III. Потенциал тесного соприкосновения

7. Стратегические возможности во взаимоотношениях

куда вы идете, когда сталкиваетесь с проблемой? К кому вы бросаетесь за советом, когда вам срочно нужно принять какое-то очень важное решение? Или так: с кем вы говорите, когда хотите услышать мнение о том, какую машину или пылесос вам следует купить? Теперь давайте взглянем на оборотную сторону медали. Как вы чувствуете себя, когда незнакомый человек пытается заговорить с вами о каких-то сугубо личных делах? Привлекает ли вас мысль о взаимодействии с незнакомыми людьми в таких вопросах, которые в вашей жизни являются «закрытой зоной» и скрыты от посторонних глаз?

Предположим, что вы проводите субботний вечер с семьей, как вдруг ваш покой и уединение нарушает стук в дверь. На пороге появляются двое людей, которые хотят вам рассказать о том, как вы можете стать членом Божьей организации. Дайте угадаю, что дальше происходит. Вы, конечно, широко улыбаетесь и думаете про себя:

«Вот здорово! Какая замечательная возможность поговорить с умными людьми на такую интересную и, безусловно, важную тему».

Правильно?

Я склонен в этом усомниться. Потому что, если вы похожи на большинство из нас, ваша первая мысль будет примерно такой: «О, нет! И почему они пришли именно сегодня? И вообще я не склонен обсуждать с незнакомыми людьми такие сложные и сугубо личные темы, не говоря уже о том, что они, скорее всего, подготовлены и научены опровергать все, что я мог бы сказать!»

Если даже вы, христиане, посвященные распространению Божьей любви и истины, переживаете подобное, когда приходится говорить с незнакомыми людьми на духовные темы, то представьте себе, как должны себя чувствовать в подобной ситуации ваши неверующие друзья! Они наверняка напуганы самой мыслью о том, что нужно говорить с кем-то, кого они совсем не знают, и обсуждать с ними свою личную жизнь.

Ничего удивительного, что все объективные методы, которыми мы с вами пользовались для распространения Евангелия в наши дни уже не слишком эффективны. В то время как люди в нашей американской культуре все больше и больше отрываются от своих христианских корней и наследия, им становится все сложнее и сложнее говорить с кем-то — особенно это касается тех, кого они совсем не знают, — о вопросах веры.

В то время как наше общество все быстрее удаляется от христианских ценностей, становясь все более светским, среди людей наблюдается растущее нежелание выбираться из собственных зон комфорта и искать ответы на ключевые жизненные вопросы.

Сколько внимания вы уделяете рекламным письмам, которые ежедневно десятками приходят на ваш электронный адрес? Наверняка не ошибусь, если скажу, что евангельские брошюрки, трактаты, адресные рассылки от церквей, объявления в телефонных справочниках или в местной газете давно уже не привлекают особого внимания. А разве не столь же скептично мы с вами относимся и к оптимистичным наклейкам на заднем стекле автомобиля, библейским отрывкам, цитирующим Иоанна 3:16, напечатанным на любой свободной поверхности? Вы же не считаете, что они до сих пор оказывают на людей должное влияние? Хочу сказать, что очень давно не слышал свидетельств о том, что кто-то спасся благодаря подобным методам, не направленным на конкретного человека.

Даже высококачественные программы на радио и телевидении, несмотря на всю их дороговизну и огромные усилия, не охватывают все то множество неверующих людей, которые отчаянно нуждаются в спасении. Из личного опыта общения с этими людьми я узнал, что очень часто они даже не подозревают о существовании подобных программ.

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я не отрицаю, что иногда Бог использует высокие технологии, чтобы прикоснуться к людям истиной. И время от времени то тут, то там мы слышим случайные свидетельства о том, что их усилия оказались не напрасными, и они все же добились некоторых результатов.

Я хочу сказать, что поскольку люди вырабатывают все больше иммунитета против подобных методов, нам, наверное, пора набраться мудрости и не складывать

все наши «яйца» в эти корзины.

Истина такова, что все мы испытываем дискомфорт, когда человек, который находится за пределами нашего близкого доверенного круга друзей, пытается воздействовать на нас в личных сферах, имеющих для нас огромное значение. Мы естественным образом притягиваемся к людям, которых хорошо знаем и которым можем доверять. Друзья прислушиваются к мнению друзей. Они знают, что на них можно положиться.

