11. Душепопечители

О чём этот урок:

В девятом уроке мы рассмотрели качества проповедника Евангелия, ведь он — инструмент, избранный Богом, глашатай Благой вести, призывающий людей ко Христу.

Затем, в десятом уроке, мы говорили о слушателях и узнали, что каждый из них приходит на призывное собрание и принимает решение по своим личным соображениям. Вот почему ни Б. Грэм, ни его коллеги никогда не употребляют термин «массовый евангелизм». Люди приходят ко Христу не массой, а поодиночке. Даже когда таких одиночек много. Христос принимает не толпу, а конкретную отдельную душу. Не исключено, что и ты будешь проповедовать перед огромной аудиторией, но и тогда каждый покаявшийся — покается лично и индивидуально.

Значит, сразу, как только люди откликнулись на призыв, возникает необходимость в служении особого рода. Во время проповеди Святой Дух помог слушателям осознать свою греховность, насадил в душах семена спасающей веры и побудил их выразить своё желание покаяться. Теперь нужно каждому уделить особое внимание, чтобы и выслушать, и объяснить, в чём проявляется любовь Господа именно к нему, и какие конкретные шаги надо сделать навстречу Богу.

Таких людей уместнее называть не «новообращёнными», а «интересующимися», ибо многие из них хотят ещё порасспросить о Евангелии, прежде чем полностью вверить жизнь Христу.

И надо, чтобы к каждому подошёл кто-то внимательный и духовно зрелый. А нужды и вопросы у людей бывают совершенно разные. Юного наркомана волнует одно, незамужнюю женщину, с ужасом узнавшую, что она беременна, — совершенно другое. Хирург, у которого под ножом умер пациент, расстроен одним; жена, которую бросил муж, — другим. И так далее.

Благовестник не в силах выслушивать больше, чем одного человека одновременно. Кроме того, сразу после окончания проповеди у него часто бывают другие обязанности. Поэтому ему нужны грамотные помощники, готовые встретиться лично с каждым откликнувшимся на призыв и уделить ему время и внимание.

В первые годы служения Билли Грэм любил сам оставаться после собрания и часами беседовать с отдельными людьми. Но когда на призыв стали выходить сотни, а потом и тысячи, это стало невозможным. Его сотрудники быстро поняли, что призывное собрание можно проводить только тогда, когда подготовлено достаточное количество душепопечителей — чтобы к каждому человеку кто-то подошёл. То же самое касается и поместной церкви, где призыв практикуется на каждом собрании.

При благословении Святого Духа отклика надо ожидать на каждую призывную проповедь — и верующие должны быть готовы необходимую помощь откликнувшимся оказать.

Цели урока

1. Научиться выявлять верующих, способных стать надёжными душепопечителями.

2. Пригласить кого-то из них к совместной молитве и к помощи на призывных собраниях.

3. Составить окончательный план второй проповеди.

* * *

Благовестнику, особенно начинающему, важно знать, в какие руки попадёт урожай, который пошлёт Бог. Для этого нужно молитвенно и тщательно подобрать группу душепопечителей, готовых помочь новообращённым как на собрании, так и потом.

1. Как их найти.

Среди даров Святого Духа для церкви есть «дары вспоможения» (1 кор 12:28). Не у каждого христианина они есть. Если тебе доводилось работать с группой «энтузиастов», ты замечал: все хотят как лучше, но некоторые больше мешают, чем помогают. Им лучше заниматься чем-нибудь другим.

Если такое деликатное дело, как работа с новорождённой душой, поручить не тому человеку, последствия могут оказаться трагическими. Поэтому когда люди уже выходят на призыв, поздно спрашивать: «Нет ли желающих помочь?» О тех, кого ты пригласишь в душепопечители, надо кое-что знать заранее.

А. Рождение свыше.

Когда «слепой ведёт слепого», ничего хорошего не будет. Ведя других к Спасителю, советник должен знать дорогу к Нему. Причём не просто знать, в какую сторону идти; эта дорога должна быть им лично пройдена. Но как узнать, так ли это? Очень просто: пусть человек кратко расскажет, как и когда он услышал Евангелие, покаялся и уверовал — и как изменилась в результате его жизнь.

