Сила Его воскресения

Совершилось!» — этот возглас, раздавшийся с креста, стал самым волнующим, всеобъемлющим, торжествующим возгласом, когда–либо произнесенным человеческими устами. Это был не стон умирающего, но клич победы, ознаменовавший нечто выдающееся, имеющее значение не только для нашей земли, но и для всей Вселенной. Одним–единственным действием была одержана блестящая победа над тиранией зла и разоблачен ее вождь — Люцифер.

Это был решающий момент многовекового спора между двумя невидимыми царствами — Царством света и царством тьмы, Царством любви и царством ненависти, Царством Христа и царством сатаны. На Голгофе был раскрыт истинный характер Бога и была преодолена огромная пропасть, разделявшая небеса и землю. Та смерть, скрытая во тьме, примирила человечество с Богом. Бог один совершил эту великую миссию, человечество не принимало в ней никакого участия. Никто на земле, за исключением Иисуса, не знал, что же происходит на самом деле. «Они не знают, что делают», — сказал Христос в молитве о Своих мучителях. «Никто из властей века сего не познал, — писал апостол Павел, — ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» («не поняли» — англ. пер. 1 Кор. 2:8). Удивительно, что это великое событие, так много значащее для человечества, было неправильно понято теми самыми людьми, которых Бог призывал познать Его спасение.

Они не понимали этого тогда, они не понимают этого и сегодня. Это выше человеческого понимания, но факт остается фактом — абсолютно все грехи всех людей от начала творения были в тот день возложены на Христа. Он «вкусил смерть за всех» («за каждого человека» — англ.пер. Евр. 2:9). Ни один человек теперь не будет потерян из–за греха Адама. Христос, второй Адам, отдал Свою жизнь за все человечество. Переживая трагедию предательства, пытки и муки распятия, Он один знал, что это было исполнением пророчества, изреченного за сотни лет. Все, что Ему пришлось перенести, не было для Него неожиданностью. Он знал, когда настанет Его час. И Он знал, что нужно было делать. Так было, когда Он сказал: «Вы ничего не можете сделать, чтобы удержать Мою любовь к вам!»

На Голгофе Отец не принял дар, но Сам принес его, потому что «Бог был во Христе, примирившем Собою мир» (англ. пер. 2 Кор. 5:19). Дело примирения было совершено, Спаситель склонил голову и отдал жизнь. Неверующему миру могло показаться, будто победил сатана и его воинство. Но через некоторое время все изменилось. Чудо, главное чудо из всех чудес совершилось, когда этот мертвый Иудей вышел живым из нового гроба Иосифа. Стряхнув оковы смерти и ада, Иисус стоял перед Своими учениками, говоря: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Благодаря Своей Божественной силе Господь смог противостать смерти, отказавшись покориться ей; но Он отдал Свою жизнь добровольно. Я «имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:18).

Воскресение нашего Господа является самым выдающимся, потрясающим и убедительным событием во всем Евангелии. Причем, писатели Нового Завета очень просто рассказали о том, что сделал Бог: как Он стал Человеком, как Он умер, как был похоронен, как торжественно восстал из гроба, проявив таким образом Свою власть над смертью, грехом, временем, материей и сатаной со всем его воинством. Это действительно потрясающая история.

Сверхъестественное воскресение Христа является кульминационным моментом великой цепи событий, начавшихся тогда, когда Бог стал Человеком. Он прожил все стадии человеческой жизни: детство, юность и зрелость; затем Он отдал Свое тело на крестную смерть и в итоге был погребен. Но на третий день рано утром Иисус восстал из гроба Победителем. Родословная Христа по линии Давида показывает, что Он действительно был Человеком, а Его воскресенье из мертвых говорит о том, что Он действительно был Богом. В этом основа христианства. Без этой открытой могилы не могло быть христианской Церкви. Воскресение делает крест торжеством победы.

Однажды некто спросил маленького мальчика, где он был. Узнав, что малыш возвращается из христианской школы, незнакомец поинтересовался, чему его там учат.

— Мы узнаем там удивительные вещи! Сегодня учитель рассказывал об Иисусе и о том, как Он был распят.

— Это, наверное, было ужасно!

— Вообще–то, да. С Ним так жестоко обращались. Римские солдаты прибили гвоздями Его руки и ноги, а потом оставили Его там умирать.

— И Он действительно умер?

— Да, Он умер, и Его похоронили. А Он был Самым лучшим Человеком из всех, когда–либо живших на земле. Он всегда помогал людям.

— Ну, что ж, я рад, что тебе нравится в школе. Желаю успехов. До свидания, сынок.

Они расстались, но через несколько минут запыхавшийся мальчик догнал незнакомца и сказал:

— Простите! Я забыл сказать вам самое главное: Он не остался мертвым!

