14. Апостольские взаимоотношения

Одна из самых глубоких книг нашего поколения — это художественная классика Джозефа Бэйли «The Gospel Blimp”. Написанная более сорока лет назад,, книга представляет комический, однако убедительный взгляд на то, почему методы современного евангелизма часто терпят неудачу.

История начинается летним вечером, когда несколько друзей-христиан устроили пикник на заднем дворе Джорджа и Этель Крискомсов. Через изгородь они могли слышать, как соседи-язычники пили пиво и играли в карты. Расстроенные сначала мирским жизненным стилем этих развлекающихся людей, христиане, в конце концов, заключают, что им нужно найти способ обратить их. Недолго думая, они пришли к совершенному решению: купить маленький дирижабль, который мог бы нести на себе послание Евангелия их окружению.

Итак, они достали необходимые деньги, и вскоре красивый дирижаблик был в действии. Надписи библейских стихов, таких, как «Я ЕСМЬ ПУТЬ», плавали по небу днем- и ночью. Активные христиане также осторожно заворачивали буклеты с Евангелием в целлофан и бросали их с дирижабля. Вскоре они добавили усилитель звука, чтобы транслировать христианскую музыку и проповеди по округе. И, конечно же, они постоянно молились, чтобы соседи Крискомсов и другие люди в округе спаслись.

Эта попытка евангелизировать свою область продолжалась в течение трёх лет. Когда этот проект столкнулся с сильной оппозицией со стороны городских жителей, христиане проигнорировали это, приняв за сопротивление дьявола. Люди были раздражены, что их сточные канавы были забиты буклетами, и однажды вечером началось почти восстание, когда программы телевидения в прайм-тайм в этом городе были прерваны песнями Евангелия из несовершенной системы трансляции на дирижабле.

Верующие не могли показать никаких новообращённых, но все же они настаивали на своём. Однако Джордж и Этель Крискомс. решили оставить проект дирижабля. Вскоре христиане услышали слухи, что Крискомсы стали общаться со своими неспасёнными соседями, ходя на рыбалку и проводя вместе пикники. «Что случилось с Крискомсами? — спрашивали они друг друга. — Они отступили от Бога?»

По окончании трёх лет Крискомсы пригласили своих друзей-христиан к себе в годовщину того вечера, когда они все решили запустить проект Дирижабля Евангелия. К изумлению христиан, Крискомсы пригласили также своих соседей — которые засвидетельствовали, что они недавно спаслись.

«Как это случилось? — хотели узнать христиане. — Вы спаслись, прочитав таблички с местами из Писания, или это были тексты, транслировавшиеся по громкоговорителю?» Соседи проинформировали изумлённых верующих, что ни одна из их попыток не подтолкнула их к спасению. Они продолжали объяснять, что у них не было ни малейшего желания следовать за Христом, пока Крискомсы не отвлеклись от служения Евангелизационного Дирижабля и не начали проводить время с ними.

Какая новая идея: отвлечься от наших религиозных дел, чтобы проводить время с неверующими! Как это случилось с Крискомсами в истории о Дирижабле Евангелия, друзья-христиане могут не понять этот сдвиг в приоритетах. Они могли бы допустить, что мы соскользнули назад, хотя на самом деле мы лишь стали больше похожи на Иисуса — друга грешников.

В последней главе «The Gospel Blimp” Джозеф Бэйли даёт печальную трактовку этой современной притче. Он предостерегает, что Дирижабли Евангелия представляют «каждый безликий, поверхностный способ, посредством которого мы пытаемся выполнить наши обязанности свидетельствовать нашим соседям. Программы Евангелия по радио, послания на рекламных щитах и буклетах — это некоторые из наших дирижаблей». Так явно, как это возможно, Бэйли указывает, что подобные методы часто использовались как замена истинному участию по отношению к нашим соседям.

Эпилог

Монополизируя наше время, большинство из наших христианских занятий лишь увеличивают дистанцию по отношению к другим людям…

Мы посещаем собрания комитетов, мы служим на сцене, мы готовим обеды, мы печатаем на мимеографе, организуем и реорганизуем. Всё заканчивается тем, что у нас не остаётся времени узнать наших соседей, не говоря уже о том, чтобы полюбить их. Потому что любовьэто действие, а не чувство. Поэтому любовь требует времени. Кроме того, настолько приятнее сидеть в наших маленьких домашних группах и планировать, как дирижабль Евангелия будет евангелизировать наших соседей, чем проводить евангелизацию самим.

