1. Рост церкви и насаждение церкви

Я начну эту книгу с категоричного заявления, которое на первый взгляд покажется смелым и даже дерзким, хотя оно нашло подтверждение в исследованиях последних двух-трех десятков лет: самый эффективный метод евангелизма под небесами насаждение новых церквей.

Я повторю это утверждение еще не раз, прежде чем вы закончите читать эту книгу. Эта аксиома вполне проста, но не упрощена. Она применима как к монокультурной, так и к кросскультурной среде. Она остается верной, как мы увидим позже, как для неосвоенной почвы, так и для той, на которой уже имеются церкви. Некоторые христианские лидеры хотели бы, чтобы это было не так, и когда они не пытаются отрицать эту истину, они ее игнорируют. Но трагическим результатом такого отношения становится серьезное понижение численности членов церквей в главных деноминациях Америки, и такое положение вещей длится вот уже двадцать пять лет.

Во многих книгах по евангелизму (может быть, до девяноста восьми процентов) вообще ничего не говорится о насаждении церквей как о евангелизационном методе. По всей видимости, они написаны для того, чтобы способствовать завоеванию душ для Христа, и такое можно только приветствовать. Верно, что средний христианин в церкви и средний пастор мало думают, если вообще думают, о насаждении новых церквей. Они нацеливаются па привлечение в церковь своих друзей и родственников и на служение в собственном приходе. Но это лишь часть общей картины. Те, кто видит картину в целом, видят ее иначе или же должны видеть ее иначе, если хотят распространять Царство Божье в своем городе, стране и мире. Евангелизация людей через четыре духовных закона или приглашение на крупное евангелизационное собрание — отличный метод. Но если такие люди выразят свое желание последовать за Иисусом, но после этого не попадут в поместную церковь, то их решение может остаться без плода. Они так никогда и не станут учениками Христа.

Отсутствие четкой связи между евангелизмом и поместной церковью приведет к несомненной стратегической ошибке. По мере того как будет расти количество евангелизированных людей, должно будет возрасти и количество церквей, причем различных церквей. Чем большую жатву даст нам Бог, тем больше нам нужно будет построить амбаров, силосных башен и элеваторов. В любом географическом районе христианская община будет расти или сокращаться в соответствии со степенью усилий, направленных на насаждение новых церквей.

Растущие деноминации насаждают церкви

Если некоторые деноминации в Соединенных Штатах приходят в упадок, то другие в этой же стране за это же время сильно выросли. Все без исключения растущие деноминации сильный упор делают на насаждение церквей. Лидеры этих деноминаций знают, что основание новых церквей — это главное условие роста деноминации; они не только верят в это сами, но и следят за тем, чтобы об этом не забывали их пасторы и рядовые прихожане. Они прилагают огромные усилия, чтобы призвать к насаждению церквей всех своих людей, добиваются больших успехов, ставя эту цель на первое место в планах деятельности своих церквей.

Церковь назарян

Мои архивы переполнены примерами того, как растущие деноминации разработали результативные средства связи. Мои друзья из Церкви назарян, например, прислали мне много отличных брошюр, буклетов, открыток и малоформатных газет.

Мне очень нравится одна из их малоформатных газет на четырех страницах, качественно оформленная приятными красками, остроумными рисунками и с простым посланием: «Как рождается церковь». В ней говорится, что рождение предполагает наличие «любящих родителей, участие, боль, помощь врачей и нежную заботу». Там представлены семь шагов в процессе рождения церкви. Мой друг, Рсймонд У. Хэрн, чья статья опубликована в этой газете, делает следующее замечание: «Очень немногие родители, если таковые вообще найдутся, скажут, что не стоит тратить время, силы и финансы на рождение младенца, чтобы затем наблюдать, как он растет и проходит через детство и отрочество, возрастая в зрелость».

Как это верно! Дж. Тед Холстейн, ответственный за церкви назарян в округе Висконсин, провел тщательное исследование роста церквей в этом регионе. Используя посещение воскресной школы в качестве отправной точки, он обнаружил, что за шесть лет, с 1973 по 1979 год, посещаемость сократилась с двух тысяч пятисот до почти двух тысяч пятидесяти человек. Он увидел в этом опасность и призвал основателей церквей к активным действиям. Кривая роста немедленно пошла вверх. Если бы он не насадил новые церкви, то количество членов церкви через следующие шесть лет, то есть к 1985 году, приблизилось бы к отметке в одну тысячу девятьсот человек. Но с появлением новых церквей количество прихожан увеличилось до двух тысяч двухсот пятидесяти.

