II. Условия для достижения максимального потенциала

4. Привлекательность подлинности

Имидж — это все! Это было слоганом одной популярной телевизионной рекламы, и очевидно многие телезрители попали под ее влияние. Особенно прихожане церквей. В конце концов стоит только присмотреться и станет ясно, сколько усилий прилагают как служения, так и отдельные верующие для того, чтобы создать о себе хорошее впечатление, «побелив фасад», в то время как в » глубине церковь разъедают серьезные конфликты и противоречия. Напротив, девиз многих людей, искренне ищущих лица Господня, заключается в следующем утверждении: «Содержание — это все». И этих людей видно на расстоянии. Они обладают сверхъестественной способностью улавливать, что является настоящим, а что нет, отличая подделку. Именно тот аромат, который они улавливают, и определяет, привлечет их рекламное предложение или они его отвергнут.

Ли Стробел был репортером «Чикаго Трибюн». В начале восьмидесятых годов он пришел в церковь лишь для того, чтобы порадовать Лесли, свою новообращенную жену. В проникновенной книге «О чем думали отлученные Гарри и Мэри» Ли пишет: «Как только я

вошел в церковь, я, будучи скептично настроенным неверующим мужиком, немедленно включил свой „сканер лицемерия», пытаясь найти доказательства того, что люди здесь просто „играют в церковь».

Я довольно агрессивно рыскал по церкви, разыскивая проявления оппортунизма и жульничества, потому что думал, что если смогу найти оправдание для „списания со счетов» этой церкви, то смогу также эффективно покончить с христианством раз и навсегда». Все получилось совсем иначе. Он встретил людей, которые искренне стремились понять, что нужно для того, чтобы угодить Богу в своей каждодневной жизни, следуя за Христом. Это коснулось его настолько сильно, что он не просто оставил атеизм и принял Божье прощение, но впоследствии посвятил свою жизнь полному служению. Сегодня Ли один из пасторов нашей церкви.

Отсутствие «подлинности» в среде тех, кто провозглашает себя верующими, христианами, может стать причиной возникновения практически непреодолимого барьера для веры. Эта проблема была несколько лет назад озвучена в песне под названием «Лестница Иакова», долгое время занимавшей первые строчки музыкальных рейтингов. Хью Льюис спел о том, что однажды он столкнулся с очень полным человеком, торговавшим спасением, который долго и неотступно ходил за ним по пятам, предлагая свой «товар». Нет ничего удивительного в том, что он отказался, заявив, что «не спешит об этом думать», а потом зло добавил: «К тому же не хочу я стать таким, как ты».

Большинство людей не смогут сказать вам что-то подобное прямо в лицо, но вы не будьте наивными и помните, что, скорее всего, они именно так и думают. Они не захотят посвятить свою жизнь Христу до тех пор, пока не заметят последовательности в жизни тех христиан, с которыми им приходится иметь дело, сталкиваясь день за днем в разных жизненных ситуациях. Джо Элдридж, автор книги «Стиль жизни благовестника», говорит об этом так: «Христиане должны быть благой вестью, прежде чем они захотят рассказать об этом».

Иисус сказал: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15:5)

ПРЕЖДЕ ГЛАВНОЕ

Несмотря на то, что нам очень хочется уже сейчас поделиться с вами практическими советами о том, как наиболее эффективно донести свою веру до окружающих, это все же несколько преждевременно. Поймите, что прежде чем мы станем «заразительными» христианами, тот образ жизни, который мы ведем, должен убедить людей в том, что мы действительно «неизлечимо больны». Если мы хотим быть теми влиятельными, «солеными» христианами, какими, по словам Иисуса, мы и должны быть, нам в первую очередь необходимо предпринять несколько предварительных шагов и исследовать свою жизнь, чтобы потом с готовностью внести необходимые изменения в свой характер. Нам необходимо удостовериться в том, что наш образ жизни не идет вразрез с нашими словами. Мы хотим изменить смысл известной песни, чтобы окружающие люди, наблюдая за нами, думали: «Не уверен, что хоть когда-нибудь смогу стать таким же убежденным и настойчивым в отношении духовных воп-росов, но мне очень хотелось бы стать таким, как они!»

