Глава 2

1.Итак прежде всего прошу совер­шать молитвы, прошения, моле­ния, благодарения за всех чело-веков,

2.За царей и за всех начальствую­щих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте;

3.Ибо это хорошо и угодно Спаси­телю нашему Богу,

4.Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5.Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, че­ловек Христос Иисус,

6. Предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство,

7.Для которого я поставлен пропо­ведником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учи­телем язычников в вере и истине.

8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

9 Чтобы также и жены, в прилич­ном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною оде­ждою,

10 Но добрыми делами, как прилич­но женам, посвящающим себя благочестию.

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

12 А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступ­ление;

15 Впрочем спасется через чадоро­дие, если пребудет в вере и люб­ви и в святости с целомудрием.

1. Итак: — Или, в «таком случае». Павел теперь переходит к советам на различные практические вопросы, относящиеся к публичному поклонению, чтобы Тимофей нашел полезные указания, при исполнении своих обязанностей в роли пастыря Ефесской церкви.

прежде всего: — Павел продолжает излагать фундаментальный принцип церковного управления, принцип основанный на свободе поклонения.

молитвы:Греч, proseuchai, обычный термин для всякого святого обще­ния с Богом.

прошения: : Греч, deeseis, «просьбы», «ходатайства». Молитва здесь рас­сматривается с точки зрения личной нужды, подразумевая признание того, что только Бог в состоянии удовлетворить эти нужды.

моления:Греч, enteuxeis, «ходатайственные молитвы» (ср. на Рим, 8:26, 27). Искреннее детское доверие, с уверенной готовностью приближающееся к Богу, характеризует подлинного христианина.

благодарения:Греч, eucharistiai, «воздавать благодарность», «благодар­ственные молитвы». Христиане должны быть благодарными за все благослове­ния, полученные как от людей, так и от Бога, который «дает всем просто и без упрёков» (см. на Иак. 1:5).

всех человеков: — Забота христианина о своих ближних превосходит ис­кусственные границы расы, национальности или социального положения. Хри­стианская любовь стремится включить в план спасения «всех человеков».

2. царей: — Павел здесь не одобряет необходимости в монархии, как идеале правления. Она была обычной формой правления в его дни. Какой бы ни была форма правления, христианин должен признавать её авторитет и свою обязан­ность сотрудничать с ней (см. на Рим. 13:1; ср. на Деян. 5:29; см. 1Пет. 2:13-17).

тихую и безмятежную: — Христианин должен стараться вести образ жизни в «мире со всеми людьми» Евр. 12:14. Его верность к установленному правле­нию и образцовая гражданская жизнь даст основание для наблюдателя рассмат­ривать его патриотизм, без всякого сомнения.

благочестии: — Благоговейное отношение христианина к Богу должно формировать характер и регулировать каждое слово и дело. Открыто заявлять о верности высоким стандартам христианской религии и в то же время жить не лучше, чем не обращённые, является наиболее презренной нормой лицемерия.

чистоте:Греч, semnotes, «чести», «уважении», «достоинстве». Истинные христиане заслуживают уважение своих соседей, честно и правдиво совершая свои дела, участвуя в достойной общественной деятельности и соблюдая поря­док и дисциплину в своих собственных домах.

3. это: — Т.е., молитвы и труды «всех человеков» (см. на 1 ст.).

угодно: — Активная жизнь, которая придает силу христианской вести в со­единении с серьёзной, тактичной заботой о духовном и материальном благопо­лучии «всех человеков», соответствует идеалу Бога для Его детей.

Спасителю нашему Богу: См. на гл. 1:1.

4. Который хочет: — Буквально, «Который желает» (ср. Тит. 2:11; см. на Ин. 3:17; 2Пет, 3:9; Рим, 9:18, 19). Никакой человек не смог бы спастись, если бы Бог не имел намерения простить и восстановить кающихся грешников. Поскольку любовь Божия не лишает человека возможности спастись, все те, которые в конечном итоге погибнут, испытают последствия из личной неудачи принять предложения любви Божией (см. на Ин. 3:16),

познания истины: — Это познание рождено личным опытом относительно Бога и Его воли, которая ведет ко спасению (см. Рим. 1:28; Ефес. 1:17, 18;4:13-15; Кол. 1:9, 10; 3:10; 2Тим. 2:25; Тит. 1:1; Евр. 10:26), и которая от­крыта посредством Библии (см. на Ин. 17:17). Здесь подразумевается познание истины, которое включает в себя более чем простое умственное познание.

