II. Как готовить призывную проповедь

5. Источник информации: Библия

О чём этот урок:

Итак, ты выходишь к людям с призывной проповедью, предлагая слушателям спасение и вечную жизнь. Но почему, собственно, они должны тебе верить? Потому, что ты талантливый оратор? Или примерный семьянин? Или образованный человек? Нет. Можно всеми этими качествами обладать и всё-таки не суметь убедить людей покаяться. Почему? Потому что ты не имеешь права от своего имени делать такое предложение.

Сделать это можно только от имени Бога, пересказав то, что Он сам по этому поводу говорит. Для этого нужна опора на авторитет богодухновенного Писания. И в Библии есть всё, что надо знать о Христе: Кто Он (Ин 10:30), зачем приходил на землю (Лк 19:10) и что сделал, чтобы привести людей обратно к Богу (Рим 5:8-9). Апостол Павел писал Тимофею: «проповедуй слово» (2 Тим 4:2). Не своё мнение мы проповедуем, не свой опыт или убеждения. Это грешника не спасёт. Спасает только Иисус Христос! Право на такие заявления даёт нам Библия.

Каких только нападок не выдержала Библия на протяжении веков! Одни не верят в её достоверность. Другие называют её устаревшей и несовременной. Спорам нет конца.

Однако лучшие умы разных времён и народов (притом не только христиане) воздавали Библии должное. Приведём высказывания трёх из них.

Немецкий философ Иммануил Кант: «Существование Библии, которую каждый может прочесть, — величайшее благо для рода людского. Любая попытка её принизить — преступление против человечества.»

Английский учёный сэр Исаак Ньютон: «Верить Библии есть больше причин, чем любому учебнику истории.»

Американский государственный деятель Авраам Линкольн: «Я верю, что Библия — лучший подарок Бога человеку. Эта книга передаёт нам всё благо от Спасителя мира.»

Позволительно спросить: а чем бы заменили Библию её критики? Сравнятся ли с библейским учением о добре и зле величайшие творения философов, поэтов или политических деятелей? Но дело даже не в этом. Где ещё узнать: кем — а главное, зачем сотворена вся Вселенная и мы с вами? Чего Творец от нас хочет? Зачем мы живём, и что будет, когда умрём? В чём смысл жизни — моей и всего человечества? На все эти вопросы, о Боге и о человеке отвечает только Библия. Другого источника такой информации у нас нет.

Предложить людям прощение грехов и вечную жизнь — дело нешуточное, на такие заявления надо иметь право. Такое право даёт нам Библия. Власть и убеждённость, с которой эта Книга говорит от имени живого Бога, привлекает внимание людей, трогает их сознание и сердце — и ведёт к Сыну Божию.

Основывая свою проповедь на Библии, благовестник обретает силу Божьего Слова — силу, которая меняет людей.

Цели урока

1. Понять первостепенную важность Библии для тебя лично.

2. Подыскать конкретный пример использования Библии в призывной проповеди.

3. Изучить, как другие проповедуют по Библии.

1. Почему Библия важна

Билли Грэм часто вспоминает такой эпизод: «Был у меня в жизни момент, когда передо мной встал вопрос: верю ли я, что Библия — это достоверное Слово Божие. Среди профессоров и вообще интеллигенции сомнения в ней высказывались громко, перечислялись её противоречия. Я был молод, только-только закончил школу и начал проповедовать. Семена сомнения стали прорастать, и я не знал, что думать.

И вот однажды, лунной ночью, в Калифорнии, я вышел в горы, один, с Библией в руках. Вокруг — покой и безмятежная красота природы, а изнутри меня раздирают сомнения и беспокойство. Тогда я кладу раскрытую Библию на пенёк и молюсь: «Господи, не всё мне понятно в этой книге, но верою принимаю, что это Слово Твоё, слово живого Бога.»

Могу сказать совершенно искренне, что с того момента я уже никогда не сомневался в том, что Библия — Слово Божье. Больше того, Бог столько раз укреплял во мне эту уверенность, показывая, как сила Слова Его преображает людей!

Благовестник должен быть твёрдо убеждён в безошибочности Писания. Только тогда он будет иметь полное право делать заявления и давать от имени Бога обещания: о спасении и прощении всех призывающих имя Господа, и об угрозе суда над всеми остальными.»

С того дня в проповедях у Билли Грэма словосочетание «Библия говорит» — повторяется чаще других.