Нет, Он не остался мертвым. Когда Пилата просили поставить охрану у гроба Спасителя, он распорядился: «Пойдите, охраняйте, как знаете». Будучи язычником, Пилат верил в вечную смерть и был уверен, что Иисус не выйдет из гроба. Но как он заблуждался! Сотня римских легионеров не устерегла Иисуса. Он пробудился от смерти с торжеством!

Апостол Павел говорит, что Он был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Авраам Кьюпер подчеркивает: «Когда Иисус висел на кресте, каждое Божье дитя висело там в Нем, и когда Он воскрес, с Ним воскресло и каждое Божье дитя… Поскольку Иисус теперь восседает на престоле Небесном, каждое дитя Божье сидит там в Нем и с Ним» (Смерть и воскресение Христа, с. 83). Апостол Павел писал ефесянам, что Он «воскресил нас с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).

Двадцать раз в Новом Завете упоминается о том, что Христос занял Свое место одесную Бога. Он Сам провозгласил: «Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Для описания Его воскресения мы часто обращаемся к Евангелию от Луки. Евангелист Лука пишет: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51). Более полное описание Его вознесения мы находим в первой главе Книги Деяния Апостолов (ст. 9-11). Не может быть никаких сомнений в реальности этого события. Лука, которого апостол Павел называет «врачом возлюбленным», был первым церковным историком. Он, без сомнения, не раз слышал рассказы апостолов о своей последней встрече с Господом.

Пытались ли вы представить себе, какие мысли одолевали людей, идущих в тот день с Иисусом на вершину Елеонской горы? Это путешествие было единственным в своем роде, потому что это была их последняя встреча с Господом. Когда Илия и Елисей в последний раз шли вместе, Елисей знал, что Бог вознесет его учителя в тот день. Ученики Иисуса, возможно, знали, что они в последний раз видят Иисуса. Лука описывает только отдельные фрагменты этого события.

Вознесение Спасителя

Попытаемся представить небольшую группу людей, окруживших своего возлюбленного Господа. Каждый жаждал услышать голос, который они так полюбили за годы совместного служения. Иисус «поднял руки и благословил их». На этих руках были видны следы распятия. Вечером, в день Своего воскресения, Он посетил апостолов и показал им Свои руки и ноги. И теперь перед тем, как покинуть их, Он вновь поднял израненные гвоздями руки, как бы напоминая им о Своей жертве. Затем Он начал медленно подниматься. Он поднимался все выше и выше, пока, наконец, облака не скрыли Его от их взоров. Ученики стояли, напряженно всматриваясь в небо, надеясь уловить малейшее движение возносящегося Господа. Внезапно перед ними появились два ангела и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Да, Он вернется. Иисус дал нам поручение: «Идите по всему миру и благовествуйте о Моей победе и в силе Святого Духа сообщите миру, что воскресение и вознесение являются гарантией Моего возвращения».

Когда Сын Божий вступил в мрачную темницу смерти, Он был как бы заключенным. Ученики думали, что Его безжизненное, завернутое в длинные пелены тело навечно было положено в гроб Иосифа. Удивительно, что они забыли так часто повторяемое Им обетование, что на третий день Он воскреснет из мертвых. В соответствии с этим обещанием Он восстал из гроба Победителем. Разорвав крепко державшие его оковы смерти, Он вознесся на престол Божий как Человек, став нашим Представителем. Таким образом Он показал всему миру и всей Вселенной, что является Князем жизни. В день воскресения Он, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Это главная могущественная весть истинного христианства. Царство сатаны побеждено, сатана — поверженный противник.

Воскресение было важнейшей частью Божественного замысла борьбы с грехом. Теперь мы не должны бояться поражения, потому что наш Победитель находится на престоле благодати. Вот в чем суть вселенской Благой вести, призванной сделать христиан самыми счастливыми и торжествующими людьми мира.

«Война окончена»

Мы находились в Гонолулу в день окончания Второй мировой войны. Весь город ликовал. Здесь находился американский гарнизон, численностью более ста тысяч человек. Трубили трубы, свистели свистки. Повсюду было столпотворение. «Война закончилась!» — кричали на каждом углу. Некоторые солдаты не были дома несколько лет й радовались тому, что смогут вернуться к своим любимым.

Но самая великая война была выиграна девятнадцать столетий тому назад, когда Иисус воскликнул: «Совершилось!» Он знал, что одержана победа.

