7. Структура проповеди: план

О чём этот урок:

Часы, проведённые в углублённом изучении Писания и в молитве, подскажут тебе идеи для проповеди и зажгут сердце желанием проповедовать.

Иначе не справиться с работой, требующей столько сил, нервов и сосредоточенности. Теперь начинается напряжённый труд выбора темы, поиска и отбора нужного материала и выстраивания мыслей, которые составят проповедь.

В четвёртом уроке мы упоминали, что достичь цели помогает карта, план. Дороги бывают разные. Если надо спешить, путь выбирают кратчайший. А если катишь тяжёлую тележку, то выберешь дорогу поровней, даже если идти по ней дольше. А если спешить некуда и вокруг много интересного, то путь может оказаться и извилистым. Самое главное — знать, куда идёшь и как туда дойти.

Ты уже знаешь, что цель у любой призывной проповеди одна: помочь людям покаяться и уверовать во Христа. Кроме того, тебе известно, что о Евангелии можно сказать столько, что всё в одну проповедь не влезет, значит, надо сосредоточиться на одной истине или теме. Наконец, ты знаешь, что огромное значение для подготовки и содержания проповеди имеют конкретные обстоятельства: где, когда и кому ты проповедуешь.

Теперь пора поговорить о том, как выстроить форму проповеди, её план. Как организовать материал, накопленный при изучении избранного библейского текста. Сразу скажем: план хорош любой, если он ведёт к цели. В восьмом уроке мы рассмотрим примеры разных вариантов.

План призывной проповеди — это порядок тех мыслей, цитат и примеров, которые подведут слушателей к решению покаяться. Цели важнее — нет. Значит, надо потрудиться как следует: чем легче слушателю понять, тем труднее проповеднику выразить. (Взять хотя бы текст этого самоучителя: если тебе легко его читать, значит, редактор немало попотел над каждым словом.) Ты ведь ведёшь за собой людей — и не имеешь права потерять их внимание, или сбить с толку, или утомить.

Не забывай, что Сам Господь ждёт конца проповеди, чтобы принять всех уверовавших. Уже это одно вознаградит твои усилия. Какое это зрелище — видеть, что хоть одна душа, отягощённая грехом, нашла облегчение покаяния и радость спасения! А если их несколько? А если их много! Как тут не воспрять духом, как не начать с нетерпением думать о следующей возможности привести людей ко Христу!

В этом уроке мы рассмотрим методы как подготовки, так и произнесения призывной проповеди. Подготовка требует немалой работы. Ведь надо составить такой план, чтобы в нём было ясно и чётко изложено Евангелие. Вот почему нельзя жалеть время на молитву и изучение Библии. Один знаменитый проповедник говорил, что к каждой минуте проповеди он готовится час. Видимо, он понимал всю важность подготовки: и умственной и духовной.

Однако готовить надо не только содержание проповеди, но и форму. Важно, например, разработать манеру, в которой проповедь будет произнесена. Что именно привлечёт внимание слушателей? Одним только голосом, красноречием, жестами, или внешним видом их внимания не удержишь. Разумеется, полезно владеть ораторскими приёмами, но если всё внимание на проповеднике — то это отвлечёт от Евангелия!

Главный интерес должно вызывать само содержание проповеди. Если есть чёткий и ясный план, на который органично ложится материал, излагающий библейские истины, проповедь получится интересной и действенной.

Внимание!

Может показаться, что к концу этого урока твои три проповеди должны быть уже готовы. Это не так; их разработка будет продолжаться до конца курса. На будущих занятиях мы ещё не раз вернёмся к седьмому уроку, чтобы применять, по мере разработки каждой из них, изученные методы. Подготовка проповеди — процесс постепенный. И это только начало.

Цели урока.

1. Проанализировать библейский материал трёх твоих проповедей.

2. Составить пробный план одной из них.

