Образец лекции

Идеалы и Библия Лекция И. С. Проханова

(Читанная в С.-Пб., христианском студенческом кружке 23 февраля 1911 г.)

Произведения всемирной литературы, науки и философии изображают нам предметы и явления действительной жизни. Но нет никакого сомнения в том, что если бы они только фотографировали действительность, то они вскоре перестали бы удовлетворять человеческую мысль. Ум человеческий имеет глубоко заложенное в нем и неискоренимое стремление к совершенствованию, к прогрессу и вследствие того он никогда не может удовлетвориться действительностью. Но для прогресса и совершенствования ему необходимо иметь «образцы», «примеры», ему необходимы образы предметов, наделенные совершенными признаками, ему необходимы идеалы.

Всемирная литература, наука и философия дают нам яркие идеалы предметов и явлений, которые и служат для передовых элементов человечества путеводными звездами на их пути к совершенствованию.

Но, как продукты человеческой мысли, идеалы являются функциями многих переменных данных. Они зависят от степени интеллектуальности и нравственного развития данного периода и данной эпохи.

Поэтому они подвергаются закону сравнения.

В Библии также есть образы совершенных предметов. Собственно говоря, к ним не совсем подходит название идеалов, ибо они суть живые реальности. Но имея все специфические свойства идеалов, они являются величинами соизмеримыми с идеалами всех других произведений человеческой мысли.

Я намерен показать, что идеалы Библии неизмеримо выше всех известных нам идеалов произведений человеческой мысли и, главным образом, идеалов научно-философских.

Я намерен коснуться трех главнейших видов идеала: 1) идеала человека; 2) идеала общества и 3) идеала человечества или международной жизни.

А) Идеал человека

Я не буду говорить здесь о таких научных теориях, как материализм и т. п., которые, игнорируя проблему сознания, низводят природу человека на «кусок вещества», а все существующее, т. е. «всякую жизнь и всякое сознание ее отождествляют с простыми вещественными переменами».

Я не буду касаться этих учений, так как они совершенно несовместимы с понятием об идеале и, уже сами по себе, утратили всякое влияние на современную человеческую мысль.

Я хочу перейти к самым возвышенным из известных нам философских систем и, прежде всего, к наиболее замечательной системе Эллинской философии, к системе Платона.

В своем знаменитом диалоге «Федр» этот философ от имени Сократа утверждает с безусловной ясностью ту истину, что природа человека двойственна, что она состоит из тела и души, и что душа бессмертна.

Далее он говорит: «Все души странствуют по небу, принимают различные формы… Души избирают жребий для новой жизни и при том часто человеческая душа попадает в тело животных, а душа животного снова переходит в тело человека, если только она прежде была человеческой душой, так как душа, никогда не видавшая истины, не может принять человеческой формы, ибо человек необходимо должен обладать способностью мыслить о предметах по их родам, которые состоят из многих восприятий, соединенных разумом в одно.Этот способ мышления есть ни более, ни менее, как воспоминание о том, что душа видела прежде, когда душа странствовала вместе с богами и когда была занят а… созерцанием истинного бытия…»

Нас поражает это учение Платона, эта возвышенная картина душ человеческих, живущих на земле воспоминанием «небесного».

Но я беру мою Библию и читаю там еще более удивительные вещи. На первых же страницах Библии я читаю не о «богах», а о едином Боге, о строгом разграничении душевного мира животных и человека; читаю о том, что душа человеческая — Божественного происхождения, что она изошла от Него (Он вдунул… и стал человек душою живою, что она Божественной природы (образ и подобие Божества) и потому бессмертна (Быт. 2,7) и что душа, исшедшая от Бога, должна возвратиться к Нему, в чем состоит весь смысл ее жизни на земле. Читая эти страницы, я поражаюсь удивительной простотой повествования и зная, что истина — абсолютно элементарна, я трепещу восторгом восприятия истины.

Но мой восторг усугубляется простой исторической справкой. Слова Библии написаны за 800 — 1000 лет до Платона!..

