Глава 5

1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;

2 Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3 Вдовиц почитай, истинных вдо­виц.

4 Если же какая вдовица имеет де­тей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою се­мью и воздавать должное роди­телям, ибо сие угодно Богу.

5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;

6 А сластолюбивая заживо умерла.

7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрек­ся от веры и хуже неверного.

9 Вдовица должна быть избирае­ма не менее, как шестидесяти­летняя, бывшая женою одного мужа,

10 Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги свя­тым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому добро­му делу.

11 Молодых же вдовиц не прини­май, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак;

12 Они подлежат осуждению, пото­му что отвергли прежнюю веру;

13 При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и гово­рят, чего не должно.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не по­давали противнику никакого по­вода к злоречию;

15 Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их до­вольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла доволь­ствовать истинных вдовиц.

17 Достойно начальствующим пре­свитерам должно оказывать су­губую честь, особенно тем, кото­рые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: «не загра­ждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей».

19 Обвинение на пресвитера не ина­че принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангела­ми заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

22 Рук ни на кого не возлагай по­спешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чис­тым.

23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а не­которых открываются впоследствии.

25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

1. Старца:Греч, prebuteros, «старый [человек]» (см. на Деян. 11:30). Даже светское приличие признает нравственно-подходящим юноше относиться почтительно к возрасту и опыту. Не обращать внимания на правильное, кон­кретное поведение, которое должно характеризовать взгляды юноши, является крайне непочтительным для него общаться опрометчиво и не внимательно к старшим. Такое действие не характеризует его как истинного христианина (см. на Исх. 20:12; Лев. 19:32).

Не укоряй: — Или, «никогда не упрекай сурово». Со стороны христиан не должно быть доказательства неучтивости, невежливости к какой-либо группе людей, особенно молодых по отношению к старшим. Как пример для подража­ния всем членам церкви, Тимофею указано на многие практические случаи, которые проверяют подлинность религиозного опыта человека. Различные группы, которые перечислены здесь, представляют различные классы людей, составляющие общины, порученные для присмотра Тимофею, о которых он должен «заботиться», чтобы и «себя спасти» и «слушающих его» (см. на гл. 4:16).

увещевай: : Преклонный возраст автоматически не исключает необходи­мость в исправлении, но если эта обязанность, делать выговор, поручена моло­дому человеку, в его поведении должен преобладать дух искреннего уважения и скромности.

младших: : Увещание и дисциплина действенны только тогда, когда при­меняются без критики. Младшие, получая необходимый совет, не должны ис­кать причину для отвержения молодого руководителя из-за превосходства его высокого положения. Молодые члены церкви должны чувствовать его товари­щество, а не превосходство.

2. Стариц: : Каждый руководитель церкви должен видеть в своих со­братьях членах церкви, подобно Богу, одну целую семью. Эта перспектива пре­дохранит служителя от какой-либо склонности к высокомерию и властной, по­велительной дисциплины.

молодых: : Взаимоотношения служителя церкви с членами церкви жен­ского пола не должны отличаться лишь чистотой, но должны быть свободными от всякого недоразумения и подозрения. Этот совет особенно необходим для молодых служителей, поскольку они постоянно встречают лицом к лицу позыв­ные сирен диавола к нечистоте.

3. почитай: : Т.е., в материальной помощи, в такой же мере, как и в ува­жении. В Матф. 15:4-6 Иисус противопоставил тех детей, которые верно за­ботились о материальных нуждах своих родителей от тех, которые почитали своих родителей только на словах. Только сострадание к затруднительному положению вдов не обеспечит необходимой помощью, а также вид подлинного христианского духа (см. на Иак. 1:27).

истинных вдовиц: — Различные категории вдов всегда существовали в церкви: 1) те, которые ещё имели активную поддержку от детей, или других родственников, 4 ст.; 2) те, которые совершенно лишены семейно-родственной поддержки 5 ст.; 3) те, которые живут «сластолюбиво» и получают материаль­ную заботу каким-либо другим образом, чем от родственников или церкви 6 ст. Очевидно, только второй класс вдов имел право на последовательно-постоянную поддержку церкви. Иудейский обычай заботы о вдовах был унасле­дован христианской церковью (см. на Исх. 22:22; Деян. 6:1; Иак. 1:27).

