11. Цена ученичества

К «цене ученичества» относится цена служения Господу. Лично я убежден, что награда за служение Господу несравненно выше любой цены.

Иисусу было что сказать о цене ученичества:

Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Лук. 9:57-62

Иисус никогда не смягчал Своих запросов и требований для ученичества. Его требования были серьезными, строгими и настойчивыми. Нигде в Писании мы не видим, чтобы Иисус отрекался от того, что повелел людям исполнять, или от Своих слов. Одно из учений, в котором мы нуждаемся сегодня, чтобы привнести стабильность, прилежание и постоянство в Тело Христово, — это проповедь о «цене ученичества». Награда несравненно превышает цену. Бог благословляет нас праведностью, миром, радостью, победой и жизнью вечной.

Когда я оглядываюсь на то, что оставил ради следования за Христом, то радуюсь, что оставил это. Есть люди, которые еще полностью не отдали себя Богу, так как не понимают, чего Он требует от них. Они не вошли в настоящие благословения, преимущества и радость. Они крепко держатся за что-то, не осознавая, что Иисус пришел дать им жизнь с избытком (Иоан. 10:10).

В Евангелии от Матфея (16:24) сказано: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Я обнаружил, что наилучший путь к благословению и преуспеванию, это делать, что говорит Иисус, несмотря ни на что.

С таким определением давайте откроем Слово, главу девятую Евангелия от Луки, и посмотрим, как Иисус отвечал тем трем людям, которых призвал следовать за Собой.

«Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел»

Первый сказал: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Лук. 9:57). Он был полон воодушевления и энтузиазма. Дочь Иаира была исцелена, слуга сотника был чудесно исцелен, Иисус укротил бурю, Он проповедовал в Капернауме, Он проповедовал в Своем родном городе, парализованный был исцелен, хлеба и рыбы были умножены, и множество других чудес было явлено. Несомненно, Иисуса окружала группа тех, кто хотел следовать за Ним.

Следовавших за Иисусом и желавших трудиться, а не просто есть хлеб и рыбу, было столь много, что Иисус «…избрал… и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук. 10:1).

Огромная толпа людей была готова вкусить хлеба и рыбы, они были готовы послушать проповедь, но также были и другие, которые решили стать учениками, чтобы не просто слушать Слово, но и пребывать в нем.

Ученик — это «тот, кто принимает с намерением, целью и решением идти и делиться с другими».

Евангелие от Иоанна (8:31) гласит:«…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Ученичество подразумевает посвящение себя исполнению заповедей Иисуса Христа и постоянное пребывание в Его Слове.

Каждый день мы должны делать то, что повелел Иисус. Его пути совершеннее наших. И исполнение того, что Он велит, не является тяжким бременем. Это не угнетает. Его иго — благо, и бремя Его легко (см. Мат. 11:30).

Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Ученики — это свободные люди. Это люди, которые пребывают в Слове настолько, что они применяют его в своей личной жизни, и оно освобождает их. Могучие воины Божьи, которых призывает Бог в этот час, свободны, чтобы освобождать других.

Когда Иисус призывам учеников в первый раз, Он приглашал их к Себе в дом. Он вырос в Назарете, невдалеке от Галилейского моря. Он мог возвращаться в дом матери в Капернауме, огибая прибрежную полосу. У нас есть основания полагать, что Он мог останавливаться в доме Иакова и Иоанна, и, возможно, Он останавливался у Петра, потому что, как мы читаем, там Он исцелил тещу Петра, которая была больна горячкой.

Знаем, что за неделю до Своего распятия Иисус побывал в Вифании, которая расположена в двух милях от Иерусалима через Масличную гору. Он задержался в доме Марии, Марфы и Лазаря.

Несмотря на это, Иисус сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лук. 9:58). Что Он имел в виду?

Ясно, что у лисы есть свое место и птицы имеют пристанища. Значение стиха таково, что независимо от того, куда шел Иисус в конечном счете Его отвергали. У Него не было места признания. В Евангелии от Иоанна (1:11) сказано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли».

