11. Сделать послание понятным

Хочу рассказать вам об одном случае, который отпечатался в моей памяти и который я, наверное, никогда не забуду. Мы с Линн однажды отправились в морское путешествие. После того как мы бросили якорь в порту, остановившись на ночь, мы разговорились с людьми с соседней яхты, которые пригласили нас зайти к ним попозже, чтобы поужинать вместе с их командой.

Мы приняли приглашение и вечером, погрузившись в резиновую лодку, отправились к ним на яхту. Они оказались очень гостеприимными людьми и были рады познакомиться с нами. Совсем скоро стало ясно, что они люди неверующие. Но когда по ходу разговора они спросили, кем я работаю и чем зарабатываю на жизнь, никто из них, казалось, не был шокирован, услышав, что я пастор церкви. Они были радушными хозяевами и просто дружелюбными людьми, и мы неплохо провели время.

Самое интересное началось в тот момент, когда мы собрались уходить. Линн уже перебралась в лодку, а я полез было за ней, как вдруг один из людей, которые пригласили нас, спросил: «Билл, подожди-ка, прежде чем ты уйдешь, можешь ли ты мне кое-что растолковать? Я всегда хотел спросить кого-то из христиан, что нужно сделать для того, чтобы стать христианином. Не мог бы ты нам рассказать?»

И вот, представьте картину: я стою в несколько странной позе, одной ногой уже в своей лодке, а второй все еще упираясь в борт их шлюпки, и смотрю на людей, которые сгрудились у борта со стаканами кофе и ждут, что же я им отвечу. Я знал, что мне удалось целиком и полностью завладеть их вниманием — по крайней мере секунд на сорок пять точно, — и сейчас я могу вкратце объяснить им, что нужно для того, чтобы стать настоящим христианином.

НАДЕВАЯ СВОИ БОТИНКИ

Давайте на секунду нажмем стоп-кадр, и я спрошу вас: если бы вы оказались на моем месте, как бы вы отреагировали на это? Смогли бы вы дать четкий и сжатый ответ на столь важный вопрос? Если вы ответили «нет», поверьте, вы не одиноки. Не важно, уверовали ли вы вчера или тринадцать лет назад, подобные ситуации становятся для каждого из нас настоящей проверкой. Часто происходит так, что вся накопленная информация вдруг словно испаряется и вы, заикаясь, пытаетесь сообразить с чего начать и в то же время ощущаете растущее давление, словно небеса и ад в этот момент вступили в смертельную схватку. И все же помните, что Библия предупреждает нас о том, что мы должны всегда быть «…готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Также написано, что мы должны быть готовы «…во время и не во время» (2 Тим. 4:2). А Иисус называет нас «светом мира». Чуть раньше мы говорили о том, что, будучи Его светом, мы должны не только жить так, чтобы окружающие на нашем примере могли узреть Христа, но также обладать и способностью четко выразить Его послание, чтобы люди могли увидеть и понять истины Евангелия.

Я полагаю, что для большинства из нас настает время отнестись к этим повелениям с полной ответственностью и серьезностью. Ведь это не просто советы, а повеления, произнесенные Богом ради тех потерянных людей, которые в Его глазах обладают огромной ценностью. И то, насколько серьезно мы воспримем эти повеления, имеет прямое отношение к исходу вечности, когда вокруг нас соберутся спасенные люди.

Пусть то, как эти люди отнесутся к посланию, останется между ними и Богом. Но наша с вами ответственность состоит в том, чтобы сделать послание максимально понятным и ясным для них.

Позвольте мне авансом похвалить вас за попытки не только читать, но и применять содержание этой главы. Сейчас же я постараюсь расшифровать смысл послания и снабдить вас некоторыми идеями относительно того, как можно передать его другим.

ЧЕТЫРЕ МОМЕНТА, О КОТОРЫХ СТОИТ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ

При написании этой главы я преследовал двойную цель. Во-первых, я хочу убедиться в том, что мы сами понимаем смысл евангельского послания. Во-вторых, я хочу быть уверен, что мы с вами знаем, как донести его до тех людей, с которыми нам придется говорить.

Итак, давайте начнем с себя. Сейчас мы кратко рассмотрим четыре основных момента, которые нам необходимо знать для того, чтобы получить четкое представление об основном смысле евангельского послания. Мы поговорим о Боге, о Христе, о нас (людях вообще) и лично о вас. После того как мы уясним эти четыре пункта, мы обсудим, как четко и сжато передать послание другим.

