Глава 7

1. о чем вы писали ко мне: С этого стиха начинается новый раздел послания, в котором Павел обсуждает ряд вопросов, выдвинутых в письме членами Коринфской церкви. Их письмо, направленное Павлу в настоящее время не сохранилось, мы можем лишь предположить, и то весьма приблизительно, тематику этих вопросов. Было бы, например, в высшей степени полезно знать точно, каковы были вопросы, относящиеся к браку. Понимание всей главы частично зависит от сущности той проблемы, которая была и выдвинута в письме Павлу Коринфскими верующими. Неудивительно, имея в виду серьёзное предостережение Павла от прелюбодеяния, что он в этой главе в первую очередь обсуждает тему брака гл. 5; 6. Кроме того, в Коринфской церкви, вероятно, находились такие, которые желали знать, применимы ли строгие Иудейские законы 1)обязывающие всех, по крайней мере, мужчин, вступать в брак с христианами (см. Мишна Yebamalft 6.6, Талмуд, издания Сайкина 1 том. 411 стр.). Некоторые церкви, возможно, не хотели вступать в брак и по-видимому спрашивали Пав-13i можно ли им оставаться в безбрачии. Исходя яз конкретной ситуации, указанной в гл. 7:1, можно заключить, что Павел не даёт здесь общего совета по поводу брака, а лишь осведомляет определённую группу верующих о том, что оставаться в безбрачии вполне уместно и даже желательно. Некоторые христиане считали, по-видимому, брачный союз грехом и потому старались избежать вступления в него, а те, которые уже состояли в нём, хотели его расторгнуть. Такое побуждение было естественной реакцией на тот разврат, который царил в то время в Коринфе. В своей ревности избежать всего того, что связано [706] с прелюбодеянием, они могли уклониться в другую крайность — полное воздержание от брачных отношений.

хорошо: Греч, kalos, «уместно», «прилично». Это слово не обозначает добродетель в нравственном смысле (см. 28, 36 ст.). Поэтому его и нельзя приводить в качестве оправдания безбрачия, как более высокою нравственного состояния (см. Матф. 19:4-6; Рим. 7:2-4; Ефес. 5:22-32; 1Тим. 4:1-3; Евр. 13:4). Павел оказался бы непоследовательным, если бы учил, что хороню людям не вступать в брак ни при каких обстоятельствах и в то же время в другом послании указывал на брак, как символ тесного союза между Христом и церковью (см. Ефес. 5:22-27). См. выше под «о чем вы писали ко мне».

касаться женщины: — это выражение представляет собой эвфемизм, обозначающий половую связь (см. Сыт. 20:4, 6; 26:11; Пр. 6:29). Приведенные слова, вероятно, синонимичны брачному союзу. Наставление, которое здесь Даёт Павел должно рассматриваться во свете контекста. Его не следует понимать, как запрет брака.

2. Но: — Хотя брак не обязателен, тем не менее, он вполне приличен.

во избежание: Греч, dia, «в следствие», «по причине чего-либо». Ввиду того, что общественное положение в Коринфе было таково, что и нём процветала безнравственность, всем христианам этого города было целесообразно вступать в брак. В той стране, где брачным узам не придают большого значения, безнравственность — обычное явление. Добродетель и целомудрие тесно связаны с сохранением брачного обета. Совет Павла вступать 0 брак с тем, чтобы избежать блуда, некоторыми рассматривается, как низкое понятие о браке. Но такие люди не учитывают того, что вследствие, особого положения в Коринфе Павел обсуждал лишь негативную сторону вопроса. Он вовсе не говорит, что это единственный довод в пользу брака. Он также не отрицает положительной стороны вопроса и тех благословений, которые приносит с собой брак (см. на 19:12), В связи с этим Неандер говорит такие слова: «Мы не должны думать, что Павел здесь говорит не о браке вообще, а о браке в свете положении Коринфской церкви, где он опасался отрицательного влияния предрассудков, касающихся безбрачия» (Ланге).

блуда: В подлиннике это слово стоит в множественном числе. Множественное число указывает на различные виды сексуального порока, имевшего место в Коринфе.

свою жену, … своего мужа: Эти слова подчеркивают христианским принцип моногамии, то есть, единобрачия.

3. должное благорасположение: Буквально, «обязательство», «тот которому должны». В этом стихе говорится о долге мужа и жены по отношению друг ко другу в вопросе супружеского права, особенно в отношении половой жизни. Они связаны друг с другом на всю жизнь и должны по отношению друг ко другу во всём проявлять доброту и снисходительность. Такой совет Коринфским верующим был необходим, так как некоторые из них считали высокой добродетелью мужа и жены — жить врозь. Фактически же, мнимая добродетель лишила их преимущества супружеской жизни и давала им повод к безнравственности.

4. не властна: В этом стихе ясно изложены равные права мужа и жены. Никто из них не имеет права отказывать другому и интимной супружеской жизни. Это не значит, конечно что они могут злоупотреблять своим правом, впадая в крайность, проявляя невоздержание и т.д. Напротив, христиане должны при знавать необходимость умеренности но всём (см. гл. 9:25; 1СЦ 618; 2СЦ 380, 381, 474). Люди, состоящие в браке, должны рассматривать свой союз самым тесным и самым нежным из всех союзов на земле; поэтому, когда к ним приходит соблазн неверия, то каждый из них должен подумать о священных узах, связывающих его с другом или с подругою жизни и решительно отбросил, всякую мысль о расторжении брака. Христос выразил смысл этих слов так: «По этому, когда ты увидишь блудницу, соблазняющую тебя; «скажи ей: я не властен над своим телом, но жена». Подобно этому и жена пусть скажет тем, кто искушает ее целомудрие: «я не властна над своим телом, но мужи (Проповеди xix. 2, I Kop. 7:3; NPNF, 1 серия, 12 том, 105 стр.).

Не следует забывать, что наставления Павла о долге и преимуществах людей, состоящих в браке, были составлены им на основе вопросов, выдвинутых Коринфскими братьями (см. 1 ст.). Как указывалось выше, среди них, вероятно, были такие, которые придерживались аскетических взглядов относительно супружеской жизни [707] и потому считали необходимым воздерживаться от полового общения. Приведенный стих показывал, что сам дух супружества указывает на правильные отношения между супругами. Никто из них, ни муж, ни жена не имеют права по своему капризу отказывать друг другу в преимуществе интимной брачной жизни. Каждый из них имеет право на нормальную, супружескою жизнь, разумеется, при условии, что при этом нисколько не умаляется слава Божия (см. гл. 10:31). Сознавая, что его тело есть храм Живущего в нём Святого Духа (см. га. 6:19, 20), верующий не позволит своё супружеское преимущество обратить в повод к нарушению заповеди, согласно которой он должен своё тело в непорочности представить на служение своему Господу (ср. Рим. 12:1; ср. 2СЦ 380). Наше тело должно постоянно находиться под контролем просвещенного разума.