* * *

Итак, цель призывной проповеди — доходчиво изложить Евангелие в силе Святого Духа, чтобы слушатели покаялись и уверовали. Перед тем, как начать работу по её подготовке, надо:

• помолиться, чтобы Бог направил мысли и благословил труд;

• выбрать стихи из Библии, которые ты хочешь положить в основу проповеди;

• внимательно изучитьэто место (места) в контексте, поглубже постичь изложенные там истины и убедиться, что этот текст и его идеи слушатели поймут.

Только после этого начинается работа над проповедью.

1. Самое начало

Хорошая проповедь как бы растёт сама из почвы Слова Божия. Евангелие — это семя, а плодами будут колосья, жатва покаявшихся душ. Твоя проповедь — это путь, предписанный Богом, от почвы и семени к этому урожаю. Это стебель, соединяющий семя с колосом. Корень скрыт в земле, зерно прячется в колосе, а стебель у всех на виду.

Прежде, чем приступить к составлению плана проповеди, полезно сделать вот что. Задайся вопросом: чему учит выбранный тобой отрывок? И запиши краткие ответы на этот вопрос. Можно по отдельности для каждого стиха, прямо по тексту, — или подытожить весь отрывок несколькими предложениями. Можно прямо выписать нужные выражения (если в стихе напрямую излагается учение) — или пересказать их своими словами, или развернуть мысль, которую этот стих даёт в скрытом виде. Всё это задаст библейский тон, даст корень для проповеди.

Затем запиши, какие мысли пришли тебе в голову в процессе обдумывания. Например, возникшие вопросы, припомнившиеся случаи из жизни (твоей, или слушателей, или ещё чьей-то), что-то из прочитанного. Словом, любые мысли, свои и чужие, как-то связанные с темой. Это будет похоже на стройматериалы, которые ты свёз на строительную площадку и выгрузил пока в кучу, неразобранными.

В процессе этой работы начнут вырисовываться какие-то взаимосвязи. Одна идея контрастирует с другой, одна подробность влечёт другие, один случай цепляется за другой, одна истина напоминает сходную истину из другой книги Библии. Ещё не видно порядка расположения этого материала. Но связи эти — уже та почва, из которой вырастет план проповеди.

2. Отбор материала

Но оставить библейские выводы и твои мысли о них в одной куче — бессмысленно. Их надо как-то сгруппировать, рассортировать. Разложить по полкам, так сказать. Но по каким?

Здесь нет единого рецепта. Что будет удобно и стройно в одном случае, не вполне подойдёт к другому. Приведём два образца, два способа такой системы сортировки. Оба состоят из пяти «полочек», по которым можно разложить накопленный материал. Выбери любой из них — или придумай свою систему, лишь бы она достигала цели.

Образец первый

А. Факты: кто, что, когда, где.

Посмотри, какие факты содержатся в материалах. Люди. Кто говорит и с кем. События и слова. Утверждения и повеления. Время. Место и обстановка. Важно лишь вкратце перечислить имена, события, и т. п. Это простая констатация фактов, обозрение их. Ничего сложного тут нет.

Б. Смысл: зачем и почему.

Теперь идут вопросы посложней: «Почему именно это?», «Какое это имеет значение?», «Чем вызваны эти события, слова, поступки?», «Зачем это попало в Библию?», и тому подобные. Ты пытаешься понять, что из чего произошло и какая причина привела к какому следствию. Иначе говоря, начинается истолкование, интерпретация текста. Здесь уже возможны ошибки, поэтому надо молиться, чтобы в поисках и вопросов и ответов тебя направлял Святой Дух. И, разумеется, не стесняйся спрашивать совета у опытных христиан, у людей мыслящих.

В. Связи: что к чему.

Цепь состоит из звеньев, соединённых друг с другом. Вместе они делают дело, непосильное каждому в отдельности. Ты уже размышлял о взаимосвязях. Это связи и между стихами данного отрывка, и между стихами разных частей Библии, и между двумя твоими мыслями, и между учением Библии и примером из жизни. Многие, конечно, будут связями между твоими мыслями и библейскими истинами. Тут-то и начинается важное дело: отбор. Что-то из накопленного не вписывается в проповедь: оно плохо связано с остальным, придётся отбросить. Или: одна из связей перегружена, можно отложить часть материала на другой раз.

