4. Форма проповеди: рассказ и призыв

О чём этот урок:

Итак, это последний урок первого раздела. Раздел, как ты помнишь, называется «Что такое призывная проповедь». Мы говорили о цели проповеди, о том, чем она должна привлекать и что в себя включать. Теперь пора рассмотреть её внешнюю форму. У проповеди призывной есть свои определённые признаки, не во всём совпадающие с проповедями других видов.

Конечно, в любой проповеди есть сходные важные принципы, например: чёткая цель; связь с жизнью; назидательная ценность; опора на Библию; зависимость от Святого Духа. В призывной же проповеди ты говоришь о Божьем даренеспасённым и призываешь их этот дар принять. В этом её особенность.

Главная цель остаётся тою же: привести людей к вере в Иисуса Христа. Однако каждая конкретная проповедь ведёт к этой цели своим путём. Благовестник должен, во-первых, ясно сознавать, чего он хочет, то есть знать свою цель, во-вторых — уметь её достичь.

Что нужно туристу, приехавшему в незнакомый город посмотреть достопримечательности? Прежде всего — надёжная карта, которая покажет, где что находится и по каким улицам туда пройти.

Так же и тут. Можно сразу сказать слушателям, в чём цель твоей проповеди, а можно и не говорить. Но сам проповедующий обязан знать, к чему он клонит и чего хочет добиться. Задай себе вопрос: «Что мои слушатели должны знать к концу проповеди? И что им надо предпринять?». Так ты определишь свою цель.

Но это только начало. Для достижения любой цели нужны правильные приёмы, методы. Метод — это способ достижения чего-либо. Есть действенные методы побудить слушателей откликнуться на призыв Христа. Если ими умело пользоваться, проповедь до слушателя дойдёт, и цель окажется достигнутой.

Найденные и разработанные практикой многих поколений благовестников, великих и малых, методы эти важны и полезны, они помогут тебе проповедовать, а слушателям отозваться на призыв. Надо только помнить, что сами по себе методы — лишь подсобные инструменты. Чтобы они стали действенными, во-первых, проповедник должен уметь ими пользоваться, а во-вторых, их должен благословить Святой Дух.

В этом уроке мы познакомимся с некоторыми методами изложения Евангелия — и призыва ко Христу. Понятно, что призыв делается в самом конце, но именно потому, что к нему подводит вся проповедь, надо уже сейчас о нём поговорить. Ведь задача, намеченная на конец проповеди, будет направлять всю подготовку к ней. Во втором разделе, «Как подготовить призывную проповедь», ты уже будешь конкретные приёмы изучать практически. Напомним: методы и приёмы — лишь вспомогательные средства в достижении цели: привести людей к вере во Христа. Желанный плод принесут упорная учёба и тщательная подготовка. И тогда сколько будет радости и на небесах (Лк 15:10), и на земле!

Секрет действенного благовестия: прежде, чем на полчаса выйти к людям, надо долгие часы провести наедине с Богом.

Цели урока

1. Ознакомиться с некоторыми принципами действенного ораторского искусства.

2. Узнать, как помочь ответившим на призыв.

3. Подготовить образцы призывов для трёх разрабатываемых проповедей.

1. Рассказ (повествовательная часть)

Когда чётко представляешь себе цель, то ты готов обдумать и путь к ней: как ее лучше всего достичь. Основное время проповеди занимает та её часть, которую можно назвать повествовательной, констатирующей. Иными словами — изложение фактов, рассказ. У этой части должны быть определённые признаки.

А. Простота

Простота изложения — обязательное требование к призывной проповеди. Чтобы слушатели поняли рассказ, он должен быть изложен словами, знакомыми им. Так общался с людьми Иисус. С деревенскими жителями Он говорил о птицах и деревьях, об овцах и житницах, с городскими — о законах и войнах, о строительстве и налогах.

Не надо заумных слов. Призывная проповедь не место для богословских терминов или излюбленных оборотов и выражений, известных только верующим. Не надо терять время и на те вопросы, который у людей возникнут (или не возникнут) после обращения.

Проповедовать надо как можно проще. Что подумают о тебе специалисты-теологи и профессиональные ораторы, не имеет никакого значения по сравнению с тем, что подумают слушатели о Христе.

Тюремщик в Филиппах спросил Павла и Силу: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян 16:30). Что они ответили? «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься.»И всё. Куда проще? Конечно, ему ещё много предстояло узнать, и позже он учился у Павла (Деян. 16:32), но сразу он узнал только главное: надо уверовать во Христа.

