Бонсай — иллюстрация истинного освящения

Многие восхищаются прекрасной формой деревьев, выращенных японским методом бонсай. Но пытались ли вы понять глубину искусства формирования карликовых деревьев, которые выращиваются в Японии с незапамятных времен? Чтобы изучить секрет мастерства выращивания крошечного дерева из его естественного состояния в течение многих лет, даже десятилетий, нужен высококвалифицированный специалист и талантливый садовод. Ничто не отражает царственного искусства японского народа, как бонсай.

Давайте отправимся в удивительную сказочную страну гор и лесов и посмотрим, как работает мастер–садовод. Юноша–ученик годами наблюдает за тонкими и искусными приемами пожилого мастера — своего дедушки. Но он еще не до конца понимает, как важны в этом искусстве терпение, прилежание и мастерство. Сколько времени молодой человек провел в обществе своего дедушки, бродя по лесу в поисках подходящего дерева! Наконец, оно найдено.

Мои детские годы прошли среди огромных стройных деревьев лесных районов Австралии. Рабочих лесоповала интересовали деревья, которые были не менее ста метров в высоту. Они удивились бы, узнав, что ищет японский мастер–садовод. Ему нужно не высокое или ветвистое дерево, нет. Напротив, он искал кедр или сосну с небольшой кроной, поврежденную ураганом или землетрясением, чтобы изгибы дерева могли полнее раскрыть его красоту. И вот оно выбрано. Деревце растет близ упавшего ствола. Большой камень, наверное, во время землетрясения упал на него, поэтому ствол изогнулся. Одного взгляда достаточно для того, чтобы увидеть всю будущую красоту этого удивительного деревца, которое будет расти в лучшем саду императора. Мастер мысленно уже представил себе, как нужно сформировать крону и обрезать корни, чтобы воплотить свой замысел. Как тщательно и долго нужно трудиться, чтобы придать выбранному деревцу окончательную форму. Такая работа требует длительного времени: года, десятилетия и даже столетия. «Ты должен научиться работать медленно, — говорит мастер своему внуку. — Помни: истинное искусство требует времени. Несколько недель мы посвятим наблюдению за ростом дерева. Затем мы сможем выкопать его, поместить в контейнер и перевезти в питомник. Со временем это раненое, кривое дерево, тянущееся к солнцу, станет произведением искусства».

Старый садовод–художник с лицом, покрытым множеством мелких морщин, понимал, что сам не доживет до того мгновения, когда это дерево достигнет своей зрелости и красоты. Но он начал доброе дело, которое передаст своему внуку и правнуку, дело, которое оставит грядущим поколениям: ведь дерево будет расти в течение многих лет, требуя заботливого ухода; ему необходима опытная рука, защищающая и подчеркивающая его природную красоту, придающая ему особое очарование. С какой заботой будут зачищены его тонкие корни и обрезаны ветки, чтобы достичь идеала! Действительно, великий урок духовного роста для христианина!

Как искривленное молодое дерево должно отдать себя в умелые руки мастера, так и мы должны покориться направляющей руке Божьей. И только тогда мы станем такими, какими Бог желает нас видеть. Только через Его благодать мы можем стать деревьями праведности; «насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3).

Есть два богословских понятия, которые довольно часто неправильно понимаются. Это оправдание и освящение. Не раз приходилось слышать такую фразу: «Освящение есть дело всей жизни». Это, разумеется, так. Но чье это дело? Конечно, не наше, потому что своими делами мы не можем достичь Божьего образца освящения. Священное Писание ясно говорит: «Иисус Христос… сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Освящение — это не наше, а Его дело. И совершается оно Его благодатью.

Некоторые добропорядочные христиане, однако, считают, что освящение есть результат борьбы против греха, и что если мы живем достаточно долго и стойко боремся, то в конце концов достигнем освящения. Нет ничего более далекого от истины, чем такое понятие. Освящения не достигнуть ценой своих заслуг, потому что это такой же дар от Господа, как и дар оправдания. Мы получаем его точно так же, как праведность и искупление.