Не уклоняйтесь: Греч, apostereo, «лишать чего-либо», «отнимать что-либо». Это слово встречается в переводе LXX Исх. 21:10, где мужу даётся совет не лишать пищи, одежды и супружеской жизни свою первую жену. Христианам не рекомендуется лишать друг друга интимной супружеской жизни, язве только на время при необычных обстоятельствах и по взаимному согласию. В ниже следующих словах приводится причина для воздержания от супружеской жизни. Эта причина состоит в том, что муж и жена, сохраняя временное воздержание, могут беспрепятственно принимать участие в посте, молитве так далее, но конечно здесь нет, и не может быть никакого намёка на аскетизм брачной жизни. Из приведённого совета Павла никак нельзя заключить, что подобное воздержание от интимной супружеской жизни необходимо, например, „ля совершения ежедневной молитвы, оно целесообразно лишь тогда, когда человек чувствует необходимость особого посвящения, которое связано, как в стихах, с «постом и молитвой» (ср. Исх. 19:14, 15).

в посте: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) показывает об отсутствии в подлиннике этого слова. Относительно поста среди Иудеев (см. на Марк 2:18).

будьте вместе: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «быть вместе». Когда причина для взаимного воздержания отпадает, тогда муж и жена должны возвратиться к нормальной супружеской жизни. Призыв вернуться к такой жизни, здесь ясно обоснован Павлом; — во избежание блуда. Брак охраняет чистоту супругов, поэтому всякая попытка надолго отлучаться друг от друга постепенно устраняет преграду от прелюбодеяния, воздвигнутую законным браком (см. Я7 46).

6. это: Трудно определить, сколько это местоимение включает в себя: или только отмеченное в 5 ст., или полностью наставление, данное в -5 ст.

позволение: Греч, suggnome. «согласие», «одинаковое мнение или суждение». Павел здесь вовсе не хочет сказать, что верующие, состоящие в браке, обязаны время от времени по взаимному согласию иметь воздержание. Он просто поясняет, что если они желают так поступать, то пусть поступают; никто не должен их к этому принуждать. Из приведенного выражения нельзя делать, категорического вывода о том. будто сонет в 5 ст. не был дан Павлом под вдохновением Святого Духа. На основании 7-5 ст. видно, что вопрос вступать или не вступать в брак. Павел отнюдь не делает заповедью. Это личное дело каждого верующего.

как и я: Т.е.. обладали даром, делающим брак необязательным (см. Матф. 19:10-12). Нельзя утверждать с полной достоверностью то, что Павел был раннее женат. Согласно Деян. 26:10 Павел поднял свой голос против святых, из чего можно заключить, что он был членом синедриона (ср. ДА 112). Члены этой организации были обязаны вступать в брак (см. Талмуд Sanftedrin 3Н издания Санкина, 1 том. 229 стр.: ср. ЖВ 133). Более того, естественно предположить, что Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком (см. Yebatnath 6.6, издания Санкина; Талмуд 1 том, 411 gjp.). Его подробные наставления в данной главе позволяют предположить, что он хорошо был знаком с проблемами подобными тем, которые возникают в связи с браком. Это обстоятельство ещё более утверждает наше мнение о том, что ещё до написания первого послания к Коринфянам он был женат.

свое дарование: Здесь констатируется тот факт, что вес люди в силу различия своих способностей и возможностей относятся к браку no-разному. Некоторые предпочитают оставаться в безбрачии и о таком состоянии способны жить полнокровной жизнью. Другие следуют [708] естественному течению жизни на этой земле и вступают в брак. Те и другие не осуждаются Господом если проводят свою жизнь в соответствии с Его добрыми советами.

8. Безбрачным: В Греческом тексте это слово относится к мужскому роду, что позволяет предположить, что Павел имеет ввиду только холостых муж чин и вдовцов. Незамужние девицы упоминаются им в 25 ст.

вдовам: Т.е., женщинам, лишившимся своих мужей.

хорошо: Греч, kalos (см. на ст.).

как я: См. на 7 ст.

9. не могут воздержаться: Павел здесь подчёркивает о важном значения целомудрия, но в то же время признает, что все люди не могут в этом быть подобными ему (см. на 7 ст.). Колее того, тем, кто привык к брачной жизни. По-видимому, трудно хранить полное воздержание (см. 1Тим, 5:11,14).

разжигаться: Павел советует лучше вступить в брак тем. кому очень трудно удерживать сексуальные желания под контролем, чем ощущать постоянное возбуждение, вследствие неудовлетворённого желания. Данное наставление вполне логично и находится в полном согласии с мыслью предыдущих стихов, а именно утверждает необходимость воспитания целомудрия и правильного отношения к браку (см. 2, 3, 5 ст.). Если даже принять во внимание все трудности, связанные с брачной жизнью, в период гонений и разных лишений (см. 26 ст.), то всё равно лучше вступить в брак, нежели умственно, морально и физически переживать неприятные последствия неудовлетворённого желания.

вступившим в брак: Т.е., христиане уже состоящие в браке,

Господь: Павел придаёт ещё большую силу своему повелению, ссылаясь па ясное учение Самого Христа. Павел делает такую ссылку, поскольку Сам Иисус конкретно говорит по этому вопросу. Когда же не было специального наставления от Христа, тогда Павел под действием Святого Духа давал свой личный совет (см. на 12 ст.). Спаситель говорит, что брачный союз, как и прежде, остается святым и непреложным (см, Матф. 5:31, 32; Марк 10:2-12; Лук. 1 16:18). Заповедь Иисуса не оставляет места ни одному из оправданий для юридического развода, в числе которых такие например как психологическая несовместимость, жестокость и другие менее значительные по своему характеру, не принимаемые во внимание гражданскими судами. Греческие и Римские законы допускали развод мужа и жены по самым незначительным причинам. Так же дело обстояло и у Иудеев (см. на Матф. 5:32). Это обстоятельство, сомнение, побудило христиан выяснить в истинном свете вопрос о разводе. На их вопрос даётся ясный ответ: в Своём плане относительно человечества Бог предусмотрел развод. Единственная причина для развода, — это прелюбодеяние ( Матф. 19:9).

не разводится:— Упоминание Павлом на первом месте жены, можно объяснить тем, что жены были более склонны к тому, чтобы получить развод. Будучи более слабыми физически, им приходилось терпеть от рук своих неверующих супругов. Возможно также, что в письме Коринфян к Павлу (см. на ст.) упоминалось о случае, когда женщина намеревалась уйти от своего мужа.

11. Если же разведется: Или, «отделится». Эти слова фактически означают, что повеление данное в предыдущих стихах, не было полностью выполнено, вследствие несовершенного состояния церкви. Могут быть разногласия между супругами, которые нельзя преодолеть ни христианской любовью, ни воздержанием, и тогда должен последовать развод. В таких случаях отверженная или разведённая жена не должна выходить замуж, но должна искать примирения со своим мужем.

должна оставаться: Греч, aphiemi, «отпускать», «оставлять», «разводиться». Это слово представляет более сильное выражение, чем переведённое слоном «разведётся» в этом же стихе, хотя возможно оно употреблено как синоним. В 13 cm. aphiemi употреблено в отношении жены. Иудейский закон признавал право жены при определенных обстоятельствах разводиться, то есть, оставлять своего мужа.

