Кому я нужен?

Виктор Гамм

Мф 18:11-14; Лк 15:4-7

Это случилось 3 октября 1849 года. Случайный прохожий обнаружил валявшегося на земле мужчину. «Видно, выпил лишнего, а впрочем, кто его знает.» Прохожий позвал полицейского. Блюститель порядка долго разглядывал лежащего. Документов у незнакомца не было, говорить он был не в состоянии. Вдруг полицейского осенило: «Наркоман!».

Несчастного отвезли в больницу, где он, не приходя в сознание, через четыре дня скончался. В больнице его опознали: это был великий американский писатель и поэт Эдгар Аллан По (1809-1949), автор знаменитых поэм «Ворон», «Колокола», трагических и страшных новелл «Золотой жук», «Маска красной смерти» и многих других, основоположник детективного жанра в литературе.

Его книгами до сих пор зачитываются миллионы читателей, но в душе Эдгара По царили одиночество, страх и пустота. Всему миру он как бы хотел сказать: Да, я писатель, я наркоман и алкоголик, но кому до меня есть дело?

Кому до меня есть дело? Этот вопрос читается на лицах прохожих. Этот вопрос задают в своих записках живым несчастные самоубийцы. Об этом кричат надписи на заборах и стенах подъездов. Такими же вопросами исписаны майки и кепки сегодняшней молодёжи — «поколения Икс».

Чувство заброшенности, безысходности, неприкаянности знакомо и эстрадным звёздам, и «новым русским», и бомжам, и всем смертным. Наше поколение, пожалуй, самое жалкое, несчастное и горемычное из всех. Кто-то сказал:

Если б были соревнованья,  Кто во лжи и подлости первый,  Ты бы выиграл, век двадцатый, —  Отвечает век двадцать первый.

В один голос человечество судорожно выкрикивает, словно в предсмертной горячке: «Кому до нас есть дело? Кому мы нужны?» — не ожидая ответа. Но ответ есть. Со страниц Священного Писания Бог отвечает отчаявшемуся: «Ты нужен Мне».

Чтобы мир услышал и понял ответ Божий, Иисус рассказал притчу о заблудившейся овце. Ей, наверно, тоже показалось, что она никому не нужна, — и овца отбилась от стада. Но пастух, Добрый Пастырь, пошёл её искать и нашёл. (Читать: Мф 18:11-14.)

Притча — это случай из жизни, из которого можно извлечь урок. Притчами Иисус Христос открывал людям великие истины жизни и тайны Божий. Что же хотел Христос сказать этой притчей?

Ценность одной души

Бог высоко оценивает душу каждого отдельного человека. Если в мире ставка делается на положение в обществе, богатые игрушки и модные побрякушки — то Бог ценит человека уже за то, что он человек и носит Его божественный образ и подобие, — неважно, кто он: богатый или бедный, русский или дагестанец, образованный или неуч, гений или душевнобольной, мусульманин или христианин. В Библии сказано: «Что есть человек, что Ты (Бог) помнишь его?… Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его» (Пс 8:5-6).

Помни, друг, что ради тебя, даже если б ты был единственным человеком во всей вселенной, Христос умер на Голгофском кресте. Он перенёс пытки и страдания ради того, чтобы спасти тебя от греха. И если тебе не даёт покоя вопрос: «Кому я нужен?» — помни: ты нужен Богу. Он тебя любит!

Чем же вызвана забота Бога о заблудившемся, запутавшемся грешнике? Его любовью! В Его очах мы бесценны. Стоит тебе пойти своей дорогой, повернуться к Богу спиной — как Бог теряет огромную ценность: тебя.

Потеряв что-то ценное, мы не жалеем усилий, чтобы пропажу найти. Помню, в дни армейской службы у меня пропала фотография моей девушки (позднее ставшей моей женой). Я всё перерыл. Нигде нет. Стал трясти однополчан. И оказалось, что один парнишка эту фотографию у меня взял. Он хотел отослать её домой в деревню, похвастаться, какая у него красивая подруга (хотя он её в глаза не видел).

Я не успокоился, пока фотографию не нашёл — столько она для меня значила. Бог любит нас и хочет, чтобы мы с Ним были постоянно. Терять нас Ему больно.

Своим приходом в мир Иисус Христос подтвердил, что каждый человек в отдельности стоит того, чтобы спасти его от ада и греха. Он сказал о Себе: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Мф 18:11).