Мы не можем достичь его своими делами, но мы можем получитьего как дар. Наши добрые дела не имеют к этому никакого отношения. То, что Христос совершил для нас на кресте, когда уплатил высокую цену за наши грехи, и есть основа нашего оправдания. То, что Он совершает для нас теперь у престола благодати, ведет к нашему освящению. Как оправдание, так и освящение являются в равной степени дарами Божьей благодати. Оправдание мы получаем без какого–либо участия со своей стороны. Мы оправданы, потому что Богвменяет нам Христову праведность. Освящение мы получаем, но для этого требуется наше участие, чтобы мы были наделены Христовой праведностью.

Оправдание — наше право на небо. Освящение — наша пригодностьдля неба. Жертва нашего Господа ради нас была принесена около двух тысяч лет тому назад. При этом от нас ничего не требовалось. Мы «оправданы Его кровию». Но Священное Писание также говорит, что «освящены мы (то есть подготовлены и пригодны для пребывания в Его присутствии) единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). Только благодаря жертве стало возможным как оправдание, так и освящение. Потому что мыосвятились и оправдались «именем Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 6:11). Освящение и оправдание совершилось для всего человечества благодаря тому, что Он пожертвовал Своим телом на кресте. В Священном Писании оправдание и освящение никогда не разделяются. Никто не может получить освящение, не получив вначале оправдания.

Как же происходит освящение? Во–первых, через веру в Слово Божье, которое учит, что «мы освящены единократным принесением (в жертву) тела Иисуса Христа». И, во–вторых, через передачу себя под руководство Божьего Духа. Апостол Павел побуждает нас отдать тела и души Богу «как орудия праведности». Если мы вступаем в эти взаимоотношения с Искупителем, за этим следует обетование: «Грех не должен (не будет — англ. пер.) над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). И как бы удивительно смиренны мы ни были, это не может привести нас к освящению. У нас нет силы победить свое «я». Меланхтон, соратник Мартина Лютера, говорил: «Старый Адам слишком силен во мне». Но апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Апостол Петр убеждает нас возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18).

Обращали ли вы внимание на то, что некоторые листья не осыпаются до самой весны? Казалось бы, морозы, снега и ветра сделают свое дело, и листья опадут. Но они держатся. Однако ранней весной, как только повеет легкий ветерок, они слетают. Почему?

Потому что соки, поднимаясь по стволу дерева, начинают питать новые листья, а старые опадают. То же происходит со старыми привычками и грехами плоти: они отпадут, когда появится новая жизнь Духа.

В борьбе с дурными привычками и нечистыми мыслями многие хотели бы получить силу для новой жизни, но не знают, как это сделать. Секрет заключается не в изнурительной борьбе, но, как это происходит в искусстве бонсай, передаче себя в руки Мастера — нашего Господа. Примите новую жизнь, которую Он предлагает. Но помните: мы получаем эту новую жизнь только верою, а не благодаря усилиям. Рука веры при этом должна быть свободна, чтобы получить ее. И какие бы решения мы ни принимали, они бессильны создать новую жизнь. Только Бог может победить греховную природу, с которой мы родились. Ожидать добрых дел от греховной природы — то же, что ожидать добрых плодов от больного дерева. Чтобы изменить такое положение, необходимо полное преобразование жизни.

Садовод должен обрезать старые ветки перед тем, как привить новый черенок. Так и небесный Садовник должен «обрезать» старое наше греховное естество и на его место привить новую природу Христа. Апостол Павел понимал это, когда писал: «Мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:10). Если Бог будет жить в нас, Он даст победу над нашей греховной природой. Святость — это более, нежели восторженное состояние, это полное подчинение воли Богу.

Если «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5), то в нашей жизни будет очевидным преобразование характера. Окружающие заметят наступившую перемену, как это было во дни апостолов, когда «узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян. 4:13).

Святой Дух вкладывает в каждое сердце желание вести праведную жизнь. Но нам нужно нечто больше, чем просто желание, мы нуждаемся в помощи могущественного Духа благодати, чтобы получить силу противостоять злу. Если мы совершаем грех, Святой Дух обличает нас и показывает нам наши слабости. Более того, Он уверяет, что нам будет даровано прощение. Мы должны обратиться к Богу с раскаянием.

