2. Притягательность проповеди: любовь к погибающим

О чём этот урок:

«Евангелие» означает «благая весть» (т. е. хорошая, радостная). Но что значит «хорошо», если неизвестно, что такое плохо? Евангелие говорит: Иисус Христос — Спаситель, но зачем спаситель тому, кому ничего не грозит?

Чтобы призывная проповедь была убедительной, слушатели должны понять, что все мы в смертельной духовной опасности, поэтому спасение нам необходимо. Не каждому легко это осознать. Многие считают себя приличными людьми, живут вроде бы неплохо и, конечно, даже не задумываются о том, что есть какая-то опасность. Я же ничего плохого не сделал, никого не убил! Сколько есть людей гораздо хуже меня! За что меня наказывать?

Иисусу такие встречались. Один из них, богатый юноша, гордился тем, что с детства соблюдал все Божьи законы (Мф 19:16-23). Узнав, что этого мало, что нужно кое-что ещё, — он отошёл опечаленный. Господь тогда сказал ученикам, что трудно такому человеку войти в Царство Божье.

Ещё труднее было признать нужду в Божьей помощи религиозным вождям того времени. Видя их гордыню, Иисус сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:12-13). Иначе говоря, кто считает себя праведным, тому нелегко понять, что он тоже грешник и нуждается в Божьем прощении.

Но описать грозящую грешникам опасность — это ещё не всё. Нужно донести до сознания слушателей, как велико желание Господа их спасти. Но ты не убедишь никого, если сам не испытываешь искреннего и страстного желания видеть спасение грешников. Реальная опасность их погибели должна настолько тебя взволновать, чтоб тебе захотелось слёзно умолять их прийти ко Христу.

Есть у тебя такие чувства и желания? В этом уроке мы увидим, почему в твоём служении не обойтись без призывных проповедей.

Задача благовестника — так обрисовать опасность греха, чтобы людям захотелось услышать радостную весть о спасении. При этом они должны видеть в благовестнике искреннего и неравнодушного человека и слышать в его голосе Божью любовь.

Цели урока

1. Ознакомиться с библейским представлением, что такое грех.

2. Углубить понимание Божьей любви к грешникам, в соответствии с Библией.

3. Обдумать: как показать слушателям, что тебе не безразлично состояние их душ.

1. Что такое грех

Иисус — единственный из всех живших на земле, кто никогда не грешил. Это не значит, что Он не был искушаем. Библия говорит: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр 4:15).

Но совершенство Его земной жизни не только в этом. Прежде чем вернуться к Отцу, Он сказал Ему в молитве: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4). Он не сделал ничего греховного, и, напротив, всё, что Он делал, всегда было праведно. Ни о ком другом так сказать нельзя. Библия говорит, что праведника нет ни одного (Рим 3:10), что согрешили все (Рим 3:23).

Сравнив наше поведение с жизнью Иисуса, мы увидим, что у греха есть две стороны. Одна из них — делать то, что Бог не велит (действие). Другая — не делать того, что Бог велит (бездействие).

В десяти заповедях (Исход АО), Бог чётко определил, что именно Он не велит. Он не допустит никакого соперничества и мятежных притязаний на Его божественную власть. В этом смысл первых четырёх заповедей. Остальные шесть показывают, что Бог не терпит ничего наносящего вред людям.

Поклоняясь другим богам, склоняясь перед идолами, произнося имя Господне где не надо или нарушая день покоя, мы оскорбляем Бога. Не уважая родителей, совершая убийство, супружескую измену, кражу, допуская клевету или зависть, мы оскорбляем Бога. Всё это Ему неугодно — и тот, кто совершил хоть один из этих проступков, виновен в нарушении Божьего закона.

Говоря о Божьем законе, Иисус объяснил, что нарушить его можно мыслью и желанием, даже не сделав ничего плохого внешне (Мф 5:22,28,32, 34-35,39). Одно неосторожное слово, одно неискреннее чувство — и ты уже неугоден Господу.

Больше того: Иисус учил поступать так, как велит Бог. Он говорил (Мф 5:44), что любить мы обязаны не только друзей, но и врагов, а дальше (7:12) сказано: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки.» Иисус цитирует Второзаконие 6:4-5 и Левит 19:18, сводя весь Божий закон к двум заповедям: любить Бога и любить человека.

Даже тот, кто твердит, что не делает ничего греховного, вряд ли осмелится утверждать, что всегда поступал и поступает по Божьей воле. А тем более — что всегда творит только добро, движимый добрыми и бескорыстными мотивами. Таким людям надо объяснить: если не всегда делаешь добро из добрых побуждений — это всё равно, что делаешь зло; бездействие такой же грех.

