9. Найти метод сближения, соответствующий вам вот и все

Он отказался от личной евангелизации и был готов вкладывать свое время и силы в любой другой проект. Нет, нельзя сказать, что он совершенно в этом разуверился. Он знал, что это, несомненно, важный библейский и, пожалуй, единственный выход для людей, нуждающихся в Христе. Совершенно ясно, что кто-то должен этим заниматься. Но не он. С него хватит. Что же заставило моего друга так негативно отреагировать на проект по распространению веры? Причина в том, что он долгое время пытался применить для евангелизации множество способов, не соответствующих его индивидуальности.

Видите ли, некоторое время назад он записался добровольцем вевангелизационную команду своей церкви, которая планировала в течение лета провести ряд евангелизационных выходов. Он любил свою церковь, получал удовольствие от общения с людьми, с которыми ему приходилось сотрудничать, и, кроме того, пообщавшись с несколькими «искателями», он был буквально очарован атмосферой и результатом. Оставалась все же одна проблема: его не устраивали те методы, которые применялись группой. Основной способ, который они использовали для распространения евангельского послания, заключался в направленной, бездушной методологии — стучим-в-дверь-и-быстро-говорим-пока-они-не-захлопнули-ее-пе-ред-нашим-носом. Они также раздавали евангельские трактаты и приглашения в церковь на улицах, часто навязывая их людям, которые ясно давали понять, что им это неинтересно.

В конце их восьминедельного мероприятия единственным человеком, который принял Христа, был брат одной женщины из церкви. Его звали Тони, и они познакомились за ужином в доме его сестры. Они с моим другом были очень похожи, им удалось подружиться, Евангелие было посеяно, и в результате он посвятил себя Христу.

Когда лето наконец закончилось и мой друг вернулся домой, он, конечно, был доволен тем, что записался, но еще больше он радовался тому, что все закончилось. Он пришел к заключению, что евангелизация — это удел определенной группы людей, обладающих какими-то особенными личностными качествами и темпераментом, но эти качества, совершенно очевидно, у него отсутствуют.

Иронично то, что год спустя мы пригласили его на работу в качестве руководителя евангелизационного отдела нашей церкви. Этой работой он занимается с 1987 года. Я говорю о Марке Миттельберге, соавторе этой книги. В его жизни существует «одна, но огненная страсть»: привести как можно больше людей к Христу и научить других тому, как это делать.

Что же произошло за этот год? Что такого Марк узнал, что способствовало радикальной перемене в его отношении к евангелизации? Он понял, что может эффективно распространять Евангелие Иисуса Христа, не пытаясь при этом залезть в чужой панцирь. Он понял, что может оставаться собой.

УГРОЖАЮЩЕЕ НЕДОПОНИМАНИЕ

После того, как я многие годы только и занимался тем, что помо-гал «искателям» найти свою дорожку к вере в Бога, я с недоумением выяснил, что величайшим барьером эффективной евангелизации является проблема недопонимания. Причем это истинно для обоих составляющих евангелизационного проекта. Со стороны «искателей» это ошибочное представление о Божьем характере и Его церкви, которое препятствует искреннему и открытому духовному поиску. Неверное представление о Боге и о том, как следует Ему служить, отталкивает их от Него. Но когда ошибочное представление о Божьей природе замещается правильным пониманием Его милостивого и сострадательного сердца, их способность довериться Христу многократно возрастает. А когда они на своей жизни испытают ощущение принятия, радости и предназначения, которое приходит в тот день, когда человек становится членом христианской семьи, они захотят пойти дальше и окунуться глубже.

Заблуждения со стороны верующих относительно евангелизации удерживают людей, а порой даже запрещают им принимать участие в чем-то подобном. И кстати, я убежден, что одним из величайших препятствий к тому, чтобы члены наших церквей занялись наконец личной евангелизацией, является недопонимание многими христианами содержания и смысла евангелизации. Это жуткое слово «евангелизация» переполняет их души страхом и чувством вины. Для того чтобы проиллюстрировать множество проблем восприятия, о которых я упомянул, позвольте мне вызвать одного из моих ключевых свидетелей: вас.

Позвольте мне спросить, что приходит вам на ум, когда вы размышляете о термине «евангелист». Вызывает ли у вас восхищение и энтузиазм мысль о достижении ваших неверующих друзей и членов семей? Или у вас, как и у большинства верующих, возникают какие-то негативные ассоциации при одном лишь упоминании этого слова?