Практически нет района, конференции, округа или целой деноминации, которая не. могла бы заставить кривую роста резко пойти вверх, сделав то, что сделал Тед Холстейн в Висконсине. Я не могу этого гарантировать, но скажу, что, если вы как лидер деноминации сделаете сознательный шаг и направите свои усилия на внедрение в жизнь принципов, изложенных в этой книге, но количество ваших прихожан не увеличится, я лично возмещу вам стоимость этой книги!

Ассамблеи Бога

Год за годом самой быстро растущей деноминацией в Соединенных Штатах были Ассамблеи Нога. Они всегда отводили важное место насаждению церквей. В издаваемом ими журнале «Advance» они постоянно печатали на эту тему статьи и очерки. В семейном журнале этой деноминации, Pentecostal Evangel, представлен график и художественном оформлении, который усиливает в людях желание открывать новые церкви. Например, они сообщают своим читателям о том, что в Калифорнии на каждые двадцать шесть тысяч человек имеется всего одна церковь Божьих Ассамблей, а в Арканзасе — одна церковь на каждые пять тысяч. В чем заключается их послание? Они говорят об этом так: «Новые приходы становятся частью авангарда, элитной наступательной силой Бога, которая выступает вперед в деле завоевания мира для Христа».

Вступив в решающую декаду 1990-х годов, Ассамблеи Бога не имели намерения снизить темпы роста новых церквей. В 1988 году их вышестоящие лидеры подписали декларацию, назвав 1990-е годы декадой жатвы, в связи, с чем поставили такие цели: «Привлечь один миллион молитвенных партнеров, охватить и привести ко Христу пять миллионов человек; подготовить и сделать учениками двадцать тысяч человек, призвав их к служению; насадить пять тысяч новых церквей».

Если учесть, что они начинают этот прорыв примерно с двенадцати тысяч имеющихся в наличии церквей, то такая смелая цель воистину поражает. Они планируют увеличение приблизительно на сорок процентов. Что стало бы с христианством в Америке, если бы каждая из исторических деноминаций запланировала прирост своих церквей всего на половину или четверть того, что планируют Божьи Ассамблеи? Но почему нет? Неверующие, которых нужно привести ко Христу, могут стать пресвитерианами, методистами, лютеранами, епископальными верующими или пятидесятниками. Любой, кто пригласит их первым и покажет, как Евангелие Иисуса Христа может удовлетворить их самые глубокие нужды, способен завоевать их. Факты подтверждают, что эффективно достичь этого можно через насаждение новых церквей.

Некоторые считают, что Божьи Ассамблеи слишком рискуют, поставив перед собой такую смелую цель. А если они не выполнят ее? Хорошо, предположим, не выполнят. Предположим, они закончат декаду всего лишь с двумя с половиной тысячами или тремя тысячами новых церквей? В любом случае их положение будет намного лучше, чем если бы они не приложили усилия в этом направлении. И даже при таком исходе за истекшую декаду они откроют намного больше церквей, чем большая часть американских деноминаций открыла за последние три или четыре десятилетия.

Другие деноминации

Не случайно Южные баптисты стали самой большой протестантской деноминацией в Америке. Один из секретов роста заключается в том, что они постоянно выделяют значительные суммы и направляют личный состав на насаждение церквей на всех уровнях — от поместных приходов до ассоциаций, государственных конвенций и Миссионерского совета в Атланте. И хотя они первыми признают, что делают это не в достаточной степени, каждый год они стараются открыть все больше новых церквей или миссий церковного типа. Многое из того, что я знаю о насаждении церквей, я приобрел у Южных баптистов.