Иисус велел нам быть совершенными: потому, что Бог совершен (Мф 5:48). Не стремиться к этой цели и есть то, что Библия называет грехом. Грех — результат нашего желания жить самостоятельно, а не под властью Божией (Быт 3:3,6).

Слушатели должны понять, что грехом Бог называет не только поступки, но и мысли, неугодные Ему.

2. В чем трагедия греха

Бог свят и праведен абсолютно. Поэтому Он не может допустить к Себе ничего не соответствующее Его мерилам. Ничто несовершенное не уцелеет в присутствии совершенного Бога, как не уцелеет сухая веточка вблизи пламени.

Бог создал нас по Своему подобию, чтобы поставить над другими творениями (Пс 8:5-6), и общаться с нами, если мы ходим Его путями (Пс 1:1-2). Грех — это отказ такими путями ходить. Сворачивая с Божьих путей, говорит пророк, мы подобны заблудившимся овцам (Ис 53:6). А отбившейся от стада овце всегда грозит опасность: ведь рядом нет пастуха.

Трагедия греха в том, что он разлучает нас с Богом. Мы заблудились. Мы в опасности. Вокруг бушуют губительные силы. Мы слабы — и сами до Божьей дороги не дойдём.

Но какой же грешник любит эти факты признавать! Один закрывает на них глаза. Другой делает вид, будто всё в порядке. Но перед кем бы ты ни вышел проповедовать, знай: есть свойства, которые относятся ко всем грешникам, ибо это подтверждает авторитет Божьего Слова.

Грешник всегда одинок,даже если он «душа общества». Потому что он создан ради общения с Богом, но грех лишил его этой радости.

Грешник, даже самый «крутой», всегда неудачник, ибо нет у него контакта с Богом — источником и желания и сил делать что надо (Флп 2:13).

Грешник всегда знает,что не всё у него в порядке: ибо Бог каждому дал инструмент, называемый совестью, угрызения которой знакомы всем (Пс. 50:5).

Грешник — человек неуверенный,даже если у него «всё есть». Потому, что непокорность Божьим законам влияет даже на природу (Иер. 5:24-25).

Но быть одиноким неудачником, осознающим, что что-то не так, и неуверенным в будущем, — это ещё не самое ужасное. Есть беда и похуже.

Грешник — человек приговорённый.В Ветхом Завете сказано, что согрешающая душа умрёт (Иез 18:4,20). Новый Завет говорит, что возмездие за грех — смерть (Рим 6:23). Умирать, конечно, никому не хочется, но ничего не поделаешь. Рано или поздно смерть приходит ко всем.

Весь ужас в том, что смерть делает отчуждение от Бога непоправимым. После смерти для грешника уже нет никакой надежды (Евр 2:2-3). Душа его всё так же бессмертна, но вечность ей предстоит без Бога.

В Послании к евреям этому даётся разъяснение: «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи… Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр 10:26,27,31). Эти слова натолкнули американского проповедника Джонатана Эдвардса на яркую проповедь «Грешник в руках разгневанного Бога», которая вот уже двести лет считается классикой христианской проповеди.

Грешник попадает в ад, Библия в этом не оставляет сомнения — но Бог вовсе не хочет, чтобы люди туда попадали. Бывают проповедники, послушав которых грешник выносит впечатление, будто Бог ему враг, злорадно ждущий его гибели. Ничего подобного. Грешники враги Богу, да, но не наоборот. Нет воли Божией в том, чтобы они погибли.

Иисус сказал совершенно ясно, что послан в мир не осудить, а спасти:

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3:17-20).

Значит, человек осуждает себя сам: отказом уверовать в Сына Божия, выбирая тьму зла вместо света правды Христовой.

Что ждёт грешника в этой жизни? Только её конец — смерть. А потом? Если он не успеет в этой жизни покаяться и обратиться к Богу — то мука вечной разлуки с Ним. Как овца, отбившаяся от отары: пока она ещё блуждала в темноте, надежда на возвращение была. Но вот она сорвалась в пропасть — и пастуха уже не увидит никогда.

Предупреждать людей о предстоящем суде, на котором Бог осудит каждый грех и грешок, — наша обязанность. Проповедник не имеет права создать впечатление, что Боженька такой добренький и простит даже тех, кто этого прощения не хочет и не просит. Это одна крайность. Но нельзя и не подчеркнуть Его беспредельное желание, чтобы люди пришли к нему верою в Сына Его. В этом-то и заключается благовестие! Этому вопросу будет посвящён третий урок.

