14. «Заразительные» христиане — «заразительные» церкви

а ты, наверное, шутишь! — воскликнул Фред. — Ты вообще-то как себе представляешь меня на семинаре на тему личной евангелизации?Должен сказать, что когда я думал о том, как проведу следующие несколько вторников, семинар по евангелизации, совершенно точно, не входил в мои планы.

Фред был несказанно удивлен тем, что кому-то в голову могло прийти предложить ему нечто подобное.

Но мой друг настаивал:

— Я просто хочу сказать, что ты мог бы гораздо эффективнее распространять веру среди своего окружения, и, кроме того, это могло бы помочь тебе углубить собственное понимание христианства.

Наконец Фред сдался. Все обернулось тем, что эти семинары зажгли в нем духовную искру, которая с тех пор не гаснет. Почти сразу же после семинаров этот человек, который совсем недавно стал христианином, начал передавать свою веру всем, кого знал.

Для начала он помогал своим друзьям прийти к такому моменту, когда они уже были готовы пересечь границы веры, и приводил их в церковь, чтобы Марк или кто-то из «инструкторов» помог человеку произнести молитву посвящения. Проделав это несколько раз, Фред понял, как нужно действовать, и начал самостоятельно приводить людей к вере.

С тех пор около тридцати человек стали христианами по большей части благодаря влиянию Фреда. Теперь он ведет небольшую группу и учит других верующих тому, как распространять свою веру так же, как это делает он. И теперь некоторые из этих людей переживают точно такой же восторг и волнение, когда им удается перевести кого-то из своих друзей через границу веры.

Фред — человек прямой, здравомыслящий, к тому же довольно жесткий бизнесмен, он использует «конфронтационный» стиль евангелизации. Ему нравятся ситуации, когда приходится сталкиваться с крутыми, совершенно далекими от религии парнями, которые плавают почти на самом дне и которым ничего больше не остается, кроме как наконец посмотреть, что же там, наверху. Нет необходимости говорить, что Фред стал «заразительным» христианином.

Джулия, напротив, совсем не похожа на Фреда. Это скромная маленькая тихая женщина. Она живет в спальном районе, воспитывает двух девочек-подростков и огромную дружелюбную собаку. Она со своим мужем Бобом по привычке посещала спокойную церковь в двух шагах от дома, где Евангелие преподносилось не совсем ясно.

Однажды благодаря определенной цепочке событий Джулия посвятила свою жизнь Христу. Она приступила к поискам церкви, основывающей свою деятельность и учение исключительно на Писании, и решила присоединиться к нам. Через некоторое время она сдружилась с некоторыми членами церкви, которых хлебом не корми, дай поблаговествовать. Так же как Фред, Джулия посетила семинары по евангелизации через взаимоотношения и заинтересовалась концепцией влияния на окружающих.

С тех пор она помогла своему мужу, родителям, дочерям, племянникам, соседям и бесчисленному числу других людей, с которыми она повстречалась в церкви, утвердиться в укреплении своих взаимоотношений с Христом. В течение года Джулия лично привела четырнадцать человек к молитве посвящения Господу.

Если вспомнить тихую и незаметную Джулию и ее скромные методы, большинство из этих людей вряд ли смогут точно сказать, что их так затронуло. Наш евангелизационныи отдел называет ее «Божьим секретным оружием». Интересно, что быть такой эффективной Джулии отчасти помогает ее нежелание быть «стереотипным» евангелистом. Она остается собой и в результате добивается таких успехов.

У Джулии с Фредом все же есть одно общее свойство: она также стала «заразительной» христианкой. Это два совершенно особенных человека. Но в то же время они такие же люди, как и мы с вами.

Они грешники, нашедшие прощение Христа, утвердившие в своей жизни библейские ценности и черты характера и сумевшие приобрести практический опыт для того, чтобы оказать максимальное влияние на духовную жизнь окружающих людей. И точно так же, как эти двое отличаются друг от друга, «заразительное» христианство принимает множество форм, размеров, цветов, возрастов, личных характеристик, темперамента и опыта. И как только вам покажется, что вы наконец поняли, что собой представляет «заразительный» христианин, появляется новая вариация и разбивает сформировавшийся шаблон.