Больше того: должны быть какие-то признаки того, что он не только знает Христа, но и возрастает в Нём. К сожалению, многие христиане так и остаются на младенческом уровне. В Послания к евреям есть жалоба, что верующим, которым давно пора созреть для «твёрдой пищи», до сих пор требуется духовное «молоко» (Евр 15:12). Там сказано: «судя по времени, вам надлежало бы быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия».

Вручать новообращённых незрелым христианам опасно.

Б. Понимание конкретной задачи.

Душепопечитель прямо и непосредственно продолжает служение благовестника: связывает только что услышанное с жизнью конкретного человека. От него не требуется быть специалистом в области богословия или суметь разрешить все проблемы новообращённого. Если он правильно понимает задачу, то сумеет сосредоточиться на ней, не отвлекаясь ни на что постороннее. Главное — чтобы человек покаялся искренне и серьёзно.

В. Терпение

Нелёгким испытанием терпения и веры бывает беседа с тем, кого одолевают сомнения, неурядицы, гордость, кто пытается подогнать услышанное под привычные ошибочные понятия. И это понятно: в душе ищущего Бога бушует битва. В битве духовной, как и в любой другой, бывают нападения, отступления и затишья. Сатана ставит препятствия на пути даже тех, кто искренне стремится к спасению. Душепопечителю приходится сталкиваться с проволочками, отговорками и вопросами, не имеющими никакого отношения к делу. Вспомни Никодима (Ин 3) — и увидишь, как серьёзный и готовый к решению человек всё-таки колеблется и ищет отговорок.

Г. Умение работать с людьми.

Не о том речь, что душепопечителям нужно обучаться психологии, а о том, чтобы иметь здравый смысл. А он подскажет, что люди бывают разные, в том числе и странные, и непредсказуемые, и психически нездоровые.

Главный секрет успеха в работе с людьми прост: надо научиться слушать. Наш пример — Господь Иисус Христос, в любых ситуациях умевший выслушать человека. Здесь чрезвычайно важно предостеречь от одной распространённой среди верующих ошибки. Нельзя обрушивать на человека всю информацию, не давая ему раскрыть рот. Иначе говоря — отвечать на вопросы, которые не заданы. Ведь человек только что услышал в проповеди всё основное, что ему нужно знать. Значит, надо не повторять проповедь, а узнать, что волнует человека, что ему непонятно, с чем он не согласен, уверовал он или ещё нет, и т. п. Душепопечитель по-настоящему опытный не столько даёт ответы, сколько задаёт вопросы и слушает. Тогда человека, входящего в новую жизнь и новую семью, встретят доброжелательность, тактичность и понимание, а не догматизм и фарисейство. Только тогда цель будет достигнута.

Помощники нужны благовестнику для того, чтобы ни один из отозвавшихся на призыв не остался без внимания. Душепопечителем может быть не любой верующий, а зрелый, тактичный и внимательный. Поэтому их надо тщательно отбирать.

Самопроверка

1. Людям, отозвавшимся на призыв, нужно уделить ………………………, выслушать и объяснить, какие …………………… надо сделать навстречу Богу.

2. Какими четырьмя качествами должны обладать душепопечители?

а. ………………………

б. ………………………

в. ………………………

г. ………………………

3. Чтобы уметь работать с людьми, надо научиться …………………. .

2. Как их подготовить

Допустим, дар помощи («вспоможения») и Божье призвание у человека есть. Достаточно ли этого, чтобы стать хорошим душепопечителем на призывном собрании? Это необходимо, но не достаточно. Здесь нужны и особая мудрость, и особого рода навыки.

На эту тему написаны толстые книги. Многое продумано, предложено, опробовано — и многое найдено, особенно сотрудниками благословенныхевангелизационных миссий за последние сто лет. Практика показывает, что надёжные рекомендации есть. Для нашего краткого курса достаточно выделить основные принципы подготовки душепопечителей. А подробности ты или разработаешь сам, или позаимствуешь у опытных благовестников. Но без этих принципов никакие методы и программы не будут иметь силы.