Бог

Существует великое множество аспектов Божьего характера, которые мы могли бы рассмотреть, но у Него есть три характеристики, которые имеют непосредственное отношение к евангелизации.

Первая указывает на Его любящее сердце. Будучи движим состраданием, Он сотворил нас и стремится к взаимоотношениям с нами.

Даже несмотря на то, что мы согрешили и взбунтовались против Него, Он все равно продолжает терпеливо демонстрировать нам Свою любовь. Многие люди предпочли бы остановиться здесь, но все же есть еще кое-что, о чем обязательно нужно упомянуть. Видите ли, наш Бог свят. Это значит, что Он абсолютно чист и отделен от любого рода нечистоты.

Я получил откровение об этом в тот день, когда мы занимались строительством главного зала церкви и настала пора окончательной, итоговой инспекции. До того как подъехали представители строительной компании-подрядчика, один из наших работников установил прожекторы и направил их на самые темные участки потолка, которые трудно было рассмотреть. В этот момент несколько грубых недоделок, которые мы раньше не замечали, отчетливо бросились в глаза.

Вскоре подъехали строители. Как только они увидели прожекторы, то заявили нам, что мы не можем проводить проверку на таких условиях. Они достали договор, где было указано, что окончательная инспекция должна проводиться при естественном дневном свете.

Этот инцидент постоянно напоминает мне о Божьей святости и ее влиянии на нас. При нормальном освещении наша жизнь, кажется, выглядит достаточно неплохо, не видно каких-то жутких моральных пороков или пятен. Но когда вмешивается Бог, проливая ослепительный свет Своей святости на наши поступки, мысли и намерения, то, что проявляется, оказывается отнюдь не таким уж приятным.

Это подводит нас к третьей характеристике Бога: Он праведен.

Иными словами, Он подобен справедливому судье, который не способен, не моргнув глазом, нарушить закон. Напротив, Он поставлен вершить правосудие.

Несколько лет назад в Шотландии арестовали человека, убившего кого-то из своей семьи. Но к тому моменту, когда его привезли на суд, судья решил, что он уже достаточно себя наказал, и освободил его из-под стражи. Не нужно обладать слишком богатым воображением, чтобы понять, как отреагировала общественность: «Что? Это же несправедливо! Мы хотим справедливого суда! Уберите этого судью и поставьте на его место другого, справедливого, который все сделает по закону». Что ж, Бог наш — справедливый судья, судящий беспристрастно и честно.

Мы с вами

Когда Бог сотворил нас, Он создал нас по Своему подобию, без греха. Но мы неверно восприняли данную нам свободу, взбунтовались против Него и впали в грех. Кроме того, как мы только что выяснили, Божья святость проявляет наше истинное состояние, а Его праведность справедливо оценивает величину греха, который мы совершаем. К сожалению, серьезность нашего греха требовала, чтобы Бог приговорил нас к вечной смерти. Это означает как физическую, так и духовную смерть, то есть отделение от Бога и вечные мучения в месте, которое Библия называет адом.

И в довершение этого «букета» плохих новостей: мы не способны сделать хоть что-то, что могло бы переломить ситуацию. Иногда я называю это «моральным банкротством», когда на наших счетах не остается средств для оплаты долгов.

Благодарение Богу, на этом история не заканчивается.

Христос

Иисус Христос был единственным, Кто мог решить нашу дилемму, потому что Он был и Богом, и человеком. Будучи Богом, Он был наделен силой и властью для разработки плана нашего спасения.

Будучи человеком, Он смог осуществить план, взяв на себя то наказание, которого заслуживали мы.

Центральная Истина Евангелия заключается в том, что Христос умер вместо нас, став заместительной жертвой. Он пострадал, приняв смертное возмездие. Поступая таким образом, Он проявил Божью любовь, подтвердил Божью святость и утвердил Божью праведность. Он сделал все это только для того, чтобы затем, повернувшись к нам, предложить нам в дар Свое прощение, дружбу и руководство.

Мы не были достойны этого, не могли это оплатить и никогда бы не смогли заслужить столь щедрый дар. Мы могли это принять, только смиренно склонившись перед Ним, признав нашу неправоту и согласившись с Его невероятным подарком.