Позвольте задать несколько вопросов тем, кто, возможно, искренно сомневается в воскресении. Разве кто–либо сомневался в пустоте гроба, в котором лежал Иисус? Или в том, что этот гроб пуст до сих пор? Где было впервые сказано о воскресении? Не там ли, где оно произошло? Нашелся ли хотя бы один человек, успешно опровергнувший этот факт? Если же гроб не опустел, для чего первосвященники и старейшины побудили солдат лгать? А если сторожившие гроб по своей беспечности дали возможность запуганным, безоружным людям выкрасть тело, почему их не привлекли к ответственности за халатное несение службы? И последний вопрос: что могло быть причиной потрясающего изменения самих апостолов? Ведь эти люди жили в постоянном страхе перед евреями и римлянами. Но воскресение изменило все. И эти люди изменили мировую историю.

Неверие в воскресение Иисуса само по себе не ново. С самого начала церковь сталкивалась с ожесточенной критикой этого удивительного события. В наш скептический век некоторые считают сомнение или отвержение Священного Писания признаком эрудиции. Они готовы допустить, что Иисус был распят, но Его воскресение остается для их понимания невероятным фактом. Некоторые даже высказывают предположение, что Он просто находился в обморочном состоянии или у Него был сердечный приступ, а потом под воздействием прохладного воздуха могилы Он пришел в Себя. Эти люди игнорируют тот факт, что римский закон обязывал перед снятием умершего с креста пронзить его сердце. Это требование, безусловно, было выполнено. Кроме того, такие критики никогда не объясняют, каким образом Христос смог освободиться от погребальных пелен и открыть гроб изнутри. Они также не объясняют того факта, что воскресший Иисус не выглядел измученным и разбитым, взывающим к человеческому состраданию. Весь Его облик свидетельствовал о силе вечного Божества. Кирсон Лейк даже высказывает предположение, что женщины, шедшие ко гробу в день воскресения, просто заблудились. Подойдя по ошибке к другой гробнице, они встретили юношу, который сказал: «Его нет здесь… Посмотрите на место, где лежал Господь („где они положили Его» — англ.пер.)», — и направил их к той гробнице, которую они искали (Сверхъестественность Христа, с. 210). Этот автор утверждает, что слова «Он воскрес» были более поздней интерполяцией. Как далеко зашли эти так называемые ученые в искажении истины!

Хотя все евангелисты описывают историю распятия и воскресения Христа, только один Лука рассказывает о путешествии Клеопы и его безымянного спутника — двух учеников, идущих из Иерусалима в свой родной город Эммаус, находящийся на расстоянии тринадцати километров. Как и все, рассказанное Лукой, эта история передана удивительно просто.

В день воскресения весь Иерусалим был взбудоражен удивительными новостями. Все знали о том, что Иисус, великий Учитель, в Ком многие видели Мессию, был распят в пятницу, и Его тело было положено в новую гробницу Иосифа; в воскресенье Его тела там не оказалось. Одни говорили: «Он жив», другие утверждали, что Его тело выкрали. Покинув взбудораженный город, Клеопа и его спутник отравились в путь, который стал, возможно, самым знаменательным в их жизни. Исходя из существовавших тогда традиций, ученые считают, что Клеопа и его безымянный спутник являлись супружеской парой. Возможно, так и было, потому что в Священном Писании сказано, что, придя в Эммаус, «они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк. 24:29). Позже Клеопа рассказывал потрясающую историю: «Когда мы шли в Эммаус, по дороге к нам присоединился какой–то удивительный Странник. Заметив нашу печаль, Он начал беседовать с нами и раскрыл перед нами Божий путь и Божье Слово. Мы смущенно и печально сказали Ему: „А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Нашим ограниченным разумом мы не все поняли. Но когда Он беседовал с ними, мы сознавали, что происходит нечто удивительное, гораздо более удивительное, чем изгнание римлян из Палестины. После разговора с Ним мы изменились».

Свидетельство Священного Писания о Христе

Наш Господь несравненно больше заботился об изгнании дьявола из сердца Своего народа, чем об изгнании чужеземцев из Палестины. Затем, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Фактически это была самая ранняя христианская проповедь. Но она была произнесена не в храме, а на проселочной дороге, в нескольких милях от Иерусалима. Аудитория — двое иудейских крестьян. Тема же проповеди «Свидетельства о Христе во всем Писании».

Вспоминая силу этой проповеди, Клеопа и его спутник говорили: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Никто не смог бы остаться прежним после разговора с Самим Господом.

Новозаветная весть, которую с такой силой провозгласили первые благовестники, основывается не только на впечатляющих фактах смерти и воскресения нашего Господа, но также и на той истине, что все великие события должны происходить во исполнение пророчеств Слова Божьего. Это придавало авторитет их свидетельству. Когда Библию исследуют в свете пустого гроба, история и поэзия, символ и жертвоприношение, повествование и биография приобретают новое значение. Вифлеем — это не спасение, а только его начало. Воскресший Христос — вот Божий ответ на нужды человечества.