Итак, чему же нужно душепопечителю научиться?

А. Молиться ходатайственно.

«Братия! — писал Павел римлянам, — желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (10:1). Душепопечителем не может быть человек равнодушный к погибающей душе. А неравнодушие к человеку начинается с молитвы за него.

Такая молитва совершается не однажды и не от случая к случаю. Если Библия говорит «Непрестанно молитесь» (1 фес 5:17) — значит, наша обязанность постоянно молить Бога о не познавших Его. Что наставление людей в истине Божьей прямо связано с молитвой за них, знал ещё пророк Самуил: «не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1 цар 12:23). Отметим, что недостаток молитвы здесь назван грехом против Господа.

В последние годы получили распространение «молитвенные тройки», особенно при подготовке больших призывных собраний с участием известных благовестников. Трое верующих договариваются регулярно встречаться для молитвы за трёх неверующих каждый. Когда стали сравнивать результаты этого движения, оказалось, что многие из тех, за кого молятся, приходят ко Христу ещё до начала евангелизации. Д-р Л. С. Чейфер подчёркивал, что Богу о людях надо говорить даже больше, чем людям о Боге. Эту идею можно развить так: на каждую минуту разговора с неверующим о Христе придётся час молитвы за него.

Перед призывным собранием (или когда оно уже идёт) душепопечители собираются в особо отведённом месте на молитву: о неспасённых, чтобы они внимательно слушали и искренне откликнулись на призыв; о благовестнике, чтобы проповедь была ясной и убедительной; о себе, чтобы Господь послал мудрость, дерзновение, тактичность и любовь в беседах с людьми, — и так далее.

Учи своих помощников молиться о неверующих, лучше всего поимённо.

Б. Заучивать Писание наизусть.

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения душа и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12).

Этим оружием душепопечитель обязан владеть — «мечом духовным, который есть слово Божие» (Эф 6:17). Только своими словами и доводами не исполнить дело Святого Духа. Убеждать и обличать людей имеет силу лишь свидетельство о Христе и Его подвиге, содержащееся в Писании.

Ключевые библейские стихи душепопечители обязаны знать наизусть. Отвечая на прямые вопросы о грехе и спасении, лучше всего сводить к минимуму собственные слова, цитируя только Слово Божье.

Например, Ин 3:16 — этот стих содержит всё Евангелие. Опытный душепопечитель копнёт здесь поглубже и найдёт ответы на многие вопросы. Кого Бог возлюбил? Весь мир. Насколько возлюбил? Так, что единородного Сына отдал. Как на любовь откликнуться? Верой. В чём её результат? Жизнь вечная. Кто эту жизнь получит? Всякий верующий.

Это подтверждает и Иоанн: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин 4:10).

У Павла есть много кратких формулировок Благой вести: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23). «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим 8:1). «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься» (Рим 10:9).

А вот что не устаёт повторять сам Христос: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф 11:28); «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37-38); «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37).

На каждом из этих стихов можно призывную проповедь построить, но пригодятся они и душепопечителю, который беседует с откликнувшимся на призыв. Регулярное заучивание библейских стихов даст твоим помощникам действенное средство работы с новообращёнными.

Слово Божье, хранимое в памяти и сердце душепопечителя, дойдёт и до сердца тех, кого он ведёт ко Христу.

В. Понимать человека.

Иисус Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25). Он часто поражал людей тем, что читал их мысли. Конечно, Его проницательность качественно отличалась от нашей, но кто хочет служить Ему, тот тоже должен все силы приложить, чтобы понимать людскую природу.

Занимаясь с душепопечителями, полезно ознакомить их с «общечеловеческими» чертами грешников (см. уроки 2 и 10). Надо подчеркнуть: хотя каждый человек неповторим, у людей есть и много общего. Выслушав новообращённого или интересующегося, порой удаётся быстро определить, к какому типу он относится.

