I. Что такое призывная проповедь

1. Задача проповеди: спасение грешников

О чём этот урок:

Проповеди бывают разные. Разные прежде всего по поставленным задачам. Одна научит слушателя какой-то истине, другая — возгреет его любовь к Богу, третья — подготовит к конкретному делу.

Цель призывной проповеди — помочь людям уверовать во Христа, ясно изложив им Евангелие в силе Духа Святого.

У Святого Духа есть для грешников различные дороги ко Христу. Призывная проповедь — один из них. Библия говорит: «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21). Поэтому если мы проповедуем так, как угодно Богу, то мы вправе ожидать, что Он привлечёт людей ко Христу.

Сердце тогда откликается на призыв, когда его коснётся Божья благодать. Но зачем же тогда учиться? — спросит кто-то. Зачем готовиться к проповеди? Разве нельзя просто выйти, сказать что у тебя на уме и на сердце — а остальное уж дело благодати Божией?

Как бы мы назвали земледельца, который ждёт обильного урожая, но при этом не пашет, не сеет, не точит серп?

Уметь подготовить проповедь потому важно, что Господь привлекает души к Себе посредством посланников: людей. Чтобы быть Ему полезным, надо многому научиться. Божья благодать совершенна. Но не совершенны люди, избираемые и посылаемые Им нести эту благодать миру. Сатана бессилен против благодати Божьей. Но подтолкнуть беспечного проповедника к невнятной и бесплодной проповеди он хочет и умеет.

Проповедь, которая не разъяснит, что Иисус Христос — тот Спаситель, в котором нуждаются все, не будет призывной.

Истинная призывная проповедь — опирается на авторитет Писания, указывает на Иисуса Христа, называет своими именами грех и наказание, объясняет, что значат покаяние и вера, призывает слушателя уверовать во Христа, приглашает к духовному росту и общению с верующими.

В первом уроке мы начнём общее знакомство с этими необходимыми составными частями.

Главная тема призывной проповеди: Спасение только во Христе. Опора проповеди — Библия; цель — привести людей к спасительной вере.

Цели урока

1. Ознакомиться с общими чертами призывной проповеди.

2. Подобрать темы для трёх призывных проповедей.

* * *

Если в заключение проповедник посоветовал собравшимся «принять Христа как своего личного Спасителя», это ещё не значит, что они только что услышали призывную проповедь. Да и далеко не каждую проповедь можно направить в призывное русло. Призывная проповедь отличается от других своим особым содержанием и структурой.

1. Личность Иисуса

Задумаемся об уникальную личности Христа — Того, о ком ты вышел рассказать. Кто Он такой? Он — обетованный Мессия, единородный Сын Божий, Спаситель мира. Мы подробнее поговорим о Нём и о Его подвиге в третьем уроке.

За грехи мира умер Иисус на голгофском кресте. Вися на кресте под бременем нашего греха, Он перенёс разлуку с Отцом, взяв на Себя наши смерть и осуждение. Его погребли, но Он восстал из гробницы, показав Свою власть над смертью. Он жив и сегодня, сидит по правую руку Бога Отца. Крестной смертью и воскресением Его Бог усмотрел спасительную благодать любому, кто уверует во Христа.

Конечно, есть и другие факты: непорочное зачатие Иисуса, Его безгрешная жизнь, власть над природными и сверхъестественными силами, Его вознесение на небеса и скорое возвращение — всё это проповедник обязан помнить и ни в коем случае не искажать. Эти факты подтверждают, что Он Господь и Спаситель. Но не в них главная тема призывной проповеди — а в спасающей силе Его смерти и воскресения.

Никакой основатель мировой религии, никакой духовный вождь, никакой царь или мыслитель не вправе сказать как Иисус: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Или: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).

Только Христос, умерший за нас и воскресший, может быть центром внимания призывной проповеди.

2. Авторитет Писания

На каком главном источнике информации основывается призывная проповедь? В чём черпает проповедник уверенность в своей правоте?

В Библии, конечно, ибо только в ней он найдёт достоверные сведения об Иисусе Христе, сказавшем: «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). В надёжности Библии проповедник может и должен быть полностью уверен.

В конце четвёртого евангелия Иоанн пишет: «Сей ученик и свидетельствует о сём и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин 21:24). Павел говорит: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16-17).

Основной источник содержания призывной проповеди — это богодухновенное Божье Слово. Примеры, иллюстрирующие проповедь, можно брать и из других источников. Слова и выражения, факты и доводы, форма и стиль могут быть и не только библейскими, но содержание проповеди должно основываться на Писании всегда.

Это подчёркивал апостол Павел: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор 15:3-4). «Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих» (1 фес 2:13).