Далее возникает естественный вопрос: как же обстоят дела у большинства христиан в сегодняшних церквях? Пытаясь найти ответ, я иногда просто беседую с незнакомыми людьми, которые не знают, чем я занимаюсь и где работаю. «Мне любопытно, — начи-наю обычно я, — знаете ли вы кого-нибудь из христиан? И если знаете, то расскажите, какие они, эти люди? Какое впечатление они на вас производят?»

От их ответов, скажу я вам, уши иногда просто «вянут»! Попробуйте сами. Чаще всего люди обходятся довольно расплывчатыми ответами. Они говорят: «Ну да, я знаю некоторых христиан, и вообще-то они достаточно непреклонны и сдержанны. Ну, вы понимаете, все такие несгибаемые и по жизни серьезные». Кто-то может сказать: «Они какие-то обособленные. Живут, никогда и никого к себе не впуская. Я их не слишком хорошо знаю, потому что они крутятся в своем собственном мирке».

Отзывы следующей категории еще хуже. Они говорят: «Ну, знаю я нескольких „перерожденных» и хочу вам сказать, что они меня уже „достали». От них так и веет обличением и самоправедностью». Или так: «Они слишком все упрощают, на любую проблему пытаются моментально ответить банальными библейскими инструкциями». И время от времени так: «Я думаю, это просто кучка лицемеров».

Достаточно интересным, но в то же время неутешительным для меня явился тот факт, что некоторые из этих людей все же дали христианам позитивную оценку. Мне бы хотелось, конечно, чтобы всякий раз, расспрашивая людей об их ощущениях, мы с вами слышали что-то типа: «Христиане, нуда, знаю, это целостные высокоморальные люди» или: «Они так сострадательны и добры к окружающим, особенно к тем, у кого в жизни все не слишком удачно сложилось», или: «Эти люди всегда говорят правду, ты можешь быть уверен, что они будут искренни с тобой». А хотите ли вы, чтобы распространенное мнение, которое бытует среди неверующих об истинных верующих наконец изменилось? Нам надо что-то предпринять, и немедленно, потому что впечатление, которое мы производим на людей, сыграет ключевую роль в их представлении о Боге.

БОЖЕСТВЕННАЯ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ

Иисус понимал важность ощущений. Именно поэтому он так подробно и четко проинструктировал нас о необходимости быть Его «солью и светом». Он понимал, что как только вы научитесь жить в соответствии с Его руководством, это станет очевидным для окружающих. Они «увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного».

Понимаете ли вы, о чем Иисус говорит в этих стихах из пятой главы Евангелия от Матфея? Он говорит о том, что поступки и взгляды каждого из Его последователей либо привлекут людей к взаимоотношениям с Богом, либо оттолкнут их. Иисус призывает Своих детей — как тогда, так и сейчас — жить так, чтобы своей жизнью притягивать людей к Отцу. Стоит всегда помнить о том, что поступки, которые мы совершаем в обычной каждодневной жизни, могут воздействовать на то, что будет происходить в вечности.

Недавно я прочитал письмо, написанное новообращенной верующей человеку, жизнь которого оказала на нее огромное влияние. В этом письме она перечисляет все те качества, которые в жизни той более опытной и зрелой христианки показались ей «заразительными». Вот что она написала: Ты знаешь, когда мы встретились, я увидела твою ранимость, теплоту и совершенное отсутствие притворства, что очень впечатлило меня. Я увидела твой цветущий дух и ни малейшего признака внутреннего застоя. Я могла точно сказать, что ты все еще растешь, и мне так это понравилось. Я увидела, насколько сильна твоя самооценка, и поняла, что она не основана на всем том «пушке», взятом из книг из серии «Помоги себе сам», но на чем-то более глубоком и необъятном. Я увидела, что ты живешь убежденной жизнью, где все приоритеты четко определены, вместо того чтобы искать выгод, плотских удовольствий и гнаться за деньгами. Я раньше никого подобного не встречала.