Я так радуюсь сильному стремлению насаждать новые церкви, что веду собственный неформальный дневник с записями на эту тему. Например, я думаю, что Церковь Бога в Кливленде 5 мая 1985 года установила рекорд, когда за один день открыла в Алабаме двадцать восемь церквей. Но этот рекорд был побит в пасхальное воскресенье 1987 года, когда Христианский и миссионерский союз в один и тот же день открыл сто одну церковь, которые в среднем посетили по восемьдесят восемь человек. Это значит, что во всех новых церквях Союза в то воскресенье находилось более восьми тысяч человек, которые пришли в церковь впервые. Лидеры Союза почувствовали после этого такое воодушевление, что объявили о желании к 1994 году привлечь в свои церкви еще одну тысячу человек. Конечно, как Церковь Бога в Кливленде, так и Христианский и миссионерский союз находятся в ряду самых быстро растущих церквей в США.

Выпускники семинарий насаждают церкви

Надеюсь, вам не понадобится столько времени, сколько понадобилось мне, чтобы понять, что студенты, только что окончившие семинарию, имеют наибольший потенциал для успешного насаждения церквей.

В течение нескольких лет я преподавал курс церковного роста в Фуллеровской семинарии. Я обнаружил, что самый эффективный метод евангелизма под Небесами — насаждение новых церквей. Однажды утром я проснулся и понял, что за всю историю Фуллеровской семинарии в ее учебных планах никогда не было курса, но насаждению церквей. Я выяснил, что никто и не собирается ввести обучение, но этому курсу, и тогда я решил сделать это сам. Я знал о предмете обучения совсем немного, но. как я думал, я знал одно — лучше всего насаждение церквей получилось бы у опытного пастора, который служил в нескольких церквях и приобрел мудрость и зрелость, необходимые для открытия новой церкви.

Неправда!

Дело не в том, что такие качества помешают человеку открыть новую церковь, напротив, помогут. Однако опытные пасторы часто оказываются не совсем подходящими для этого. Молодые люди, обладающие большим потенциалом и гибкостью, намного более соответствуют такого рода работе. Я начал призывать моих студентов открывать новые церкви и несколько лет подряд наблюдал, как некоторые из них начинали возрастать на этом поприще. Когда я говорю о преимуществах начинания новой церкви с нуля, вместо приобретения в виде наследия чьих-то проблем в уже существующей церкви, некоторые из выпускников принимают это во внимание и начинают собственные церкви.

Стечением времени я все больше осознавал, насколько ценными были выпускники семинарий для насаждения церквей. В этом меня сильно воодушевлял мой близкий друг Рик Уоррен, молодой южнобаптистский выпускник Юго-западной баптистской богословской семинарии в Форт-Уорте. В 1980 году Рик посадил свою семью в машину и отправился открывать церковь в округе Оранж, штат Калифорния. Он объявил о своем желании к 2020 году иметь в своей церкви двадцать тысяч человек и каждый год открывать новую церковь. Но разве выпускнику семинарии такое по плечу? К 1989 году количество членов его церкви достигло отметки между четырьмя и пятью тысячами. Вместо девяти запланированных новых церквей он открыл четырнадцать. В течение нескольких лет Рик Уоррен помогал мне приобретать знания для преподавания курса насаждения церквей в Фуллеровской семинарии, чем вдохновил и призвал десятки студентов выступить вперед и рискнуть ради Бога.

Лишние священники

Многие традиционные деноминации сталкиваются с очень серьезной проблемой избыточности рукоположенных священников. Количество церквей уменьшается, а семинарии продолжают выпускать новых кандидатов на рукоположение практически прежними темпами. Еще в 1980 году два опытных исследователя, Джексон У Кэролл и Роберт Л. Уилсон, изучили создавшуюся ситуацию. Они опубликовали свой доклад в книге, названной «Слишком много пасторов» (Jackson W. Caroll and Robert L. Wilson, Too Many Pastors). Представив фактические данные и проанализировав их, авторы смогли написать свою основную главу «Тактика выживания для священства».

Чаще всего возникновение новой церкви в общине приводит к повышению интереса к религии вообще.

В этой главе они предложили восемь условий, которые следует выполнить для исправления положения в будущем. Как ни удивительно, там не было ни единого предложения планировать новые церкви! Очевидно, эта мысль никогда не приходила в голову ни авторам, ни тем, у кого они собирали информацию. Если такая идея и посетила их как главная возможность использовать пастора, у которого нет собственного прихода, то она была отвергнута ими.

