3. Содержание проповеди: радостная весть

О чём этот урок:

Грех — это страшная разрушительная сила. Значит, для борьбы с ним требуется сила не меньшая. Урон от греха страшнее любой войны или эпидемии. Бомбы, болезни губят тело; грех губит душу. Исправить самое трагическое положение человека: загробную вечность вдали от Бога — не сможет никто и ничто.

Но, говорил Иисус, нет ничего невозможного для Бога. Господь затем и послал на землю Сына: сделать то, чего люди не могут. И вот что говорит Евангелие: победив грех, Христос вызволил нас из рабства и возвратил в Божью семью.

Многие недопонимают, что такое грех, и потому не видят, что выхода из этого тупика нет. А если и есть, то только в одном направлении: вверх. И только одним способом: чудом. Слушатели призывной проповеди должны осознать весь страх греха (это была тема второго урока). Кто не увидел, что грех лишает его счастья уже сейчас, в этой жизни, и тем более не испугался опасности вечного отлучения от Бога, тому не понять, что радостного в Благой вести.

Когда проповедь раскрыла тему греха, связала её с жизнью слушателей, разъяснила ужас его последствий, самое время перейти к главному: какое отношение ко всему этому имеет крестная смерть Христа. На мрачном фоне безнадёжности и пытки вечной разлуки с Богом — ярче и притягательней засияют слова о Божьей любви, сразу дающей прощение, немедленное и полное, а в будущем — вечное счастье в Его царстве.

Человек только тогда готов услышать весть о спасении, когда осознал опасность и понял, что ходит под смертным приговором. Людей влечёт к Евангелию именно этот контраст: их отталкивает мрак греховности — и притягивает сияние Божьей любви. Их отталкивает ад и притягивает рай.

Это «благовестив» — радостная весть о Христе — и формирует призывную проповедь. Евангелизировать — значит приводить людей к спасительной вере в Иисуса Христа. Иначе говоря, помогать им стать на единственный путь к спасению от греха: покаяться, уверовать во Христа и начать жить по Его заповедям.

То одну, то другую тему, связанную с Христом, можно развивать в призывной проповеди (как ты, например, в своих трёх), лишь бы ясно и чётко подвести к обязательной, главной теме: смерти Христовой за наши грехи. Апостол Павел богодухновенно определяет благовестие так: смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, засвидетельствованные очевидцами (1 кор 15:3-8) и предупреждает, что другого благовестил не бывает (Гал 1:6-7).

Можно, например, поговорить о том, как и почему «грех становится крайне грешен» (Рим 7:13); или о том, как страшен Божий Суд над грехом (Рим 1:18). Можно углубиться в тему прощения: кого, за что, почему и как прощает Бог — или в тему веры: зачем она нужна, какая вера спасительна, какая нет. Одна проповедь подробнее опишет участие Святого Духа в рождении свыше, другая — высшее небесное блаженство для уверовавших. В чём смысл жизни, можно ли начать жизнь сначала, зачем приходил Христос, существует ли загробная жизнь, кто такой истинный христианин — и так далее. Есть множество способов раскрыть перед людьми евангельскую истину.

Неоспорим, однако, печальный факт: множество людей в мире всё ещё не спасены, идут в вечную погибель. В чём же дело?

Этот вопрос волновал апостола Павла. Ответ он сформулировал цепочкой риторических вопросов, от которых никак не отмахнёшься: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10:14-15).

Почему же столько народу не имеет спасения? Ведь сегодня в мире куда больше проповедников, чем во времена Павла. Больше того, современные средства связи дают несравненно больше возможностей охватить массы. Задумайся: как твои неспасённые соотечественники услышат о Христовом спасении, если не будет призывной проповеди? Если не ты, то кто её подготовит?

Вот уже две тысячи лет евангелие проповедуется во всех краях. Кто-то послан с проповедью и к твоим современникам, к твоим землякам. Но кто, если не ты?

Цели урока

1. Рассмотреть разнообразные аспекты личности Иисуса Христа.