Я ощутила глубину твоей любви и заботы, когда ты слушала меня и не спешила осудить. Ты пыталась понять меня, симпатизировала мне и радовалась со мной, ты сделала столько добра для меня и была щедра — и не только ко мне, но и к другим. Ты твердо придерживалась убеждений. Следуя тому, что ты считала истинным, ты могла пойти против общепринятых мнений и не важно, что подумают люди, не важно, какова цена. Именно поэтому и по множеству других причин, я поняла, что хочу того же, что есть у тебя. И сегодня, уже став христианкой, хочу сказать, насколько я благодарна тебе, и нет таких слов, которые могли бы сполна выразить мою благодарность за то, как ты прожила свою христианскую жизнь, будучи для меня примером. То, что она, в сущности, пыталась сказать, можно передать в двух словах: «Спасибо за то, что была „заразительной» в своем христианстве. Чтение таких писем побуждает меня прожить максимально «заразительную» христианскую жизнь. А вас? Готов поспорить, что и вы также желаете того, чтобы смысл вашей жизни не сводился к накоплению безделушек, дорогих игрушек и подсчету нулей в квитанции на зарплату.

Мы считаем, что это крайне важный момент, и поэтому решили посвятить три главы рассмотрению некоторых ключевых качеств, которые способны побудить духовно чувствительных людей к проявлению христианства в своей жизни. Несмотря на то, что их может быть больше, мы считаем, что именно эти три характеристики — подлинность, сострадание и жертвенность — необходимы каждому верующему, который собирается стать «заразительным».

Забудьте о них, и «искатели Бога» пройдут мимо вас, усмотрев эти качества в ком-то еще. Проявите их, и вы сможете стать максимально «заразительным» в своем влиянии на жизнь окружающих вас людей.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОДЛИННОСТИ

На небольших семинарах я иногда спрашиваю присутствующих о том, какие качества в людях им неприятны более всего. Знаете ли вы, какая черта практически всегда возглавляет список? Это непорядочность, или отсутствие «подлинности». «Я терпеть не могу, когда кто-то говорит одно, а делает совершенно другое», — это стандартная формулировка непорядочности. «Я не выношу, когда люди обещают что-то, но не выполняют. Не люблю, когда надевают маски, стремясь произвести впечатление, а я-то знаю, каковы они на самом деле».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда я спрашиваю о тех качествах, которые они считают наиболее привлекательными в людях, рейтинг возглавляют честность, искренность и «подлинность», или соответствие. Вот что можно услышать: «Ты знаешь, я действительно ценю людей, у которых слова не расходятся с делом» или «Я ценю тех мужчин и женщин, которые способны в любой ситуации оставаться собой, даже если при этом снижается их рейтинг», или «Мне нравятся люди, способные признать свои ошибки».

Раз за разом я убеждаюсь в том, что людей притягивает искренность. Из этого следует вывод: важнейшее из того, что вы можете сделать, чтобы эффективно привлекать ваших друзей и любимых к Христу, это просто всегда оставаться собой, не пытаясь показаться лучше или, напротив, хуже, чем вы есть на самом деле. Чувствовать свободу благодаря освобождающей силе Божьей, просто быть собой.

Однажды я слышал одну историю, которая служит неплохой иллюстрацией того огромного искушения, с которым сталкивались, наверное, все мы, стремясь показаться чем-то большим, чем мы на самом деле являемся. В ней рассказывается об одном полковнике, который совсем недавно получил это звание и переехал в только что построенный временный офис. Дело было во время войны в Персидском заливе. Он только что прибыл и наводил порядок, расставляя вещи по местам, как вдруг краем глаза увидел солдата, который направлялся в его сторону с ящиком инструментов.

Стремясь показаться важным и значимым, он быстро повернулся и поднял телефонную трубку.

— Да, генерал Шварцкопфф, да, да, конечно, я думаю, что это замечательный план, — сказал он. — Я всесторонне поддерживаю тебя в этом. Спасибо, что позвонил. Давай созвонимся чуть позже, Норм. Ну, пока. — Он быстро повесил трубку и повернулся. — Чем могу помочь? — спросил он подошедшего солдата.

