3. Приготовления к сцене

Однажды я добирался в США из Австралии на протяжении 38 часов. Были разные задержки из-за проблем с двигателем и плохой погоды. Поэтому у меня хватило времени только на то, чтобы принять душ, побриться и выпить чашку кофе, прежде чем я отправился на международное собрание членов правления, которое длилось весь день. После собрания мне повезло, потому что у меня осталось достаточно времени, чтобы 20 минут поплавать в горячей ванне, поспать 30 минут, а затем мне снова нужно было одеваться, чтобы проводить 3,5-часовой семинар для очень большой, проницательной аудитории профессионалов.

В другие разы мне доводилось бывать в регионах, где происходили революции, мятежи и всевозможного рода задержки и неудобства, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Однажды мне пришлось лежать в больнице под капельницей, но за 30 минут до выступления мне вынули иглу, я оделся и покинул больницу, чтобы предстать на сцене. Если бы ведущий собрания не предупредил аудиторию, то, наверное, она бы не догадалась, в каком физическом состоянии я тогда находился.

Причина, по которой я поделился с вами этими историями, заключается в том, что много вообразимых и невообразимых ситуаций может произойти с профессиональным оратором, но они никогда не должны влиять на ваше отношение или качество выступления.

Когда вы выходите на платформу, вы должны быть упругими, и все, что ниже 100% качества выступления, должно стыдить вас. Ваш внешний вид всегда должен отражать уверенность и достоинство. Вы никогда не должны вести себя по-другому из-за страхов, нервов, болезни или усталости. Никогда не демонстрируйте своих трудностей.

Профессиональный оратор должен быть внимательным, выглядеть внимательным и оставаться внимательным постоянно до, во время и после выступления. Если в какой-то момент вы на это неспособны и не можете выступать в своей высшей степени, тогда ни при каких обстоятельствах не выходите на публику.

Больше всего вызывает тревогу у оратора тихая аудитория. Создается такая атмосфера, которая пугает выступающего и публику. Тишина сама по себе говорит о пустоте, а это является противоположностью того, к чему стремится оратор. Создания особого настроения невозможно достичь в тишине, кроме очень важных или грустных моментов.

Я всегда предлагаю фоновую музыку, которая дополняет обсуждаемый предмет и суть презентации. Очевидно, было бы немудрым включать будоражащие марши для оратора, который собирается обсуждать живопись. В этом случае подошла бы возвышенная классическая музыка. Для мотивационного выступления тема легкого рока была бы более подходящей. Поэтому музыка должна создавать требуемое настроение.

Музыка также важна в заключение, потому что она позволяет аудитории остановиться и подумать, вместо того чтобы быть втянутым в разговор со своими соседями, чего они, может быть, не хотели бы делать в этот момент.

Если возможно, не сидите на сцене сами или с другими перед началом собрания, так как это может вызывать дискомфорт. Жар от прожекторов, влияние освещения на ваши глаза и сильные сквозняки, которые часто через коридоры, ведущие в закулисную часть, вырываются на сцену, разметая ваши заметки и волосы, — все это приводит вас в худшее состояние, а не в то, в котором следует пребывать. В то же самое время ваше присутствие на сцене лишает публику чувства ожидания. Если вступительные замечания тянутся слишком долго, вы не можете подкорректировать свою речь, посетить туалет, или выпить воды, или съесть леденец от горла.

Техническая подготовка также важна. Может, это кажется очевидным, но здесь первым шагом является проверка звуковой системы. Избегайте приезда к месту выступления к самому началу, тогда у вас просто не будет на это времени. Очень часто настройка аудиосистемы не будет вас удовлетворять. Иногда вам придется даже остановиться в начале вашего выступления, чтобы отрегулировать тембр и эхо. Проверьте все системы и электроаппаратуру перед тем, как начнется собрание. Особое внимание уделите тому, чтобы лампа на кафедре была исправна и давала удовлетворительное освещение, а верхнее освещение не аннулировалось прожектором.

Если вы выступаете за границей, где говорят на другом языке, то вместе со своим переводчиком просмотрите свои заметки и убедитесь, что он или она понимает не только отдельные слова и фразы, но и их значение. Тщательно проверьте наиболее серьезные моменты, чтобы достигнуть полного понимания.