12. Прочим: Об обязанностях членов церкви, не состоящих а браке, Павел говорит в свете решения вопроса; целесообразно ли и прилично ли вступать в брак, или нет (см. 1-9 ст.). Подобным же образом ясно выражена заповедь Господня в отношении верующих супругов, а именно; как они должны относиться к вопросу о разводе (см. 10, П ст.). Теперь же речь идёт о тех случаях, когда один из супругов христианин, а другой нет. Возникает вопрос: Правильно ли и уместно ли в данной [709] ситуации дать развоя? Верующий муж или жена могут не пожелать оставаться в близкой брачной связи со своим неверующим супругом. По поводу таких случаев Павел дает верующим определенный совет.

не Господь: Христос оставил нам наставление о непреложном и священном значении брака (см. Матф. 19:4-6, 9). Здесь же Павел рассматривает те случаи, о которых Иисус не давал нам конкретных указаний, поэтому вполне оправданы слова Павла, «я говорю, а не Господь». Свой совет он высказывает под действием Святого Духа, не ссылаясь на слова Иисуса Христа, сказанные Им Некогда по вопросу о браке (ср. на 1Кор. 7:10).

ее; — Бывают случаи, когда жена нехристианка так противится Евангелию и настолько упорна в своем сопротивлении, что не желает жить со своим мужем христианином. Тогда муж не имеет права препятствовать разводу Если же. напротив, неверующая жена пожелает остаться со своим верующим мужем, тогда он не вправе требовать развода. Брачный обет свят и не может быть упраздни) никаким различием в убеждениях супругов. Обращение одного из них должно иметь на другого благотворное влияние; сделать его или ее более нежным, снисходительным, любящим, верным, нежели он или она были раньше. Брак с неверующим должен рассматриваться верующим человеком нерушимым до тех пор, пока неверующий не возьмёт развода и не вступит в новый брак.

13. не оставлять его: Совет, который даётся в этом стихе аналогичен тому, который выражен в 12 ст., подобно тому, как муж христианин не имеет права разводиться со своей неверующей женой, на основании лишь различии в религиозных убеждениях, так и жена христианка не может развестись с неверующим мужем по той же причине.

14. освящается: Греч. hagiazS, «делать святым». Причиной высказывания Павлом этих слов, несомненно, была боязнь некоторых христиан, состоящих в браке с неверующими, — что в результате такого брачного союза они могут оскверниться. Павел совсем не имеет ввиду, что неверующий муж или жена, станут святыми или же примут христианство в результате лишь супружеской жизни с христианином или христианкой, или же видя добрый пример христианской жизни они со временем будут более благосклонно относиться к самому христианству. Эту сторону вопроса он обсуждает позднее (см. на 16 ст.). Здесь он говорит относительно положения, которое существовало, когда одна сторона, состоящая в браке, принимала христианство, а не когда-то потом, что произошло бы в будущем. Словом «освящается», здесь просто обозначается такое состояние, которое не оскверняет. Неверующий муж или жена освящен относительно того, уместно ли и прилично ли христианам и язычникам состоять между собой в браке. Если брак законный, и таковым признается церковью. то оба супруга, посредством брака становятся одной плотью (см. Быт. 2:24; Матф. 19:5, 6; Ефес. S-.31). В таком случае им можно жить вместе друг с другом, и отпадает всякая необходимость в разводе.

дети … нечисты: Т.е., рожденные от не святого брака и в этом смысла незаконное рождение. Если бы Павел советовал разводиться, на основании того, что один из супругов является язычником, то это бы означало, что брак незаконный. Сами Коринфяне не считали, что их дети от смешанных браков незаконны. Поэтому даже по их собственным понятиям их брак оказывался вполне законным.

Теперь святы:. — Т.е., в том же смысле, как и неверующий муж, остаётся с верующей женой. Они (то есть, дети) освящаются, поскольку они рождаются от святого союза.

15. неверующий: Это слово мужского рода обозначает, как мужа, так и жену (см. ниже).

развестись: Или, «отделиться»,

не связаны: Греч, douloo. «порабощать», «обращать а рабство». Если неверующий муж (жена) не желает жить с верующей и оставляет ее, то последняя (или последний), более не связана с ним (с ней) и не обязана (не обязан) во чтобы то ни стало удерживаться от развода. Неверующему мужу (или жене) не желающему (или не желающей) жить со своей супругой (супругом) не должны препятствовать в разводе.

к миру: буквально, «в мире». Пусть все христиане стремятся жить в полном [710] согласии со своими неверующими супругами, не вступая, однако, с ними ни в какой компромисс (см. Рим. 12:18; Евр. 12:14). Христианство, это мирная религия, оно избегает всякого несогласия и распрей (см. Ни. 14:27; Рим- 14:19; 2Кор, 13:Л; Фал 4:7). Если в браке христианина (христианки) с неверующим нет мира, и последний настаивает на разводе, то этот вопрос должен решаться обеими сторонами мирным путем.

16. спасешь: Верующий муж или жена не должны оставлять каждый свою супругу или супруга и искать развода, потому, что последние под воздействием их добродетельной примерной жизни могут принять Христа. Обращение неверующего может принести большое счастье всей семье, а также самому неверующему. Это обстоятельство настолько важно, что каждый супруг христианин должен проявлять в своей жизни долготерпение с тем, чтобы добиться благословенных результатов. Он ни па минуту не должен забывать о своём христианском поведении, не взирая на всевозможные соблазны. Ему необходимо постоянно соединяться с Богом в молитве о том, чтобы неверующий супруг или супруга оставили свое неверие и начали мирную и счастливую жизнь приготовлении к небесной отчизне,

17. поступай: Принятие христианства не означает, что уверовавший непременно должен изменить свой экономическое, социальное и профессиональное положение. Радостная весть, провозглашённая вестниками Евангелия, нередко вызывала огромный энтузиазм среди тех, кто уверовал в неё. как язычников. так и Иудеев, Сознание возвышенной счастливой и святой жизни, к которой призывала Евангельская весть, делало некоторых из них совершенно безразличными к земному богатству и мирским интересам. Таковые стремились приобретать духовное богатство, не пренебрегая также своим обычным трудом (см. 2Фес. 3:6-12). Евангелие отнюдь не стремится перевернуть сразу весь строй жизни, напротив, оно постепенно проникает во все сферы жизни и производит незаметную, но существенную перемену. Смысл приведенного стиха хорошо выражен в словах Неадера: «Мы видим, что христианство нигде и никогда не нарушает существующих отношений, оно лишь стремится вдохнуть в них новый Дух» (Ланге).

18. обрезанным: Соблюдение древнего обычая, который соблюдался Иудеями по заповеди, данной Богом Аврааму, при обращении язычников в христианство не считалось более обязательным Дели. 15:24-29.

необрезанным: Обрезанные Иудеи, ставшие христианами, не должны скрывать того, что они обрезаны, как скрывали некоторые из них, оставив Иудейство и сделавшись язычниками (см. Иосиф Флавий Иудейские Древности [[ 5.1 [241]; 1Макк. 1:15).