Г. Мировоззрение: точка зрения.

Слово Божье подобно волшебному стеклу, через которое совершенно иначе видны и мы сами и мир вокруг нас. И это понятно: Автор Библии смотрит на всё не так, как человек. Тут возникает расхождение: слушатели мыслят одним способом, Бог (и Его посланцы) другим. Например, кто-то из сидящих в зале не верит, что есть загробная жизнь. Или что Бог вмешивается в ход истории. Или что Бог вообще существует.

Благовестник обязан знать мировоззрение аудитории и строить проповедь с его учётом. Сюда надо выписать мысли, которые подчёркивают разницу между представлениями человеческими и Божьими. Иногда надо, чтобы люди поняли ошибочность каких-то своих воззрений. Не в этом твоя главная цель, но бывает так, что если не прояснить разницу, то тебя вообще не поймут. Побочная задача проповеди — помочь людям увидеть мир и себя с точки зрения Бога.

Д. Практические выводы: что делать.

Углубляясь в Слово Божье, мы понимаем, как применять его истины на практике. Какие-то из мыслей, записанных тобой, должны попасть в эту категорию. Это — применение Слова к жизни. Тут важно помнить вот что. Прежде чем формулировать, к чему призывать слушателей, обязательно сравни с этим призывом свою собственную жизнь. Одни выводы должны изменить мышление; другие — поведение.

Результаты.

Когда материал разложен, систематизирован, что-то уже начинает вырисовываться. Видно: чего многовато, а чего не хватает. Видно, что не всё уместится в одну проповедь. Что-то придётся оставить на будущее.

Образец второй

A. Актуальные вопросы

Что волнует слушателей? Почему? Кто виноват? Что делать? Зачем мы здесь собрались? Ради чего ты живёшь? Почему всё не так? Легко ли быть молодым? Не лучше ли начать жизнь сначала? Не пора ли подумать о главном? Что такое истина?…

Это, конечно, только некоторые примеры подобных вопросов. Но что-то в этом роде должно появиться у тебя при обдумывании связи библейских истин с жизнью твоих современников.

Б. Наглядные примеры — из жизни, прессы, литературы

Все подобранные тобою случаи из жизни, цитаты, подробности, намёки, и т. п., связанные с мыслями пункта «А».

B. Библейские истины

Основные мысли, которые изложены в выбранном тобой библейском тексте (плюс те мысли, на которые этот отрывок тебя навёл).

Г. Библейские иллюстрации

Места из других глав или книг Библии, сюжеты из Ветхого или Нового заветов, — каким-то образом связанные с мыслями пункта «В».

Д. Практические выводы

В предложениях, попавших на эту «полку», будут мелькать такие слова, как «покаяться», «уверовать», «пора!» и т. п.

Это те мысли, к которым надо привести слушателя. Лучше всего, если они не навязаны ему, а подсказаны, если он пришёл к ним сам. Люди не любят, когда за них думают, каждый хочет делать выводы самостоятельно.

Этот образец раскладки материала удобен для тех проповедей, где основной ход мысли такой:

Если возникают проблемы А1, А2, А3 … (а они возникают, это видно на примерах Б1, Б2, Б3…), а Бог утверждает, что В1, В2, В3… (что подтверждается примерами Г1, Г2, Г3…) — то что из этого следует? Вывод ясен: Д1, Д2, Д3

Число «три» здесь, конечно, взято условно. Идей или примеров в каждом случае может быть больше или меньше, чем три. Главное — ход мысли должен прослеживаться чётко, чтобы слушателям было понятно, к чему ты клонишь. Это может дойти до слушателя не сразу, но дойти должно, иначе ты не справился с задачей.

