10. Рождение церквей через молитву

Одна из моих самых любимых историй об основании церквей находится в ДеянияхДб глава: это описание миссионерской поездки Павла в Филиппы. С чего начал Павел в своём стремлении достигнуть Филиппы Евангелием? Он сделал расписание евангелизационных собраний? Пытался ли он евангелизировать в синагогах, как он делал в других местах? Развил ли он сеть домашних групп? Нет, у Павла была стратегия, которая могла показаться в высшей степени необычной для нас сегодня: он молился.

Как могла такая стратегия работать? Почему бы не ринуться прямо в дело проповедования Евангелия неверующим? Павел сознавал, что, как Е. М. Боундс позже указывал, «говорить с людьми ради Бога — это великая вещь, но говорить с Богом ради людей — это всё же больше». Павел знал, что прежде, чем организовать проповедь людям, ему нужно провести время плача перед Богом. Он понимал, как предостерегал Дж. С. Райл: «Никогда, никогда мы не должны забывать, что, если мы хотим сделать что-то хорошее для мира, нашей первой обязанностью будет молиться». Джадсон Корнуолл добавляет к этому:

Бог не повелевает нам молиться с целью наказания или дисциплины. Молитва настолько же необходима для духовной жизни, как акваланг для физической жизни ныряльщика. Молитва — это атмосфера, в которой человеческий дух может действовать комфортабельно. Это то дыхание вечности, которое настолько необходимо для нашего вечного духа, который заключён во временное тело.

Апостольское слркение Павла в Филиппах лучше всего можно наблюдать в нескольких ясных сценах:

Сцена Первая — Павел идёт посетить Филиппы: Жизненно необходимый ключ для успешного апостольского евангелизма — это выяснение Божьего направления. Тело Христа призвано нести Евангелие в целый мир, но каждый из нас должен знать свою конкретную область служения. Как ученикам, которые рыбачили всю ночь и ничего не поймали, нам нужно знать, с какой стороны лодки забрасывать сети.

Эпилог

И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

(Деяния 16:9-10)

Мы могли не переживать настолько драматично македонский призыв, который получил Павел, но мы тоже нуждаемся в ясном ощущении направления Господа для нашего служения. Апостольские люди — это «посланные», но нам нужно знать, куда Бог посылает нас.

Сцена. Вторая — обращение Лидии и её дома:

Посмотрите на описание Лукой первых действий Павла в Филиппах: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами». (Деяния 16:13). Первым побуждением Павла было искать не место для служения, но, скорее, место для молитвы.

Когда Павел и его команда нашли место для молитвы, это закончилось обращением нескольких женщин, которые собрались вместе: «сев, разговаривали с собравшимися там женщинами». (Деяния 16:13). Одной из этих женщин была Лидия, и «Господь отверз сердце её внимать тому, что говорил Павел». (Деяния 16:14). Лидия и её дом пришли к тому, что они были крещены, и она предложила команде Павла место, где остановиться.

Вы видите как невероятно просто это было? Обращение Лидии не было результатом организованного евангелизационного собрания или программы; оно произошло, когда Павел просто искал место для молитвы и был внимателен к возможностям евангелизма по ходу дела.

Сцена Третья — освобождение девочки-служанки: Вскоре после обращения Лидии и её дома Павел и его команда снова «шли в молитвенный дом», когда к ним подошла девушка-служанка, одержимая духом прорицания (Деяния 16:16). Претерпев её раздражающее поведение в течение нескольких дней, Павел изгнал демона из девушки. Ещё одно обращение было произведено, но этот случай привел Павла и Силу в тюрьму. Снова обращение было достигнуто по ходу дела во время поиска Павлом места для молитвы.

Сцена Четвертая — обращение надзирателя и его дома: Хотя Павел и Сила были избиты и с ними жестоко обращались те, кто их арестовал, «около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их». (Деяния 16:25). Вы знаете конец истории. Было сильное землетрясение, из за которого цепи узников упали на землю и Павел едва успел удержать надзирателя от самоубийства. Надзиратель и его семья были спасены в ту ночь, но снова это не было результатом организованных попыток евангелизма. Вместо этого Павел и Сила просто «молясь, воспевали Бога».Их фокус в тот момент не был направлен на то, чтобы достигать людей, но чтобы достигать Бога.

Сцена Пятая — рождение церкви в Филиппах:

До сих пор казалось, что всё, что Павел делал в Филиппах — это поиски места для молитвы и поклонения, а люди каким-то образом обращались по ходу дела. Но к концу главы произошло удивительное событие: церковь в Филиппах была создана! В заключение нам сказано, что «Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились» (Деяния 16:40).