4. внучат: — Буквально, «потомков». В других переводах «племянников». Забота о вдове главным образом является обязанностью её близких родственни­ков, если её сыновья или дочери также нуждаются в поддержке или умерли, тогда обязанность возлагается на других родственников.

прежде: — Т.е., забота о родителях является первой обязанностью человека.

почитать:Греч. «действовать благочестиво». Существительное eusebeia переведено «благочестие» в 1Тим. 2:2; 3:16; 4:7, 8; 6:3, 5, 6, 11; 2Тим. 3:5. Христианская религия выдвигает те обязанности, которым всякий достигший зрелости, мужчина или женщина, уделяет достойное внимание. Ис­поведовать верность к Богу и в то же время забывать нужды семьи, всё это не является истинной религией. Бог не признаёт, даже церковной деятельности, как замену первостепенной, главнейшей обязанности заботиться о родителях или дедушке и бабушке.

воздавать: — Или, «возвратить компенсацию», то есть, в свете заботы, про­явленной родителями в воспитании детей. Что бы дети ни сделали для своих родителей в их преклонном возрасте, они никогда не смогут вполне возместить всю их заботу. Не только побуждение относительно обязанности, но благодар­ная любовь должна побудить к заботе о преклонных родителях.

родителям: — Или, «предкам», «прародителям».

угодно: — Чувство ответственности будь-то к человеку или Богу, показыва­ет степень благочестия, которым обладают члены церкви. Бог является исклю­чительным образцом, который не пренебрегает беспомощностью и бедностью других. Его любовь не знает границ, когда он прилагает усилия, чтобы забо­титься о нуждах Своего творения. Следовательно, христианин, который не до­пускает себялюбивых соображений, верно заботясь о своих родителях или пра­родителях, открывает Христоподобные свойства характера, угодные Богу (см. на гл. 2:3).

5. Истинная вдовица: — Т.е., вдова, не имеющая близких родственников и без каких-либо очевидных средств поддержки (см. на 3 ст.).

одинокая: — Буквально, «оставшаяся одной», то есть, без детей.

надеется на Бога: – представленная здесь вдова, не притворно показала серьезное поведение, чтобы вызвать симпатию и похвалу церкви. С самого начала своего вдовства, она вручила свое будущее в руки Божии, зная, что Его любовь предусмотрит разрешение её проблемы.

день и ночь: Т.е., ночью и днём. Павел не подразумевает, что непрерывная молитва составляет главное занятие вдов; он просто заявляет, что Бог является их постоянным спутником и источником их утешения.

6. сластолюбивая:— Или «любящая роскошь», «расточительная». Павел не увещевает церковь относительно этой вдовы, которая, кажется, была хорошо обеспечена, вероятно её новыми поклонниками. Очевидно, она обменяла достоинство своего подходящего возраста и религиозное исповедание за удовольствие своей новой свободы.

умерла: — Т.е., умерла духовно «в преступлениях и грехах» (см. на Иуд. 12; Ефес. 2:1-5; Откр. 3:1).

7. сие:— Т.е., наставление относительно заботы о вдовах 3-16 ст.

внушай: См. на гл. 1:3- 4:11 Некоторые из увещаний Павла предназначались для личного использования Тимофею, в другие для наставления всей церкви. Информация, которую Тимофей принял как поучение в этом послании, была предписана для публичного употребления всей церкви.

им: Т.е., всем тем на которых ложилась надлежащая забота о вдовах. Как дети вдов, так и вся церковь, в общем, должны ясно показать миру безукоризненную программу заботливой ответственности о своих вдовах. Также и вдовы, которые живут в недостойных удовольствиях, должны пересмотреть свой образ жизни, чтобы не заслуживать упрека ни от церкви, ни от мира.

8. своих: Т.е., тех, которые в каком-либо смысле связанны с его семьей, возможно, в этом контексте, главным образом, вдовами. Во дни Павла это могло включать семейных слуг, в такой же мере, как и всех родственников.

домашних: – Павел включает более чем только вдов в этот обширный круг ответственности; все, находящиеся на иждивении родственники, должны быть обеспечены родственниками близкими к ним. Этот обычай заслуживает полного одобрения церкви, ибо все люди должны ожидать дня, когда они будут зависеть от других, если не последует внезапная смерть.