Рассказывают, что один горец купил себе новые сапоги. Он очень боялся их запачкать, и потому всегда ходил в носках. Однажды после дождя он попал в грязь. Чтобы уберечь от грязи сапоги, он встал на голову. Подобно наивному горцу, люди, поняв, что попали в болото греха, в чём только не изощряются, чтобы от греховной действительности уйти, — образно говоря, становятся на голову. Но положение их от этого не меняется. Затем и пришёл в мир Христос, чтобы спасти греховное человечество.

Бог воплотился. Вечный Сын Божий стал Сыном Человеческим. Это не просто перемена имени; стать Богочеловеком — значит оставить славу Небес и прийти в грешный мир. Сын Божий родился от Девы Марии. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился Закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4:4).

Сын Божий был всегда. Он вечен, ибо Он Бог. Иисус родился в Вифлееме две тысячи лет тому назад, но это вовсе не значит, что Он в тот момент начал существовать. Рождение в Вифлееме — это не что иное как воплощение Христа, становление Сына Божия Богочеловеком, Сыном Человеческим. При этом Христос не утратил Своей божественной сути. Он в полной мере Бог и в полной мере человек.

Напрашивается вопрос: а зачем Христу надо было приходить в мир? А для того, чтобы найти восставшего против Него человека и спасти его.

26 февраля 381 года на главной площади города Антиохии было зачитано постановление римского императора Феодосия. Толпа замерла в недовольстве: император в который раз повысил налоги.

Всё могло бы кончиться мирно, если бы мальчишка из толпы не бросил камень в конную статую императора Феодосия. Статуя считалась неприкосновенным образом императора. Народ разбушевался и стал крушить всё на своём пути. Статую Феодосия тоже снесли и разбили вдребезги. После трёх часов неистовства воинам императора удалось усмирить толпу.

И наступила небывалая тишина. Народ осознал, что в глазах императора горожане совершили преступление, которое можно расценить как государственную измену. Оставалось только ждать возмездия. Началось оно в тот же день. Город потопили в крови.

Подобно древним антиохийцам, восставшим на императора, человек восстал против Бога, поднял руку на Творца, несмотря на всю Его любовь и заботу. Справедливость Божия требует наказания грешника. Человек приговорён к вечной смерти. Пророк Иеремия записал: «Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь» (Иер 23:2).

Заметьте, что в Библии говорится не о погибающем человеке, но о погибшем. С точки зрения Бога человечество обречено, погибло. Оно летит в пропасть со всеми своими достижениями, знаниями и прогрессом. Если Сам Бог не примет меры для спасения человека, надежды нет. Иисус Христос пришёл в мир, чтобы спасти погибших от справедливого гнева и наказания Божия. Как сказано в Псалме — «Могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть» (Пс 78:11).

Грех, унаследованный нами от прародителей, губит нас. Но Бог в Иисусе Христе протянул Свою руку и предлагает Своё спасение обречённым на погибель. Это не фатализм. Это вполне логично.

Грех настолько ужасен, что Христос готов был оставить Небеса, стать человеком, претерпеть муки креста, только чтобы спасти человека от греха. Эта истина и объясняется в притче о заблудившейся овце.

Человек заблудился

В притче сказано, что одна из овец заблудилась в пустыне. Возможно, человек на первый взгляд и не похож на духовно и нравственно заблудшего. Дело, однако, не во внешнем виде. Бог смотрит в сердце человека. Пророк Исайя говорил: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис 53:6).

Человек заблудился духовно, нравственно и интеллектуально. Это исторический факт.

Человек потерял жизненные ориентиры. Нет у него путеводной звезды. Компас души отказал. Человек мечется из стороны в сторону. Сегодня он ангел, завтра бес. Он не знает, где найти счастье, покой, душевный мир. Тычется он то туда, то сюда, а мира в душе всё нет. Расул Гамзатов писал:

Даже те, кому осталось, может,  Пять минут глядеть на белый свет,  Суетятся, лезут вон из кожи,  Словно жить ещё им сотни лет.

Человек не может понять, кто ему враг, кто друг. Человек тратит последние силы, чтобы найти выход из тупика, но гордость не даёт ему признаться в том, что он заблудился. Библия во всеуслышание заявляет: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Деян 2:21). Человек заблудившийся — в смертельной опасности. Ушедший от Бога подвергает опасности свою душу. Им овладевает отчаяние. Он думает: «Да кому я нужен! Миру до меня дела нет.»

Недруги и враги поджидают тех, кто отбился от жизни. Девчонки, убегая из дому в большой город на поиски счастья, не подозревают, что там их поджидают «хищники». В короткий срок они становятся рабынями.