Хорошо организовать проповедь значит чётко понять и показать связь между её идеями.

3. Составление плана

Теперь, наконец, ты готов выстроить проповедь. Ты молился, чтобы Святой Дух дал тебе правильно понять библейские истины и доходчиво их донести. Ты внимательно изучил выбранные стихи, записал мысли — содержащиеся в них и связанные с ними — и всё рассортировал. Пора составлять план проповеди.

• Во-первых, сформулируй одним предложением её цель: «Цель этой проповеди — убедить слушателя: (главная идея проповеди), и побудить его: (действие, которое надо совершить).» Это может пригодиться для введения.

• Во-вторых. Вырази кратко библейскую тему, которую будешь подчёркивать: «Эти стихи научат слушателей… (какую истину из Слова Божия разовьёт проповедь)».

• В-третьих, сформулируй все основные мысли (тоже кратко, каждую одним предложением), которые будут ступенями, ведущими по библейской теме к практическим выводам. Это главные пункты основной части проповеди. Их будет не меньше двух, но желательно не больше четырёх-пяти. Три считается идеальным.

• В-четвёртых, под каждым главным пунктом размести другие, усиливающие или поясняющие его, в том числе примеры из Библии и других источников. Это подпункты.

• В-пятых, вырази одним предложением самое главное: что надо слушателям понять, продумать и претворить в жизнь. Это заключение, им кончается план.

Эти элементы присутствуют при подготовке любой проповеди, даже если они и не прозвучат в ней напрямую. Они составляют её трёхчастную структуру: введение, основная часть, заключение. Когда в следующий раз мы будем проходить различные жанры и стили благовестия, то именно эта структура проповеди будет подразумеваться.

План должен ясно показывать, как ты поведёшь слушателей от начальной точки до конечной цели: покаяться, уверовать и начать христианскую жизнь. По ходу проповеди от этого плана можно и отходить, лишь бы не упустить ничего самого необходимого и не нагромоздить подробностей, отвлекающих от хода мысли. Практика показывает, что даже опытные проповедники часто затягивают подробностями начало — а потом, подстёгиваемые нехваткой времени, сокращают подпункты, намеченные на конец основной части.

План показывает ход развития мыслей, но излагать их можно по-разному: в форме рассказа, или диалога, или поиска ответа на интересный вопрос, или опровержения заблуждения, и так далее.

Самопроверка

1. Цель у ……………. проповеди одна: помочь людям ………….. во Христа.

2. Хорошая проповедь растёт сама из почвы ………………….. .

3. Накопленный для проповеди материал можно разложить по таким «полкам» (если ты придумал свою систему, заполни и третью колонку):

а. ……………… а. ……………… а. ………………

б. ……………… б. ……………… б. ………………

в. ……………… в. ……………… в. ………………

г. ……………… г. ……………… г. ………………

д. ……………… д. ……………… д. ………………

4.Трёхчастная структура проповеди состоит из: ……………………………………….. .

4. Начало. Введение

Вся работа по подготовке проповеди пойдёт насмарку, если ты не завладеешь вниманием слушателей или упустишь его. Проповедь обязана включать в себя интересные для них моменты, чтобы им хотелось слушать дальше.

И вот тут очень важно самое начало. Оно должно быть интригующим, увлекательным. От этого будет напрямую зависеть дальнейшее внимание. Если не привлечь внимание людей сразу, то потом сделать это гораздо труднее.

Ораторы знают, что есть «безотказные» приёмы привлечь внимание. Например, волшебное слово: «однажды». С него начинается сюжет: случай, история, рассказ — а их любят все. Ими охотно пользовался Иисус. Случай не только привлекает внимание, но и надолго запоминается. Господь знал, что рассказав историю можно даже проверить, дошла ли до слушателей духовная истина.

Но будет грубой ошибкой рассказать интересный случай — совершенно не связанный с темой, толькодля привлечения внимания. Даже если он и запомнится, пользы от этого не будет никакой. Так что если ты решил начать с интересного случая — обязательно продумай, как он выведет на тему проповеди.