Друзья имеют право влиять на их жизнь. И они покупают у друзей то, что относится и к материальным вещам, и к области мнений. Поэтому, если мы собираемся повлиять на мир для Христа, самым эффективным способом станет дружба с теми, кого мы желаем достичь. Нам необходимо сблизиться с ними, чтобы они увидели, что мы искренне заботимся о них лично и ставим их интересы выше своих собственных. Со временем, именно это поможет вам заслужить их доверие и уважение.

Вот почему формула из третьей главы настолько важна. Она была выведена на основе слов Иисуса о том, что мы с вами соль земли и свет мира. Рассматривая первый момент, мы установили причину, по которой он использовал сравнение с солью. Первая мысль такова: чтобы произвести требуемый эффект, соль должна обладать максимальным потенциалом (МП). Иисус сказал, что соль, утратившая свои свойства, — бесполезна. Именно поэтому предыдущая часть книги была посвящена исследованию нескольких характеристик, которыми должны обладать христиане для достижения максимального потенциала.

Но даже самая высококачественная в мире соль будет бесполезной, если так и останется в солонке. Самые искренние, сострадательные и жертвенные христиане на планете не смогут повлиять на неверующих до тех пор, пока не соприкоснутся с ними. Именно поэтому мы решили посвятить эту часть исследованию второго элемента формулы: ТС, что означает тесное соприкосновение. Мы исследуем способы построения подлинных доверительных взаимоотношений, которые помогут нам оказать влияние на тех, кого мы надеемся достичь.

ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ

Но давайте будем честны друг с другом. Развитие дружеских взаимоотношений с неверующими людьми отнимает множество времени и сил, я уже не говорю о возможных неудобствах. Поэтому мы часто сталкиваемся с искушением сократить процесс и — не важно, готов он или нет, — бросить человеку духовный вызов. «Кроме всего прочего, — рассуждаем мы, — вокруг столько людей ждут, когда же мы наконец придем к ним, что нет смысла тратить столько времени на одного человека». Проблема в том, что когда мы сокращаем путь в вопросах истины, и нам это кажется справедливым и приемлемым, такой поворот, напротив, может оказаться ошибочным и привести к крушению всего духовного процесса в жизни человека. Поняв, что на него давят в ожидании каких-то преждевременных шагов и решительных действий, он, скорее всего, постарается притормозить либо в некоторых случаях прервет слишком стремительный процесс.

Марку пришлось усвоить этот урок в непростых обстоятельствах. Несколько лет назад наша церковь организовала недельную презентацию с использованием музыки и драматических постановок, стремясь донести христианство до людей, которые обычно в церковь «ни ногой». Марк купил четыре билета на театральную постановку в пятницу вечером: два для себя и Хейди и еще два для другой семейной пары, которую они пригласили. Но эти люди в последнюю минуту отказались ехать. Представьте себе, сегодня пятница, а у них на руках два билета на места, которые, скорее всего, так и будут пустовать.

В этот вечер Марк отправился домой и, уже поворачивая к гаражу, увидел, что по тротуару неторопливо прогуливается молодая пара из соседнего дома. Они не были женаты и не проявляли ни малейшей заинтересованности в духовных вопросах. Он знал только их имена и все же решил: а почему бы и нет?

— Привет, Скотт, — обратился он к молодому человеку. — Хотел спросить, есть ли у вас сегодня планы на вечер. Дело в том, что у меня как раз есть два лишних билетика на сегодняшний концерт в нашей церкви.

Он быстренько попытался развеять любые стереотипы, которые могли у них возникнуть, и сообщил, что эта постановка обязательно понравится, потому что в ней задействованы исключительные профессионалы и это новейшая, самая последняя постановка, с хорошим звуком и светом, и так далее, и тому подобное. Потом он спросил, не хотят ли они сходить.