— Ну, вообще-то мне нужно подключить вам телефон, — ответил тот, слегка робея.

В этом мире царит обман. Притворство повсюду. Слишком многие люди пытаются быть кем-то, кем на самом деле никогда не были. Вокруг нас сегодня ходит так много притворщиков, что искренние, «настоящие» люди вносят волнение и переполох, просто оставаясь собой.

Для того чтобы развить эту тему, давайте рассмотрим четыре сферы, имеющие непосредственное отношение к вопросу подлинности, которые могут привлечь «искателей» и обратить их сердца к небесам.

Оставаться собой

Первый момент — это идентификация подлинности. Невозможно счесть все то множество новообращенных христиан, которые подходили ко мне после наших воскресных служений и говорили, что частью того, что привлекло их к Христу, было осознание того, что Божья семья состоит из самых разных характеров и личностей.

Я помню, как один человек сказал мне однажды: «Я пришел в эту церковь, ожидая, что руководство попытается затолкать всех в одну колею или причесать под одну гребенку. Я рассчитывал услышать подробные, до мелочей продуманные инструкции о том, как христиане должны выглядеть, поступать, что говорить, во что одеваться и о чем думать. Но догадайтесь-ка, что в действительности произошло? Я обнаружил нечто совершенно противоположное!

Я встретил множество самых разных людей: молодых и старых, богатых и бедных, образованных и без образования, чернокожих и белых и представителей всех других возможных оттенков. Я услышал, что проповедники лишь одобряют многообразие различий.

Они говорили: „Молитесь и спрашивайте Господа, как Он желает вас использовать. Определите те дары, которые Он вложил в вас. Попытайтесь разглядеть то особое призвание, которое Он приготовил для вас, и следуйте в этом направлении».

Я был несказанно шокирован, узнав, что не существует какой-то определенной формы, в которую всех нас затолкают». Потом он сказал что-то, что я надеюсь не забыть до конца дней: «Я понял, что мне не придется отрекаться от собственной индивидуальности, чтобы принять Христа и последовать за Ним. Мой разум буквально взорвался от понимания того, что Бог глубоко заинтересован моей жизнью, Ему нравится, как я сложен, и Он желает использовать меня именно таким, каким создал».

Понимаете ли вы важность подобной идентификации подлинности?

Этот человек пришел к Христу благодаря встрече с христи-анами, которые любили Господа всем сердцем, душой, разумом и силой, не отказываясь при этом от собственной индивидуальности и особенностей характера. Одна из величайших ошибок, которую может совершить веру-ющий человек, это стремление изменить свою Богом заложенную уникальность в напрасной попытке показаться «более духовным».

Эта ошибка вдвойне смертельна. Во-первых, после десяти или даже пятнадцати лет подобных попыток вы можете совершенно утратить понимание того, кто вы есть на самом деле. Во-вторых, в этом мире обитает великое множество людей, которые не смогут увидеть Его лицо и понять Его природу до тех пор, пока они не столкнутся с подлинным действием Его силы в жизни одного из Господних уникальных сыновей или дочерей — в вашей жизни!

Хотите быть «заразительным» христианином? Тогда прежде прекратите извиняться за то, что вы являетесь Божьим проектом, что вы сотканы Им. Перестаньте отвергать собственную индивидуальность. Перестаньте заталкивать себя в форму, которая вам не соответствует, пытаясь «подогнать» себя под общепринятые представления о том, каким должен быть благочестивый христианин. Это совершенно точно не тот план, который Бог задумал для вас.

Не так давно меня сильно взволновало известие о том, что один мой знакомый, посвященный христианин, был признан одним из лучших и сильнейших игроков Национальной лиги в истории футбола. Я равно восхищен тем, что еще одна моя подруга, будучи также посвященной христианкой, взяла на себя роль острого, как бритва, адвоката, сражаясь за права заброшенных, переживших жестокое обращение детей, и выполняет свою работу с полной отдачей, так же ярко, как и Майк Синглетери в футболе.