Ничто на земле не может удовлетворить душу человеческую, как об этом говорит наш поэт:

И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Она всегда будет чувствовать себя странницей и пришелицей и она всегда томится желанием чудным возвращения к Отцу всего живущего. Но Библия мне говорит еще более, а именно, что это возвращение возможно, а при том Библия излагает мне все это так ясно, что перед светом ее исчезают все трудности проблемы добра и зла и тайны бытия…

Но я иду далее, я хочу коснуться еще трех наиболее известных идеалов человека:

Идеал человека — утилитариста

Известно, что родоначальниками утилитаризма являются англичане Бентам и Джемс Стюарт Милль.

Они рисуют нам идеал человека утилитариста, главным мотивом всех нравственных действий которого является «благо» или «польза».

Это учение очень трудно отграничить от эгоизма, что пытался сделать Милль, но ему это не удалось. В России у нас это учение пропагандировалось Писаревым в откровенной форме эгоизма.

В Библии я нахожу указание на существование утилитаризма и в отдаленные времена. Она говорит нам о людях, главным мотивом действия которых являлась «награда», которые следовали за Христом только потому, что «ели хлеб и насытились» и пр., и пр. Но вместе с тем она называет такую мораль — моралью рабов и наемников и противопоставляет ей мораль свободных сынов, творящих добро из любви к Отцу; делающих добро и тогда, когда они не ожидают ближайшей пользы и даже тогда, когда могут потерять высшее благо, самую свою жизнь…

Идеал эвдемонизма

Аристотель и особенно Эпикур рисуют идеал эвдемониста, т. е. человека, главным мотивом нравственных действий которого является «счастье».

Многие склонны доказывать, что этот идеал имеет много сходства с идеалом Библии.

Нельзя отрицать того, что идеал христианина включает в себе стремление к «счастью», к «блаженству», но это, во-первых, «счастье» иного, более высшего порядка, блаженство не земных наслаждений, а духовное блаженство общения с Богом, Отцом душ.

Но кроме того стремление к «блаженству» не есть главный мотив нравственных действий христианина. Скорее всего он является результатом другого высшего мотива, который есть удовлетворение воли Отца душ… Христианин все делает во имя Бога, во славу Бога и самое свое спасение, т. е. приобретение блаженства, он совершает или принимает как средство удовлетворения Бога.

Идеал сверхчеловека

Ницше создал идеал человека, живущего «по ту сторону добра и зла, истины и лжи» на основании принятых им положений, что «воля к власти есть воля к господству, а самое высшее господство это — господство человека над человеком». Обязанность сверхчеловека по Ницше есть всякое насильственное порабощение другого, всякое освобождение в себе первоначального «дикого зверя». Сверхчеловек представляет собою высший тип породы людей, сильный род, который, будучи свободным от помехи морали рабов, наслаждается в могучем развитии жизни своею властью господина.

В этой теории есть известная доля поэзии, но ведь поэзия есть и вокруг демона и ада. Если откинуть одеяние поэзии от сверхчеловека, то мы увидим фигуру Тамерлана с пирамидами черепов.

Современное сознание человечества уже ушло далеко от миросозерцания, которое вдохновляло Ницше, и его идеал не может найти продолжительный отклик в мыслящей части человечества, в особенности при существовании лучей другого идеала, идеала Христа.

Идеал Христа, прежде всего «власти» в ее даже высшем проявлении в виде господства над всем миром, противопоставляет неизмеримо более высокую ценность души человеческой («Ибо что пользы человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Мат. 16, 26). Идеал Христа есть совершенство души. И вот образ человека с совершенной душой.

«Се, Человек!» по внешнему виду в нем нет ни вида, ни величия, внутри же он горит нетленными лучами кроткого и великого духа; Он льна курящегося не угасит, трости надломленной не сокрушит, но бури и ветры повинуются Ему. Он не имеет где главы приклонить, а Сам является убежищем для разбитых жизнью душ, Он — нищ, но всех обогащает, Он не ищет власти. Он хочет всем «служить», и в то же время покоряет все сердца и люди сами в умилении падают к ногам Его. Его обвиняют во всем, Он не виновен ни в чем, даже лести не обрелось в устах Его; Его ненавидят, — Он прощает. Его распинают, — Он молится за палачей. Он всех призывает к миру, к братству и свободе.