Это отличие становится еще более радостным, когда вы понимаете, что нет на свете двоих совершенно одинаковых духовных «искателей». Эти люди из множества различных религиозных конфессий, этнических групп, из разнообразной социальной среды, они отличаются уровнем образования и даже уровнем восприятия Бога, церкви и библейского учения. В Своей великой мудрости Бог создал множество разных типов христиан и поместил их в сферы влияния на самых разных «искателей». Благодаря подобному разграничению Божья любовь и истина может быть доведена до «искателей» максимально эффективно и так, чтобы это было естественно для обеих сторон. Но для того чтобы это случилось, нам нужно научиться основам продвижения нашей веры, а потом применять то, что мы узнали. После того как вы несколько раз попробуете привести друзей к Христу, вы сможете научиться на собственных ошибках, приобретете мудрость и, наконец, достигнете такого уровня, когда вместо неловкости вы приобретете грацию и изящество, вместо проб и ошибок — уверенность, вместо страха — желание рисковать.

Это очень похоже на то, как вы осваиваете любимое занятие, спортивную игру или профессию. Когда вы пробуете что-то новое, незнакомое, то всегда испытываете определенный дискомфорт. Лишь некоторые из лыжников способны произвести на вас глубочайшее впечатление во время своего первого спуска по крутому склону. Не слишком многие игроки в гольф с первого удара достигают цели. А как насчет самого первого раза, когда вы встали на ролики? Помните, как ваши ноги разъезжались в разные стороны?

Некоторые люди оставляют попытки чему-то научиться, набив первые несколько шишек и пару раз хорошенько шлепнувшись. Другие повторяют попытки еще и еще раз. И вот эти-то люди приобретают раз за разом все больше опыта, и их усилия наконец-то окупаются сторицей.

Приобретение «заразительности» в вашем христианстве очень напоминает подобную практику. Люди, которые ошибаются в своих попытках установить взаимоотношения и донести послание Христово, но которые затем встают, отряхиваются и снова принимаются за дело, в один прекрасный день обретут уверенность.

Фред и Джулия — это лишь двое из множества примеров, и вы можете стать одним из них.

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Я должен вам кое в чем признаться. Мне нравится наблюдать за тем, как люди «схватывают» откровение — привести потерянных к Христу. Они преодолевают свое нежелание, а порой и отвращение, и выходят на новые уровни опытности и при воздействии Духа Святого приносят обильный урожай новообращенных. Это так здорово!

Особенно я радуюсь, когда слышу, что кто-то впервые привел друга к Христу, потому что знаю, что подобный опыт умножит его веру, придаст ему еще больше уверенности и поможет добиться успеха.

Но еще больше мне нравится наблюдать за тем, как несколько «заразительных» христиан распространяют этот «микроб» на других в своем окружении, а те, в свою очередь, передают его еще большему числу людей, до тех пор пока эта евангелизационная эпидемия не охватывает всю церковь.

Подумайте только: если Бог способен настолько эффективно использовать одного «заразительного» христианина, что же произойдет, когда вся церковь станет «заразительной»? Когда это случится, мы с вами увидим действие взрывной духовной волны. Наши личные усилия в этом проекте несомненно важны, но в конечном итоге Бог сможет достичь всего мира благодаря объединенным усилиям и деятельности каждого из нас, когда вся церковь будет трудиться вместе.

Я думаю, мне не нужно напоминать вам, что большинство церквей еще не достигли подобного уровня. Благодарение Богу за то, что то тут, то там проявляются яркие исключения, но слишком многие служители все еще пытаются просто неделю за неделей удерживать количество прихожан на определенном уровне, свести концы с концами и поддержать свой статус. У них нет реального видения, как достигать потерянных и показывать им дорогу к Богу, потому что они слишком заняты обсуждением внутренней политики церкви и попытками решить бесчисленные спорные ситуации.

Я верю, что это лишь пародия на церковь. Я думаю, что не об этом думал Иисус, когда говорил о том, что собирается построить Свою церковь, которую не смогут одолеть врата ада (см. Мат. 16:18). Его видение церкви заключалось в том, что она должна быть активной, динамичной движущей силой, с которой нужно считаться (см. Деян. 1:8). И центральным пунктом ее миссии должно было стать избавление, восстановление и вербовка людей, которые погрязли в грехе.