Довольно многих людей в этом мире Бог наделил подобной яркостью и значимостью. Таким искателям Божьих путей необычайно важно узнать о том, что, следуя за Богом, им не придется отказываться от своей жажды жизни. Кстати говоря, в калейдоскопе Божьей семьи существует место для каждого дара и темперамента. Быть может, Бог наделил вас сверхъестественной глубиной милости, обилием терпения, необъятной мудростью или просто способностью наслаждаться приключениями и расцветать в одиночестве. Скорее всего, где-то в вашем окружении ходит-бродит человек, которого вера манит и притягивает, но которому просто необходимо столкновение с кем-то, подобным вам, — с вашими личностными качествами, вашим темпераментом, вашими стремлениями и интересами. Если этому «искателю» посчастливится взглянуть на то, как Бог живет и движется через вас, это может стать последней каплей, которая подтолкнет его к вхождению в измерение веры.

В Псалме 138 написано, что мы «дивно устроены» (Пс. 138:14). Проявляя свою уникальность, вы станете той самой неотразимой моделью, которая привлечет людей к источнику вашей личной свободы.

Оставаться собой: эмоции

Еще одним мощным магнитом, притягивающим людей к Богу, является «подлинная» эмоциональная часть вашей жизни. Трагедия состоит в том, что многие христиане не умеют выражать свои чувства. Некоторые пасторы и лидеры церквей, ведомые благими намерениями, но, к сожалению, обладающие ошибочной информацией, учат, что посвященный христианин не должен раздражаться и что проявление грусти, боли и печали является показателем недостатка веры или слабости характера. Неисчислимое множество верующих пыталось, да и пытается до сих пор, посреди любых, даже самых сложных обстоятельств, улыбаясь, религиозно провозглашать «славу Господу», потому что они полагают, что это является индикатором их духовной зрелости.

Результатом их героических попыток стало возникновение сразу двух негативных моментов. Первый я называю «эмоциональным головокружением». Это происходит, если человек ставил «вне закона» проявление определенных чувств и эмоций. В результате в его жизни начинается стадия полнейшей эмоциональной путаницы и смущения. Кстати говоря, в этот момент он совершенно теряет способность к выражению своих чувств. Он не распознает, когда они пытаются прорваться на поверхность, и не знает, как их выразить.

В своей отчаянной попытке «охристианить» свои чувства и эмоции он так долго играл со всем этим, что однажды вдруг оказался в безнадежном состоянии эмоциональной апатии и непонимания того, что делать дальше. Для того чтобы выбраться из подобного положения, требуется немало усилий и достаточно часто обращение за помощью к христианскому консультанту.

Второй момент заключается в том, что «искателей» Бога подобная эмоциональная недостоверность быстро отталкивает. Такие люди способны увидеть «красный свет» в ситуациях, когда, например, у молодой мамы случается выкидыш или ребенок рождается мертвым. В ответ на подобное ужасное разочарование эти люди с совершенно сухими глазами непрестанно бормочут религиозные фразы вроде «на все воля Господня». «Искатели» лишь качают головой и думают: «Я не знаю, конечно, возможно, они жутко опечалены, но что-то здесь не так. Назовите меня неверующим, но любой нормальный человек в подобной ситуации будет рыдать от горя, невзирая на то, как называется его религия».

Давайте сравним подобную ситуацию и пример из жизни Иисуса. Помните ли вы, что случилось, когда умер Лазарь, Его друг? Он рыдал, не стесняясь людей. Он просто взял и разрыдался перед всеми. Я уверен в том, что подобная эмоциональная искренность или, если хотите, «подлинность» заставила «искателей» полюбить Его еще больше. Недавно мне пришлось выслушать рассказ убитого горем отца, который рассказал мне, что некоторое время назад, возвращаясь поздно ночью домой, его сын погиб в автокатастрофе.

Когда этот посвященный христианин рассказывал мне свою историю, его глаза наполнились слезами. Помолчав несколько мгновений, он все же совладал с собой и продолжал: «Вы знаете, я все еще ощущаю пустоту в своем сердце каждый день и каждый час».

