Глава 17. Видение победы над расизмом

ХРИСТОС ДАЛ СВОИМ последователям поручение — идти ко всем народам, проповедуя Евангелие «всей твари». Но потребовалась цепь сверхъестественных событий для того, чтобы иудеи смогли принять тот факт, что проповедь всей твари включает не только служение иудеям, но и служение язычникам.

Первые верующие были склонны провозглашать весть о Христе исключительно еврейским слушателям, а не недостойным языческим народам.

Поручение — идти ко всем народам

Бог создал все расы равными. Иисус Христос Умер за грехи всего мира. Все народы обладают равной ценностью в Его глазах, и поэтому заслуживают того, чтобы услышать Его Евангелие. Вот почему церковь должна нести Благую Весть представителям всех рас, мужчинам и женщинам.

Большинство первых последователей Христа были иудеями, которым религиозная традиция запрещала общение с представителями других рас (с язычниками). Тот факт, что Иисус служил язычникам наравне с иудеями, а затем послал Своих последователей нести Свое Слово всей твари, произвело в рядах учеников смятение и замешательство. Иудейские законы не позволяли им смешиваться с людьми других народов.

Божья весть о расовом равенстве

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на всех, КТО МОЛИЛСЯ В горнице (Деяния 1:12-14; 2:1-4) Петр, потрясенный этим духовным феноменом, поднялся, чтобы объяснить, что данное событие явилось исполнением Библейского пророчества, которое изрек Иоиль «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2:28).

Петр, говоря по вдохновению Духа Святого, смело провозгласил: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деяния 2:21). Очевидно, ему никогда не приходило в голову то, что в это число могут войти язычники. Будучи правоверным евреем, он полагал, что только иудей может призвать имя Господа и спастись.

Народ удивлялся тому, что все говорящие о делах Божьих были Галилеянами. Собравшиеся не могли понять, откуда Галилеяне смогли узнать все упомянутые языки (Деяния 2:7-11) это событие должно было продемонстрировать всем верующим, что Бог желает проповедовать Евангелие всем народам. Но они были настолько подвержены влиянию иудейских традиций, что оказались неспособными принять эту идею.

Два видения

Десятая глава книги Деяний Апостолов повествует о других чудесах, с помощью которых Бог желал уничтожить расовые предрассудки, которые мешали Его последователям из иудеев делиться Благой Вестью со всеми народами.

Бог обратился в видении к язычнику по имени Корнилий, повелев: «пошли людей… и призови Симона, называемого Петром» (Деяния 10;5). Петр Должен был дать ему дальнейшие указания.

На следующий день, когда посланники от Корнилия пошли в дом Петра, Петр также увидел видение (Деяния 10:9,10), в котором было сказано, что три человека ищут его, и что он должен пойти с НИМИ, ПОТОМУ ЧТО ГОСПОДЬ ПОСЛАЛ ИХ (Деяния 10:19,20).

Посланные пришли и рассказали Петру о видении, которое было Корнилию. Взяв с собой свидетелей-иудеев, Петр отправился с ними в дом уважаемого, но нечистого иноплеменника.

Эта ситуация показывает, насколько религиозные правила и постановления могут препятствовать исполнению Божьей воли даже в жизни тех людей, которые стремятся угождать Ему. Потребовалось два посещения Господа для того, чтобы Петр, наконец, поверил в то, что провозгласил сам, цитируя Слово Божье: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деяния 2:21). По-видимому, он и подумать не мог о том, что эти слова относятся к язычникам.

Петр входит в запретную зону

Когда Петр осмелился войти в жилище «нечистого» язычника, Господь благословил его послушание, «послав Духа Святого на всех слушавших слово. И верующие из обрезанных (евреи),пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44,45) Они «прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь» (Деяния пав) Верующие иудеи были поражены.

Петр и язычники

Несмотря на пережитое им, Петр продолжал избегать общения с язычниками, по всей видимости, не желая выступать против свойственной иудеям расовой нетерпимости. Тем не менее, во время официальной дискуссии о роли язычников в церкви (Деяния 15:1 — 5) Петр встал и сообщил о том, что он был первым, кто проповедал язычникам Евангелие. Он сказал: «Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня,чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (Деяния 15:7).

Неприятие верующих из язычников

Петр оправдывался, пересказывая свое видение и рассказывая о том, что когда «он начал говорить (в доме Корнилия), сошел на них Дух Святой, как и на нас (сто двадцать человек) вначале»(Деяния 11:15).

Он аргументировал свой поступок, говоря: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деяния 11:17).

Решение, принятое в штаб-квартире

Пришло время, чтобы лидеры церкви приняли официальное решение по поводу проповеди Евангелия язычникам.

Однако, несмотря на то, что Иаков и другие старейшины приняли официальное решение, расовая дискриминация не желала сдавать позиции. Многие служители открыто не выступали против принятия верующих из язычников, но в то же время не предпринимали никаких усилий, чтобы проповедовать Евангелие языческому миру.