5. един Бог: — Мысль о всемирном христианстве (см. на 1, 4 ст.) усили­вается с признанием Божественного господства Бога над всей вселенной (см. на Деян. 17:23-28; Рим. 10:12; 1Kop. 8:4; Ефес. 4:6; 1Тим. 1:17).

един и посредник: — Только через Иисуса грешник в состоянии прими­риться с Богом (см. на Ин. 14:5, 6; Рим. 5:1, 2). Бог не нуждается в примире­нии с человеком, ибо это Его «желание» 1Тим. 2:4, которое предложило план спасения. К тому же, Он предусмотрел средство спасения чрез жизнь и смерть Христа. См. на Рим. 5:10. Павел здесь очень ясно исключает необходимость в человеческих посредниках и представляет сомнительной ценность, которую некоторые придают таким попыткам посредничества.

человек Христос Иисус: — Природа Христа, как «человека» выделена. Иисус не представлял какой-либо особенный класс общества, или национально­сти, но скорее всё человечество, как мужчин, так и женщин. Павел здесь осуж­дает докетическую теорию (см. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 912 стр.), которая возникла в апостольские времена и провозглашала, что Христос никогда не имел человеческого тела, что всё это лишь казалось людям. Иоанн упоминает об этой ереси, как проявлении «антихриста» 1Ин. 4:3.

Относительно дискуссии о человеческой природе Христа (см. V том, Допол­нительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917 стр.).

докеты — От Греческого «казаться», те христианские еретики, которые держались разно толкуемого ими взгляда, что, так как материя есть зло, то всё телесное во Христе было только призраком, жизнь Христа была непрерывным богоявлением, а Его смерть, подобна оптическому обману. Докетами считаются симониане, валентиане и другие секты {Энциклопедия Южакова 8 том, 611 стр. — справка добавлено переводчиком).

6. Предавший Себя: — Миссия Христа на этой земле была добровольной

(см. на Ин. 10:17, 18).

искупления:Греч, antilutron, подчеркнутая форма от lutron обычного слова для «искупления» или «выкупа» (см. на Матф. 20:28; ср. на Рим. 3:24, 25). Павел здесь подчеркивает совершенную неспособность человека содейст­вовать чем-либо своему личному спасению.

всех: — Искупление, совершенное Христом, является достаточным для худшего из грешников и доступное для всех людей повсюду (см. 1Тим, 2:4, 5; см. на Ин. 1:12).

в свое время: См. на Рим. 5:6; Гал. 4:4; ср. Тит. 1:3.

свидетельство: — Миссия Христа на земле подтвердила план Божий спа­сти «всех человеков» 4 ст.

7. Для которого: — Павел здесь ссылается на обеспечение, необходимое для спасения человечества как оно представлено в 4-6 ст. Это тема вести Пав­ла.

я: — Т.е., Павел.

поставлен: — Или, «назначен», «определен». Выдающийся отчёт о мужест­ве и неиссякаемой силе апостола был результатом его глубокого убеждения, что Бог лично призвал его к служению (см. на 1Кор. 1:1; 1Тим. 1:12).

проповедником:Греч, kerux, «вестник». Слово kerux обозначало офици­ального посланника, который публично провозглашал декреты царя или других правительственных лиц. Павел сравнивает назначенного Богом служителя та­ким вестником.

не лгу: — Сравните Рим. 9:1. Из-за своего конфликта с Иудействующими и неправильно употребляющими закон 1Тим. 1:4-7, Павел желал избежать лю­бых обвинений относительно измены своей собственной нации. Он это делал, подчёркивая непосредственное участие Бога, который послал его к «язычникам» (см. на Гал, 2:8, 9).

язычников:Греч, ethne, «нации» (см. на Деян. 14:16). Поскольку Бог желает спасти «всех человеков» 1Тим. 2:4, он делает возможным, чтобы все люди имели наиболее полную возможность познать «истину» 4 cm.Чрез Павла и его преемников провозглашение любви Божией должно быть возвещено всем народам. По сей причине мы должны молиться о «всех челове­ках» и заботиться об их благополучии (см. на 1 ст.). См. на Деян. 17:30.

Т.е., в вопросах, относящихся к вере во Христа и исти­нах спасения.

в вере и истине:

8. желаю:Греч, boulomai, «желать», «иметь намерение». Павел теперь обращается к вопросу о надлежащей позе и образу действий, которые должны характеризовать всякую истинную молитву. Даже и в молитве необходимо под­держивать порядок, и Павел как умелый администратор, наставляет своего под­чинённого Тимофея, представляя подробные указания, чтобы предотвратить беспорядок и фанатизм. Сравните 1Кор. 14:33, 40.