Евангелие — это рассказ о Божьем даре: о Человеке, умершем и воскресшем, о чудном прощении недостойных прощения людей. Богословские глубины этих фактов неисчерпаемы даже для учёных. Но для встречи со Спасителем — необязательно быть богословом!

Чтобы дойти до ума и сердца, проповедь должна быть понятной. А чтобы быть понятной, она должна быть простой.

Б. Краткость

Но простой и ясный язык — это ещё не всё. Проповедовать надо как можно короче. Благовестник, который «затянул» и пытается втиснуть все аспекты Евангелия в одну проповедь, потеряет внимание аудитории и цели не достигнет. Иисус — образец краткости. Он учил вечным истинам коротенькими рассказами и живыми зарисовками.

Сколько же должна длиться призывная проповедь? Готовых рецептов тут нет. Дело не в количестве минут, а в целенаправленности, энергичности, «неразбросанности» проповеди — и в привычках слушателей. У одних не хватает внимания на пять минут; другие могут сидеть и слушать по нескольку часов. Аудиторию надо знать. Если, скажем, люди издалека приехали тебя послушать и вдобавок любят длинные и цветистые речи, то слишком короткая проповедь их разочарует или даже обидит.

Главное правило тут такое: говорить так, чтобы дошло именно до этих людей именно в этой ситуации. Проповедуя прохожим на улице — надо побыстрее высказать главное. А в зале, куда люди специально собрались тебя послушать, ты уже не так стеснён во времени. Но и здесь и там проповедь должна включать только самое необходимое: те слова и факты, которые приведут к цели.

Краткость призывной проповеди достигается отбором материала: только самое необходимое.

В. Подход к слушателю

Проповедуя перед крестьянами, станешь ли ты использовать слова и примеры, понятные только горожанам? Вот перед тобой люди. Ты начинаешь говорить. Возникнет ли у них ощущение: «Он меня понимает!»? Если да — ты на верном пути. Если нет — плохо подготовился, не дал себе труда изучить аудиторию.

Опытный благовестник, приезжая в новую для него местность, первым делом старается разузнать, чем живут люди, что их сейчас волнует. Он покупает местную газету, выходит на улицу, разговаривает с людьми. Ну, а если ты проповедуешь соседям, то тем более должен знать их тревоги и жалобы.

Проповедь обязана ответить на глубочайшую потребность человека: потребность в Боге. (Вспомни, что говорилось о состоянии грешника во втором уроке.) Значит, всё, что он услышит, должно быть как-то связано с его печалями и радостями, с его жизнью. Каждому хочется, чтобы его поняли, чтобы вошли в его положение. Доброе слово, как говорится, и кошке приятно. Поэтому человеку особенно близки случаи, свидетельства того, как люди, точно такие как он, вырвались из мрака безнадёжности, обрели во Христе новую жизнь.

Кто всегда умел находить подход к человеку — так это Иисус. Он приводил примеры, бывшие под рукой: полевые лилии, посев и жатва, растения и животные, виноградари и рыбаки. Буквально с каждым собеседником Он находил понятные ему слова, выражения, примеры. Помнишь ли об этом ты, готовя свои проповеди?

Лучшие примеры для призывной проповеди — это случаи из повседневной жизни слушателей.

Г. Неотложность

Помнишь случай с Дуайтом Мооди, в первом уроке? Никогда не знаешь, все ли слушатели доживут до завтрашнего дня. Поэтому настоящего благовестника всегда подстёгивает чувство безотлагательности, срочности, неотложности. Будет ли у человека еще возможность услышать весть о спасении, обдумать её как следует? Гарантии нет.

Проповедуя Евангелие, надо так подчёркивать нужду в спасении, будто слушателям уже ни от кого не доведётся о нём услышать. Библия говорит: «Вот теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 кор 6:2). Послание к евреям настойчиво цитирует псалмопевца (Пс 94:7-8): «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего» (Евр 3:7-8, 13,15, 4:7).

Больше того: ты не знаешь, не последний ли раз сам проповедуешь. Триста лет назад, в Англии, Ричард Бак-стер говорил: «Я каждый раз проповедовал как в последний раз, как умирающий умирающим!».

Призвать слушателей прийти ко Христу надо не откладывая, потому что другого случая может и не быть.

Д. Уверенность

С безотлагательностью связана и твердая надежда на результат. Любящий Бог, пославший Сына спасти мир, обожает творить чудеса, недоступные людям. Миссионер-первопроходец Уильям Кери говорил: «Великого от Бога ожидай; на великое для Бога посягай!»

Без тени сомнения проповедовал апостол Пётр в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян 2:38-39). С такой верой он вряд ли удивился, когда в тот же день три тысячи человек уверовали во Христа и присоединились к церкви.

