V. Служение проповедника

Если ученый призывает людей к знанию, мыслитель к правильному мышлению, а поэт к созерцанию прекрасного в «области видимого», то задача проповедника гораздо сложнее. Он должен учить знанию, правильному мышлению и правильному пониманию прекрасного в самой возвышенной сфере бытия: «в мире невидимого», в области жизни человеческой души, ее отношений к Богу и другим душам. При этом он должен удовлетворять духовное алкание и жажду ее, неугасимые чаяния ее и стремление к вечному спасению. Для сего он должен прожектором Слова Божья освещать бездны греха и зла, отвлекать от них душу человека и, вместе с тем, разъяснять ей законы правды и добра и волю непостижимого Бога, призывать ее к общению с Ним, к покаянию, обновлению и возрождению всей ее жизни.

Он должен зажигать сердца святым огнем веры, надежды и любви.

Как ангел Божий, идет он по местам и улицам порочной Ниневии, рисуя грядущее правосудие Божье и вливая в сердца людей веру в вечное милосердие.

Проповедник не только учит, мыслит и поет об истинном и прекрасном, но он, силою благодати, «пересоздает» окружающий его мир, неся праздник воскресения в царство смерти и могил.

Его служение, есть служение «спасения» прежде всего. Оно подобно служению прекраснейшего из сынов человеческих, Спасителя мира.

Отсюда понятна высокая важность служения проповедника: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15), единогласно утверждают ветхозаветные и новозаветные писатели.

Служение проповедника связано с великими трудностями.

Проповедник должен нести

1) физический труд в виде постоянных беспокойств от «стечения народа», в смысле порабощения своей плоти и всех своих потребностей и т. п.;

2) нравственный труд в смысле перенесения неизбежных огорчений и вражды со стороны тех, кто любит больше тьму, чем свет, в смысле готовности во всякий момент идти со Христом на Голгофу, в смысле наблюдения за душами, порабощения всего себя другим, совершенствования самого себя, отрешения от эгоизма, в смысле христианского перенесения невзгод и т. п.;

3) духовный труд в смысле глубокого изучения Слова Божья и воли Божьей, непрестанной молитвы и т. п.

Труд проповедника требует напряжения всех сил его и с ним неразрывно связаны скорби и печали.

Но этот же труд дает наивысшую радость на земле. Видеть, как заблудшие овцы возвращаются во двор Доброго Пастыря, блудные сыны в дом Отца, приобретать потерянные души для Бога — доставляет такую радость, перед которой бледнеют все огорчения земного труда.

Становится понятно, почему проповедник готов с радостью жертвовать своею жизнью за то служение, на которое он поставлен Богом.

Так, апостол Павел говорит: «узы и скорби ждут меня, но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедывать Евангелие благодати Божьей» (Деян. 20, 23-24).