Богу пришлось найти новообращенного, и чудесным образом посетить его для того, чтобы убедить верующих иудеев в необходимости нести Благую Весть другим народам. Евреи были настолько подвержены религиозной традиции, что проповедовали только евреям, и никому более (Деяния 11:19)

Апостол язычников

После того, как Савл чудесным образом обратился к Богу (Деяния 9 гл.), ЭТОТ бывший фарисей (Деяния 23:6; 26:5) с присущей ему страстью посвятил всю свою Жизнь проповеди Евангелия язычникам (деяния 9:15;13:46; 18:6; 22:21; 28:28; Галатам1:15,16) поэтому он подвергался гонениям, притеснениям, позору и жестоким

Мучениям (2 Коринфянам 4:8-10; 11:23-27; Деяния 13:50; 14:19; 16:22-24; 22:22-25; 2 Тимофею 3:10-12) За своё служение он был казнён в Риме В 66 или 67 году (Ефесянам 3:1; 2 Тимофею 4:6,7).

«Савл, он же и Павел» (Деяния 13:9) был человеком, получившим откровение о спасении по благодати, через веру в Иисуса Христа (Галатам 1:11,12; 2:16; 4:4,5; 6:14; Деяния 15:11; Ефесянам 2:8,9; Римлянам 3:24), а не через исполнение закона (Галатам 2:16; 2:11; Римлянам 3:20-22) Он доказывал, что в Божьем плане искупления нет места расовой или половой дискриминации. Он сказал: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3:28)

Павел всегда, когда свидетельствовал о Христе, призывал еврейских верующих присоединиться к обращенным из язычников. Он утверждал, что весть о Божьей любви и искуплении предназначается для «всех племен и колен, и народов и языков» (Откровение 7:9), и что «вечное Евангелие (должно быть проповедано)… живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откровение 14:6).

Сопротивление иудеев

Иисус сказал: «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Луки 24:47; Матфея 28:19), «по всему миру и всей твари» (Марка 16:15), «до края земли» (Деяния 1:8). Однако, несмотря на Его конкретные указания, верующие иудеи все так же отвергали учение Павла о том, что иудеи и язычники равны в Божьих глазах.

Павел предпринимал большие усилия для того, чтобы оказать влияние на «церкви Божьи в Иудее» (1Фессалоннкннцам 2:14) которые подвергались большим гонениям «от Иудеев» (стих 14-15), — как от тех, кто отверг Христа как Мессию, так и от тех, кто принял Его, но не верил в то, что язычники могут быть спасены наравне с иудеями. Павел писал, что они «препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись»(стих16).

Некоторые евреи были настолько агрессивно настроены против служения Павла язычникам, что он умолял верующих «подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее» (Римлянам 15:30,31)

Иудеи требовали, чтобы язычники соблюдали законы Моисея

Большинство иудеев, которые приняли Иисуса как Мессию, настаивали, чтобы обращенные из язычников соблюдали раввинские законы. Евреи настаивали на том, что новообращенные язычники должны соблюдать закон Моисея, если они хотят быть частью христианской общины.

Павел и Варнава сообщили новой христианской общине в Антиохии о том, «как Бог отверз дверь веры язычникам». Эта новость дошла до верующих Иудеев, и «некоторые пришедшие из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Даяния 15:1) от этого произошло… «разногласие и немалое состязание» о™*2). Они не отступали до тех пор, пока Павел и Варнава не дошли до Иерусалима, чтобы защитить свое служение и «рассказать об обращении язычников» (стих 3).

Долгий спор

Павел и Варнава утверждали, что «Сердцевед Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав Духа Святого, как и нам,и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния 15:8,9) чтобы подтвердить свою точку зрения, они рассказывали о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (стих и) и утверждали, что «благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (стих 11).

Павел упрекает Петра

Петр и Павел придерживались различных мнений по данному вопросу. Петр держал в тайне свои взаимоотношения с обращенными из язычников, в то время как Павел открыто признавал их. Павел публично упрекнул Петра, сказав: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (Галатам 2:11).

Павел рассказал о том, как Петр и некоторые верующие евреи посещали язычников и ели с ними. Но когда из центральной церкви в Иерусалиме пришли люди с целью проверить то служение, которое Павел, Варнава и Петр проводили среди язычников, Петр и его друзья-евреи разорвали свои контакты с язычниками, по всей видимости, для того, чтобы избежать огласки в иерусалимской церкви.

«Разницы нет», — заявляет Павел

Столь оживленная дискуссия между такими апостолами, как Петр и Павел, свидетельствует о том, насколько были сильны среди верующих иудеев расовые предрассудки. Мы можем понять, почему потребовались сверхъестественные знамения от Бога. Без них иудеи не смогли бы дажепринять обращенных из язычников.

Несмотря на множество чудес, которые свидетельствовали о важности проповеди Евангелия по всему миру, никто из верующих иудеев не был готов идти по всему миру и нести Благую Весть.

