А) Внутренние качества проповедника

1) Обращение

Первая цель проповеди — призыв людей к покаянию и обращению от злых дел к Богу живому (Деян. 26, 20) и к возрождению их сердца.

Но прежде чем лечить других, врач должен исцелиться сам.

Тот, кто должен проповедывать прощение грехов во Христе, должен сам покаяться, обратиться и получить личную уверенность в прощении своих грехов. Учитель новой жизни должен сам получить эту жизнь через рождение свыше.

Прежде чем выступить на поприще своего служения, проповедник должен испытать то, что испытал Исаия (Ис. 6, 7).

Чем ярче обращение, тем сильнее проповедник и обратно: чем сильнее проповедник, тем ярче было его обращение.

Ап. Павел, сильнейший из проповедников, имел наиболее яркое обращение, которое и служило источником особой силы для него, о чем он сам говорит в 1 Тим. 1, 15-16 следующее: «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый, но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».

Ангелы не могли бы так проповедывать, как ап. Павел, бывший гонитель церкви, ибо они не испытали того, что испытал он.

Сила проповеди Лютера была неразрывно связана с его обращением, завершившимся при столь необыкновенной обстановке. Мы говорим о том моменте, когда он, совершая великий подвиг святости, т. е. поднимаясь на коленях по лестнице храма Св. Петра в Риме, вдруг был озарен великим откровением: «праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17).

Этот факт и был для Лютера неугасимым импульсом его проповеднической деятельности.

Необходимость обращения — этого первого опыта духовной жизни — для проповедника — до очевидности ясна.

Между тем, жизнь наша полна отступлений от порядка. В настоящее время большинство проповедников больших исторических церквей люди не только необращенные, но не знающие, что такое обращение.

Многие из них не признают греха, истины искупления во Христе и даже не веруют в личного Бога.

Возможность таких проповедников в значительной степени связана со строем церкви и почти неизбежна во всех церквах, где присоединение членов происходит без сознательного исповедания веры.

Само собою понятно, что проповедь «необращенных» проповедников в лучшем случае является «медью звенящей», а в большинстве случаев приносит огромный вред, ибо подрывает доверие к самым основам христианской проповеди.

Не бесполезно привести здесь факт обращения необращенного проповедника.

Известный германский отец сирот Франке (1663-1727) был проповедником, не испытав «обращения». Он ревностно изучал Св. Писание на еврейском и греческом языках. Но изучая эти языки, он сознавал, что в нем было больше стремления к учености, чем к глубокому духовному познанию Слова Божья.

И вот, однажды, когда он приготовлял проповедь на слова: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20, 21), — он вдруг почувствовал, что он раньше никогда не получал такого посланничества. Он был охвачен мраком и затем в нем началась внутренняя борьба, во время которой вся прошлая жизнь прошла перед ним, как будто он поднялся на высокую башню и гору. Он упал на колени и молился, чтобы, если есть Бог и Спаситель, то чтобы он мог познать Его в прощении и любви. Тогда же он получил ответ на свою молитву. Впоследствии он часто оглядывался назад к этому времени, как ко времени рождения его сердца.

«С этого времени», говорит он, «я серьезно отдался Господу, готовый страдать за Него, и с того времени мне действительно, пришлось больше страдать ради Него».

Конечно, у разных лиц обращение происходит различным образом, но всякий проповедник непременно должен пережить его.

2) Призвание

Проповедник должен иметь ясные непоколебимые доказательства того, что он призван от Бога на свое служение, ибо «как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10, 15). Немногие, однако, сознают это. Я знал одного престарелого почтенного христианина, который непременно хотел определить своего сына в миссионерское училище, в то время, когда сын открыто мечтал о том, чтобы сделаться офицером.

Призвание заключается, во-первых, в ясном непоборном влечении к проповеди, а во-вторых, в наличности особого таланта (дара) для сего.

Духовное влечение к проповеди может быть основано или на особом переживании, как у Исаии (Ис. 6 гл.), когда призыв передается в яркой форме видения, или на постоянно растущем внутреннем убеждении, которое является результатом многократного взывания к Господу. Дар или талант должен выражаться во всех тех качествах, которые делают проповедь сильною и действительною для слушателей.

Наличность таланта определяется не самим проповедником только, но, главным образом, голосом церкви, в которой проповедник служит.

Сам человек способен переоценить свои способности, что часто и бывает. Ему может казаться, что он обладает талантом проповедника, чего на самом деле у него нет. Такая ошибка в оценке способностей ведет к увеличению духовной гордости человека и часто к его падению; в то же время несоответствие между притязаниями проповедника и его способностями вредно отражается на слушателях и наносит ущерб делу самой проповеди. В большинстве случаев ошибка в оценке способностей у проповедников происходит вследствие того, что горячее сильное желание принимается за дар, которого на самом деле нет.

Как и в других случаях, так и тут может быть ревность по Боге без данных, которые бы ее оправдывали и направляли ее к истинной цели (Рим. 10, 2).

Одному молодому человеку, который не видел ясно своего призвания, я указал на пример Гедеона (Суд. 6, 36-40) и рекомендовал ему просить у Господа знамения. Лучшим знамением в этом случае будет: просить Господа, чтобы через беседу или проповедь вашу в течение известного промежутка времени или в известный день обратилась к Господу одна или несколько душ. Если это случится, значит Господь хочет, чтобы вы делали Его святое дело проповеди.