Понять состояние ума и души собеседника помогает память о собственном обращении. Какие вопросы о вере приходилось обдумывать тогда? Что мешало уверовать? Что было легко, что трудно? Что помогло одолеть трудности и возрасти духовно?

Душепопечитель тактичный всегда проявит внимание к тому, что волнует собеседника. Он постарается не перебивать, а именно в его словах и мыслях найти зацепку, повод, чтобы направить разговор в нужное русло, к вере и спасению.

Душепопечителю надо научиться в разговоре «настраиваться на волну» собеседника, научиться слушать. «Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Пр 18:13).

Г. Уметь вести разговор

В разговоре с эфиопским евнухом Филипп, «начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян 8:35). Он сумел с того места, где собеседник находился, найти путь к Евангелию.

Есть испытанные способы изложить Благую весть просто и ясно, и душепопечителю надо их знать. Например, есть немало листовок и брошюр, которые Бог обильно благословляет уже многие годы. Тебе наверняка попадалась брошюрка «Четыре духовных закона». Её автор д-р Б. Брайт заметил, что многие верующие и непрочь бы поговорить со знакомыми о Христе, да не знают, с чего начать и какие подобрать слова. Поэтому он предложил простой план разговора, начинающегося с любви Божьей и подводящего к молитве покаяния.

Лучше всего, конечно, если душепопечитель сам заранее разработает, на библейской основе, краткий «путеводитель ко спасению», но не грех воспользоваться и готовыми материалами. Лишь бы этот рассказ о главном был ясен и вёл к цели. При этом надо избегать «религиозных» слов, понятных только верующим. Например, выражение «принять Иисуса Христа как личного Спасителя» пришло не из Библии, а из плохих переводов с английского. Без него лучше обойтись, как обходились апостолы и Сам Спаситель.

Важно, чтобы в разговоре прозвучали два глагола: «покаяться» и «уверовать». А уж они повлекут за собой и другие необходимые слова: Бог, грех, спасение, Христос, вечная жизнь, и так далее.

Общая грамотность тоже важна. Неправильные ударения и корявые обороты отталкивают людей, особенно образованных, только-только обдумывающих, вступить им в новую семью или нет. Поэтому когда душепопечители для практики излагают Евангелие друг другу, полезно следить не только за ясностью, но и за грамотностью речи.

Учи душепопечителей разговаривать с собеседником на простом и понятном языке, не хвастаясь знанием теологии!

Даже самым одарённым и опытным душепопечителям надо учиться. Благовестник, готовящий себе надёжных помощников, расширяет своё служение и умножает плод.

3. Что они делают

Итак, очевидно, что первую беседу с новообращённым нельзя доверять кому попало, что душепопечителей надо тщательно отбирать и добросовестно готовить. На них ложится огромная ответственность. И если они не ощущают призвания Божия к этому труду, если не развивают свой дар, последствия могут быть трагическими. Обычно служение душепопечителей не заканчивается моментом обращения человека ко Христу. Что же входит в их функции?

А. Проверить понимание Евангелия

Непосредственная работа душепопечителя начинается во время призыва, когда он подходит к человеку, откликнувшемуся на призыв. Первая задача — убедиться, что человек понял, что значит «покаяться» и «уверовать», и решение его искренне и серьёзно. Если что-то осталось непонятным, нужно объяснить, как получить Божий дар прощения и вечной жизни. Пересказывать содержание только что услышанной проповеди не надо, но отдельные моменты можно напомнить.

Б. Предложить помолиться.

Лучший способ утвердиться в решении прийти ко Христу — это помолиться: или своими словами, или повторяя вслед за душепопечителем. Прямое и непосредственное обращение к Богу ищущей души поставит всё дело на верные рельсы. Тогда это уже не о просто разговоре о покаянии и вере во Христа, а реальное рождение свыше. В молитве искреннего и смиренного сердца должно прозвучать признание человека, что он грешник, и просьба о прощении. Если спасительной веры (в смерть Христову ради его спасения от греха) у человека ещё нет, надо эту веру у Бога попросить и выразить готовность её принять, когда Бог пошлёт, и желание начать жить новой жизнью: по велениям Господа Иисуса Христа.