На съезде в Амстердаме в 1986 году СамуэльЛиберт из Аргентины сказал: «Братья, Библия — книга живая. Это не научная фантастика. Это не сборник причудливых рассказов о богах и не энциклопедия мифологических верований. Не развлекать нас она призвана, а укреплять и направлять, со всею властью и авторитетом. Если, под гнётом ответственности или обстоятельств, вам станет невмоготу, вспомните, что Библия — этоБожий компас в водовороте исторического кризиса. Святой Дух вдохнул её в реальный мир, такой же реальный, как нынешний».

Важнейшее подтверждение достоверности Библии дал Сам Господь Иисус Христос. Он сказал врагам, оспаривавшим Его права: «Исследуйте Писания: …вы думаете чрез них иметь жизнью вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39).

Смотри, какая тут выстроена связь: ПИСАНИЯ — ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ — ХРИСТОС. Не опираясь на Библию, нельзя проповедовать о Христе. Тем более обещать вечную жизнь.

И наоборот: проповедуя Христа, нельзя не проповедовать Слово Божье. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…. И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1:1,14).

Есть проповедники, готовые славить в Иисусе великого учителя и даже брать с Него пример. Им восхищаются, стараются подражать. Но, не веря в авторитет Библии, они не признают, что Христос — Сын Божий, единственный Спаситель грешников. А ведь в Писании именно так Иисус сказал о Самом Себе. Сомневаться в Библии значит сомневаться во Христе. Если не верить Ему в том, что Он говорит о Себе, как же верить Его словам о спасении?

Господь сказал ученикам: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63). Эти жизнетворные слова донесла до нас Библия. Не веря ей, мы не познаем Его.

Можно не всё в Библии понимать. Можно сознавать, что не каждый стих её будет одинаково полезен твоим слушателям. Можно со всей скромностью осознавать, что тебе самому не хватает квалификации толковать библейское учение. Это всё можно, и даже естественно. Однако всё это никак не подрывает авторитета самой Библии и нашей надобности в ней, особенно при подготовке призывных проповедей.

Разумеется, начинается всё с того, живёт ли по Библии сам проповедник. Когда призываешь людей верить и жить так, как учит Писание, а облик твой, привычки, поведение — говорят о другом, то кто ж тебе поверит?

Тут проповедника подстерегает серьёзная опасность. Ты читаешь Библию, чтобы почерпнуть те Божьи истины, которые раскроешь людям в проповедях. Но раскроешь ли ты её истины себе? Не пройдёшь ли мимо?

Великий китайский евангелист ЛеландУань говаривал: «Нет Библии — нет завтрака» — имея в виду, что для него важнее начать день с пищи для духа, чем для тела.

Такое вдумчивое, личное размышление над Писанием, ради собственного наставления и подкрепления, называется молитвенным чтением Слова. Если постоянное изливать Божье Слово на слушателей, а собственные его запасы не пополнять, то сердце рано или поздно иссохнет. Каждый проповедник нуждается в ежедневном уединении с Богом над Словом Его. У Билли Грэма есть привычка: утром читать по пять псалмов, а вечером — по одной главе из Притч, прочитывая таким образом за месяц обе эти книги Ветхого Завета (это не считая подготовки к проповедям, для собственной духовной пользы).

Кто-то заметил однажды: слушатель не подымется выше проповедника. Хочешь, чтобы твои слушатели поняли силу и власть Слова Божия, — пусть они увидят, что ты сам любишь Слово и исполняешь его. Только тогда можно будет сказать, что твоя проповедь укоренена в Писании, только тогда она принесёт много плода.

Чтобы обещать грешникам спасение — на это надо иметь право. Даёт такие права только Слово Божье, свидетельствующее о Христе.

Самопроверка

1. Ты не имеешь ………………… от своего имени предлагать спасение и вечную жизнь.

2. В …………….. есть всё, что надо знать о Христе.

3. Предлагать людям прощение грехов — на это надо иметь право. Его даёт …………………. .

2. Как ее использовать

Конечно, в любой проповеди звучат цитаты из Библии. Но этого не достаточно, да и не всегда уместно. И тут тоже возможны ошибки. Например, проповедник начинает с отрывка из Писания, а потом о нём уже ни слова. Другой (и это происходит сплошь и рядом) выхватывает отдельные стихи из контекста, вкладывая в них такой смысл, какого там и в помине нет.