Проповедуя о грехе, надо добиться, чтобы слушатель понял: пойдёшь своей дорогой — погубишь свою бессмертную душу.

Самопроверка

1. Все мы в ……………………. , поэтому спасение нам необходимо.

2. Не делать того, ………………….. — такой же грех, как делать то, что …………………… .

3. Грех — это наш ………………. ходить Божиими путями.

4. Трагедия греха в том, что он ……………….. нас с Богом, а физическая смерть делает это непоправимым.

3. Богу не все равно

Когда ты заведёшь речь о том, что все грешники ходят под смертным приговором, кто-то наверняка среагирует болезненно. «Ах так! Ну и не нужен мне ваш Бог, раз он такой!» Сатане ведь хочется ожесточить человека, отбить у него желание обратиться к Отцу. Поэтому благовестник должен тут же заговорить о Божьей любви, которую Он Сам назвал «любовью вечною» (Иер 31:3).

Давид, пастух, которому предстояло стать царём Израиля, прятался от врагов в пещере. В горести он воззвал к Господу: «Никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей» (Пс 141:4).

Страшно, когда о тебе «никто не заботится», никому до тебя нет дела! А ведь скольким людям кажется и сегодня, что никому они не нужны, никому в мире до них дела нет. Как бы им хотелось услышать, что это не так!

Другим, вроде бы, больше везёт. У них «всё есть»: и друзья, и деньги. Но и такие люди не всегда спокойно спят по ночам. Надёжна ли бандитская «крыша»? И всем ли друзьям можно доверять? Человек может и не показывать внешне никакого страха. Но в глубине души — надежды хочется и ему.

Благовествование Христово (тема следующего урока) — это радостная весть о том, что Богу не всё равно, что Он любит каждого и хочет его спасения. Об этом твоя призывная проповедь. Ты знаешь эту истину — и хочешь донести её до каждого слушателя. Для того ты и проповедуешь, чтобы это дошло до сознания и привело к решительному шагу. Но надо, чтобы шаг этот основывался не на человеческих чувствах, зыбких и ненадёжных, а на неоспоримых библейских фактах.

Так что, значит, чувства не играют в призывной проповеди никакой роли? Играют, и ещё какую! Только не надо путать чувства человеческие — и Божьи. Это Его тревога о погибающих душах привела Иисуса в мир, возвела на крест и воскресила из мёртвых. Это Его неравнодушие умоляет людей покаяться в грехах и принять Христа верою.

Ты обязан честно и трезво спросить себя: разделяю ли я эту тревогу? Искренне ли мне жалко людей? И поймут ли это слушатели? Ради них я выйду на проповедь — или ради себя? Задача этого урока — понять, плачешь ли ты вместе с Богом о неспасённых.

Сказав: «Никто не заботится о душе моей», Давид с верою обратился к Богу: «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты — прибежище моё и часть моя на земле живых» (Пс 141:4-5).

Значит, знал царь Давид то Божье отцовство, о котором потом напишет апостол Пётр: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1 Пет 5:7).

Если Библия станет той почвой, из которой потянется росток твоей проповеди, ты сам удивишься, сколько признаков Божьей отеческой заботы о человеке найдётся в Ветхом и Новом заветах. С самого начала истории Ему не были безразличны люди. Как Он заботился обо всех телесных, эмоциональных и духовных потребностях Адама (Быт 1:29, 2:18, 3:8-9), созданного Им по Своему образу! Как Он обещал благословить престарелых Авраама и Сарру — и сдержал слово (Быт 21:1-2)! В книге Исход рассказывается, как Он вызволил Свой народ из рабства, как хранил его во время сорокалетних скитаний в пустыне, как привёл в землю обетованную.

Через весь Ветхий Завет проходит мысль о неизменной верности Бога Своим, даже когда те бунтуют. Строптивых Он наказывал, но не было случая, чтобы не предусмотрел для них возможности возвращения к Нему.

Пророку Исайе было дано узнать за сотни лет до рождения Христа, Кто принесёт Божье спасение. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились… и Господь возложил на Него грехи всех нас… чрез познание Его Он, праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ис 53:6:11).

Так велика любовь Божия, что Он «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32). А ведь мог бы потребовать: сначала исправьтесь, а там посмотрим. Но нет, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим 5:8).

Божье к нам отношение хорошо выражают два слова: милость и благодать. Считается так: благодать Божья в том, что он даёт нам незаслуженное, а милость- в том, что заслуженного Он нам не даёт.