Обладая миссией подобной важности, мы должны бороться против благодушия и удовлетворенности. Даже если вы являетесь членом церкви, которая в той или иной степени прилагает усилия к тому, чтобы достичь поставленных целей, очень важно не фокусироваться на том числе прихожан, которого вам уже удалось достичь.

Важно помнить о множестве потерявших надежду людей, которые без нашего вмешательства рано или поздно испытают на себе силу Божьего суда.

Да, мы можем и должны радоваться, когда в наших церквях спасаются люди, но мы никогда не должны останавливаться на достигнутом результате и перестать предлагать спасение остальным. До тех пор пока весь мир не узнает Христа, у нас с вами все еще есть работа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ «ЗАРАЗИТЕЛЬНЫХ» ЦЕРКВЕЙ

Не хотите ли и вы стать частью церкви, члены которой от всего сердца стараются достичь этой цели? Не хотите ли и вы приложить усилие к тому, чтобы ваша церковь стала более «заразительной»?

Что ж, для того чтобы более детально понять, что должны из себя представлять такие церкви, я бы хотел перечислить пятнадцать характерных особенностей, присущих тем церквям, которые эффективно трудятся на ниве евангелизации. Используйте их в качестве контрольного списка, чтобы определить, имеют ли они отношение к вашей церкви. Я надеюсь, что вы и ваши друзья не только оцените сильные стороны своей церкви, но также сможете найти способы укрепить ее слабые стороны.

Евангелизация — первичная ценность церкви

Большинство прихожан в церкви могут наизусть отчеканить шестнадцатый стих из третьей главы Евангелия от Иоанна. Сообщение о том, что «так возлюбил Бог мир», все мы прекрасно знаем, и в этом нет ничего сверхсекретного. Проблема в том, что очень часто мы знаем об этом умом, но не сердцем. Будучи теологией, в которую все мы верим, это также должно стать ценностью нашей жизни.

Я поставил эту характеристику на первое место, потому что мы с вами прекрасно знаем, что именно на этом этапе большинство из нас терпит неудачу. Хотя я многие годы учил о том, что люди очень ценны в Божьих глазах, сам я часто забывал об этом, когда в течение рабочей недели с головой погружался в работу.

Часто я ловил себя на мысли, что отношусь к человеку как к объекту, вместо того чтобы относиться к нему как к человеку, которого Бог любит и жизнью которого Он чрезвычайно дорожит.

Опасность, которая подстерегает руководителей церквей, претендующих на звание «заразительных», заключается в том, что часто они не уделяют должного внимания тому, чтобы постоянно усиливать эту основополагающую ценность. Вместо этого они начинают новые программы, экспериментируют с последними евангелизационными трендами или, поддавшись разочарованию, используют вину в качестве орудия, для того чтобы заставить наконец людей заняться евангелизацией.

Но результаты подобных методов обычно поверхностные и временные. Лучше начать с основ веры и, применив преподавание, различные иллюстрации, рассказы, свидетельства, ученичество и ваш личный пример, попытаться со временем раскрыть перед людьми сердце Бога, направленное к неверующим.

Сделать потерянных людей приоритетом

Вы можете определить, насколько церковь ценит потерянных людей, взглянув на то, что она считает своим приоритетом и какие решения принимает. Это особенно истинно в том случае, когда личные желания членов церкви расходятся с нуждами духовных «искателей» вне церкви.

В конце шестидесятых годов прошлого века, когда движение Иисуса начинало разрастаться, традиционные церкви Южной Калифорнии лицом к лицу столкнулись с проблемой, которая заключалась в том, что к ним на служения начали приходить длинноволосые, босые хиппи и своими грязными ногами оскверняли святые ковры.

Это привело к волнениям среди лидеров церквей. Некоторые предлагали запретить этим социальным отбросам вход в свои здания. Но некоторые из пасторов, в частности Чак Смит, поднимались и обличали подобного рода мышление, заявляя, что к этим людям нужно проявить заботу и гостеприимство. Слава Богу за то, что его церковь поверила этой мудрости. Церковь в Калифорнии с тех пор смогла коснуться своим служением жизни тысяч духовных «искателей», и их метод служения переняли многие церкви по всей стране.