Многие годы спустя Пётр напишет: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9).

Вооружась обетованием Божьим и силой Его и добросовестно подготовившись, благовестник имеет полное право ожидать, что на его призыв люди откликнутся.

Таковы некоторые способы повысить результативность призывной проповеди. Этот курс призван научить тебя их применять, чтобы проповедь твоя была плодотворной. Когда научишься, то и ты вольёшься в ряды многочисленных благословенных проповедников, приводящих ко Христу многие души.

Самопроверка

1. Главная цель привести людей к ……………. проповеди — привести людей к …………….. в Иисуса Христа.

2. ……………………. — это способ достижения чего-либо.

3. Пять признаков, которые должны быть у повествовательной части призывной проповеди:

а. ……………………………

б. ……………………………

в. ……………………………

г. ……………………………

д. ……………………………

2. Призыв (побудительная часть)

Призывная проповедь даёт слушателям возможность покаяться. В этом её цель. Люди должны понять, что перед ними неотложный выбор, и что их приглашают уверовать во Христа и исповедать Его Господом.

А. Что такое призыв

Сколько раз в Библии, зовя людей к Себе, Бог говорит: «придите»! Чисто евангелизационный призыв есть у Исайи (1:18): «Придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».

Иисус сказал «идите», призвав к себе рыбаков, Петра и Андрея (Мф 19:21); Он сказал «приходи» богатому юноше (Мф 19:21). А какое благословенное обетование звучит в знакомых словах: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф 11:28). В Евангелии от Иоанна (6:37) Он говорит: «приходящего ко Мне не изгоню вон.» В самом конце Нового Завета Святой Дух и церковь говорят «приди!», бери «воду жизни даром» (Отк. 22:17).

Заканчивая проповедь, где ты ясно и просто рассказал о Христе и чётко объяснил, что надо сделать, чтобы спастись, важно заверить людей, что Бог их не отвергнет. Потому что кто-то сидит и думает: я столько натворил, что прощения никакого не достоин. Или: слишком долго я ждал. Или: уж больно всё у вас просто; чтобы угодить Богу, нужен подвиг. Таких нужно подтолкнуть, развеяв колебания: «Приди ко Христу». Им нужно услышать простые слова приглашения. К этим словам и вела вся предыдущая, повествовательная часть.

В этих уроках часто мелькают слова «ясно» и «просто». Это неспроста. Излагая весть о Христе и Его спасающей любви, надо приложить все силы, чтобы люди поняли, что Он сделал для них смертью и воскресением. Чтобы они поняли: без этого не обойтись, и другого выбора нет.

Эти два слова — «ясно» и «просто», ещё важнее, когда наступает время сказать людям, что пора этот выбор сделать, ответить Господу. Он предлагает прощение и вечную жизнь, бесплатно. Этого не заработаешь, не купишь, не потребуешь. Бог никого не гонит к Себе насильно. Не хочешь — не надо. Поэтому так важно подчеркнуть: только искреннее желание прийти к Богу даст нужный результат. Предложение Божье надо принять. Если Христос говорит «приди» — надо прийти, и всё.

Призыв Христов до ушей человека доносят слова благовестника, но до сердца его доносит только Святой Дух. Только Он касается сердца и сознания так, что человек понимает: «Надо! Пора!» — и решается на судьбоносный шаг. Проповеднику теперь остаётся лишь создать человеку такие условия, в которых он как-то выразит это решение, покажет, что призыв понят и принят.

Б. Виды откликов

Не надо путать: внутреннее решение человека покаяться и уверовать — и внешнее его выражение.

Иногда выразить это решение внешне нельзя или не надо. БиллиГрэм проповедовал и в таких странах, где имелись веские причины не приглашать людей демонстрировать свой отклик на призыв открыто. Это не значит, что там никто не каялся, но судить о том, уверовал ли человек, можно было только потом, по изменившейся жизни. Но в более-менее обычных, нормальных условиях надо обязательно дать слушателям это решение выразить, и вот почему. Открыто исповедав веру, человек знает, что теперь окружающие считают его христианином, — а это укрепит его желание быть верным Христу. Бывает, кроме того, что это видимое действие подталкивает и других: кто боится, или стесняется, или колеблется. Наконец, уверовавший сделал лишь первый шаг в новой жизни; ему ещё не всё понятно, ему нужна помощь для духовного роста. И открыто выраженное решение покажет находящимся рядом христианам, куда и к кому подойти для молитвы и поддержки.