Давайте здесь ненадолго задержимся. Если вы мыслите теми же

категориями, что и я, то наверняка выразите восхищение уверенностью, которую продемонстрировал Марк своей попыткой прямо и решительно сказать этой паре о представившейся возможности и пригласить людей, которых он едва знал. Очень часто мы думаем об этом, но никак не можем набраться смелости и наконец сделать что-то. Единственная проблема, которую он позже обнаружил, состояла в том, что, наверное, это все-таки было слишком смело и слишком быстро. Возникла опасность, что подобная спешка оттолкнет их не только от этого вечера, но и лишит Марка возможности взаимодействовать с ними в будущем.

Скотт засмущался, мельком взглянул на свою подружку и опустил голову. Потом, несколько смущаясь, заговорил:

— Ну… спасибо, конечно, но я не думаю, что мы сможем пойти сегодня… но, знаете, если вы хотите когда-нибудь собраться вместе на шашлыки, обязательно дайте знать.

Они отправились дальше, а Марк стоял на дорожке и думал: «Ну почему мне это в голову не пришло? И ведь надо же, это как раз то, чему я многие годы учу на своих семинарах по евангелизации: в первую очередь шашлык!

Очень важно, чтобы мы инвестировали в развитие дружеских отношений с окружающими — то, что я еще иногда называю оплатой «сбора дружелюбия», — чтобы завоевать уважение и доверие людей, а также возможность говорить с ними обо всем, что касается духовных вопросов.

Самое интересное, что Марку позже все же удалось сблизиться со Скоттом. Через несколько недель он позвонил ему и предложил сходить в кино с женами, а потом посидеть где-нибудь в кафе. В тот вечер Марк с Хейди решили, что они в разговорах не коснутся ни христианства, ни церкви. Они поняли, что и без этого слишком форсируют события, и поэтому решили уделить некоторое время «шашлыкам» и только потом постараться направить разговор к вопросам веры.

Но к их величайшему изумлению в тот же вечер в ресторане Скотт сам задал им несколько вопросов на духовные темы!

Благодаря своему личному опыту Марк усвоил одно важное правило, которому с тех пор учит студентов: это принцип «сначала шашлык». В этом принципе заключен смысл урока, который мне хотелось бы исследовать в этой части. У нас должно хватить мудрости начать с развития отношений на основе каких-то максимально естественных нейтральных моментов и позже попытаться, в контексте уже установившихся взаимоотношений, направить разговор в духовную сферу. Благодаря истории Скотта и Марка мы поняли, что во многих случаях вам не придется долго ждать подобной возможности. Многие люди ищут кого-то, кому они могли бы доверять и с кем можно без опасения обсудить столь важные темы.

БИБЛЕЙСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Чтобы подчеркнуть сказанное, хотелось бы рассмотреть вдохновенный пример из жизни Иисуса. Удивительно, как часто мы игнорируем тот факт, что большую часть Своего времени Он проводил с людьми, не относящимися к религиозной среде. Но в те минуты, когда Он все же встречался с религиозными людьми, Он непрестанно указывал им на неверное отношение к окружающим и объяснял, насколько важны для Бога потерянные люди.

Время, однако, склонно смягчать историческую реальность, и те грешники, с которыми общался Иисус, могут показаться совершенно невинными и «приличными» по сравнению с теми, кто так безрассудно бунтует против Него сегодня.Несложно, например, забыть о том, что сборщик налогов, которого Он призвал Себе в союзники, до этого вымогал огромные суммы у угнетенных, буквально втоптанных в грязь людей, а те проститутки, к которым Он проявлял сострадание, вообще-то занимались незаконной сексуальной деятельностью и брали за это деньги, так же как это происходит и сегодня. Вот чем они занимались. Иисус намеренно соприкасался с самыми нижайшими слоями духовных распутников и нечестивцев, потому что в Его глазах они были наделены огромной значимостью и Он желал привести их в Божью семью.

Если вы задумаетесь об этих истинах, то, возможно, вашим первым естественным желанием будет отпрянуть и удивленно спросить: «Но как мог Иисус так поступать? Что могло заставить безгрешного Божьего Сына общаться с подобными отвратительными личностями? Неужели Он не понимал, насколько они извращены?»