Билли Грэм вспоминает: «Сколько раз бывало так: во время проповеди я вдруг цитирую тот библейский стих, который вовсе не собирался вспоминать, — а после собрания кто-то говорит, что Святой Дух именно этим стихом коснулся его сердца и привёл к вере. «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер 23:29)».

Мы подробнее коснёмся роли Писания в благовестии в пятом уроке.

В достоверность Библии можно и нужно верить без малейшего сомнения. Всё, что мы знаем об Иисусе Христе, Слове Божьем воплощённом, нам известно из Слова Божия записанного. Без полного доверия к нему благовестник не обойдётся. Невозможно проповедовать в силе Духа — не опираясь на авторитет Библии.

Самопроверка

1. Цель …………… проповеди — помочь человеку ………………… во Христа.

2. Истинная призывная проповедь отличается тем, что она всегда —

— опирается на ……………………………

— указывает на …………………………….

— называет своими именами …………….. и ………….

— объясняет, что значат …………… и ………………..

— призывает слушателей ……………………………..

— приглашает к …………………………..

3. Только Христос должен быть ……………… ………………. Призывной проповеди.

4. Проповедник может и должен верить в ……………….. Библии.

3. Грех и наказание

Другой важный признак призывной проповеди — чёткое определение греха и наказания. Для начала запиши в тетради своё собственное определение:

Грех — это . . .

Благовестник обязан не только сам ясно понимать, что такое грех, но и уметь внушить слушателям всю серьёзность проблемы.

Добровольный выбор человечества таков: жить не по Божьей воле, а по своей. Этим выбором мы отлучили себя от Него — и в результате «лишены славы Божией» (Рим 3:23). Человек — бунтарь по природе своей, унаследованной им от Адама и Евы, и потому уже рождается далёким от Бога. Неповиновение Господу в Эдемском саду запятнало мир грехом (Рим 5:12). С тех пор грех передаётся от поколения к поколению. Больше того: тот же самый выбор в определённом возрасте делает и каждый из нас. Значит, мы отлучены от Бога по двум причинам: в силу унаследованной греховной природы, плюс по нашему собственному выбору.

Библия не оставляет в этом ни малейшего сомнения. Хотя мало кому нравится об этом слышать. Идти своей, а не Божьей дорогой — это бунт. Это оскорбление для Бога, и проигнорировать людской мятеж не позволяет Его суверенность. Бог свят, и безнравственное поведение, смертоносное для нас же, не может оставить без внимания.

Чтобы не изменять Себе и нам, Он обязан быть Судьёй, выносящим грешнику приговор. Радости Ему это не доставляет, потому что Он изначально сотворил нас для общения с Собой. Отчуждение от Святого, ради общения с которым мы созданы, — для нас это ад, но Бог, не обращающий внимания на поведение детей, — не Отец.

Нельзя в призывной проповеди умолчать о смертельных последствиях греха: Слово Божье говорит о них совершенно определённо.

«Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрёт. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез 18:4,30). «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9:27).

Д-р Дж. К. Морган, лондонский пастор и благовестник, сказал однажды: «Должен признаться, что гораздо больше людей приходило ко Христу после моих проповедей о жутких последствиях отказа от спасения, чем после рассуждений на все другие темы».

Если человек не понимает, что он в опасности, — о каком спасении можно с ним говорить? Оценит ли он радостную весть о Божьей любви, о прощении? (О том, во что обходится человеку грех, пойдёт речь в следующем уроке.)

Человек бессмертен. Вопрос лишь вот в чём: жить ему с Богом или без. Как здесь, на земле, так и после. Важность и неотложность призывной проповеди в том и заключается, что благовестник ставит слушателя перед судьбоносным выбором: куда пойти — в свет и радость общения с Творцом или во тьму и муку вечной с Ним разлуки. От решения, принятого сейчас, будет зависеть вечная судьба души.

Вернёмся теперь к определению греха, записанному тобой выше.Если после раздумий на эту тему у тебя появилось желание что-то в нём исправить, запиши под первоначальным новый вариант:

Грех — это …

4. Покаяние и вера

Осудив наш грех, Бог в любви Своей всё же счёл возможным отменить неизбежность вечного отлучения нас от Себя. Каким же образом?

Любовь, явленная на Голгофе, где Его единородный Сын умер на кресте, отвела от нас расплату за грех. Бог распахнул эту любовь всем, кто уверует в Сына. Чтобы спасти нас от греха и его последствий, уже больше ничего не надо: смертью и воскресением Христа Бог сделал всё.

Ну, а нам? Нам, непокорным и грешным, нужно ли что-нибудь сделать? «Сделать» в смысле трудиться, заработать спасение — нет. В смысле «принять решение» — да. Чтобы получить прощение, предлагаемое милостью Божией, надо совершить двоякое действие. Покаяться и уверовать. Отвернуться о т греха — это покаяние. Повернуться к Богу — это вера.