Сознание того, что у престола благодати служит Некто, могущий «сострадать нам в немощах наших», придает нам уверенность. Он знает, с какими трудностями нам приходится сталкиваться в борьбе со злом, и, если нам нужна особая помощь, Он посылает Своего Духа, чтобы мы могли устоять, поступая справедливо. Святой Дух также убеждает, умоляет и приводит заблудившегося обратно в дом Отца. Вот несколько обетовании Слова Божьего: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9); «Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф. 1:7); «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:8, 9); «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10).

Идите к Нему такими, какие вы есть. Не ждите, пока вы станете лучше. Верьте Его Слову, и Он сделает вас победителем в борьбе с грехом. Это служение заступничества, которое Христос совершает в качестве нашего Представителя на небесном суде. Он может сформировать наш характер по Своему подобию. Будучи нашим Поручителем и Заместителем, Он не пренебрегает ни одним человеком. Ни один проситель не обращается к Нему напрасно. Благодаря Его чудесному искуплению у Него имеется неисчерпаемый источник нравственной силы, и Он желает, чтобы эта сила проявилась в нашей жизни.

Просто удивительно, что Христос, наш Защитник, принимает наши немощные восхваления и просьбы, что Дух Святой, Утешитель и Ходатай, совершенствует молитвы и делает их приемлемыми у престола Вселенной. Эта истина слишком глубока для нашего понимания. Когда мы молимся, Бог совершает в нас удивительные перемены. Даже ангелы поражаются, видя, как эти жалкие, слабые, грешные люди, которых сатана так унизил и через которых он совершает свои темные дела, силою Божьей благодати преображаются и изменяются настолько, что могут стоять без страха и стыда перед судилищем Христовым. Первосвященник Христос совершает дело благодати, дающее верующим способность так отражать Его праведный характер, что, «когда откроется [то есть, когда Он возвратится в славе], будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2).

Иисус Христос, наш Ходатай, отдал Себя, чтобы даровать нам победу. Это наполняет наши сердца подлинным мужеством и верой. Иисуса называют Начальником нашего спасения. Он ходатайствует перед престолом благодати за нас не как проситель, умоляющий Отца о милости, но как Победитель, представляя нас как трофеи Своей победы.

Если бы христиане уделяли большее значение этим глубоким истинам, они бы лучше представляли нашего Господа перед миром. Многие из тех, кто претендует быть народом Божьим, живут в страхе и неуверенности, не имея внутреннего мира и радости спасения. Сегодня наш Господь Иисус Христос воздействует на человеческие сердца чудесными откровениями Своей милости и обильной благодати. Преобразования характера настолько поразительны, что сатана со всем своим воинством, восставшим против Бога Небесного, взирает на них как на неприступную крепость, недоступную для его фальсификаций и обмана. Эти люди являются для него непостижимой тайной, ибо их опыт ниспровергает его честолюбивые планы.

Если мы принимаем Иисуса Христа как своего Спасителя, Он становится нашим Поручителем. Христос сказал, что мы принадлежим Ему и переходим «от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Когда лесорубы сортируют бревна для лесопилки, они не затрудняются при определении, кому принадлежит то или иное дерево, потому что перед рубкой деревья обязательно помечают именным клеймом (или печатью). Подобным же образом «познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19). Мы «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).

Неправильное понимание этой истины лишило многих уверенности, необходимой, чтобы выстоять и победить в дни скорби. Послание апостола Павла к Римлянам вселяет в каждого из нас уверенность, в которой мы особенно нуждаемся. Вот эти слова:

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: „за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченныхна заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31–39). И еще: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).

Победа не есть нечто, зарезервированное для нас в будущем; она принадлежит нам здесь и сейчас, если мы принимаем ее. Независимо от того, где вы находитесь, читая эти строки, позвольте мне убедить вас вознести сердце в молитве к Богу с уверенностью, что Святой Дух примет ваши смиренные слова и сделает их пригодными для престола благодати.

