Введение

Уже ближайшая твоя призывная проповедь должна означать для слушателей разницу между вечной жизнью и духовной смертью. Тебя посылает к ним Бог: предупредить об опасности и указать путь к спасению.

Люди ежеминутно умирают, не уверовав во Христа. Они не знают, что Он умер ради прощения их грехов. Они не осознают, что Он воскрес и потому любому из них теперь открыта дверь в вечное общение с Ним. Они не догадываются, что смысл жизни — есть, и что искать его нужно у Бога.

Твоя проповедь даст слушателю возможность стать другим человеком. Словами, произнесёнными тобой, Святой Дух откроет ему любовь Христову. Услышав тебя, человек уверует в Спасителя и родится заново!

Задача этого пособия — помочь тебе научиться проповедовать так, чтобы приводить души к Господу. Речь идёт буквально о жизни и смерти, поэтому легкомысленное, небрежное отношение к учёбе тут недопустимо.

Значит, надо:

— Твёрдо усвоить все изложенные здесь истины.

— Научиться применять всё пройденное на практике.

— Молиться буквально над каждой страницей.

— Делать всё от тебя зависящее, чтобы в результате каждой твоей проповеди люди приходили ко Христу.

Как же достичь максимальной пользы от работы с самоучителем и добиться цели?

1. Занимайся регулярно

В этом курсе три раздела, из четырёх уроков каждый. Возьмёшь за один раз слишком много материала — вряд ли всё запомнишь. Если от занятия до занятия пройдёт слишком много времени — многое забудется.

Самое опасное — откладывать начало учёбы, особенно сейчас, когда этот самоучитель у тебя в руках. Зачем рисковать потерей того самого благословения, о котором ты мечтаешь?

Господь любит каждого из твоих будущих слушателей. Подумай о них. Если не ты, то кто им скажет о Боге? Разве случайно попала тебе в руки эта книга? Неужели ты отложишь учёбу до «лучших времён», которые могут и не наступить?

Найди особое место и время

Рекомендуется проходить по одному уроку в неделю в течении трёх месяцев.

Выдели в своём еженедельном расписании два-три часа, и относись к этому времени как к занятиям в учебном заведении: не назначай на это время никаких других дел, не опаздывай и не отвлекайся. Тогда успеешь и внимательно всё прочесть и выполнить все упражнения и задания.

Если занимаешься дома, то пусть семья знает, что в эти часы тебя нельзя даже звать к телефону.

Выполняй все задания

Занимаясь самостоятельно (а не в группе студентов), надо периодически останавливаться для самопроверкиусвоения пройденного. В каждом уроке такие паузы предусмотрены.

Заполнять оставленные там пробелы надо по памяти. Если уверен в ответе — впиши его и иди дальше. (Писать в книге лучше карандашом, чтобы потом она могла послужить другому.) Если не уверен или не знаешь ответа — загляни в прочитанный текст. Если заглядывать в текст приходится постоянно — задумайся: почему плохо запоминается? Может быть, перенести занятия на другие часы, когда голова не так устала? Помни, что отметки за этот курс тебе никто ставить не будет, поэтому следи за собой сам, и сам себя не обманывай.

Для каждого занятия понадобятся Библия, тетрадь, ручка и карандаш. Карандашом можно легонько делать пометки на полях. Например, восклицательный знак — где хочется что-то отметить; вопросительный знак — где что-то непонятно, и т. п.

Если тщательно выполнишь все упражнения самопроверки, то в конце всего курса тебе будет легко повторить пройденное (бегло их просмотрев).

Слушай кассету

К самоучителю прилагается звуковая кассета. Записанные на ней проповеди на русском языке — это примеры, иллюстрирующие материал. Кассету можно прослушивать в любое время после завершения первого урока. Желательно прослушать её и в начале и в конце курса.

Если самоучитель попал к тебе без кассеты, не расстраивайся. Можно заниматься и без неё. Но всё-таки постарайся узнать, нет ли её там, откуда ты получил эту книгу. Возможно, у кого-то из знакомых найдутся записи призывных проповедей. Высоко ценятся проповеди Билли Грэма, Виктора Гамма и Ярла Пейсти.