Наша церковь также столкнулась с необходимостью принятия подобного решения. Нам была предоставлена возможность организовать на своей территории дебаты между пользующимся широкой известностью атеистом и весьма уважаемым христианином. Но провести их нужно было в тот же день, на который мы запланировали празднование Нового года для своих сотрудников. И хотя оба мероприятия казались достаточно важными, мы все же решили провести то, которое обладало потенциалом достижения людей для Христа. В итоге эти дебаты оказались одним из самых радостных событий в истории церкви, на них присутствовали почти восемь тысяч человек, сорок семь из которых стали верующими в тот же вечер. Оглядываясь на прошлое, можно с легкостью сказать: «Ну конечно, люди гораздо важнее ковров, а евангелизационные мероприятия — вечеринок. А разве для кого-то это было вопросом?» Но все не столь безоблачно, когда происходит столкновение приоритетов и члены церкви «окапываются» и отстаивают свои собственные интересы.

Что должно быть приоритетом, например, когда проведение ежегодного церковного пикника пересекается с редкой возможностью организовать евангелизационное мероприятие с приглашенным проповедником, который может приехать в ваш город именно в этот день? А что вы выберете, зная, что молодежному служению нужны деньги на евангелизационный концерт для своих друзей, а вам так хотелось использовать эти фонды для покраски детской комнаты или для того, чтобы заасфальтировать наконец парковку. В дополнение ко всему вам не нравится громкая музыка, которую слушают эти детишки.

Это вполне реальные конфликты, с которыми вы, вполне возможно, уже сталкивались. Понимаете ли вы теперь, почему я начал список именно с необходимости ценить евангелизацию и сделать потерянных людей нашим приоритетом? Я не говорю, что эти характеристики дадут вам готовые директивы для любого решения.

Это руководящие принципы, которые помогут нам с вами держать руку на пульсе в.тех ситуациях, когда возникает тенденция одухотворить наш собственный эгоизм. Они позволят нам принимать решения, которые помогут нашей церкви встать на путь истинной «заразительности».

Евангелизация как часть всеобъемлющей стратегии

Еще одной важной характеристикой подобных «заразительных» церквей является такое отношение к евангелизации, когда она становится комплексным элементом во всеобъемлющей стратегии служения. Другими словами, евангелизационные семинары или мероприятия не являются чем-то второстепенным, порученным одному человеку, отделу, чем-то таким, на что выделяется один вечер в неделю. Напротив, это является основой, неотъемлемой частью жизнедеятельности церкви.

Когда такое происходит, становится довольно сложно сказать, где и когда «это» происходит, потому что «это» будет происходить повсеместно. Жизнь человеческая будет меняться после разговоров на стоянке, вопросы относительно веры будут обсуждаться в телефонных разговорах и за ресторанным столиком, идеи о новых формах евангелизации будут разрабатываться в коридорах, и никто не скажет: «О, евангелизация, это работа такого-то и такого-то господина».

К процессу «розыска» относятся с уважением и всячески ему способствуют

В церквях существует опасность «затянуть гайки» на всяком «искателе», который заходит в наши двери. «У тебя может быть лишь один шанс, — проносится у нас мысль, — поэтому тебе лучше ухватиться за него и привести их к Христу прямо сейчас».

Все закончится тем, что у христиан, склонных к столь интенсивной евангелизации, действительно будет только один шанс. Но лишь потому, что они пытались слишком быстро все провернуть и привести человека к вере, опираясь на первоначальный контакт.

«Искателя» просто отпугнет подобная наступательная тактика.

Но есть кое-что, чему я научился за годы служения. Если вы с должным почтением отнесетесь к процессу, ко всем тем этапам, которые люди преодолевают на своем пути к Христу, многие из них будут не прочь отправиться в путешествие. Ваш подход продемонстрирует им, что вы хорошо понимаете все то, что им приходится преодолевать, предпринимая непростые шаги в направлении веры.

В своем руководстве я пытаюсь с должным пониманием относиться к этому процессу поиска и использую для этого два основных метода. Во-первых, я прошу членов нашей церкви развивать искренние отношения с людьми, которых они надеются привести к Христу. В этом случае они непрестанно будут находиться рядом со своими друзьями в ситуациях, когда в своем духовном путешествии им придется преодолевать взлеты и падения, успехи и неудачи.