Дело душепопечителя — ободрить кающегося словами из Писания, помочь ему понять, что Бог его молитву услышал и принял, что теперь он — Божье чадо. Если новообращённый понимает, что он теперь спасён, уместно предложить ему выразить благодарность Богу в молитве. Если он почему-либо не может или не хочет поблагодарить Бога, значит, что-то не так, и душепопечителю надо разобраться, в чём дело.

В. Пригласить в Божью семью

Для духовного здоровья новообращённого исключительно важно сразу же влиться в общение верующих. Сатана ведь приложит все силы, чтобы сомнения изнутри и насмешки извне подорвали решение следовать за Господом. Кому как не душепопечителю предложить: «Хотите — в воскресенье встретимся и вместе пойдём в церковь?». Не обязательно сразу же заговаривать о том, что надо готовиться к крещению и вступлению в члены церкви, на это ещё будет время. Но надо, чтобы новообращённый понял: Святой Дух присоединил его к телу Христову, с правом называться и быть христианином. Важно, чтобы он не остался один, а познакомился с единомышленниками, которые его поймут и поддержат, с кем можно и помолиться вместе, и в церковь пойти, и на разбор Библии собраться.

Г. Помочь в духовном росте

Бывает, что душепопечитель на какое-то время становится наставником новообращённого: следит за его повседневным ростом, даёт библейские ответы на возникающие вопросы, помогает ему найти друзей среди верующих и показывает, как соотносятся Христовы заповеди и повседневная жизнь. Конечно, быть рядом друг с другом удаётся не всегда, но письмецо душепопечителя со словом совета и ободрения, пришедшее по почте или с кем-то переданное, молодого христианина укрепит и поддержит.

Д. Подтолкнуть к свидетельству

В притче о сеятеле (Мк 4:3-20) одинаковые семена, упавшие на разную почву, дали разные всходы. То, что почва оказалось доброй, доказал хороший урожай. Первый признак того, что в новом верующем проросла жизнь Духа, — это его желание приводить ко Христу других: приглашать их в церковь или в кружок по разбору Библии, молиться за них, рассказывать им о спасении. Это желание надо не угасить, а поощрить. Душепопечитель, приведший его ко Христу, теперь научит его тому, что сам умеет, — прежде всего научит свидетельствовать неверующим. Это укрепляет тело Христово и созидает церковь, умножая её ряды.

Душепопечитель — не просто помощник проповедника в конце призывного собрания. Он полноправный участник чуда: нового рождения. И если ему не безразлично духовное состояние новообращённого, он найдёт способ помочь его росту. Возрастание нового верующего — забота и радость всей церкви Христовой.

Самопроверка

1. Душепопечитель должен уметь:

а. …………………………….

б. …………………………….

в. …………………………….

г. …………………………….

2. Пять обязанностей душепопечителя:

а. …………………………….

б. …………………………….

в. …………………………….

г. …………………………….

д. …………………………….

Не забыть:

Духовные «дары вспоможения» проявляются нагляднее всего в работе душепопечителей после призывной проповеди. Ими должны быть зрелые, тактичные верующие, тщательно отобранные и обученные. После призыва они подходят к откликнувшимся, беседуют с ними и направляют их к покаянию, вере и новой жизни во Христе. Не у каждого верующего этот дар есть. Но те, кого Господь к такому служению призвал, — не только благовестнику помогают, они укрепляют всю церковь.

Практическое задание

1. Составь список своих знакомых, у которых, по-твоему, есть нужные для душепопечителя качества. Поговори с некоторыми из них: есть ли у них опыт свидетельства о Христе. Попроси их стать твоими сомолитвенниками о предстоящих трёх призывных проповедях. Спроси их (и Бога в молитве), согласятся ли они помочь тебе после этих проповедей побеседовать с откликнувшимися. Не забудь объяснить им всё, о чём узнал в этом уроке о служении душепопечителя. Если удастся, проведи с ними одно или несколько занятий.

2. Разработай подробный и окончательный план второй проповеди.