Вообще же, если желающий сделаться проповедником не может привести ни одного случая, когда через его проповедь обращались грешники, он должен серьезно призадуматься над этим, ибо это может указывать на его неспособность к служению.

В дарах проповедников может быть разнообразие: один может иметь способность более к призыву, другой к назиданию, третий к учительству. Один может чувствовать особую склонность рисовать величие Божье, другой — Его любовь и милосердие, третий — сердце человека с его недостатками.

Иногда приводя случаи, когда знаменитыми проповедниками делались люди, как будто не имевшие призвания для сего.

Так, например, Моисей не только не имел желания, но даже сопротивлялся посланничеству от Бога (Исх. 3 гл. — 4 гл. 1-18).

Лютер также вначале не имел желания проповедывать. Только по необходимости, вследствие приказания начальника монастыря, он согласился проповедывать в первый раз. Но как только он начал проповедывать, в нем явилось сильное желание продолжать служение проповедью. Слушатели высоко оценили его дар; он был приглашен проповедывать в городском соборе в Виттенберге, куда его проповедь стала привлекать множество слушателей.

Но на эти случаи нужно установить правильный взгляд.

В обоих случаях имелись дары, которые как у Моисея, так и у Лютера, выражались в способности словом влиять на сердца людей. Но у них не было желания к проповеди до тех пор, пока Бог их не призвал и не устранил все препятствия к сему.

С ними было то же самое, что с пророком Иеремией, который говорит о себе (Иер. 20, 9) следующее: «и подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду говорить во имя Его; но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих и я истомился, удерживая его, и не мог».

Нежелание проповедывать, как продукт несознанных влияний, растопляется под действием огня призвания, которым загораются сердца проповедников и которым они горят, подобно кусту Моисея, никогда не сгорая.

Истинный талант проповедника не может остаться бездейственным. «Горе мне, если я не благовествую! — говорит истинный проповедник (1 Кор. 9, 16).

3) Знание Библии

Есть проповедники, прекрасно знающие богословские теории, знакомые с научными основами религии и т. п., но совершенно незнакомые с Библией.

Если вы спросите таких проповедников, в каких именно книгах написан известный отрывок и стих Св. Писания, то они положительно теряются. Часто они не могут отличить, принадлежат ли известные слова самому Иисусу Христу или апостолам. Если их спрашивают, что обозначают такие-то слова? — то они теряются, ссылаясь на то, что у них при себе нет комментариев и т. п. У нас в России можно встретить проповедников, которые искренно думают, что такие рассказы, как рассказ о нерукотворном образе и т. п. написаны в канонических книгах Нового Завета.

Отчего происходит это?

Прежде всего, конечно, от того, что у таких проповедников нет личной духовной жизни и затем вследствие того, что они не читают Библии.

Они берут иногда свою Библию только для того, чтобы проверить известный текст, необходимый для проповеди.

Между тем, истинное отношение к Библии, не только проповедника, но и вообще всякого христианина, рисуется нам совершенно иначе.

Живя искреннею духовною жизнью, он чувствует, что Слово Божье для его души необходимый на каждый день хлеб (Мат. 4,4) и потому он о законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1,2).

Он не может начать дня без чтения с молитвою своей Библии, он не может решить ни одного более или менее важного дела без того, чтобы не найти соответствующего указания Библии.

Его память хранит в себе множество текстов из Св. Писания, которые он без труда применяет к делу.

Знание наизусть текстов для проповедника имеет огромное значение, ибо придает его проповеди особую силу.

Если у него имеется семья, то он с нею ежедневно читает Библию и разъясняет ее. Цель проповеди его именно и заключается в том, чтобы закон Бога был написан на сердцах людей, будут ли это члены его семьи или его слушатели (Иер. 31, 33). Он должен как бы принять внутрь себя, как пищу, Слова Божьи (Иез. 3,1-3; Иер. 15,16).

4) Христианская жизнь

Проповедь налагает на человека обязанность согласовать дело со словом, жизнь с учением, которое он проповедует.

Проповедуя другим, он не должен оказаться сам недостойным (1 Кор. 9, 27).

Помимо покаяния, обращения и возрождения проповедник должен учить народ о делах веры, о добродетели, об освящении. Как же может он учить других делать добро, если сам он его не делает?

Всякое несоответствие жизни проповедника учению Христа внушает людям мысль о бессилии самого учения, о неистинности проповеди, настраивает людей враждебно ко всякой религии, оправдывает неверие и отталкивает людей от самого Бога. Если вообще всякий соблазн со стороны рядового христианина пагубен для души (Мат. 18, 6-7), то тем более соблазн со стороны проповедника.

Проповедник должен быть «образцом» для верующих «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12).

Он должен быть «достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2,15).

Об одном проповеднике был разговор между двумя слушателями:

— Какого он направления? — спрашивает один.

— Религиозный мистик, — был ответ.

— Что это значит? — спросил первый.

— Это означает человека, который делает то, что проповедует.

— А, это настоящее направление! — был ответ. Единственно обязательное и единственно здоровое направление в деятельности проповедника это — согласование дела со словом.