Другой способ привлечь внимание в начале проповеди — цитата. Кто-то сказал интересные слова. Библейский персонаж, историческая личность или современник. Слова вызовут интерес, если это интересный или уважаемый человек. А уж если это человек всем присутствующим известный, а высказывание неожиданное, цитата обязательно «сработает», заставит слушателей задуматься и следить за твоей мыслью.

Но даже если автор высказывания слушателям совершенно незнаком, цитата всё же разожжёт их интерес, если сказано что-то странное, неожиданное, даже шокирующее. Можно вспомнить, например, разговор или спор, затронувший что-то близкое к теме проповеди. Здесь привлекает как раз тот факт, что это мысли такого же точно человека. Да ещё высказанные «моим языком».

Порой внимание слушателей удаётся привлечь прямым ударом: заявлением о том, что они услышат. Это, конечно, надо уметь. Скажешь: «Сегодня мне хотелось бы порассуждать с вами о необходимости молитвы» — и при всей твоей искренности и важности темы вряд ли у слушателя дрогнет сердце. Совершенно другое дело — такие, например, слова: «У многих из нас есть секретное оружие, самого дальнего боя и точного прицела. Почему-то оно часто пылится в бездействии, под чехлом. Называется оно молитва».

Это уже интригует. Или вот так: «Сколько жалоб слышится вокруг на тяжёлую жизнь! И того не хватает, и этого. А ведь есть простой, древний и всем доступный способ в корне изменить положение: молитва.»

Сюжетный рассказ, цитата, прямая заявка темы — это проверенные приёмы для начала проповеди. Выбор, конечно, зависит и от того, какая собралась аудитория. Детям наверняка захочется услышать историю. Внимание интеллигентной аудитории привлечёт остроумная цитата или юмор. Если же проповедуешь людям уже как-то подготовленным, можно «взять быка за рога», прямо объявить тему. Молись об этом серьёзно, потому что ошибка здесь может оказаться буквально смертельной: не овладеешь вниманием — всё пропало.

Но с чего бы ты ни захотел начать, помни: цель этого начала — подвести к библейской теме. Ты уже готовишь людей к тому решению, принять которое предложишь им в конце.

Один известный благовестник рассказывает:

«Иногда я объявляю слушателям в начале проповеди, что в конце дам им возможность покаяться. Они с самого начала знают, что их ждёт, и уже начинают обдумывать свой отклик. При этом многие, конечно, не понимают вначале, что значит «покаяться». Но на то я и вышел на кафедру. К концу проповеди поймут.»

Итак, задача введения — не изложить все истины сразу, а зацепить внимание, заинтриговать, заинтересовать. Показать, что перед слушателями интересный собеседник, у которого есть что сказать.

Введение должно задевать слушателей, нацеливать их на серьёзные размышления.

5. Середина. Основная часть

«К чему он клонит?» — этот вопрос бывает написан на недовольных лицах слушателей. Проповедник то топчется на месте, то отвлекается, то движется по кругу. Это раздражает, слушатели теряют внимание.

Тщательно продуманный план проповеди позволяет выявить в ней «провалы», т. е. скучные, неинтересные места. И помогает двигать проповедь к намеченной цели. Иоанн Креститель энергично вёл людей к пониманию того, что Иисус — Агнец Божий (Ин 1:36). Ты — тоже посланец Господень. И если ты засушишь, затянешь проповедь, люди заскучают и перестанут слушать.

Захватив внимание слушателей введением, ты переходишь к основной части проповеди. Здесь надо изложить подготовленный материал по всем пунктам и подпунктам. И всё это тоже необходимо тщательно продумать. Сам материал у тебя уже есть. Но как удержать интерес слушателей? Есть несколько испытанных способов.