Когда мы поступаем так, Он покрывает наш греховный долг, сполна оплачивая его, и мы получаем обетование вечной жизни на небесах. Мы также обретаем непрестанные товарищеские отношения с Самим Дарителем, Который всегда будет рядом, чтобы вести нас, руководить нами и с любовью исправлять, когда нам потребуется исправление.

Мне нравится, как об этом поется в одной из песен поклонения, которые мы используем на наших служениях:

Он оплатил мой долг, хотя не должен был.

Я должен столько был, что оплатить не мог.

Хоть кто-то должен был мой грех омыть,

И вот сейчас пою я песнь хвалы, пою Тебе, мой Бог!

Весь день пою, о благодать, о благодать!

Христос за грех мой заплатил

И все грехи мои простил.

Автор неизвестен

Прежде чем мы перейдем к последнему из четырех пунктов, давайте рассмотрим пару вопросов, которые люди часто задают о той роли, которую сыграл Иисус, приобретая для нас спасение. Во-первых, люди часто спрашивают, почему вообще нужно было что-то платить. «Почему Бог не мог просто простить и забыть, так, как мы иногда поступаем?»

Но давайте предположим, что вы купили новую машину и припарковали ее около дома, а ваш сосед совершенно случайно в нее врезался. И хотя вы можете простить его и освободить от ответственности, у вас все еще останется нерешенный вопрос: кто-то ведь должен заплатить за ремонт? И поскольку вы простили его, то вам, очевидно, придется заплатить за ремонт самому. Подобным образом мы причинили вред, согрешив против Бога. Он также стремился к тому, чтобы простить нас и восстановить разрушенные взаимоотношения. Нам стоит только попросить об этом. Но Ему все еще нужно оплатить нанесенный ущерб. Счет принесли Ему — там значился смертный приговор, который Он оплатил, придя на землю в человеческом обличий, и, претерпев смерть на кресте, занял наше место (см. Деян. 20:28).

Второй вопрос, который часто задают люди, — почему Христу пришлось платить за нас: «Какая же справедливость в том, что Иисусу, невинному свидетелю, пришлось пострадать вместо меня?» Некоторые люди даже сравнивают это со старой практикой использования «мальчика для битья», с той ужасной несправедливой системой «заместительного наказания», которая использовалась в средние века. Когда молодой член царской семьи нарушал закон, учителя не осмеливались напрямую наказывать ребенка. Вместо этого они предпочитали перед лицом нарушителя выпороть мальчика-раба.

Они полагали, что это должно заставить провинившегося ребенка ощутить всю тяжесть своего проступка, исправиться и изменить свое поведение. Конечно, это было абсолютно несправедливо и ни в коем случае не служило торжеству правосудия.

Как же это отличается от того, что совершил Христос? Ответ лежит в Его личности. Он не был сторонним наблюдателем, которого Бог насильно выволок на всеобщее обозрение в качестве «мальчика для битья» и заставил взять на себя наше наказание. Он в сущности был Богом, против Которого мы согрешили.

В Послании к Филиппийцам Павел называет Христа «образом Божиим», но говорит, что Он предпочел добровольно отказаться на некоторое время от Своего величественного положения ради нас. Там написано, что Он «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8). И Он говорит нам: «Я люблю тебя! Я добровольно заплатил тот штраф, который на тебя наложили, и Я хочу простить тебя! Готов ли ты довериться Мне и последовать за Мной?»

Лично вы

Мяч на вашей стороне поля и только от вас зависит, как вы с ним поступите. Иисус заплатил искупительную цену за весь мир, но только те, кто скажет Ему «да», смогут принять Его прощение.

Меня очень расстраивает тот факт, что вопреки тому, что Библия придает совершенно особое значение необходимости лично принять Христа и Его дар спасения, во многих церквях сегодня эту важную часть просто игнорируют. У многих людей создается впечатление, что, если они будут ходить в церковь, если они родились в семье

верующих и если постараются быть высокоморальными и религиозными людьми, они все уладят с Богом автоматически. Но это неверно. Всякий, кто попытается попасть в Божью семью благодаря каким-то усилиям, в конечном итоге вынужден будет столкнуться со своим наихудшим ночным кошмаром. Прислушайтесь к предупреждению Христа: «Не всякий говорящий Мне: „Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мат. 7:21-23).