Когда он закончил, я ощутил духовное притяжение к этому человеку. И еще больше я был пленен Господом, Который дал ему сил быть таким ранимым и искренним. Я подумал.- «Должно быть, этот человек по-настоящему свободен и живет с полным пониманием того, кто он и что происходит». Знаете ли вы, что «искатели» хотят увидеть в вас нечто большее, чем сухие безжизненные глаза и натянутые улыбки? Они хотят увидеть в вашей жизни борьбу со страхом, грустью, злостью, ревностью и утратой. Они хотят услышать, что вы, не скрываясь, говорите об этом. Они хотят понаблюдать за тем, как вы «ходите в вере», день ото дня уживаясь с эмоциональными реалиями своей жизни.

Так не скрывайте же вашу внутреннюю борьбу. Не пытайтесь «дезинфицировать» или «охристианить» ее, потому что ваши чувства и эмоции не менее важны. Бог их вложил в вас. Кстати говоря, Он обладает такими же чувствами и эмоциями! И если вы не будете их скрывать, но придадите вашим чувствам здравые формы, то ваша эмоциональная целостность явит окружающим чудеса Божьего действия в вашей жизни.

Правильное отношение к проступкам

Несмотря на некоторую схожесть, третья сфера, которую мы должны обсудить, — это подлинность исповедания. Эта сфера связана с тем, как посвященные христиане воспринимают свои взлеты и падения. Проблема в том, что большинство из нас ошибочно полагали, что нам необходимо скрывать свои падения, чего бы нам это ни стоило. Нам говорили, что наши просчеты и ошибки обязательно оттолкнут людей от Бога, поэтому нам лучше о них никому не рассказывать. Я никогда не забуду беседу с руководителем одного коммерческого предприятия, который, будучи «искателем», нанял в свою фирму множество христиан. Он наблюдал за ними, словно ястреб. Он сказал мне: «Знаешь, я почувствовал влечение к Господу, наблюдая за христианами, которые тщательно выполняли свою работу, были со всеми добры и трудились без устали. Но я хочу сказать тебе, что произвело на меня особое впечатление. Однажды парень, который, насколько я знал, был новообращенным, подошел ко мне и спросил, может ли он поговорить со мной после работы. Я согласился встретиться с ним, но позже забеспокоился, подумав, что, наверное, этот молодой человек, будучи новообращенным религиозным фанатиком, вознамерился и меня обратить в веру. Я был удивлен, когда он вошел в мой кабинет с низко опущенной головой и сказал: „Сэр, я не отниму много времени, я просто хочу попросить у вас прощения. Все эти годы, что я работаю у вас, я поступал так же, как остальные работники: немного воровал, использовал телефон в личных целях, старался работать поменьше, а денег получить побольше. Но несколько месяцев назад я стал христианином, и это не просто слова, а что-то реальное, что изменило мою жизнь. Поэтому, в благодарность Христу за то, что Он сделал для меня, и, стремясь быть послушным Ему, я хочу возместить нанесенный ущерб. Может быть, вы могли бы подсказать мне, как это сделать? Если вы уволите меня за это, я пойму. Я того заслуживаю. Если вы решите урезать мою зарплату, делайте то, что вам угодно и что вы считаете правильным в данной ситуации. Если вы хотите поручить мне задание, которое я мог бы выполнить в свободное время, я и на это согласен.

Я просто хочу, чтобы между мной, Богом и нами все было правильно»». Сразу скажу, что они все уладили. А владелец бизнеса сказал мне, что этот разговор оказал на него большее духовное влияние, чем любой другой состоявшийся до него или после. Он сказал, что один этот человек своим поступком смог максимально эффективно и наглядно показать ему, что означает истинное христианство.

Что же помогло этому новообращенному верующему стать таким заразительным? Быть может, это была умелая подача евангельского послания или хорошо подготовленное свидетельство? Наверное, нет. Скорее всего, это было искреннее и смиренное признание своих ошибок в совокупности с готовностью все исправить.

