6. Апостольский оптимизм

Однажды вначале 80-х у меня была интересная встреча с молодой женщиной в ресторане быстрого питания. По её акценту я мог заключить, что она недавно иммигрировала в США из другой страны.

— Откуда вы? — спросил я.

— Я из Никарагуа, — ответила она довольно смущённо.

Я знал, что в Никарагуа в то время был разгар гражданской войны, когда контрос воевали, чтобы свергнуть коммунистическое сандинистское правительство, которое недавно пришло к власти. Много беженцев иммигрировало в Америку.

— Вы покинули Никарагуа, чтобы убежать от коммунистов? — спросил я.

— Да, — уныло сказала она мне. — Коммунисты захватили мою страну, и скоро они завоюют весь мир.

На это я выпалил неожиданно для себя: «Хорошо, я верю, что прежде, чем коммунисты получат шанс захватить землю, её захватит Иисус!»

Я часто размышлял над тем разговором в течение многих лет после этого. Я осознал, как легко должно быть для кого-нибудь, обладающего опытом той никарагуанской женщины, разделять её пессимистический взгляд. Если коммунисты смогли обманным путем завладеть Никарагуа, почему они не могут на самом деле захватить весь мир?

Однако больше всего тревожит то, что многие Христиане приняли взгляд, который настолько же практичен, как и мрачен: Весь мир будет захвачен дьяволом, но в конце времён Иисус вернётся и спасёт нас от полного уничтожения. В соответствии с этим распространённым взглядом Церковь торжественно потерпит неудачу в том, чтобы влиять на мир Евангелием, но Иисус «заберёт» нас прочь, прежде чем ситуация станет слишком плохой. Иисус на самом деле утвердит Свое Царство; между тем, нам лучше всего лишь пытаться оставаться в безопасности в наших христианских убежищах,

Вы видите, как смертельно опасен этот взгляд для распространения Евангелия? Основанная на фатализме, эта пессимистическая позиция наносит нам поражение даже прежде, чем мы начнем действовать. Если дьяволу предназначено завладеть землей в любом случае, почему мы должны утруждать себя и становиться у него на пути? Не должны ли мы просто избегать неприятностей, пока Иисус не вернётся утвердить своё Царство?

Что не так в этой картине?

Эпилог
Эпилог

(Исаия 60:2-7)

Звучит ли это как пессимистическое описание последних времен для вас? Конечно, будет великая тьма по всей земле, но Господь велит своим людям подняться и сиять. Он обещает, что Его слава будет покоиться могущественно на нас и что неверующие будут выведены на свет с помощью наших свидетельств. Конечным результатом будет одновременно и великое явление Божьей славы в Его доме, и великий урожай потерянных людей, приходящих к Нему. Ничто из этого не является хорошей новостью для дьявола!

Эпилог
Эпилог

(Исаия 2:2-3)

Взгляд Исаии на людей Божьих в последнее время — это не картина скучившихся жертв, ожидающих эвакуации, которая спасёт их от антихриста. Нет, нам предназначено быть больше, чем завоевателями. Бог хочет возвысить нас так, чтобы отчаявшиеся неверующие устремились к нам потоком в’поисках ответов. Они будут взывать к нам, чтобы мы научили их путям Господа. И Божий закон ещё раз выйдет от нас, чтобы формировать окружающую нас культуру.

Наполняя землю

В то время как традиционный евангелизм правильно делает акцент на то, что каждый человек должен встретиться с истинами Евангелия, он иногда теряет из виду «большую картину». Когда мы работаем, чтобы обратить одного человека в какой-то момент времени, мы должны поднять глаза, чтобы увидеть, что наши попытки личного евангелизма — лишь маленькая часть всеобщего Божьего плана: наполнить всю землю Его славой.

Эпилог

но жив Я, Iи всегда живет имя Моё] и славы Господней полна вся земля:

(Числа 14:21)

Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.

(Аввакум 2:14)

Нисшедший, Он же есть и вошедший превыше всех небес, дабы наполнить всё.

Эпилог

Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф.

(Малахия 1:11)

Когда вы молитесь за вашего друга, родственника, соседа или коллегу, чтобы они были спасены, помните: Бог работает, чтобы спасти не только этого одного человека, но Он в конце концов спасёт так много людей, что вся земля будет полна Его славы. Придег день, когда каждое колено преклонится и каждый язык исповедует, что Иисус Христос есть Господь (Фил.. 2:10-11). Означает ли это, что каждый спасется? Конечно, нет. Но сумма этих стихов даёт обильные доказательства, что библейский взгляд евангелизма чрезвычайно оптимистичен.

А как насчет диспенционализма?

Многие из нас были затронуты взглядом на библейскую интерпретацию, названную «диспенционализмом». Кратко говоря, этот взгляд пытается разделить деяния Бога по отношению к людям на определенные периоды времени или «диспенсации». Диспенционалисты учат, например, что, хотя Бог делал чудеса в библейские времена, чудеса больше не нужны в настоящий период. Эта позиция причинила чрезвычайный вред распространению Евангелия и составлению тела Христа.

Когда диспеционалисты смотрят на стихи о том, что вся земля наполняется славой Бога, они обычно пытаются перепрыгнуть вперед, в какой-то будущий период после того, как Христос вернётся, чтобы утвердить Свое тысячелетнее царство. Я бы, конечно, согласился, что эти стихи могут быть применимы к нему, так как Божья слава, конечно же, будет явлена фантастическим образом, когда Он вернется. Однако я верю, что эти стихи не должны быть ограничены каким-то будущим периодом — они также должны дать нам ободрение, когда мы стремимся расширить Царство Божье сегодня.