«Что дальше?» Ничто так не держит слушателей в напряжении, как желание узнать, чем кончается заинтересовавший их рассказ. Поэтому опытный оратор сначала только намекнёт на цель, а потом постепенно открывает одну подробность за другой, пока не раскроет тему полностью. В каждой части проповеди слушатели должны получить новую информацию, направляющую ход их мысли, но не досказывающую всё до конца.

Известная притча Иисуса о блудном сыне, его отце и старшем брате, — это пример сюжетного рассказа, который хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё кончится (Ак 15:11-32). Не стесняйся рассказывать побольше таких историй (относящихся к теме!), они всегда держат интерес слушателей.

Или — метод контрастов, противопоставлений — как у Иисуса в рассказе о людях, построивших дома на разных фундаментах (Лк 6:48-49). Рассказ ярко показал, какой контраст между мудростью и недальновидностью. А посмотри, как в Нагорной проповеди (Мф 5-7) Христос противопоставил старые традиции и новые утверждения. «Слышали вы, что сказано древним… А Я говорю вам…». Контраст может быть между прошлым и настоящим, между «здесь» и «там». Между мировоззрением верующего — и неверующего. Между надеждой и отчаянием. Ты и сам придумаешь немало таких контрастов.

Ещё один способ удержать внимание ваших слушателей — наглядные сравнения. Услышав слова Иисуса «Царствие небесное подобно…», — ученики уже знали, что сейчас Он словами нарисует картину. Он всегда достигал цели, потому что примеры приводил из повседневной жизни. Простые и понятные сравнения приоткрывали людям вечные духовные истины.

Иисус любил указывать слушателям на окружающее. Вот Он просит подвести ребёнка. Зачем? При чём здесь ребёнок? Оказывается, чтобы войти в Царствие Небесное, нужна детская доверчивость. Один урок Он преподал указав на монету (Мф 22:19-21), другой — на бедную вдову (Мк 12:41-44), третий — о Своём воскресении — обратив их взор на здание Храма (Ин 2:18-22).

Таковы некоторые приёмы, которые поддержат в слушателях интерес к твоей проповеди. Практика покажет, какой из них у тебя получается лучше.

Любой приём, которым ты держишь интерес слушателей, должен работать на мысль, которую ты излагаешь.

Есть и общие приёмы ораторского ремесла, касающиеся внимания слушателей. Очень важно, чтобы мысль была выражена понятным языком. Трудные слова и сложные фразы ослабляют интерес. Чаще упоминай в проповеди то, с чем слушатели знакомы, — людей, места, события — как это делал Иисус (Лк 13:1-5).

Известно также, что монотонный голос усыпляет аудиторию. То же самое — однообразная, «качающаяся волнами» интонация. Время от времени, подчёркивая мысль, надо повышать или понижать голос. Христос знал этот приём (Ин 7:37).

Но и тут здравый смысл подсказывает: одно дело проповедовать с микрофоном, другое — без него. И то и другое надо уметь. Без микрофона очень важно говорить громко, с «дальним посылом», чтобы было слышно в последних рядах. Это особенно трудно на открытом воздухе.

Микрофон, разумеется, очень помогает. Но и с ним надо уметь работать. Проповеднику приходится постоянно помнить о микрофоне — не говорить в сторону от него и держать его всё время на нужном расстоянии: подальше, если повышаешь голос, и совсем близко, если переходишь на шёпот.

Важен и темп речи. Естественно ускорить его, когда волнуешься, — и замедлить, когда надо подчеркнуть каждое слово.

Очень сильный ораторский приём — пауза. Не забывай их делать, особенно перед «самым интересным», чтобы подогреть внимание слушателей: «Что он сейчас скажет?». Иисусу пригодился этот приём, когда к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии (Ин 8:3-11).

Один из лучших способов удержать внимание слушателей — это показывать по ходу проповеди, как библейские истины связаны с жизнью. Слово Божье говорит о самом главном, что волнует человека: о страданиях и страхе, печали и сомнении, надежде и любви, бедности и богатстве, а главное — о тоске по духовному, о стремлении вверх, за пределы, в вечность. Как только человек увидел, что ты его понимаешь, что тебе известны ответы на вопросы, волнующие его, — внимание к проповеди обеспечено.