Помнишь Божий призыв к покаянию у пророка Иезекииля? Вот что там сказано: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез 18:31).

Покаяние — поворот от греха — означает не только сожаление о дурном поведении, хотя и это тоже. Оно означает прежде всего: человек понял, что до сих пор угождал не Богу, а себе, — и решил с этим покончить.

Вера — поворот к Богу — означает не только знание, что Он существует, хотя и это тоже. Она включает чёткое осознание того факта, что единственная жертва за грех, приемлемая для Бога, — это смерть Христова. Верить — значит любить и слушаться Христа, только у Него учиться общению с Отцом и всему, что нужно в повседневной жизни.

Стивен Мунгома из Кении поясняет это так: «У Луки записано, что произошло с блудным сыном. Изголодавшись в чужом краю, мечтая поесть хотя бы свиного пойла, он опомнился и принял решение, изменившее весь ход его жизни: «Встану, пойду к отцу.» Он жил своей головой, своими интересами, своей гордыней. И от всего этого решил отказаться.»

С. Мунгома видит здесь параллель с обращением к Богу через Иисуса Христа. «Блудный сын не просто понял, что вёл себя недостойно отца, промотав его имущество, и раскаялся; главное, он принял твёрдое решение вернуться к отцу. Покаяние искреннее неминуемо ведёт к спасающей вере, в этом суть обращения к Богу.»

Раскаявшись и доверив своё спасение Христу, человек получает прощение, которое протягивает ему Бог.’Смывается грязь греха, и человек предстаёт перед Господом безукоризненно чистым! Своеволие сменяется благодарным послушанием. Такой человек, по словам Иисуса, «родился свыше». Он живёт теперь по-христиански, новой жизнью, угодной Богу. В третьем уроке мы поговорим об этом подробнее.

Благовестник обязан подчеркнуть, что необходимо покаяться (осознать прошлое и покончить с ним: свернуть со старой дороги) и уверовать (принять твёрдое решение на будущее: пойти по Божьему пути). Эти изменения будут глубокими и прочными только если полагаться не на свои силы, а на благодать Божью во Христе.

Самопроверка

1. Мы ……………………. От Бога как ………….. человеческой природой, так и нашим ……………….. выбором.

2. Божья ………………… велит Ему отлучить от Себя грешника.

3. …………………. значит отвергнуться от греха.

…………………… значит повернуться к Богу.

5. Призыв к покаянию

Услышать Евангелие — это ещё не всё; человек должен откликнуться на услышанное. Или уверовать во Христа — или отвергнуть Его. Проповедь, которая не предлагает людям этот выбор сделать, не может называться призывной.

Позже, в четвёртом уроке, мы поговорим, как именно делать этот призыв, потому что это исключительно важно. Важно для говорящего: ведь эта его проповедь может оказаться последней. Важно для слушающего: ведь неизвестно, будет ли у него другая возможность принять такое решение.

«Как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении» (Евр 2:3). «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2).

Надо призывать людей принять решение не откладывая, ибо нет никакой гарантии, что завтрашний день настанет. Мы знаем, как хрупка жизнь человека, а после смерти будет поздно. Решение уверовать во Христа нужно принять в этой жизни.

Однажды в воскресенье американский благовестник Дуайт Мооди проповедовал в Чикаго. В конце собрания, распуская слушателей на неделю, он предложил им подумать: «Приму я или отвергну Иисуса Христа?».

Наутро город лежал в пепелище. В то роковое воскресенье, 8 октября 1871 года, вспыхнул знаменитый чикагский пожар. До смертного часа Д. Мооди сокрушался, что отпустил людей, отложив важнейшее решение. Он говорил:

«С тех пор я никогда не смел давать слушателям неделю на размышление. Если они погибли, то на суде будут моими свидетелями обвинения. Я их больше никогда не видел, и увижу только в другом мире. Но в тот день я получил незабываемый урок; с тех пор, где бы ни проповедовал, я умоляю людей уверовать во Христа немедленно. Теперь я лучше дам правую руку на отсечение, чем отложу на неделю решение слушателей, принять им или отвергнуть Иисуса Христа».

Проповедуя, делай всё от тебя зависящее, чтобы помочь слушателям уверовать, и уверовать сегодня.

6. Духовный рост и христианская жизнь

Принять решение пойти за Христом — это только начало. Начало новой жизни и начало учёбы. Кто искренне покаялся и уверовал, тому хочется всю жизнь обучаться у Господа Иисуса. Недаром Он называет Своих последователей учениками.

Он заповедал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:18-20).

