10. Иисус — главный пример служителя

В этот час, я верю, перед Телом Христовым стоит отчаянная нужда в новом, свежем понимании важности служения другим. Своей жизнью и служением Иисус явил нам конечный пример, модель или образец истинного служителя.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

Фил. 2:5

В данном стихе «чувствования» означают «отношения, намерения или сердце». Сердце, чувствования, намерение и отношение, какие были у Иисуса, описаны в стихах 6-11.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.

Фил. 2:6

В Послании к Колоссянам (1:19) говорится: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала вся полнота».

В Евангелии от Иоанна (1:18) сказано: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Сын, Иисус Христос, был самым близким Отцу. Бог Отец решил, чтобы все, что касается Божества, было явлено через Сына Его на земле. Иисус не почитал хищением быть равным Богу, но обратите внимание на позицию, которую Он занял:

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.

Фил. 2:7

Иисус был полон славы, силы, чести, владычества и могущества. Он был высок и превознесен и посажен по правую руку Бога Отца. Вокруг Него были ангелы, однако Он на время оставил все это, чтобы унизить Себя и принять образ слуги. Он принял подобие человека.

Это может и не говорить вам о многом, так как вы уже сотворены по подобию мужчины или женщины, но вначале Иисус не был подобен человеку.

По Его усмотрению это произошло в Вифлееме в маленькой конюшне, где Его положили в яслях. Это было Его решение — принять вид человека и развиваться, и пройти все, через что мы проходим, даже процесс родов, и расти как ребенок. Это было переживание, требующее смирения, но Иисус прошел через это.

Иисус не принимал здесь почестей. Когда Он пришел, пастухи были теми, кто почтил Его. Великие и знаменитые не пришли. Скромный прием был оказан Ему по сравнению с тем, какой был бы оказан большинству царей, если бы они покинули небеса и пришли на землю.

Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Фил. 2:8

Смирил Себя — ключевая фраза. Люди иногда говорят, что Бог смиряет их. Но победа и благословения приходят в нашу жизнь, когда мы смиряем себя.

Бог призвал Иисуса принять наш грех. Мы знаем, что Иисус Христос был заклан до основания мира. Итак, то было в Божьем сердце и уме, чтобы искупление произошло через Его Сына, и Он был призван к Голгофе. В тот момент Иисус молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет»(Лук. 22:42).

Иисус стал послушным до смерти. Это была унизительная смерть и невероятно мучительное распятие.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Фил. 2:9-11

В Царстве Божьем путь вверх лежит через путь вниз. Чтобы быть благословленным, нужно отдавать. Чтобы принимать, нужно отпускать. Божьи законы действуют противоположно мирским. Мир говорит: если хочешь возвыситься, наступи на других людей. Бог же говорит: хотите возвыситься — служите людям вокруг вас. Кто хочет приобрести, тот должен быть готов отдать, что имеет, и тогда обретет истинные богатства.

Мир говорит: «Бери столько, сколько можешь». Но Бог говорит: «Будь готов все это оставить, ибо тогда Я дам тебе то, что никто другой не может дать тебе».

Будучи верующими, мы являемся сыновьями и дочерьми Божьими. Благоволение Отца в том, чтобы дать нам Царство. Мы совоскресли и были посажены со Христом на небесах. Мы восходим на высоты земли, и враг под ногами нашими. Мы знаем, что можем передвигать горы (испытаний, сомнений) молитвой, именем и кровью Иисуса, силой Духа Святого и произнесением Слова Божьего.

Итак, каким образом эти преимущества соотносятся с сердцем слуги? Когда пришел Иисус, иудеи ожидали спасителя государства, который избавил бы их от римского господства. Зелоты ожидали того, кто встанет за их дело и освободит их от ужасного угнетения и порабощения, в котором они пребывали из-за чудовищной налоговой системы, будучи в буквальном смысле рабами Римского государства. Когда Иисус пришел, они решили, что Он — Мессия, о Котором говорило Писание, Который будет править с жезлом железным.

Библия говорит, что по слову Мессии народы сокрушатся и что все народы земли поклонятся Ему в Иерусалиме. Исаия пророчествовал об этом. Люди предвкушали такие события и представляли себя их участниками. Они не могли дождаться прихода этого дня.

Но Иисус пришел, как пророчествовал Захария, на молодом осле, как страждущий, смиренный слуга, — эту сторону Мессии они не видели и не понимали. Пророки говорили о Нем, но до наступления последующих времен глава пятьдесят третья Книги пророка Исаии так и не была открыта. Ему надлежало быть израненным за наши преступления. Он должен был понести беззакония многих. Он должен был быть отвержен и презрен.

Нам была дана власть и сила в борьбе с врагом, но также мы были призваны служить людям. У Иисуса была власть над дьяволом. Он сказал: «…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30).

В то же время Он сказал:

Больший из вас да будет вам слуга: Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, возвысится.

Мат. 23:11,12

Обратите внимание на Послания апостолов: Петр начинает свое письмо словами: «Симон Петр, раб и АпостолИисуса Христа…», Иаков начинает свое письмо со слов: «Иаков, рабБога и Господа Иисуса Христа…»

Апостол Павел имел огромный авторитет, силу, власть и влияние. Он знал, что является больше, чем завоевателем для Христа и что все, сделанное им, совершалось силой Христа. Но когда он писал церкви, он назвал себя: «раб Иисуса Христа» (Рим. 1:1).