Сердце человека черствеет, становится невосприимчивым к любви. Всё дальше он уходит от Истины. Неоновые огни красивой жизни заводят его в мир лжи и обмана, а стекляшки на помойных кучах блестят, кажутся золотом — и заводят туда, откуда возврата нет.

Как нелепо, как глупо уходить от любящего Бога — чтобы в итоге оказаться в волчьей пасти. Мудрый Соломон говорил: «Для глупого преступное деяние как бы забава» (Пр 10:23).

Что же именно привело к тому, что человек ушёл от Бога? Он думал, что обойдётся без Него. Это равносильно тому, что новорождённый выполз бы на пятидесятиградусный мороз, заявляя: «Обойдусь без вашей помощи!».

Человек решил, что без Бога жить интересней. Мол, никаких ограничений, запретов, никаких правил.

Человек решил искать более злачные пажити. Травка за забором кажется сочнее и зеленее. Такой подход к жизни привёл к тому, что Россия с большим отрывом лидирует среди государств, членов Совета Европы, по такому показателю, как число заключённых. За решёткой на 1 января 1997 года сидят 1 018 123 человека.

Многие боятся быть причисленными к верующим. Ведь по мнению некоторых, верующие — это серые, непросвещённые люди. Дьявол, видимо, предлагает выгодную сделку: ты, мол, служи мне, отвергай Бога, а я в долгу не останусь.

Карел Чапек рассказывает о том, как волк предложил овцам «договориться на экономической основе»: он не будет есть принадлежащую овцам траву, а те станут в компенсацию отдавать ему своё мясо. В Библии апостол Павел напоминает: «Возмездие за грех — смерть» (Рим 3:23). Дьявол всегда расплачивается щедро. И плата его всегда одинакова, в какой бы упаковке ни подносилась: смерть.

Действительное состояние человека плачевно. Оно казалось бы смешным, не будь оно трагическим. Люди понимают, что что-то в жизни не так. Лечиться они пытаются сами, но не учитывают реальность греха, заразившего всё.

До открытия микробов люди умирали от пустяковых ран и царапин. Медики употребляли нестерилизованные инструменты, на которых была тьма микробов. Никто даже не подозревал, что эти инструменты становились причиной смерти многих пациентов.

Грех отравил весь мир. Микробы его проникли повсюду. Человек, при всём желании, не сможет вылечить свою душу мирскими, бытовыми, не божественными методами. От них только хуже станет.

Бог — вне греха и зла. Только Он один свят, абсолютно чист и свободен от микробов греха. Духом Святым он излечит душу человека, израненную грехом. Уж слишком заражён грехом человек, чтобы лечить себя сам.

Каким представляется Богу отвернувшийся и ушедший от Него человек? Беззаконником. «Всякий делающий грех делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4). Вы, возможно, и не нарушили закон страны — но закон Бога нарушили все.

Беззаконник проклят Богом. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). Если прокляли родители, это страшно. Если проклял Бог — это ужас неописуемый.

Проклятый Богом беззаконник духовно мёртв. Вы «мертвы во грехах» (Кол 2:13). Духовно мёртвый — безбожник. Вы «безбожники в мире» (Эф 2:12). В греческом подлиннике «безбожник» звучит как «атеист». Практическими атеистами могут быть даже набожные люди, если за пределами церкви они живут так, будто Бога нет.

Безбожник — грешник. «Писание всех заключило под грехом» (Гал 3:22). Грех — это промах, то есть непопадание в цель той совершенной святости, какой обладает Бог. Если нам не удаётся во всех наших делах соответствовать святости Божией, мы грешники. Чтобы стать грешником, достаточно согрешить один раз.

Грешник — чадо гнева. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1:18). Грешник — нравственно небезупречен. Об этом мы читаем в Священном Писании: «Помышления сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21). «Нет человека, который не грешил бы» (3 цар 8:46). «Кто может сказать: «я очистил моё сердце, я чист от греха моего»?» (Пр 20:9).

Картина весьма неприглядная — совсем не такая, какую рисует человек. Жан-Жак Руссо писал: «Человек — царь земли, на которой живёт». Человек, конечно, непрочь быть царём земли, но к сожалению, до этого далеко: он заблудился в своём же саду.

Поиски человека

Библейская притча говорит, что Пастырь Иисус Христос идёт за пропавшей овцой, ищет её, пока не найдёт. Иисус Христос — Пастырь наших душ. Он сказал: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11).