не печется: Некоторые толкователи полагают, что это выражение включает материальную помощь лишенным обеспечения, в то время когда кормилец живет. Другие полагают, что Павел имел в виду финансовое обеспечение какого –либо вида, предусмотренное мужем для семьи, чтобы его смерть не привела к финансовому затруднению для оставшихся в живых.

отрекся от веры: Т.е., фундаментальных учений христианской церкви относительно ответственности человека к своим родителям и близким родственникам. Христианская церковь подтвердила Синайскую декларацию, что дети должны почитать своих родителей (см. на Исх. 20:12), что истинная религия

возвышает и облагораживает обычные семейные обязанности. Исповедывать религию, основанную на самоотверженной любви, и, несмотря на это, пренебре­гать обязанностями по отношению к родителям, является трагической несо­вместимостью. Таким образом, обнаруживается потеря искренности в человече­ском исповедании. Иисус представил образец для каждого христианина, когда Он заботливо предусмотрел попечение для своей матери во время Своего распя­тия (см. на Ин. 19:25-27).

неверного: — Буквально, «неверующего». Поскольку, многие язычники считают своей обязанностью заботиться о своих преклонных родителях, недос­таток христианина, чтобы заботиться о своей семье, представляет его «хуже неверного».

9, избираема: — Буквальный перевод этого стиха читается следующим об­разом: «В список должна быть внесена вдова, имеющая не меньше 60 лет, жена одного мужа». В других переводах «причислена». Назначение этого особого списка вдов хотя понятное в дни Павла, но теперь не ясное. Это не был лишь круг «истинных вдовиц» 4, 5 ст., ибо очевидно, были случаи «одиноких» вдов 5 ст. не имевших детей, которые ещё не достигли 60 летнего возраста. В самом деле, 10 ст. изображают особых вдов 9 ст., как имевших воспитанных детей и тогда возникает вопрос, как и почему эти дети не заботились о своих матерях. Возможно, дети в тот момент уже не были в живых или были не в со­стоянии, или не расположены выполнить их родственные обязанности. При любых обстоятельствах «истинная вдовица» нуждалась в особой помощи.

шестидесятилетняя: — Павел советовал молодым вдовам снова вступать в брак (см. на 11-14 ст.). Следовательно, это произвольное ограничение возраста подразумевает, что замужество было наиболее маловероятным для вдов, кото­рые составляли особенную группу. Иначе говоря, их настоящее одинокое поло­жение рассматривалось как неизменное и постоянное. Таким образом, вероят­ность, что они будут постоянно в одиноком положении, была очевидно основа­на на возрасте, которого они достигли, а не в каких-либо обетах, согласно пред­положений некоторых.

одного мужа: — Сравните гл. 3:2,12. Вдова, почитаемая церковью в этом особом внесении в списки, должна иметь достойную репутацию, то есть, вдова, которая была верной женой и матерью.

10. Известная: — Хорошее свидетельство о жизни как внутри, так и вне дома, было необходимым условием для каждой вдовы этой особой группы (см. 9 ст.). Какого рода подвиги должны быть испытаны, благодаря которым вдова могла быть определена в членство особой группы.

по добрым делам: — См. на гл. 2:10. Подобно Иисусу, Павел поставил ве­ликое ударение на плодах истинной христианской веры (см. на Матф. 5:13-16; 7:16-20; Иак. 2:17-26; 1Кор. 9:8; Ефес. 2:10; 1Тим. 3:7).

Воспитала детей: — Павел теперь точно определяет некоторые из «добрых дел», на которые он ссылается. Греческое слово подразумевает, что иметь «воспитанных детей» было одним из необходимых условий включения в эту особую группу вдов. Некоторые подчёркивают, что это включает также характерную заботу вдовы о бедных, сильно нуждающихся чужих детях и её личную под­держку сирот.

принимала странников: — Положение, быть в состоянии принимать странников, подчеркивает, что рассматриваемые вдовы не были в финансовом отношении сильно нуждающимися.

умывала ноги святым: — Правила вежливости на востоке требовали омыть ноги гостям. Особая честь была, по-видимому, проявлена, когда сама хозяйка исполняла это действие (ср. на Лук. 7:44). Некоторые подразумевают это как ссылку на верное соучастие в обряде ногоомовения, установленном на­шим Господом Ин. 13:3-15, в особенности поскольку «святые» точно опреде­лены как участники.