Ты увидишь, что в служении благовестника есть место для разных людей, разных стилей и темпераментов и разных подходов к основным темам Евангелия. Твоя задача — учиться у этих проповедников. Но слепо им подражать, имитировать чужую манеру — нельзя.

Говори своим голосом, найди свой стиль, присущий именно тебе. Смешон проповедник (к сожалению, такие есть), повторяющий, как обезьяна, чужие жесты и, как попугай, чужие интонации. Слушатели всегда чувствуют фальшь.

Раскрывай Писание

Садясь заниматься, всегда имей под рукой Библию.

Хорошо иметь разные переводы, не только синодальный. Ещё полезнее комментированные издания. На русском языке их уже несколько: «Толковая Библия» Лопухина, «Открытая Библия», «Библия для самостоятельного изучения по индуктивному методу», Библия с комментариями Скофильда, Новоженевская толковая Библия, и др.

Библия — не учебник по методике проповеди. Она — Божье Слово, источник той истины, которую ты будешь проповедовать.

На занятиях каждый стих, на который есть ссылка в самоучителе, надо найти и прочесть в контексте. Лучше всего читать его вслух, как в классе у доски.

«Слишком много Библии» — не бывает. Даже знакомый стих Писания наведёт на новые мысли, когда изучаешь его в связи с новой темой. Это помогает проповедовать Слово свежо и творчески.

2. Найди толкового наставника

Заниматься самостоятельно — нелегко. Другое дело в классе: преподаватель ведёт урок; мнения однокурсников наводят на собственные мысли; экзамены заставляют заниматься. Кроме того, ничто не отвлекает от занятий.

Занимаясь же по самоучителю — заставлять себя приходится самому, а это утомительно. Порой появляется ощущение, что никому это не нужно. Столько важных и срочных дел у каждого из нас, что поневоле возникает соблазн отложить или вообще бросить занятия.

И вот тут очень пригодится человек, которому не безразличны твои успехи, который понимает тебя. Человек, который хочет и может тебе помочь и за тебя молиться. Мы называем такого наставника старинным латинским словом «ментор».

Где его найти? Конечно, идеально подошёл бы для такой цели опытный и грамотный проповедник, доброжелательный и честный, любящий и умеющий работать с молодёжью, знающий тебя лично, — например, пастырь, старший брат во Христе или преподаватель Библии. Но далеко не у каждого такой наставник найдётся. Как же быть?

Давай вспомним, что отличить хорошую проповедь от плохой могут очень многие. Например, тот, кто слыхивал разных проповедников или хорошо знает Библию. Или просто грамотный и толковый христианин.

Значит, в менторы можно пригласить жену, родственника, друга или старшего брата. Важно только, чтобы ментор понимал, чего хочешь достичь ты и что требуется от него, — и был готов регулярно тебе помогать. Ему надо просмотреть этот самоучитель, чтобы иметь общее представление о курсе. Ещё лучше, если у него будет свой экземпляр.

Предварительная беседа

Прежде, чем начать занятия, вы с ментором должны уединиться, помолиться и поговорить о целях и подробностях твоей учёбы.

Какой опыт в проповеди у тебя уже есть? Каковы твои сильные и слабые стороны? Чему конкретно ты хочешь научиться? Стоит ли тебе вообще этим заниматься? Будет ли возможность применить твоё умение на практике? Где и как? Чем тебе поможет опыт ментора? Хватит ли у него настойчивости проследить, чтобы ты занимался регулярно и довёл курс до конца? Хватит ли у него твёрдости и честности всегда говорить тебе правду, не только приятную? Хватит ли у тебя смирения эту правду выслушивать? По каким мерилам будете вы судить о твоём успехе?

Всё это надо обсудить с ментором заранее, чтобы в дальнейшем между вами было полное взаимопонимание. Продумай и другие вопросы, важные для тебя.

Дальнейшие встречи

Договориться с ментором надо так: вы встречаетесь каждый раз, когда ты закончил раздел (если проходишь в неделю по уроку, то раз в месяц). Надо обсудить прочитанное, все вопросы и мысли, возникшие у тебя по поводу изученного материала. Но самое главное — ментор должен оценить твои практические задания. (Ему, конечно, можно показать и другие задания.) Цель этих встреч — определить, удаётся ли тебе применить пройденное на практике.

Пусть он всегда отмечает твои плюсы и минусы.