Я задавал эти вопросы многим людям и знаю, что при упоминании терминов «евангелист» и «евангелизация» у многих из них всплывают воспоминания о телеевангелистах, пользующихся дурной славой из-за того, что они обирают своих благонамеренных последователей, собирая огромные суммы. Возможно, они вспоминают каких-то стереотипных уличных проповедников, с мегафоном в руке выкрикивающих едва понятные угрозы о конце мира и грядущем суде Божьем. По общему признанию лишь у немногих людей при упоминании евангелизации возникают позитивные образы. Но тот факт, что у такого огромного числа людей возникают

столь нелестные ассоциации, указывает на то, что это насущная и остро стоящая проблема.

Кстати, в своей книге «Когда Америка сказала правду» Джеймс Петтерсон и Питер Ким описывают проведенный среди американцев опрос, в котором респондентов просили оценить уровень честности и целостности представителей различных профессий. По результатам опроса телеевангелисты заняли одно из последних мест, оказавшись ниже адвокатов, политиков, торговцев автомашинами и даже проституток. Из семидесяти трех профессий, перечисленных в этом «рейтинге честности», только две заняли места еще ниже: руководители организованных преступных сообществ и продавцы наркотиков! Справедливо это или нет, но теперь становится ясно, почему многие из нас вынуждены бороться с ложными представлениями по этому вопросу. Мы хотим почтить Бога, направляя окружающих нас людей к Его любви и истине, но часто мы задумываемся о том, кем нам предстоит стать в этом процессе.

А затронула ли вас эта проблема? Ослабло ли ваше стремление распространять вашу веру при мысли о том, что вам придется исполнять роль, которая противоречит вашей индивидуальности? Или, может быть, вы, подобно Марку, пытались применить такой стиль евангелизации, который вам совершенно не подходит?

Подобное мышление является трагедией для церкви. И еще хуже для потерянных. Я верю, что это является дьявольской схемой для того, чтобы остановить продвижение Божьего царства, причем стратегией довольно успешной. Однако настало время положить этому конец. Как же мы сможем это сделать? Поняв нечто такое, что освободит и укрепит вас: Бог знал, что делал, когда творил вас! Он знал! Он создал вас именно таким, с вашей уникальной комбинацией личных качеств, темперамента, талантов, с вашим интеллектом и квалификацией, и Он желает использовать эти качества в Своей миссии по достижению смущенного, сбитого с пути мира. Это значит, что Он желает использовать вас в том виде, в котором Он вас создал для тех целей, для которых Он сможет использовать только и именно вас. Бог не призывал нас с вами для того, чтобы мы распространяли Его истины, применяя один и тот же испытанный способ. Вместо этого в структуру Своего Тела Он вложил потрясающее многообразие. И до тех пор пока мы этого не осознаем, мы продолжим безнадежные попытки копирования программы, которую использует кто-то другой, расточительно повторяя методы одних и в то же время жестоко подавляя других.

ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ

Вы, наверное, задаетесь вопросом, что же такое Марк узнал, что помогло ему изменить свой взгляд на евангелизацию. Все просто. Дело в том, что в течение недели он посещал проводимые нашей церковью служения поклонения, на которых я учил на тему: «Приключения личной евангелизации». В один из вечеров я приводил ряд примеров, которые исследовал в Писании, говорил о том, как библейские герои использовали различные методы или стили, для того чтобы донести свою веру до других.

Для Марка это было чем-то новым. Это помогло ему увидеть, что не существует «единственно верного» способа для распространения евангельского послания. Он, в частности, услышал мой рассказ о Павле, и ему показалось, что метод, которым пользовался Павел, подходит и для него.

Послание, которое Марк услышал в тот вечер, открыло двери для будущих возможностей и вовлеченность в распространение веры. Он почувствовал освобождение. Он узнал что-то такое, что и вам, я надеюсь, принесет освобождение: вы можете оставаться самим собой! И в дальнейшем вы сможете оказать на других максимальное духовное влияние.

НАЧНИТЕ С ЧЕЛОВЕНА

Широко распространенная ошибка во многих областях жизни заключается в том, что мы видим трещину, а потом стараемся отыскать человека, который был бы в состоянии ее «заполнить». Например, в мире бизнеса людей нанимают и ставят на определенные позиции не потому, что они стремятся работать в данной конкретной области и им нравится этот проект, а лишь потому, что они обладают минимальной квалификацией для выполнения этого поручения.