2. Утвердиться в понимании, что нет и не может быть спасения без смерти Его и воскресения.

3. Связать значение Евангелия со своим служением.

* * *

С какой бы стороны ты ни подходил к главному в призывной проповеди, какую бы тему ни избрал, но основные факты о Христе: личность, жизнь, смерть и воскресение — упустить нельзя. Их надо обязательно, хотя бы вкратце, осветить: чтобы слушатели правильно поняли суть и необходимость спасения.

1. Личность Иисуса

В Иисусе Христе Бог перевёл Свою суть на наш человеческий язык, чтобы мы её поняли. Разуму нашему не под силу понять, как мог Бог стать человеком. Библейскую информацию о Христе мы принимаем верой, такова Божья воля. Слушателям проповеди должно стать ясно, что подобных Ему не было, нет и не будет, ибо Он был среди нас воплощённым Богом.

Будучи Сыном Человеческим, Иисус прекрасно знал, какая духовная опасность и гибель нам грозит. Он сознательно пошёл ей навстречу, и принял смерть вместо нас.

Будучи Сыном Божьим, Иисус исполнил волю Отца безупречно, выполнив все требования Божия закона. Его смерть потому стала достойной жертвой за наши грехи, что за всё время Его земной жизни он не согрешил: ни поступком, ни помыслом.

Знаешь, как можно подготовить проповедь о Христе ясно и просто? Библия называет Его более чем сотней имён и эпитетов. Если каждое имя брать отдельной темой, то хватит на сотню проповедей! Для воскресных собраний это два года подряд, без повторов! Это сто разных подходов к Евангелию! Это сто способов напомнить слушателям, что за уникальная Личность наш Спаситель!

Давай прямо сейчас, ради личной духовной пользы, вспомним некоторые из этих имён. Прочти эти места в Библии — и тебе всем захочется рассказать о неповторимом, непостижимом Учителе и Спасителе нашем. Каждый из этих стихов так и просится стать темой проповеди.

Альфа и Омега, Всемогущий — Отк. 1:18

Хлеб жизни — Ин 6:35

Пастыреначальник — 1 Пет 5:4

Христос — Мф 1:16 и 2:4

Краеугольный камень — Эф 2:20

Спаситель — Рим 11:26

Отец вечности — И с 9:6

Дверь — Ин 10:7,9

Бог — Ин 20:28

Глава тела церкви — Кол 1:18

Святой Божий — Мк 1:24

Свет миру — Ин 9:5

Искупитель — Ис 59:20

Воскресение — Ин 11:25

Путь — Ин 14:6

Слово Божие — Ин 1:1

Другой способ подойти к радостной вести — это рассказать о различных аспектах Его учения и подвига. Вот Он проповедует, исцеляет, творит чудеса, показывает пример, осуждает грех, повелевает творением, призывает учеников, умирает за нас на кресте, восходит на Небеса, готовит нам там место, молит за нас Отца, управляет ангелами, обещает прийти и взять нас к Себе, наградить за служение ради Его царства. Каждое из этих деяний Господа Иисуса — это радостная весть! Как видишь, не так трудно целый год еженедельно выступать с призывной проповедью и ни разу не повториться.

Но при всём разнообразии подходов и тем, главное всегда остаётся главным: только вера во Христа введёт в ту вечную жизнь, которую Он обещает всем уверовавшим. Быть христианином — значит любить Его и жить по-христиански, то есть по Его заповедям.

Проповедуй Христа! Он — надежда мира. Он — Спаситель грешников. Он сам сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Иоанн Креститель знал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин 3:36).

Евангелие — это слово об Иисусе Христе, и только о Нём. Это тема, суть и цель призывной проповеди.

Самопроверка

1. Божья любовь даёт ……………… немедленное и полное, а в будущем обещает ………………….. в Его царстве.

2. Во Христе Бог перевёл Свою суть на ……………… язык, чтобы мы её поняли.

3. Быть христианином — значит ……………………. Христа и жить …………………, то есть по Его ………………. .

