8. Подача материала: приёмы

О чём этот урок:

Допустим, художник или мастер замышляет новую работу. С чего он начнёт? Каков будет окончательный вид произведения, ему пока неясно. Он видит его лишь в самых общих чертах. Но он уже подбирает материал, делает эскизы, наброски. Постепенно вырисовываются контуры произведения, оно обрастает деталями. Постороннему глазу оно даже кажется готовым. Но мастер знает: пока не нанесён последний мазок, не отработана последняя мельчайшая подробность, работа не окончена.

Что-то подобное происходит и при подготовке призывной проповеди. В седьмом уроке ты собрал материал и расположил его определённом порядке. Это — внутренний каркас проповеди, её скелет. Теперь пора задуматься над внешним видом проповеди, её, так сказать, плотью и одеждой.

Стиль — дело сугубо индивидуальное. Выбирая в магазине одежду, ты знаешь, что одно выглядит на тебе лучше, другое похуже. Третье вообще никак не подходит. Готовясь проповедовать, надо точно так же знать, что есть определённые типы, стили проповедей, которые тебе или подойдут или нет. Ты, возможно, восхищаешься каким-то благовестником и мечтаешь проповедовать в его манере. Но надо знать: стиль, естественный, органичный для него, может абсолютно не подходить тебе. И наоборот. Вот почему будет непростительной ошибкой пытаться подражать внешним приёмам проповедника, у которого другой темперамент и культура. Это его стиль, а не твой.

Больше того: как известно, если всё время носить одну и ту же одежду, то рано или поздно она износится, потеряет вид, и люди начнут шептаться у тебя за спиной. Если все твои проповеди одна на другую похожи, и слушатели заранее знают, что ты скажешь, — ты утратишь не только их внимание, но и уважение.

Да, благовестие Христово должно быть темой любой призывной проповеди, но это вовсе не значит, что его нельзя представлять разнообразными способами. Сегодня мы рассмотрим семь жанров проповедей, которые придают ей внешнюю форму. При этом надо помнить: что хорошо для одной аудитории, может совершенно не годиться для другой. Что в одном случае уместно и тактично, в другом вызовет противоположную реакцию. Кроме того, тебе надо определить, какой жанр тебе лично подходит, какой нет. И, выбрав подходящие, использовать, конечно, именно их, чтобы, разнообразя проповеди, поддерживать в аудитории интерес.

Проповедник обязан найти и развить свой собственный стиль. Подражать другим, даже самым лучшим, категорически нельзя.

Цели урока

1. Продумать, какой жанр подойдёт каждой из трёх твоих проповедей.

2. Составить черновой план второй проповеди.

3. Встретиться с ментором для второй консультации.

1. Сюжет

Сюжетное повествование широко известно в фольклоре и литературе: рассказ, повесть, сказка, роман не обойдутся без сюжета. Есть выражение «евангельский рассказ». Пришествие на землю Сына Божия — захватывающе интересный сюжет. Как и любого сюжета, у него есть завязка — рождение в Вифлееме, развитие — три года проповеди и служения людям, кульминация — крестная смерть и развязка: воскресение и вознесение.

Благовестник всегда рассказывает именно евангельский сюжет. Разумеется, не все факты рождения, смерти и воскресения Христа попадут в каждую проповедь, иначе не останется времени ни на что другое! Но Евангелие — это, конечно, уникальный сюжет, развёрнутый земной жизнью Богочеловека.

Краткие сюжеты любил рассказывать Сам Иисус. Мы называем эти рассказы «притчами». Кто-то метко назвал их земными историями с небесным смыслом. Самая известная из них — притча о блудном сыне (Лк 15). Поистине, это история вполне земная, Бог в ней даже не упоминается.

Младший сын хочет жить не в отцовской семье, а самостоятельно (завязка). Уйдя из дому, он живёт в своё удовольствие, разбазаривая свою часть наследства (развитие). Дойдя до полного падения, он приходит в себя и (кульминация) решает вернуться к отцу, зная, что тёплого приёма ему не видать. Отец, страстно ждущий сына, встречает его с радостью и любовью (развязка).

В каком другом сюжете столь же наглядно видно: к чему ведёт бунт, как коварен грех, зачем нужно покаяние — и какое счастье вернуться к Небесному Отцу — любящему нас, несмотря ни на что, всегда готовому принять нас в объятья! Вот что такое евангельский сюжет!

По образцу этой притчи можешь и ты, своими словами, рассказать сходную историю о каком-нибудь другом блудном сыне, в твоей местности и в наше время. Слушателям такой рассказ будет ближе, они скорее поймут его духовное значение. Изучая притчи, рассказанные Иисусом Христом, ты увидишь, сколько есть разнообразных возможностей, осовременив их детали, сохранить и донести духовную суть.