бедствующим: См. на Рим. 12:13.

всякому доброму: делу: Т.е., такая благочестивая женщина могла быть включена законным образом.

11. Молодых … вдовиц — Т.е., ниже 60 летнего возраста.

не принимай: — См. на гл. 4:7. Следует заметить, что Павел не подчерки­вает, что нуждающиеся вдовы, не имевшие 60 летнего возраста, без детей, не должны получать материальную помощь от церкви. Он просто говорит, что молодые вдовы не должны быть зачислены в эту особую группу, которой, ка­жется была разрешена постоянная денежная дотация.

впадая в роскошь: — Т.е., поступают невоздержанно, что является непри­личным для женщины-христианки. По-видимому, женщина, перешедшая рубеж 60 лет, не должна быть чувствительной к искушениям, которые могли осаждать молодых сестёр в церкви. Допущенные к этой особой группе, оказались достой­ными особой чести и признавались за матерей в Израиле.

желают вступать в брак: — В этом поступке нет ничего греховного, ибо Павел повсюду поощряет вступление в брак (см. на 14 ст.). Очевидно, однако, вдовы становились подходящими для преимуществ особой группы в таком воз­расте, который был маловероятным, чтобы они могли найти спутника жизни. Таким образом, эти вдовы, которых можно было сопричислить к группе могу­щих выйти замуж, очевидно не могли быть приняты в первую особую группу, и они не заслуживали предусмотренной поддержки. Они, прежде всего, должны последовать наставлению, изложенному в 14 ст.

12. осуждению:Греч, krima, «приговор суда», «осуждение». Ясно, что Павел не осуждал их вступление снова в брак, как таковое, но совето­вал его (см. на 1Кор. 7:28). Что он сказал здесь, применимо только к этой из­бранной группе.

прежнюю веру: — Т.е., их прежнюю веру во Христа, которая сохраняла их верность к Нему.

13. при том же: Или, «одновременно также». Молодые вдовицы, упоми­наемые здесь, не имели более сдерживающего влияния домашних обязанностей, и время для них тянулось медленно и скучно. Если бы церковь приняла этих молодых вдов в постоянное общество вдов 9 ст., таким образом, она поощрила бы праздность и пустую легкомысленную жизнь. Молодые вдовы не могли чув­ствовать благотворную полезную необходимость самоподдержки в меру своих сил, если они надеялись на регулярную церковную помощь. Кроме того, общее поведение молодых вдовиц, здесь описанное, было дискредитирующим для церкви.

болтливы: — Или, «сплетницы».

любопытны: — Или, «вмешивающиеся не в своё дело». Они не надежные, любящие вмешиваться в чужие дела христиан.

14. молодые вдовы: — Т.е., более молодые вдовы.

вступали в брак: — Сравните 1Kop. 7:28, 39. Такой совет, как данный здесь Павлом, должен помочь избежать опасности, о которой он только что упомянул, и в такой же мере избежать ловушек аскетизма (см. на 1Тим. 4:3). Бог вселил мужчине и женщине желание к супружеству, и было бы несправед­ливым давать совет против этого естественного желания. Когда молодая жен­щина желает выйти замуж и имеет в виду соответствующего мужа, не должно быть произвольного церковного предписания, сковывающего её.

управляли домом: — Буквально, «вести домашнее хозяйство». Сравните Пр. 31:10-31. Быть достойной для своего мужа в его жизненном труде и на­столько привести в порядок дела в доме, чтобы здоровье и радость стали уделом всех его членов, всё это составляет возвышенное преимущество жены и матери христианки.

повода: — Буквально, «основания или действий», из-за которого могут быть нападки. Молодая вдова должна очень внимательно бодрствовать. Посредством благоразумного замужества и честной достойной похвалы и жизни, она проявит христианскую верность.

15. совратились: — Ссылка на действительные примеры молодых вдов, ко­торые удалили ограничения христианского достоинства, согласно описания в 6, 11-13 cm.