Во-вторых, мы планируем наши воскресные служения таким образом, чтобы быстро отреагировать на вопросы, с которыми сталкиваются люди в исследовании христианской веры. Мы также заверяем их в том, что никто не попросит их ни петь, ни подписываться под чем-то, ни говорить, ни жертвовать до тех пор, пока они находятся на стадии поиска. Это дает им возможность понять заповедь Иисуса о необходимости «посчитать цену», которую им придется заплатить, следуя за Ним, прежде чем они поставят свою подпись под «договором».

Вопросы «искателей» ценят, им уделяется должное внимание

Один из величайших страхов, с которым сталкиваются «искатели», состоит в том, что они боятся того, что кто-то попросит их посвятить свою жизнь чему-то, что они не до конца понимают или с чем не согласны. И все же я постоянно слышу о том, как часто лидеры церквей препятствуют тому, чтобы эти люди выражали свои искренние сомнения, и снисходительно сообщают им о том, что если бы они сначала приняли истину от Христа, потом они обязательно бы почувствовали внутреннюю уверенность в том, что это действительно истина. Для мыслящего «искателя» подобные комментарии сообщают примерно следующее. «Да этих людей не волнует истина. Они просто пытаются отстоять линию партии. Мне лучше собрать вещички и поискать в другом месте!»

Библия в Первом послании Петра (3:15) предупреждает нас о том, что мы должны быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ». Более того, Первое послание Фессалоникийцам говорит нам: «…все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Мы с вами должны быть больше заинтересованы в истине, чем кто-то другой, потому что поклоняемся Богу всей истины, а Он заповедовал нам изучать и познавать ее.

Церкви, которые хотят эффективно достигать искренних «искателей» истины, постараются приложить согласованные усилия к тому, чтобы открыто поднимать и уделять время вопросам, которые люди нам задают. Таким образом они продемонстрируют уверенность в Библии и в тех доктринах, на которые «сделали ставку», и эта уверенность будет расти раз за разом, когда они столкнутся с наиболее несговорчивыми соперниками веры и поймут, что на все их возражения вполне можно выдвинуть хорошие контраргументы.

Лидер — образец достижения потерянных людей

«Делай, как я говорю, но не так, как я делаю» — не лучший способ создать церковь, направленную на евангелизацию. Если люди воспринимают евангелизацию просто как банальный призыв, а не как действенную практику руководства, побуждение к евангелизации в одно ухо войдет и в другое выйдет. Пасторы, старейшины и другие работники церкви, которые постоянно на виду, должны отстаивать и формировать ценность проведения времени и вложения сил в построение отношений с людьми вне церкви.

Это особенно важно в отношении старшего пастора. Я из личного опыта знаю, насколько тщетны будут мои усилия призвать паству к чему-то, чего я сам не практикую. В этом случае невозможно говорить о чем-то с реальной убежденностью. Ваши слова будут бессильны и обретут форму неплохой идеи, которую кто-то где-то там должен когда-нибудь попробовать применить.

В этом случае, как и во многих других, я могу авторитетно заявить: скорость лидера — скорость команды. Люди вашей церкви должны видеть вас в первых рядах, живущим полной приключений, действенной жизнью спасения потерянных. Они начнут говорить между собой: «Ух ты, если пастор идет на риск и вкладывает свое время и силы в этот проект, то, может быть, настало время и мне этим заняться?»

Члены церкви подготовлены н продвижению своей веры

Когда пример пасторов станет привычным явлением, у людей в церкви появится желание самим стать более «заразительными». В ответ на этот голод и энтузиазм церковь может предложить некоторые практические формы подготовки, которые разработаны для развития мастерства эффективной передачи послания Христова.

Это можно проделывать как в специализированных классах и на семинарах, так и во время воскресных проповедей и на собраниях малых групп. Члены вашей церкви присоединятся к подобным собраниям без принуждения, потому что там они узнают то, что имеет прямое отношение к той ценности, которая уже укоренилась в их сердцах.