2. Экспозиция

Не пугайся мудрёного слова. «Экспозиция» в данном случае значит — объяснение, истолкование (обычно библейского текста, стих за стихом). Последние годы по всему христианскому миру слышится призыв к экспозиционному, текстовому проповедованию (в отличие от тематического). Вызвано это тревогой о том, что далеко не каждая современная проповедь опирается на Писание. Разъяснять людям, чему учит Библия, причём не по выдернутым кусочкам, а идя вслед за текстом, — дело первостепенной важности. Оно включает в себя несколько элементов.

Экспозиционная проповедь всегда учитывает атмосферу данного библейского отрывка. Что происходило в библейской и мировой истории в то время? Что идёт в Библии перед этим отрывком и почему? Что написано в Библии сразу после этих стихов и какая тут причинно-следственная связь? Кто это пишет? Кому? Какова основная тема данного места? Как оно сопоставляется с другими местами Писания по той же теме? Что значат ключевые слова этого отрывка в еврейском или греческом оригинале, и в различных переводах? Что они значат в небиблейских текстах? Какие доводы развиваются здесь, и как связаны различные идеи? Какую духовную истину можно выявить и применить в жизни?

Ясно, что экспозиционное проповедование дело нелёгкое, требующее глубоких знаний и серьёзной работы, перед тем как выйти к кафедре. И тут есть искушение, с которым надо бороться: а именно, втиснуть в проповедь всю эту исследовательскую работу. Слушатели устанут от учёности и перестанут воспринимать общий смысл. Углубившись в комментирование стиха за стихом, легко упустить главную мысль — вот для чего нужно составить стройный план (и не забывать о нём).

Иисус искусно и кратко (Лк 4:24-27) разъяснил ветхозаветный эпизод с Илией, знакомый слушателям в Назарете по книгам Царств (3 цар 17 и 4 цар 5). Идея тут простая: если кто, по неверию, отвергает благословения Господни, то Бог передаёт их другим, желающим. Коротко и ясно.

Толкуя место из Библии в призывной проповеди — сведения, накопленные в ходе подготовки, надо упрощать. Лучше суммировать их покороче, чтобы обрисовать только самый необходимый контекст. Нужно осторожно и экономно отобрать^ и истолковать только те идеи отрывка, которые выводят на главную мысль, о спасении во Христе.

3. Текст

Более узкая разновидность экспозиционного метода — это исследование отдельного места, текста из Библии. Этот подход проще. Отрывок выбирается короткий, с одной основной идеей. Основные пункты плана проповеди берутся прямо из текста отрывка.

Яркий пример текстуального подхода мы найдём в Нагорной проповеди (Мф 5). Иисус снова разговаривает с еврейскими слушателями, которые не только знакомы с Писанием, но гордятся буквальным его исполнением. Иисус объясняет им: благочестие показное Божьим мерилам праведности не соответствует.

Каждый из стихов (21, 27, 31, 33, 38 и 43) — это цитата из Ветхого Завета. Древним требованиям закона Христос противопоставляет Своё понимание — духа, а не буквы. На примерах сказанного сотни лет назад Он раскрывает Божье желание: чтобы люди чтили закон сердцем. Кто хочет угодить Богу, получить Его благословение, тому надо смотреть не столько на внешнее, сколько внутрь.

Иисус произносит серию из шести текстуальных проповедей, по одному абзацу каждая!

Этот жанр хорош тем, что позволяет проповеди оставаться простой и краткой, а значит, её легче понять и запомнить.

4. Тема

Построение проповеди вокруг определённой темы всегда пользуется популярностью. Иисус тоже знал этот жанр. Взять, например, притчу о вдове, ищущей справедливости. Её предваряют такие слова: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18:1). Это чёткое и конкретное «о чём» и называется «задать тему».

Проповедь «о чём» (о Евангелии) услышали благовестники всего мира в 1986 году в Амстердаме из уст английского епископа Майкла Боэна: «Иисус умер за тебя». Рассмотрев каждое слово этого утверждения, он и глубоко и ясно, по трём пунктам, развернул Благую весть. Его профессионализм, интеллигентность и сердечность показали, что хорошая библейская призывная проповедь произведёт неизгладимое впечатление даже на опытных в вере. Зачем цветистый язык или заумные высказывания, если само Евангелие полно животворящей и светоносной силы Святого Духа!