Он не наказывает нас, хотя мы этого заслуживаем: «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» — так о милости Божией писал Пётр (2 Пет 3:9).

А вот что говорил Павел: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3:4-5).

Благодать же в том, что Он одаривает нас благословениями, на которые мы не имеем ни малейшего права. Иисус сказал: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:11). Павел подчёркивал: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Эф 2:8-9).

Кроме того, как объяснял Павел, Божьи милосердие и благодать — две стороны одной медали: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Эф 2:4-5).

Как апостол Павел, благовестник умоляет людей, ещё не пришедших ко Христу: «примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:20-21).

Религиозные вожди, считавшие себя праведными, не раз нападали на Иисуса за то, что Он общался с грешниками, оказывал им и внимание и помощь. Они не понимали, что Он к ним-то и пришёл, потому что Бог грешников любит и хочет вернуть их к Себе.

Чем горячей Божья любовь в твоём сердце, чем ясней для тебя библейское учение о ней — тем полнее Святой Дух наделит тебя той жалостью, которую Бог испытывает к грешникам. И настанет момент, когда эта любовь и сочувствие будут видны не только в словах твоих, но и во всём поведении.

В проповеди библейских истин о Христе не могут не выразиться любовь и жалость Его к тем, кого Он пришёл искать и спасти.

4. А тебе?

Иисус говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Любишь ли ты тех, за кого умер Христос, покажет твой ответ вот на какой вопрос: От многого ли готов отказаться ты, чтобы увидеть людей приходящими ко Христу и обретающими спасение?

Апостол Павел говорил: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, израильтян» (Рим. 9:2-4). Он так любил свой народ, который и непокорным Богу бывал, и заблудшим, что был готов отказаться от своего собственного спасения, если б это повернуло израильтян к Господу.

Павел писал коринфской церкви, что Бог «дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 кор 5:19-20). Проповедуя Евангелие, зовя людей ко Христу, ты говоришь от имени живого Бога, ты посланник Его царства. Твоими устами Он призывает людей. Значит, исключительно важно, чтобы Божья любовь не только в словах раскрывалась, но и звучала в голосе, виднелась во всём твоём облике.

Однажды, через несколько лет после смерти известного благовестника Роберта Макчейна, один молодой проповедник посетил его церковь. Ему хотелось порасспросить, в чём был секрет поразительного успеха Макчейна в благовестии, почему столько людей каялось на его собраниях. Церковный сторож, который Макчейна хорошо знал, привёл молодого человека в кабинет и указал на стул старого проповедника.

— Сядьте. Локти на стол. Голову вниз, лицо закройте руками.

Посетитель повиновался.

— А теперь пусть польются слёзы! Как лились у мистера Макчейна!

Потом сторож отвёл проповедника на кафедру:

— Обопритесь локтями, вот сюда. Молодой человек опустил локти на кафедру.

— Наклоните голову и закройте лицо руками! Теперь пусть польются слёзы! Как лились у мистера Макчейна!

Этот случай напоминает нам слёзы Христа, о которых говорится у Иоанна. Умер близкий друг Иисуса Лазарь, и горевали сестры его. От этого Иисус «восскорбел духом и возмутился» (Ин 11:33). Решили идти к гробнице — и вот тут «Иисус прослезился».

Почему? Одни подумали: потому, что так любил Лазаря. Другие полагали: жалеет, что позволил Лазарю умереть, не воспользовался Своим могуществом. Но это вряд ли: буквально через несколько минут Он прикажет мёртвому другу ожить и выйти из гроба.

Иоанн подчёркивает ещё раз, что Христос подошёл к гробу «скорбя внутренне». Видимо, истинной причиной слёз было вот что: люди не верили Ему! Ведь уже было сказано Марфе, что Он — воскресение и жизнь, что есть у Него власть и над смертью.

Неверие — вот что вызвало Его слёзы. Он-то знал, какие чудеса силы Божьей, сколько счастья от общения с Богом упускают люди! Он плакал, глядя на Иерусалим, чьи жители не хотели принять Божье приглашение (Мф 23:27). По той же самой причине слёзы должны выступить и у тебя, когда ты глядишь на людей, к которым сейчас обратишься. Как их не пожалеть? Не зная Христа, они безнадёжно обречены. Может ли тебе быть всё равно, уверуют они в Него или нет, обретут радость спасения или пойдут себе прежней дорогой!