Когда такое происходит — когда самые обычные христиане по всей вселенской Церкви получают должную подготовку и становятся активными в продвижении своей веры, — вам лучше быть наготове! Потому что в церкви начинается новая эра движения измененных жизней. Если вы до сих пор еще этого не переживали, вскоре вы ощутите бурную радость от того, что именно вам повезло быть частью «заразительной» церкви.

Взаимоотношениям с неверующими людьми придается приоритетное значение

Во время обучения, проводимого «заразительными» церквями, постоянно подчеркивается важность построения искренних взаимоотношений с неверующими знакомыми. Именно на этом этапе сражения мы либо выигрываем, либо терпим поражение. Без построения дружеских отношений мы неизбежно вернемся к старой доброй тактике молниеносного вторжения. Подобная тактика может быть применима в некоторых случаях, но большинство она все же оттолкнет.

Для того чтобы утвердить ценность построения подобных стратегических взаимоотношений, «заразительным» церквям нужно осторожно относиться к тому, чтобы не «перегрузить» свой еженедельный календарь и не увлечься тем, чтобы, искусно и неуловимо воздействуя на людей, вынуждать их все больше времени проводить, исполняя обязанности, имеющие непосредственное отношение к внутренней деятельности церкви. Напротив, им нужно ценить и поощрять попытки своих членов проводить необходимое время с людьми, нуждающимися в Христе.

Эти церкви также допускают определенную долю риска, на который шел Иисус, когда Он отправлялся в места обитания «нерелигиозных» людей. Понимая реальную опасность подобных проектов, они поддерживают и наблюдают друг за другом, применяя принципы подотчетности, чтобы поддерживать благочестивый образ жизни.

Приветствуются различные формы евангелизации

«Заразительные» церкви подчеркивают, что эффективная евангелизация подобна многоликой индивидуальности их членов. Она может принять различные формы, отражающие личностные качества людей, вложенные в них Богом. Это радикально отличается от того, что происходило в предыдущие годы. Тенденция заключалась в том, что пасторы решали проводить евангелизацию определенным образом и потом применяли скрытые, а порой и явные формы давления на членов церкви, для того чтобы все подражали им. Все заканчивалось тем, что несколько человек, темпераментом схожих с руководителем, преуспевали, в то время как остальные пытались заставить себя делать то, что совершенно не соответствовало их индивидуальности. Кто-то уходил из церкви, а если оставался, то испытывал непрекращающееся чувство вины. Такие люди говорили: «О, мне бы так хотелось быть более духовным человеком, чтобы и я мог делать то, что делают они».

В процессе подобной деятельности многие люди были обижены, а некоторым был нанесен прямой вред, потому что они закрывались и уже не пытались достичь тех, кого мог бы привлечь только такой человек, как кто-то из них. Именно поэтому огромная часть членов церкви чувствуют себя непонятыми, а огромный сегмент населения все еще остается недостигнутым.

Истинно «заразительные» церкви избегают подобных проблем, придавая должную оценку множеству самых разных методов, которые используются в процессе продвижения послания. Когда члены церквей применяют свой индивидуальный евангелизационный стиль и при этом объединяют усилия в командную работу, евангелизация церкви выходит на качественно новый уровень.

Например, недавно нам в офис позвонила женщина, которая была сильно обеспокоена происходящим с ее мужем, который, как она сказала, собирался стать мормоном. Она не знала, что сделать, чтобы помочь ему увидеть множество несоответствий в доктринах мормонов при сравнении с истинами библейского христианства.

Поэтому мы решили дополнить ее усилия интеллектуальным подходом, задействовав пару человек из нашего апологетического служения. Они встречались с Робом до тех пор, пока он не пришел к моменту посвящения Христу. Любопытно, что сейчас он занимается тем же служением, применяя собственный интеллектуальный стиль для того, чтобы помочь другим членам церкви достичь кого-то, кто столкнулся с похожей ситуацией.

Веяное служение церкви рассматривается как часть евангелизации

В «заразительных» церквях каждое служение — не важно, к какой конкретной области служения оно относится, — воспринимается как важная составляющая всеобъемлющей цели, которая заключается в достижении потерянных людей.

Возможно, ваша работа состоит в том, чтобы убирать помещение, настраивать звуковое оборудование, рассаживать людей, заниматься обучением детей или сводить бюджет и оплачивать счета.