Особый дар раскрывать тему был у апостола Павла. Хотя до нас дошли от него не прочитанные проповеди, а письма церквам, многие места его посланий являют яркие примеры разных жанров проповедей. Например, в Послании к римлянам (8:1-16) есть рассуждение, тему которого он задаёт сразу: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Мысль раскрыта четырьмя противопоставлениями, контрастами. Во-первых, сила смерти Христовой — и неспособность Закона освободить нас. Во-вторых, помыслы живущих плотскими страстями — и помыслы направляемых Духом. В-третьих, жизнь, умиротворяющая верующих — и смерть, бушующая в неверующих. В-четвёртых, славное будущее христиан — и страшная участь тех, кто живёт грехом. Каждый пункт иллюстрирует тему «нет осуждения». Настоящая призывная проповедь!

Тематический жанр позволяет высветить в серии проповедей многообразные грани Евангелия, по одной, как вспыхивают одна за другой грани бриллианта в луче света.

Самопроверка

1. Хотя …………………………… должно быть темой любой призывной проповеди, ………………. его можно разными способами.

2. У любого сюжета есть ………… , ……………., ……………… и …………….. .

3. Притчи — это …………….. истории с ……………… смыслом.

4. Экспозиция — это ………………….., …………… библейского текста, стих за стихом.

5. Жанр текстуальный хорош тем, что позволяет проповеди быть ………….. и …………….. .

5. Биография

Люди любят слушать про людей. Биография — это история чьей-то жизни, и Библия полна интересных и поучительных биографий. Уроки праведной жизни и глубокие евангельские истины можно почерпнуть из опыта общения с Богом многих библейских персонажей.

Естественно, в голову приходят самые знаменитые: Авраам, Моисей, Давид, пророки и апостолы. Да, можно и нужно рассказывать о них. Но не прогляди интересную жизнь и тех, кто не так бросается в глаза. Один из них, Мемфивосфей, стал героем призывной проповеди д-ра Роберта Мойера, американского пастора середины XX века.

Мы читаем о нём в девятой главе Второй книги царств. Став царём Израиля, Давид велит разузнать, живы ли родственники его погибшего друга Ионафана. Ради памяти друга он хотел бы их облагодетельствовать. Ему докладывают о сыне ИонафанаМемфивосфее, хромом на обе ноги, живущем в изгнании, в краю, называемом «Без пастбищ», у человека, чьё имя значит «Рабство». Давид вызывает Мемфивосфея в Иерусалим (город мира), к царскому двору, возвращает ему родовую собственность, поселяет во дворце и сажает за царский стол, как сына.

Д-р Мойер показал в этом биографическом отрывке из Ветхого Завета параллель тому, как поступил Бог с нами. Мы враги Божьи, живём в изгнании от Него, в рабстве греха. Но Он любит нас ради Сына Своего и зовёт вернуться. Когда мы откликаемся, не имея права надеяться ни на что, кроме Его гнева, Бог оказывает нам милость. Более того: возвращает нам Своё благоволение, вводит в общение с Собой и обеспечивает всем нужным. Мы, бывшие рабы, стали сыновьями. Мы, духовно хромавшие на обе ноги, сидим за столом Господним. Так жизнь Мемфивосфея иллюстрирует истины Евангелия.

Заметь, что эта биографический рассказ в Ветхом Завете «значит» только то, что историк записал: что царь Давид восстановил внука своего врага царя Саула в царском положении. О Христе здесь речи нет. Но поскольку именно это Бог духовно делает для грешника ради Христова подвига, то Мемфивосфея можно сравнитьс нами, мы имеем право провести параллель.

Биографическую проповедь услышал царь Агриппа (Деян 26) из уст апостола Павла. Павел рассказал о собственной жизни: как, будучи ревностным евреем, преследовал христиан, как встретил воскресшего Христа по дороге в Дамаск и как в результате он стал служителем церкви, несущим Евангелие язычникам.

Любой подобный рассказ об обращении, благодатью Божьей, от вражды с Богом к вере, ярко показывает силу Евангелия ко спасению грешников, и может лечь в основу действенной призывной проповеди.

6. Событие

«Что случилось?» Как часто звучит этот вопрос! Человек любопытен, ему интересно, что происходит вокруг. Иначе говоря, событиями люди интересуются.

Рассказ о случившемся сам по себе может стать проповедью. Есть интересное место у Павла во Втором послании к коринфянам (12:1-10). Призывным его вроде бы не назовёшь, здесь всё внимание на важном аспекте Евангелия: благодати Божьей. Это не автобиография (как в 26 главе Деяний), хотя Павел и говорит о себе; это описание лишь одного конкретного происшествия, события.

Но какими гранями раскрылась благодать Божья Павлу в результате этого события? Что он о ней узнал? Во-первых: она — Божий ответ на человеческий вопль. Во-вторых: её достаточно, чтобы все невзгоды одолеть. В-третьих: в ней основой нового мировоззрения. Но ведь в этом-то вся суть евангельского учения о благодати, и в другом месте Павел суммирует это так: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2кор 5:17). Благодать — один из ключевых аспектов Евангелия, и событие в жизни Павла выявило её значение.

