Образец предметной проповеди

Дар веры или особая вера Проповедь И. С. Проханова

«Иному вера тем же Духом»

(1 Кор. 12, 9)

Вера сродни знанию. Слово Божье не отрицает знания, но постоянно указывает на превосходство веры. «Знание надмевает», говорит Слово Божье и тем отмечает общее влияние знания на человечество. Знание объявляет разум своим богом и ему поклоняется.

В противоположность сему, вера, открывая человеку высшие горизонты, приводит тот же разум в состояние смирения. «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1, 18), говорит Слово Божье и этим указывает на удивительный характер человеческого знания, несущего в себе мертвую скорбь и беспросветный пессимизм.

Вера же есть источник неугасимой радости, торжества и счастья. Сегодня я хочу говорить о вере, но не вообще о вере, а об особой вере, которая дается от Духа Святого только «иным». Для всестороннего освещения предмета особой веры мне придется ответить на следующие вопросы: 1) о разновидностях веры; 2) об особой вере; 3) об источнике особой веры.

1) О разновидностях веры

Апостол Павел делает чудное определение веры: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Есть вера естественная, присущая обыкновенным, даже недуховным людям, и есть вера, как дар Духа Святого. Вера ученика в то, что будет экзамен или что есть Африка, которой он не видел, есть вера обыкновенная, не духовная. Вера Христианина во второе пришествие Христа есть вера духовная. Вера естественная бывает двух родов: 1) вера общая и 2) вера особая. Вера земледельцев в то, что их посев даст им жатву есть вера общего характера.

Но есть вера особая: это — вера героическая. Известно, что когда Ливингстон забрался со своим отрядом в глубину Африки, его люди отказались идти с ним далее, так как считали, что дальнейшее путешествие безнадежно и думали, что они погибнут. Однако, он с небольшой кучкой людей пошел дальше и достиг своей цели. Здесь была вера особенная, героическая. В духовной сфере есть также вера общая и вера особенная.

Вера Петра, исповедовавшего во Христе Сына Бога живого, и та наша вера, которая дает нам жизнь вечную, вера нас спасающая, есть вера общая.

Вера Еноха, который «ходил пред Богом» и жил свято и та вера, которою мы угождаем Богу, вера нас освещающая, есть вера общая.

Но в нашем, тексте ап. Павел говорит о вере, которая не всем присуща, а только некоторым (иному), т. е. о вере особой.

2) О вере, как об особом даре Духа Святого Библия дает нам несколько примеров такой веры.

а) Вера в особое назначение человека перед Богом

Симеону было предсказано (Лук. 2, 26) Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Это была вера особенная, ибо никому другому она не была дана. Все великие деятели христианства получали свою силу именно от такой веры.

б) Вера в особое поручение от Господа

Неемия совершил великую работу для Бога: из ничего он возвел стены Иерусалима. Силу для работы он черпал в вере, которая выражалась в таких словах: «мы рассеяны по степи и отдалены друг от друга, работа велика и обширна, но Бог наш будет сражаться за нас», т. е. Бог поможет тому, кому Он даст Свое поручение.

в) Вера в победу

Эта вера была дана Иисусу Навину и Халеву. Было 12 посланцев; все убоялись, за исключением этих двух героев, которые говорили: «с нами Господь, не бойтесь их» — и по вере их было им.

Вера, дающая одному среди многих различать волю Божью

Пророк Агав сказал пророчество о том, что ап. Павла свяжут в Иерусалиме и предадут в руки язычников. Все верующие стали просить, чтобы он не ходил в Иерусалим (Деян. 21, 12), ибо они думали, что это не воля Божья.

Ап. Павлу очень выгодно было бы согласиться на их просьбы, но он не согласился и все-таки пошел в Иерусалим. «Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса», — говорил он. Для него в этом была воля Божья, хотя другие не видели ее. И вера его победила, ибо и другие впоследствии сказали: «это воля Господня!»

Такова была вера Лютера, сказавшего, что если бы диаволов было столько, сколько черепиц на крыше, то и тогда бы он не боялся, а пошел бы туда, куда его влечет Бог.

Такую веру имел Давид, когда говорил: «если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла» (Пс. 22, 4).

Эту веру имели Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил и другие мужи Божии, которые ею «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 32-38). Все сие совершалось «особою» верою.

Это та чудная вера, при которой верующий может передвигать горы и делать дела большие, чем Христос.

Среди нас много верующих, но нет героев веры. Отчего происходит это? Оттого, что огромное большинство верующих довольствуется верою спасающей, меньшее число их верою освещающей и почти никто не стремится к вере усовершающей, к вере героической.

О, братья! не думайте, что эта вера дается за особые услуги. Нет, ее может получить каждый из нас, только нужно ревновать о ней. Будем же ревновать и мы, будем иметь героев и сами будем героями той веры, которая побеждает мир.

Но где же источник этой веры?

Источник этой веры есть Дух Святой, даром Которого она является.

Тот же, Кто сотворил скворца, сотворил и орла… Один и тот же солнечный луч и светит и согревает. Тот же Дух, Который посылает веру спасающую и освещающую, дает и веру героическую, веру, творящую великое на земле. Степень веры зависит оттого, насколько мы исполняемся Духом.