Итак, исключительно для пользы тех, кого мы стараемся достичь, мы должны очень четко уяснить, что для обретения спасения необходимо личное решение каждого конкретного человека. Каждый из нас должен принять прощение и руководство Христа лично. Когда мы так поступаем, Библия уверяет нас, что в тот же миг Дух Святой поселяется в нас и начинает производить в нас внутренние и внешние перемены.

Мы не можем принять подобное решение за других и не должны

подталкивать их, вынуждая к поспешным, преждевременным выводам. Но мы должны убедиться в том, что они поняли, что это единственный способ. Кроме того, мы должны быть готовы помочь им сделать этот шаг и пересечь границы веры. Об этом мы подробнее поговорим в тринадцатой главе.

Я надеюсь, что после того как вы заново пересмотрели эти четыре элемента — Бог, мы (люди в целом), Христос и вы (лично каждый человек), вы смогли освежить и усовершенствовать понимание основных элементов евангельского послания. Теперь настало время сосредоточиться на второй цели этой главы и дать вам некоторые практические инструменты, которые вы могли бы использовать для того, чтобы четко и внятно передать это послание другим людям.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ ПРИДАНИЯ ПОСЛАНИЮ «ПРОЗРАЧНОСТИ»

«Делай» или «сделано»

Это наиболее простой и краткий способ из всех, которые я знаю, для того, чтобы рассказать людям о Христе. Он касается сути вопроса, который беспокоит столь многих людей. Вопроса о том, какую часть в получении спасения от Господа составляют наши собственные усилия.

Поскольку это словесная иллюстрация и для ее демонстрации не требуется ни реквизита, ни каких-то вспомогательных средств, то ее уместно использовать в самых обычных разговорах, включая телефонные.

Она хороша также в ситуациях, когда нужно все объяснить быстро и четко. Например, когда вы спускаетесь по веревочной лестнице и одной ногой уже стоите на борту вашей лодки, а вторая все еще на яхте друзей, а у борта столпилась кучка «искателей», которые нетерпеливо ожидают, что вы ответите на столь неожиданный вопрос!

Именно это я и попытался сделать в моем случае.

— Ну, во-первых, вам нужно понять разницу между религией и христианством, — начал я. — Если произнести слово «религия» по буквам, у вас получится слово ДЕЛАЙ, потому что она состоит из множества дел, которые пытаются сделать люди, чтобы хоть как-то заполучить Божье прощение и милость. Но проблема в том, что вы никогда не сможете понять, что сделали достаточно и пора остановиться. Это похоже на продавца, который знает, что ему необходимо выполнить норму, но какова эта норма, ему никто не сказал.

Вы никогда не сможете понять, когда уже достаточно совершили, не сможете до конца быть уверены в этом. Но еще хуже то, что в Послании к Римлянам (3:23) написано, что мы никогда не сможем сделать достаточно. Мы никогда не сможем достичь Божьих стандартов совершенства.

— Но, слава Богу, за то, — продолжал я, — что слово «христианство» произносится иначе. Разложите его на буквы и получите слово СДЕЛАНО, и это означает, что все то, что мы никогда не смогли бы сделать сами, Христос сделал за нас. Он прожил совершенную жизнь, какую мы никогда не смогли бы прожить, добровольно умер на кресте и понес наказание за все грехи, которые мы совершили.

Истинное христианство означает смиренное принятие Божьего дара прощения и желание следовать Его руководству. Когда мы так поступаем, Он принимает нас в Свою семью и начинает производить в нас необходимые перемены».

Я был несказанно рад тому, что обладаю таким сжатым и эффективным средством, как сравнение двух слов «делай» или «сделано». Мне хочется вдохновить вас также использовать эту иллюстрацию. Ее очень несложно запомнить. В то же время это очень эффективное средство, способное помочь людям понять центральные принципы христианской веры, особенно тем, кто полагает, что может попасть на небеса, если будет достаточно хорошим человеком.

Операция «Мост»

Это, наверное, самая известная и наиболее часто используемая евангельская иллюстрация и тому есть причины. Дело в том, что она графически демонстрирует людям их положение и решение проблемы, предложенное Богом. Многие евангельские трактаты и буклеты основаны как раз на этой иллюстрации. Вы, конечно, можете использовать один из этих трактатов, чтобы попытаться объяснить основы Евангелия, и все же я предпочел бы сделать это более личным, изобразив рисунок на листочке бумаги. Даже если вы решитесь использовать отпечатанную версию, я все же рекомендовал бы вам потренироваться в рисовании, чтобы вы в любое время могли быть готовы воспользоваться этой иллюстрацией. Также имейте в виду, что некоторые люди могут отказаться от разговора, если вы вытащите из кармана заранее отпечатанный листок.

