Приложения. образцы проповедей

Крест: что он значит сегодня

Билли Грэм

Гал 6:14

На высоком берегу Южно-Китайского моря, над гаванью полуострова Аомынь, португальские поселенцы построили величественный собор. Но время и ураганы оказались сильнее каменной постройки. Прошло несколько веков, и от собора осталась одна стена. Наперекор ветрам столетий, на одиноко стоящей стене возвышался медный крест. В 1825 году у берегов полуострова потерпел крушение корабль сэра Джона Боуринга. Когда, на обломках судна, Боуринг добирался до берега, его взору вдруг предстал тот самый крест на горе. Крест стал для него маяком. Благополучно выбравшись на берег, Боуринг написал слова, ставшие потом гимном:

Крест Господень восхваляем;  Над руинами времён Ярче солнца он сияет,  Нимбом к небу устремлён.

Апостол Павел однажды сказал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал 6:14).

А чего тут, собственно, восхвалять? Разве крест — не орудие позорной казни? Почему Павел хвалился крестом?

Да потому хвалился апостол, что на древе креста явлены были мятежному миру любовь и сострадание Господа Бога. Потому хвалился он крестом, что на Голгофе произошёл величайший подвиг самоотречения — ни людям, ни ангелам не доступный. Открыто было апостолу Павлу, как безыскусное древо, на котором распят Сын Божий, излучает в мир сияние надежды, освобождает верующих во Христа от оков греха, согревает любовью Божией людские сердца.

Многие носят крестики на груди. Но мало кто задумывается о том, что крест — это ведь не украшение. Крест — это знак страданий, боли, унижения, позора и смерти Сына Божия.

На крест можно взглянуть с четырёх сторон, и каждая из них откроет нечто дарованное нам Христом, на кресте отдавшим за нас жизнь.

Примирение

Во-первых, крестом Бог предлагает нам примирение. Библия говорит: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 кор 5:19). Можешь ли ты сказать, что этот мир у тебя в сердце есть? Мир в мыслях о Боге, мир в общении с людьми, мир дома и на работе?

«Примирить» значит привести к согласию, гармонии, восстановить нормальные отношения — и крест Христов дал в этом отношении куда больше, чем военная мощь Александра Македонского, Цезаря и Наполеона вместе взятых. Один Человек, распятый на кресте, сделал больше для восстановления утраченной гармонии человека с Богом, собратьями и с самим собой, нежели гений и власть всех сильных мира сего.

Разум мой ограничен, и я не в силах до конца постичь тайну примирения во Христе. Но я твёрдо знаю одно: каждый, кто с верой припадёт в покаянии к Голгофскому кресту, будет избавлен от греха, получит прощение всех грехов и обретёт мир с Богом. Чтобы, как сказано в Писании, «посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол 1:20).

Во Христе мы примиряемся с Богом. Библия выражает это понятие словом «искупление». Сам звук этого слова отдаётся радостью в сердце раскаявшегося и уверовавшего во Христа человека. Ибо искупление — ничто иное, как воссоединение с Богом. Кто из нас не хотел бы вернуть себе расположение Господа?

Если грызёт совесть, если нет в душе радости и покоя, значит ты Богом оставлен. Но примириться с ним можно: нужно лишь раскаяться в грехах перед распятым и воскресшим Христом и уверовать в Него. Другой дороги к Богу нет.

Примирившись с Богом, мы обязательно примиряемся и с людьми. Любовь к ближним — одна из отличительных черт христианина. Разве можно любить Бога и не любить собратьев?

Если ты на кого-то затаил зло, обратись ещё раз взором ко кресту, прислушайся, что говорит Распятый: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:24).

Один человек как-то поведал мне в письме, что до недавнего прошлого он буквально не выносил людей некоторых национальностей — настолько глубоко сидели в нём расовые предрассудки. Он состоял в экстремистской организации, не раз прибегал к жестокости и насилию. На одно из наших собраний он попал из чистого любопытства. Бог коснулся его сердца, он раскаялся в грехах и пришёл ко Христу.