Прослушивание

Самой серьёзной проверкой твоей работы над курсом будет выступление перед аудиторией с тремя проповедями, подготовленными в ходе занятий. Ментор должен при этом присутствовать. Из всех слушателей он один знает, чего именно ты пытаешься добиться.

Содержание и план твоей проповеди, стиль изложения, реакция аудитории и её отклик на призыв к покаянию в конце, — всё это ментор должен внимательно заметить.

Чтобы вынести обоснованное и полезное суждение о качестве и действенности твоих проповедей и дать конкретные советы, ментору надо будет помнить о тех целях, которые вы ставили во время ваших встреч.

Оценки

В конце самоучителя есть бланк «Замечания по проповеди», который поможет ментору оценить каждую из трёх твоих проповедей в конце курса. Его надо будет размножить (переписать или снять ксерокопию) в трёх экземплярах. Это всё нужно прежде всего тебе самому. Отсылать их никуда не требуется. Храни их как память о пройденном курсе. Не забудь сам заранее ознакомиться с этим бланком: чтобы знать, за чем именно будет ментор следить во время твоей проповеди.

Как ты уже понял, от ментора потребуется и время, и настойчивость, и труд. Значит, это должен быть человек духовно зрелый, молитвенный и неравнодушный. И поскольку ему тоже больно видеть погибающий в грехе мир, твоя учёба принесёт благословение и ему. Но: не забудь поблагодарить человека, тратящего на тебя время и силы!

3. Проповедуй

Прочесть и усвоить весь материал, выполнить все письменные задания и провести все беседы с ментором, — этого ещё мало, чтобы узнать, научился ли ты проповедовать.

Только конкретная проповедь перед живой аудиторией покажет, какие плоды принесла учёба. Вот почему особого внимания и серьёзнейшего труда требуют «практические задания» в конце каждого урока. Вся твоя теоретическая подготовка должна найти себе здесь выражение и применение, чтобы Дух Святой коснулся сердец.

Когда дойдёшь до последней страницы самоучителя, — тогда только и начнётся самое главное!

Возможно, ты уже давно проповедуешь еженедельно, даже по нескольку раз. Или только иногда, когда бывает возможность. А может, твою проповедь ещё никто не слышал. В любом случае — напоминаем, что эта книга учит не любой проповеди, а только одной конкретной её разновидности: призывной, евангелизационной.

Проповеди, которые ты будешь готовить в ходе этого курса, не касаются вопросов нравственных, общественных, финансовых, христианского поведения или духовного роста. Значит ли это, что на эти темы не надо проповедовать? Нет, конечно! Такие проповеди тоже необходимы и должны звучать с кафедры — просто эти темы не входят в данный курс.

Задача этого курса — научиться проповеди, зовущей к покаянию и вере, призывающей прийти ко Христу за прощением и спасением.

Значит, уже сейчас надо продумывать и искать возможность: где, когда, кому и как сказать свою призывную проповедь.

Где? За кафедрой своей церкви? На городской площади или на деревенской улице? В больничной палате или в университетской аудитории? В тесной квартире или в большом зале?

Когда? Проповедовать Евангелие можно и нужно в любой день, не только в воскресенье. Повод может быть самый неожиданный. Проповедникам доводится звать людей к покаянию во время весёлого праздника и обещать радость во время похорон.

Кому? Кто будет тебя слушать? Кому твоя проповедь нужна? Евангелие нужно всем: юным и старым, богатым и бедным, здоровым и больным, белым и чёрным, домовладельцам и бездомным, умным и глупым, уважающим Бога и презирающим Его. Обычно проповедник имеет дело с аудиторией смешанной, однако не исключено, что ты решишь посвятить служение конкретной группе людей: заключённым, детям, беженцам, солдатам, студентам или даже главам правительств. Проповеди, описанные в Библии, не исключали никого и никогда!

Призывная проповедь ещё не проповедь, пока она не услышана. Все твои занятия, мысли, замыслы, заметки, планы, молитвы в ходе этого курса — всё это обретёт смысл только тогда, когда твой призыв уверовать во Христа услышат живые люди.

И знать, что хоть одна душа, откликнувшись на твой призыв, обрела спасение, — что может быть больше этой радости и выше этой награды!

«Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!»

(1 послание к Коринфянам 9:16)