Любая работа в церкви увеличивает евангелизационную эффективность. Работая совместно, мы сможем сделать для достижения людей то, что ни один из нас не смог бы сделать в одиночку. Именно это и делает каждую отдельную роль жизненно важной.

Усилия отдельных членов дополняются масштабными евангелизационными мероприятиями

Даже после самого эффективного обучения и множества обод-ряющих слов, большинству членов церкви все же потребуется по-мощь для того, чтобы привести их друзей к моменту посвящения. И хотя эта помощь может быть предложена в самых различных формах, самой эффективной и более стратегической все же является организация больших евангелизационных мероприятий, на которые они могли бы пригласить своих друзей. Удивительно наблюдать за тем, как Бог может использовать одно хорошо организованное служение, концерт или программу для того, чтобы исправить ошибочный взгляд на Себя Самого и расположить «искателей» к тому, чтобы им захотелось услышать еще больше о Нем.

Позвольте мне пояснить, что я не имею в виду служения поклонения, хотя они также могут быть достаточно полезны для «искателей», которые уже несколько продвинулись в своем духовном путешествии. Я говорю о таких мероприятиях, на которых, от начала до конца, что бы мы ни делали, в фокусе остаются наши неверующие друзья. Подобные мероприятия могут принять самые различные формы, от концертов христианской музыки и творческих представлений с использованием драмы, мультимедиа и других видов искусства до мужских завтраков, женских обедов и ужинов для руководителей предприятий, во время которых подготовленные для этого случая люди свидетельствуют или проповедуют.

В нашей церкви, например, каждые выходные мы проводим то, что у нас называется «служения для „искателей»», на которых разъясняем присутствующим основы христианства с использованием музыки, драмы и проповеди. При учреждении церкви мы решили проводить подобные служения в воскресенье утром, потому что именно в это время большинство наших знакомых предпочитают наведываться в церковь. Затем, в качестве следующего шага, в середине недели мы организовали служения поклонения, на которых верующие собираются для того, чтобы превозносить Бога, изучать Его Слово и принимать причастие.

Множество других церквей проводит похожие служения для «искателей* в другие дни недели или с меньшим постоянством. Важно поддерживать высокое качество таких служений, даже если это будет означать уменьшение их количества. Обратите внимание, что мы не даем предписаний о количестве и форме подобных служений, мы лишь хотим призвать церкви к применению самых разных стратегий в своих усилиях по завоеванию людей для Христа. Именно такая комбинация личных и общих евангелизационных усилий может сделать церковь весьма и весьма «заразительной».

Нововведения высоко ценятся и широко применяются

Как мы с вами читали ранее, Матфей не сосредоточился на плане проведения банкета для своих неверующих приятелей в «Инструкции к применению евангелизационных методов — век первый». Вместо этого он просто увидел нужду, оценил свои возможности, применил немного творческого мышления и организовал вечеринку!

Церкви, способные влиять на окружающую культуру, обязательно оставляют в расписании место для подобных вечеринок. Они используют новые идеи для того, чтобы донести послание до нуждающихся. Они очень серьезно относятся к повелению Иисуса в седьмой главе Евангелия от Марка, где Он говорит о необходимости избегать увлечения собственными традициями вместо послушания Богу и служения людям. Творчество является составной частью их мышления, а перемены применяются к стратегии в целом. Они готовы рисковать ради потерянных, но учатся на собственных ошибках, непрестанно производя необходимые корректировки в своей деятельности.

И когда в процессе своей деятельности они сталкиваются с непониманием в среде верующих, с которым и Христу часто приходилось сталкиваться, они выслушивают претензии и молитвенно отвечают на критику своих оппонентов, но не позволяют себе сбиться с курса и обязательно заканчивают забег, приводя с собой столько новообращенных, на сколько хватает их сил и возможностей.

Нововведения, кстати, это не новые изобретения. В истории церкви большинство движений, оживлявших христианство, направлялись людьми, которые были открыты для того, чтобы сломать традиционные схемы и попробовать в своем служении что-то новое. Просто взгляните на жизнь таких новаторов, как Лютер, Кальвин, Уэсли, Боот и Муди. Наша цель заключается не в том, чтобы нападать на методы, которые они использовали, но в том, чтобы, постоянно приспосабливая их для себя, до максимума расширить влияние нашего служения.