В институтах студенты часто выбирают факультеты не потому, что их так беспокоит данная конкретная область, а только потому, что на рынке труда это одна из наиболее востребованных профессий. И даже в церквях создается похожая ситуация, когда учителей для преподавания на втором уровне воскресной школы выбирают не потому, что они любят детей и заботятся о них, а только потому, что они открыты и доступны. Так почему же мы удивляемся тому, что в этих организациях наблюдаются прогулы и текучесть кадров? После того как первоначальный энтузиазм проходит, человек понимает, что это не его место, и начинает «перегорать».

Когда мы, видя нужду, просто пытаемся заткнуть дыры, назначая людей на те или иные позиции, мы не сможем сконструировать долгосрочную команду или вызвать в людях стремление, которое стало бы движущим механизмом их жизни. Это также истинно и в том случае, когда дело касается мотивирования христиан к распространению послания Христова. И все же большинство евангелизационных команд и миссионерских организаций в своих воззваниях к людям склоняется именно к таким заявлениям: «В этом мире так много нуждающихся, потерянных, израненных людей. Бог ждет, чтобы сегодня вы присоединились к нашему движению и помогли им вместе с нами».

Но если то, что написано в Первом послании к Коринфянам (12:11) истинно, и Дух Святой действительно раздает духовые дары каждому человеку, «как Ему угодно», то, наверное, нам стоит больше полагаться на Его работу и несколько видоизменить нашу методику.

Почему бы не заняться каждым верующим в отдельности и не попытаться помочь ему или ей определить, какую роль во всем этом Бог запланировал именно для него?

Давайте посмотрим на то, как Бог в Новом Завете снарядил и подготовил шестерых человек для восполнения различных нужд в деле спасения мира. В процессе рассмотрения этих примеров мы с вами обнаружим шесть различных библейских стилей евангелизации. Исследуя вместе со мной каждый из них, попробуйте понять, какой подходит именно вам.

Стиль Петра: конфронтация

Ни для кого не секрет, что Петр был «огненным», взрывным парнем. Что бы он ни делал, он делал без колебаний и в полную силу. Когда Иисус в Евангелии от Матфея спросил учеников, за кого они почитают Его, Петр не пытался подобрать слова и прямо заявил, что считает Иисуса Мессией (см. Мат. 16:15). Несколькими стихами позже, когда Иисус сообщил им о Своей миссии, он попытался поправить Его. Можете ли вы представить себе, что это вы решились поправить Сына Божьего? Наверняка можете, если и в вас заложен подобный «дух конфронтации»!

Когда Петру захотелось подойти поближе к Иисусу, он незамедлительно сделал все возможное для этого, его не удержала даже перспектива прогулки по воде. А когда их враги пришли в Гефсиманский сад, чтобы арестовать Иисуса, он готов был первым броситься на них и отсечь головы.

Все, в чем нуждался Петр, — это уверенность в собственной правоте, и не было практически ничего, что могло бы его остановить.

Он был целеустремлен, смел и прав.

Нет ничего удивительного в том, что Бог избрал его в качестве оратора в день Пятидесятницы (Деян. 2), верно? Он идеально вписался в эту роль! Бог нуждался в человеке, который мог бы безбоязненно выступить для Него, прямо там, в Иерусалиме, где несколькими неделями ранее был распят Иисус. Он хотел, чтобы тысячи присутствующих там людей узнали и чтобы было сказано совершенно недвусмысленно, что они распяли Мессию и что всем им нужно воззвать к Нему, прося о милости и прощении.

Индивидуальность Петра была сотворена Господом для того, чтобы «выставить счет». Исполнившись Духа Святого, он встал и довольно естественно, будто делал это всю жизнь, предъявил людям факты. Бог милостиво использовал его усилия: в тот же день три тысячи человек вверили свои жизни Христу и были крещены.

Как бы ни волновали нас подобные исторические события, нам все же нужно сосредоточиться на дне сегодняшнем. Понимаете ли вы, что среди нас живет огромное множество людей, которые не придут к Христу до тех пор, пока кто-то, подобный Петру, не рискнет «сунуть голову в огонь».

