имеет «ум Христов» (см. Фил. 2:5). Через Святого Духа Иисус обитает в сердце верующего, совершая в нём и через него Свою работу Гал. 2:20; Ефес. 3:17; Фил. 2:13.)

Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе 1 Коринфянам.

1 ДА 270.

1-5 СИ 214.

1-16 ОХВ352; СП 481.

2 ДА 128, 244; ЛЕ 43; ЖВ 510; 2СЦ213, 634; ЗСЦ 27; 6СЦ 66.

3 ДА 250. 3-в СП 482.

4 ДА 127, 244, 270, 402; Ев. 180, 186; ОХВ 242; 2СЦ 344; 5СЦ 157,723; 6СЦ61.

5 ДА 127,270; НУХ 79. 6-13 ДА 250.

8 5СЦ710.

9 ХД 545; ВД 54; НУХ 163; СУ 84; РУУ 55, 188, 513; Вое. 301; ОХВ 49; ВБ675; НПХ61; МЖС175, 354; ПП 602; ПХ 87; ИС430; 4СЦ446; 5СЦ 730.

9,10 ЖВ412.

10 ДА 271; НУХ 113, 149; С А 82; СЕ 287; ПХ 108; СП 111; 5СЦ701; 8СЦ157, 301.

10,11 ПХ109; СП 482; 5СЦ703. 10-13 ДА 402.

11 НУХ 413; Вое. 134; Ев. 617.

12 СЕ 287. 12-15 ОХВ 361.

13 РУУ 461, 462; Вое. 190; ОХВ 127, 187; ВМ 262; ПХ 90; СП 482; ЗСЦ 427; 6СЦ88.

13,14 НУХ ИЗ; РУУ 437.

14 ДА 271; НУХ 106; ССШ 65; ЖВ 171, 213, 392, 509; ОХВ 183,188; ВБ524; СЕ 310; НПХ 460; ПХ 19; СП 248; 2СЦ 130,138,265,344; 4СЦ 506, 524, 585; 5СЦ 134, 241, 300,431.

14-16 СП 483.

16 ХД125; ЖВА675; ОЖУ323; ЗСЦ 210; 4СЦ354; 5СЦ336.