Написанное более сорока лет назад, предостережение Бэйли сегодня современно, как никогда. Одна из опасностей занятий «зрелых» христиан — это склонность становиться всё более и более сдержанными с неверующими. Вместо того, чтобы становиться более подобными Иисусу, мы можем стать более религиозными, более подобными Фарисеям.

Ключ к Эффективному служению

Хотя мы, вероятно, никогда не запускали дирижабль Евангелия, очень даже может быть, что мы сдвигали ценности в наших служениях временами. Наше время и деньги, вероятно, тратились на какие-то проекты, которые были плодотворны не больше, чем этот дирижабль.

Если кто-то спросит вас, что требуется для того, чтобы вы имели великое служение, что бы вы сказали? Некоторые бы подчеркнули нужду в динамической молитвенной жизни, в то время как другие сказали бы о необходимости глубокого знания Писаний. Этому также помогут некоторые лидерские навыки и способность произносить красноречивые проповеди. И, возможно, вы упомянете преимущества хождения в сильных духовных дарах, таких, как исцеление, слово знания и пророчество.

Да, всё это может быть полезными составляющими эффективного служения. Однако если они являются первым, что приходит на ум, это может быть знаком того, что мы потеряли должный фокус и мотивацию служения, ставя телегу впереди лошади. Хотя это настолько шокирующе, насколько это может показаться, мы можем иметь все эти атрибуты и всё ещё быть ничем, кроме пара, в глазах Бога. Как это может быть?

Эпилог

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

(1 Коринфянам 13:1-3)

В последние несколько десятилетий мы в харизматических церквях в Америке ставили слишком сильный акцент на сверхъестественных проявлениях и слишком слабый акцент на характерах служителей и способности строить долгосрочные взаимоотношения любви. Мы закрывали глаза на довольно очевидные изъяны в характерах некоторых видных служителей просто потому, что они казались помазанными. Впоследствии, когда пастор, евангелист или телевизионный проповедник мог приводить толпу или наполнять алтарь, мы отказывались задавать любые вопросы о его или её семейной жизни, морали или финансах.

Билли Грэм, вероятно, один из самых уважаемых христианских лидеров сегодня в мире. Есть много причин для этого, и большинство людей ссылались бы на характер и честность в начале списка. Но есть и другая важная причина моего восхищения Билли Грэмом. Он успешно поддерживал крепкие взаимоотношения с членами своей ближайшей команды в течение многих лет. В то время как многие служители, кажется, имеют постоянную текучесть персонала, Грэм проработал более пятидесяти лет с Клиффом Барроузом, Джорджем Беверли Шэйем и Т. у. Уилсоном. Сопровождающие его евангелисты Ральф Белл и Джон Уисли Уайт были с Грэмом более тридцати лет.

Способность Грэма формировать сильные и длительные отношения часто упускалась из виду, будучи ключевой частью эффективности его евангелистического служения. Этот элемент взаимоотношений, слишком редко встречающийся в сегодняшних служениях, является отражением примера Павла по отношению к Фессалоникийцам: «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовесте Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны». (1 Фессалоникийцам 2:8). Павел любил проповедовать Слово Божье, но он видел, что максимальная эффективность приходит, когда он делится своей жизнью по ходу своего послания. Многие апостольские церковные сети и другие служения свернулись в последние годы, потому что они упустили этот важный момент.

Я искренне восхищаюсь теми, кто достаточно смел, чтобы стоять на перекрёстках или в кампусах колледжей и бескомпромиссно проповедовать Евангелие. Я радуюсь, где бы Слово Божье ни провозглашалось, неважно, какие методы используются. Однако я заметил, что почти весь мой евангелистический плод стал результатом проповедования неверующим друзьям, а не проповедования незнакомым людям, которых я не хотел узнать поближе. Исследования показали, что примерно 89% новообращённых, пришедших в Американские церкви, были обращены в результате взаимоотношений с христианским другом, родственником или коллегой. Это кажется ясным знаком того, почему евангелизм «дирижабля Евангелия» часто неэффективен.