2. Смерть Христова

Где только не увидишь крест! У людей на груди, над церковью или часовней, на стене, над могилой, на карте, на дорожном знаке, обозначающем перекрёсток, и так далее. Словом, крест — известная геометрическая фигура. Но КРЕСТ ХРИСТОВ — это не элемент архитектурного оформления, не ювелирное изделие и даже не эмблема. В древнем Риме крест служил орудием пытки и казни, инструментом наказания за преступления. Бог не случайно избрал крест для смерти Своего Сына.

Иисус, ни разу не согрешивший за всю Свою земную жизнь, был предан смерти за наши грехи против Бога и человека. Его святая, безупречная жизнь стала жертвой, приемлемой по Закону Божию. Его любовь к нам совершенна, поэтому ничья другая жертва не охватила бы всех нас без исключения. Предвечный Бог в человеческой плоти — никто другой не одержал бы над смертью победу. Не вполне постижимым для нас образом крест Христов уподобился мосту между землёй и небесами. Пригвожденные к кресту распростёртые руки Иисуса обняли всё человечество. Когда мы верою простираемся к Богу, эти руки, этот крест соединяют нас с Его спасающей силой!

Казнь Иисуса на кресте стала в глазах Бога казнью грешного человечества. Весь наш греховный долг полностью оплатила жертва Христа. С тех пор платы уже не требуется. Амнистия заключённым объявлена.

Одиноких крестная смерть Христа вводит в общение с Небесным Отцом. Побеждённым она приносит Победу над силой греха; мятущимся даёт мир с Богом, превосходящий человеческое разумение — в отличие от любой умиротворённости, которую даёт мир. Незащищённым она шлёт уверенность в том, что они проведут вечность в Божием присутствии, а осуждённым — полную амнистию.

Чтобы воспользоваться всеми этими благами, людям остаётся только одно: уверовать в Иисуса Христа, принять верою, что Его жертва на кресте — это их собственное жертвоприношение Богу.

Бог призывает тебя нести Благую весть каждому, кто захочет слушать. Это величайшая ответственность и высочайшая честь. Вопрос о кресте Христовом — это для слушателя всегда вопрос жизни или смерти.

Проповедей, озаглавленных «Крест Христов», можно подготовить много, каждый раз варьируя тему. Тут есть немало мрачного. Смерть Господа на Голгофе выявляет ужас людского греха — и суровость Божьего суда. Страдания Его подчёркивают тяжесть нашей вины. Больше того: слыша крик умирающего Иисуса: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» — ощущаешь леденящий пламень ада. Во всём этом мало приятного, и сокровенность этих тем мы вряд ли понимаем до конца. Но возвещать эти истины необходимо: тогда люди поймут, избавление от чего сулит им Благая весть.

Но радость, светлые стороны, в теме креста тоже есть. И их тоже надо подчёркивать. Они показывают, насколько возлюбил нас Бог, на что Он пошёл ради спасения нас, погибших грешников, от ада. Крест показал непреклонность Иисуса в послушании Отцовской воле, даже когда палачи искушали Его, предлагая сойти и спасти Себя. В минуты собственных неимоверных страданий Христос думает о людях — что говорит о прощении и милости, любви и надежде Божией. Во всём этом, да и во многом другом, — мрачный крест вдруг так сияет, что становится очевидно: воистину Христос Свет миру.

Каждую проповедь о КРЕСТЕ надо готовить и произносить в страхе и трепете: слишком многое от неё зависит. Практика показывает, что во время такой проповеди многим становится стыдно за свою греховную жизнь, и они решают с ней порвать.

Благовестник справится с задачей, если слушатели поймут значение КРЕСТА, даже если какие-то мрачные и светлые стороны этого подвига и останутся священными тайнами, непостижимыми до конца.

3. Воскресение Иисуса

Видя, как любимый Учитель умирает в мучениях на кресте, ученики упали духом. А что бы ты почувствовал, если бы близкого друга, твою единственную опору, убили враги? Не захотелось ли бы тебе отомстить?