Всегда полезно практиковаться в присутствии нескольких местных людей. Наблюдайте за их лицами, когда вы доносите до них смысл, и наблюдайте за их реакцией. Не удовлетворяйтесь переводом «на скорую руку», потому что все, что говорится на другом языке, должно быть сказано с большой долей чувствительности и тщательности.

Даже ваш собственный язык может меняться от страны к стране. Например, выражение, которое во многих районах Соединенных Штатов Америки на собрании членов правления означает «отложить, не обсуждать, положить что-то в долгий ящик», в Австралии имеет противоположное значение — «предложить, поставить на обсуждение». Поэтому будьте внимательны и изучайте местные обычаи и выражения. Это придаст силы вашему выступлению и сохранит от глупых ошибок, чтобы не аннулировать ими то, что вы говорили до этого.

Большинство ораторов очень мало внимания уделяют одежде. Те, кто, действительно, пытается угодить толпе, обычно занимаются только внешней показухой. Они подобны шоуменам, которые являются объектами пристального внимания всех глаз и ушей.

Все по-другому, когда вы хотите провести публичное выступление с особой силой. В этом случае нужно уделить внимание тому, как вы будете вести себя на сцене и во что будете одеты. Я не предлагаю костюмы или крикливую одежду. Я предлагаю одеваться соответственно ситуации. Например, если вы собираетесь говорить об успехе, то не следует выходить на сцену небритым, нестриженым, в старых джинсах, порванной рубахе и в босоножках, сквозь прорези которых видны длинные грязные ногти. Хоть я и обрисовал нелепую картину, однако я видел ораторов, которые были настолько плохо одеты и причесаны, что рейтинг их выступления падал ниже нуля только из-за их внешнего вида.

Тщательно следите за вашим закулисным имиджем, особенно в присутствии фотографов и овладейте простой, но важной техникой, как правильно фотографироваться. Прошло много лет прежде, чем один фотограф предложил мне опустить свой подбородок и смотреть под прямым утлом в объектив, чтобы я лучше получился. Разница действительно была потрясающей. Учитесь осанке, этикету, фотографии и одежде. Если вам в этих сферах нужна помощь, попросите совета у специалиста.

Истина в том, что первое впечатление о вас складывается только один раз. Есть люди, которые считают, что одежда не делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной. Но никто не будет спорить с тем, что то, как человек одет, уже является вступлением к его речи. Я заметил, что темный костюм с белой рубашкой или блузой всегда создает впечатление, что вы серьезно относитесь к своей работе и одеваетесь с уважением к своей аудитории.

Обстановка на сцене также является важным компонентом. Я видел много случаев, когда кафедра оратора была сдвинута на одну сторону сцены. Я считаю, что это крадет у выступающего контакт со всей аудиторией и доставляет неудобства тем людям, которые сидят на противоположной стороне.

Я избегаю того, чтобы спускаться к публике, двигаться по проходам во время того, как говорю. Я не делаю этого по очевидной причине. Несмотря на то, что такое поведение дает вам более близкий контакт со слушателями, это вносит четыре основные помехи.

1. Вы покидаете свое место власти и уходите от своих заметок (т.е. если вы что-то забыли, то остались без подсказок).

2. Вы покидаете выгодное положение зрительного контакта с большим количеством людей из аудитории.

3. Для некоторых людей вы находитесь прямо перед глазами, а другие видят только вашу спину и чувствуют некоторое отдаление и отчуждение от вас.

4. Звуковая аппаратура может начать работать ненормально, потому что обычно по залу расставлены другие микрофоны и усилители, и в какой-то момент все может начать резонировать.

Будьте особенно внимательны к тому, чтобы не шуметь бумагами из-за все усиливающего сигнала микрофона. Не направляйте внимание слушателей на то, что записано в их программке или заметках, так как это потревожит всю атмосферу собрания и уведет внимание от вашей речи.

В каком-то смысле все ораторы являются актерами, поэтому имейте оттенок зрелищности. Обстановка на сцене, одежда и технические детали являются важной частью. Это часть вашей подготовки.

Принципы

1. Никогда не демонстрируйте своих трудностей.

2. Остерегайтесь тишины в зале.

3. Не выходите на сцену с самого начала собрания.

4. Проверьте электроаппаратуру.

5. Одежда — часть вашего выступления.

6. Обстановка на сцене влияет на передачу послания.

7. Не спускайтесь с платформы к аудитории.