Наконец, в самой личности проповедника есть качество, неизменно привлекающее внимание людей. Оно важнее, чем стройность плана, красота языка, сила мысли, владение голосом или ораторский талант. Это — искреннее волнение о том, что проповедуешь.

Жил в Англии известный человек, не только неверующий, но даже знаменитый своим скептическим отношением ко всему духовному. И вдруг друзья заметили, что он день за днём ходит на проповеди видного благовестника. Его спросили: «Что ты ходишь его слушать? Ты же не веришь в то, что он говорит». Знаменитый скептик ответил: «Я-то нет, но он как верит — приятно посмотреть!» Привлекательной оказалась сама убеждённость проповедника.

Благая весть должна искренне волновать самого проповедника, это важнейшее и необходимейшее его качество.

Многих талантов и навыков, которые есть у других, у тебя может и не быть, но если сердце твоё горит любовью к Богу и к человеку, люди это поймут, и слушать будут внимательно.

Конечно, надо усердно учиться и работать, чтобы подготовить проповедь наилучшим образом. Конечно, надо все силы и всё своё умение приложить, чтобы доходчиво и убедительно проповедовать людям, которые, если не покаются, навсегда погибнут. Но ко всей учёбе и работе должна быть добавлена искра, высечь которую может только Дух Святой: неравнодушие, волнение.

Один американский пастор сказал: «Благовестие — это заразительное волнение об Иисусе Христе». Если твоё сердце этим огнём горит, люди это увидят, и волнением твоим заразятся!

6. Конец: Заключение

Замолчать, когда время истекло (или народ стал расходиться), — не то же самое, что завершить проповедь. Заключение — важнейшая её часть, ибо оно побуждает людей действовать по результату услышанного. Именно тут, непосредственно и прямо, ты делаешь всё от тебя зависящее, чтобы они решились покаяться и уверовать.

Значит, и заключение надо подготовить не менее серьёзно, чем всё ему предшествующее. На него уйдёт не меньше труда, времени, и молитв. Это «финишная прямая».

Есть один профессиональный секрет. Настоящие поэты последнюю строку четверостишия обычно пишут первой. Так и опытный проповедник: начинает выстраивать проповедь как раз с заключения: чтобы знать, в каком ключе и в каком направлении подстраивать всё остальное.

Если проповедь подготовлена тщательно и молитвенно, если люди слушали внимательно, можешь заключить её с уверенностью, что плод будет. Господь заверяет, что Слово Его «не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55:11).

Проповедуя Евангелие, не сомневайся, что Бог это обещание сдержит. Плоды приносит не наше красноречие, а Его верность. Поэтому, когда проповедь подходит к концу, ты имеешь полное право дать слушателям понять, что Святой Дух действует в эти минуты особым образом.

К концу проповеди не надо замедлять темп. Наоборот, приближаясь к своей высокой цели: призыву и покаянию — проповедь должна наполняться энергией и волнением.

Длинную ли, короткую ли проповедь ты произносишь, всему приходит конец. Как дать слушателям знать, что ты уже заканчиваешь? Есть несколько способов.

Можно напомнить про введение. Например, так: «В начале мы сказали, что…». Хорошее заключение всегда как-то повторит или хотя бы намекнёт на введение, сказав об этом напрямую или нет. Если в начале проповеди ты объявил, в каком направлении хочешь двигаться, то в конце естественно будет отметить, что к цели подошёл.

Можно также кратко перечислить основные пункты проповеди. Подчеркнём: кратко. Заключение — не место для новой информации, пункта или подпункта. Всё уже сказано, и повторяться не надо. Уместно только очень коротко напомнить самое основное: «Итак, Слово Божье, как мы убедились, учит: (1) …, (2) … и (3) …».