Но злиться и мстить — ученикам Иисуса не пристало, ведь Он учил их любить врагов и злом на зло не отвечать. Они слышали, как перед смертью Он говорил: «Отче! Прости им».

Но горе не так бы их сокрушило, если б они не забыли кое-что очень важное. Предсказывая Свою смерть, Он также обещал, что на третий день воскреснет из мёртвых! (Мф 20:19). Они тогда впервые об этом услышали — возможно, потому и пропустили мимо ушей.

Но когда Он воскрес, они эти слова вспомнили (Ин 2:22). И вот воскресший Господь приходит к ним, разговаривает и даже обедает. Ошибки быть не может: они видят на руках, на ногах и на боку шрамы от ран.

Позднее, когда о своей встрече с воскресшим Христом на пути в Дамаск будет рассказывать апостол Павел, он скажет, что видели Его многие: однажды даже более пятисот человек. Водимый Духом Святым, Павел напишет, что вера наша тщетна, если Он не воскрес, как обещал (1 кор. 15:17).

О мёртвом Христе благовестия нет. Он жив. Именно поэтому мы знаем, что ужасная жертва на кресте стала полнотой Божьего прощения наших грехов. Только чудный свет, струящийся из ПУСТОЙ ГРОБНИЦЫ, ясно показывает нам, что же совершил для нас Иисус во мраке КРЕСТА.

Воскресение нашего Господа — тема проповеди не только на Пасху. В России, как известно, есть традиционное пасхальное приветствие «Христос воскрес!» и отклик: «Воистину воскрес!». Но многие произносят эти слова только раз в году, а потом забывают. Это непростительно. Благовестнику тем более. Билли Грэм любит вспоминать, как один из православных иерархов в России посоветовал ему делать в проповеди больший упор на Воскресение. Воскресение — самая поразительная истина христианства, придающая смысл всем остальным истинам.

Неполон будет рассказ благовестника о Христе и спасении, если, проповедуя КРЕСТ, он не упомянет ПУСТУЮ ГРОБНИЦУ.

Самопроверка

1. Крест Христов уподобился …………. между землёй и небесами.

2. Наш греховный долг полностью оплатила ………….. жертва Христа.

3. Вера наша тщетна, если Христос ……………… .

4. Нет благовестия о …………………Христе. Он ……………….. .

Не забыть:

Проповеди нужны самые разные, но призывная — это всегда рассказ об Иисусе Христе. Благовестие выражается словами: «Он умер за тебя.»

Чтобы раскрыть Благую весть, годятся разные подходы и темы, но есть три библейских факта, которые нельзя упустить:

Другого Спасителя от греха, кроме ИИСУСА ХРИСТА, нет и быть не может;

Только Его смертью НА КРЕСТЕ явилась нам полнота Божьей любви и прощения.

Отец воскресил Сына из мёртвых. ПУСТАЯ ГРОБНИЦА — доказала, что слово Христа твёрдо, каким бы невероятным оно нам ни казалось.

Кто такой Иисус? Что произошло на кресте? О чём говорит Воскресение? — в этих трёх фактах суть Евангелия. Как треножник падает без одной из ножек, так не выстоит и Евангелие, если убрать один из этих фактов.

Проповедуя, помни, что слушателям предстоит решить, уверовать во Христа — или пойти своим путём. Важнейшая и срочнейшая обязанность благовестника — чётко разъяснить, что произойдёт в том и в другом случае, развернув перед слушателями всю полноту Евангелия.

Практическое задание

Ты уже выбрал темы трёх призывных проповедей. Теперь продумай и запиши в тетради, как ты введёшь в каждую из них тему креста — и как свяжешь её с избранной темой.

Теперь то же самое с темой Воскресения. Имей в виду, что не в каждой проповеди эти аспекты Евангелия займут одинаковое время и место, но надо помнить, что значение и креста и воскресения должно быть хотя бы кратко упомянуто.