Возвращаясь к апостольским приоритетам

Многие протестанты полностью выбросили за ненадобностью сверхъестественные проявления Духа Святого и концепцию о сегодняшних апостолах и пророках. Это печально, но печально и то, что многие из нас, харизматов, стали настолько одержимы подобными вещами, что мы упустили из виду другие жизненные истины. Например, в то время как Ефесянам 4 знаменита в наших кругах потому что она учит о «пяти служениях» (Еф. 4:11), большая часть главы разбирает такие вопросы, как характер и взаимоотношения.

Эпилог
Эпилог
Эпилог
Эпилог
Эпилог

Он заканчивает эту книгу списком конкретных людей, к которым он хочет привлечь внимание и которым желает оказать честь (Кол. 4:7-17).

Почему в книге по апостольскому евангелизму я трачу так много времени, обсуждая важность взаимоотношений? Потому что всё настоящее служение вытекает из этого жизненно важного основания: близости с Богом и людьми. Апостольский евангелизм касается не только знамений и чудес, пророческих слов, взаимоотношений между церквями и массовых евангелизационных собраний. Он должен произрастать не только из страсти к Евангелию, но также из готовности положить наши жизни ради других людей.

Это так важно — однако так часто упускалось. Стоит ли удивляться, что многие из наших евангелистических попыток терпят неудачу в достижении ожидаемых результатов? Как пастор, я часто ободрял членов церкви приводить их не спасённых друзей на наши евангелизационные мероприятия. На самом деле, я пришёл к пониманию волнующей истины: многие христиане не знают никаких неспасенных людей на том уровне, который можно было бы назвать истинной дружбой. Я увидел, что апостольские взаимоотношения часто должны идти впереди апостольского евангелизма.

От взаимоотношений к урожаю

Если вы всё ещё не испытываете уверенности в связи между взаимоотношениями и урожаем, давайте бросим свежий взгляд на историю Руфи. Фоном служит период, когда Израилем управляли судьи, характеризуемые грустным описанием: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Книга Судей 21:25). Эта история настолько важна, потому что мы живём в точно такие же времена сегодня. Как могут сформироваться взаимоотношения и появиться урожай на культурном фоне эгоизма и независимости?

В главе 1 Руфь и её сводная сестра Орфа встают перед решением, которое радикально влияет на их дальнейшую жизнь. Должны ли они идти со своей свекровью Ноеминь назад в Израиль или оставаться в их родной земле Моав? Они едва ли знали, как ответ на этот вопрос повлияет не только на их собственное будущее, но даже на будущее поколение.

Когда Ноеминь сначала объявила о своём намерении двинуться назад в Вифлеем, обе её невестки решительно заявили о своём желании идти с ней. Со слезами и в великом волнении они сказали Ноемини: «нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему» (Руфь 1:10).

Если бы мы могли быть свидетелями этой сцены, мы обязательно были бы впечатлены видимым посвящением этих молодых женщин своей свекрови. Однако в то время, когда они обе громко сказали о своей любви к Ноемини, лишь одна на самом деле пошла с нею. Когда Ноеминь напомнила им, что ее сыновья умерли и ей нечего больше предложить им, Орфа передумала. Почему она должна покидать своё знакомое окружение в Моаве и сопровождать Ноеминь в незнакомое будущее в чужой — земле?

Орфа, вероятно, не имела представления, что произошло только что: она осталась позади! В то время как Ноеминь и Руфь продолжали исполнять своё предназначение, данное Богом, мы больше никогда не слышали об Орфе.

Когда Руфь пришла в Израиль, она не тратила время в грёзах о своем будущем — она пошла работать на поля с урожаем. Никто не давал ей работы или официального положения, она просто собирала колоски, что было обычным занятием бедных людей в то время.

Многие христиане сегодня разочаровались потому, что они, кажется, не могут найти свое служение или «предназначение», не осознавая, что они ищут в неправильных местах. Они грезят о том, чтобы быть апостолами, пророками, евангелистами или пасторами, но не могут найти никого, кто подтвердит их «высокое призвание». Помимо того, их предназначение часто ожидает их в том же месте, где Руфь нашла своё: на полях с урожаем.