Говоря простыми словами, подлинное исповедание является мощным свидетельством действия преобразующей силы Христа в твоей жизни. Это является противовесом, ярким контрастом с общепринятым в нашем обществе мнением, что в своих ошибках, какими бы они ни были, лучше никому никогда не признаваться.

Мы живем в такое время, когда для любого недостатка находится рациональное объяснение, следы заметаются, «чтоб никто не догадался», а успешные адвокаты получают деньги за то, чтобы снять нас с крючка. Кажется, что в наши дни совсем не осталось людей, способных откровенно признаться хоть в чем-то.

Серьезное восприятие библейских инструкций и смиренное признание собственных ошибок является показателем высокоэффективного христианства. Это помогает «искателям», живущим в сегодняшнем «безошибочном» обществе, понять, что только влияние живого Бога способно побудить человека сказать: «Это была моя вина, простите меня».

Что скажете? Удавалось ли вам когда-нибудь решить проблему, признав собственную ошибку? А может, вы все свое время проводите в неустанных попытках создать у окружающих впечатление, что вы беспорочный, неспособный ошибаться человек, день и ночь боясь того, что они узнают о ваших ошибках, и все, что так долго создавалось, развалится? Не стоит недооценивать силу искреннего раскаяния. Это может стать более действенным выражением истинного христианства, чем все то, с чем ваши друзья когда-то сталкивались.

Наверняка есть что-то, в чем вам стоило бы признаться на работе, в семье, а может, перед вашим соседом. Наверняка в вашей жизни есть такие области, в которых срочно нужно что-то менять, но вы все еще пытаетесь это скрыть в надежде, что никто никогда не узнает. Может быть, в эту самую минуту Дух Божий побуждает вас пойти к какому-то человеку и сказать: «Знаешь, я стал христианином и хочу, чтобы моим отношениям с Богом ничего не мешало, но также хочу, чтобы между мной и тобой все было правильно, поэтому я должен извиниться».

Могу ли я поделиться с вами сенсацией, но только так, чтобы это осталось между нами? Люди, изучающие христианство, не рассчитывают на то, что христиане будут сплошь совершенными людьми. Они для этого слишком опытны! Однако они искренне надеются встретить кого-то, кто был бы способен признать свои ошибки и исправить. Они хотят встретить людей, способных смиренно раскаяться и, может быть, даже возместить ущерб.

Когда они сталкиваются с подобными людьми, они убеждаются в том, что их вера — это нечто реальное. Они убеждаются в том, что если они все же отдадут свою жизнь Христу, им не придется жить под давлением перфекционизма. И поверьте мне, узнав об этом, они испытают огромное облегчение и станут более восприимчивы к вашим словам.

Жить с убежденностью

Давайте коснемся еще одной сферы, имеющей отношение к подлинности, и подумаем, что значит: жизнь с искренней убежденностью. Несколько лет назад в телевизионном выпуске новостей показали сюжет, в котором студент китайского колледжа встал на пути у танка. Помните? А теперь вспомните, о чем вы думали тогда, наблюдая за тем, как этот человек буквально бросается под танк, рискуя жизнью. Лично меня это чрезвычайно взволновало, мое сердце бешено колотилось. Похожие чувства я испытал, наблюдая за тем, как жители Восточной Германии стучат своими кирками и топорами в Берлинскую стену, пытаясь ее разрушить, а в этот момент солдаты направляют на них автоматы.

Мне не стыдно признаться в том, что всякий раз, когда я вижу кого-то, подобного этим людям, тех, кто готов пойти на риск и заплатить цену ради того, во что верит, это словно воспламеняет меня изнутри. Даже если я не согласен с тем, ради чего они рискуют жизнью, на меня производит неизгладимое впечатление глубина их посвящения и огромное желание сойти с трибуны и присоединиться к игрокам в поле.