Я полагаю, что ответ Иисуса человеку, сказавшему, что он последует за Ним куда угодно, звучал примерно так: «Готов ли ты к отвержению? Готов ли ко кресту гонений — что тебя не примут из-за того, что мы проповедуем?»

Посмотрите на население Земли, хотя бы на жителей Америки: большинство населения не приняло христианства.

На Конференциях духовного роста, которые проводились по всей стране, я спрашивал: «Сколько людей спасены у вас?» Большинство ответов сводилось к тому, что это всего 20 или 30 процентов, иногда даже меньше рожденных свыше, независимо от места: в Нью-Йорке или на Восточном побережье, Западном побережье, Юге или Среднем Западе. Мы живем в обществе, не принявшем полностью Иисуса Христа. Многие люди религиозны, но я говорю о тех, кто находится в правильных отношениях с воскресшим, живущим, исцеляющим, спасающим и избавляющим Иисусом!

У жителей Назарета не было проблем с Иисусом тридцать лет. Он был приятным человеком. Он посещал синагогу ежедневно. Проблемы возникли, когда стали совершаться чудеса и весть начала распространяться. Тогда Иисуса отвергли. Наверное, и вам приходилось отстранять себя от людей, которые отвергали вас, для того чтобы продолжать идти за Христом.

Библия говорит: «Боязнь пред людьмиставит сеть…» (Пр. 29:25). Многие люди боятся быть отвергнутыми. Одна из самых тяжелых психологических атак, которой вы можете подвергнуться, — это отвержение.

Мы должны принять решение открыто исповедовать Иисуса Христа или быть «тайными» христианами. Решите, будет ли Его жизнь явлена публично в вашей семье, или вы продолжите пребывание в христианской секретной службе. Время занять свою позицию и сказать: «Я буду Его последователем. Я буду превозносить Иисуса на площади. Я буду превозносить Его на моей работе».

Отвержение и гонения приходят именно тогда, когда вы начинаете превозносить Иисуса. Иисус призывает нас принять решение публично, Он сказал: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится…» (Лук. 9:26). Апостол Павел сказал: «Я не стыжусь благовествования Христова…» (Рим. 1:16).

«Позволь мне прежде пойти и похоронит» отца моего»

Второму человеку из тех, кто упоминается в отрывке из главы девятой Евангелия от Луки (стих 59), Иисус сказал: «Следуй за Мною». Он ответил: «Господь, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». В нашем обществе это довольно важная традиция. Иисус сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благове- ствуй Царствие Божие» (стих 60). На мой взгляд, это звучит как весьма настойчивый призыв. В следовании за Христом присутствует нота настойчивости и безотлагательности.

Притяжение семейных уз удерживает некоторых от послушания призыву следовать за Иисусом. Во многих случаях нота безотлагательности не пересиливает семейной привязанности.

Иисус говорит о чем-то более глубоком и более широком, нежели просто похоронная церемония. Он говорит: «Будешь ли ты предан и верен Царству Божьему?» Иисус не отрицает и не противоречит заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою»», первую заповедь с обетованием. Но Он призвал того человека идти проповедовать, и ему предстояло выбрать одно из двух: пойти и позаботиться о той нужде или идти возвещать Царство Божье.

Господь сказал мне, что я должен буду проповедовать на похоронах моего отца, когда он погиб от несчастного случая. Это никак не противоречило моему призванию, тому, что Господь повелел мне исполнять. Это было слово Его Духа. Люди, никогда не бывавшие в церкви, в тот день услышали Евангельскую весть, и на наш призыв выйти к алтарю и принять Христа откликнулись многие.

Нам необходимо прийти к решению, будем ли мы слушаться Бога или нет. К чему Бог нас призвал? Он призвал нас отдавать Царству Небесному первое место. Но если человек сам разрушает свою семью, не заботится и не обеспечивает ее, не любит свою жену — при таком положении дел очень трудно проповедовать другим. Иными словами, мы должны являть Евангелие своей жизнью и в своей семье.