После начала дискуссии вы можете как бы невзначай сказать, что совсем недавно нашли в одной из книг очень полезную диаграмму, которая могла бы помочь понять центральное послание Библии, и спросить их, хотят ли они, чтобы вы им ее показали. Вы обнаружите, как и я, что многие люди искренне заинтересуются вашим предложением.

Обычно я начинаю примерно так:

— Мы очень важны для Бога. Он нас создал и желает общаться с нами. — В этот момент я пишу слово «мы» в одном углу салфетки или на листочке бумаги, иными словами, на чем-то, что попадется под руку, и «Бог» в другом углу.

Потом я очерчиваю проблему:

— Мы с вами взбунтовались против Бога. Причем это выражалось как в определенных действиях, так и в бездеятельности. Мы все ослушались Его. Своим грехом мы изолировали себя от Него и разрушили отношения с Ним. — В этот момент я отделяю оба слова линиями таким образом, чтобы между ними получился большой пробел, изображающий пропасть, отделяющую нас от Бога.

— В различные моменты жизни большинство из нас осознает это, — продолжаю я. — Так по крайней мере случилось со мной и, может быть, с вами. И вот мы начинаем совершать множество самых разных хороших поступков, пытаясь вернуться к Нему. Мы помогаем соседям, платим налоги, ходим в церковь и даем деньги на благотворительность. Во всем этом нет ничего плохого, но Библия отчетливо объясняет, что ничто из этого не способно заработать для нас Божье прощение и восстановить наши утерянные отношения.

Потом я рисую пару стрелок, идущих от слова «мы» в обрыв. Это означает наши попытки добраться до Бога, которые всегда оканчиваются неудачей. Иногда рядом со стрелками я пишу «Римлянам 3:23», чтобы человек мог увидеть библейское основание того, что я ему объясняю.

— Кроме того, — добавляю я, — за грехи, которые мы соверши ли, мы должны понести наказание, а возмездие за грех есть смерть, что предполагает как физическую смерть, так и духовное отделение от Бога в вечности, в месте, которое называется ад. В этот момент я записываю слово СМЕРТЬ и иногда указываю на отрывок из шестой главы Послания к Римлянам в нижней части пропасти.

В этот момент я признаю, что картинка у нас получается довольно мрачная. Очень важно передать реальность того, насколько все плохо в отделении от Христа. Люди должны понять, насколько все печально и как далеко они зашли, прежде чем у них проявится интерес к тому, чтобы найти выход их создавшегося положения. Но я стараюсь не слишком долго задерживаться на этапе исключительно плохих новостей.

— Хорошая новость в том, как я уже упоминал в самом начале, что мы с вами очень ценны в Божьих глазах. И кстати, Он настолько сильно нас любит, что согласился сделать за нас то, что мы сами никогда бы не смогли. Он построил мост, перейдя который, мы можем найти Его прощение и восстановить разрушенные отношения.

Он построил его, сойдя на эту землю, став одним из нас, претерпев смерть на кресте и понеся наказание вместо нас. И вот как выглядит этот мост.

Потом я рисую крест таким образом, чтобы он касался обеих сторон «пропасти», и иногда рядом с крестом подписываю «1 Петра 3:18».

— Это, — говорю я в заключение, — отражает центральное послание Библии. Бог хочет, чтобы это понял каждый из нас. Но недостаточно просто знать об этом или даже согласиться с этим.

Мы должны действовать, опираясь на полученные знания. Бог хочет, чтобы мы перешли на другую сторону. Мы можем сделать это, смиренно признавшись перед Богом, что мы взбунтовались против Него и нуждаемся в Его прощении и руководстве. В результате такого простого действия, выражающего наше доверие и послушание, мы обретаем прощение грехов, наши долги оплачены, а взаимоотношения с Богом восстановлены. В тот же миг мы становимся частью Его семьи, Его сыновьями и дочерьми.

Объясняя это, я рисую фигурку человека на нашей стороне обрыва и стрелку, идущую через мост к другой фигурке на стороне обрыва, где находится Бог, иногда подписывая «Иоанна 1:12».