У меня есть друг, который многие годы «играл» в церковь, притворяясь христианином. Он выслушал множество учений, знал евангельское послание чуть ли не наизусть, со всех возможных ракурсов, мог наизусть цитировать бесчисленное количество стихов Писания. Ему недоставало лишь евангелиста с подобным «духом конфронтации», который мог бы встать и прямо в лицо сказать ему о его нужде начать наконец жить по истине, которую он знал. Однажды Бог послал к нему такого человека, который взглянул ему прямо в глаза и назвал лицемером.

Мой друг разозлился, но подобное заявление все же заставило его задуматься. Спустя неделю он посвятил свою жизнь Христу, приняв решение, которое преобразовало его жизнь и даже сейчас, спустя двадцать лет, все еще действует в его жизни.

Некоторые люди ждут не дождутся, когда же наконец в их жизни появятся «заразительные» христиане, которые не будут ходить вокруг да около, но разъяснят им истину Христову и бросят вызов, призывая их к действию. Можете ли вы стать этим христианином? Чувствуете ли вы, что метод Петра применим и к вам? Или вы все-таки хотите услышать об оставшихся пяти вариантах?

Надо сказать, что лично для себя я считаю этот метод наиболее приемлемым. Для меня нет ничего сложного в том, чтобы взглянуть человеку прямо в глаза и поинтересоваться, что он думает по поводу своего положения и что он собирается предпринять. Я получаю удовольствие от конфронтации, когда мне приходится сталкиваться с людьми, нуждающимися в Божьей благодати, и увещевать их, убеждая принять решение. В том же стиле действуют ЧакКолсон и в своей уникальной, неповторимой манере Билли Грэм. Но не отчаивайтесь. Вам совершенно необязательно начинать на их уровне! Бог может использовать ваш «дух конфронтации», начиная с любого уровня развития.

Если вы полагаете, что этот метод подходит вам, то просите Духа Святого направить вас и показать, как, когда и где следует применить слова и кому бросить вызов, но также просите и о мудрости, которая необходима вам для того, чтобы сделать это с четко выверенной смесью милости и истины.

Стиль Павла: интеллект

Несмотря на то, что при необходимости Павел вполне мог противостоять людям истиной, используя метод конфронтации, отличительной особенностью его метода все же было логичное и аргументированное изложение евангельского послания. Прочитайте любое из написанных им писем — Послание к Римлянам, наверное, один из лучших примеров, — и вы увидите, как он мастерски, профессионально и тщательно излагает толкование центральных истин о Божьей природе, о греховной природе человека и о том, каким образом Христос решил эту проблему.

Если мы исследуем его происхождение и источники полученного образования, то перестанем удивляться его учительским способностям и остроте ума. По нынешним меркам, у него было «высшее образование», а занимался с ним один из известнейших учителей того времени. В посланиях Павла легко прослеживается его естественная склонность приводить контраргументы в ответ на предполагаемые вопросы своих невидимых соперников, которые могут попытаться подвергнуть критике его позицию в том или ином вопросе. Павел был интеллектуалом, с его мнением считались.

Можете ли вы представить лучшую кандидатуру, которую можно было бы противопоставить афинским философам? Описание их беседы вы можете найти в книге Деяния, в семнадцатой главе, где он предъявляет им гениальные, неопровержимые аргументы, начиная с беседы об афинских идолах и «неведомом Боге», затем плавно переводя акцент на единственного истинного Бога и Его воскресшего Мессию. Его метод был настолько эффективен, что некоторые из его слушателей, «пристав к нему, уверовали».

Интересно наблюдать Божью мудрость при выборе оратора. Эти философы никак не были готовы к прямому методу Петра: «Покайся или сгори». Им требовалось логичное, убедительное объяснение смысла вопроса.

Готов поспорить, что и в вашем окружении есть люди, похожие на них. Им не нужны уловки или банальности вроде тех, что мы очень часто используем. «Тебе придется принять это верой. Это невозможно доказать, просто поверь». Для их слуха это прозвучит примерно так: «А ты не думай, просто шагни в темноту, все поймешь, если повезет». Они хотят знать, зачем им вообще нужно шагать!

Может быть, вы похожи на Павла. Вам кажется, что именно такой интеллектуальный подход вам больше всего по нутру? Может быть, вам присущ этакий исследовательский метод, и вы получаете удовольствие от обработки различных идей и фактов? Этот стиль становится все более и более значимым, в то время как наше общество становится все более светским. Многие «искатели» нуждаются не только в том, чтобы услышать провозглашаемое евангелие, им нужно, чтобы оно было четко очерчено и аргументировано.