Можно, наконец, рассказать в заключение случай, наглядно иллюстрирующий тему. Концовка часто запоминается лучше всего, и яркая, уместная история надолго закрепит проповедь в памяти.

Можно и объявить без обиняков, что проповедь кончается. Например: «Ну вот и всё, мне больше сказать нечего. Решение за вами.»

Многие благовестники перед самым призывом любят помолиться. Если и ты так захочешь, не забывай, что это молитва Богу, а не обращение к аудитории! В молитве не место для повторения плана проповеди. Бог всё слышал, и в напоминаниях не нуждается. Неуместен в молитве и сам призыв к людям прийти ко Христу. Господа надо просить о том, чтобы Он коснулся каждого сердца, побудив сделать правильный выбор.

Одно из действенных средств подтолкнуть людей к решению покаяться — это дать им услышать, как за них молятся.

Главное, слушатель должен понять, что проповедь окончена и что пришло время как-то на неё откликнуться.

Самопроверка

1. Начало должно быть …………………, от этого будет напрямую зависеть дальнейшее внимание.

2. Продуманный план проповеди помогает выявить в ней «……….», т. е. скучные, неинтересные места.

3. Среди приёмов, помогающих удержать внимание, есть: «…………?», ……….., ……………………. .

4. Ко всей учёбе и работе надо добавить искру: ……………… , ……………………. .

5. Важнейшая часть проповеди — ……………… , оно побуждает людей действовать по результату услышанного.

Не забыть:

Упустить внимание слушателей — само по себе не такая уж страшная потеря. Куда страшней те две потери, которые за этим следуют.

Твоя личная потеря: вся работа насмарку, доброе семя, брошенное в добрую почву, урожая не принесло.

Но ещё хуже потеря у слушателей: кто отвлёкся и не слушал тебя, тот, весьма возможно, упустил единственный шанс понять Евангелие и родиться свыше. Это уже трагедия. Погибнут души.

И Бог будет о них скорбеть.

Практическое задание

Уже несколько недель ты думаешь и молишься о трёх проповедях, которые тебе скоро предстоит вынести на суд, людской и Божий. Выбраны темы и тексты, кое-какой материал уже накоплен. Ясна и задача: просто и доступно донести Евангелие и призвать слушателей покаяться и уверовать. Всё это время ты вынашиваешь идеи этих проповедей, пора теперь приступать к их построению. На это уйдёт остаток курса. Не забудь: сегодня начало, а не конец этого процесса!

1. На странице 114 есть бланк для каждой из трёх проповедей. Это будут черновики плана. Сними с бланка ксерокопию или перепиши. (В самой книге писать не надо.) Только для первой проповеди заполни верхнюю часть листа той информацией, которая уже известна. Недостающую информацию можно добавить потом, но думать о ней уже пора, поскольку это напрямую коснётся разработки проповеди.

2. Выпиши в соответствующих пунктах накопившиеся мысли о введении, основной части и заключении проповеди. Введение указывает на то, о чём будет сказано; заключение напоминает о том, что было сказано. Значит, эти две части проповеди будут перекликаться по содержанию, хотя могут и не совпадать по форме и стилю. Основная часть поведёт слушателей от начала к концу пункт за пунктом — в порядке, развивающем тему. Сегодня ты пишешь только предварительный, черновой вариант, так что над гладкими формулировками не бейся.

3. Набросай список примеров, которые ты уже нашёл или собираешься найти для иллюстрации темы. Их не надо выписывать полностью; просто пометь кратко, для себя, чтобы ни одного не забыть.

В будущих уроках мы будем готовить все части первой проповеди, а затем перейдём к двум другим. Черновик, заполненный сегодня, будет напоминанием и списком материалов, которые войдут в проповедь. Если черновик плана первой проповеди получается уже довольно полным, считай, что потрудился неплохо, и дай себе передышку! «Делая добро, да не унываем; ибо в своё время пожнём жизнь вечную» (Гал 6:9).