Потом я спрашиваю у моего друга, понятна ли ему иллюстрация и не хочет ли он обсудить какую-то из частей поподробнее. В конце интересуюсь, в какой части рисунка, по его мнению, он находится. И если мне кажется, что он достаточно открыт, я спрашиваю, не хотел бы он перейти на другую сторону этого обрыва, попросив Христа простить его, руководить его жизнью и быть его Другом.

Позвольте мне добавить, что наиболее честным ответом, который вы услышите в этот момент, с кем бы вы ни делились Евангелием, скорее всего, станет искреннее: «Хмм… ты знаешь, мне надо немного подумать обо всем этом». И это нормально. Большинству «искателей» потребуется время для того, чтобы вникнуть в послание, взвесить все «за» и «против» и подсчитать цену, словом поступить так, как и рекомендовал Иисус в Евангелии от Луки (14:28-33).

Иногда Бог совершает чудо и моментально преображает Савла в Павла, но это скорее исключение, чем правило. Случается и так, что Он уже подготовил человека благодаря чьим-то усилиям. Но в основном людям нужно время, чтобы все обдумать.

Мы должны предоставить им эту свободу. Если мы будем их торопить или подталкивать, они могут вообще от всего отказаться.

Но если мы позволим им передвигаться с той скоростью, которая покажется им максимально приемлемой, мы сможем мало-помалу помогать им до тех пор, пока в один прекрасный момент Бог не приведет их к решению, что пора перейти по мосту на другую сторону и довериться Христу.

Римская иллюстрация

Этот способ будет максимально эффективен для тех людей, которые уже слышали евангельское послание, но им нужно увидеть его в черно-белом цвете прямо на страницах Библии. Он основан на трех стихах из Послания к Римлянам. Я бы рекомендовал выделить их в ваших Библиях, чтобы их можно было в любое время быстро отыскать и показать кому-то.

Первый отрывок, который вы можете показать вашему другу:

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Этот стих я поясняю следующим образом:

— В соответствии с тем, что здесь написано, мы все согреши ли против Бога. Здесь говорится не только о серьезных грехах, таких как изнасилование или убийство, но также о таких вещах, как моральная нечистота, ложь, жестокость, нечувствительность к другим, гнев, нечестность в отношении других людей и эгоизм.

Я готов признать, что некоторые из этих грехов я совершал. А как насчет тебя? Большинство людей признаются в том, что также допускали подобное. Потом я открываю второй отрывок из Послания к Римлянам (6:23) и даю им прочитать: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». И я говорю:

— В соответствии с этим стихом, за те небольшие грешки, в которых мы с вами только что признались, мы должны понести наказание. И это наказание — смерть. — Но потом я обращаю их внимание на вторую часть стиха и говорю:

— Видите, здесь говорится о даре. Бог предлагает нам дар вечной жизни. Мы можем принять незаслуженное Божье прощение и помилование от смертного наказания, которое мы заслужили. Потому что Иисус, умерев на кресте, уже понес за нас наказание. И как любой другой подарок, мы не можем его заработать, мы можем только получить его в дар. Чтобы понять, как это сделать и что для этого нужно, давай посмотрим еще один стих. — И я открываю Послание к Римлянам (10:13) и даю человеку прочитать то, что там написано: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

— Видите, как просто принять Божий дар? Все, что мы должны сделать, это просто признать, что мы согрешили и заслуживаем смерти, а потом смиренно воззвать к Богу о прощении и о новой жизни, которую Он нам предлагает. Вот что я сделал несколько лет назад и хотел бы призвать вас сделать то же самое.

Бейсбольная иллюстрация

Эта иллюстрация подходит для фанатов спорта, которым нужно убедиться в том, что, несмотря на все их моральные усилия, они не смогут заработать спасение.

Обычно я, говоря об этом, привожу в пример кого-то, кому досталась честь войти в список лучших игроков бейсбола. Я называю предлагаемый мной список «Вселенским залом славы». Престиж и вознаграждение астрономические. Существует всего лишь три совсем не-сложных ключевых требования для вхождения в эту высшую лигу.

Во-первых, претендент должен провести на площадке пять лет подряд без перерывов. Во-вторых, он должен играть безошибочно. Именно так — не допустить за все это время ни одной ошибки.

И в-третьих, он должен выбить 1000. Это значит, что он должен играть результативно при каждом броске, ни разу не промахнувшись.