«От злобы, ненависти, предубеждения, презрения, — пишет он, — ничего не осталось. Сижу я рядом с представителем другой расы, плачу и жму руку человеку, к которому ещё несколько часов назад близко не подошёл бы. Выходит, теперь я люблю людей независимо от цвета кожи, люблю всех.»

Только во Христе решение сложнейшего комплекса национальных проблем. Пока люди всех народов и рас не уверуют во Христа, Господа и Спасителя, не будет любви и мира между ними — не погаснет пламя межнациональных распрей. Лишь любовь Христова, доказанная смертью за наши грехи на кресте, дарит нам сверхъестественную способность возлюбить даже тех, кого мы по природе своей полюбить неспособны.

Больше того: Христос примиряет человека с самим собой. Миллионы людей мучаются от внутреннего разлада, страдают бедой, знакомой ещё апостолу Павлу: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Лишь Христос выведет тебя из запутанного жизненного лабиринта, подарит счастье и душевный покой, о которых ты и помыслить не можешь. Ведь только Христос знает «что в человеке» (Ин 2:25), потому и способен избавить его от душевной смуты.

Искупление

Крестом Христовым мы обретаем искупление. Апостол Павел говорит: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 кор 5:21). На заместительной жертве Христовой наше искупление и основано: Христос умер за наши грехи, согласно Писанию. На этой искупительной жертве Христа, замещающей наш с вами грех, держится всё Евангелие. Именно это отличает христианство — единственную искупительную веру — от прочих религий.

Английский историк и социолог А. Дж. Тойнби, автор теории о причинах взлёта и падения цивилизаций, рассказывает, как одна китаянка присматривала как-то за детьми в христианской семье. Родители заметили, что няне от чего-то не по себе, и спрашивают, в чём дело. Та отвечает: «Я вот одного не пойму. Вы такие добрые люди. Детей своих любите. А на стене у вас картина, где жутко истязают какого-то преступника, руки-ноги гвоздями пробиты… Разве можно это детям показывать, они в этом возрасте такие впечатлительные!»

«Самое интересное в реакции этой няни-китаянки на изображение распятия, — пишет Тойнби, — то, что так же точно отреагировали бы на него античный грек, римский стоик, философ-эпикуреец.»

Даже такому видному историку, как Тойнби, равно как и другим интеллектуалам, проповедь о кресте и искуплении зачастую представляется некой глупостью. Миру импонирует образ Христа, но только мистически-загадочного, или романтически-бунтарского. Библия же призывает нас к распятому и воскресшему Спасителю. Христос для того и родился в мир, чтобы пострадать и умереть ради грешников. Его смертью Бог искупил грехи людей, и по замыслу Своему воскресил Его из мёртвых, даруя спасение всем желающим покаяться и уверовать в Сына.

Библия говорит: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53:3). В этих словах трагедия и величие. Мучительную смерть сострадающего, любящего нас Господа не постигнуть умом. Кровь Христа — это кровь искупления. В Его Крови обретаем мы прощение грехов, ибо «без пролития крови не бывает прощения». Прощён ли ты? Искуплен ли твой грех?

Обновление

С креста Иисус Христос дарит нам обновление. Библия говорит: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 кор 5:15). Далее апостол Павел подчёркивает животворящую силу крестного подвига Христа. Он пишет: «Кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь всё новое» (2 кор 5:15). Глядя очами веры на крест Христов и находя в нём источник новой жизни, мы видим вокруг огромное множество взрослых и юных, стариков и детей, на себе испытавших Его преображающую силу.

Гениальный мыслитель Августин Блаженный, сполна вкусив прелестей суетного мира, раскаялся, уверовал и нашёл прибежище под сенью креста.

Джон Уэсли долгие годы мучительно искал мира с Богом — и в конце концов нашёл его, приняв верой дар обновления души и духа через жертву Крови Христовой, и согрето было сердце его.