Как же конкретно это решение можно выразить? По-разному. Любая форма приемлема, если соответствует времени, месту и общепринятым нормам. Что нормально и действенно в одном месте, совершенно не подойдёт в другом. Вот почему ещё нужна молитва: главный ответ о конкретных указаниях во время призыва должен исходить от Духа Святого.

Можно посоветовать начать призыв с приглашения встать и помолиться. Чтобы прямо там, где люди стоят, они про себя (или вслух, кому как удобнее) покаялись перед Богом в грехах, попросили послать им спасающую веру и выразили готовность её принять, уверовать во Христа Спасителя, исповедать Его Господом. Делается и так: благовестник сам произносит слова такой молитвы фразу за фразой, делая паузы, чтобы слушатели за ними повторяли… Нельзя забывать, что многие из откликающихся сейчас на призыв молятся первый раз в жизни и просто не умеют этого делать.

Ещё один вариант: не требуя от людей сходить с мест, попросить их поднять руку. При этом можно сказать, что рука, поднятая к небесам, олицетворяет стремление души к Богу: навстречу спасению. И тогда этот жест будет уже не просто знаком для проповедника и окружающих, что человек кается, а станет мистическим актом веры, устремлённой к Господу.

Иногда имеет смысл попросить людей, откликнувшихся на призыв, остаться на местах, когда остальные разойдутся. Тогда душепопечителям легко будет к ним подойти, для контакта. В ходе этого краткого разговора покаявшегося можно попросить заполнить информационную карточку, где отмечается решение о покаянии и адрес: чтобы держать с ним связь, и потом снабдить его полезной литературой.

И, наконец, существует давняя и опробованная традиция: пригласить людей выйти вперёд или в специальное место или комнату, где душепопечители побеседуют с ними отдельно, в спокойной обстановке. Иногда люди, «выходящие вперёд», встают или опускаются на колени перед сценой и благовестник обращается к ним. Иногда рядом с ними встают душепопечители с Библией в руках, готовые вместе помолиться и ответить на вопросы.

Не забывай, однако, что всё это — «формы», всё это внешнее выражение. Не это спасает, не это делает человека христианином. Искреннее и серьёзное покаяние происходит внутри, это добровольный отклик сердца на прощение и любовь Божию.

Какой бы конкретный приём ты ни избрал, ведёт людей к Христу и возрождает их в Нём — тихий голос Святого Духа. Вот почему во время призыва от благовестника требуется особое смирение и скромность. Вот почему надо особенно зорко следить за тем, чтобы внимание людей было обращено не к тебе, а к Богу, помня, что не твои таланты и силы приводят людей к возрождению. Хорошо после призыва вообще сойти с кафедры и ничего уже не говорить, тогда вышедшим на призыв людям будет легче уделить всё внимание голосу Бога, говорящему в их сердцах. И если потом ты вновь заговоришь с людьми, важно не оттянуть внимание людей с Христа на себя или на своё служение.

В. А что потом?

Решение уверовать во Христа — только начало, первых шаг в христианской жизни. Новобращённого ждёт немало испытаний. Кто-то из друзей его поймёт, а кто-то нет. Одни надежды сбудутся, другие нет. Какие-то проблемы, нет чтобы исчезнуть, наоборот, ещё хуже станут. Будут и взлёты и падения, трудности и вопросы — особенно когда он увидит, что далеко не все христиане по-христиански себя ведут.

Чтобы стать настоящим, угодным Господу учеником Христовым, новому чаду Божию понадобятся поддержка более опытных верующих, их терпение, тактичность и доброжелательность. Значит, совершенно необходимо заранее обдумать, где новообращённые найдут помощь в духовном росте. Самый естественный для этого путь — это контакт с местными верующими из тех церквей, где проповедуется Евангелие и почитается Господь.

Этому вопросу много внимания уделяют такие благовестники, как Билли Грэм и подобные ему, кто проповедует в разных городах и странах и не в состоянии лично наблюдать за духовным ростом людей, откликнувшимися на призыв в результате их проповеди. Они знают, что нет лучше места для новообращённых, чем местная церковь, где их поймут, окажут духовную поддержку, помогут в изучении Библии, ответят на возникающие вопросы и подскажут, как вести новую, христианскую, жизнь.

Благовестник, которому Бог послал жатву: спасённые души, — не имеет права бросить уверовавших на произвол судьбы, пустить всё дальнейшее на самотёк. Выходя на призывную проповедь, ты должен чётко знать, где найдут помощь те, кто придёт ко Христу, отозвавшись на призыв. В этом важнейшая часть твоей подготовки. Будут это специально припасённые Евангелия и брошюры для раздачи уверовавшим — или открытки с адресами здешних церквей и контактными телефонами, или достаточное количество душепопечителеи, подготовленных для работы с новообращёнными, — важно, чтобы люди не остались без поддержки. Несколько напутственных слов тем, кто покаялся, — неотъемлемая часть призывной проповеди, даже если эти слова говорит уже не сам благовестник, а, скажем, пресвитер местной церкви.