Христос добр. Его доброта к нам очевидна. Он заботится о нас, ограждает от опасностей дьявола. Если ты, друг, до сих пор не понял, что Бог добр, — значит, ты ещё никогда не обращался к нему по-настоящему. Библия предлагает: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс 33:9).

Добрый Пастырь Иисус Христос ищет заблудившегося в грехах человека. Никто не заставлял Его искать грешника. Цель у Него весьма конкретна: найти заблудшего. Заблудившаяся овца сама никогда не вернётся; её надо найти и вернуть. Добрый Пастырь подверг Себя опасности: Он был распят и убит грешниками, но на третий день воскрес. Сегодня Христос ищет грешников посредством Духа Святого. Святой Дух делает всё необходимое, чтобы грешник наконец-то опомнился, пришёл в себя и вернулся к Богу.

Христос ищет грешника до тех пор, пока не найдёт его, — до победного конца! На заре истории Творец воззвал к заблудившемуся человеку: «Адам, где ты?». Бог прекрасно знает, где прячется человек, но хочет дать ему понять, что тот заблудился, что надо вернуться к Богу.

Не для того умирал Христос на кресте, чтобы оставить грешника без надежды на спасение. Иисус готов ждать долго. Он снова и снова обращается к грешнику. Иисус Христос готов Святым Духом спуститься на самое «дно» общества, чтобы высвободить грешника из оков греха. Не удивительно, что Христа называли другом грешников. Он готов повести спасённых христиан тернистым путём, чтобы другие, живущие в грехах, увидели и познали всепрощающую любовь Божию. Иисус Христос готов повести грешника суровым путём болезней, одиночества — чтобы тот опомнился и обратился к Богу. Христос и сегодня ищет грешников: ведь без Него они погибнут.

Бог обусловил спасение грешника тем, что человек должен лично откликнуться на Божий призыв искренним покаянием и верой. В прочитанном тексте написано: «если случится найти» заблудшего. Иными словами, если грешник откликнется на призыв Божий, тогда Бог спасёт его. Бог никого не спасает насильно. Иначе спасение не было бы добровольным и осознанным шагом человека. Люди действовали бы как «зомби». Бог призывает, а человек должен откликнуться сознательно. «Придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис 1:18).

Колеблется человек: то ему хочется быть спасённым, то хочется пожить в грехах. Эта неопределённость ставит спасение под вопрос. Недаром Иисус Навин призывал людей определиться: «Изберите себе ныне, кому служить» (Иис Н 24:15).

Более того: нельзя рассчитывать на то, что можно всю жизнь грешить, а перед смертью покаяться и получить прощение. Душа черствеет и становится невосприимчивой к истине. Если ходить босиком сначала по песку, потом по камням, то кожа на подошвах затвердеет. Вскоре даже острые камни перестанут причинять боль. Если постоянно пренебрегать благодатью Божией и топтать пролитую кровь Сына Божия греховной жизнью, то со временем душа очерствеет совсем, и голоса Божия не расслышит.

Бог терпелив, но терпению Его тоже есть предел. Библия предупреждает: «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли» (1 кор 10:9).

Помочь можно только тому, кто найден. Если ты, друг, готов быть найденным и спасённым, отзовись на призыв Христа, покайся и доверься Ему.

Великая находка

История знает много великих находок и открытий. Достаточно вспомнить Кумранские пещеры, где найдены древние манускрипты Библии, находку затонувшего «Титаника» на дне океана или осколок метеорита, обнаруженный в Антарктике (1996). По мнению учёных, он прилетел на Землю с Марса. Но стоит нам найти затерянный ключ от квартиры, так для нас эта находка куда важнее, чем открытие астрономами новой галактики. Самая грандиозная находка в мире — это найденный и спасённый человек. Такую находку ни с чем не сравнить.

Найдя заблудшего грешника, Христос не ругает его. Христос называет нас «своими». Это «моя овца». Бог нас создал. Мы все обязаны Ему своим существованием. Более того: Христос умер вместо нас, заплатив за нас Своей Кровью. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценноюКровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет 1:18-19).

Пастырь Иисус несёт найденную овцу на плечах. Сколько в этом тепла, сколько любви! Бог держит спасённых в Своей руке. Христос сказал: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:28). Ни дьявол, ни секты, ни враги Христовы, ни мир — не похитят спасённых из всемогущей руки Творца-Спасителя.