«Сам Дух ходатайствует за нас, — говорит апостол Павел. — Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26–28).

Если рассматривать христианскую Церковь с этой точки зрения, то мы будем убеждены, что она является учреждением, особым братством, созданным не человеческими руками, но Богом. Когда Святой Дух соединил мужчин и женщин в единое общество, Он таким образом сделал их непобедимой силой. Церковь — это не какое–то приятное культурное место для общения, но братство мужчин и женщин, наделенных Духом, созданных в качестве «деревьев праведности», как «разросшиеся растения в их молодости» или «как искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс. 143:12).

Евангелист Лука, описывая раннюю Церковь, говорит: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). Они далеко не всегда были сплоченной группой. Но с сошествием Духа все их разногласия исчезли. Мы читаем, что «апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (ст. 33). Они проповедовали воскресение Христа из мертвых не только как исторический факт, но и как свой опыт, собственное переживание. Они умерли для греха и воскресли к новой жизни в Иисусе Христе. Тот же Самый Дух, Который преобразовал хаос в прекрасное творение, вошел в их сердца, возродив их и доверив им служение.

Ранняя христианская Церковь не занимала выдающихся позиций в мире, не обладала собственными учебными заведениями, не имела авторитета. Она не располагала государственной помощью, не владела издательствами, не привлекала телевидение и радио. Однако в течение одного единственного поколения эти посвященные люди возвестили Благую весть Христа и открыли Его искупительную любовь «всей твари [всему творению] поднебесной» (Кол. 1:23). Их оскорбляли, преследовали, изгоняли, некоторых замучили, но они смело шли вперед, и, по свидетельству их врагов, были «всесветными возмутителями» («они перевернули мир» — англ. пер. Деян. 17:6).

В руках первых евангелистов евангельская весть была могучим мечом, расчищающим путь в искаженном мышлении людей того поколения. До них еще никто и никогда так не свидетельствовал. Секрет такого успеха фактически вовсе и не был секретом. Это было исполнением Божьего обетования. Эти свидетельства являлись результатом тесного общения со Христом. Апостолы проповедовали так пылко и вдохновенно, что люди всех слоев общества посвящали себя Христу.

Святой Дух — это самый совершенный, самый важный дар Божий. Когда члены ранней христианской Церкви были крещены Святым Духом, они одержали целый ряд величайших побед. Возьмите, к примеру, опыт в Ефесе, описанный в девятнадцатой главе Книги Деяния Апостолов. Ефес был одним из самых больших и влиятельных городов того времени, центром безнравственного языческого поклонения. В Ефесе находился храм Артемиды, считавшийся самым священным местом поклонения этой богине. Каждый год на весенний праздник Артемиды стекалось около миллиона паломников. Вместе с местным населением они образовывали огромнейшую толпу. Мраморный стадион, центр священных игр, и храм Артемиды были хорошо известны во всем древнем мире.

Сюда и прибыл апостол Павел. Его не знали в Ефесе, но в течение двух лет «все жители Асии [римская провинция на западе полуострова Малая Азия] слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян. 19:10). Священное Писание го-, ворит: «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19,20). Оно было подобно морскому приливу, ничто не могло удержать его от продвижения.

Апостол Павел писал верующим в Коринф: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы — Христово благоухание Богу…» (2 Кор. 2:14, 15). В английской Библии это место переведено так: «Благодарение Богу, Который ведет нас, где бы мы ни находились, побеждающим путем Христовым и делает наше знание Его распространяющимся по всему миру, подобно прекрасному аромату! Мы, христиане, имеем безошибочный „запах» Христа».

Если христианская весть принимается во всей полноте и воплощается в жизнь, она источает аромат благоухания — обращаются множество людей, изменяющих общество. Хотя мы можем благодарить Бога за то, что и сегодня именем Христа совершаются великие дела, но все же современная Церковь во многом отличается от первоапостольской. Христианство в те дни было религией, объявленной вне закона, а сегодня оно уважаемо. Первых христиан считали безумцами, с ними обходились, как с отверженными. В наши же дни христианство нередко рассматривается как признак культуры. Однако христиане нашего времени в сравнении с первыми христианами выглядят слабыми. Возможно, мы самодовольны, идем своим путем, составляем собственные программы и управляем делами Церкви, как мирскими делами?