Иллюстрация к этому находится в видении Исаии в книге Исаия глава 6. Исаия не только видит Господа высоким и превознесенным в храме, но серафим свидетельствует, что слава Господа простирается гораздо дальше небесной сферы: « И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» /Исаия 6:3).

Вы видите приложение к этому заявлению серафима? В то время как некоторые христиане думают, что Бог прославлен лишь на небесах или в грядущем тысячелетнем царстве, эти небесные создания видят землю, уже наполненную Его славой. Хотя мы можем видеть землю как очень мрачное место, лишь с проблесками пламени, то здесь то там появляющимися в церкви, Бог обещал распространить Свою славу повсеместно.

Не случайно Исаия получил это величественное видение прежде своего посвящения в стихе 8: «кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Заметьте: мы будем эффективными евангелистами лишь настолько, насколько мы были захвачены ангельским возгласом, что вся земля будет наполнена Божьим славным присутствием.

Означает ли, это, что мы можем просто забыть о втором пришествии Христа, так как мы можем распространять Его Царство и славу сами по себе? Боже упаси! Постоянный зов наших сердец должен всегда быть обращён на возвращение нашего Господа Иисуса. Предположение, что мы можем осуществить полное явление Его Царства без Его возвращения, будет полной ересью. Тем не менее, наш взгляд на Царство Христа должен быть таким: оно вечно расширяется, а не сжимается.

Старания по плоти с нашей стороны бесполезны для расширения Божьего Царства, потому что без Христа мы не можем делать ничего (Ин. 15:5). Однако когда мы уходим от надежды на самого себя и облекаемся силой будущего века, мы можем быть уверены, что Господь исполнит свое обещание: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле». (Псалтирь 45:11). Мы, таким образом, делимся Евангелием не плотским старанием, но в уверенном ожидании, что мы осуществляем Божью цель: прославить Своё имя по всей земле.

Чему учил Иисус?

В разговоре о последних временах популярны две крайности. С одной стороны, некоторые проповедники настолько посвящены вести о вере и процветании, что они терпят неудачу в том, чтобы признать реальностью битвы, с которыми столкнутся верующие в грядущие дни. Они провозглашают весть о полной победе, но игнорируют столкновения и преследования, которые придут перед тем, как победа будет полностью одержана.

С другой стороны, многие проповедники настолько уныло смотрят на конец времени, что всё выглядит почти так, как если бы Бог умер или совсем ушёл со сцены. Вместо того, чтобы признавать Божье могущество, эти люди ожидают, что влияние дьявола будет расти всё сильнее и сильнее, пока не вернется Христос. Евангелизм кажется бессмысленным, так как лучшее, что мы можем сделать, — это попытаться спрятаться от антихриста, пока Христос не придёт, чтобы спасти нас от забвения.

Какому из этих взглядов учил Иисус? Ни одному из них! Хотя Он ясно показал, что верующие должны быть подготовленными, чтобы встретиться с невзгодами и преследованиями, Он также ободрил Своих учеников, что Церковь будет торжествовать (Мф. 16:18). Вместо проповеди поражённого или трусливого царства Он провозгласил, что Царство Бога чрезвычайно расширится.

Матфея 13 содержит несколько ободряющих притч об экспансивной и триумфальной природе Божьего Царства. Притча о сеятеле иллюстрирует силу семян приносить плод и возрождаться. Притча о горчичном зерне продолжает эту тему, указывая, что даже очень маленькое зерно может дать всходы и стать большим деревом. Подобным же образом, хотя Царство Божье началось лишь как «малое стадо» (Лк. 12:32), ему было предназначено расти экспоненциально.

Если остаются какие-нибудь сомнения в оптимистическом взгляде Иисуса на урожай последнего времени, они уничтожаются Его последней притчей в этом месте, притчей о сети. Иисус описывает Царство как рыболовную сеть, которой удалось поймать множество рыбы всех видов. Тогда он заключает: «Так будет при кончине века» (От Матфея 13:49).

Вы видите, как это восхитительно? Вместо унылого взгляда Иисус снова и снова наказывает нам ожидать великий урожай! Горчичным зернам Царства предназначено вырасти, чтобы стать могущественным растением. Сеть Царства заброшена, чтобы поймать большой урожай рыбы. Какой это будет великолепный день!

Каков ваш уровень оптимизма?

Возможно, вы стали жертвой пораженческой теологии, которая на самом деле потерпела неудачу в том, чтобы оказать большое влияние на наш мир. Если это так, то пришло время покаяться. Это явно не та теология, которую проповедовал Иисус.

Если вы лишь сидите рядом, ожидая небесной эвакуации, у меня есть новость для вас: Иисус сказал, что Он не вернётся, пока Евангелие не будет провозглашено по всему миру: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». (От Матфея 24:14). Если

вы на самом деле хотите, чтобы Иисус вернулся, вам лучше занять себя распространением Евангелия.

Вы слышите призыв?

Вероятно, вы пытались быть верным свидетелем, но вы обескуражены тем, что у вас нет плода. Вы обнаружили себя в том же положении, что и ученики, которые однажды сказали Иисусу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (От Луки 5:5). Если это так, приготовьтесь слушать Его инструкции и забрасывать вашу сеть для чудесного улова! Время урожая пришло.

Ключевые моменты

• Некоторые из нас занимают пессимистическую позицию в том, чтобы делиться Евангелием с миром.

• О Божьей славе пророчествовали, что она придёт на верующих, ~ это великие новости!

• Когда вы молитесь за не спасенных, помните, что Божья слава наполнит земно.

• Мы будем эффективны лишь в той степени, в какой мы были захвачены ангельским объявлением о Божьем славном присутствии.

• Иисус учил, что Царство Божье будет расти экспоненциально, но Евангелие должно быть проповедовано по всему миру.