В тот вечер несколько лет назад Марк понял, что этот метод идеально подходит для него. Благодаря примеру Павла ему удалось оправдать свое увлечение изучением философии и апологетики (науки, аргументирующей христианство). С тех пор он неустанно разыскивает и применяет все новые данные, свидетельствующие в пользу христианства, стремясь достичь «искателей» как индивидуально, так и в больших собраниях, и его евангелизационная деятельность все больше расцветает. Он выстраивает служение, направленное на дальнейшее продвижение и развитие этой работы.

Этот же метод применяют такие хорошо известные христианские служители, как Джош МакДауэлл, Д. Джеймс Кеннеди и Равви Захария.

Стиль «слепого человека»: свидетельство

Несмотря на то, что мы знаем об этом человеке гораздо меньше, чем, например, о Петре и Павле, в одном мы можем быть точно уверены: слепой человек, которого Иисус исцелил (о нем рассказано в девятой главе Евангелия от Иоанна), в определенный момент своей жизни столкнулся с чем-то, о чем просто нельзя было умолчать!

Он был слеп от рождения, и его основным занятием было попрошайничество. Но его однообразная рутинная жизнь мгновенно изменилась, когда Иисус, проходя мимо, даровал ему зрение. Как только он обрел способность видеть, в то же мгновение он оказался посреди враждебно настроенной толпы и вынужден был объяснять произошедшее.

Любопытно, что этот мужчина отказался вступать в теологические дебаты (см. Иоан. 9:25) с фарисеями, хотя Павел, напротив, был бы безмерно счастлив представить несколько неоспоримых аргументов. Он попытался также избежать и конфронтации, хотя Петр, оказавшись на его месте, не преминул бы «уколоть» их истиной. Просто подобная реакция не отражала его сути.

Вместо этого он сослался на личный опыт и твердо заявил: «Одно я знаю точно. Я был слеп, а теперь вижу!» С подобным заявлением сложно поспорить, не правда ли? Достаточно сложно избежать влияния подобного свидетельства даже из уст такого неоперившегося христианина.

Обратите внимание, в 3-м стихе Иисус говорит, что этот человек был рожден слепым для того, чтобы «на нем явились дела Божий». Это яркий пример того, о чем я говорил ранее: мы с вами были сотворены для действия по определенному методу. На протяжении всей жизни этого человека Бог подготавливал его к этим событиям и к его речи, направленной на то, чтобы указать людям на Христа.

Вокруг вас живет и трудится множество людей, которые нуждаются в том, чтобы услышать простое свидетельство о том, как Бог трудится в жизни верующего. Может быть, они не слишком сильны в теологических спорах и на брошенный вызов не смогут адекватно ответить, но ваше свидетельство о спасенной и измененной жизни могло бы оказать на них сильнейшее влияние.

Может быть, это ваша история? Может быть, и вы, подобно этому слепому человеку, чувствуете себя «в своей тарелке», рассказывая другим о том, как Бог привел вас к Себе? Даже если вы до сих пор еще этого не делали, не взволновала ли вас эта мысль? Свидетельства, подобные вашему, могут быть сильнейшим аргументом.

Примерами людей, которые эффективно использовали этот «метод свидетельства», могут быть Дэйв Дравески, бывший подающий одной из бейсбольных команд, потерявший руку вследствие болезни, и Хони Эриксон Тада, героическая женщина, чье свидетельство о том, как Бог помог ей в трагических обстоятельствах, отчетливо указывает людям на Него. Еще одним примером вполне может быть Ли Стробел, бывший атеист, а сегодня один из пасторов церкви «WillowCreek». Он часто использует эпизоды своего прошлого в разговорах с неверующими.

Важно отметить, что эффективное свидетельство необязательно должно быть драматичным. Не исключайте возможность применения этого метода только потому, что ваше свидетельство входит в разряд «садово-огородных» рассказов. Может быть, вы всегда ходили в церковь и были всю свою сознательную жизнь религиозны, прежде чем наконец осознали, что это еще не делает вас христианином. Но именно история о том, как вы обратились от религии к взаимоотношениям с Христом и будет для большинства ваших знакомых более актуальной, чем любая другая сенсационная история о том, как кто-то пришел к Христу, обратившись от колдовства и наркотиков.