Особое значение придается Библии

«Заразительные» церкви понимают, что те люди, которые все еще находятся за пределами веры, просто грубо недооценивают преимущества знания и почитания Бога. Поэтому они научились выделять не только центральное евангельское послание, но также и библейскую мудрость для повседневной жизни, включая руководство в области брака, воспитания детей, взаимоотношений на работе и в семье, разрешения конфликтов и вопросы, связанные с этикой и нравственным поведением. Эти церкви понимают, что как только люди обнаружат действенность христианского учения, они уделят достаточно времени и тому, чтобы понять, что христианские утверждения также являются и истиной.

Эти церкви понимают, что им недостаточно просто изучать доктрины, упуская необходимость их применения в практической жизни. Но им также нужно избегать желания поддаться искушению просто раздавать направо и налево полезные советы, не уделяя внимания более глубокому обсуждению вопросов греха и спасения. Это не та ситуация, в которой стоит оперировать подходом «либо — либо», это скорее «и это, и то». Иисус установил подобный баланс в Евангелии от Матфея (11:28-30). Он начал призывом: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Для тех уставших и побитых жизнью людей, к которым Он обращался, это было очень привлекательное приглашение. Оно было также и очень актуальным в их ситуации. Но Он не закончил на этом. В продолжение Своих слов Он сказал, что, если они последуют за Ним и научатся от Него, они также обретут и духовный покой для своих душ.

Нет компромиссу

«Заразительные» церкви поняли, что они должны общаться со своим окружением, но при этом не идти с ним на компромисс. Они знают, что, как только послание креста Христова ослабеет или они начнут скрывать его, можно будет считать сражение проигранным. Что пользы от того, что мы научимся говорить на языке мирян, если в процессе мы упустим послание?

Некоторые христиане полагают, что если мы хотим достичь людей, нам стоит воздержаться от того, чтобы призывать их к переменам и подчинению своей жизни Божьему контролю. Исходя из моего опыта, все должно быть совсем наоборот. Люди устали выслушивать неубедительные, вялые призывы религиозных лидеров, которым недостает смелости «выстрелить в упор» и сказать правду.

Многие из них ищут того, кто сможет без извинений сказать им все и кто осмелится призвать их «поставить на карту» свою жизнь. Я не перестаю удивляться всякий раз в те моменты, когда я, забыв про тормоза, убеждаю людей в необходимости покаяться и довериться Христу, и они вдруг с благодарностью принимают это, и поступают именно так, отвечая на мой призыв. Надо сказать, что это очевидное проявление Духа Святого и Его действия. Но мне хотелось бы выделить еще один момент. Он готов исполнить Свою часть и ожидает, когда мы исполним свою. «Заразительные» церкви именно так и поступают, когда очень понятным и неотразимым способом указывают людям на спасение, доступное лишь через Христа.

Присутствует реальное ощущение сверхъестественного

Существует непрестанное ощущение изумления, подобное тому, которое описано во второй главе книги Деяния. И это само по себе делает такие церкви еще более «заразительными». Бог, очевидно, действует в тот момент, когда в церкви происходит чудо за чудом, облеченное в форму преобразованных жизней. Скептики становятся «искателями». «Искатели» обретают Христа. Христиане приобретают все больше уверенности и становятся активными и смелыми в деле передачи своей веры. Церковь обретает силу, в то время как видение расширяется и у людей появляется ожидание еще больших чудес. Церкви влияют на другие церкви и даже целые деноминации, и вскоре вся страна встает на путь к Богу.

Благодаря силе Духа Святого, молитве и усилиям многих «заразительных» христиан, цель формулы — Максимальное Влияние — достигается с удивительным избытком. По-моему, этим стоит восхищаться. Что в нашей жизни может быть более стоящим, как не возможность быть частью подобного предприятия? Существует много вещей, без которых я мог бы обойтись, но это, совершенно точно, не одна из них. Я бы согласился полы подметать, лишь бы только быть в среде «заразительной» церкви.

Но — и вы это знаете — все упирается в человека, подобного мне и вам, который понимает, во что стоит вкладывать свою жизнь.

В последней главе я бы хотел поговорить о тех стратегических максимально доходных инвестициях, которые вы могли бы сделать.