XIII. Можно ли готовиться к проповеди?

Есть мнение, что к проповедям готовиться не следует, потому что Христос сказал: «не заботьтесь наперед, что вам говорить и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Map. 13,11).

Надо заметить, что приведенный текст сказан совсем по другому поводу, именно на случай, «когда поведут предавать вас», т. е. когда не будет ни времени, ни какой-либо возможности подготовляться. А в отношении проповедей есть и время, и возможность подготовляться, так что этих слов относить к проповедям нельзя.

Тот, кто говорит, что Дух Святой дает мысли и вдохновение к проповеди только в то время, когда человек находится в собрании, перед самою проповедью, ограничивает действия Духа Святого. Тот же, кто утверждает, что Дух Святой может вдохновить человека к проповеди и в собрании, перед самою проповедью и дома за несколько дней до проповеди, признает неограниченность действий Духа Святого.

Мы сторонники того, чтобы в церкви имели применение эти два рода проповеди: 1) подготовленные и 2) неподготовленные (импровизированные) проповеди.

В Апостольской Церкви были два рода собраний:

1) собрания, главным образом, для верующих, при неподготовленных проповедях и неопределенных проповедниках, согласно программе ап. Павла (1 Кор. 14,26),

2) собрания для верующих и неверующих при определенных проповедниках (Деян. 2-я глава; 15-я глава; 20-я глава).

В собраниях первого рода должно было соблюдаться правило: «если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1 Кор. 14,30). Ясно, что здесь проповеди должны быть неподготовленные, а по непосредственному побуждению.

Очень желательно, чтобы такие собрания были при каждой церкви, ибо они должны содействовать развитию чувства зависимости проповедников от Духа Святого.

Но даже и относительно таких собраний нельзя сказать, чтобы речи ранее подготовленные, т. е. полученные по откровению от Духа Святого за несколько дней до проповеди, не могли быть произносимы. Духи пророческие послушны пророкам (1 Кор. 14,32) и потому тот же дух, который может ждать терпеливо очереди в собрании, может ждать также несколько дней прежде, чем его пророчество будет произнесено, так что и здесь не исключенавозможность приготовлять проповеди, т. е. возможность получения ее внутреннего содержания за несколько дней.

Возьмём собрание другого рода, то, которое созвал ап. Павел в Милите из пресвитеров (Деян. 20,17-38). Здесь, очевидно, все знали заранее, что проповедником будет ап. Павел, который до начала собрания уже знал, какое будет собрание и о чем он будет говорить. Здесь проповедь уже была готова в душе ап. Павла.

Иуда и Сила, посланные с письмом от Иерусалимских братьев в Антиохию, «будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их» (Деян. 15,32).

Здесь ясно, что если Иуда и Сила обильным словом наставляли, то наставление их касалось того же предмета, как и письмо; следовательно, так или иначе их «слова», т. е. проповеди, по своему содержанию уже были готовы.

Из этого вывод тот, что все проповеди должны быть внушены от Духа Святого, но будут ли они внушены за несколько дней до произнесения, или за несколько минут — не имеет значения, но чем раньше внушена проповедь, тем лучше, ибо большему испытанию подвергнет себя человек и слово его может получиться более глубоким по своему содержанию.