Наброситься на людей за отвратительное поведение — не так трудно. Многие наверняка согласятся, что не так живут, как надо. Но разве это их изменит? Не забудь, что и ты точно такой же, — и если б не милость нашедшего тебя Христа, ты бы так же мыкался, как они.

Не угрызения совести, а благодать и любовь Божья притягивают грешников ко Христу. Господь послал тебя, чтобы они не только услышали об этой любви из уст твоих, но и затем, чтобы в тебе они увидели Христа. Это обязательно. Поэтому не надо стесняться, если в напряжённый момент проповеди слёзы сдавят тебе горло или руки задрожат. Это естественное проявление волнения, люди это прекрасно понимают, и Дух Святой нередко именно этими «срывами» убеждает людей в искренности проповедника.

Но Боже упаси делать это нарочно, искусственно: подпускать дрожь в голос, подвывать слезливыми интонациями, заламывать руки, топотать ногами и т. п.

Жалок и смешон проповедник, прибегающий к дешёвым приёмам, чтобы «нажать на эмоции» публики. На какую-то, невзыскательную, часть аудитории эти приёмы действуют. Но, во-первых, действуют недолго: искусственно подогретые чувства быстро остывают. Во-вторых, тот слушатель (а их немало), кто почувствовал фальшь, уже не поверит ни одному твоему слову — и из-за тебя останется неспасённым. Да ещё и слух распустит: этого слушать не ходите, кривляется как плохой актёр.

Как узнать, искренние ли слёзы лились у тебя? Очень просто. Если они были у тебя и во время уединённой молитвы за погибающих, когда тебя никто, кроме Бога, не видел, — тогда да, чувство искреннее. Но и в этом случае пусть ментор и другие друзья обязательно скажут тебе честно: как в зале воспринимались эти эмоциональные моменты, не было ли неловко за проповедующего.

Если ж в молитве наедине с Богом особой эмоциональности у тебя не прорывается — может быть, надо молиться о том, чтобы Святой Дух возгрел твою тревогу о неспасённых. Подумай о Голгофе, о страдающем за чужие грехи Иисусе. Вспомни свободу и радость, которую принесло тебе спасение Его, о том, кем бы ты без Него был.

Представь, каково грешникам без Бога в эти трудные времена. Подумай о вечной погибели, ожидающей всех, кто умрёт без веры. Напомни себе, что неизвестно, будет ли у них ещё хоть одна возможность услышать о спасении. Подумай о Боге: как Он жаждет их отклика, чтобы повести их «на стези правды ради имени Своего».

И тогда тебе страстно захочется умолять грешников уверовать. Если ты «восскорбел духом» за них, то твоя проповедь коснётся сердец. Божье волнение и неравнодушие станут твоими — и люди в твоём голосе услышат Его голос, призывающий их к Сыну.

Самопроверка

1. Сатане хочется ………….. человека, отбить у него желание ………………………….. .

2. Евангелие — это Благая весть о том, что Богу не ………………… погибнем мы или нет.

3. Божья ……………. состоит в том, что Он ………………. нам то, что мы ……………… .

4. Божья …………………. заключается в том, что Он ……………. Нам то, что мы ……………… .

5. В проповеди важно, чтобы Божья любовь раскрывалась не только в …………….. , но и ……………… .

Не забыть:

Благовестник обязан уравновесить в проповеди две важнейшие истины: жуткие последствия греха — и Божью любовь, желание простить грешника. Нельзя, чтобы одна из них заслонила, вытеснила другую.

Каждому в глубине души хочется быть замеченным Богом, даже если на словах человек в этом не признаётся. Ничто так не подействует на слушателей, как твоя искренняя тревога за них. Они должны, слушая тебя, понять, что Божье сердце так же обливается кровью, как и твоё. Они должны увидеть перед собой человека, испытавшего радость спасения и больше всего на свете желающего передать эту радость другим.

Боль страданий Христовых, радость Его победы, скорое Его возвращение — всё это должно во время проповеди стоять у тебя перед мысленным взором.

Практическое задание

Вспомни двух знакомых тебе неверующих. Опиши (в тетради), как они относятся к греху, в чём они при этом ошибаются и каких благословений в результате этих ошибок лишаются.

Затем помолись за них, и в молитве попроси Господа указать тебе способ показать им обоим, что ты неравнодушен к их нынешнему состоянию и к вечной судьбе.

2. Для каждой из трёх проповедей, намеченных в первом уроке, обрисуй разными словами или примерами: что такое грех и в чём его опасность.

3. Для одной из проповедей приведи две причины — почему, по-твоему, она будет особенно действенной для намеченной аудитории.