Многие из нас выросли в церквях, распевая песни типа: «Иисус, Друг грешных» и думая про себя: «Ну да, верно. Я точно знаю, что Он мой Друг». Это все так приятно и радостно до той минуты, когда мы начинаем понимать, что Его дружба с грешниками распространяется гораздо дальше пределов церкви, где Он заботится о нас, о членах Его семьи. Писание говорит, что мы возлюбили Его, потому что Он прежде возлюбил нас, в то время когда мы еще были непослушными бунтарями, покрытыми виной и стыдом, которые неизбежно производит в нашей жизни грех. Он называет Себя Другом для мира, для всех людей, которые в подобном состоянии живут и сегодня.

Еще одним ключевым примером считается Павел. В Первом послании к Коринфянам (9:22,23) он писал: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». Он заботился о том, чтобы в самых «неудобоваримых» ситуациях соприкоснуться с людьми, воздействуя на них и притягивая к Христу. Настоящий вызов он, однако, бросает нам в следующем стихе, когда говорит, что подобно ему, нам следует «бежать, чтобы получить».

ПРЕПЯТСТВИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Существует ряд «камней преткновения», которые мешают христианам принять этот вызов и приложить усилия к развитию взаимоотношений с неверующими в своем окружении. Давайте рассмотрим некоторые из этих препятствий.

Библейское основание

Некоторые из нас выросли в церквях, где основной упор руководители делали на стихи, подобные тем, которые подчеркивали, что «дружба с миром есть вражда против Бога», «вы не от мира» или «выйдите из среды их и отделитесь». В этих стихах, которые, возможно, были неотъемлемой частью вашего христианского роста, отражена мысль, когда сама идея о возможности дружбы с неверующими ставится под сомнение или даже считается еретической и идущей вразрез с учением Библии.

Давайте вкратце рассмотрим эту мысль и внимательнее исследуем приведенные отрывки. В первом из них — а это Послание Иакова (4:4) — написано, что «дружба с миром есть вражда против Бога».

Но из других мест Писания, таких как Первое послание Иоанна (2:15-17), становится ясно, что слово «мир» не имеет в виду именно людей, но относится к грехам и нечистоте, которые творят люди в этом мире. Другими словами, мы должны исполнить заповедь Христа и любить людей, но не любить их грехов и не участвовать в грехах, которые совершаются. В Послании Иакова (1:27) сказано, что мы должны «хранить себя неоскверненными от мира».

Точно так же и Евангелие от Иоанна (17:14), где Иисус говорит, что «мы не от мира», очень часто истолковывается таким образом, что с людьми за пределами Божьей семьи нам лучше не связываться. Но в стихах с 15 по 18 мы видим совершенно противоположное утверждение: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». А с какой целью Бог послал Христа в этот мир? В соответствии с Его собственным заявлением: «чтобы найти и спасти погибшее» (Лук. 19:10).

А как же насчет указания «выйдите и отделитесь»? Мы находим его во Втором послании к Коринфянам, где Павел завершает свои наставления для верующих, говоря, чтобы они избегали таких ситуаций, в которых они могут оказаться под одним «ярмом» с неверующими. Это совершенно очевидно не имеет отношения к повседневной дружбе, но скорее к более формальным альянсам, которые вполне могут оказать на христианина пагубное, а порой и губительное влияние.

И кстати, Павел в своем первом письме церкви в Коринфе утверждает, что одиночное взаимодействие с неверующими является вполне нормальным и даже необходимым явлением (см. 1 Кор. 5:9,10).

В заключение давайте вспомним, что одним из обвинений, предъявленных Христу, была «дружба с мытарями и грешниками» (Лук. 7:34). Несмотря на то, что это было довольно унизительное обвинение, Иисус все же не опроверг его. Напротив, Он воспринял это как комплимент и деятельно подтвердил его Своей жизнью.

Духовная опасность

Итак, мы выяснили, что идея сближения с неверующими людьми во имя духовных целей является библейским предприятием, смоделированным Иисусом и Павлом. Но как насчет той опасности, которая возникает, когда мы находимся в обществе людей, активно бунтующих против Бога? И что имел в виду Павел, когда в Первом послании к Коринфянам сказал следующие слова: «не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33)?

Внимательно перечитайте стих. Заметьте, что если мы прочтем этот отрывок в контексте, то поймем, что Павел предупреждал о том, что не следует принимать у себя учителей, которые отвергают факт воскресения Христа. Он сказал: «Не допустите, чтобы их скептицизм по этому вопросу смутил вас и сбил с толку. Тот факт, что Иисус действительно воскрес из мертвых, является центральной необходимой составляющей христианской веры».

