III. Кто в призывной проповеди участвует

9. Проповедник

О чём этот урок:

«Как слышать без проповедующего?» — спрашивает апостол. И вправду: если есть известие (тем более важное и срочное!), то должен найтись и вестник. Евангелие должен нести посланец, не понаслышке, а лично знающий, что такое рождение свыше, призванный и посланный на служение Богом, исполненный сострадания и силы Святого Духа. Призыв к спасению, исходящий от неспасённого, вряд ли кого убедит. Слушатели уважают того, кто на собственном опыте знает всё, о чём говорит.

Но: называть людей грешниками, призывать их к покаянию, говорить от имени Творца Вселенной — это такая ответственность, от которой страшно становится. Кто может смело сказать, что он этой ответственности достоин? И кто не уверен твёрдо, что Бог велит ему проповедовать, тот будет, конечно, заниматься чем угодно, только не этим. Сколько церквей в наши дни остаются без пастырей, потому что мало кто из христиан решается на такую ответственность: посвятить жизнь проповеди Слова Божия, пасти стадо Христово!

Так как же быть? Можно ли быть уверенным, что не ошибёшься, взвалив на себя такую ответственность? Что Бог поистине благословит и пошлёт плод? В этом уроке мы увидим два условия, которым должен отвечать благовестник. Кроме того, мы посмотрим, что о твоём призвании на это служение говорит Библия и что обещает Бог тому, кто на это призвание серьёзно откликнется. Материал урока призван помочь тебе осознать: Бог не бросает проповедующего без Своей помощи.

Крохотное зеркальце отбрасывает такой ослепительный солнечный зайчик, что люди жмурятся. Не потому, что зеркальце мощное, а потому, что могуч солнечный свет. От зеркальца требуется немного: быть ровным и точно направленным. Могучее солнце — это Истина Божья, а зеркальце — это личность и уста проповедника. И зажмурятся люди от ослепительной силы Истины, и коснётся она их сердца. Но только если правильно выбран угол падения света: от солнца к человеку.

Будь же благодарен и рад, что ты — проповедник!

Цели урока

1. Понять, как Бог призывает человека проповедовать Евангелие.

2. Составить черновой план третьей проповеди.

1. Что проповеднику нужно

Примером по-настоящему действенного проповедника по праву считается апостол Павел. Сколько церквей он насадил по всей Римской империи, какие вдохновенные послания написал этим молодым церквам! А гонения и страдания, а духовные победы и чудеса, а храбрость в опасностях и скромность в оценке своих успехов! А мудрость в труднейших богословских вопросах и неутомимость в труде благовестника! Вот кто поистине муж Божий и герой веры! Складывается впечатление, что уж кому-кому, а Павлу поражения и уныние были незнакомы.

Но вот мы читаем его слова: «был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 кор 2:3).

Это слова странствующего ремесленника, осмеянного афинскими зубоскалами. Блестяще образованный человек подходит к торговому центру Римской империи. Бывший фарисей, человек безукоризненной нравственности, он направляется в населённый пункт, широко и печально известный греховными наслаждениями и потворством любым страстям и слабостям. Верный ученик Христов идёт в огромный языческий город, где его не встретит ни один верующий» во Христа. В Коринфе у Павла не было ни малейшего повода чувствовать себя как дома.

Павел писал коринфянам, что «рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 кор 2:2). Эта истина, осознанная и пережитая им лично, стала движущей силой его проповеди.

А посмотри, что Бог осуществил в результате визита Павла в Коринф! Несмотря на сильнейшее противодействие, за время его пребывания в Коринфе родилась местная церковь. Потом он напишет этой горстке верующих такие послания, которые и тысячелетия спустя будут учить и радовать христиан самыми яркими в Новом Завете словами о плоде Святого Духа — любви (1 кор 13) и о том, что для нашей веры значит воскресение Христово (1 кор 15).

Больше того: именно из Коринфа он в одно из последующих посещений напишет Послание к римлянам — лучше из дошедших до нас богословских описаний христианства. Как же из такой слабости возникла такая сила? Сам Павел объясняет это тем, что его слово и проповедь в Коринфе была «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 кор 2:4).