Многие люди так и не определили, что должно стоять первым: Бог или семья. Они говорят: «Семья была первым институтом». Я говорю: «Вначале был Бог». Приоритет — Бог.

Наше высшее призвание — служить Ему, любить Его, почитать и поклоняться Ему.

Когда Бог призвал меня обучаться в Университете Орала Робертса и оставить занятие атлетикой в государственном колледже в Арканзасе, я проходил тест типа «Авраам- Исаак». Никто не поддержал меня в моем решении послушаться Бога. В действительности произошло обратное. Люди приходили ко мне и объясняли, почему я не должен туда поступать. Я принял решение повиноваться Богу.

Шерон предстояло прохождение подобного теста, когда я закончил обучение, а ей оставался еще год до окончания. У нас была возможность посещения других городов и служения с организацией «Молодежь за Христа». Шерон при-

шла к такому уровню посвящения, что сказала: «Если ради проповеди Евангелия мне придется оставить учебу, я сделаю это».

Иисус сказал: «Ищите же прежде Царства Небесного и праведности его, и все это приложится вам» (Мат. 6:33).

Бывает, люди пытаются спасти брак, пренебрегая Царством Божьим. Это никогда не получится, потому что это нарушение Божьих законов. Они говорят: «Я знаю, что Бог призвал меня на миссионерское поприще, но из-за семьи я вынужден оставаться здесь». Если вы послушаетесь Бога и возьмете с собой семью, Он благословит каждую сферу вашей жизни.

Если вы оставляете Царство Божье, чтобы удержать что- либо, вы потеряете это. Если вы отдадите это ради Царства, Бог вернет вам утраченное.

«Позволь мне пойти и попрощаться с моей семьей»

Когда Иисус позвал третьего человека, тот ответил: «я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Иисус же сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук. 9:62).

Тому третьему, которого призвал Иисус, не хватало единства цели. Божий призыв приоритетен по отношению ко всему остальному, касается ли дело профессии, карьеры, или пожеланий семьи.

Мы с Шерон отдали себя Богу

Когда мы с Шерон еще встречались и говорили на тему женитьбы, я спросил ее: «Дорогая, ты готова поехать в Африку и жить в грязной хижине? Господь может призвать меня, и мы должны быть готовы пойти». Затем я сказал: «Я

не прошу отвечать сейчас. Подумай и скажи ответ через неделю». Я знаю, что был наивен и юн в том, как представлял это, но, с другой стороны, читая Писание, я усвоил то, что мы должны быть полностью посвящены тому, что Бог призвал нас исполнять.

Когда мы организовывали Христианский центр «Победа», это стоило нам всего. Мы выкладывались полностью. Все это происходило в разгар ожесточенной критики. Но когда Господь сказал мне: «Иди и достигай», мы никогда не оглядывались назад.

Для того чтобы основать церковь, мы оставили все. Если понадобится, мы сделаем это снова.

Примерно в то же время мы продали нашу машину, чтобы оплатить счет по служению из-за ситуации, возникшей в результате ошибки одного человека. Мы стояли во главе Христианского центра «Победа» и не имели машины. Но доброе имя было для нас важнее автомобиля.

В нашей церкви было уже несколько тысяч прихожан, но у нас не было машины. Мы приняли решение не влезать в долги. Тогда Господь обратился к человеку в нашей церкви, который возглавлял агентство по продаже в рассрочку подержанных автомобилей.

Несколько дней спустя мой брат Чарльз, который служил в военно-воздушных силах, позвонил, не имея представления о том, в каких обстоятельствах мы оказались, и сказал: «Мы переезжаем с одной воздушной базы на другую, и нам нужно оставить одну из машин у вас на несколько месяцев. Не могли бы вы подержать ее у себя». Мы сказали: «Конечно, мы могли бы!» Аллилуйя!

Божьего обеспечения более чем достаточно

Когда Иисус призвал семьдесят учеников, он послал их по два и сказал:

Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите!

Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!» И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом. И если придете в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие».