Южные баптисты такого бы не допустили. Фактически примерно в то же время журнал их Миссионерского совета прокомментировал эту проблему такими словами: «Для того чтобы выполнить поставленные Южнобаптистской конвенцией цели и обеспечить работой пасторов; оставшихся без церквей, нам нужно разработать программы для подготовки церковных основателей».

Программа Южных баптистов для подготовки основателей церквей предлагается студентам во всех их семинариях. Это двухлетняя программа для выпускников семинарий, которые имеют ограниченную пасторскую практику или вовсе не имеют таковой. Руководители предлагают молодым выпускникам заработную плату, оплачивают все расходы по переезду и помогают в открытии повой церкви.

Совсем недавно они разработали новую программу, которая предлагает студентам семинарии десятидневный практический семинар. В нем совершенно четко ставится требование открыть новую церковь за десятидневный срок. Южные баптисты верят, что студенты семинарий могут начать новые церкви, поскольку за многие годы они убедились, что это работает.

Одна из моих любимых семинарий – Евангелическая богословская семинария, основанная Крисом Марантика,- находится в Индонезии. Марантика решил открытьв Индонезии пятьдесят тысяч церквей с помощью студентов своей семинарии, перед которыми было поставлено условие — для того чтобы получить документ об окончании семинарии, они должны открыть церковь с количеством прихожан не менее тридцати. Мне кажется, это достойный выпускной экзамен.

Зачем насаждать новые церкви?

Есть много причин, по которым насаждению церквей следует отводить главное место в планах и стратегии церквей и миссий. Я хочу провести краткий обзор пяти главных причин, которые более подробно будут рассмотрены в дайной книге несколько позже:

1. Насаждение церквей — библейское понятие. Насаждение церквей — новозаветный способ распространения Евангелия. Проследите за распространением Церкви через Иерусалим, Иудею, Самарию и даже до края земли, и вы увидите, что впереди шли именно основатели церквей. В этом заключается деятельность Царствия, явно подтвержденная Богом нашим Царем. Мы все как община Царствия едва ли можем утверждать, что находимся в повиновении Богу, если не открываем новые церкви, причем интенсивно и неуклонно.

2. Насаждение церквей означает выживание деноминаций. Может быть, кто-то посчитает выживание деноминаций недостаточно стоящим делом, но глубоко внутри себя многие церковные лидеры не согласятся с этим. Большинство из нас совершенно правильно считают, что наши деноминации вносят существенный вклад в целостность вселенского Тела Христова. Но если настоящие темпы снижения количества членов деноминаций сохранятся еще 25-30 лет, то их будущее весьма неясно, если не сказать больше. Поэтому абсолютно необходимым элементом для изменения положения вещей должно стать усиленное насаждение новых церквей.

3. Насаждение церквей приводит к появлению новых лидеров. Многие исследования подтвердили, что лидеры представляют собой самый важный фактор в деле роста и распространения поместных церквей. В поместной церкви нет человека, который оказывал бы более сильное влияние на ее рост, чем старший пастор. Но преуспевающие старшие пасторы следят за тем, чтобы внештатные лидеры тоже занимали бы ответственные позиции в различных служениях церкви. По большей части существующие церкви невольно поставили ограничения как для священства, так и для лидеров из мирян, в результате чего значительно затруднено продвижение вверх для новых людей. Новые церкви, однако, широко распахивают двери для новых лидеров и желающих служить, чем приносят значительную пользу всему Телу Христову.

4. Насаждение церквей стимулирует деятельность существующих церквей. Некоторые не хотят начинать новые церкви из-за боязни нанести обиду тем церквям, которые уже находятся в конкретной общине. Они думают, что таким образом создают нежелательное соперничество между братьями и сестрами во Христе. Я буду говорить об этом более подробно позже, а здесь достаточно будет упомянуть, что чаще всего возникновение новой церкви в общине приводит к повышению интереса к религии вообще. Если все сделать правильно, то новая церковь станет благословением и для существующей церкви.

5. Насаждение церквей — эффективный метод евангелизации. Нет более практичного или экономного способа привести неверующих ко Христу в любом географическом регионе, чем насаждение новых церквей. Это относится как к неосвоенным районам, так и к «заселенным» церквями территориям. Давайте посмотрим на все возможные варианты.