Собственно говоря, именно неспособность сопоставить подобное драматическое свидетельство к своей личной жизни и может послужить для ваших друзей поводом для оправданий. «Вот таким-то людям как раз и нужна религия!» — могут сказать они. Но ваша повседневная история легко увяжется с их повседневной жизнью, и они смогут понять, что им также нужны милость и руководство Божье, которое обрели вы. А если ваша история все же более драматична, то просите Бога направить вас в отношении того, какие детали и кому стоит рассказывать, чтобы эти люди смогли услышать те аспекты из вашего личного опыта, с которыми они могли бы себя ассоциировать, и что могло бы привлечь их к поиску того же, что нашли во Христе вы.

Стиль Матфея: межличностный

По всем стандартам он был самым неподходящим кандидатом на эту роль. Просто до этого не было случая, чтобы мытари становились евангелистами. И все же именно это и случилось с Матфеем. Приняв призыв Христа стать одним из Его последователей, он решил сделать все возможное для того, чтобы привести с собой столько друзей, на сколько хватит сил.

Итак, в пятой главе Евангелия от Луки мы видим описание банкета, который устроил Матфей, пригласив всех своих «коллег», друзей-приятелей, стремясь представить их Иисусу и той новой жизни, которую Он предлагает. В отличие от тех, кто решил исследовать методы, которые мы с вами рассмотрели, Матфей не пошел на конфронтацию с ними, не бросил им интеллектуальный вызов, не видим мы также и упоминания о том, чтобы он рассказывал им душещипательную историю о том, что с ним произошло. Это просто не его методы. Он так не работает.

Вместо этого он решил использовать взаимоотношения, которые выстраивал с этими людьми в течение многих лет, и попытался еще больше упрочить и развить дружбу с ними. Он пригласил их к себе домой. Он проводил с ними время, ел с ними. Он делал все это просто потому, что искренне беспокоился о них и хотел сделать все возможное для того, чтобы они услышали и ответили на призыв Христа.

В предыдущих главах мы говорили о важности построения взаимоотношений. Как мы видим, одним из очевидных преимуществ развития дружеских отношений является возможность максимального влияния на жизнь ваших друзей. Что ж, из личного опыта могу подтвердить, что люди, которые практикуют подобный межличностный стиль евангелизации, специализируются в этой области. Они стремятся быть людьми, которые всегда источают тепло, людьми, сфокусированными на человеке, они получают удовольствие от проникновения на более глубокий уровень общения и доверия в отношениях с теми, кого они пытаются достичь.

Многие люди не смогут прийти к Господу до тех пор, пока кто-то рядом с ними не решится уделить время построению подобных близких, почти интимных взаимоотношений. Может быть, вы и есть тот самый межличностный евангелист. Может быть, вы получаете удовольствие от долгих разговоров за чашкой кофе с одним из ваших друзей, которого вы пытаетесь приобрести для Христа? Можете ли вы терпеливо выслушивать разговоры о том, что беспокоит и волнует этого человека, и не спешить с выводами и советами о том, что ему следует сделать? Может быть, вам нравится приглашать гостей на обед и проводить время в разговорах с ними?

Прямо сейчас я могу назвать хорошо известных людей, которые используют подобный стиль евангелизации. Это Беки Пиперт и Джо Элдридж. Они оба являются авторами полезных и практически применимых книг по этому вопросу. Церкви по всему миру нуждаются в том, чтобы их члены все больше и больше развивали и применяли подобный стиль евангелизации во взаимоотношениях со своими друзьями и членами семей, равно как и с потерянными из более широких слоев общества.

Стиль самарянсной женщины: приглашение

Как вам нравится то, что Бог выбирает для исполнения божественного предназначения самых, казалось бы, непривлекательных, неподходящих на эту роль людей? Мы видели это на примере слепого, сборщика налогов Матфея и вот теперь эта женщина из Самарии. А если вы решитесь больше времени уделять личной евангелизации, вскоре наверняка почувствуете то же самое и по отношению к себе. Иногда я смотрю на Божью работу, которую Он совершает через меня, прикасаясь к людям, и думаю: «Кто бы мог подумать?»

Кажется, что Бог получает удовольствие, используя самых обыкновенных, ничем не выдающихся людей во множестве удивительных и неожиданных проектов.