мужи:Греч, andres, «мужчины» в отличие от женщин. Относительно рассуждения о роли женщин в публичном церковном служении (см. на 1Кор. 14:34, 35).

всяком месте: — Т.е., в каждом служении публичного поклонения.

чистые руки: — Образное изображение характера, свободного от нравст­венного осквернения. Этим выражением апостол подразумевает, что только такие люди должны молиться публично. Руки символически изображают дела и о честном справедливом человеке сказано, что его «руки неповинны» (см. на Пс. 23:4; ср. Иак. 4:8). Для морально и духовно оскверненного человека мо­литься в публичном собрании является лицемерием и, поступая так, этим он наносит оскорбление.

без гнева: — Подлинная молитва, будь то личная или публичная, может быть совершена только в атмосфере любви и прощения. Дух гнева и мщения несовместим с Духом Святым и его необходимо устранить прежде, чтобы дос­тигнуть действенного поклонения (см. на Матф. 5:22; 6:14,15; Ефес. 4:31).

сомнения:Греч, dialogismos, «подвергать сомнению», «спорить». В дру­гих переводах «спора». Истинная молитва приводит поклоняющегося в согласие с Духом и намерениями Бога. Неверное отношение к Богу или к человеку унич­тожает действенность молитвы.

9. Чтобы также: — Павел теперь выражает своё желание относительно надлежащего положения и поведение женщин членов церкви.

приличном:Греч, kosmios, «хорошо устроенный», «в добром вкусе» следовательно, «приличном» в смысле скромности.

стыдливостью:Греч, aidos, «с самоуважением», «со скромностью». Та­кое состояние приводит к содроганию при мысли о постыдных делах и содер­жит благоговейное почтение к чистоте, которая предотвращает такие дела.

целомудрием: — Т.е., здравостью ума, самообладанием. Павел здесь пред­ставляет картину обращённой женщины-христианки, каждое желание которой –отражать самоотверженность Христа. Она решится исполнить свою женскую миссию с любезностью и сообразительностью, чтобы не быть бременем для церкви или своего мужа.

украшали:Греч, kosmeo, «приводить в порядок», «устраивать».

плетением волос: — Греч, plegma, что-либо «плести», «сплетать вместе», «заплетать». Слово «волос» подразумевается в контексте. Тема написанного Павлом в 9,10 ст. является женская скромность и высокое уважение к нравст­венной чистоте. Любая причёска, предназначенная чтобы прельстить внимание особенным образом, и превознести личность, является нарушением представ­ленных здесь принципов. Однако волосы, которые неаккуратно заправлены, могут в равной мере бросаться в глаза и такой факт также является нарушением христианских принципов. Хороший вкус является частью хорошей религии.

ни золотом, ни жемчугом», ни многоценною одеждою: См. на 1Пет. 3:3-6. Цель драгоценного украшения, какую бы форму оно не принимало, при­влечь внимание к самому себе. Такое действие всегда выражает эгоизм, а иногда также желание к непристойным ухаживаниям со стороны противоположного пола. Для христианина скромность, качество, назначение и прочность должны решить, что носить и как одеваться. Расходы, растрачиваемые сверх этого идеа­ла несовместимы с принципами христианского домоводства. Такое хвастовство отражает личное тщеславие и эгоизм, которые несовместимы с доводами Павла о христианском самоуважении и скромности.

10. добрыми делами: — Павел указывает на внешнюю, в такой же мере, как и на внутреннюю природу истинной религии. Наиболее привлекательное и достойное украшение отмечено в «добрых делах». Лишь это единственное принесёт женщинам полное удовлетворение быть истинно любимыми и уважаемы­ми. Никакая привлекательная одежда не скроет недостатков неприятного харак­тера, потерю «добрых дел». Сравните Тит. 3:8.

благочестию: — Или, «благоговейному отношению к Богу». Участвуя в публичном поклонении, эти женщины открыто исповедывают свою верность к Богу, Которому поклоняются. Но открыто исповедывать христианскую верность и в то же время расточительно и нескромно одеваться, является одним из видов лицемерия.

11. в безмолвии: — Поскольку в тогдашнее время женщине повсеместно не предоставлялось личных и публичных прав, Павел нашёл уместным дать церкви этот совет. Любое серьезное нарушение общепринятого общественного обычая навлекало на церковь позор. Христиане должны избегать даже появления зла 1Фес. 5:22. См. на 1Kop. 14:34.