сатаны: — Здесь, воплощённый образ жизни, в противоположность пред­ставленной «Христом» (см. 11 ст.). Некоторые молодые вдовы, наслаждаясь своей новой свободой, пренебрегли своим первоначальным обещанием Христу или «прежней верой» 12 ст., и их последующее поведение не изображает веры, которую они исповедывали. Однако Павел не был сторонником какого-либо предписания молодым вдовам, которое принудило бы их жить под ограниче­ниями, которые Бог никогда не имел в виду.

16. верная: — Буквально, «верующая женщина». Павел здесь заканчивает свое наставление относительно забот о вдовах. Он ссылается на исключительное, возможное положение, при котором женщина, член церкви, при неверую­щем муже имеет овдовевшую мать или бабушку. Ответственность за заботу об её матери присуща ей, а не церкви. Ее неверующий муж почувствует справед­ливость этого подчеркивания, ибо ответственность возложена на тех, кому она принадлежит.

не обременять Церкви: — Т.е., церковь не должна брать на себя бремя, справедливо принадлежащее родственникам (см. на 4 ст.).

истинных вдовиц: — Павел включил в своё наставление все виды вдов. Имеющие детей должны ублаготворяться своими детьми. Невзирая на век, те вдовы, которые не имеют детей или чьи дети отказались исполнить свои обя­занности, таковых церковь должна, верно, поддерживать и оказывать помощь (см. на 3, 5 ст.).

17. начальствующим: См. на гл. 3:4.

пресвитерам: — Или, «епископам», руководителям местной церкви (см. на гл. 3:1).

сугубую: — В других переводах «двойную». Успешные руководители церк­ви достойны чести по двум причинам: 1) Они старшие; 2) они исполняют цер­ковное служение, достойным похвалы образом. Некоторые полагают, что «честь» здесь ссылка, включающая уважение к возрасту и опыту, а также и фи­нансовую поддержку.

честь: — Некоторые толкователи полагают, что это ссылка на существен­ное материальное вознаграждение, достойных и верных пресвитеров. Жалова­ние вдвойне, по сравнению с подчёркнутым ранее жалованьем вдовы. Другие утверждают, что контекст объясняет род «сугубой чести» в смысле большей меры уважения, которая должна быть достойной, согласно их служения.

в слове: См. на гл. 4:12.

учении: — См. на гл. 4:16. Очевидно, начальствующие пресвите­ра достойны сугубой «двойной» чести, ибо они не только управляли церковны­ми делами, но также учили публично и лично.

18. Ибо Писание говорит:: — Сравните доказательство Павла в 1Кор, 9:7-14 о справедливом вознаграждении за служение. Павел обращается к Слову Божьему, как заключительному авторитету: те, которые посвящают всё время для служения, должны быть вознаграждены почётным жалованьем. Некоторые комментаторы полагают, что Павел здесь не ссылается на финансовую под­держку, но на честь приличествующую положению и достойное награды служе­ние. Как вол получает зерно за своё служение, так пресвитер должен получить уважение и честь, достойные его служения.

награды:Греч, misthos, «заработная плата», «наемная плата». Помеще­ние Павлом идеи о вознаграждении за исполненную работу, сильно подчеркива­ет, что «честь» 17 cm, содержит мысль о действительной финансовой поддерж­ке (см. Лук. 10:7). Апостол здесь ссылается на принцип, воплощённый в плане Господа для поддержки Левитского священства Числ. 18:21, что те, которые посвящают себя на святое служение, заслуживают материальной поддержки от тех, чьим духовным интересам они служат (см. ДА 336). Это цитирование по­мещает слова Иисуса на такой же уровень, как и Писания ВЗ. Это, кажется, был первый случай, где Его Слова цитированы как «Писания». 19.пресвитера — См. на 17cm.

не иначе принимай: — В виду последующей дискредитации репутации христианских руководителей посредством какого-либо обвинения, обоснован­ного или нет, Тимофей не должен был даже выслушивать любого обвинителя до тех пор, пока он не предоставит «двух или трех свидетелей», ручающихся за его обвинение. Павел не настаивает на фаворитизме любого рода для тех, которые в служении поступают несправедливо. Фаворитизм, это положение, при котором на ход общественной жизни оказывают фавориты «любимцы» (Словарь Ожегова). Он просто желает предохранить верных руководителей от некоторых, которые же­лали умалить их влияние посредством клеветы.

При: — Или, «за исключением».