Просто выполните эти три требования и вы автоматически получите право на вхождение во Вселенский зал славы! Просто? Ну да, и совершенно очевидно, что невозможно. То же самое Библия говорит и о ваших попытках заработать место на небесах. В Послании к Римлянам (3:23) совершенно четко сказано, что не важно, сколько усилий мы прилагаем, мы все равно никогда не сможем достичь Божьих стандартов. И кстати, в Послании Иакова (2:10) также сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем».

Слава Богу, Он сделал за нас то, что мы сами никогда не смогли бы сделать. Иисус пришел на землю, сыграл безошибочно и выбил 1000. Подобно подающему игроку, вышедшему нам на замену, Он прожил совершенную, безукоризненную жизнь в наших интересах, а потом умер, чтобы оплатить санкции за наш грех. Все, что остается нам, это принять Его и Его дар.

Авиационная иллюстрация

Это хорошая иллюстрация, которая может помочь самодовольным «искателям» и номинальным прихожанам церквей обрести наконец понимание того, что недостаточно просто верить в правильные вещи или посещать время от времени церковь.

Это похоже на то, как если бы вы долгое время изучали различные науки, связанные с авиацией, а потом днями и ночами околачивались бы в аэропорту. Вы можете наизусть вызубрить все законы физики, связанные с полетами, узнать, какая из авиалиний отвечает максимальным требованиям безопасности, выбрать лучшие самолеты для своих перелетов, забронировать билеты, приехать в аэропорт, войти и дважды перепроверить квалификацию летного состава. Но от всего этого вам не будет совершенно никакой пользы до тех пор, пока вы не пройдете в самолет.

Знаний не достаточно. Вы должны действовать в соответствии с полученной информацией. Вы должны попасть на борт самолета и довериться экипажу в том, что они доставят вас туда, куда вам нужно.

Точно так же недостаточно просто знать о христианстве. Вы можете учиться и получать ученые степени, ходить в церковь, даже заниматься служением, все еще не имея взаимоотношений с Христом. Вам наконец нужно сделать шаг веры и «ступить на борт», приняв прощение, которое Он выкупил для вас на кресте, и доверив свою жизнь и свое будущее Ему.

Вот что означает настоящее христианство.

ВАШЕ ЛИЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Существует еще один метод, который я должен упомянуть. Этот метод — один из лучших, — поэтому я осознанно придержал его напоследок. Это ваше личное свидетельство о том, как Бог изменил вашу жизнь. Мы уже вкратце касались этого метода, когда говорили о евангелизации с использованием свидетельства, но истина такова, что у каждого верующего есть своя история, которой он может поделиться.

Людям нравится слушать истории других людей. Сжатая и хорошо продуманная история о вашем личном обретении веры может оказать на ваших слушателей сильнейшее воздействие. С подобными историями сложно спорить. Если ваша жизнь служит яркой демонстрацией «заразительного» характера, который мы обсуждали во второй части, люди непременно заходят узнать подробности.

Вот пример того, как можно использовать вашу историю. Давайте предположим, что у вас на работе есть подруга, ее зовут Барбара. Вы уже давно знакомы и достаточно дружны. Вы постоянно молитесь за нее. В какой-то момент вы узнаете, что Барбара считает себя христианкой, и все же, глядя на то, какую жизнь она ведет, вы можете с уверенностью сказать, что она не слишком серьезно воспринимает христианство. Итак, однажды во время обеда вы вдруг чувствуете побуждение Духа Святого и говорите примерно так:

— Знаешь, Барб, всю свою жизнь я считал себя христианином, потому что моя бабушка была христианкой и я ходил с ней в церковь. Меня крестили, когда я был еще совсем маленьким, я регулярно посещал собрания церкви, клал денежку в корзинку для приношений и по мере возможности помогал то тут, то там. В дополнение ко всему этому я старался жить прилично, следуя определенным принципам морали. Но знаешь, Барб, однажды я понял, что все это не делает меня христианином. Это похоже на то, как если бы вы купили билет на Олимпийские игры: сидя на трибуне невозможно стать атлетом. Однако несколько лет назад я узнал, что такое настоящее христианство и стал подлинным христианином. Если ты хочешь побольше поговорить о том, что же означает настоящее христианство, я буду рад объяснить тебе, потому что в моей жизни это было одним из самых важных решений.