19. Обрезание ничто: Ни исполнение Иудейского обряда обрезания, ни его неисполнение не могло повлиять на отношение Бога с человеком через веру в Иисуса. Здесь подчёркивается тот факт, что все церемонии и обряды без веры во Христа — бесполезны (см. Гал. 5:6; 6:15). Рождённое свыше дитя Божие принимается Богом не по делам, которые оно может совершить, но по его вере в великую миссию, совершённую ради него на кресте Иисусом Христом (см. Пи. 3:16; Рим. 4:5; Ефес. 2:8, 9). Авраам, чья вера приводится в пример всем верующим во Христа, назван отцом всех, имеющих такую веру в Иисуса Искупи теля, независимо от гон) обрезаны они или нет (см. Рим. 4:9,11,12).

соблюдении: Сравните Гал. 5:6; 6:15. Главная мысль, что вся суть в соблюдении заповедей Божиих. Религиозную жизнь человека Бог оценивает не по исполнению им тех или иных обрядов, но по его верности принципам закона Божия (см. Еккл. 12:13; Ин. 14:15, 21, 23; 15:10; Ян. 2:4-6). Человек может соблюдать заповеди независимо от своего обрезания или не обрезания.

20. Каждый оставайся: См. па 24 ст. Павел советует верующим оставаться в том общественном положении, в котором они призваны служить Иисусу. Принятие Христа и Его образа жизни не дает нам права выступать против существующего строя или изолировать себя от окружающих, конечно, если в таких случаях не приходится поступаться принципами истины. Эту мысль далее Павел поясняет и 21 ст. [711]

21. Рабом: Греч, doulos, «слуга» (см. на Рим, 1:1). Рабы, уверовавшие в Спасителя, на этом основании не освобождались от своего служения земным господам.

не смущайся: Т.е., не переживай и не расстраивайся по поводу этого, не считай свое положение позорным. Не презирай, вследствие обретенной тобой свободы во Христе, своей должности раба, но учись быть довольным своим положением, в котором ты познал Спасителя (см. Фил. 4:11; 1Тим. 6:6, 8; Евр. 13:5). Рабу дается совет исполнять спои обязанности по отношению земного господина. Безукоризненное исполнение им этих обязанностей, свидетельствует о преобразующей силе Евангелия (см. 1 Пет. 2:18, 19; Ефес. 6:5-8; Кол. 2:22-24; 1Тим. 6:1; Тит. 2:9, 10). Бог заботится о всех Своих детях, какое бы общественное положение они не занимали в этой жизни. Он желает даровать благодать и силу каждому из нас, соответственно нашим нуждам и обстоятельствам (см. Фил. 4:19).

лучшим воспользуйся: Вторая часть стиха объясняется двояко, в зависимости от того, относится ли выражение «лучшим воспользуйся» к слову свободный. Согласно одному из этих толкований. Павел не советует обращённым рабам стремиться к изменению своего общественного положения. Если даже Р имеют возможность законным путём получить свободу, то и тогда они не день делать этого, но должны оставаться в рабстве, зная, что свободные и рабы одно во Христе (см. 1 Кар. 12:13; Гал. 3:27, 2S; Кол. 3:11). Более того, их настоящее неравноправное положение вскоре упразднится Вторым пришествии Христа (см. 1Кор. 7:26, 29) и тогда все верующие, которые ныне в рабстве, станут физически и духовно полностью свободными. Согласно другому толкованию, приведённые слова содержат а себе призыв, к верующему рабу, воспользоваться свободой, если она ему предоставляется. Это второе толкование согласуется с советом Павла относительно смешанных браков (см. 5 ст.). Точно определить, какое из этих двух толкований имеет Павел, трудно,

11. свободный: Скорее, «отпущенный на волю». Раб, посредством своего обращения делается свободным; то есть, он получает от Иисуса Христа свободу от рабства греха. Это выражение Павел употребляет, по-видимому, для того, чтобы ободрить раба, которому он советует довольствоваться своим положением, а не стараться изменить его. Рабство греха, которое раньше держало раба в своей полной власти, было гораздо худшим состоянием, нежели телесное служение земному господину. Теперь же он получил свободу от рабства греха. Таким образом, его новое положение, хотя он по-прежнему остается рабом, гораздо лучшее, нежели оно было раньше; теперь он поистине свободный, получивший свободу от Господа. Другие, не пережившие обращения, как возможно сам рабовладелец, находятся в большем рабстве, чем раб. Поэтому раб должен радоваться тому, что получил свободу от большего зла. Наибольшее благословение, какое человек может получить, это свобода от греха. Если он её получил, ему нет нужды чрезмерно беспокоиться о временных обстоятельствах этой жизни (см. Матф. 6:25-31, 33, 34; Ин. 8:32, 34, 36; Рим. 7:14-20, 23, 24; 8:2; Гал. 5:1).

раб: греч. doulos, «невольник», или «раб», как в 21 ст. Свободный гражданин, который принимает приглашение Христа последовать за Ним и отдаст свой сердце без остатка своему Господу, есть «раб» Иисуса. Абсолютной независимости быть не может. Человек либо опальный раб греха, либо счастливый радостный служитель своего Творца и Спасителя. Всякое цивилизованное общество управляется посредством законов. Нет ничего предосудительного и унизительного для человека, и том, чтобы подчиниться законам, принятым в обществе, в котором он живёт, если, конечно, эти законы не расходятся со словом Божиим. Три товарища Даниила согласились по приказу царя придти в долину Деир, где был воздвигнув большой золотой истукан, но они отказались поклониться ему, так как это противоречило ясной Божией заповеди (Дан. 3:14, 16- ср. Цех. 20:4, 5). Повиноваться закону Божию, будучи рабом или свободным, значит проявлять дух ученика и следовать голосу своего разума и совести (см, 1Кор. 7:19; РУУ111; ПХ60; НПХ146, 147; ДА 596). Апостол показывает, что как раб, так и свободный, оба, будучи христианами, — находятся на одном Уровне и потому оба одинаковым образом должны жить в послушании закону Божьему.

23. куплены: Цена искупления, это бесконечно дорогая цена, цена крови Иисуса Христа (см. Ин. [712] 3:16; 1 Пет. 1:18, 19; 3:18; Рим. 5:8, IS, 19). Рабы, принимающие Евангелие, хотя и призваны к подчинению человечески господам и лишены гражданской свободы, тем не менее, бесконечно ценны в очах Божиих. Они служители Иисуса Христа и могут служить Ему. оставаясь в подчинении у своих земных господ, так, как Христос будет смотреть на их служение; которое совершается в .духе верности, как на служение но имя Его (сц1 Ефес. 6:5-8; Кал. 3:22-24).