Событие твоей или ещё чьей-то жизни, конечно, тоже может послужить иллюстрацией какого-нибудь пункт твоей проповеди. Не стесняйся об этом рассказывать, это добавит слушателям интереса. Следи только за тем, чтобы не получилось, будто ты только о себе и вышел рассказать. И не путай такие примеры с жанром проповеди «события», которое берётся из Библии и открывает духовные истины.

7. Слово

В языке Писания есть много ключевых слов, полных значения и драгоценных для верующих. Любовь, милость, благодать, мир, спасение, радость, — вот лишь некоторые из них. Каждое может стать темой хорошей проповеди, если не пожалеть времени для его изучения и показать, как оно связано с жизнью слушателей.

Разумеется, это слова «богословские», всю глубину их значения за одну проповедь не выявишь. Но в Библии есть другие отдельные слова, на которые можно подготовить призывную проповедь.

Американский проповедник д-р С. М. Локридж удивил однажды огромную аудиторию в Библейском институте им. Д. Мооди, объявив, что предметов его проповеди в этот день будет последнее слово Молитвы Господней: «Аминь». Ты когда-нибудь слышал проповедь об этом слове? А сам бы взял его в основу?

А ведь действительно, давай подумаем. «Аминь» означает не «Надеюсь» или «Возможно». Оно звучит совершенно твёрдо и определённо: «Истинно так», или «Да будет так». Здесь выражены и согласие с Богом, и уверенность в Нём, и ожидание от Бога, и готовность для Него трудиться. Кто захочет взять это слово для проповеди о Евангелии, поднимет такие, например, вопросы: В чём мы соглашаемся с Богом? (Что мы, в греховности своей, без Него не можем.) Что включает в себя наша уверенность в Боге? (Его власть простить нам грех, Его сила освободить нас от греха). Чего мы от Бога ожидаем? (Что Он очистит нас от греха, восстановит в общении с Ним.) В чём будет заключаться наш труд для Бога? (Свидетельство, служение.)

АМИНЬ!!! Какое слово для проповеди!

Обнажая лицемерие фарисеев, поправляя их и объясняя, кто Он такой, Христос указал именно на слова (Мф 23:8-12). Эти стихи тоже дают три пункта для призывной проповеди: Во-первых, все мы братья по общей нужде (ст 8); Во-вторых, любви отцовской можно ждать только от Бога (ст. 9). В-третьих, вся надежда только на Христа (ст. 10).

Самопроверка

1. Рассказ об …………………., благодатью Божией, от вражды с Богом к вере, хорошо ложится в основу ………………… проповеди.

2. Рассказ о ……………………. сам по себе может стать проповедью.

3. Темой проповеди станет любое из ключевых слов, если не пожалеть времени для его ………………… и показать, как оно связано с ………………….. .

Не забыть:

Благовестнику важно владеть разными жанрами, разными стилями проповеди. При этом надо знать, что именно у тебя получается лучше всего. Форма, манера проповеди должна быть лично твоей, а не заимствованной слепо у кого-то другого. Лучший жанр, лучший стиль — этот тот, который подходит тебе. Попробуй себя в разных жанрах и стилях, и когда найдёшь своё, естественное для тебя, — придерживайся его. Лишь бы внимание слушателей было не на твоём мастерстве, а на содержании!

Ты должен стилем владеть, а не он тобою. Он только средство достижения цели: донести до людей Евангелие. Чтобы грешники отозвались на призыв. Чтобы расходясь по домам, люди славили Спасителя, а не тобой восхищались.

Какой бы жанр и стиль ты ни избрал, помни: Библия должна диктовать тебе смысл и содержание, а не ты ей. Очень опасно, вырвав стихи из контекста, приписывать им смысл, которого там нет.

Практическое задание

1. Снова подумай над темами и текстами трёх призывных проповедей. В каком жанре, в какой форме лучше всего будет «смотреться» их содержание? Можно, конечно, все три подать в одном жанре, но интереснее для каждой найти свой. Продумай, в каких двух жанрах могла бы прозвучать каждая их трёх проповедей. А какой именно избрать — решишь потом.

2. Составь черновик плана второй проповеди.

Встреча с ментором

Пришло время вашей второй встречи. Как и в прошлый раз, выберите удобное время и место, чтобы провести вместе час или два. На этой встрече ты покажешь ментору два черновых плана проповедей; значит, к моменту встречи они должны быть готовы. Проверь, разборчиво ли всё написано. Обсуди с ним всё, что нужно, и внимательно выслушай. Не забудь обговорить, когда и где будет возможность твои проповеди использовать, чтобы ментор смог заранее спланировать своё время и обязательно на них присутствовать.