Если рассматривать эти отрывки более широко, мы увидим, что во всех этих стихах прослеживается один общий принцип. Он гласит, что в тот момент, когда мы соприкасаемся с кем-то, кто, вместо того чтобы верить истинному евангельскому посланию, предпочитает верить чему-то или кому-то еще, мы должны быть уверены в том, что наше влияние преобладает.

Другими словами, мы должны наступать, вместо того чтобы защищаться. Мы должны обладать запасом библейских истин, которые могли бы использовать в любой сложной ситуации, в которой можем оказаться. Павел во Втором послании к Коринфянам (10:4,5) сказал: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Это значит, что как только мы чувствуем, что подверглись негативному влиянию идей или поступков какого-то человека, лучше дать «задний ход» хотя бы ненадолго. Очень важно, чтобы мы смогли оказывать доминирующее влияние в моральных и духовных сферах. Во множестве случаев это далеко не так сложно, как может показаться. Когда мы развиваем дружеские отношения с людьми с определенной целью — оказать на них «заразительное» влияние ради Христа, — вероятнее всего, мы сможем стойко придерживаться того, что морально и истинно.

А как же репутация?

— Но если я начну проводить время с неверующими в общественных местах, где меня могут увидеть, — вполне можете возразить вы, — что обо мне подумают в церкви?

Это веский довод, который стоит обсудить, потому что некоторые из знакомых христиан, скорее всего, неверно истолкуют ваши усилия, направленные на построение взаимоотношений с неверующими людьми.

У вас, кстати, неплохая компания, потому что Иисус не только рискнул Своей репутацией среди религиозных деятелей того времени, но и разрушил ее! Лука сообщает, что они обвинили Иисуса в том, что Он обжора и пьяница (см. Лук. 7:34). И хотя Он не был ни тем, ни другим, тот факт, что люди сочли Его таковым, ясно показывает тип людей, с которыми Он проводил время.

В Евангелии от Матфея (9:12,13) Иисус говорит о том, что Он идет к грешникам, потому что они подобны больным, нуждающимся во враче. Опасность, конечно, заключалась, да и до сих пор существует в том, что доктора могут запросто принять за одного из больных.

Несколько раньше мы исследовали отрывок из пятнадцатой главы Евангелия от Луки, в котором Иисус очень четко проясняет, насколько потерянные люди важны для Бога. Он рассказывал три притчи: о потерянной овце, монетке и о блудном сыне. Мы извлекли из этого определенные уроки, но не выяснили причину, по которой Иисус, казалось бы, залез в такие «дебри», чтобы все объяснить.

Если вы прочитаете первые два стиха пятнадцатой главы, Его мотив станет очевидным.

Иисус отвечал религиозным лидерам, которые обменивались между собой замечаниями, что вообще-то Он зря общается с подобного рода людьми, которые давным-давно себя дискредитировали, опозорились и потеряли всяческое уважение в обществе. Иисус хотел, чтобы они поняли, что это не только правильно, но еще и стоит всех затраченных усилий, потому что эти потерянные люди обладают необычайной ценностью в Божьих глазах.

Личные неудобства

Давайте признаемся в том, что иногда бывает довольно непросто вновь установить тесные взаимоотношения с людьми, в среде которых мы раньше вращались, чувствуя себя, как рыба в воде. Их разговоры нам теперь не нравятся, их шутки лишены всякого юмора и заставляют нас краснеть, их изменчивые ценности и дела наталкивают на мысль о том, что, наверное, духовная пропасть между нами слишком широка, чтобы можно было ее преодолеть. Возможно, вы совсем недавно вырвались из подобного окружения.

— А теперь ты хочешь, чтобы я вернулся? — спросите вы, и это совершенно естественная реакция.

Отвечая на этот вопрос, я скажу: и да и нет. Мы, конечно же, не хотим вернуться, чтобы остаться в нашем прежнем окружении.

Но нам необходимо время от времени наносить им краткий визит, потому что там все еще остались люди, которых Бог любит и о которых мы должны позаботиться. С одним соглашусь: иногда это будет совсем непросто.