Правильно применить Библию в призывной проповеди означает: так выстроить проповедь, чтобы взятое место из Писания было её твёрдым фундаментом. Выбрав отрывок, вникни в него молитвенно, чтобы точное понимание смысла дал тебе Святой Дух.

Отбирая материал из Библии для проповеди, задавай себе такие вопросы: Чьи это слова? Где они сказаны? Кому? По какому поводу? Что произошло в результате? Проповедник обязан знать эти ответы, даже если они и не понадобятся в данной проповеди.

Ещё один важнейший приём работы над отрывком — сравнить его с другими местами Библии, где говорится о той же истине. Есть немало ценных библейских комментариев, и они очень полезны для прояснения смысла; но главное — посмотреть, как эта тема прослеживается в разных местах Библии, каждый раз добавляя что-то к смыслу. Найди, например, в параллельных местах данного отрывка ссылку на Ветхий Завет, или проверь по Симфонии, где ещё в Библии появляется ключевое слово данного стиха.

Иногда бывает полезно пересказать известный библейский эпизод своими словами, на понятном слушателям языке, да ещё перенеся место его действия в знакомые им места. Иисус сам так делал.

Поищи в Писании события и слова, которые напомнят людям об их греховности, о том, что Бог их ждёт. Разумеется, главный источник благовестия — это новозаветный рассказ о Христе, но о любви Бога Отца, спасающего грешников, мы читаем и в Ветхом Завете.

Вот пример: «Изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу» (Иис Н 24:15).

А какие жгучие слова записал Иезекииль: «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез 33:11).

Проповедующий по Библии непременно укажет на Бога любящего — той любовью, что умоляет людей покаяться и обрести Его благодать уже в земной жизни, а потом войти в Его славное присутствие. Благая весть — не о печальном, а о радостном!

Всегда были и будут критики, отрицающие, что Библия — Слово Божие, не признающие её авторитета. Но что они предложат вместо неё? Какой другой источник информации способен преобразить человека — причём повсеместно, и в любую эпоху? Это уникальное свойство Библии доказано на опыте буквально всего человечества.

Апостол Павел получил наилучшее для своего времени образование; его учитель входит в число самых выдающихся раввинов всех времён. И всё же свою образованность он смиренно подчинил руководству Святого Духа — и получил доступ в глубины божественной истины, которые видны в его посланиях церквам. Он писал: «я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Проповеднику, знающему, что Библия — это достоверное Божье Слово, есть откуда черпать убеждённость, дерзновение и силу.

Не делай секрета из источника твоей информации, ибо только Библия укажет слушателям, где найти спасение.

Самопроверка

1. Новозаветный рассказ о Христе — главный ………………….. благовестия.

2. Любящий Бог …………………. людей покаяться, чтобы обрести Его ………………….. уже в земной жизни, а потом войти в Его славное …………… .

3. Критикам нечего предложить взамен ……….., ибо нет другого источника информации, способного ………………. .

Не забыть:

1. Слово Божье — источник информации о Боге и о радостной вести.

2. Библия подчёркивает свою обязательность для благовестника. Павел писал: «священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

3. Действенной будет такая проповедь, которая основана на Библии и адресована конкретным чаяниям твоего современника.

Практическое задание

1. Открой выбранные тобою в начале курса тексты из Писания для трёх проповедей. Не торопясь прочти их вслух, и перед каждым отрывком помолись словами поэта (Д. С. Мережковского):

Твоим глаголам, Боже, внемлю:  Открыто сердце, — говори!

Затем, опять-таки не спеша, поразмысли о том, что именно каждое из этих библейских мест говорит лично тебе, при твоём характере и складе ума, в твоих обстоятельствах, с твоими целями. Запиши в тетради вкратце, что сказал Дух этими текстами твоему сердцу.

2. Потом, когда Бог благословит и освежит твой дух и разум этими словами Писания, попытайся взглянуть на них глазами твоего слушателя. Что-то в каждом из этих текстов привлекло тебя — ты же не случайно выбрал именно их! А что в них привлечёт твою аудиторию? Подумай, и затем в отношении каждой проповеди допиши следующую фразу:

ПО ЭТОМУ МЕСТУ ИЗ БИБЛИИ ЛЮДИ ПОЙМУТ, ЧТО БЛАГАЯ ВЕСТЬ — …