Но наступил момент, когда кое-кто в коринфской церкви причинил ему немало боли, усомнившись в его праве на руководство. Пришлось Павлу напомнить им невзгоды и опасности его служения (2 кор 11:23-27), добавив при этом, что помимо всего прочего, у него «ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 кор 11:28-29).

Не исключено, что с противодействием, клеветой и равнодушием встретишься и ты. А может, у тебя уже опускались руки, и ты молился, чтобы Бог направил тебя в другое место, где люди поприветливей, где тебя поймут? Может, у тебя даже возникало впечатление: никому я здесь не нужен?

Всё, что было у Павла, для проповеди и для духовных побед, — всё это Бог даст и тебе.

Павел давно понял один секрет, который он открыл потом коринфянам (2 кор 12:1-10). Была у него какая-то мучительная боль, «жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня». Он молился об избавлении, но Господь ответил так: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Поняв это, Павел сделал поразительный вывод: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен».

Если у тебя будут все достоинства, таланты, силы и средства — это оторвёт тебя от народа. Люди подумают: нет, такой нас не поймёт. Но вот если ты от них не скрываешь собственную слабость и греховность, они скорее поверят, что Бог спасёт и их, как спас тебя.

Слабости проповедника — не преграда к служению. Наоборот, знающий свои слабости надеется не на себя, а на Божью благодать, а в этом и кроется секрет истинной силы.

2. Как Бог призывает проповедника

Если человек пережил рождение свыше, покаявшись и уверовав в Господа Иисуса Христа, если он честно и смиренно признался Ему во всех своих грехах и недостатках, чтобы Господь их простил и удалил, — такой человек готов исполниться Духом Святым. И только в таком состоянии он способен трезво оценить, на какое служение призывает его Бог и какими талантами для этого наделяет.

Посылая Ананию к Савлу, только что встретившемуся с воскресшим Христом, Господь сказал: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян 9:15). Какое чудное звание — «избранный сосуд»! Какой мандат на служение! Есть ли он у тебя?

В теле Христовом Господь предусмотрел (Эф.4) различные дары для различных служений. Не каждый умеет проповедовать, и не каждому дано! Есть благонамеренные христиане, принимающие собственный энтузиазм за призвание Божье. Но обычно всем вокруг ясно, что лучше бы им заняться чем-нибудь другим. Однако служение «евангелистов и пастырей» жизненно необходимо, и определённых людей Бог к нему, несомненно, готовит.

Как доходит до человека этот призвание? По-разному. Но при этом всегда есть внутренняя ясность и «принуждение» Святого Духа, заставляющее воскликнуть вслед за апостолом Павлом: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1 кор 9:16). Кто в этом чётко убеждён, тот не поддастся искушению оценивать своё служение «успехами» или «результатами». Для Божьей славы и вечной награды твоей важно, как исполняешь ты Его волю, а не то, как откликаются люди! Главное — это призвание и твой отклик на него!

Почти у каждого проповедника бывают моменты, когда он падает духом. Иногда кто-то совсем бросает служение и идёт работать в мир. Чаще — остаётся в церкви, но, скажем, на административной работе или в христианском учебном заведении. «Я ведь и здесь служу Христу» — думает он при этом. Но ведь вопрос не в том, где ты работаешь и благословляет ли Бог это заведение. Вопрос в том, делаешь ли ты то, чего Бог требует именно от тебя. На небесном суде Он не будет спрашивать: «Что ты делал во имя Моё?» Он спросит: «Делал ли ты то, что Я тебе велел?» (Мф 7:21-23).

Выдающийся христианский педагог, американка д-р Генриетта Мирс, за долгие годы работы со студентами многих побуждала идти на проповедь и благовестие. Но как узнать, кто призван, а кто нет? Это познаётся, говорила она, не взглядом на насущные нужды и проблемы мира: они огромны, и никто их все не разрешит. Нельзя судить и по открытым перед тобой возможностям: их всегда будет немало, а нужно что-то одно. Главное, говорила она, это прямо спросить Бога: «Господи! Что повелишь мне делать?» — и внимательно слушать ответ.