Новые церкви в неосвоенном районе

Под неосвоенным районом я понимаю те районы, регионы мира или страны, где еще не проводилась евангелизация. Нет сомнений, что таким районам нужна проповедь Евангелия. И все же только недавно очень крупные международные евангелизационные служения начали осознавать тот факт, что для получения долговременных результатов очень важно открывать новые церкви.

Три исключительно важных обстоятельства подтверждают потребность в появлении новых церквей как необходимой части евангелизационной стратегии на неосвоенных землях:

Во-первых — необходимость, о которой говорится в Библии. Когда апостолы и евангелисты двигались в пределах земель, не охваченных Евангелием, они насаждали новые церкви. Апостол Павел сказал: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20). Павел отправился в новые земли, и что же он там делал? Он насаждал церкви.

Во-вторых — демографическая необходимость. Из трех миллиардов людей, живущих сегодня в мире и не знающих Иисуса Христа как Спасителя и Господа, около семидесяти процентов до сих нор не имеют живой, евангелизирующей церкви в своей культуре. А это около двух миллиардов человек. Они не придут ко Христу до тех пор, пока кто-нибудь не войдет в их культуру с любовью Христа и не начнет насаждать церкви. Темны, с которыми они будут приходить ко Христу, будут напрямую зависеть от скорости, с которой будут умножаться церкви.

В-третьих — практическая необходимость. Некоторые международные христианские служения, основанные в целях евангелизации, начали понимать, что самый эффективный метод евангелизма под Небесами — это насаждение новых церквей.

Крусейд по донам (Every Ноте Crusade). Крусейд по домам (ранее называвшийся Всемирный литературный крусейд) — это мощная организация, которая пытается донести христианскую литературу до каждого дома по всему миру. Многие люди и целые семьи читают эту литературу и становятся христианами. Как любые другие типичные межцерковные организации, они сначала не думали об основании новых церквей, потому что не хотели, чтобы их считали конкурентами других миссионерских организаций. Они хотели работать в сотрудничестве с существующими миссиями.

Но Джек Макалистер, прослуживший директором Крусейда по домам в течение тридцати трех лет, ощущал на себе бремя за тысячи деревень в таких странах, как Индия, где совсем не было церквей. Эти деревни могли находиться на территориях, где работали другие миссионерские организации, поэтому он не хотел насаждать там церкви. Вместо них он решил основать так называемые «группы Христа». Это было христианское общение, которое функционировало наподобие церквей, но по определенным причинам не называлось церковью. Результаты были поразительными. Только в штате Андра Прадсш возникли сотни групп Христа. Стечением времени они стали открывать более одной группы Христа в неделю. Эта организация сообщает о существовании в Индии трех тысяч четырехсот восьми таких групп. Евангелизационная эффективность Крусейда по домам в смысле долговременных плодов увеличилась во много раз.

Молодежь с миссией. Молодежь с миссией (Youth With а Mission, YWAM) — одна из самых энергичных современных миссионерских организаций. Еще в 1983 году меня пригласили провести краткий семинар для международных лидеров YWAM по евангелизации неохваченных народов на их базе в Кона, Гавайи. Во время моей утренней молитвы в то утро Бог побудил меня рассказать им о насаждении новых церквей. Я этого совсем не планировал, но прежде чем я начал занятия по программе, я просто сказал им, что услышал от Господа в то утро. Никогда не забуду волнение, охватившее собравшихся. Мне потребовалось несколько минут, чтобы навести порядок для проведения запланированных занятий.

Через несколько месяцев я получил письмо от Флойда Маккланга, европейского директора YWAM в Амстердаме, Нидерланды. Он написал от лица лидеров YWA.V1 из Европы, Среднего Востока и Африки и сообщил, что мои слова о насаждении церквей стали указующими для их миссии, хотя сама идея основания церквей не была для YWAM новой. Вскоре после этого в журнале «WorldChristian» был опубликован доклад о том, что YWAM начали открывать в среднем по одной новой церкви вдень.