Обратите внимание, что эта реплика займет минуту, максимум две. Это очень простой и личный пример, в то же время ни к чему не обязывающий и не направленный на то, чтобы кого-то в чем-то обвинить. Теперь мяч попал на сторону поля Барбары. Если она скажет, что ей это интересно, вы сможете продолжить и поделиться с ней вашим личным опытом, и, может быть, вы даже воспользуетесь одной из тех евангельских иллюстраций, которые я приводил чуть выше. Если нет, не огорчайтесь. Может быть, она будет более расположена в следующий раз. Вы по крайней мере посеяли семена для будущих встреч.

Личное свидетельство — это инструмент, которым апостол Павел трижды воспользовался в проповеди, о чем мы читаем в книге Деяния. Я использовал этот способ бесчисленное количество раз.

Я хочу воодушевить вас подумать о том, как лично вы можете с максимальной отдачей использовать ваше свидетельство. Запишите его и прорепетируйте перед зеркалом, что и как будете говорить, не для того чтобы все запомнить наизусть и потом пересказывать слово в слово, но чтобы вы, не путаясь, могли передать слушателям основную концепцию. Не затягивайте и не усложняйте. Стоит коснуться основных, наивысших точек Божьего движения в вашей жизни таким образом, чтобы это было актуально и применимо в жизни ваших друзей. А потом поделитесь этим с другими — и смотрите, что сделает Бог.

ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

В заключение этой главы хотелось бы поделиться несколькими советами, как сделать ваши рассказы о христианстве максимально эффективными независимо от выбранного способа.

Это не доклад

Люди хотят говорить с вами, а не выслушивать ваш доклад.

Иногда, если у нас появляется возможность рассказать кому-то о свой вере, мы забываемся и произносим монолог, пытаясь высказать то, что, как мы считаем, собеседнику нужно услышать. Но сейчас, когда вы предупреждены об опасности, сделайте все возможное, чтобы этого избежать.

Начните с вопросов и внимательно выслушайте ответы. Потом, когда наступит ваша очередь говорить, внимательно наблюдайте за тем, успевает ли человек следить за ходом вашей мысли. Если вам кажется, что не успевает, остановитесь и уточните, понимает ли он то, что вы пытаетесь сказать. Узнайте его точку зрения. Так вы ослабите напряженность, проявите уважение к мнению другого человека, сможете больше узнать о том, во что он верит, и получите право на выражение собственного мнения.

Соблюдайте дозировку

Еще одна проблема, с которой мы можем столкнуться, — это попытка выдать слишком много информации «в один присест». Кто-то сказал, что у христиан есть две основные проблемы, когда дело касается разговора о том, во что они верят: начать и вовремя остановиться! Что ж, в этой главе мы как раз говорили о том, как начать, а сейчас я хочу подчеркнуть, что иногда лучшее, что вы можете сделать, это остановиться. Когда кто-то проявляет интерес к вашей вере, это совершенно не значит, что он хочет знать все до мельчайших деталей. Для начала большинство людей удовлетворится краткой версией послания. Со временем, однако, их любопытство и заинтересованность в духовных вопросах могут возрасти.

Но до этого момента нам стоит «кормить» их небольшими порциями, способными удовлетворить их голод, — может быть, это займет одну минуту, а может, один час, — а потом останавливаться.

Это убедит их в том, что с нами очень просто начать разговор, но и остановиться можно в любой момент. Тогда они обязательно вернутся за новой порцией информации.

Будьте смелы

В завершение хочу сказать, что если вы готовились и молились о возможностях рассказать о своей вере, вам она обязательно представится. Я хочу предупредить вас: этот момент наступит, скорее всего, тогда, когда вы меньше всего будете к нему готовы, будете не в настроении, то есть совершенно не вовремя. Так обычно происходило со мной.

В этот момент вы узнаете о силе и мудрости, которой наделяет нас Дух Святой. С сердцем, исполненным любви, сделайте глубокий вдох, взгляните этим людям прямо в глаза, скажите все, что должны, и потом наблюдайте за действием Божьим. Я верю, что люди с почтением отнесутся к вам, если вы останетесь самим собой, не прибегая к уловкам и ухищрениям. Они стремятся к осмысленности в своей жизни и хотят услышать что-то из уст человека, который искренне верит в то, о чем говорит. Этим человеком можете стать вы.

«Но как призывать того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14)