Пастырь несёт найденного грешника «домой». Дом в библейском понимании — не просто здание или квартира. Это уют, домашний очаг, место покоя, мира, взаимопонимания, прощения, безопасности, заботы, любви, семейной радости. Именно по такому дому томится человеческая душа. Друг, ты устал блуждать по миру в поисках прощения и покоя. Доверься Иисусу Христу. Он вернёт тебя в отчий дом — к Богу, Которого мы все покинули. В притче сказано: когда заблудшая овца найдена, всеобщей радости нет предела. Радуется Сам Христос. «Порадуйтесь со Мною,» сказал Пастырь. Можно только вообразить, как радуется Бог, когда заблудший грешник возвращается к Нему. «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис 53:11).

Радуется прощённый грешник: ведь прошлое полностью очищено; настоящее светло, ибо Бог рядом — и в сердце; будущее определено. Христос заверил всех прощённых: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).

Радуются окружающие: те, кто долго за тебя молился. Радуются все обитатели Неба. «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся» (Лк 15:7). Ангелам неведома радость прощения, обо они не согрешали. Однако ангелы радуются вместе с нами. Они знают цену прощения: ведь Сын Божий оставил славу небесную и сошёл в грешный мир. Ангелы радуются тому, что в аду будет на одного меньше, а в Небесах — на одного больше. Писательница Эллис Грей описывает эпизод из жизни молодого человека, отбывшего срок наказания. Незадолго до освобождения из тюрьмы он написал родителям письмо, где просил прощения за то, что своим преступлением опозорил всё родство. В письме он также сообщил, что вернётся в родной город на автобусе, маршрут которого проходит мимо родительского дома. Если родители простят его, то пусть на яблоне, что во дворе, привяжут белый бант. Он увидит его, проезжая мимо, и вернётся домой. Если же банта не будет, то поедет дальше, и домой уже никогда не вернётся.

Подъезжая к родному городу, молодой законопреступник посматривал в окно с нескрываемым волнением и тревогой. Ждут ли его дома, простят ли? Заметив его тревогу, сидевшая рядом женщина поинтересовалась, в чём дело. Он нехотя рассказал. Все пассажиры в автобусе с нетерпением смотрели в окна. И вот за поворотом отчий дом… Вся яблоня была в белых бантах. Автобус ликовал вместе с прощённым блудным сыном.

Библия говорит: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18:14).

Друг, возможно, и ты задаёшься вопросом: «Кому я нужен?». Помни, что ты нужен Богу. Его Сын умер за тебя на Голгофском кресте. Он взял на себя весь твой грех. «Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых» (Рим 5:6). Он призывает тебя сегодня довериться Ему. Но на Его призыв надо откликнуться.

Вот что от тебя ожидает Бог. Во-первых, покаяния. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15). Покаяться — значит исповедаться перед Богом, попросить у Него прощения, изменить своё отношение к Богу, к себе и к греху, оставить греховный образ жизни раз и навсегда. Бог поможет тебе совершить покаяние, но тебе надо искренне и серьёзно обратиться к Нему.

Во-вторых, надо уверовать в Иисуса Христа; осознать, что Он твой Спаситель и Господь; и полностью довериться Ему. На Голгофском кресте Христос сделал для тебя всё: взял на Себя весь твой грех, заплатил за него сполна Своею Кровью. Он умер и воскрес ради твоего оправдания. Библия говорит: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10:43). Как ребёнок доверяет матери свои игрушки в песочнице, как пассажиры доверяют водителю автобуса или пилоту свою жизнь, так и ты доверь своему Творцу спасение твоей души. Он поймёт и простит тебя.

И, наконец, следуй за Христом, претворяя в жизнь Его учение. Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Всё учение Христа суммируется одним словом: любовь. Люби Господа, люби человека — как любишь самого себя.

Знаменитый английский исследователь Антарктики Эрнест Генри Шеклтон отправился в свою третью экспедицию на судне «Стойкий». За пять лет до этого он уже был в ста пятидесяти шести километрах от Южного полюса, но пришлось вернуться: кончались продукты. И вот отважный Шеклтон снова в пути. Продвигались медленно, мешал лёд. Наконец, ледяные глыбы вконец зажали судно. Команда покинула разбитый корабль и пошла назад по ледяной пустыне в надежде, что их найдут и спасут. Еле добравшись до острова Мордвинова, они увидели спасателей. Спасатели шли навстречу пострадавшим, а пострадавшие — навстречу спасателям.

Друг! Бог-Спаситель сделал всё возможное, чтобы спасти тебя. Он вышел тебе навстречу. Сделай теперь шаг к Нему!

Издательство «Либрис», Москва, 1997 г