Особенно полезно посоветовать уверовавшим начать говорить о Христе знакомым и родным. Ты знаешь, какая это радость — привести человека ко Христу. Эта радость доступна любому верующему, даже только что обратившемуся: больше того, у них зачастую бывает больше желания, радости и энтузиазма, чем у опытных христиан. Пусть же они рассказывают окружающим, что произошло и почему. Ничто так не укрепляет молодую веру во Христа, как возможность сразу служить Ему, показывая людям дорогу из мрака к свету.

Самопроверка

1. К простым словам приглашения «…………….» ведёт вся предыдущая, повествовательная часть.

2. В обычных условиях надо дать слушателю ……………… своё решение.

3. Не внешние формы выражения …………….. человека, делают его христианином.

4. Для новообращённых нет лучше места, чем ………………….. — там их поймут и поддержат.

Не забыть:

Расписать человеку роскошный пир и не пригласить с собой — бестактно и даже жестоко. Так как же можно рассказывать людям о самом радостном:о спасении от греха и ада, о вечном блаженстве, — и не пригласить их во всём этом участвовать?

Призывы в устах проповедника бывают разные: к посту и молитве, к духовному пробуждению, к тому, чтобы посвятить жизнь миссионерской работе, и так далее — и все они очень важны. Этим призывам обычно предшествует проповедь, основанная на Библии, обращённая к церкви.

Но то, что мы называем призывной проповедью, заканчивается другим призывом: покаяться в грехах, прийти ко Христу, уверовать в Него, исповедать Его Господом — одним словом, стать христианином.

К этому она подводит, в этом её смысл и цель. Всё остальное может варьироваться, смотря по обстоятельствам, по аудитории, и т. п. — лишь бы слушатели ясно поняли, какой выбор от них требуется сделать.

Бывают и крайности: благовестник нажимает на слушателей, лишь бы принудить людей ответить на призыв. Это не дело. Решение, сделанное под нажимом, а не искренне, — совершенно бесполезно, может даже повредить душе. В Царство Божие никого не вгонишь дубинкой. Без Святого Духа, без Его благодатного действия человек не покается всерьёз и навсегда. Но об этом ещё будет речь впереди.

Поднять руку, или встать с места, или выйти вперёд в ответ на призыв — ещё не значит стать христианином. Это лишь внешний признак принятого решения.

Практическое задание

Твои три проповеди ещё не готовы полностью. Но тема каждой из них, развиваясь, подводит к призыву, и об этом надо постоянно помнить. Как в каждом из трёх случаев ты «выйдешь» на призыв? Как свяжешь его с темой? Что конкретно ты предложишь слушателям в конце проповеди? Попробуй (пока, конечно, сугубо предварительно) сформулировать всё это словами.

Встреча с ментором

Поздравляем тебя! Первый раздел закончен, треть курса пройдена. Пора встретиться с ментором, чтобы оценить успехи. Договорись, где и как вам помолиться и побеседовать час-другой без помех. Покажи ему пройденный материал, практические задания и самопроверку. Расскажи, как сам оцениваешь работу, что показалось особенно полезным, что — трудным или непонятным.

Пройдись вместе с ним по всем трём заготовкам проповедей. Особенно по той, которая разработана уже подробнее. Естественно ли впишутся темы Креста и Воскресения в общую тему? Уложится ли весь материал в одну проповедь (то есть, не затянется ли она)? Удержит ли она внимание слушателей? Гладок ли переход к призыву? — и т. д.

Покажи ментору следующий раздел самоучителя, выслушай его предложения по изучению очередных четырёх уроков. Ко времени вашей следующей встречи у тебя уже будут готовы подробные планы всех трёх проповедей, а в конце курса ему предстоит услышать тебя на публике. Так что все советы, полученные сейчас, помогут тебе в достижении цели.

Слово напутствия вам обоим

Билли Грэм пишет: «Труд благовестника можно сравнить с цепью. Одно слабое звено — и бесполезна крепость всех остальных. Поэтому ни одно из них не важнее другого… Спасает только Бог, но ведут к спасению звенья единой цепи: любовь к людям, горячая молитва, усердная подготовка и искренняя вера… Какая честь — сказать вслед за великим апостолом: «Мы соработники у Бога» (1 кор. 3:9).