рабами человеков: Скорее, «слугами людей». Смысл повеления Павел «не делайтесь рабами человеков» в данном контексте не совсем ясен. Некоторые понимают эти слова апостола, как совет свободным, и тем, кго получил свободу не становиться рабами. Другие и наставлении Павла видят совет всем христианам, свободным и рабам, при исполнении своих единственных обязанностей, руководствоваться принципами истины. Ни при каких обстоятельствах они не нарушают закона Божий в угоду требованиям людей (см. Денн. 5:29), Они сознают, что Бог, искупивший их для спасения, требует m них полного посвящения и безраздельной верности (см. Лук. 10:27). Они никому не позволят вмешиваться в сноб право и долг служить Богу в соответствии с голосом своей совести. Дух Святой является наставником и учителем христиан (см. Ин. 16:13; Рим, 8:14). Наша совесть принадлежит Богу и потому должна внимать Его голосу, а не внушениям человеков или даже целого общества людей. Наша жизнь также принадлежит Богу, и мы должны вручить её в Его полное распоряжение, чтобы Он руководил ею по Своей воле. Во всех отношениях христианин — собственность Божия (ср. ПУХ312). Такое преобразование, со стороны Божией, есть искупление, а со стороны верующего — радостное, блаженное посвящение. Принадлежность верующих к Богу, через Иисуса Христа, полностью гарантирует избавление от рабства человеческого но всех вопросах воли и совести и] является доказательством того, что в служении Христу есть истинная свобода (см. Ин. 8:32, 36; Рим. 6:14,18, 22),

24. в том оставайся: В этом стихе повторяется призыв, данный в 20 ст. Спрашивается для чего такое повторение? Несомненно, для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что христианство не стремится ни к разрушению, ни к отмене, существующего строя. Церковь Живого Бога имеет в этом мире назначение не разрушать человеческое общество, а напротив созидать его. Христиане, по-видимому, справедливо считают, что рабство это зло и потому, не должно среди цивилизованных народов иметь место. Но в Своих заколах, данных древнему Израилю, Бог допускал его (см. Лев. 25:44-46; см. на Втор. 14:26)- Его допущение, однако, не означает одобрения Им этого рабства. Показательны в этом отношении слова Христа о разводе: «Моисей, по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» Матф. 19:8. Миссионер христианин, посланный в языческие страны, не пытается насильственным пути свергнуть там обычаи, если даже они и противоречат учению Христа. Он знает, что такой образ действий не будет способствовать распространению истины. Напротив, это лишь ограничит его миссионерские возможности. Искренняя проповедь Евангелия. сопровождаемая силой Святого Духа, довертит реформу жизни тех, кто примет Евангелие. Только таким путём любая социальная система может придти в согласие с истиной.

Наставление, данное в приведенном стихе, нельзя рассматривать, как запрет христианам стремиться к освобождению от рабства законным путём. Это значит что он должен довольствоваться своим положением, пока Господь не усмотрит для него нечто лучшее. Если же Господь не открывает ему путь к свободе, то он чистосердечно должен служить Ему в том положении, в каком он призван. Он должен понимать, что его служение Богу не менее действенно оттого, что он продолжает служить своему земному господину (см. 1Кор. 7:22). Он не должен среди неверующих создавать впечатление, будто дух христианства -непокорность и этим позорить церковь Христа. Каждый из пас может своей крой в Иисуса Христа свидетельствовать о Нём перед всеми окружающими и таким образом распространять познание истины (см. ПХ 81, 81).

пред Богом: Замечательной чертой религии Иисуса Христа является то, что верующий не оставлен совершать свой жизненный путь в одиночестве. Он принимается в семью Божью, ещё живя на этой земле и имеет своими друзьями, небесных ангелов и самого Господа (см. Матф. 28:20; Ин. 14:16-18, 21; 15:7), Какие испытания он ни был бы [713] призван пережить, он имеет утешение в том, что он не один, рядом с ним Тот, с Кем он делит вес переживания своего сердца. Тем, кто любит своего Господа и надеется на Неги, дано заверение, что в самых трудных обстоятельствах они не будут оставлены без помощи (см. Ис. 43:2; Евр. 13:5). Когда верующий сознает это, он будет доволен указанным местом ему в жизни, каким бы оно ни было. Когда в процессе своего общения с Иисусом, верующий начинает смотреть на свою работу, как на исполнение воли Божией, а на свои способности, как на средство наиболее ревностного служении Ему, тогда он будет испытывать в своей душе мир и блаженство, какие неведомы неверующим (см. Ис. 26:3; Ин. 14:27).

25. Относительно девства: Здесь Павел переходит к рассмотрению другого вопроса, относительно которого верующие Коринфяне, по-видимому, прошли у пего совета (см. па 1 ст.).

не имею повеления: Своё наставление к не состоящим в браке апостол не подкрепляет текстами из Священного Писания, ни словами самого Иисуса Христа для своего авторитета в отношении всего, что он сказал, затрагивая тему о безбрачии. Для своего совета к лицам «состоящим в браке», он цитировал повеление данное самим Христом (см. на 10 ст.). Этот факт не уменьшает я каком-либо смысле силы и не устраняет вдохновения из наставлений по этому вопросу.

верным: Этим словом Павел выражает основание для совета, которое он намерен дать верующим Коринфянам. Его обращение и посвящение было принято небом, и Господь наделил его особым светом. Свою жизнь он посвятил единственной цели прославлению Бога и исполнению Его воли. Он постоянно стремился к совершенству во Христе (см. Фил. 3:13. 14). Из этого видно, что советы не могли исходить из эгоистичных и корыстных побуждений. Все наставления, которые он дает по вопросу о браке, верующие Коринфяне должны были принять, как волю Божию.

26. По: Скорее, «в следствии».

настоящей: Или, «под рукой», «наготове». Таким образом, слово пере денное употреблено в 2Фес. 2:2 для определения Второго пришествия Христа, которое ещё не было «под рукой».

нужде: Греч, anagke, что значит «нужда» (гл. 7:37, переведено «нуждою») или «скорби» Фее. 3:7; и т. д. В Лук. 21:23 слово anagkS употребляется в значении бедствия, которое должно было постигнуть страну в связи с разрушением Иерусалима. В приведённом стихе Навел, по-видимому, намек на приближение времени скорби и затруднения, которые выпадают на до христиан.

лучшее: Греч. аиos (см. на I ст.). Вникая в совет Павла относительно брака, верующий должен в своём поведении руководствоваться не только тем, что законно, позволительно, но и тем, что в данный момент целесообразно (см гл. 6:12; 10:23).

признаю: Или, «считаю».

человеку: Греч, anthropos, человек вообще мужчина или женщина.

оставаться так: Это выражение можно понимать двояко: 1) Как совей оставаться в том, положении, в каком они, то есть, Коринфяне находились. Сравните совет Павла верующим относительно их профессиональных занятий после принятия ими Христа (см, 17, 18, 20, 24 ст.). 1) Как намек па приближающееся бедствие. В связи с этим верующие должны были во всех вопросах брака руководствоваться наставлениями, данными в 27-38 ст. В виду скорого наступления времени скорби Павел советует верующим не связывал ь себя никакими условиями, которые могут увеличить их нужду и переживания.

27. Соединен: Греч, deo, «связывать,», «закреплять». Враг в наши дни часто сравнивается с узами. Этим подчеркивается верный характер союза, Л который вступают молодые люди.