Откуда пришли эти «братья» в ранее не евангелизированном городе Филиппы? Павел не проводил там никаких евангелизационных собраний. Нет никаких свидетельств тому, что Павел нашёл там какую-нибудь синагогу для евангелизаций. Удивительно, но Господь касался сердец всё время по ходу дела, устраивая Павлу «Божественные встречи», когда он просто искал место для молитвы.

Особенно поразителен в служении Павла в Филиппах яркий контраст с тем, как мы часто основываем церкви сегодня. Становится всё более и более модным полагаться на современные маркетинговые технологии. Мы делаем демографические исследования чтобы предсказать, где было бы лучше основать церковь. Мы проводим опросы общественного мнения, чтобы выяснить, какие качества людей в нашей общине необходимы в церкви. Вместо того, чтобы искать место для молитвы, мы часто вкладываем тысячи долларов в рекламные бюджеты, чтобы сделать нашу церковь более заметной.

Есть ли какая-нибудь ценность в таких маркетинговых исследованиях с целью помочь нашим попыткам основания церквей? Конечно! Было бы глупо не обращать внимание на демографию той области, в которой мы пытаемся проповедовать. Когда Лука описывает Филиппы, он замечает, что это главный город в Македонии и Римская колония (Деяния 16:12). И когда Павел проповедовал в Афинах, он явно «сделал свою домашнюю работу» в отношении философий того времени, превалирующих в Афинской культуре (см. Деяния 17:15-34).

Однако нам нужно быть осторожными, чтобы не соблазниться доступностью современных маркетинговых ресурсов. Настолько полезные, насколько подобные вещи вообще могут быть, они никогда не смогут стоять вровень с потенциальным апостольским евангелизмом, продемонстрированным ранней церковью. Как Энрю Мюррей однажды предостерег: «Знать, как говорить к Богу, важнее, чем знать, как говорить к людям».

Дом молитвы для всех народов

Вероятно, одна из самых непонятных историй в Библии — это место в Евангелии от Марка 11:15-17, где Иисус выгоняет менял из храма. Он упрекает их в недвусмысленных терминах: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».

Многие читатели этого места не знают, что менялы должны были устанавливать свои прилавки в области храма, известной как «двор язычников». В то время как в храм было позволено входить только евреям, этот единственный двор был областью, куда язычникам было разрешено приходить и искать Бога Израилева. Однако менялы всё больше и больше занимали эту область, не оставляя места для «верующих» приходить и искать Господа.

Вы видите, почему Иисус негодовал в этой ситуации? Да, Он вышел из себя оттого, что религиозные лидеры торговали вещами Божьими по взвинченным ценам, эксплуатируя людей, которые пришли, чтобы предложить жертву. Но часто упускалось из виду, что эта торговля не давала неверующим приходить к Богу. Вместо того, чтобы быть домом молитвы, этот храм стал «вертепом разбойников». Вместо того, чтобы быть местом, куда «все народы» могли прийти, боящиеся Бога язычники были исключены.

Сегодняшние параллели слишком ясны. Каковы две самых слабых стороны почти в каждой церкви в Америке? Молитва и евангелизация. Мы продолжаем быть занятыми проектами и программами, которые поддерживают машину церкви в движении, не обращая внимания на две самые важные цели, для которых церковь была создана — искать Бога и искать потерянных, чтобы поделиться добрыми новостями о Его любви к ним.

Кроме того, мы заняли то место, куда приходили бы неверующие, и заполнили его ненужными религиозными безделушками. Мы не только потерпели неудачу в том, чтобы идти вовне и искать и спасать потерянных, как делал Иисус, мы на самом деле установили много препятствий на их пути, когда они могли придти к нам. Двор Язычников завален сегодня действиями и программами, которые не имеют никакой ценности для вечности.

Вы слышите призыв?

Цель апостольского евангелизма — не только достигать новообращённых. Он также не должен беспокоиться в основном созданием новых околоцерковных организаций. Главная цель апостольского евангелизма — вернуть церковь к её первоначальному призванию: быть домом молитвы, где потерянные люди могут быть завоёваны для Христа. Как показала ранняя церковь, верующие, которые посвящают себя молитве и послушанию, принесут великий урожай в Царстве.

Ключевые моменты

· Наша первая обязанность — это молиться

· За направление

· Для подготовки к евангелизации

· Чтобы получить силу для неожиданных возможностей

· Во всех обстоятельствах

· Результатом будет основание церкви Говорить Богу более важно, чем говорить к людям

· В молитве и послушании мы убираем препятствия к обращению неверующих