Лук. 10:2-9

Что Иисус имел в виду, говоря: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви…»? Говорил ли Он: «Обойдетесь. Примите обет верности»? Нет. Он имел в виду: «Идите налегке, потому что Я позабочусь о вас. Я усмотрю». Помните богатого молодого человека, который спросил Иисуса, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мар. 10:19-22)? Он был слишком привязан к своему богатству, чтобы стать учеником Иисуса Христа. Но Иисус не стал уговаривать его: «Хорошо. Позволь мне предложить тебе нечто лучшее». Иисус Христос позволил ему уйти. Это то, что многим людям тяжело принять в христианстве. Они не могут представить, что Иисус позволяет людям делать свой выбор. Действительно, спасение предлагается всем, являясь свободным даром для каждого, кто ни призовет имя Господне, однако, ничего не сказав, Господь отпустил того юношу, который только словесно проявил стремление к вечной жизни. Иисус не настаивал, пытаясь его убедить. Он позволил ему уйти. Почему? Потому что молодого человека от спасения отделяла любовь к богатству, которая превосходила любовь к Богу. В одной из десяти заповедей Бог сказал: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).

Иисус сказал ему:

Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею кре- постию твоею, — вот первая заповедь!

Мар. 12:29,30

Полное посвящение Христу является одним из критериев истинного ученичества. Христос должен стоять на первом месте в нашей жизни.

Воздаяние за следование Христу

Иисус предупреждал своих учеников остерегаться сребролюбия, воодушевляя обещанием преизобильного воздаяния, которое последует за оставлением всего имения ради следования Ему.

Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Мар. 10:23-30

Некоторые ученики оставили все. Иаков и Иоанн оставили сети, свое ремесло и своего отца, когда Иисус повелел следовать за Ним.

Кто-то мог бы возразить: «Не думаете ли вы, что они должны были прежде передать свое ремесло, отложив свое следование за Иисусом на несколько недель?» Для многих людей трудно откликнуться на призыв Христа, поскольку они были сбиты с толку «разбавленным» христианством, которое приспосабливается под современное общество. Но Божье призвание учеников на служение неизменно, и Его воздаяние сполна окупает издержки, связанные с ученичеством.

Когда Бог призвал меня учиться в Университете Орала Робертса для подготовки к служению, моим родителям было тяжело отпустить меня. С самого начала они не понимали причин моего перехода из колледжа с полной государственной оплатой обучения в УОР. Моя жена, будучи в то время моей невестой, тоже возражала против этого. Мой футбольный тренер тоже отговаривал меня. Бывают времена, когда вы должны прервать взаимоотношения с людьми, которые требуют, чтобы вы делали что-то неугодное Богу.

Однажды я оказался в довольно трудной ситуации. Некоторые студенты очного отделения сказали, что признание даров исцеления и говорения на иных языках в том университете, в который я хотел переходить, является работой дьявола. Сатана всячески препятствовал мне следовать принятому мной решению.

Говорю это не для того, чтобы привлечь к себе внимание. Бывает, что в то время, когда люди слышат проповеди на тему оставления всего ради следования за Иисусом, они думают про себя: «Безусловно! Но исполнял ли ты сам то, о чем говоришь?» Конечно, я не повторил в точности самоотверженного подвига апостолов, но мне пришлось пройти через нечто подобное в своей жизни.

Одно из преимуществ нашего времени заключается в том, что некоторые люди имеют возможность воспитываться в христианских семьях, поэтому их близкие поддерживали их решение следовать за Христом. В конце концов, когда мои родители поняли мою решимость поступить в УОР, они благословили меня и помогли мне его закончить. Слава Богу!

В Евангелии от Марка (10:31) сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Иногда может показаться, что вы последние, но если вы ставите Иисуса Христа на первое место в своей жизни, то вы будете в действительности первыми.

Если вы оставили все, чтобы пойти за Христом, ободритесь и не оглядывайтесь назад. Бог восполнит вашу утрату и даст вам отцов, матерей, людей, которые будут поддерживать вас. Я убедился в этом.