Если этот ответ услышишь, ты уже не станешь завидовать служению брата, более плодотворному, чем твоё. Тем более — нападать на него, если он что-то делает иначе. Апостол Павел в точности знал, чего Бог от него хочет. Поэтому не о себе он волновался, когда незрелая коринфская церковь стала раскалываться на группировки. Разделение из-за личностей его не радовало (1 кор 1:11-13), но он воспользовался этим поводом, чтобы преподать им важную истину: «Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1 кор 3:5-8).

Многое может отвлечь благовестника, посеять в нём сомнения в призвании. Критика изнутри или извне церкви, клевета, неправомерное сравнение себя с другими, переутомление от напряжённой работы с низкими результатами, настойчивые приглашения на другую, прекрасную, работу, болезнь или нелады в семье — одного из этих факторов достаточно, чтобы человек усомнился в правильности сделанного выбора.

Конечно, Бог вправе в любой момент направить жизнь человека в другое русло. Но есть неизменное мерило того, призван ли ты на служение: твёрдое внутреннее убеждение в твоём призвании благовестника. Если это убеждение не снято Самим Господом, ни о какой перемене, даже самой привлекательной, не надо и думать. Призвание — это «профессия», которая остаётся постоянной, куда бы тебя Господь ни перемещал время от времени. Слова Павла: «это необходимая обязанность моя» — должны укреплять твоё решение оставаться верным призванию.

Когда ты стоишь перед людьми с готовой призывной проповедью, твоё главное право (на нём основаны все остальные) — это подтверждённая Духом уверенность: на это место меня поставил Сам Господь, и поставил Он именно меня. В каком-то смысле к тебе относятся слова пророка Исайи, которые Господь Иисус отнёс к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4:18). Если это так, то какие человеческие аргументы, какие неудачи убедят тебя заняться другим делом?

Ни яркая личность, ни опыт, ни умение проповедника не заменят уверенности в призвании Божьем — только Он даст силу всё вытерпеть и одолеть.

Самопроверка

1. Если благовестник не скрывает от людей собственную ………….. и ……….. , они скорее поверят, что Бог спасёт и их, как спас его.

2. Каким бы путём ни получил человек призвание, при этом всегда есть внутренняя ……………. и «………….» Святого Духа.

3. Призвание — это «………………», которая остаётся постоянной, где бы ты ни был.

3. В чем проповедник уверен.

Если ты познал Иисуса Христа, если Святой Дух очищает тебя от регулярно исповедуемых грехов, а Бог помазал на проповедь Евангелия — какие тебя ждут чудеса!

Призывная проповедь как никакая другая требует участия слушателей: ради их отклика она и задумана. Но что, если большинство слушателей уже верующие? Яркая проповедь и мимо них не пройдёт, и им будет полезна. Она напомнит им о драгоценном Божьем даре спасения. Кто-то призадумается: кем я был раньше, и кем стал теперь, уверовав во Христа! И возликует сердцем: «Аминь», «Аллилуя»!

Другой устыдится того, что мало думает и молится о неспасённых, и Святой Дух побудит его к горячей молитве во время проповеди и призыва. А кто-то вспомнит родных, друзей и знакомых, не знающих Господа. Святой Дух обновит его желание свидетельствовать о Христе, не упуская возможности. Твоя проповедь даст ему новые идеи: как рассказать любимым и близким о Боге.

Другому верующему Святой Дух откроет глаза на неисповеданный грех или духовную леность, из-за которой он лишён полноты тех благ, которые ты упомянул. Ему станет стыдно перед Богом, захочется обновить твёрдое намерение во всём Ему повиноваться.

Значит, хорошая призывная проповедь даже в собрании верующих не пропадёт даром. Проповедуй Благую весть с полной уверенностью, что Святой Дух найдёт для неё место в мыслях и поступках каждого слушающего.