свидетелях: — Т.е., когда обвиняемый член приведен для испытания пред признанным судом, его противники должны иметь «два или три свидетеля» чтобы доказать обвинение. Иудейский обычай предохранял личность от безрас­судных и злобных, преднамеренных обвинений (см. на Втор. 17:6; 19:15). НЗ церковь приняла этот Иудейский обычай защиты личности (см. на Матф. 18:16). Однако, что касается церковных старейшин, начальствующих пресвите­ров, Павел даже рекомендовал избегать публичного выслушивания, если обви­нитель во время первоначального обвинения не представит «двух или трёх сви­детелей» безупречной честности.

20. Согрешающих: Т.е., «пресвитеров» (см. на 19 ст.). Павел не желает

извинять и защищать грех в человеке.

Обличай:Греч, elegcho, «осудить», подразумевая что обвинение истинно, и что доказательство ясно (см. на Ин. 8:46; 16:8). Это серьезный момент, когда один член церкви обвиняет другого в грехе. Следовательно, любое обвинение должно быть тщательно обосновано чрез заслуживающее доверия свидетельст­во, прежде чем его обвинить публично. Когда Библия побуждает христиан «об­личать», она всегда делает это в значении — «привести к сознанию» вины. Это может быть сделано лишь в том случае, когда под рукой находится неоспоримое несомненное доказательство. Такой совет запрещает безрассудные обвинения, посредством чего репутации невинных людей наносится ущерб и их доверие в братьях ослабевает.

всеми: — Это может иметь в виду просто «всех» других пресвитеров, или может относиться ко «всей» общине. Обе точки зрения могут быть правильны­ми, в зависимости от различия вины, простирающейся от простой неспособно­сти, неумелости, неэффективности до вопиющей безнравственности и в зависи­мости от этого необходимо поступать различно.

21. Богом и Господом Иисусом Христом: — Некоторые полагают, что Греческое слово подразумевает здесь единство представленных личностей. Та­ким образом, подчеркивается Божественность Христа (см. на Ин. 1:1-3; Тит. 2:14). Все мысли и дела находятся на виду пред Богом небес.

заклинаю: — Или, «свидетельствую торжественно».

без предупреждения: — Решение церкви, возникающее из расследования греха, особенно среди пресвитеров 19, 20 ст., не должны угождать людям, но удовлетворять справедливость правосудия Бога. Самым трудным всегда являет­ся, чтобы руководитель церкви не принимал во внимание ни дружелюбия, ни враждебности, чтобы действовал справедливо при расследовании обвинений во грехе. Если служитель потерпит неудачу относительно личных качеств характе­ра и честности, что можно ожидать от рядовых членов церкви?

пристрастию: — Молодые служители, подобно Тимофею, иногда могли встретиться лицом к лицу с трудными проблемами исправления тех, которые старше их по возрасту. Эта обязанность плюс естественное желание молодого служителя быть приемлемым и любимым, увеличивает правильность, здравость и уместность увещания Павла против предубеждения и пристрастия. Решения руководителей церкви не должны быть сделаны с намерением искать благосклонности от сильного или богатого. Не взирая на личную дружбу, спра­ведливость должна восторжествовать.

22. возлагай: — Павел, возможно, ссылается на поспешное рукоположение в духовный сан, неопытного и неиспытанного человека (см. на гл. 3:6, 10) или на поспешное восстановление пресвитера, после того, как он был под дисцип­линарным наказанием. Последняя точка зрения более в согласии с непосредст­венным контекстом (см. на гл. 5:20, 21). Должность пресвитера является слиш­ком святой и значительной для поспешного допущения или недопущения кого-либо, кто не проявил себя достойным образом. Кандидата на служение, пресви­тера, необходимо, прежде всего, внимательно испытать, относительно его при­годности (см. на гл. 3:1-7).

не делайся участником: — Если Тимофей откажется признать грехи своих пресвитеров, он становится покрывателем грехов, и таким образом участником их духа и последствий.

чистым: — Служитель, более всех других, должен оставаться чистым от неблагоразумных в нравственном отношении поступков. В 21 ст. Павел напо­минает Тимофею, что никакие факторы, такие как богатство, престиж или лич­ная дружба не должны влиять на его суждение по отношению к церковным во­просам. Введение в должность или недопущение к должности пресвитеров ни­когда не должно быть основано на каких-либо других соображениях, чем ясных примерах из гл. 3:1-7.