Христианство нуждается в новом крещении силой Святого Духа. Он должен снизойти на нас, как снизошел на учеников в древности. Чтобы пережить их опыт, мы должны быть готовы к тому же послушанию, какое было у них, и предоставить Духу Божьему главное место в наших сердцах. Апостол Петр сказал, что они проповедовали Евангелие «Духом Святым, посланным с небес» (1 Петр. 1:12). Это именно тот путь, которым должно проповедовать Евангелие. Для этого Дух должен овладеть сердцем проповедника и через его служение — сердцами слушающих его людей. Таким образом мир был бы побужден слушать так, как слушал во дни апостолов.

Истинное возрождение исходит от Бога и совершается Божьим путем. Благодарение Богу, такое возрождение уже началось — самое величайшее возрождение с апостольских времен. В Книге Откровение пророк Иоанн видит Церковь, одерживающую свою заключительную победу: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» («загорелась его великолепием» — англ. пер. 18:1). Это не то, чего добиваются путем вынесения решений на собраниях. Этого нельзя добиться даже превосходной организацией. Это должно исходить от Бога и совершаться Божьим путем. Когда это произойдет, Благая весть будет распространяться не тихим шепотом за закрытыми дверями. Она будет провозглашаться «сильно, громким голосом» (ст. 2). Это будет ясным призывом к отделению от мира. Вот этот призыв: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее» (ст. 4).

Гордым, самодовольным людям нелегко подчиниться требованиям Божьим. Плотская природа человека, как правило, начинает сопротивляться, поэтому мы должны победить гордость, самодовольство, тщеславие и прочие грехи прежде, чем наступит полное единение со Христом. Это болезненная работа, подобная искусству бонсай, направленная на обретение союза со Христом.

Многим жизнь христианина кажется невероятно тяжелой. Не в этом ли кроется причина того, что они упорно не расстаются со своими любимыми идолами? У таких людей нет желания оставить скверные привычки, но они пытаются соединиться со Христом. Это невозможно. Дорогой друг! Не принадлежите ли вы к числу тех, в ком христианства достаточно для того, чтобы испытывать чувство неудовлетворенности миром, но недостаточно для того, чтобы ощущать радость в служении Христу?

Евангельская весть всегда призывала отделиться от греха, и сегодня это положение остается в силе. Бог ищет чистых сердцем людей, людей, которые отразят характер их воскресшего Господа. Тот, кто ожидает возвращения Христа, постоянно стремится к Его подобию. Помните обетование: «Когда откроется («когда Он появится» — англ. пер.), будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Бог призывает вас жить радостной победоносной жизнью. Почему бы вам не открыть сердце прямо сейчас и не получить всю полноту силы Святого Духа?

Величайшее духовное пробуждение всех времен уже началось. Миллионы людей во всех странах внимают заключительной Божьей вести и готовятся к великому излитию духовной силы, которое Священное Писание называет «поздним дождем». Мы были свидетелями тому, как многие люди во всех странах оставили свои прежние пути и вошли в новые взаимоотношения с Богом. Мы видели это во многих странах Дальнего Востока. Мы видели это на плоскогорьях Новой Гвинеи и на островах Тихого океана. Мы видели это в джунглях и в некоторых больших городах Южной Америки. Это происходит в неспокойных странах Африканского континента и в густонаселенных странах Южной Азии, Европы и Северной Америки. Тот, кто испытал это, стал освященным человеком. Если вы подчините свою волю Христу и будете трудиться с Ним в смирении и послушании, тогда сегодня сможете достичь освящения и духовной победы. Склонитесь перед Богом в молитве и произнесите вместе с нами такие слова:

«Господи! Я иду к Тебе! Омой меня и очисти в крови, текущей с Голгофы!»