со всякою покорностью: — Т.е., без защиты своих прав, требований. Сравните 1Пет. 3:1, 2; Ефес. 5:22; Тит. 2:5.

12. властвовать: — Священное Писание увещает христиан всё делать скромно и чинно 1Kop. 14:40. Во дни Павла обычай требовал, чтобы женщины большей частью находились на заднем плане, в тени. Поэтому, если жёны верующих высказывались откровенно, публично или выделялись каким-либо другим образом, эти библейские предписания могли быть нарушены и Божьему делу, таким образом, наносился позор. См. на 1Kop. 11:5-16.

13. Ибо: — Здесь Павел представляет свои доводы для совета относительно

взаимоотношений между мужьями и женами.

Адам: : Подчинение Евы Адаму, последовавшее после грехопадения, не было дано с целью её бесчестия, но имело в виду принести согласие и содейст­вовать её полнейшему счастью (см. на Быт. 3:16). Подобно тому, как муж яв­ляется главой дома, так он, естественным образом, является руководителем группы домов в церковной общине.

14. не Адам прельщен: — Именно Ева была прельщена грехом Быт. 3:13; 2Кор. 11:3. Адам согрешил с полным сознанием шага, который он предпринял. Из-за любви к Еве он добровольно решился разделить результаты нарушения закона вместе с ней (ср. Быт. 3:17).

но жена, прельстившись: — Второе доказательство апостола для покорно­сти жен, когда Ева пыталась предъявить чрезмерные претензии на водительство, она была прельщена. Для греха нет объяснения. Как сатана мог обмануть Еву, в полном свете ясного повеления Божия является свыше разумного объяснения. В виду этого трагического события, Павел усматривал дополнительную причину для совета обращённого к женщинам, чтобы они не пытались «властвовать над мужем».

15. спасется: — Т.е., руководящая роль женщины при введении в грех и её настоящее подчинённое положение никоим образом не влияют на её возможность спастись. Мужчины и женщины в равной мере нуждаются в благодати и спасающей силе Божией.

чрез чадородие: — В обеспечении рождения и воспитания детей, Бог дове­рил женщине великую честь и преимущество. Когда женщина верно исполняет свою ответственность, направляя свою энергию на создание счастливой, дисци­плинированной семьи, она станет благословением не только для мужа и детей, но также получит одобрение от Господа. Спасение неотделимо от ежедневного отношения к ответственностям жизни. Если женщина отказывается или пренеб­регает назначенной Богом сферой деятельности ради других занятий, в итоге может быть несчастье и потеря. Павел побуждал всех жён исполнять свои обя­занности и быть верными матерями и осознавать Богом возложенную ответст­венность на мужа; руководство в доме и в церкви. Бог дал как мужчинам, так и женщинам особые качества для достижения их индивидуальных задач и оба обнаружат своё величайшее счастье в исполнении своих определенных положе­ний в духе любви, посвящения и верного служения.

если: — Спасение, будь то мужчин или женщин, зависит от продолжения первоначальной веры, которая привела их ко Христу. Спасение является немед­ленным, но оно должно поддерживаться ежедневным, непрерывным подчине­нием плану и цели Бога для каждого лично.

любви: — Как плода истинной, настоящей веры (см. на 1Kop. 13:1). Лю­бовь не стремится «властвовать» 1Тим. 2:12 и также не пренебрегает благо­родными обязанностями, добросовестно исполняя их, как жена и мать.

святости: — Вполне посвящённая жизнь является результатом истинной веры, которая подчиняет всё исполнению воли Божией (см. на Флп. 3:7, 8). Освящённая жена, как мать, найдёт в своей предназначенной роли более стоя­щий путь служения, чем желание соперничать за руководство, которое дало бы ей повод властвовать над мужем.

целомудрием: — См. на 9 cm. Павел обращается к рассудительным жё­нам, которые возвышают свои женские обязанности.

Комментарий E. Г. Уайт ко 2 главе 1Тимофею.

1 7СЦ15.

1, 2 СУ 148.

3,4 7СЦ15.

3-6 ВБ 262.

8 БД 518; РУУ241; СП 515; 5СЦ410, 536; 7СЦ42. 8-10 СУ 301; ВМ313; 1СЦ506; 4СЦ630.

9 БД 427; СИ 287; ОЖ 16; СП 130; 1СЦ 131, 421, 457; 4СЦ 645; 6СЦ96.

9,10 БД 416; Ев. 270; 1СЦ 20, 189, 278,460; 2СЦ455.

10 4СЦ 646.