Но главное, конечно, проповедовать неспасённым, зная что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих», и что проповедь Христа — это «Божия сила и Божия премудрость» (1 кор 1:21-24). У тебя на глазах произойдёт чудо нового рождения.

Всегда помни, что не твой интеллект, красноречие или напор привлекают внимание и меняют людей. Простым словом о Христе и жертве Его Бог приводит грешников к рождению свыше и даёт им вечную жизнь!

Уверенность в этом укрепит тебя в духовной битве. А она вспыхивает каждый раз, когда Христос зовёт душу к Себе, а дьявол пускать её не хочет. Эта борьба бывает самой напряжённой частью призывного собрания. Билли Грэм свидетельствует:

«Подходя к моменту призыва, я внутренне всегда поддерживаю молитвенное состояние: зная свою полную зависимость от Бога. Кстати, в эти минуты я ощущаю страшную слабость — эмоциональную, физическую и духовную. Этот этап призывной проповеди нередко выматывает все силы. Одна из причин, мне кажется, — чудовищная духовная схватка в стольких сердцах. Идёт духовная битва такой мощи, что я порой бываю на грани обморока. В молитве, которую словами никак не выскажешь, есть агония, какой-то внутренний стон. Это знакомо, я уверен, каждому настоящему благовестнику».

И всё же Билли Грэм проповедует Евангелие и призывает людей ко Христу, не сомневаясь, что Господь освободит их плена греха и оков сатаны и приведёт ко кресту. Он знает, что битва в момент покаяния потому и происходит, что Дух Святой неотразимо действует: обличает людей в грехе, уверяет их в истине Евангелия и меняет их мировоззрение, чтобы они пришли ко Христу. Сатана вынужден переходить в контратаку.

Каждый благовестник знает, какие великие духовные победы в этих обстоятельствах одерживает Бог. «Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин 4:4). Иоанн пишет в этом же послании (3:8): «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Проповедуя Евангелие и ведя грешников ко Христу, ты бросаешь вызов самому аду, твёрдо ожидая их освобождения, ибо Господь обещал, что построит Свою церковь, «и врата ада не одолеют её» (Мф 16:18).

Проповедуя в силе Святого Духа, ты не просто «надеешься» на отклик. Ты имеешь полное право рассчитывать, что Бог Своё намерение исполнит.

Самопроверка

1. Призывная проповедь как никакая другая требует ………… слушателей: ради их ……….. она и задумана.

2. Хорошая призывная проповедь не пропадёт даром даже в ………………… .

3. Привлекает внимание и меняет людей не твоё красноречие, а простое ……………… о ………………. И …………….. Его.

Не забыть:

Опытный проповедник Благой вести знает, что идеальных благовестников нет. Но знает он и то, что Бог умеет и любит укреплять верных Ему, учить их, питать и вести. Пётр и сам умел и нас призывал возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет 3:18). Как возрастать? Чем питаться? И регулярным изучением Библии, и молитвой, и чтением хорошей духовной литературы, и учёбой у опытных проповедников, и общением с верующими и неверующими.

Больше того, он знает поговорку: каков поп, таков и приход. Люди, которых ты ведёшь к Богу, не поднимутся духовно выше тебя. Потому что никакая проповедь не учит их так, как личный пример проповедника. Павел, по вдохновению Духа, учил, что служители с самыми различными способностями даны Церкви не просто так, а «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Эф 4:12-13).

Призванный Богом на благовестие превращается из немощного сосуда в мощного глашатая Благой вести, зовущего грешников ко Христу и воспитывающего церковь в неравнодушии к ним.

Практическое задание

1. Попробуй припомнить и запиши поподробнее, как ты был призван на труд проповедника. В каком возрасте? Где? При каких обстоятельствах? Как ты почувствовал призвание? Как среагировал? Какие подтверждения дал с тех пор Господь? Подумай: может быть, имеет смысл рассказать об этом церкви, ибо Бог может твоим свидетельством и других на служение призвать.

2. Составь черновик плана последней, третьей проповеди. Не забудь учесть все замечания ментора.