Для того, чтобы осуществить свой план спасения всех народов, Бог призвал самоправедного фарисея по имени Савл, фанатичного преследователя христиан. Господь особым образом обратился к нему слышимым голосом, призвав его проповедовать Евангелие язычникам (Деяния 9:3-19).

Павел утверждал, что всякий человек, принимающий Иисуса как Господа, «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:10,11)

Петр проповедовал иудеям,

Павел — язычникам

Видение Петра, благодаря которому он стал первым человеком, проповедовавшим Божье Слово язычникам (Деяния 10:9; 15:7), убедило его в том, что как иудеи, так и язычники равны в Божьих глазах. Но ради того, чтобы избежать конфликтов с церковью в Иерусалиме, подверженной влиянию традиционной иудейской религии, он воздерживался от контактов с язычниками, что, по мнению Павла, было неправильным. Поскольку Петр пытался скрыть от братьев в Иерусалиме свое общение с обращенными из язычников, Павел решил, что его поступок был предательством. Судя по всему, с тех пор он больше не полагался на помощь Петра в служении язычникам и согласился с тем выбором, который сделал Петр: проповедовать только иудеям.

Следует обратить внимание на один интересный факт. После того собрания, на котором Павел упрекнул Петра за его предвзятое отношение к обращенным из язычников, и где Петр оправдывался тем, что был первым послан к язычникам (Деяния, глава 15), книга Деяний Апостолов больше ничего не говорит о Петре. Когда была открыта дверь для служения язычникам, Петр ушел в тень, а Павел приобрел широкую известность как апостол язычников.

Павел проявил терпимость в данном вопросе и утешился тем, что лидеры церкви в Иерусалиме «увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Галатам 2:7,8). Павел был доволен сложившимся положением. Он чувствовал на себе более высокое, более благородное призвание. Он сделал смелый выбор — нести весть о Христе к более широкой аудитории, чем иудеи. Павел мыслил категориями искупления. Он понимал, что Господь умер за каждого, и всякий, верующий в Него, будет спасен, вне зависимости от приверженности закону Моисея, который столь высоко чтили верующие иудеи.

Иаков, глава церкви (Деяния 12:17; 15:13; 21:18; Галатам 2:12) и старейшины выслушали диспут между Петром и Павлом, а также аргументы иудеев, которые настаивали на том, что язычники должны обрезаться и исполнять закон Моисея.

Чтобы разрешить возникший конфликт, Иаков разобрал детали видения Петра и убедился в том, что он посетил дом Корнилия, повинуясь Богу одеяния 15:13,14) После этого он заявил, что, по его мнению, действия Петра «согласны словам пророков» (стих 15).

Решение, принятое в центре

Иаков объявил официальное решение, согласно которому иудейские христиане не должны «затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19).

Он отправил вместе с Павлом и Варнавой письма, которые они должны были прочесть всем верующим и новообращенным из язычников. В этих посланиях их официально уведомляли о том, что они могут быть приняты в христианские общины как полноправные последователи Иисуса Христа.

Позднее, Павел написал: «Увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне… почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Галатам 2:7-9).

Павел утверждает: язычники и иудеи равны

Поскольку Павел обратился ко Христу благодаря чуду (Деяния 9:3-20), и поскольку он слышал ясный голос Господа, который призвал его «возвещать имя Его перед народами» (Деяния 9:15; 26:17). Павел никогда больше не ставил вопроса о национальном неравенстве. Он дорого заплатил, претерпев страдания, унижения, гонения и преследования Для того, чтобы верно исполнить то служение, на которое его избрал Господь (Галатам1:15,16).

Павел проявлял настойчивость, доказывая, что Евангелие Христа должно проповедоваться всем народам, как мужчинам, так и женщинам.

«Мне через откровение возвещена тайна… чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, посредством благовествования» (Ефесянам 3:3,6).

Жестокость расизма

Расизм является проявлением жестокости и нетерпимости представителей одной расы или одного племени, одного цвета кожи по отношению к представителям других групп людей, точно так же, как сексизм представляет собой дискриминацию одним полом другого пола. Расизм ярко проявился в церкви первого столетия, и он, к сожалению, по-прежнему оказывает сильное влияние на мышление и поведение большинства людей в наши дни. Но он полностью чужд истинному христианству, берущему за основу Библию.

Павел был первым, кто начал учить о национальном и половом равенстве в искуплении. Под его апостольским руководством мужчины и женщины стали проповедовать Евангелие Христа по всему миру, как иудеям, так и язычникам, как Мужчинам, так и женщинам, потому что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

***

В СЛЕДУЮЩИХ ГЛАВАХ мы рассмотрим жизненно важные Божьи истины, которые были особо близки верующим первого столетия, и благодаря которым они стали людьми, изменившими мир. Позднее, в эпоху средневековья, многие из этих истин были забыты.

Но в наше время верующие заново открывают для себя могущественные Божьи истины, пожиная величайший урожай душ в истории Церкви.