Жизнь, смерть и воскресение Христа — это темы не только Нового, но и Ветхого Завета, темы той Библии, которой пользовались апостолы, поскольку книги Нового Завета тогда еще не были написаны. Пророчества и события жизни и смерти Иисуса, которые им были известны не по слухам, — вот те источники, которые использовали апостолы, чтобы показать, что совершил Бог.

Джеймс Стюарт по этому поводу писал: «Через весь Новый Завет, от начала до конца, через все Евангелия и Послания, Деяния и Апокалипсис, через историю, поучение и проповедь раскрывается, подобно глубочайшей теме великой симфонии Божественное свидетельство, — краткое, ясное и авторитетное свидетельство о тех событиях и их величайшем значении, когда Бог посетил и искупил Свой народ» (Провозглашение веры, с. 13).

На заре христианства не было ни четырех Евангелий, ни других книг Нового Завета. Начало Нового Завета положили не Евангелия, а Послания Павла и других апостолов, написанные отдельным лицам или общинам. Понимая значение истин, затронутых в этих посланиях, руководители ранней христианской Церкви переписывали их и рассылали в другие места, особенно туда, где складывалась похожая ситуация.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (15:3). Сегодня мы воздаем славу кресту, но в первые десятилетия христианской эры крест не ассоциировался со славой. Крест был символом позора, унижения и поражения. Это был римский способ казни, применяемый к тем, кого желали особенно унизить и обесчестить. Грекам и евреям было трудно понять всю глубину апостольской вести о крестных страданиях Христа, поскольку в их представлении крест был олицетворением всего плохого. Для иудеев крест и апостольская весть были «соблазном», а для эллинов — безумием. Только под влиянием Святого Духа наш духовный взор в состоянии воспринять полное значение креста и в своем обновленном состоянии прославить его.

Когда апостол Павел писал о распятии, он не говорил ничего нового. В действительности это и не могло быть новостью, во–первых, потому, что распятие тогда было обычным явлением. Обычным в той же мере, в какой кажется нам сегодня ужасным. Иосиф Флавий писал, что римский генерал Вар распял не менее двух тысяч человек в один день, «украсив» этой жуткой картиной дорогу в Галилею (Древности 17:10:10). Во времена апостола Павла распятия были настолько привычным делом, что не привлекали внимания местного населения. О совершенных казнях сразу же забывали, не говоря уже о распятиях двадцатипятилетней давности.

Когда мы начинаем понимать цель распятия Христа, оно становится для нас не только новостью, но «Благой вестью», или Евангелием спасения. Апостол Павел писал своим единоверцам в Коринфе: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:1-4).

Обратите внимание на его упоминание Священного Писания. Иисус Сам ссылался на Библию. Разъясняя истины о Себе,Он прежде всего обращался к книгам Моисея, затем к пророкам, а затем и к псалмам (см. Лк. 24:27, 44,45). Он хотел, чтобы Его ученики знали, что Он — средоточие всей истины, Он Тот, о Котором писали и свидетельствовали все пророки. Когда мы исследуем их свидетельства в свете события, связанного с пустым гробом, эти записи Ветхого Завета озаряются новым светом и красотой.

В пророчестве Исайи мы читаем о Том, Кто «был презрен и умален пред людьми», о Том, Кто «был изъявлен», но не за Свои грехи; о Том, Кто страдал, но не за Свои прегрешения. Он терпел муки за беззакония Своего народа. «Наказание мира нашего былона Нем», потому что «Господь возложил на Него грехи всех нас». И наиболее поразительны следующие слова: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (см. Ис. 53:3-6, 10).

Христианская Церковь от начала обращала внимание на это пророчество о Христе. Смерть Иисуса не была случайной; она была предопределена во исполнение вечной великой цели. Между Отцом и Сыном был заключен вечный завет мира. И этот завет является надежным гарантом спасения человечества.

Петр в своей вдохновенной проповеди перед множеством народа в Иерусалиме в день Пятидесятницы возвестил, что Тот, Кого убили иудеи и римляне, был в действительности предан «по определенному совету и предведению Божию» (Деян. 2:23). Павел говорит, что Он был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Таким образом, Он воскрес, чтобы стать праведностью за нас, благодаря чему мы обретаем оправдание.

Бог не может оправдать грешника. Это было бы неверно с точки зрения справедливости. Но Он может через Свою благодать вменить ему праведность Христа. Он делает это для тех, кто принимает ее. Священное Писание говорит: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Приняв дарованную нам праведность, мы оказываемся оправданными. Вот в чем смысл миссии Христа, которая изменила мир. Возвестившие об этом со слов самого Христа пережили духовный опыт в свете воскресения Господа, ибо Он не только умер, но и воскрес. Его воскресение дает надежду всем и делает крест символом победы, а не поражения. Для каждого, кто принимает Его благодать, жизнь обретает новое значение.