Неучастие в чем-то подобном самарянки, казалось, было предопределено тремя решающими факторами: во-первых, она была самарянкой, во-вторых, женщиной, и, в-третьих, вела аморальный образ жизни. В те времена любого из этих пунктов было вполне достаточно, чтобы дисквалифицировать ее и не воспринимать всерьез. Вы думаете, это остановило Иисуса? В четвертой главе Евангелия от Иоанна вы можете прочитать историю о том, как Он, проигнорировав общепринятые устои, здравый смысл и политкорректность, заговорил с этой женщиной. Не слишком много времени потребовалось этой женщине для того, чтобы понять, что Человек, который говорит с ней, не просто один из иудейских учителей. Его пророческий взгляд и властные ответы убедили ее в том, что Он, и правда, Мессия.

Итак, что же она сделала, узнав об этом? В ту же минуту она отправилась в свой город и привела к колодцу толпы, чтобы и они послушали Иисуса. В результате этого простого приглашения Он остался в их городе на два дня. Многие из друзей этой женщины провозгласили тогда: «Ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (ст. 42).

Вокруг нас ходит множество людей, которые смогут существенно продвинуться в своем духовном путешествии, если кто-то из друзей пожелает приложить усилие и пригласить их на церковное собрание «искателей» или на какие-то подходящие евангелизационные мероприятия.

Надо сказать, что многие из нехристиан открыты как раз для этого метода. Опрос, недавно проведенный исследователем Джорджем Варна, показал, например, что около 25 процентов подростков в США были бы не прочь сходить в церковь, если бы их пригласил кто-то из друзей. Просто подумайте об этом: один из четырех ваших друзей готов присоединиться к вам! Важнейший вопрос, на который вам нужно ответить: какое из проводимых церковью мероприятий — служение церкви, концерт, кинофильм, спортивные игры или иная программа, организованная в вашей церкви или, может быть, в городе была бы подходящей именно для них. Учтите их взгляды и интересы, чтобы принять лучшее решение.

Несмотря на то, что подобное простое приглашение является, пожалуй, одним из лучших способов, которым мы могли бы воспользоваться, чтобы достичь окружающих, все же некоторые люди, подобно той женщине у колодца, особо наловчились в том, чтобы увлекать за собой людей. Может быть, и вы один из таких людей. Замечали ли вы, что во время проведения тех или иных евангелизационных мероприятий к вам постоянно присоединяется все больше людей?

Замечали ли вы, что когда в очередной раз отправляетесь на своем микроавтобусе на евангелизационное служение или на концерт, там становится тесно из-за огромного числа желающих присоединиться к вам? Может быть, настало время купить машину побольше, чтобы вы могли расширить евангелизационные программы?

Достаточно сложно вспомнить кого-то из известных людей с подобным стилем евангелизации. Многие из этих христиан предпочитают оставаться в тени. Но стоит вам увидеть кого-то из них, вы сразу его распознаете. Им нравится словно между делом подбирать заблудших. Они выступают в роли невоспетых героев, когда благодаря их усилиям огромные залы наполняются людьми, нуждающимися в евангельском послании, а служители оценивают подобные собрания, как «успешные».

Марк знает женщину по имени Нэнси, обладающую подобным стилем. Несколько лет назад его друзья организовали на его день рождения небывалую вечеринку. На празднике присутствовало около тридцати человек. Там был парень, которого он никогда раньше не видел. Позже тем вечером этот парень, вытащив из футляра скрипку, сыграл известную песенку «С днем рождения тебя». Марк подумал, что это, конечно, очень мило с его стороны, но он все еще пытался вспомнить, кто же этот человек и вообще знакомы ли они?

Наконец, кто-то догадался его представить. Этот скрипач, оказывается, колесил по стране, играя то тут, то там. Нэнси повстречалась с ним на вокзале и решила пригласить на день рожденья Марка, просто надеясь, что там он познакомится с кем-то из «заразительных» христиан, кто мог бы помочь ему прийти к Христу. Вот это-то как раз и называется «методом приглашения».

Стиль Тавифы: служение

В Библии, в книге Деяния (9:36), написано, что Тавифа была «исполнена добрых дел и творила много милостынь». Она была хорошо известна своими добрыми делами и служением, которое совершала во имя Христа, — шила для вдов и других нуждающихся жителей города рубашки и платья. В сущности, она использовала метод, который мы называем «стилем служения» в евангелизации.

Глядя на ее поступки, люди не могли не заметить проблеск любви Христовой, которая и побуждала ее к служению. Кстати, ее работа была настолько важна, что когда она умерла преждевременной смертью, Бог послал Петра, чтобы воскресить ее из мертвых и вер-нуть к служению.

