XI. Роды проповедей

Есть два главных рода проповедей: 1) предметная и 2) текстовая.

Предметная проповедь есть проповедь на определенную тему. Например, проповедь на тему «о покаянии» будет проповедь предметная. В предметной проповеди проповедник не связан каким-либо определенным текстом из Библии. Он может для развития своей темы пользоваться сразу многими текстами из разных мест.

Текстовая проповедь, наоборот, состоит из одного определенного текста, который прочитывается и из которого потом развивается все содержание проповеди.

Например, если я возьму текст Map. 1,15 «приблизилось Царствие Божье, покайтесь и веруйте в Евангелие» и, строго держась его, произнесу проповедь, задавая себе различные вопросы, как то:

1) Почему в то время приблизилось Царствие Божье к Иудеям? Их состояние.

2) Почему им необходимо было покаяние?

3) В чем должно было состоять покаяние?

а) Сокрушение в грехах

б) Молитва о прощении

в) Перемена жизни

4) Что связано с покаянием? Вера в Евангелие! Верить в благую весть, значит верить в то, что Господь простил грехи, спас, что ты имеешь жизнь вечную. Без этого нет веры в Евангелие. 5) Приблизилось ли теперь Царствие Божье? Такая проповедь будет текстовая.

Проповедь Иисуса Христа в храме (Лук. 4,16-30) была текстовая, потому что Христос прочитал текст Исаия 61,1-2, а потом, на основании его, держал всю свою проповедь, доказывая, что «ныне исполнилось писание сие».

Проповедь Иисуса Христа о мытарях и грешниках (Лук. 15) была предметная. Христос избрал своею темою «спасение грешника» и на эту тему сказал три глубоких притчи.

Приводим примеры текстовой и предметной проповедей.

Образец текстовой проповеди

Цветник в сердце

«И ты будешь, как напоенный водою сад»

(Ис. 58,11).

Напоенный водою и хорошо содержимый сад представляет одно из самых приятных зрелищ на земле. Там цветут цветы, наливаются бутоны, зреют плоды, ласкающие взор и услаждающие вкус.

Но для Божиего взора есть более привлекательное зрелище, это духовный цветник — сердце, вполне преданное Ему и украшенное дарами Святого Духа. Бог, по Своей великой милости желает, чтобы каждое сердце было Его цветником и чтобы вся Его Церковь, как Эдемский сад красовалась Его славным присутствием.

Когда я смотрю на сад, следующие мысли, касающиеся сравнения земного и небесного или духовного сада, постоянно приходят мне в голову:

1. Какая перемена производится в саду.

Тот грунт, который теперь находится под садом, когда-то был пустым местом, наполненным камнями и сорными травами.

Таково и природное сердце. Камни и сорные травы изобилуют в нем:

Камни: непокорность, самообман, самодовольство, легкомыслие, тщеславие, неблагодарность, недовольство, недоброжелательство, неверность, нечестность, нераскаянность

Сорные травы: своеволие, непослушание, себялюбие, лукавство, гордость, зависть, ревность, дурное воображение, плоскость

Эти злые чувства в сердце подобны камням и сорным травам в пустыре, прежде, нежели он обратится в сад.

2. Как пустырь обращается в сад:

Пришел владелец пустыря и сказал: «я бы хотел иметь здесь сад». И он стал действовать сообразно своему желанию.

Так и Господь, наш Небесный Отец, воззрел с жалостью на нашу греховность и скверну и сказал: «О, если б Я мог произвесть цветник в этих грешных сердцах!» Как милостиво! Как снисходительно.` Он послал Своих ангелов и пророков возвестить нам о Своей великой любви; и, наконец, отдал Своего Единородного Сына, чтобы искупить нас от грехов и покорить Ему наши сердца, чтобы Он мог обогатить и украсить их для Своего обитания и вечного блаженства.

3. Как была подготовлена пустая земля?

Высокую траву пришлось скосить; камни все выбрать и выбросить вон; сорные травы выполоть, а землю распахать. И какая получилась перемена!

Так и для того, чтобы наши сердца были готовы стать Божиим цветником, внутри нас должна произойти большая перемена, такая большая, что только Бог может ее сотворить. Господь наш Иисус Христос имел ее в виду, когда говорил Никодиму: «истинно, истинно, говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья» (Иоан. 3,3). Эта перемена производится в нас Духом Святым и происходит тогда, когда мы верим в Господа Иисуса Христа, как нашего Спасителя. Тогда сбывается обетование: «возьму из плоти вашей сердце каменное» (Иез. 36,26). Так приготовляет Бог наше сердце к тому, чтобы оно стало Его цветником.

4. Как делается сад?

После косьбы, выбирания камней и сорных трав и распахивания земли наступает посев и высаживание. Садовник сеет подходящие семена и сажает цветы и отростки; только тогда пустое место становится садом. Так Дух Святой сеет в нашем сердце Слова Божественной Истины. Он раскрывает нам личность, дело и славу Христа; раскрывает смысл Священных Писаний и сеет в нас те благодатные дары, которые украшают наш духовный цветник — цветник нашего сердца.

5. Как сад становится красивым и плодоносным?

Четыре деятеля орудуют в этом направлении. Жизнь в семени, влага в росе и дожде, солнечный свет и воздух. Эти сотрудники в союзе с землей производят красоту и плодоносность.

Так и в духовном цветнике. Дух Святой нисходит, как дождь на скошенную траву, а любовь Иисуса в нашем сердце, как солнечный свет с неба. Лорда Тенниса один раз спросили, что он думает о Христе. Он указал на розу и сказал: что солнечный свет для этой розы, то Иисус Христос для меня. Как самый лучший сад нуждается постоянно в пропалывании и обогащении, так и мы должны бодрствовать, чтобы не давать выростать плевелам дурных привычек и постоянно должны обогащаться жизнью Христовой.

6. Как обладатель сада радуется за него.

Хозяин сада любит гулять в нем, любоваться наливающимися бутонами и распустившимися цветами и созревающими плодами. И наш Небесный Отец радуется, когда видит плоды Духа Святого в наших сердцах. Какой же это плод? Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22-23). Да, когда все плевелы греха вырваны из нашего сердца, каждый свежий бутон, или плод, или цветок, который Он видит в нас, наполняет Его сердце радостью.