23. Пей не одну воду: — Во дни Павла, как и в настоящее время, вода Ближнего Востока часто была опасной для употребления. Физическое заболева­ние, такое как дизентерия, часто вызываемое загрязнённой водой, было обычным происшествием. Поэтому часто предлагались другие пути для утоления жажды.

вина:Греч, oinos (см. на гл. 3:8). Некоторые толкователи полагают, что Павел здесь защищает умеренное употребление броженного вина для лечебных целей. Они обращают внимание на факт, что вино, таким образом, употребля­лось в течение столетий.

Другие придерживаются взгляда, что Павел ссылается на непереброжённый виноградный сок, их рассуждение заключается в том, что он не мог дать совета, несовместимого с остальными местами Священного Писания, которые предос­терегают против употребления опьяняющих напитков (см. Пр. 20:1; 23:29-32; ср. ЕГУ 3В 6 сентября, 1899).

ради желудка: — Цель совета Павла, чтобы Тимофей был физически при­годен к тяжелым обязанностям, которые возлагались на него как управляющего церквами в Малой Азии. Умственная и нравственная деятельность, очень связа­на с физической пригодностью.

частых … недугов: — Очевидно, Тимофей часто болел телом, многократно осаждаемый недугами, что было непривлекательной рекламой для любого вида реформы здоровья.

24. явны:Греч, prodelos, «ясны», «очевидны». За исключением 24, 25 cm. prodelos встречается только в Евр. 7:14, где оно переведено словом «из­вестно». В папирусе это слово постоянно употребляется в этом значении. Неко­торые полагают, что в 1Тим.5:24, 25 Павел заключил свой совет относительно обвинений против пресвитеров церкви и их грехов 19, 20 ст., и исследования всех сведений жизни будущих пресвитеров 22 ст. Другие полагают, что апо­стол ссылается на грехи людей вообще. Согласно первой точки зрения слова «ведут» означают, что грехи пресвитеров или будущих пресвитеров «ведут (их) в осуждение», то есть, такая возможность достигается через решение относи­тельно их пригодности для служения. Согласно второй точки зрения «ведут», означает, что исповеданные грехи ликвидируются в судебном следствии на не­бесах до великого заключительного дня суда, когда Бог вознаградит всякого человека согласно его дел, как они откроются, в то время в небесных записях (ср. 1СЦ263).

осуждению: : Греч, krisis, «действие осуждения». Те, которые придержи­ваются первой точки зрения, применяют это к осуждению пригодности пресви­тера оставаться в служении, или будущего пресвитера быть зачисленным в слу­жение. Придерживающиеся второй точки зрения применяют это к великому заключительному осуждению.

впоследствии: — Или, «придут после». Согласно первой точки зрения, Па­вел имел в виду, что грехи некоторых пресвитеров не будут «явны и очевидны» во время обвинения сделанного против них, или что грехи некоторых будущих пресвитеров не могли быть известными в то время, когда они определялись на служение. Согласно второй точки зрения, неисповеданные грехи будут сопровождать нераскаявшихся людей, когда они явятся пред Богом в великий заклю­чительный день суда.

25. добрые дела: — Что бы человек ни делал, добро или зло, оно припом­нится теми, кто лично был затронут им и также в собственном воспоминании человека, где оно (315] приготавливало волю к повторению исполнения та­кого же действия. Добро или зло стало привычкой, и люди открывают сегодня то, что представляло их мышление и действия в прошедшее время.

а если и не таковы: — Или, «те», «иные», означая «дела, которые иные, чем добрые», то есть, злые дела.

скрыться не смогут: — Т.е., навсегда. В своё время правда придёт к свету.

Комментарий Е. Г. Уайт к 5 главе 1 Тимофею.

6 НПХ61.

8 5СЦ179.

10 ЖВ564;РПИ7.

13 ХД 250.

17 1СЦ 130, 194, 446, 472,473; 4СЦ 393.

18 ДА 336.

19 ПП 386.

20 2СЦ15.

22 РУУ 103,257; СЕ438; 4СЦ406; 5СЦ617.

24 1СЦ263; 5СЦ331.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