Вам не нужна официальная позиция в церкви или служение для того, чтобы подбирать неверующих людей на полях с урожаем. Никто не должен признавать ваше призвание или помазывать вас в евангелисты, чтобы вы были должным образом облечены властью делиться вашим свидетельством с теми, кто ещё не знает Христа. Собирание может быть не очень красивой работой, но, как случилось и с Руфью, это может быть тем самым ключом, отпирающим ваше предназначение.

Быть замеченным Богом

Когда Руфь работала на полях с урожаем, её заметил Вооз, хозяин земли. «Чья это молодая женщина?» — спросил он у своих жнецов (Руфь 2:5). Когда Руфь встретилась глазами с Воозом, она не делала ничего особенно заметного — она лишь выполняла чёрную работу по собиранию колосков.

Вы хотите, чтобы Бог заметил вас особенным образом? Вы хотите встретиться с Ним глазами и привлечь Его внимание? Тогда посвятите себя задаче, за которую умер Иисус: искать и спасать неверующих (Лука 19:10). Когда вы отдаёте себя на поля урожая Господа, вы будете изумлены, обнаружив, как Он привлекает вас на совершенно новый уровень близости.

Многие верующие сегодня всё больше и больше испытывают желание познать Господа ближе. Мы путешествуем по стране, чтобы посещать конференции и собрания обновления. Мы читаем самые последние книги по пробуждению, мы слушаем наши CD поклонения и слышим бесчисленные проповеди. Но хотя эти занятия могут быть хорошими, мы часто уделяли мало внимания этому важному ключу к тому, как быть замеченными Господом: работать на Его полях урожая.

Когда я смотрю назад на свою жизнь, мне печально, что так много времени было потрачено в попытках быть замеченными людьми. Те, кто призван на лидерство, часто особенно чувствительны к этому, легко прилепляясь к сцене или микрофону. Однако есть что-то гораздо более важное, чем быть замеченным людьми: быть замеченным Богом. Да, вы можете поспорить, что Бог замечает каждого из своих детей, но некоторые верующие, кажется, привлекают Его внимание особенным образом.

История Руфи начинается с того, как она идёт против беззаконных обычаев своего общества и посвящает себя взаимоотношениям с другим человеком. С этого места верных взаимоотношений она двигается по направлению, которое приведет её в конце концов на место урожая. Пусть это будет истиной и для нас.

Замечательное наследство

Красивый роман Вооза и Руфи изображает изумительную любовь Иисуса, нашего родственника, выкупающего нас, который заметил нас и привлёк нас к близости с Собою. Однако рассказ не заканчивается на этом.

Вместо того, чтобы закончиться тем, что Вооз и Руфь скачут в закат и «живут счастливо и долго», история фокусируется на рождении ребёнка, Овида. «Что в этом такого особенного? — можете вы спросить. — Пары рождают детей постоянно».

Эпилог

Я точно знаю, что если бы я пожелал найти мое предназначение, как это сделала Руфь, вы бы задумались. Но это на самом деле не так сложно, как вы могли себе представить. Наследство посвяхцения Руфи достигло кульминации в простом обстоятельстве: у нее появился ребёнок. Подобным же образом наше предназначение связано с нашим успехом в репродукции жизни Христа в жизнях других. Это часто начинается с наших собственных детей, но это также относится к верующим людям, которые «родились свыше» под нашим влиянием.

Увидев радостный результат верности Богу и Ноемини, к несчастью, мы должны ещё раз взглянуть на Орфу, молодую женщину, которая осталась позади. В то время как Руфь открыла своё предназначение, когда собирала колоски с полей урожая и была замечена Воозом, текст ничего не говорит о том, что случилось с Орфой. Нашла ли она мужа? Родила ли она детей? Узнала ли она когда-нибудь Бога Библии или прикрепилась к языческим богам Моава? Мы никогда не узнаем этого.

Вы слышите призыв?

Руфь и Орфа столкнулись с тем же перепутьем на дороге, которое встаёт перед нами в американской церкви сегодня. Вопрос не в наших слезах или наших занятиях, свидетельствующих о лояльности. Вопрос в том, преодолеем ли мы всё и пойдём ли в Землю Обетованную. Выбор дороги посвящения приведет нас к невероятному наследству, которое обогатит мир на поколения вперёд.

Эпилог
Эпилог
Эпилог
Эпилог
Эпилог

Мы видим на примере Руфи, что нахождение нашего предназначения может включать в себя оставление наших комфортных зон и основание новых взаимоотношений.