За долгие годы своего служения я усвоил еще один важный момент: на «искателей» не способны произвести впечатление бесхарактерные, нерешительные люди. Я должен особо подчеркнуть это, потому что вижу, что многие христиане боятся прямо заявить о своей вере, выбраться наконец из кладовки и жить в соответствии с библейскими заповедями только потому, что они думают, будто так поступая, могут автоматически оттолкнуть от себя неверующих. Но если такое и случится, то причина в большинстве случаев будет совсем иной.

Обычно «искатели» — не важно, признают они это или нет, — уважают и восхищаются христианами, которые не боятся открыто заявить о своей вере. Не забывайте, что многие из них пытаются принять решение о том, как поступить и как отреагировать на призыв Христа. Поэтому, когда верующий человек открыто заявляет о том, что считает истинным и верным, когда он отстаивает христианские ценности, используя накопленные знания и интеллект, и живет так, что его вера очевидна и подлинна, это побуждает «искателя» сделать выводы о собственной жизни.

Они спрашивают себя: «Во что же я верю? Есть ли в моей жизни что-то подобное, какие-то взгляды, которые я мог бы также твердо отстаивать? Хватит ли у меня смелости поступать правильно, так, как поступает мой верующий друг?» Со временем подобные вопросы вынудят его искать ответы у Христа.

НЛЮЧЕВОЙ ПРИМЕР

Библия описывает римского воина, который в день распятия Христа находился рядом и наблюдал за происходящим. Он пришел на одно из величайших драматических представлений в истории в качестве зрителя. Он молча наблюдал за тем, как Христа швырнули на землю, пригвоздили к кресту, а потом подвергли публичному осмеянию. Он внимательно смотрел, как Христос, невзирая на боль, продолжает провозглашать Себя Божьим Сыном, Спасителем мира.

Он слушал, как Иисус просит одного из друзей позаботиться о Его матери и дарует милость кающемуся вору. Услышав же, как Иисус, собрав последние силы, восклицает: «Свершилось, в руки Твои предаю дух Мой», этот очерствевший, закаленный в боях солдат содрогнулся.

Когда Иисус умер, этот солдат начал осознавать смысл произошедшего, ту цену, которую Христу пришлось заплатить сполна, глубину посвящения Своей миссии и Его готовность отдать собственную жизнь ради ее исполнения. Этот человек не мог спокойно наблюдать за происходящим, его сердце разрывалось от боли, а в разуме царило полнейшее смятение. В конечном счете он в своем сердце смог признать то, что понимал разумом. Наконец, он не выдержал и воскликнул: «Истинно, этот человек был Сын Божий!», — и этот крик несся из самых тайных уголков его существа.

Этот человек, циничный римский солдат, преклонил колени, увидев стремление Христа отдать Свою жизнь ради того, во что Он верил. Увидев то искреннее и смелое посвящение Своей цели, которое продемонстрировал Иисус, он не смог удержаться от подобного заявления.

ВЫЗОВ

Позвольте мне еще раз повторить: «искатели» не питают уважения к слабым христианам. Глубоко в своих сердцах они жаждут встретить хоть кого-то — кого угодно, — кто был бы способен встать и провозгласить истину, а потом так же смело жить в соответствии с ней.

Я хочу спросить вас сегодня: а почему бы вам и мне не стать этими людьми? Почему бы нам не стать людьми, которые живут настоящей и смелой жизнью у себя на работе, перед своими соседями, в школе, в окружающем мире? Чего мы боимся? Что нам мешает? У нас же есть Дух Святой, Слово Божье и Церковь.

Мы ведь хотим стать «заразительными» христианами, не правда ли? Тогда давайте будем честны с людьми. Давайте покажем им нашу подлинность и постараемся быть теми, кем Бог нас сотворил, не больше и не меньше. Давайте будем эмоционально искренны и научимся бороться с жизненными трудностями. Давайте научимся смиренно признавать собственные ошибки. И давайте смело стоять на том, во что мы верим. Давайте провозглашать эти истины и жить в соответствии с ними, не пытаясь оправдаться, чтобы своей жизнью побуждать людей к принятию решений, подобных тому, которое сделал тот римский солдат.

В этом и заключается сила, привлекательность и потенциал подлинной христианской жизни.