Он ходит по миру, благовествует нищим, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным освобождение. Он есть сочетание противоречий, а между тем, проще его нет ничего и никого в мире.

Его мораль — не рабская; это — мораль Бога неограниченного — во имя любви самоограничившего Себя. Телом Он Сын Человеческий, душою — Сын Божий. Он есть соединение Божеского и человеческого. Он есть то, чем должен быть человек — Богочеловек. Выше идеала Богочеловека ничего не может быть на земле.

«Се, человек!»

Б) Идеал общества

Во всей философии, вплоть до Гоббса (17 век), человек рассматривался, как индивидуум-эгоист, не знающий никаких компромиссов и с неохотою вступавший в общественный союз.

Гоббс единственным состоянием естественного человека признавал «состояние войны каждого против всех», при чем, однако, по его учению для своей выгоды человек вступает в соглашение «со своим соседом».

После Гоббса, однако, стали проводиться взгляды на общество как на агрегат сознательных существ, объединяющихся одной организацией для общей пользы.

Только Герберт Спенсер возвысился до понимания того, что общество есть не организация, а организм нравственный и физиологический, потому что в строении его замечается разделение труда, распространяющееся от отдельных индивидуумов на группы и организации индивидуумов.

Но что я читаю в Библии — и именно у ап. Павла?

Говоря об идеальном обществе Христа, он называет его организмом, «телом, составляемым и совокупляемым посредством взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» (Еф. 4,16). При этом он указывает на неразрывную зависимость друг от друга отдельных членов организма.

«Страдает ли один член, страдает все тело».

Восемнадцать веков потребовалось для научной человеческой мысли сделать то определение общества, которое я нахожу в моей Библии. Восемь веков потребовалось для того, чтобы в нашу криминологию ввели понятие об ответственности всего общества за нравственное падение отдельных членов, т. е. тот принцип, который так просто указывается в Библии.

Отсюда ясно, что если бы люди изучали поглубже Библию, то и скорее формулировали бы принципы социологии.

В) Идеал человечества или идеал международной жизни

В основу жизни международной, как известно, ложится так называемое международное право, которое есть — «совокупность правовых норм, которыми определяются взаимные права и обязанности государств, входящих в международное общение». Это право основано на признании эгоизма каждого государства и национальности.

В числе прав имеется и такое право: «Ultima ratio» для решения международно-правовых споров — «война».

Прежде всего я утверждаю, что Библия не отвергает права в принципе.

Напротив, она дает самое лучшее определение права, какое когда-либо существовало, когда говорит: «не делай того другому, чего себе не желаешь» (Мат. 7, 12; Лук. 6, 31).

Но Библия считает право низшей формой людских отношений, уже по одному тому, что право само по себе консервативно, оно исключает возможность прогресса; вместе с тем Библия предлагает другую более возвышенную форму отношений. Она вводит новый психологический или, вернее сказать, духовный фактор в отношения людей и народов.

Уча тому, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея, Библия провозглашает великий принцип братства народов и тем самым уничтожает непреодолимые без того национальные и государственные перегородки между народами и призывает человечество к устроению Царства Божья на земле, т. е. к такому устроению всей жизни человечества, при котором все люди и все народы будут жить в полном сознании непосредственного владычества Бога и Его закона и при котором не может быть и речи о войнах, и люди «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы» (Ис. 2, 4) и «волк будет жить вместе с ягненком, и молодой лев и вол будут вместе и малое дитя будет водить их» (Ис. 11, 6).

Эта жизнь будет жизнью сынов Божиих. Идеал жизни всего человечества идеал богоподобия.

Все рассмотренные нами идеалы литературно-научно-философские: человека, общества и человечества не связаны между собою никакою идеею, ни каким принципом. Между тем идеалы Библии относительно человека, общества и человечества основаны на одном великом принципе высшего альтруизма, отречения человеческого во имя божественного и достижения Божеского совершенства или абсолютного богоподобия.

Таков смысл идеалов Библии.