Джон Беньян, неприкаянный бродяга, уверовал в распятого и воскресшего Христа — и возрождённым сердцем был вдохновлён на создание замечательной аллегории «Путь Паломника» («Путешествие Пилигрима»).

Как-то я получил письмо из Африки. «Я вождь племени, — говорилось в нём. — Говорить и писать по-английски я выучился в школе при миссии. Уже несколько лет слушаю по радио христианские проповеди. У нас в джунглях есть радиоприёмник, и мы ловим все ваши программы. На той неделе вы призвали нас покаяться пред Господом и уверовать во Христа, и я впервые в жизни помолился живому Богу и понял, что значит обрести с Ним мир. С того момента вся моя жизнь изменилась.»

Раз уж Христос изменил Святым Духом жизнь африканского вождя — неужели Он сегодня не изменит вашу, кто бы и где бы вы ни были!

Праведность

Уверовав в распятого и воскресшего Христа, мы обретаем праведность. Библия говорит: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 кор 5:21). Распятый Христос не только любовь, не только жизнь, Он Свои природные качества — Свою праведность — нам дарит.

Бездетные супруги могут усыновить ребёнка; они могут его кормить и одевать, могут дать свою фамилию и даже имущество… Не могут они лишь одного: передать ему свои природные качества. Если им говорят: «Посмотрите, сын прямо вылитый отец!» — им приятно, они благодарят, но при этом понимают: это просто лесть. Но когда Бог — посредством креста — вводит нас в Свою семью, Он наделяет нас Своей природой, одаривает Своей праведностью.

Итак, Бог предлагает тебе примирение. Примирён ли ты с Богом? Бог предлагает тебе искупление. Можешь ли ты сказать: «Кровь Христа очистила от греха и меня?» Бог предлагает тебе обновление. Возродился ли ты в Боге к новой жизни? Бог предлагает тебе праведность. Есть ли в тебе праведность Христова? На свои ты достоинства полагаешься — или на всеискупающую благодать Спасителя? Ведь Он умер, «чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом».

Во время войны Испании с Америкой в бухте Сан-Диего затонул корабль. На тонущих матросов набросились акулы, и тут кто-то увидел на волнах крест (видимо, обломок мачты) и закричал: «Все к кресту! Хватайтесь за крест!»… То же самое я говорю вам сегодня: Хватайтесь за крест! Держитесь за него! Верьте: лишь в крестной смерти Христа и Его воскресении спасенье!

Тот же самый крест указывает нам на единственный путь ко спасению. Эту истину можно затмить лжеучением, окутать бесчисленными обрядами, мистикой, ничего не дающей. Но Истина остаётся Истиной, и Крест неуклонно указывает нам единственный путь к Богу.

Сколько раз наука удивляла нас своими открытиями! Оптической системой ученые усиливают солнечный луч до такой степени, что он, как автоген, за несколько секунд разрезает стальную балку. Бог готов удивить тебя сегодня тем, что простит твой грех. Доверься Иисусу Христу в покаянии — и свет Его милости, любви и благодати, исходящий с Голгофского креста, мгновенно разрежет стальные оковы греха и сделает тебя другим человеком.

Как же примириться с Богом? Что надо сделать, чтобы получить прощение всех грехов, обновление жизни, искупление и оправдание?

Во-первых, нужно искренне покаяться в грехах. Нужно в смирении сказать Богу в молитве: «Согрешил я пред Тобою, Господи. Прости меня. Оставляю греховную жизнь, хочу жить по-новому.»

Во-вторых, нужно полностью довериться Христу — уверовать в Него. Вера подразумевает полную отдачу. Библия говорит: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:9-10).

В-третьих, нужно следовать за Христом — чего бы это ни стоило. Он сказал: «Кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом моим небесным» (Мф 10:32).

Умоляю тебя: покайся не откладывая, уверуй во Христа — и Он тебя примет, в ту же минуту.