Как мы сопоставим роли раба Христова и друга Христова? Владычество, сила, власть — и тут же положение слуги. Мы можем примирить одно с другим в Личности Иисуса Христа. Он оставил нам пример для подражания. Павел определил Его пример, когда сказал: «Ибо в вас должны быть те же чувствования (отношение, сердце и намерения), какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).

Несмотря на то, что у Иисуса была великая сила, владычество и положение, Он смирил Себя. Он отождествился с теми, кто Его окружал. Он стал послушен даже до смерти крестной.

Вы — сын или дочь Бога, избранные Им. Иисус сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан. 15:16).

Слуга по своей воле

Вы становитесь слугой по вашему собственному выбору. Апостол Павел знал, кем он является во Христе. Он знал, кем он является в служении. Он знал, что призван в качестве апостола, учителя и проповедника среди язычников, но то, что он стал слугой, зависело от его собственного решения.

Бог избрал вас, чтобы вы были Его другом. Он избирает вас быть Его сыном или дочерью. Он избирает Своих апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Никто не вправе взять на себя такую инициативу. Но мы выбираем быть слугами, потому что видели пример Христа и примеры Его учеников.

В Первом послании к Коринфянам (9:19) Павел сказал: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть».

Одна из проблем современных супружеских пар и семей — в их настрое «обслужи меня»! Америка наводнена такими отношениями. Часть проблемы в церквях заключается в том, что люди приходят, чтобы им послужили. Они ходят в церковь, как в ресторан.

У нас в церкви лучший шведский стол, чем в большинстве ресторанов! У нас есть Живой Хлеб и Живая Вода, манна с небес. Мы — часть Тела Христова, и Бог призвал нас служить друг другу. Павел сказал: «…любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

В сущности, Павел говорил: «Вы были освобождены, но не для того, чтобы жить в эгоизме или господстве над другими. Вы освобождены Божьей любовью, и Его любовь теперь наполняет ваши сердца, и вы можете любить друг друга». Призвание каждого верующего — служить друг другу в Христовой любви.

Один мой сотрудник рассказал мне, как один студент Библейского института «Победа» (ветеринар из Африки) служил заключенному, который не хотел его слушать. Студент был наполнен таким состраданием к нему, что продолжал приходить и делиться любовью Христа с заключенным. Вновь и вновь он был отвергаем, пока в конце концов любовь не затронула человека, и он откликнулся на Божье послание.

Если вы подходите с высокомерием и не готовы служить, а тот, кому вы свидетельствуете, советует вам держать свое свидетельство при себе, то вы можете встать в позу: «Хорошо, приятель. Пусть будет так». Но тот студент продолжал навещать заключенного. Каждый раз его отвергали, но он, как слуга, не был оскорблен таким отношением.

Какой свободный человек в этом мире станет служить тому, кто за решеткой? Некоторые люди в нашем обществе говорят так: «Осужденные заслуживают заключения. Они совершили преступления и потому должны находиться там». Но (поймите правильно) мы все были за решеткой и осуждены на смерть до нашего рождения свыше. Над всеми нами висел смертный приговор, ибо все согрешили и лишены славы Божьей. Если бы не Божья благодать, никто из нас не был бы свободным. Слава Богу, что кто-то послужил Господу тем, что пришел к нам и поделился с нами Евангелием Христовым!

Иаков и Иоанн, «сыны Громовы», хотели свести огонь на селение самарян, которое не приняло Иисуса. Они верили в послание силы! Слишком увлеклись использованием своей власти. Они сказали: «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?..» (Лук.9:54). В тот момент Иисус осознал, что они так ничего и не поняли. Он упрекнул их:

Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать.

Лук. 9:55,56

Иисус также сказал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3:17).

Когда мы смотрим на учеников Иисуса, апостолов, то ободряемся: есть еще на нас надежда! Иаков и Иоанн рассчитывали: «Еще немного и Иисус будет в Иерусалиме. Он разгромит римлян, а мы будем править с Ним».

Они успели замолвить словечко: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мар. 10:37). У Иисуса был ответ для них, и у Него есть ответ для нас. Они осознали силу небесную и свою власть в молитве, но подумали, что это все было дано для того, чтобы они могли занять высокое положение.

Иисус сказал в ответ:

Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять (других учеников) начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Мар. 10:38-41

Величие приходит со служением

Глава десятая (стихи 42-45) Евангелия от Марка — это параллельный текст ко второй главе Послания к Филиппийцам; в нем Иисус выразил то, что описал Павел, а именно, что величие приходит со служением.

Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Мар. 10:42-45

Иисус сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой»

(Иоан. 12:26).

В Послании к Колоссянам (3:23,24) говорится:

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

Что помогает церкви двигаться в помазании Божьем? Что делает людей счастливыми? Их готовность служить.

Если вы не приняли решения служить — мелочи будут огорчать вас. Позиция служащего же такова: «Мое дело служить, не судить. Не буду ни обижаться, ни огорчаться».

По моим наблюдениям, в позиции многих тех, которые осознали, кем являются во Христе, получили откровение о преуспевании, их власти, силе и положении, присутствует элемент эгоизма. Одна сторона монеты почти ослепила их по сравнению с другой: Мы по своему выбору становимся слугами.

Зачем нам даны дары (или проявления) Духа? В Первом послании к Коринфянам (12:7) говорится: «…каждому дается проявление Духа на пользу» (в англ. Библии: «для пользы всех» — прим. перев.).

Мы имеем привилегию молитвы друг за друга. В Послании к Римлянам (1:15) говорится: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».

Будем служить Господу, непрестанно проявляя сострадание к другим. Пусть это будет ваш выбор.