Люди, приверженные подобному стилю евангелизации,служат окружающим не напрягаясь. Бог сотворил их такими. Они с легкостью распознают нужды, которые другим не видны, и радуются, восполняя их, даже несмотря на то, что иногда не получают за это ни похвалы, ни денег. Часто тихие и незаметные, эти люди радуются, проявляя сострадание реальными, осязаемыми способами. И хотя этот стиль считается менее атакующим, чем другие, и часто при его применении для достижения духовных результатов требуется гораздо больше времени, все же он считается одним из самых значительных евангелизационных стилей. Все потому, что евангелисты, наделенные подобным стилем служения, способны достичь людей, которых никто другой не смог бы достичь.

Позвольте вам представить Джинджер. Это женщина из нашей церкви, у нее есть брат, которому она пыталась свидетельствовать о Христе. Но он увлекался идеями движения Новый век и совершенно не интересовался христианством. Поэтому она сделала то, что показалось ей наиболее естественным, учитывая ее «конфронтационный стиль>>, — она потребовала, чтобы он наконец обратил внимание на призыв Христа. Когда она поняла, что это не сработало, она внимательно изучила доктрины Нового века и во время следующей встречи привела достаточно аргументированных доводов, объясняя, почему ему следует поменять точку зрения. Короче говоря, она попробовала все, что только могло прийти в голову, но безрезультатно. В конце концов, когда дошло до того, что он перевез жену с детьми, вынуждая их присоединиться к секте Нового века, ей показалось, что ее надежды рассеялись окончательно.

Но у Бога в рукаве оставалась еще одна карта. Когда брат Джинджер со своей семьей переехал в новый дом, он познакомился со своими соседями. Они оказались прекрасными людьми. Эти люди неустанно помогали ему то при разгрузке мебели, то при починке сарая. Когда кто-то в его семье болел, они приносили пищу. Иными словами, это были самые обычные услужливые поступки — поступки, в основе которых лежала любовь к Христу.

Эти люди разрушили стену, выстроенную между Богом и братом Джинджер, кирпич за кирпичом. Спустя год он посвятил свою жизнь Христу, переехал домой и принял первое в своей жизни причастие, сидя рядом с Джинджер на одном из наших воскресных служений!

Понимаете ли вы теперь, почему этот стиль нужно выделить особо? Эта соседская семья так никогда, наверное, и не станет известной парой, чьи имена на слуху у многих, но Бог использовал их усилия для того, чтобы достичь людей, к которым больше никто не смог подобрать ключик.

Может быть, вы не так образованны, как Павел, и не так смелы, как Петр и самаринская женщина, но вы наверняка отличный повар или автомеханик. Я надеюсь, что вы сможете понять, как ваши способности и множество других заложенных в вас дарований могут быть использованы, чтобы указать людям на Господа.

БУДЬ СОБОЙ

Я надеюсь, что вы ободрились, читая об этих стилях распространения вашей веры. Может быть, вы даже вздохнули с облегчением, узнав о том, что можете оставаться собой и что Бог точно знал, что делал, когда творил вас.

Позвольте мне подчеркнуть, что нет такого человека, которому подходил бы только один из перечисленных стилей. Кстати, я думаю, что в различных жизненных ситуациях у вас будет возможность использовать их все. Моя мысль заключается в том, что Бог создал большую и многообразную команду, и каждый член Его Тела в каком-то одном стиле эффективнее, чем в остальных. А может быть, вы изобретете пару новых методов. Ну, так это же прекрасно!

Важно, чтобы вы поняли, что наиболее «заразительные» христиане — это те, кто научился жить по чертежам, которые Бог начертил именно для них. Они придерживаются того стиля, в котором могут быть максимально эффективны для продвижения Царства Божьего.

Они объединяются с другими христианами, которые используют различные методы евангелизации, чтобы их объединенные усилия могли достичь практически любого «искателя».

В этой части мы поговорили о необходимости сближения с теми, кого мы надеемся достичь, и обсудили некоторые практические способы. Мы также рассмотрели различные стили евангелизации, которые помогут вам быть подлинными и естественными в процессе достижения цели. В следующей части мы хотим поговорить о том, что стоит рассказать человеку о Боге. Продолжайте читать. В следующих главах мы рассмотрим, как в разговоре приступить к обсуждению духовных вопросов.