В начале книги я уже упоминал о моем увлечении парусным спортом. В моей команде девять парней, и эти ребята не из тех, с кем вам бы хотелось вместе провести пикник после собрания в церкви.

Протокол регаты обязывает владельцев лодок и команды собираться в яхт-клубе по окончании каждой регаты для подтверждения результатов, урегулирования спорных ситуаций и награждения за первое, второе и третье места. Попробуйте с трех попыток угадать, чем занимаются все присутствующие в то время, пока судейская коллегия выполняет свою работу. Верно, они поглощают алкогольные напитки в неограниченных количествах. Затрудняюсь сказать, сколько раз мне приходилось стоять в кружке полупьяных моряков, которые без конца спорили о том, у кого из них лучшая парусная лодка и обсуждали всякие корабельные тонкости.

Часто я думал: «Ну а я что здесь делаю? Здесь, в этом шуме, среди всего этого сквернословия и безграничного эгоизма? Зачем я здесь?» Очень часто бывало, что в этот момент я слышал нежный шепот Духа Святого, который говорил: «Ты строишь мосты. Устанавливаешь доверительные отношения. Закладываешь почву для тех разговоров, которые, быть может, состоятся только через год. Ты делаешь то же, что делал Иисус».

Характер и уровень дискомфорта, который мы, возможно, испытаем, стремясь заложить основание взаимоотношений с неверующими, будет разниться, но Бог поможет нам пройти через это и почтит наши усилия. Результат стоит затраченного времени и труда.

ПРИМЕНИ К СЕБЕ

Я хотел бы предложить вам сделать что-то, что могло бы перевести нашу дискуссию из области теории в практику. Запишите имена троих людей, в жизни которых вы хотели бы оказать духовное влияние. Эти люди, с которыми со временем вы надеетесь поговорить о Христе, должны находиться в сфере вашего влияния.

Составление подобного «списка влияния» поможет вам удалиться от пустых надежд на то, что когда-нибудь, хоть пока и не совсем понятно как, вы сможете достичь этих безымянных, безликих «искателей», и превратить это в определенные действия, направленные на то, чтобы помочь троим людям, которых вы знаете лично и жизнь которых вам небезразлична.

Очень важно при выборе имен просить Божьего водительства. Вам необходимо непрестанно говорить с Ним об этих людях и просить Духа Святого открыть их сердца к восприятию Христовой любви и истины. Также молитесь, чтобы Бог помог вам проявить к ним безусловную любовь и столь же безусловную дружбу, чтобы Он даровал вам мудрость и понимание того, как сблизиться с ними и что сказать о Нем.

Мне нравится, как об этом сказал один из моих друзей Дитер Зандер. Он сказал: «Мы должны говорить с Богом о людях, а потом с людьми о Боге». Помните о том, что Дух Святой желает быть вашим невидимым партнером при достижении ваших друзей, членов семьи, коллег по работе и соседей Христовым посланием, которое дарует им жизнь. Очень важно обращаться к Нему за силой и мудростью на каждом шагу этого пути.

Позвольте мне закончить эту главу словом ободрения. Вы не сможете стать «заразительным» христианином, если не соприкоснетесь с ними достаточно тесно, чтобы они могли подхватить вашу «болезнь». Именно в этой точке, в момент соприкосновения, ваше предприятие либо потерпит неудачу, либо вы преуспеете. Как я сказал ранее, друзья прислушиваются к мнению настоящих, близких друзей. Так станьте одним из них. Если мы не начнем с этого, то не сможем стать эффективными и хоть чего-то достичь.

Чуть позже мы обсудим способы, как можно максимально отчетливо и понятно донести до людей содержание вашей веры, но сейчас вам нужно понять, что никакая подготовка не поможет вам, если вы не войдете в контакт.

Самое захватывающее и увлекательное в этом то, что когда вы начнете развивать с людьми стратегические дружеские отношения, вы увидите, что это еще и весело в придачу. Вы увидите, как ваша вера укореняется и углубляется, круг общения расширяется, а уверенность в Боге день за днем растет. Все происходит точно так, как я вам и говорил, — как ежедневное потрясающее приключение!