не ищи развода: Имеется в виду посредством развода. Апостол учит, что даже во времена кризиса и крайней нужды людям, вступившим в брак, не следует пренебрегать своими супружескими обязанностями. Христиане во время гонений и испытаний им могут встретиться большие трудности, тем не менее, они ни в коем случае не должны думать о разрыве семейного союза с тем, чтобы не иметь лишних забот и переживаний. Они должны исполнять свой долг, а свою нужду вверить в руки Божий.

Остался ли без жены?: Т.е., «если ты не связан браком». Это выражение относится, как к холостым, так и к вдовцам.

не ищи жены: Вдовцам и холостым людям. Павел советует [714] не спешить, со вступлением в брак (ер. на 1 ст.). Из этого стиха не видно, что Павел отрицательно отзывался о браке или считал его незаконным, как, по-видимому, считали некоторые из Коринфян, (см, на 28 ст.). Он скорее старался напить христиан от лишних неприятностей и переживаний, которые могут случиться с ними в дни бедствия (см. на 26 ст.). Несомненно, людям не связанным браком, в подобных обстоятельствах значительно легче.

28. не согрешишь: Каждому человеку предоставляется право самому решать брачный вопрос соответственно своим потребностям и интересам. Совет, который Павел даёт в данной главе можно рассматривать, как верный указатель всем, кому приходится решать свой брачный вопрос, особенно при неблагоприятных обстоятельствах. Когда всё сказано, то окончательное решение зависит лично от каждого. Каждый должен поступать сообразно своим обстоятельствам, зная, что и семейная и холостая жизнь равно угодна Богу. Бывают условия, при которых вступать в брак неразумно. Однако никому не надо навязывать безбрачия, это дело лично каждого.

скорби по плоти: Заботы о муже, жене, детях и др. обязанности в супружеской жизни ко время скорби и гонений рождают особенно большие затруднения (см. Матф. 24:19; ср. Лук. 23:28-30). Слова «по плоти» указывают на земную жизнь со всеми её интересами, особенно на домашнюю жизнь с её многочисленными заботами о пище, одежде, и охране семейного имущества. Во дни гонений, которые вскоре постигнут церковь, некоторые из верующих будут заключены в тюрьмы, преданы на мучение и смерть. Члены семейств будут разлучены между собою и изгнаны из своих пределов за веру. При таких обстоятельствах говорит Павел, — разумнее в брак не вступать.

мне вас жаль: Мнение толкователей по поводу смысла этого предложения расходятся. В связи с этим имеются два толкования: 1) «Я не буду подробно рассказывать вам об этих скорбя, чтобы вас не расстраивать». 2) «Я даю вам наставление с тем, чтобы уберечь нас от этих скорбей». Последнее толкование более вероятно.

29. время: Греч, kairos, определенный момент или период времени (см. на Рим. 13:11). Сам Господь призывал верующих жить в ожидании его Второго пришествия и конца мира (см. Матф. 24:42, 44; 25:13; Марк 13:32-37). Учение Христа и апостолов показывает, что наша основная задача в жизни приготовиться к Божьему царству вечной славы (см. Матф. 6:19-21, 33; 10:38, 39; Марк 10:21). Время, в которое может совершиться наше приготовление, везде изображается коротким (см. на Рим. 13:11). Следственный суд, который ныне разбирает наши дела, быстро подходит к концу, а когда он окончится, уже поздно будет приготовляться. Поэтому, каждый из нас должен быть вполне уверен, что он принят в царство славы (см. Ис. 55:6, 7; Дан. 8:14; 9:24-27; 2Пет. 1:10; Рим. 9:28; 2Кор. 6:2; Евр. 3:13; Откр. 22:10-12). Каждый христианин Должен жить в таком тесном союзе с небом, что когда бы он, не услышал зов все заботы этой жизни, он не был бы найден неприготовленным (см. Марк 13:35-37,- Лук. 18:1; 21:34-36; 1Фес. 5:1-6, 17, 22, 23). Христианин, который хорошо сознаёт этот исключительно важный факт, что он всегда должен быть готовый к встрече Господа, не будет развивать в себе любовь ко всему земному. Он будет понимать непостоянство и бренность этой жизни, и жить в состоянии непрерывной готовности к встрече своего Господа (см. Кол. 3:1, 2).

Так что: В виду того, что время, на которое христиане могу г располагать для своего приготовления к вечности, очень коротко, — и лучшем случае время не большее, чем краткая жизнь — христианин не будет слишком сильно привязываться к земным связям и имуществу. Он не будет следовать чему-либо даже в семейных отношениях, что могло бы помешать в их решении быть готовыми для неба.

как не имеющие: Предыдущий довод Павла приводит нас к заключению о том, что имеющим жён не остаётся ничего другого, как оставаясь и браке не забывать о своей обязанности быть в тесном контакте с небом во всякое время. Другими словами нее заботу и радости супружеской жизни нужно поставить на второй план в сравнении с той главной целью жизни, которая есть постоянное общение с Господом и радостное приготовление к Его пришествию. В этом стихе [715] подчёркивается истина о том, что при всех обстоятельствах и во всякое время любовь к Богу и повиновение всем Его повелениям, должны занимать главенствующее место в жизни всякого верующего (см. Втор. 6:5; 10:12; Еккл. 12:13; Матф. 22:37, 38). Этот стих нельзя рассматривать, как учение о потере любви или доброты в брачных отношениях или как противопоставление особому наставлению Павла в начальных стихах этой главы.

30. не плачущие: Тот, чей разум наполнен Святым Духом, не станет чрезмерно переживать по поводу неудач в этой земной жизни. Те, с кем, случилось несчастье, своё горе будут преодолевать радостной надеждой на будущую радостную и славную жизнь. Вера и Нога и в Его обетования утешит их расстроенные сердца (см. Не. 26:3).

не радующиеся: Те, кто доволен своим земным богатством и удачами в жизни найдя в этих словах предостережение не полагать, ни в чём земном своего счастья. Успех и слава этого мира, которые выпадают на долю некоторых; не должны рассматриваться как источник для чрезмерной радости. Люди должны помнить о смей независимости по отношению ко всему земному, сознавая, что их вечное счастье никак не может быть связано с каким-либо земным достижением (см. Пак. 4:14; 1Пет. 4:2-4; 1 Ин. 2:15-17-). Тем не менее, это нисколько не противоречит тому, что мы должны быть благодарны за все доброе в жизни, что мы получаем от любящею Отца и счастливы тем, что Он так заботится о нас.

не приобретающие: В приобретении материальных благ нет ничего предосудительного, но верующие должны смотреть на своё материальное богатство, как на нечто временно, с чем им вскоре придется расстаться. Всё, чем человек владеет, после его смерти переходит к другим (см. Лук. 12:20, 21)-Больше того, вскоре придет Господь, чтобы взять с этой земли Своих детей. Зачем же, спрашивается, тогда им так заботиться о материальном богатстве? См. Лук. 12:15; 1 Ин. 2:15, 17; Кол. 3:2; 1Фес. 4:16, 17. В виду того, что все ]Н(,е вскоре пройдёт, верующие должны всё свой внимание сосредотачивать приобретении небесного сокровища (см. Матф. 6:19-21).