Много чудесного увидит уверовавший во Христа. Его новая жизнь похожа на праздничный стол, который ломится от яств. Тут и мир в сердце от того, что восстановлены отношения с любящим Богом. Тут и духовные дары, на которые щедр небесный Отец, заботящийся о детях. Тут и счастье возрастания в христианской жизни и принадлежности к Божьей семье — церкви, со всеми радостями общения сединомышленниками — духовными братьями и сестрами.

Без такого сплочения верующих, в церковном общении, не будет ни духовного роста, ни действенного свидетельства. Да, решение каждый принимает лично, но христианского возрастания в одиночку не бывает. Мы нужны друг другу. «Как… все члены,… хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос… И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 кор. 12:12,27).

Заканчивая призывную проповедь, не забудь упомянуть, что уверовавшие вольются в огромную семью единомышленников: в мировое сообщество христиан. Общение с членами этой семьи происходит в церкви по месту жительства. Нет лучшего способа роста этой церкви, чем обращение грешников ко Христу в ответ на твою призывную проповедь. Но и это для уверовавшего только начало чудес.

С чем сравнится радость, которую мы с нетерпением ждём: узреть вечную славу Отца небесного, когда Иисус придёт опять, забрать Своих! «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:13,14).

Благовестив «удешевлённое», умалчивающее о полном повиновении Господу, — это ложное обещание. Христу принадлежит «вся власть», поэтому подчиняться Ему надо во всём. Но мы не одиноки; вместе с нами живут и учатся другие верующие.

Самопроверка

1. Человек должен или …………………… Христа, или ………………….. Его.

2. Уверовавший в Господа хочет ……………… у Него.

3. Уверовавший во Христа видит много чудесного:

• мир в ………………………. ;

• духовные …………………….. ;

• счастье возрастания в …………………. ;

• принадлежность к Божьей ………………… .

4. Лучший способ роста церкви — ………….. ко Христу.

Слово предупреждения

Мы познакомились в этом уроке с составными частями призывной проповеди. Но есть ещё кое-что. Относится оно не столько к содержанию проповеди, сколько к личной подготовке проповедника. Об этом надо сказать сразу, хотя в дальнейшем будет и особый разговор.

Для любой проповеди, и тем более призывной, нет ничего важнее, чем молитва и сила Святого Духа. Только молитвенник получает очищение от греха, разумение Писания — и любовь к людям: такую, какою их любит Бог. А без всего этого нельзя даже выходить на кафедру! Иначе будешь как «медь звенящая, или кимвал звучащий», о которых говорит Павел (1 кор. 13:1).

Время, проведённое в молитве, не бывает потрачено зря.

Тщетно будет трудиться проповедующий животворящее Слово Божие, если он не помазан Духом Святым. Красноречие, знания и напор не возместят отсутствия Божьей силы. Ораторские приёмы произведут на людей впечатление, но не изменят их, если Святой Дух не коснётся сердец. Только Он привлекает человека ко Христу, мы же лишь свидетельствуем о Нём. Святой Дух уже давно готовит почву в сердцах тех, кто отзовётся на евангельский призыв. Участвует Святой Дух и в подготовке проповеди, в разуме и сердце благовестника.

Проповедник обязан распахнуть себя Святому Духу, иначе Он не снабдит его силой Своей. Следовательно, приступая к урокам, посвящённым роли молитвы и Святого Духа, будь особенно прилежен и серьёзен. Это дело не шуточное. От этого зависят плоды твоего служения!

С первого и до последнего слова призывной проповеди спасающая благодать Христова исходит от Святого Духа через благовестника, к сердцам, которые Бог подготовил к отклику на призыв.

Не забыть:

Призывная проповедь — это ясное изложение Евангелия в силе Святого Духа, с целью помочь людям уверовать во Христа.

Учиться готовить такую проповедь нужно для того, чтобы создать наилучшие условия для действия Духа Святого.

Призывная проповедь обязана содержать следующие положения:

• Спасение — только во Христе

• Авторитет Библии

• Опасность греха и осуждения

• Безотлагательность покаяния и веры

• Предложение принять решение

• Место новообращённого — в церкви

Вся подготовка должна опираться на молитву и на Святого Духа.

Практическое задание

В конце курса у тебя будут готовы три призывные проповеди. Сегодня из тем, затронутых в этом уроке, выбери три, которые ты хотел бы сделать темами этих проповедей. Наметь их заглавия и подбери места из Библии. Разрабатывать эти темы ты будешь постепенно, на протяжении всего курса (это не значит, что в ходе занятий нельзя их поменять). В конце каждого раздела ты будешь всё это обговаривать с ментором.

Запиши в тетради (на трёх отдельных листах, оставив между ними по нескольку чистых страниц):

Проповедь № ……………..

Тема: …………………………..

Заглавие: …………………………….

Текст: ………………………………..