Один миллион новых церквей

Кампус-крусейд. Пожалуй, очень немногие международные организации сделали так много для евангелизации мира, как Кампус-крусейд для Хрипа. Однако они не планировали в своей деятельности насаждение церквей. В университетских городках вместо церквей они организовывали кампусные группы. Но, когда они выпустили фильм «Иисус» и начали прямую евангелизацию населенных пунктов, где не было церквей, дело осложнилось. Я нимало не сомневаюсь в том, что на данный момент наиболее мощным евангелизационным средством является фильм «Иисус». Многие обретают спасение во время просмотра этого фильма. Но Билли Грэм столкнулся с той же проблемой, что и Джек Макалистер годы назад. Дело в том, что в тех деревнях, где показывали фильм «Иисус» и множество людей молились, чтобы принять Иисуса, не было возможности собрать верующих вместе в христианские церкви.

Поэтому Кампус-крусейд стал насаждать «домашние группы общения». Скоро стало очевидно, что эти группы перерастают в церкви. Теперь насаждение церквей стало одной из задач Кампус-крусейда. Они разработали исключительно массированную программу, которая называется «Новая жизнь 2000». В рамках этой программы они работают с христианами из всех деноминаций, стремясь выполнить к концу века восемь конкретных задач. Задача номер восемь? «Построить в сотрудничестве с существующими деноминациями более одного миллиона новых церквей». Представляете, какое воздействие окажет это на процесс евангелизации всего мира! Возьмем, к примеру, Таиланд. Кампус-крусейд сообщает, что благодаря фильму «Иисус» в этой стране в 1980-е годы было открыто больше новых церквей, чем за все предыдущие сто пятьдесят лет миссионерской работы.

Новые церкви на «заселенных» церквями землях

Кроме некоторых евангелических организаций, которые не включили насаждение церквей в свои уставы, большая часть христианских лидеров соглашается с тем, что новые церкви необходимы для евангелизации людей на неосвоенных территориях. Но это мнение меняется, когда речь заходит о тех районах, где церкви существуют уже сотни или тысячи лет. Постоянные споры ведутся в таких традиционных бастионах протестантизма, как Соединенные Штаты, Англия, Европа, Канада. Австралия и Новая Зеландия.

На мой взгляд, к «заселенным» территориям применим тот же принцип: самый эффективный метод евангелизма — это насаждение новых церквей.

Самое сильное сопротивление оказывают организации и отдельные лица, чьи интересы тесно связаны с традиционными церквями. Я отчетливо вспоминаю встречу на Лозаннском комитете по всемирной евангелизации в 1980 году в Патайе, Таиланд. Туда были приглашены более девятисот лидеров со всего мира, чтобы в течение десяти дней разработать стратегию евангелизации определенных сегментов населения мира. Двадцать три группы рассматривали вопросы, связанные с евреями, китайцами, беженцами, городской беднотой, марксистами, индуистами и многими другими. Одной из двадцати трех таких групп была группа «христианского свидетельства, обращенного к номинальным христианам среди протестантов». Те, кто присоединился к этой группе, были в основном лидерами традиционных церквей на территориях, уже занятых другими церквями.

Они часами обсуждали, как евангелизировать Францию, Германию, Австралию и многие другие страны, после чего опубликовали свои выводы в докладе на четырнадцати страницах. Я до сих пор пребываю в изумлении от того, что в их докладе нет даже и намека на насаждение новых церквей, что могло бы стать очень эффективным средством евангелизации этих регионов. Меня это настолько удивило, что позже я стал расспрашивать их и, к великому своему ужасу, узнал, что вопрос о насаждении церквей был вынесен на обсуждение, но его отклонили, решив, что такой подход представляет собой эффективный способ благовестил только для собственного народа.

Я думаю, этот случай очень точно отражает представления большой группы наиболее влиятельных лидеров в традиционно протестантских странах. Поэтому неудивительно, что церкви приходят в упадок и христианство теряет свое влияние. Главный упор эти люди делают на обновление уже существующих церквей. Я тоже поддерживаю обновление церквей и верю, что если обновление придет в существующие церкви, то они начнут много и эффективно евангелизировать. Однако этого недостаточно. Не нужно ставить новые заплатки на старые мехи, нам отчаянно нужны новые мехи.

Запомните один очень простой факт: легче родить ребенка, чем воскресить мертвого! Я не говорю, что все или большинство существующих церквей мертвы. Многие могут и должны возродиться к новой жизни силой Святого Духа. И все же самым чудесным отделением в больницах является родильное.