31- пользующиеся: Греч, chraomat, «пользоваться чем-либо», «иметь дело с чем-либо». Пока люди находятся в этом грешном мире, им необходимо пользоваться временными благами этого мира. Им предоставляется полное право пользоваться «миром сим», ибо для этой цели он и был сотворён (см Быт. ,.26-31; lie. 45-.18).

не пользующиеся: Греч, katachraomai, «пользоваться до пресыщения». «злоупотреблять». В некоторых случаях этот глагол katachraomai ничем ни отличается или очень мало отличается от глагола chraomui (см. выше под «пользующийся»). Если таким является случай в данном месте, тогда оно может быть переведено точно как в Синодальной Библии: «И пользующиеся миром сим. как не пользующиеся». Христиане призваны, разумно пользоваться благами этою мира, не злоупотребляя своей свободой и дарами Господа, ради удовлетворения своих эгоистичных желаний и ради своего прославления и прославления людей. Они должны следить за тем, чтобы их забота о земном богатстве не вытеснила из их сердца любовь к царствию Божьему. Они должны позволить Священному разуму руководить собою так, чтобы эгоистичные влечения- их плотского сердца уступили место стремлению к духовному благу (см Матф. 6:31-34; 13:22; Лук. 21:34).

проходит: Поскольку мир в его сегодняшнем состоянии идёт к своему концу (см. 2 Пет. 3:10; 1Ин. 2:17; Откр. 21:1), го совершенно не разумно увлекаться временными благами этой жизни. Родители особенно должны остерегаться того, чтобы под внушением сатаны не растрачивать своего времени и энергии на приобретение богатства, в то время как умственное и нравственное развитие их детей зависит от их внимания и помощи.

образ: Греч, schema, «внешний вид», «форма». Здесь это слово обозначает мир в нынешнем его состоянии.

32. без забот: Греч, amerimnoi. «свободный от забот или хлопот» (ер. на Матф. 6:23). Из контекста видно, что данный совет относится, прежде -всего, к периодам кризисов и крайней нужды, как, например, ко времени гонений, которые сопровождали верующих во Христа в Римской империи в I столетии. В такие времена нежелательно, чтобы христиане обременяли себя тем, что во время скорби может лишь увеличить их переживание. В таком случае им лучше, напротив не вступать в брак. [716] Семейному человеку придется, вероятно, заботиться о материальном достатке более, нежели несемейному, холостому, тем не менее, это вовсе не означает, что он в таком случае не может послужить Господу с такой же самоотдачей, как и неженатый. Если муж и жена полностью освятили себя Господу, то и служение их будет более полным.

— Т.е.. о том, что относится к религии, и духовному в противоположность материальному, земному. «Не состоящий в браке» не связан семейными заботами. Свое время и энергию он не расходует па материальное обеспечение нужд семьи, особенно во дни испытаний и гонений. Всё своё внимание он свободно может посвятить тому, что связано с продвижением царства Божьего. Павел лично избрал для себя такую жизнь. Таким образом, если человек желает оставаться неженатым и посвятить себя делу Божьему, то это хорошо, но Павел уже пояснял, 2-9 ст., что для большинства людей вступать в брак, лучше (см. на Матф. 19:10-12). Безбрачие само по себе не свидетельствует Я состоянии большой чистоты и достоинства. Об этом нужно постоянно помнить с тем, чтобы не сделать того ошибочного вывода, к которому приходят некоторые в результате исследования 7-ой главы. Если в одних местах данной главы Павел более похвально отзывается о безбрачии, то в других он, напротив, превозносит достоинства брака и христианского очага (см. Ефес. 5:21-32; ср. Евп. 13:4).

33. как угодить жене: Так оно, в сущности, и должно быть. Только в своём желании угодить жене, женатый человек может упустить исполнение своих религиозных обязанностей (см. 1СЦ 436; 5СЦ362).

Есть разность:— Исследование текста указывает (ср. 10 стр.) на возможность двоякого понимания этих слов. Пунктуация здесь неопределенна. Существует два перевода этой части стиха; 1) перевод KJV, и 2) перевод RSV. В переводе RSV 33 ст. связан по смыслу с первой частью 34 ст. Согласно данному варианту всё место читается так: «Неженатый человек заботится о мирском, как угодить жене. Его мысли, стремления разбиты, разделены, но незамужняя женщина или девушка заботится о Господнем, — о том, как своё тело и дух содержать в совершенной святости. Независимо от того, какой вариант здесь имеется в виду, основной смысл слов Павла здесь вполне ясен: не семейный человек, мужчина или женщина имеет преимущество в том, что при наступлении «времени скорби» ему будет легче 26 ст.

34. Незамужняя: Преимущество безбрачия во дни бедствий, о чём говорилось выше, в такой же мере относится к незамужней женщине, как и к неженатому мужчине.

святою: Из этого нельзя делать вывод, что женщины вследствие супружеской жизни менее святы, чем незамужние (см. на 32 ст.). Здесь говорится, что незамужняя женщина будет иметь преимущество над замужней не в чистоте и святости, а в свободе от суетных забот семейной жизни.

телом: См. на Рим. 12:1. замужняя: Сравните 33 ст.

35. пользы: Павел заверяет верующих в том, что всё сказанное им по поводу брака, предназначено для их пользы. Павел не имел желания навязывать другим безбрачие, хотя сам для себя считал, что, оставаясь в таком положении (то есть, неженатым) он наиболее успешным образом может совершить работу, порученную ему Господом. По вопросу о браке не должно быть никакого принуждения. Пусть каждый тщательно взвесит совет, данный ему Павлом и примет самостоятельное решение. Христианин должен устроить свою личную жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше препятствий для полноценного служения Господу.

узы: Греч- brochos, «петля», или «аркан». Здесь речь не идёт о закрепощении совести. Павел не стремился удерживать верующих Коринфян от того, что является законным и что в мирное время поощряет любое цивилизованное обществе. Он вовсе не хотел их лишать того, что могло содействовать их счастливой жизни; Он лишь старался помочь им советом, как им лучше поступить во время «скорби» 26cm. и гонений.

благочинно: Греч, euschemon, «прилично», «пристойно». Здесь Павел говорит о том, что способствует приличию.

— См. на 32 ст.

36. Если же кто: Комментаторы дают два различных толкования 36-38 спи Некоторые из них относят слова Павла к отцу незамужней девицы, в то время как другие считают, что здесь речь идёт о молодом человеке [717] и его невесте. Это понятие отражено в переводе, который найден в RSV.

В пользу первого толкования приводятся такие доводы: 1) Выражение «свою девицу», как термин обозначающий «невесту» обычно не употребляется. 2) Слова «пусть … выходят замуж», по смыслу связаны с Греческим глаголом (ekgamizo, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению gamizo) что обычно значит «отдавать замуж»). Оба довода указывают на отца, а не на молодого человека. Те, кто придерживаются этого толкования, считают, что Греки, наряду с жителями востока были убеждены, что отец имеет полную власть над своими незамужними дочерями и что вопрос об их замужестве должен решаться только им одним. Этот обычай остался в силе во многих странах Востока и поныне. Если девица не выходит зам уж до определённого возраста, то это считалось позором, как для неё, так и для её отца. Поэтому отцы восточных стран заботились о том, чтобы найти дочерям, пока они в «расцвете» молодости подходящих женихов.

В пользу второго толкования, согласно которому речь идёт о молодом человеке и его невесте, приводятся такие доводы: 1) Во фразе «пусть выходит замуж» не содержится никакого намёка на то, что в первой половине стиха говориться именно об отце и его дочери; 2) такие выражения: как «не будучи стесняем нуждою» и «будучи властен в своей воле» 37 ст. явно свидетельствуют о более напряжённой внутренней борьбе в сравнении с тем переживанием, какое может иметь отец, выдавая свою дочь замуж.

В опровержение доводов, — тех, кто считает, что глагол gamizo (см. выше) Употребляется лишь в смысле «выдавать замуж» следует заметить, что Греческие глаголы оканчивающиеся на — izo часто теряют своё каузативное (причинное) значение. Таким может быть случай с gamizo, хотя в других местах НЗ н ясно означает «выходить замуж» (Марк 12:25; ekgamizo встречается в Матф. 22:30; 24:38; Лук. 17:27, хотя в этих последних текстах, очевидность самого текста [ср. 10 стр.] склонно к чтению gamizo).

Некоторые комментаторы считают, что в выше приведенном стихе речь идёт о молодом юноше и его невесте, указывают на выражение: «своей девицы», на доказательство того, что здесь Павел говорит о духовном браке, при котором верующие молодые люди брали себе девственниц и жили с ними в духовном союзе, сохраняя обет безбрачия. Относительно исторических справок по поводу данного обычая (см. Пастор Хермес Образы ix. 11, Дальновидность i. 1; Ириней Против Ересей . 6.3; Тертуллиан Относительно Поста 17: Относитвльно Покрывал Девушек 14). Последнее толкование следует признать неверным, что говорит о том, что Павел якобы одобрял обычай ничего общего не имеющий с духом Священного Писания. Вторую точку зрения необходимо воспринимать не более, чем случай относительно помолвленной пары.

она, будучи в зрелом возрасте: На Греческом языке эти слова можно перевести так: «она будучи в зрелом возрасте», либо: «он, будучи в зрелом возрасте». Если между 36 и 37 си. параллелизм, тогда выражение: «он будучи в зрелом возрасте», можно непосредственно связать словами: «не будучи стесняем нуждою» 37 ст.

оставалась так: Согласно первому толкованию совет здесь дается отцу, когда с его стороны неразумно в виду вышеуказанной или какой-либо другой причины удерживать своё согласие на брак дочери. Согласно второму толкованию совет даётся молодому человеку, которому трудно удержаться от плотского соблазна (ср. на 9cm.).

не согрешит: См. на 9, 28 ст.

пусть … выходят замуж: Если жених и его невеста являются подлежащим этого стиха, то эти слова (в значении «пусть вступают в брак») здесь вполне естественны. Если же имеется в виду отец и его незамужняя дочь, то в приведенных здесь словах содержится лишь намёк на это (см. выше).

37. Но кто непоколебимо тверд: Мысль, выраженная в этом стихе противоположна тому совету, который Павел даёт в 36 ст. Его совет был дан, как «позволение, а не как повеление» (см. 6 си.). Какое бы человек не принял решение согласно 36 или 37 ст., это не будет считаться Господом, как нарушение Его закона.

хорошо: Греч, kalos, наречие, связанное с kalos и в том же значении (см. на ст.).

38. Посему — В этом стихе обобщается мысль 36,37cm, кто выдаёт свою дочь замуж, или кто жениться, или остаётся в безбрачии не согрешают. [718] J

лучше: Т.е., в виду предстоящей скорби (см. на 26 ст.).

39. связана: Греч, deo, как и в 27 ст. (см. соответствующий комментарий).

жив муж ее: Богу угодно, чтобы никакая причина кроме смерти не могла бы разлучить мужа и жену (см. на Матф. 19:5-9; ср. НПХ 63-65).

свободна: Женщина не согрешит, если выйдет замуж во второй раз, если при выборе супруга она будет руководствоваться советом Господа Stim. 2:24; Матф. 19:6; Рим. 7:1-3; Ефес. 5:31).

в Господе: Даже после смерти своего супруга женщина не имеет права выходить замуж за неверующего. Взвешивая своё решение относительно брачного вопроса, верующий человек на первом месте должен ставить свою веру Богу. Он не должен делать ни одного шага, который не ведёт к прославлению Его имени (см. 2 Кор. 6:14-16; 5СЦ НО; ВМ 456, 462). Христианам не вступать в брак с неверующими по следующим причинам: 1) Союз с язычником. либо христианином только по названию, может помешать исполнению повеления Господа быть отделённым «особым народом», который не сообразуется «с веком сим» (см. 1 Пет, 2:9; 2Кор. 6:17; Рим. 12:2). 2) Нельзя сочувствовать и .симпатизировать тем, чья философия прямо противоположна истинной религии. 3) Супружеская жизнь с тем, кто не проявляет никакого уважения к Евангелию Иисуса Христа, может привести женщину к тому, что она потеряет своё благоговение к Богу и веру в Его повеления относительно Его народа (см. ВМ 453, 454). Хорошо зная, что брак, между верующим и неверующим одно из наиболее успешных средств лишения человека счастья и его полезной трудоспособности, сатана прибегает к всевозможным ухищрениям с тем, чтобы отвратить людей от здоровых советов и побудить их следовать внушению их невозрождённого сердца. При этом он их приводит к такому положению, что они на всю жизнь остаются несчастными и, в конечном итоге, лишаются вечной жизни (см. 2СЦ 248; 5СЦ 363-365).

40. блаженнее: Греч, makarios (см. на Матф. 5:3). В виду времени скорби (см. на 1 Кор. 7:26), вдова поступит более благоразумно, если останется в безбрачии, хотя ей и предоставляется возможность выйти замуж за верующего человека.

моему совету: См. на 10, 12cm.

имею Духа Божия: Здесь Павел, по-видимому, намекает на то, что некоторые руководители Коринфской церкви убеждены, что в них обитает Дух Божий. Апостол уверяет своих читателей в том, что он также находится под действием Святого Духа. Эти слова, таким образом, свидетельствуют о том, что его послания следует принимать, не как мнение, какого-то человека, а как мудрый совет, исходящий от Живого Бога. Павлу было необходимым образом засвидетельствовать своим читателям о просвещении его Духом Божиим. Только таким образом мог он успешно противостать пагубным советам ложных учителей Коринфа, и только так мог он утвердить среди Коринфских верующих правильные Взаимоотношения с тем, чтобы они могли устоять против соблазнов, которым ни были подвержены.

Комментарий Е. Г. Уайт к 7 главе 1 Коринфянам.

2СЦ 476. НУХ27; ПХ82.